Государства главными чертами патриотически устойчивой личности являются. Патриотизм - почему так важно прививать чувство патриотизма? Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Государства главными чертами патриотически устойчивой личности являются. Патриотизм - почему так важно прививать чувство патриотизма? Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм - в основании имеет чувства любви к своему этносу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современные христианские авторы о патриотизме

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Алексий II. Интервью газете «Труд»

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошанных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации РНЕ . Содержит мнение, будто в обязанности настоящего патриота входит поддержка антисионистских акций.
  8. Георгий Курбатов Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города . Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 12 ноября 2012.
  9. См. англ. Википедию
  10. http://ippk.edu.mhost.ru/content/view/159/34/
  11. http://kropka.ru/refs/70/26424/1.html
  12. Послание к Диогнету: Иустин Мученик
  13. Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
  14. Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
  15. о. Пётр (Мещеринов). Жизнь в церкви. Размышления о патриотизме.
  16. Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
  17. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml
  18. Paul Gomberg, "Patriotism is Like Racism, " in Igor Primoratz, ed., Patriotism , Humanity Books, 2002, pp. 105-112. ISBN 1-57392-955-7 .
  19. Космополитизм - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия
  21. Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство
  22. http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=6746&issue=188
  23. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское политическое завещание) (Ридель М.)
  24. Борис Межуев
  25. [ Патриотизм] - статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также

Большинство людей, размышляющих об окружающем мире и самом себе в этом мире, неизбежно приходят к таинству собственной Вселенной, собственных корней, смысла жизни и миссии во временных рамках собственного существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг понятий семьи, места рождения, окружающих людей, Родины. Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме. Специфика родины в своих глубинных основаниях обусловливается теми социокультурными факторами, формировавшимися на ранних этапах становления человека и общества, которые образуют его достояние в пространстве генетической памяти.

В Педагогическом энциклопедическим словаре, вышедшем в свет в 2003 году даётся следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» 1 Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; С.185

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, Ж.П.Сартр, К. Ясперс и др.

В плеяде отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма находятся М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. М. Карамзин, Ф. И. Тютчев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Г. В. Плеханов, П. Б. Струве, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков и др. Смыслу их творчества присуще рассмотренне патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнeйшeй характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

Патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатлённый в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни.

Патриотизм - это добровольно принимаемая позиция индивидов, в которой приоритет государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условиями становления и развития гражданского общества. Это определяет патриотизм как универсальную норму, регулирующую любые отношения, интересы или деятельность лишь в одном направлении: в возможности всего этого соотноситься с самобытностью, что и переживается как чувство и образ Родины (императивный аспект).

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.(Словарь)

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).оформитьт как цитату

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

    полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);

    имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;

    этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему этносу;

    государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству.

    квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в современной России предполагает соответствующую активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе, участие коллектива в общественных процессах, активизацию роли общества в делах государства. Он всегда выступает как личностная позиция или отношения к обществу, он становиться содержанием свободы человека, силой его жизненной активности и является внутренней мерой жизнеспособности личности, коллектива, общества и государства.

В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. В реализации патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенного места или быть предметом спекуляций в политической борьбе.

Современные проблемы патриотического воспитания исследуются в различных отраслях гуманитарного знания. Теоретико-методологические проблемы представлены в:

Философских (Байкова В.Г., Бородин Е.Т., Бенкендорф Г.Д., Зарванский В.М., Вишневский С.С., Ильичёв Н.М., Крылова Н.Б., Лутовинов В.И., Макаров В.В., Мирский Р.Я., Сухотина Л.Д., Никандров Н.Д., Свердлин М.А., Рогачёв П.М., Скурлатов В.И.)

Исторических (Гулыга А.В., Крупницкий Д.В., Платонов О.С., Харланова Ю.В., Ильина В.А., Круглов А.А., Наумов С.В., Рыбаковский Л.Л., Бикмеев М.А., Жилин П.А., Кукушкин Ю.С., Пряхин Д.А., Ермичев А.А., Ярвельян В.И., Войнилов Г.Ю., Кожухова Е.А.), политологических исследованиях (Бабушкина В.А., Левашов В.Н., Петросян Ю.С., Иванова С.Ю., Сафаева Р.А., Явчуновская Р.А.).

Педагогических исследованиях (Агапова И.А., Белозерцев Е.П., Бондаревская Е.В., Бублик Л.А., Быков А.К., Бикметов Е.Ю., Вырщиков А.Н., Григорьев Д.В., Ипполитова Н.И.)

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Модернизация патриотического воспитания в последнее время становится одним из приоритетных направлений образовательной политики, на что безусловное влияние оказывают процессы культурной интеграции населения России. Прямым следствием указанных процессов становится пересмотр традиционных для каждой региональной системы патриотического воспитания положений, их расширение, а также усиливающаяся в последнее время тенденция изоморфизма патриотических функций учебно-воспитательных дисциплин, проявляющаяся в стремлении государства к выработке единого подхода к решению проблем воспитания патриота. Механизмом патриотического воспитания выступает смыслотворческая деятельность, направленная на выработку человеком собственных смыслов служения Отечеству в процессе индивидуализации, персонификации и социализации.

Содержание патриотического воспитания - это смысловое поле, в котором происходит обмен понятыми, принятыми, признанными (т.е. узнанными) и присвоенными образами мышления, сознания, поведения, отношений, деятельности человекообразующих субъектов - (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой энергетический обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности.

Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры. Следуя общепринятым в отечественной педагогике (В.В.Краевский, И.Я.Лернер) подходам к структуре содержания образования, можно выделить следующие его компоненты:

Знания о действительности в ракурсе патриотизма;

Опыт подражания патриотической деятельности героев;

Опыт служения Отечеству;

Содержательные характеристики патриотического воспитания, служащие основанием для определения инвариантных целевых параметров, могут быть установлены через систему смысловых соответствий феномена патриотизма в современных исследованиях по философии, социологии, психологии и истории педагогики, что даёт возможность описать патриотическое воспитание как педагогический феномен во всей его сложности и противоречивости, в единстве статических и динамических аспектов.

Необходимо выделить ряд требований к отбору содержания патриотического воспитания:

Соответствие целей и задач интересам обеспечения национальной безопасности России;

Обеспечения соответствия логики развёртывания содержания воспитания, логике развития личности;

Достаточный научный уровень концептуальности программ, моделей;

Учёт реальных возможностей в патриотическом воспитании.

К основным направлениям патриотического воспитания относятся:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. В педагогической науке последней четверти ХХ века разрабатывалось в следующих исследованиях: (Аллерзаев М.Ч., Алпацкий И.И., Бондаревская Е.В., Власова Т.И., Соловцова И.А., Сенюк Д.С., Немкова Е.М., Кодиева Р.И., Парпара А., Андреев Э.М., Яновский Р.Г., Сухотина Л.Г., Иванова С.Ю., Шишацкий А.Т., Монахов О.Н., Бенкендорф Г.Л., Певень Л.В., Калишевски А., Савинова К.Г., Князев Л.Н., Сафаева Р.А., Беляева Л.Н., Явчуновская Р.А., Вишневский С.С., Лаптев П.Н., Черный С.И., Юлдашева К., Бублик Л.А., Кумыков А.Н. и др.)

Историко-краеведческое - познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. (Горбова М.А., Дузь Л.П.,

орчагин Е.Н., Латорцев А.П., Лисецкая Г.В., Гуртовенко И.И., Михнев Н.Н., Пушкарев Л.Н., Иконников Ю.М., Деренский Е.И., Трубкин М.Я., Бурлыкина Л.И., Толстопятов И.В.)

Гражданско-патриотическое - это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско- патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга, формирования навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. (Подгорнов А.В., Сиволобова Н.А., Смирнов С.Н., Колчина Н.С., Саллагова З.Б., Рахимов О.Х.-А) Социально-патриотическое направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования. (Валиев И.И., Васильев Г.И., Голованов В.А., Дементьев Д.Н., Дьяченко В.В., Зарванский В.М., Казимирская Т.А., Козлов А.А., Коновалова Г.А., Кострулева И.В)

Военно-патриотическое - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. (Агапова Г.В., Алиева С.А., Аронов А.А., Жильцов Н.А., Зайчиков А.Н., Злыгостев Ю.К., Иванов В.Г., Кашинцев А.А., Константинов С.А., Кузьменков Н.Ф., Ломтев Ю.А., Мильчекова И.В., Бихнеев Н.Н., Подберезкин А.И., Пятиков А.И., Радионов Е.Г., Салиев Р.А., Самарец Г.А., Сеньшов Н.А., Солодкова М.В., Чистяков С.Н., Шинкоренко А.А., Оленин С.А., Бачевский В., Акчурин Р.С)

Героико-патриотическое - это также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. (Лазарев Ю.В., Лукьянова В.П., Мильчекова И.В., Петрянкина А.П., Полуянова Р.А., Романовская Е.В., Соколовская Ю.Б., Шитикова О.Н., Гарбузова В.В., Хлыстова Н.А., Окунева Ю.Е., Радионов Е.Г., Лутовинов В.И., Иваненков С.П., Кусжанов А.Ж., Карташев К.И., Фролов В.Ф., Океанов В.П., Кириленко В.И., Юшенков С.Н. и др.)

Спортивно-патриотическое - направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитию силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. (Галкин С.В., Садовников Е.С., Кудинов А.А., Вырщиков А.Н., Пеньковский Е.А., Тужилин А.П., Козлов А.А.и др.)

Патриотимзм (греч. рбфсйюфзт -- соотечественник, рбфсЯт -- отечество) -- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов Отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

История происхождения понятия «патриотизм».

Исторический источник патриотизма -- веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к Родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

  • · государственный (этатический) патриотизм -- любовь к государству.
  • · имперский патриотизм -- лояльность (любовь) к империи и её правительству.
  • · квасной патриотизм (ура-патриотизм) -- гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.
  • · полисный патриотизм -- любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.
  • · ультрапатриотизм -- любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах.
  • · этнический патриотизм -- любовь к своему этносу.

Критика патриотизма.

В новое время Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное -- безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: «Патриотизм -- это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм -- добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.

Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов.

Нравственное значение патриотизма в юридической деятельности определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот аспект в патриотическом сознании в современных условиях приобрел особую актуальность.

Каждого юриста должны переполнять чувство любви к Родине, преданность ей.

Это сложное социально-нравственное и нравственно-психологическое явление, формирующееся особым мировоззреием.

По своему социальному содержанию патриотизм призван способствовать сплочению, единению людей.

По индивидуально-психологическому - он представляет собой чувство и осознание органической связи, сопричастности человека к судьбам Родины, единение его с отечеством.

В деятельности юристов принцип патриотизма занимает значительное место. Являясь представителем государственной власти, он должен понимать важность поставленных перед его профессией задач и собственную ответственность за их исполнение. Оценка деятельности юриста - это оценка уровня правосознания и правовой культуры его родной страны. Для стражей правопорядка понятия «патриотизм» и «служебный долг» всегда были синонимами.

Мы живём в многонациональной стране. И все нации и народности нашей страны, естественно, должны любить свою общую Родину. Нельзя жить в России и говорить о ней «эта страна», Россия – наша страна.

Патриотизм – это любовь к родной стране. А за что любят родную страну?

Во-первых, ни за что. Просто так. Как любят родителей или детей, дом, где рос, двор, где играл с пацанами, где с Петькой дружил, а с Васькой дрался, где девочка в мини-юбке впервые подразнила точёными ножками.

Во-вторых – ни за что-то. Скажем, француз любит Францию за то, что прекрасная, что Париж – мировая столица, что Наполеон величайший полководец в истории, а Кристиан Диор – величайший модельер. Американец любит свои Штаты за то, что самая свободная страна и самая богатая, и конституция у них самая лучшая на планете. Даже мальтиец гордится своим крохотным островом, потому что это уникальный музей архитектуры семи народов и двадцати веков.

Вот и мы Россию любим, во-первых, ни за что. А во-вторых, за что? Отношение к Родине должно быть сыновнее, жертвенное. И радости её – наши, и печали её – это наши печали. В этом и есть патриотизм.

Мы находимся в преддверии 60-я Великой Победы, поэтому решили, что тема: «Патриотизм истинный и ложный» является сегодня актуальной.

Интерес представляет собой понимание патриотизма как «основной, ведущей ценности, являющейся стержнем, обеспечивающим единство и стабильность развития общества» Такой патриотизм характеризуется и определённой деятельностной направленностью, «является обобщающей ценностью, фактически объединяющей всю социально-ценностную систему в единое целое».

Патриотизм можно определить как возвышенное, особенно в духовном и социальном смысле, многообразное в своих проявлениях чувство любви к Родине, Отечеству.

Патриотизм понимают и как проявление его субъектами чувства национальной гордости за Державу, и как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными важнейшими и другими качествами, до осознания её нераздельности, идентичности с Отечеством, как высшей ценности, необходимости служения ему, своему народу.

Наконец, патриотизм – это вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей высшего уровня развития, способной испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, обладающей готовность к самопожертвованию и самоотречению для его блага.

Иначе говоря:

➢ во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается чувство, всё более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;

✓ во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действия и поступки, осуществляемые субъектом на благо Отчества.

✓ В-третьих, одним из характерным проявлений патриотизма является принцип Державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы;

✓ В-четвёртых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей,которая является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию её жизни, исполненной служению Отечеству;

✓ В-пятых, истинный патриотизм – в его духовности. Патриотизм, как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, которое по своей значимости уступает лишь служению Богу.

Обобщая вышесказанное, можно дать такое определение:

«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

Истинный патриотизм предполагает самоотречение его субъектов во имя Отечества, которое «есть нечто великое и светлое, нечто святое и чистое»

Выбрав эту тему, мы решили рассмотреть развитие патриотизма её со времен Древней Греции по сегодняшний день, сделав сравнения и выводы. Но для начала мы хотим рассказать о Школе Патриотов Древней Греции – Афинской Эфебии.

Афинская Эфебия представляет собой удивительнейшее явление в истории мировой цивилизации. Эфебия (от греческого слова « эфебос» – юноша), - это государственная организация в Афинах для подготовки свободнорождённых юношей от 18 лет к военной и гражданской службе. Окончившие Эфебию становились полноправными гражданами. После того, как она просуществовала около полутысячи лет, о ней не вспоминали на протяжении почти 15 веков.

В конце XIX – начале XX века опыт Афинской Эфебии нашёл свою новую жизнь в многочисленных «эфебских обществах», которые начали возникать на территории США, в бойскаутском движении, а также в других организациях, которые ставили своей целью подготовку молодёжи к исполнению гражданского долга, уважению нравственных ценностей и демократических идеалов, а также воспитание её в духе милосердия, добра, справедливости, дружбы и товарищества.

Важно подчеркнуть тот факт, что древние авторы видели главное условие победы афинских воинов над многократно превосходящим их персидскими войсками в том, что афиняне защищали идеалы демократии, личную свободу, руководствуясь в своём поведении идеями патриотизма и гражданской ответственности.

Молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах, имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.

Для зачисления в Эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру посвящения. И только тогда для него начинался двухгодичный цикл подготовки к военной и гражданской службе.

Эфебы давали клятву верности, которую приводим ниже.

АФИНСКАЯ ЭФЕБСКАЯ КЛЯТВА ВЕРНОСТИ

(со стены из Акарны)

«Я не опозорю моего священного оружия

И не покину своего друга,

Где бы я ни находился.

Я буду биться за дела святые

И за дела мирские

Как один, так и со всеми, кто поможет мне.

Я превращу свое отечество не в умаленное,

Но в более могущественное и великое, чем

Я буду подчиняться правящим

Представителям государства,

Которые управляют с мудростью.

Если кто – либо посягнуть на законы

Как один, так и со всеми, кто поможет мне,

Я буду противостоять ему.

Я буду уважать религию моих отцов,

Я призываю в свидетели богов

Алгавру, Гестия, Эния, Ареста и

Афинскую Арею, Зевса, Фалла,

Ависа, Гегемона, Геракла,

Границы моего отечества,

Пшеницу, ячмень, виноград

Оливковые деревья и инжир».

Эфебская клятва верности для каждого афинянина перед его вступлением в гражданство, была универсальной (гражданской и военной) клятвой. Она обязывала эфебов не просто соблюдать законы государства, но и учила противостоять каждому, кто захочет нарушить или обойти эти законы.

Мы считаем то, что в синтезе направляющей роли богов и собственных побуждений человека Гомер,впервые сформулировал модель нормативного поведения, которая вошла в сознание каждого грека: сражаться в первых рядах и не отступать перед лицом противника, дабы не посрамить себя и свой род, для чего в свою очередь необходимо обладать отвагой, мужеством, боевым пылом и желанием побеждать.

Принятие эфебами клятвы было частью торжественного ритуала, который обладал мотивационной ценностью сам по себе.

Идеи высочайшего патриотизма и самоценность личностной свободы, на наш взгляд, являются глубочайшими мотивационными основаниями поступков идеального нормативного героя, каким он представлен в древнегреческой драматургии.

Подготовка юношей в Эфебии к защите Отечества, строившаяся на основе принципа колагатии, т. е. всестороннего развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеала демократии, личной свободы, ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и Родину своих предков.

Показанные конкретные формы подготовки эфебов к защите отечества и психологические механизмы, обусловливающие их эффективность, нисколько не потеряли своей значимости для наших дней.

Личностно-характерологические черты, формируемые у эфебов, - их благородство, гражданская ответственность, самостоятельность, мужество и др. – являются той нормативной моделью, которая навсегда вошла в сокровищницу человеческой культуры.

В российском государстве опыт Афинской Эфебии может и должен найти самое широкое применение, поскольку наша страна всегда была тесно связана с греческой культурой.

Должна ли молодёжь служить в Армии?

Служение Родине всегда связывалось в нашем сознании с понятиями «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». И действительно, служение в Армии всегда было для молодого поколения школой мужества, гордостью и славой, надеждой на утверждение и испытания своих сил. Многие из нас сегодня слышат голоса граждан, которые тревожатся за нашу Армию. Одни говорят, что армия – предмет их гордости, символ могущества государства; другие - что она превратилась в наказание, и не хотят отпускать своих сыновей. Сейчас в России активно обсуждается военная реформа, так Союз правых сил предложил свой план создания профессиональной армии. Расходы на его выполнения не превысят 10% от всех военных расходов. В принципе, это под силу государству. Демографическая ситуация такова, что скоро некого будет призывать в ряды вооружённых сил, кроме того, среди призывников большой процент малограмотных. Цифры говорят сами за себя: если в 1985 году призывники со средним образованием составляли 93%, а начальным - всего 0,003%, то в конце 90-ых окончили среднюю школу лишь 70% призывников. Доля малограмотных людей увеличилась в 160 раз.

Другая проблема – это здоровье призывников, каждого третьего юношу после прохождения призывной комиссии освобождают от воинской службы, и при этом среди направленных в войска 45% не соответствуют предъявляемым требованиям.

Живем Мы с Вами в большой, многонациональной, красивой и богатой стране - Россия. И так уж получилось, что большую часть мужского населения интересует вопрос, связанный с армией. По Конституции РФ каждый человек мужского пола, кому от 18 до 27 (быть может, и до 31), здоровый и умный, богатый и красивый, в общем, в полном расцвете сил и возможностей обязан отдать свой гражданский долг родине. "Отдача" заключается в прохождении военной службы.

Престиж Российской армии на столько "велик", что люди, достигшие призывного возраста идут на все, что бы ни попасть в армию. Отчего же так происходит? Что нужно простому солдату? Идти ли в армию - дело личное.

Мы провели опрос, касающийся поднятой темы, среди учащихся 10 классов. Им был задан вопрос: «Хотите ли вы служить в Армии», результаты опроса приведены в диаграмме.

В результате, можно сделать вывод, что большинство респондентов хотят служить в армии и только 20% ещё не приняли решения. На встрече бывших «афганцев» с учащимися 9-ых классов, им был задан вопрос: «Хотите ли вы отдать своих сыновей на службу в армию?» - на что они ответили: «Конечно, да, т. к. каждый настоящий мужчина должен стать достойным защитником своей Родины».

Кого в России считают патриотами?

Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных его сфер, условия, основы для единения граждан, социальных групп и т. д. , составляющих структуру этого общества. Основной сферой проявления патриотизма является деятельность, наиболее полным выражением, которой выступает служение Отечеству, особенно связанное с обеспечением его защиты.

Примером истинного патриотизма является подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского во время освобождения Москвы, России, от захватчиков в 1612 году. Кузьма Минин первым пожертвовал деньги на создание народного ополчения для освобождения России, примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди. Минин понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу все русские земли. Он и его сподвижники стали рассылать грамоты с призывом совместной борьбе. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый решительный командующий, не запятнавший себя с сотрудничеством самозванцами и захватчиками. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, ещё не оправившийся от ран, Пожарский принял предложение возглавить ополчение.

В июле 1612 года ополчение, которое превратилось во вполне боеспособное войско, выступило на Москву. Освобождение Москвы вызвало мощный подъем против восставших на территории России захватчиков. Местное ополчение с помощью воинов Пожарского истребляли, и изгоняли иноземные отряды.

Истинные герои освобождения России от иноземных захватчиков и борьбы со Смутой Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский были оттеснены на задний план и вскоре забыты. Минин стал думным дворянином, а Пожарский был пожалован в бояре. И только в XIX веке благодарная Россия поставила памятник «сынам Отечества» на средства, собранные народом, автор монумента является Мартос.

Истинными героями – патриотами нашей страны были и победители Отечественной войны 1812 года. Сокрушительное поражение, которое непобедимый дотоле Наполеон потерпел в России, взбудоражил весь мир. Никто не ожидал, что «бич вселенной», уже завоевавшей Москву, через три месяца не проиграв, ни одного сражения в Европе будет бежать из России. Имена: М. И. Кутузова, М. Б Барклая де Толли, П. И. Багратиона будут помнить всегда.

Когда мы знакомились с литературой, у нас возник вопрос: «Можно ли считать патриотами белых во время гражданской войны?»

Этот вопрос остаётся дискуссионным. Большинство офицеров до революции «мыслили себя вне политики», искренне полагая, что армия не должна участвовать в классовой борьбе. После Октября недоверие в ненависть – к либералам и социалистам, оказавшимися не способными навести порядок, довести войны до победного конца; к большевикам, заключившими Брестский мир и обесценившими, принесенные на алтарь,Отечества жертвы.

В ходе Гражданской войны противники, по сути дела, обменивались лозунгами. Большевики с 25 октября 1917 года стали выступать в защиту социалистического Отечества, а белые оказались в серьёзной зависимости от Антанты, не заинтересованной в восстановлении сильной России.

Так были ли белые патриотами? Безусловно. Все основные элементы любви к Родине: забота об интересах и судьбах страны; готовность; ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагом; любовь к народу, отрицательное отношение с пороками общества; гордость культурными достижениями России; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициями – присутствовали в их идеологии. Прав М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны «стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь. Были герои тут и там, и чистые сердца тоже, и жертвы, и подвиги, и ожесточение, и высокая внекнижная человечность, и животное зверство и страх, и разочарование, и сила, и слабость, тупое отчаяние».

Белые были побеждены. Поражение и гибель белого движения, уничтожение коммунистами духовно-нравственной оппозиции лишили общество стихийно действующего механизма саморегуляции. Отсутствие такого механизма стало одной из причин превращения благих намерений победителей в свою противоположность, фактором, способствовавшим перерождению советской власть, установление тоталитарной сталинской диктатуры.

Говоря об истинном патриотизме, мы не могли не затронуть тему Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Нам удалось встретиться с одним из ветеранов Великой Отечественной войны, А. П. Киниленко и задать ему вопрос:

Патриотизм в понятии ветерана Великой Отечественной войны - это,прежде всего любовь к Родине. Прививалась она с самого детства, по началу как просто любовь к семье, к своей школе, и уже потом в глубокое понятие любви к Родине. Когда пришла война, его ровесникам не было и 18 лет, но они уже готовы были идти на фронт и защищать Родину – Россию.

Нам удалось пообщаться с человеком, чей дедушка был тоже участником войны, Михаил Васильевич Голяев, участвовал в военных действиях 1941-1945гг.

Его дедушка очень скромный человек и редко рассказывал о войне. Но в бабушкиных бумагах сохранилось его выступление на одном празднике, который был посвящён Дню Победы, где он говорил: «Для меня война - это когда из первого же боя не возвращается почти треть боевого состава роты, укомплектованной твоими школьными товарищами и ребятами, с которыми ты полгода «трубил» в военном училище.

Война – это когда неделю в окопах под непрерывным моросящим дождем. Без укрытия. Ноги мокрые.

Война – это когда при появлении танков противника передовая, не выдержав их огня и натиска, бросает окопы и откатывается ползком назад, в тыл, а тебе приказ – вернуть!

Война – это паника при отступлении, когда бомбят в упор».

Дедушка был храбрым и удачливым разведчиком. В семейном архиве бережно хранится ветхая вырезка из фронтовой газеты, где говорится, что гроза немцев – знатный разведчик, кавалер шести орденов, Михаил Голяев – за полгода привел 25 «языков» и доставил ценные сведения командованию.

Настоящими патриотами были и наши современники, одним из них является великий гражданин России - Андрей Дмитриевич Сахаров.

Великий гражданин России – Андрей Дмитриевич Сахаров.

А. Д. Сахаров был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрёл её, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины, и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от правительства СССР, даже звание Героя Социалистического труда ему присваивали трижды.

Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А. Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

Он, конечно, был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно. Патриотизм Сахарова был высокодуховным чувством.

Можно сказать, что высокие чувства гуманности и патриотизма Сахарова сочетались со столь же высоким чувством ответственности. Он первым поднял свой голос против ввода советских войск в Афганистан: «Как гражданиня чувствую ответственность за происходящие трагические события».

Слово «гражданин» Сахаров поставил рядом со словом «ответственность». А ответственный человек способен сознательно, мужественно выполнять свой моральный долг.

В ходе работы, нами было проведено анкетирование среди учащихся 8-10 классов, всего было опрошено 109 респондентов. Им были заданы такие вопросы:

1. Что означает для вас понятие «Родина»?

2. Как вы понимаете слово «Патриотизм»?

3. Считаете ли вы себя патриотом?

4. В чём у вас это выражается?

5. Если у вас был бы шанс уехать из России, вы бы им воспользовались?

6. Хотели бы вы служить в армии? Если «да», то почему? Если «нет» то почему?

7. Знаете ли вы имена героев России?

8. Интересно ли вам изучать культуру и историю своей страны?

8-е классы

В результате наших исследований, мы пришли к выводу, что в 8-ых классах практически половина респондентов может дать правильное объяснение слову «Родина», но понятие «Патриотизм» понимают не все. На вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?» мнения разделились: 49% - считают себя патриотами, 21% - нет, а оставшиеся – не знают. Шансом уехать за границу воспользовалось бы 49% респондентов.

9-е классы

Учащиеся 9-ых классов практически все понимают, что такое «Родина» и только 12% - нет. Правильное объяснение слову «Патриотизм» смогли дать 79% опрошенных. На вопрос «Считаете ли себя патриотом?» положительно ответили 91%, а оставшиеся, 9% патриотами себя не считают. За границу уехало бы 66% респондентов, но не навсегда, а 32% покидать свою Родину не хотят ни при каких условиях, а 2% - воспользовались бы шансом уехать за границу навсегда.

10-е классы

Среди учащихся 10-х классов 68% понимает, что такое «Родина». Правильное объяснение понятию «Патриотизм» дали 47% всех респондентов, и большая часть ошибается в своих объяснениях. Патриотами себя не считают практически вся половина опрошенных, только 38% - да, остальные – заблуждаются. Шансом уехать за границу воспользовалось бы 49% респондентов, 13% - уехали бы, но не навсегда, а остальные покидать свою Родину не хотят.

Что касается вопроса: «Знаете ли вы героев своей страны», то среди 9-10 классов можно сделать один вывод; что Героев не знают, или называют очень мало.

Вывод: Чем же объяснить такие показатели? Мы сделали вывод, что патриотическое воспитание сегодня находится не на должном уровне. Учащиеся школы мало смотрят фильмов о войне, мало читают, знаний об обществе недостаточно.

История у нас тяжёлая, со свободой всегда было тупиково, конституции свои не только не исполняли, но и не читали, модой пользовались чужой, в архитектуре – что было создано, на три четверти сами же и развалили. Уважать собственное государство нет никакой возможности: бесчисленные чиновники как сидели веками на шее у народа, так и нынче сидят. Гимн четырежды перелицовывали, и вышел он таким, что даже спортсмены на почетно пьедестале не могут вспомнить вымученные слова. Победили в великой войне? Да, тут есть, чем гордиться, но и стыда хватает: чужих фашистов разгромили, а свои сегодня маршируют со свастикой по нашим городам, и милиция охраняет их митинги в честь Гитлера, а суды оправдывают. В последние годы начали, было богатеть, но и тут все непросто, сразу сказались жестокая российская завистливость.

Так что же, выходит, во-вторых, нам не за что, Россию любить и не за что славить в песнях? Да нет – есть за что! Ещё как есть! По крайней мере, в одном мы на планете самые везучие и счастливые. Об этом когда-то замечательно сказал самый русский из российских поэтов, Сергей Есенин:

«Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак.

Поцелуям учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк».

И вот в этом всё дело. За века своей неконтролируемой власти чиновники всех мастей отняли у народа все, что смогли – свободу, достоинство, возможность выбиться из серого ряда трудом и талантом и, вообще, добиться разного, о чем мечтает человек.

Поэтому мы считаем:

Необходимо больше внимания уделять в школе воспитанию патриотизма и любви к Родине;

Привлечение внимания общественности, средств массовой информации к проблеме сохранения исторической памяти народа;

Забота о физическом и духовном здоровье подростков;

Повышение интереса у допризывной молодёжи к службе в армии.

Изучение исторических данных на занятиях и во внеурочное время;

Работа в музеях, архивах;

Краеведение, военно-полевая археология, туризм;

Создание программ обучения поисковой работе;

Освоение военно-прикладных видов спорта;

Организация просмотра фильмов о Великой Отечественной войне.

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

  • Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.
  • Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.
  • Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.
  • Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.
  • Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.
  • Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.
  • Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.
  • Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Золотая середина

Космополитизм

Патриотизм

Национализм, ксенофобия, шовинизм

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. - Джон Кеннеди - Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. - Патриарх Алексий II - Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский - Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! - Александр Пушкин - Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. - Теодор Рузвельт - А. С. Ципко / Ценности и борьба сознательного патриотизма Автор поднимает вопрос о природе и чертах русского патриотизма. Опираясь на точку зрения философов Бердяева и Франка, он противопоставляет «квасному патриотизму» патриотизм сознательный, в основе которого – не миф, но историческая правда. Патриотизм - духовный стержень народов России Книга посвящена патриотизму – чувству, которое неразрывно связано с российской историей и которому во многом Российское государство обязано своим становлением и существованием.