Игры по конструированию в подготовительной группе. Конструирование — игра, полезная во всех отношениях. Сущность и возможности игрового конструирования

Игры по конструированию в подготовительной группе. Конструирование — игра, полезная во всех отношениях. Сущность и возможности игрового конструирования

Рано утром детский сад
Малышей встречает,
Модули там ждут ребят
В уголке скучают.

Красный куб, синий куб,
Арка и ступенька,
Строим мы, строим мы
Постройки хорошенько.

Замечательный забор,
Мебель и машина.
Горка, лесенка, гараж,
Дорожка и арена.

В нашем МДОУ “Детский сад № 66 “Радость” города Норильска воспитанники младшей группы начинают каждый день с этой простой песенки: потому что любимым видом деятельности наших малышей является конструирование из крупногабаритных модулей-блоков.

Все от Винни-Пуха до Маленького принца, История игрушек в фильме «Лего», сделайте это, и игры, возможно, еще более способны дать детям возможность исследовать и обдумывать новые вещи, перекрывая этот пробел. Надеюсь, это поможет некоторым из вас почувствовать ловушки проектирования для более молодой аудитории. Первоначальный вопрос заключался в том, каковы некоторые трудности, с которыми сталкиваются дизайнеры при создании для детей? Просто помните, насколько небольшая разница в возрасте может изменить ситуацию и насколько важно иметь разные уровни успеха в вашей игре, чтобы дети могли расти вместе с ней, а дети разных уровней квалификации и внимания могут иметь что-то играть.

Для детей в детском саду создан центр по конструированию, где собраны яркие, объемные, почти с них ростом, фигуры из наборов “Радуга”, “Мастер”, “Фантазия”. Сделанные из поролона, помещенные в съемные разноцветные чехлы четырех основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), геометрические фигуры легко обрабатываются, безопасны в использовании, поэтому нравятся ребятам.

Помимо этого, это просто вопрос не говорить с вашей аудиторией. Как легко сказать, это может быть самое сложное. Могут ли игры служить средством обучения? То, что мы знаем об обучении и человеческом развитии, предполагает, что игры и другие формы творческой игры могут служить ценным образовательным инструментом и мощным дополнением к традиционным инструкциям «стоять и доставлять». Выдающиеся теоретики обучения, в том числе Лев Выготский, Жан Пиаже и Михали Циссентмихалы, подчеркнули важность игры в развитии абстрактного творческого мышления и реализации целей, которые дети еще не могут достичь в реальной жизни.

Для развития личности ребенка, воображения, его творческих способностей, мышления, для формирования пространственных представлений, большое значение имеет игра. Игры с крупногабаритными модулями-блоками способствуют развитию творческих способностей детей, активности, самостоятельности, потому что эти геометрические фигуры близки и понятны детям. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у малышей положительные эмоции и речевую активность.

Например, трехлетний ребенок, не умеющий кататься на лошади, может сидеть на сломанной ветке дерева и воображать катание. Концепция игры как формы обучения - не новая идея. Введя философский урок в форме диалога, Платон создал игру, которую будут играть молодые философы, выступающие в роли Сократа и его собеседников. Читатели, которые участвуют в выступлении Платона Сократа, намеренно открывают для размышлений о своих действиях, мыслях и мнениях, чтобы стать лучшими философами, которых они могут. 2.

Педагоги также создали видеоролики, такие как «Приключения Джаспера Вудбери» и «Путешествие Мими», которые объединяют рассказы с уроками о том, как математика и наука работают в реальном мире. 4. Многолетняя важность игры в обучении и развитии человека может помочь в усилиях по внедрению новых технологий в образование. Слово «игра» сегодня означает нечто иное, чем несколько десятилетий назад, прежде чем электронные игры обошли наши телевизоры, смартфоны, компьютеры и планшеты. Для многих молодых людей электронные игры стали наполнять роль, похожую на традиционные игрушки.

Так как игра становится ведущей деятельностью в развитии детей младшего дошкольного возраста, я сделала подборку игр и оформила их в виде картотеки.

В картотеку игр с крупногабаритными модулями для детей младшего дошкольного возраста вошли игры развивающие:

  • Целенаправленное восприятие цвета.
  • Восприятие формы (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус).
  • Нравственно – волевые качества личности ребенка.
  • Восприятие качеств величины.
  • Сближающие малышей друг с другом и воспитателем.
  • Формирующие целенаправленное внимание.

Приведу пример игр, развивающих восприятие формы.

В некоторых отношениях электронные игры предлагают больше, чем традиционные игрушки. Их погружение и встроенная инструкция могут обеспечить возможность обучения на игровой площадке. Игроки могут направить обучение в своем собственном темпе, проверить последствия различных вариантов и получить доступ к возможностям решения проблем, которые они никогда не смогут увидеть в повседневной жизни.

Эти преимущества также делают видеоигры ценным дополнением к урокам в классе. Как знает любой учитель или ученик, события реального мира не всегда могут быть воспроизведены в структурированных 45-минутных классах. Например, эксперимент класса судебно-медицинской экспертизы может быть немного худшим по сравнению с опытом обучения изучению доказательств на живом месте преступления. 6 Электронные игры, напротив, дают возможность исследовать глубокий океан и космос, или даже воображаемые миры, которые проводят уроки для наших собственных.

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры:

  1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
  2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
  3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
  4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

“Не ошибись Петрушка!”

В то время как электронные игры явно обладают большим потенциалом, учителя и педагогические психологи все еще пытаются понять, как наилучшим образом использовать их в качестве инструмента для образования. Взгляд на академическую область теории обучения может помочь дать ответ. Известный педагог-психолог Джером Брунер - известный своими теориями и экспериментами с когнитивным развитием, лесами и повествованием в образовании - сформулировал четыре основных принципа обучения, построенных на трех хорошо установленных психологических механизмах.

Цель:

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Эти принципы предлагают ценные рекомендации по разработке образовательных электронных игр. Этот принцип основан на теории локального познания, в которой говорится, что обучение является активным процессом, определяемым обнаружением и реагированием на экологические сигналы. Направляйте инструкцию по четкому пути к соответствующей цели. Обучение хорошо работает, когда требуется, чтобы ученик принимал цели, составлял план для достижения этих целей и работал шаг за шагом для их достижения. Хорошо продуманная альтернативная реальность и среда ролевых игр согласовывают цели игры с долгосрочными целями, которые учителя имеют для своих учеников.

Правила игры:

  1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
  2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
  3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

“Есть у тебя или нет?”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Обеспечить, чтобы все учебные мероприятия стали стимулом для обсуждения и сотрудничества. Социальное обучение происходит, когда два или более человека сотрудничают для решения данной проблемы. Более осведомленный человек может ориентировать относительного новичка на общее решение, задавая ведущие вопросы и поощряя оценку и синтез идей. Более равнозначные ученики могут помочь друг другу увидеть сходство и различия между их опытом обучения и объединить их перспективы для улучшения общего понимания группы.

Один эксперимент по изучению игры в японском университете показал, что даже когда один ученик в большой лекции играл на английской языковой игре, зрители, наблюдавшие за игрой, продемонстрировали улучшенное понимание языка, почти вдвое увеличив коэффициент лексики игрока. 13.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры:

  1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
  3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!

Поощрять и препятствовать поведению с вознаграждениями и наказаниями. Этот принцип укореняется в концепции оперантного кондиционирования, которая заключается в использовании обратной связи для изменения поведения, например, придания ребенку горсти ребенка кусочка конфет каждый раз, когда они используют туалет. Предполагая, что игрок хочет спасти планету, выстрелы, нацеленные на награду, будут продолжать заставлять их правильно отвечать на проблемы, пока инопланетяне не сдадутся и не убегут.

Поскольку преподаватели и разработчики игр применяют эти теории на практике, ученые начинают оценивать потенциал электронных игр для облегчения обучения. Хотя большая часть исследований, связанных с обучением на основе игры, все еще находится в зачаточном состоянии, мы стоим на краю яркого горизонта.

“Принеси и покажи”

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры:

  1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
  2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
  3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

Проводятся в нашем центре и занятия по конструированию из крупногабаритных модулей-блоков. Занятия по конструированию из крупногабаритных модулей развивают у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память; помогают уточнить представление о форме предметов, о положении частей, их относительной величине, характерных признаках, об окраске предметов; развивают чувства цвета, ритма, формы и композиции; формируют физические качества и двигательные навыки. Занятия приносят детям радость, побуждают к самостоятельности, поддерживают хорошее настроение.

Потенциал смены учебной парадигмы и разблокирование образовательной силы видеоигр может заключаться в объединении существующей теории обучения с массой данных об электронных играх, которые в настоящее время проходят исследования в области образования. Если учащиеся-психологи могут изолировать способы игры, которые побуждают критическое мышление, обучение и осознание окружающего нас мира, будущие преподаватели могут принести студентам вместе, чтобы спасти как Марио-грибное королевство, так и их собственный головоломный мир способами, которые в настоящее время невозможны.

Для того чтобы избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, при этом, развивая все стороны личности дошкольника, мною был разработан цикл тематических интегрированных занятий по направлению “конструирование + музыка”.

Весь цикл тематических занятий был систематизирован и оформлен в виде перспективного плана (Приложение 1 ) и буклетов. Буклет содержит: конспект занятия, образец постройки, дидактическую игру, музыкальный репертуар, художественное слово (Приложение 2 ).

Джером Брунер К теории обучения, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Джером Брунер Культура образования, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Бараб, Брианна Скотт, Синем Сляхан, Роберт Голдстоун, Адам Ингрэм-Гобл, Стивен Дж. Такие животные, как гепарды, обычно используют игру как метод оттачивания физических навыков, чтобы подготовиться к охоте и избежать хищничества. Поскольку он считал, что греческие преподаватели производят учеников, неспособных к критическому мышлению и решению проблем, Платон решил говорить с точки зрения Сократа, аватара, способного отражать и проповедовать важность инструментов, таких как философия, анализ и оценка. Скиннер классно установили эффективность лечения оперантов путем тренировки крыс, чтобы вытащить рычаг; каждый раз, когда они их вытаскивали, они получали бы небольшую пилюлю. Та же динамика управляет большей частью человеческой жизни, включая то, как мы родим наших детей и как мы играем в игровые автоматы. Один из самых важных сдвигов в этой области будет отходить от неопределенных вопросов, таких как «Делать игры, влияющие на обучение?», На более целенаправленные исследования механизмов, лежащих в основе этих процессов. Более ценную информацию можно почерпнуть из таких вопросов, как «Как конкретные игры, используемые конкретным учителем в определенной школьной среде, влияют на конкретных учеников?» 10 Надежда многих в этой области заключается в том, что успехи в сборе и анализе данных в конечном итоге можно посмотреть файлы журналов игр, в которых хранится информация, например, о том, где учащиеся перемещались в игровом мире и какие действия они предпринимали. Это сместит внимание на то, как отдельные игроки взаимодействуют со средами в определенных обстоятельствах, обеспечивая более четкое представление о том, как и почему игроки проявляют готовность выполнять определенные задачи, но не другие. Учебные материалы являются фундаментальными инструментами для процесса обучения и обучения, и дидактическая игра может быть жизнеспособной альтернативой для оказания помощи в этом процессе.

При отборе содержания занятий учитывала интересы, желания, склонности и способности детей, что способствовало развитию определенных способностей каждого ребенка. Благодаря такому отбору детская деятельность стала более результативной.

Малышам очень нравятся эти занятия. Девочки как будущие хозяйки, любят строить мебель для комнаты. Очень красивые и удобные получаются у них стульчики, кресла, диванчики, аккуратные столики и тумбочки. Мальчики, как истинные мужчины, строят из модулей машины, корабли, самолеты. А все вместе воспитанники мечтают построить улицу в городе Норильске под названием “Радость”, которая будет выложена разноцветными мягкими кирпичиками. На этой улице будут стоять расписные домики, сказочные теремки, огороженные нарядными заборчиками. Их мечты, желания и возможности я помогаю осуществлять в нашем маленьком центре по конструированию.

Воспитательная функция игры легко наблюдалась во время ее применения, когда мы проверяли благоприятствование приобретения знаний в атмосфере радости и удовольствия. Игривые и познавательные аспекты, присутствующие в игре, являются важными стратегиями для преподавания и обучения, поощряя мотивацию, рассуждение, аргументацию и взаимодействие между учащимися и учителем. Ключевые слова: химия; дидактическая игра; номенклатура; органических соединений.

Дидактические материалы являются фундаментальными инструментами для учебно-обучающего процесса, а дидактическая игра может быть возможной альтернативой, чтобы облегчить такой процесс. Мы обнаружили, что правила номенклатуры важны для концепций обучения и обучения в игре, а когнитивные аспекты игры важны. он подталкивал мотивацию, рассуждение, аргумент и взаимодействие между учениками и их учителем. Ключевые слова: химия; дидактическая игра; органические композиции; номенклатура.

Постоянными спутниками при создании построек являются стихи, сказки, потешки как хорошо известные, так и сочиненные вместе с детьми:

Чтоб построить мост и елку
Нам нужна, конечно, горка
Горка, горочка моя,
Как люблю кататься я.

Брус – кирпич везде помощник
Для заборов и дорожек,
Для трубы и для стены
Очень любим его мы.

В последние годы исследования в области химии преподавали знания и поддержку в планировании курсов, в том числе университетских, которые способствуют производству учениками значительных знаний не только по содержанию научных дисциплин, но и по процессу строительство самой науки. В этом контексте педагогическая практика происходит в классе и в учебных лабораториях с использованием различных дидактических ресурсов, таких как письменные тексты самых разных жанров, образов и программного обеспечения.

Согласно Национальным параметрам учебной программы - Высшая школа, химия, как школьная дисциплина, является инструментом формирования человека, средством интерпретации мира и взаимодействия с реальностью. Понимание содержания Химии связано с новым видением науки и научного знания, которое не настроено в совокупности позитивистских теорий и процедур, а скорее как социально и исторически сложившиеся теоретические модели. Эти модели, которые являются одним из нескольких способов объяснения сложной и разнообразной реальности, выражаются в кодах и символах химии, которые, хотя и обладают объяснительным потенциалом, также имеют свои ограничения.

Если в доме крыша – арка
В этом домике не жарко.
Из нее построим кресло,
Будет очень интересно.

По ходу своей работы в данном аспекте пришла к выводу, что воспитательно-образовательный процесс эффективнее, осуществляется в интегрированных циклах занятий, вечеров – развлечений, праздников. Мною были написаны конспекты праздников и вечеров – развлечений с использованием крупногабаритных модулей (блоков): “Волшебные модули”, “Поиграем и попляшем”, “В гостях у игрушек”, “День рождения!”.

Сценарий развлечения с использованием крупногабаритных модулей-блоков – “Волшебные модули”

Главное украшение – разноцветные модули разнообразной формы и размера.
Звучит веселая детская песенка. Ребята в нарядных костюмах, украшенных маленькими эмблемами модулей, входят в зал.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята! Чудо чудное случилось! Сколько модулей красивых, в нашем зале появилось. Модули все разные, модули прекрасные. А каких они цветов? Кто ответ мне дать готов.

Дети называют цвета модулей.

Ведущий: Молодцы, ребята, правильно отвечали. Но, о модулях вы не все сказали. Где большой здесь самый куб? А где самый малый куб?

Дети отвечают и показывают.

Ведущий: Брус длинный где, скажите? А где цилиндр, покажите? Легкий модуль иль тяжелый? Грустный модуль иль веселый? Можно ли сидеть на нем, отдыхая жарким днем?

Дети отвечают и показывают.

Ведущий: Ребята, почему же модули не улыбаются? (Дети отвечают). Правильно, как же им улыбаться, если у них ролика нет. Давайте вместе с вами подарим модулям веселую улыбку.

Под веселую музыку дети вместе с взрослыми делают модулям улыбку из самоклеящейся бумаги.

Ведущий: Ну, вот и дети улыбаются, И модули все усмехаются. Они очень бы хотели посмотреть на вас красивых, но у них нет глаз. Давайте, мои славные, исправим нашу ошибку.

Под музыку дети с взрослыми крепят к модулям глазки.

Ведущий: А вот, ребята, у меня Бантики веселые. Может модулям прическу, с вами сделать новую.

Ведущий под музыку предлагает желающим использовать заготовки бантиков.

Ведущий: Ой, какие симпатяшки!

Что за чудные мордашки?!
Красавцев таких не видывал свет...
Эх, жалко у модулей имени нет.

Давайте придумаем имена модулям.

Дети вместе с взрослыми дают имена: пузатик, кроха, колобок, шалун, веселун и т.д.

Ведущий: Модули мы все назвали, только с ними не играли. Эй, детишки, не зевайте, и с модулями поиграйте. Давайте для модулей построим большой дом, в котором они будут жить вместе и дружно.

Под веселую музыку дети с воспитателем строят из модулей дом.

Ведущий: Модулям очень понравился ваш домик. А сейчас давайте вместе с модулями порадуемся, потанцуем.

Дети исполняют “Танец топ-хлоп”.

Ведущий: С вами мы натанцевались, Поиграли и насмеялись. Нам в группу уже пора. Всем ребятам на прощанье Чудо-куб я вручаю.

Дети открывают куб, а там конфеты.

Ведущий: Куб-то волшебный, детки, подарил он вам конфетки.

Под веселую музыку дети уходят из зала в группу.

В освоении теоретических аспектов

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

И УПРАЖНЕНИЯ

ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

Задания по конструированию для детей младшего дошкольного возраста

воспитатель:

Задание 1. «Знакомство с основными геометрическими фигу- ми» (см. приложение, рис. 24, 25)

После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат

"треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом

" игуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас-

расить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребен-

ом слова: «Шарик круглый, окно квадратное...»

Задание 2. «Найди и назови фигуру» (см. приложение, рис. 26) Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а атем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для рас­крашивания.

Задание 3. «Флажки и гирлянды»

Предложите детям закрасить каждую первую фигуру гирлянд

И флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные

пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите

; ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать, в какой

: цвет он их раскрасил (см. приложение, рис. 27).

Задание 4. «Куриное семейство»

Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее рас­крашенную) (см. приложение, рис. 28). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геомет­рическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.

Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окон­чании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ре­бенку показать на картинке самый большой круг, круг помень­ше и самые маленькие кружочки.

В конце занятия уточните, какую геометрическую фигуру они выделяли. Предложите найти предметы круглой формы в окру­жающем пространстве. Пусть начертят круги пальчиком на сто­ле, на полу, в воздухе. Дайте нарисовать им круги на бумаге.

Задание 5. «Паруса»

Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на кар­тинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны (см. приложение, рис. 29).

После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. По аналогии с предыдущим заданием проведите работу с детьми по закреплению представлений о треугольнике.

Задания 6 и 7. «Машины» и «Узоры»

Методика работы аналогична заданиям 4 и 5 (см. приложе­ние, рис. 30, 31).

Пусть дети рассмотрят различные геометрические фигуры, с которыми они работали, выполняя задания 4-7, затем раскра­сят и вырежут их. Побуждайте детей создавать из них геометри­ческие узоры способом чередования и накладывания фигур. (Ус­ложнение: предложите детям классифицировать фигуры, ото­брав все треугольники, квадраты и т. п.)

Покажите детям способ обведения сначала одной фигуры фломастером, затем простого изображения из двух-трех фигур. Получившееся изображение будет являться простейшей схемой.

Задание 8. «Выкладывание картинок» (см. приложение, рис. 32, 33)

Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры.

Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации . Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте при анализе детской работы закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету. Для выкла­дывания третьей картинки вырезайте по одному комплекту де­талей. Сложите из них изображение и обведите фломастером каждую фигуру так, чтобы получился контур, снимите фигуры и пред­ложите детям собрать изображение снова.

Задание 9. «Конструирование по схеме»

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строитель­ного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько дета­лей больше, чем понадобится (см. приложение, рис. 34).

Задание 10. «Конструируем из палочек»

Предложите детям палочки разной длины, попросите ото­брать самые длинные, покороче и самые короткие (см. прило­жение, рис. 35). Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмот­рите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работ ы

закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, кото­рые будут возникать в процессе выкладывания.

Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

Задание 11. «Найди фигуру»

Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, за­тем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и пред­ложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем при­зму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали (см. приложение, рис. 36).

Задание 12. «Найди пару»

Предложите ребенку поиграть в игру «Найди пару» (см. при­ложение, рис. 37). (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить карточки на карту, используемую при выполнении предыдущего задания (фигуры, одинаковые по форме, но раз­ные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

Задание 13. «Построй по схеме»

Вспомните с детьми строительные детали, которые они зна­ют, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки (см. приложение, рис. 38). (Важно, Чтобы детали были изображены в натуральную величи­ну.)

Задание 14. «Накладываем детали»

Детей учат выкладывать изображения способом накладыва­ния объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали) (см. приложение, рис. 39).

При отсутствии в приобретенных вами наборах отдельных деталей, которые имеются на предлагаемой карте, замените их на другие или придумайте свои картинки. Сделать это просто: нужно выложить из деталей фигуру и каждую деталь обвести фломастером.

Задание 15. «Моделирование»

Воспитатель усаживается вместе с детьми за стол и начинает вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры, обводя грани строительных деталей. Затем высыпает на стол заранее вырезанные фигуры и начинает складывать из них разные изображения (домик, елка, грибок, ворота и др.), побуждая детей сначала повторять его изображения, а потом создавать свои картинки. Можно начать приобщать детей к элементарному моделирова­нию, к созданию простейших схем. Для этого научите их обво­дить выложенные изображения фломастерами.

Задания по конструированию для детей среднего дошкольного возраста

Задание 16. «Выкладывание фигур»

Детям предлагают схемы (уменьшенного размера) и геомет­рические фигуры для выкладывания изображений. После выпол­нения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке­ты? Сколько здесь одинаковых фигур?» (см. приложение, рис. 40).

Задание 17. «Найди лишнее»

На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям пред­лагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему (см. приложение, рис. 41).

Задание 18. «На что похоже?»

Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометри­ческие фигуры, называет их и просит сказать, на что они похо­жи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар , берет и т. д. (см. приложение, рис. 42).

Задание 19. «Конструируем из палочек»

Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изо­бражения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изобра­жение этих предметов палочками.

Задание 20. «Сопоставь»

Детям предлагают два рисунка, на одном изображены гео­метрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на дру­гом - реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, и просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру «На что по­хоже?» - отыскать в окружающем пространстве предметы, на­поминающие знакомые им геометрические тела (см. приложе­ние, рис. 43, 44).

Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, прямоугольные стороны на одном и другом рисунке.

Задание 21. «Вспомни, на что похоже»

Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предме­ты, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

Задание 22. «Посчитай и сконструируй»

Детям показывают рисунок с изображением роботов из гео­метрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать роботов-человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают гео­метрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения (см. приложение, рис. 45).

Задание 23. «Обустрой комнату»

Воспитатель предлагает детям лист бумаги (35x45 см) и го­ворит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла­дет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометри­ческие фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т. д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней «мебель» в комнате, обстроенной кирпичиками.

По окончании работы дети сравнивают изображение с по­стройкой.

Задание 24. «Соотношение геометрических тел и фигур»

Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геомет­рических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изо­браженные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой (см. приложение, рис. 46).

Задание усложняется, если детям предложить соотнести гео­метрические фигуры и тела, не используя строительные детали.

Задание 25. «Накладываем детали»

Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой - строительные де­тали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель

задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкаса­лись с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребе­нок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изо­бражения (см. приложение, рис. 47).

Задание 26. «Построй по модели»

Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких дета­лей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети старшего дошкольного воз­раста конструируют по изображенным нерасчлененным объем­ным моделям более сложные конструкции.)

Задание 27. «Создай схему»

Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные не­сложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно ис­пользовать в качестве пособий по плоскостному моделирова­нию. (Детям старшего дошкольного возраста предлагают со­здавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур. Затем дети получают задание расчленить данные схемы, конкрети­зировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.)

Задания по конструированию для детей старшего дошкольного возраста

Задание 28. «Моделирование по схеме»

Детям предлагают две карты: на одной изображены геометри­ческие фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделиро­ванию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометри­ческих фигур строительные детали (см. приложение, рис. 48, 49).

Задание 29. «Геометрические задачи с палочками»

1. У воспитателя две карточки: одна с заданием, другая - с ответами (см. приложение, рис. 50). Воспитатель раздает детям счетные палочки одинаковой длины, первую карточку и пред­лагает решить задачи.

2. «Выложи палочками (8 шт.) квадрат. Добавь четыре палоч­ки, чтобы получилось четыре маленьких квадрата. Сколько фи­гур ты здесь видишь?» (Пять квадратов.) «Какие получатся фи­гуры, если убрать две палочки внутри квадрата?» (Два прямо­угольника.)

3. «Дострой заборчик. Сколько тебе потребовалось палочек? Какие фигуры получились?»

4. «Построй лестницу с четырьмя ступеньками. Сколько па­лочек тебе понадобилось?»

5. «Дострой ступеньки. Сколько тебе понадобилось палочек? Какие фигуры получились?»

6. «Дострой мостик».

7. «Сколько нужно добавить палочек, чтобы получился гру­зовик?»

Когда дети справятся с заданием, воспитатель дает им кар­точку с правильным решением и предлагает проанализировать свою работу.

Задание 30. «Ошибки в узоре»

На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие сим­метричность узора (см. приложение, рис. 51). После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»

Задание 31. «Нарисуй ответ»

Для выполнения этого задания необходимы две карточки: одна с изображением геометрических фигур, другая - с возможны­ми ответами (см. приложение, рис. 52). Дошкольникам дают ка­рандаш и первую карточку, предлагают задания.

1. «Раздели круг на две равные части (на четыре, восемь)».

2. «Как получить из квадрата два (три, четыре) треугольни­ка?»

3. «Как из прямоугольника получить два квадрата (два тре­угольника, три треугольника, четыре треугольника, один квад­рат и четыре треугольника, восемь треугольников)?»

4. «Как разделить треугольник на два (три, четыре) тре­угольника? Впиши в большой треугольник маленький так, что­бы стало четыре одинаковых треугольника».

5. «Раздели многоугольник так, чтобы получился один тре­угольник и один четырехугольник. Раздели многоугольник так, чтобы получить три треугольника. Впиши звезду в многоуголь­ник. Расскажи, какие фигуры и сколько их получилось».

После выполнения задания ребенку дают карточку с возмож­ными ответами и предлагают проанализировать свою работу.

Задание 32. «Составь из палочек»

Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».

2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек».

3. «Построй три квадрата из десяти палочек (способом при­страивания одной фигуры к другой)».

Задание 33. «Найди ошибку»

Детям предлагают карточку, на ней изображены геометри­ческие фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фи­гуры, на которой нарисовано тело (см. приложение, рис. 53).

Необходимо найти ошибку в изображении.

Задание 34. «Что изменилось?»

Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают от­вернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают дета­ли в ином положении на плоскости стола, меняют их места­ми, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изме­нилось.

Задание 35. «Конструкторские задачи»

Детям предлагают конструкторские задачи.

1. «Представь кубик. Сколько у него сторон?»

2. «Что ты можешь сказать о всех сторонах кубика (кирпичи­ка)?»

3. «Чем отличается цилиндр от бруска? Назови детали, у ко­торых есть квадратная сторона (круглая, прямоугольная, тре­угольная)».

5. «Чем отличается конус от цилиндра?»

6. «Сколько кирпичиков (кубиков) изображено на чертеже?» (Дается любой чертеж с использованием разных деталей, в том числе и кирпичиков.)

7. «Чем отличается кубик от кирпичика?»

8. «Сколько нужно таких призм (показывают), чтобы собрать из них большой куб?»

9. «Собери куб из кирпичиков (из брусков, маленьких призм)».

10. «Какие детали нужно соединить вместе, чтобы получился большой брусок?» (Два кирпичика, два кубика, четыре малые призмы.)

11. «Если распилить цилиндр (конус, шар) на две одинаковые части, сколько получится деталей и как их можно назвать? Найди такую деталь в строительном наборе».

Задание 36. «Меняясь местами»

Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, по­ставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь со­прикасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа дета­ли, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше дета­лей предлагается.

Задание 37. «Роботы»

На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей (см. приложение, рис. 54). Детям предлагают ответить на вопросы.

1. «Сколько роботов изображено?»

2. «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей».

3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у дру­гих».

4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»

Задание 38. «Разрежь и сложи»

Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую гео­метрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по раз­меру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поме­няться вырезанными фигурками.

Задание 39. «Моделирование»

Предложите детям моделировать с помощью бумажных гео­метрических фигур нарисованные ими или выполненные в тех­нике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.

Задание 40. «Схема по постройке товарища»

Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга, изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя флома­стерами.

Задание 41. «Схема по условию»

Предлагайте детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании. («Нарисуй схему

сельского домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылеч­ком, находящимся справа» и т. п.) Побуждайте детей самостоя­тельно придумывать и рисовать схемы построек.

Задание 42. «Построй и создай схему»

Предложите детям сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конст­рукции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку. Усложнение: делать схемы с аксонометрического чертежа.

Задание 43. «Сделай план и построй»

Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутрен­них сооружений): «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем используют их при планировании последующей конст­рукторской деятельности.

Задания по художественному труду для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Задание 44. «Конструируем роботов»

Детям предлагают отрезать по сгибу от листа бумаги полосу любой ширины, затем отогнуть на ней квадрат и отрезать по линии сгиба, потом отогнуть прямоугольник и отрезать его. Дети определяют, какая фигура будет головой робота, какая тулови­щем. Пусть ребята отогнут еще один квадрат и догадаются, как из него вырезать две одинаковые руки. Затем по аналогии выре­зают ноги. По просьбе воспитателя всех роботов выстраивают в ряд на узкой полосе и наклеивают аппликацию. Мелкие детали рисуют фломастерами.

Задание 45. «Вырежи по схемам»

Воспитатель предлагает детям ряд схем, изображающих фи­гурки животных, просит подумать, кто какую фигурку будет вырезать (или придумает свою) (см. приложение, рис. 55). Вос­питатель напоминает, что вырезать их надо из полосы так же как и роботов, показывает или напоминает, как закруглять у квадрата уголки, чтобы превратить его в круг. Выигрывает тот, кто больше вырежет фигурок и наклеит (старший дошкольный возраст). Детям среднего возраста для оформления аппликации предлагают фломастеры, а старшие вырезают и наклеивают мелкие элементы оформления. Детям среднего возраста показывают прием

вырезания ушей (отрезать от полосы квадрат и разделить его на части).

Задание 46. «Придумай игрушку»

Детей просят рассмотреть поделку и схему ее изготовления (см. приложение, рис. 56). Воспитатель вместе с ребятами разби­рает схему, выделяя на ней части, из которых будет собираться игрушка. Затем предлагает отрезать от листа полосу, сделать на ней разметки карандашом, вырезать выкройку и смастерить иг­рушку. Особо поощряется тот, кто придумает свой образ.

Задание 47. «Волшебные цилиндры»

Игра проводится аналогично предыдущей. Разбирая схему, воспитатель уточняет, что штриховкой изображены места скле­ивания (см. приложение, рис. 57).

Задание 48. «Превращение квадрата»

Воспитатель показывает схемы, напоминает способ склады­вания квадрата на 16 равных частей (см. приложение, рис. 58). Дети уточняют обозначения на чертежах (пунктирные линии - линии сгиба - сплошные - надрезы, штриховые - части, ко­торые отрезаются). Детям предлагают сделать по три квадрата, сложить их в соответствии с чертежами, сделать надрезы.

Собрать и склеить объемные фигуры. Затем взрослый предла­гает придумать, во что можно превратить первую форму. Далее придумывают, во что можно превратить брусковую форму и наконец кубическую. После чего каждый мастерит игрушку из любой формы.

Задание 49. «Кто больше вырежет фигурок»

Воспитатель показывает детям ряд схематических изображе­ний, напоминает способ вырезания из листов бумаги, сложен­ных пополам. Дети отрезают полоски, складывают их пополам и вырезают фигурки. Выигрывает тот, кто больше вырежет фигу­рок (см. приложение, рис. 59).

Задание 50. «Превращение полоски»

Детям предлагают сложить полоски бумаги в несколько раз и вырезать сразу по 4-8 элементов. Затем из них составить деко­ративный узор. Выигрывает тот, у кого получится самый краси­вый узор из большего количества элементов.

Задание 51. «Сложи и вырежи по рисунку»

На схеме показан способ складывания квадрата в заготовку (см. приложение, рис. 60). Детям предлагают собрать по чертежу заготовку и сделать на ней надрезы и срезы по любому из четы­рех образцов. Затем согнуть острую часть заготовки в правуюсторону по направлению внутрь так, чтобы получилась голова животного с поднятыми ушами или рожками (конь, козел).

Задание 52. «Сложи игрушку»

На рисунке дан чертеж для изготовления заготовки, из кото­рой можно сделать несколько разных животных (см. приложение, рис. 61-66). Детям предлагают сделать заготовку по чертежу, а затем превратить ее в любую нарисованную поделку. Выигрыва­ют те дети, которые больше сделают игрушек или придумают и смастерят из данной заготовки свою.

Задание 53. «Сложи заготовку и преврати ее в разные игрушки»

На рисунке показано, как сделать заготовку (сложить квад­рат на 16 квадратиков, отогнуть четыре нижних квадрата на за­готовку, а четыре верхних - под нее, загнуть правую и левую части навстречу друг другу, раскрыть карманы в стороны). Де­тям предлагают собрать заготовку по чертежу, а затем превра­тить ее в различные предметы (дом, корабль, лодка, лодка с парусом, сиденье для качелей, кошелек и др.). Выигрывают те дети, которые придумают больше вариантов превращений