Темп исполнения музыкального произведения. Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые

Темп исполнения музыкального произведения. Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые
Темп исполнения музыкального произведения. Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые

Темп в музыке, по всей видимости, является самой неопределённой и неоднозначной категорией, отвечающей за временные параметры.

Что такое темп?

Темп — это скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. Обратите внимание на слово абсолютный. На деле же темп оказывается относительным.
В отличие от метра и , где существуют четкие предписания, когда и с какой громкостью брать ту или иную ноту, в темпе такой математический подход дает сбой.
Казалось бы, с изобретением метронома любые неоднозначности должны сойти на нет. Однако картина не меняется сотни лет со времен Бетховена. Сначала композиторы старались скрупулезно выписывать темп по метроному, но позже отказались от этой затеи. Какие еще вопросы связаны с темпом? Вагнер в свое время, например, заявил, что правильность интерпретации полностью зависит от удачно выбранного темпа. Верно ли это утверждение? Исходя из своего субъективного опыта, могу сказать, что оно верно на 90%. Остальные 10 — это правильное понимание стиля музыки и все остальное.

Подчеркну, что это лишь точка зрения. Однако думается, что я не одинок в ней поскольку одни из лучших мировых музыкантов (таких как Лайндсдорф, А.Зимаков, Вагнер:) придерживаются того же мнения.
Попробую ответить на вопрос: почему многие композиторы отказались от обозначения метронома в своих произведениях?

Существует множество причин, но главная, по всей видимости, в прогрессе музыкантов.

Такая вещь как непрофессионализм довольно распространена среди исполнителей любых профессий.

Возьмем, например, современного (ситуация из моей биографии).

К примеру, написал он партитуру и занес ее в какой-нибудь секвенсор. Расставил темпы и все готово. Произведение звучит, также как в голове композитора. Но после этого партитура попала в оркестр и половина музыкантов не могут сыграть свои партии. Вот здесь и приходиться жертвовать либо темпом, либо нотами.

Многие произведения Бетховена были очень сложны для его современников и, по всей видимости, он решил дать некоторую свободу выбора темпа.

Современные же музыканты без труда играют Бетховена, но как только речь заходит о Шостаковиче или не дай бог о Мессиане, то все крушится и получается epic fail:)

При чем здесь собственно темп?

Главная проблема в том, что музыканты любят замедлять быстрые пассажи без причины, или брать медленный темп, объясняя это какой-то выразительностью, но сути это не меняет — они просто не могут это сыграть. От этого страдает композитор, слушатель и музыка.

Очень часто музыканты неправильно интерпретируют темпы, в результате чего произведения быстрого характера становятся балладами и наоборот.

Это очень часто можно наблюдать в среде классических гитаристов (это скорее даже правило искажать темпы) — написано Allegro играется Moderato, написано Moderato начинают играть Lento. Таких примеров тысячи — достаточно посмотреть несколько известных произведений и можно увидеть градацию темпа в пределах 40, а то и больше единиц метронома. Повторю, что это характерно для гитаристов-классиков. Среди пианистов я такого не замечал. Вообще сложно представить себе пианиста, который, используя в качестве оправдания свое видение, начал бы играть фантазию Шопена C# maj в темпе 140.

Это первая сторона проблемы темпа назовем ее механическо-исполнительской.

Теперь рассмотрим природу темпа.

Темп как структура, регулирующая ритмическое и метрическое движение музыки устоялся совсем недавно. Можно выделить два типа темпа:

  1. математический (темп метронома)
  2. чувственный (аффективный)

Математический характерен для электронной музыки, металла и проч. музыки, которая играется строго под клик. В такой музыке не допускаются никакие отклонения от темпа) за редким исключением можно встретить accelerando и ritenuto)

Чувственный это определяемый стилем, агогикой и . Один такт может быть в темп 90 второй в темпе 120, а третий в темпе 60. Такой подход к ритму характерен для Скрябина, Рахманинова.

Также есть середина между этими двумя понятиями. Такие явления как , шаффл построены на умелом сочетании разного подхода к темпу. Обозначения метронома не могут отражать реальных темповое этой причине от них отказались многие композиторы и по этой же причине большинство музыкантов отказываются от игры под клик.

С другой стороны словесные обозначения позволяют передать характер движения и направление, в котором следует мыслить музыканту (-ам)

Вот, что пишет Харлапин по этому поводу:

Словесное обозначение темпа указывает, не столько на скорость, сколько на «количество движения» — произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтической музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и другие нотные величины). Характер темпа зависит не только от основного пульса, но и от внутри долевой пульсации (создающей своего рода «темповые обертоны»), величины такта. Метроритмическая скорость оказывается лишь одним из множества создающих темп факторов, значение которого тем меньше, чем эмоциональнее музыка.

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение идет, в основном, восьмыми (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

Темп

Скорость движения музыкального произведения называют темпом . По ходу произведения, в зависимости от темы, темп может изменяться.

Всё это задаёт выразительность произведения. Можно играть не просто быстро - медленно, но и ускоряя, запаздывая и т.д.. Вариантов много. Их мы и рассмотрим в данной статье.

Обозначение темпа

Темп преимущественно обозначают итальянскими словами. Встречаются обозначения и на русском языке. Также можно задать темп по метроному. Записывается темп над нотным станом в самом начале произведения, а также в тех местах, где темп меняется.

Рассмотрим всё по порядку.

Три основные группы темпов

Все темпы разделены на три группы: медленные, умеренные и быстрые темпы.

. Умеренные темпы . Быстрые темпы
Оттенки

Для уточнения оттенков темпа используют следующие обозначения:

Динамические оттенки

Для того, чтобы обозначить ускорение движения или замедление, используют следующие обозначения:

Другие обозначения
Итальянское обозначение Русское обозначение
a tempo в темпе
tempo primo

Эта статья будет интересна тем, кто хочет больше узнать о музыкальном темпе. Прочитав её, вы сможете ознакомиться со свойствами различных темпов, а также узнаете о том, как темп музыки может воздействовать на людей.

1. Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие

Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время.

Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Основные темпы в классической музыке (в порядке возрастания):
Граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (вальс, марш) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

2. Темпы и темповые обозначения в классической музыке

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

  • ларго (очень медленно и широко);
  • адажио (медленно, спокойно);
  • анданте (в темпе спокойного шага);
  • модерато (умеренно, сдержанно);
  • аллегретто (довольно оживлённо);
  • аллегро (быстро);
  • виваче (быстро, живо);
  • престо (очень быстро).
Итальянский Немецкий Французский Английский Русский Метрономпо Мальтеру
grave schwer, ernst und langsam gravement heavy, seriously грАвэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело 40-48
largo breit large broadly лАрго — широко, очень медленно 44-52
largamente weit, in weiten Abständen largement broadly ларгамЭнтэ — протяжно 46-54
adagio gemächlich à l"aise («at ease») easily, unhurried адАжио — медленно, спокойно 48-56
lento langsam lent slowly лЕнто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo 50-58
lentamente langsam lent slowly лентамЭнте — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento 52-60
larghetto mäßig langsam un peu lent somewhat fasterthan largo ларгЭтто — довольно широко 54-63
andante assai sehr gehend un peu lent somewhat slowerthan andante андАнтэ ассАи —очень спокойным шагом 56-66
adagietto mäßig gemächlich un peu à l"aise somewhat fasterthan adagio адажиЭтто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio 58-72
andante gehend, fließend allant ("walking") flowing андАнтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») 58-72
andante maestoso gehend, fließend erhaben allant in a majesticand stately manner андАнтэ маэстОзо —торжественным шагом 60-69
andante mosso gehend, fließend bewegt allant with motionor animation андАнтэ мОссо — оживлённым шагом 63-76
comodo, comodamente bequem, gemählich, gemütlich commode convenient (pace) комОдо комодамЭнтэ — удобно, непринуждённо, неспеша 63-80
andante non troppo bequem, gemählich, gemütlich pa trop d"allant andante, but not too much андАнтэ нон трОппо — небыстрым шагом 66-80
andante con moto bequem, gemählich, gemütlich allant mouvementé andante, but with motion андАнтэ кон мОто — удобно, непринуждённо, неспеша 69-84
andantino etwas gehend, etwas fließend un peu allant somewhat close to andante (somewhat faster or slower) андантИно — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto 72-88
moderato assai sehr mäßig un peu modéré somewhat slowerthan moderato модерАто ассАи —очень умеренно 76-92
moderato mäßig modéré moderately, neither slow nor fast модерАто — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro 80-96
con moto bewegnung mouvementé with motion кон мОто — с движением 84-100
allegretto moderato mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegretto аллегрЭтто модерАто — умеренно оживлённо 88-104
allegretto mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegro аллегрЭтто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante 92-108
allegretto mosso mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat fasterthan allegretto аллегрЭтто мОссо — быстрее, чем allegretto 96-112
animato bewegt, lustig animé animated, lively анимАто — оживлённо 100-116
animato assai bewegt, lustig animé very much animated, quite lively анимАто ассАи — очень оживлённо 104-120
allegro moderato bewegt, lustig animé quite lively, cheerful and quickly аллЕгро модерАто — умеренно быстро 108-126
tempo di marcia marschieren marcher au pas marching тэмпо ди мАрча — в темпе марша 112-126
allegro non troppo bewegt, lustig pa trop d"animé lively, cheerful and quickly, but not too much аллЕгро нон трОппо — быстро, но не слишком 116-132
allegro tranquillo bewegt, lustig animé tranquille lively, cheerful and quickly, but calm аллЕгро транкуИлло — быстро, но спокойно 116-132
allegro bewegt, lustig animé lively, cheerful and quickly аллЕгро — скорый темп (буквально: «весело») 120-144
allegro molto sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро мОльто — весьма быстро 138-160
allegro assai sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро ассАи — весьма быстро 144-168
allegro agitato, allegro animato sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро аджитАто — весьма быстро, взволнованно 152-176
allegro vivace sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро вивАче — значительно быстро 160-184
vivo, vivace lebhaft vif lively and fast вИво вивАче — быстро, живо,быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto 168-192
presto schnell vite fast прЭсто — быстро 184-200
prestissimo ganz schnell très vite very fast прэстИссимо — в высшей степени быстро 192-200

Частично по книге: Мальтер Л., Таблицы по инструментоведению. — М., 1964.

3. Эффекты музыки на сердечно-сосудистую и респираторную систему зависят от ее темпа

Д-р Luciano Bernardi и его коллеги (Университет Павии, Италия) изучали ответ сердечно-сосудистой и респираторной систем (ССС, РС) на изменения музыки у 12 практикующих музыкантов и 12 лиц иных профессий, сопоставимых по возрасту (группа контроля). После 20 минут спокойного отдыха оценивались параметры ССС и РС. Затем прослушивались 6 различных по стилю музыкальных фрагментов по 2 и 4 минуты, следующих в случайном порядке. В каждом фрагменте имелась случайно расположенная пауза по 2 минуты.

Оказалось, что частота дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) и соотношение низких и высоких частот вариабельности сердечного ритма (НЧ/ВЧ, показатель симпатической активации) увеличивались при более быстром темпе музыки и при простых ритмах, по сравнению с исходными величинами. При этом скорость кровотока в среднемозговой артерии и параметры барорефлекса уменьшались. По сравнению с немузыкантами, музыканты чаще дышали при более быстром темпе музыки и имели более низкую исходную ЧДД. Стиль музыки и личные предпочтения участников не имели такого эффекта, как темп или ритм музыки. Снижение АД, ЧДД, ЧСС и НЧ/ВЧ после 2-минутной паузы в музыкальном фрагменте было более выражено, чем после 5 минут исходной релаксации.

По мнению авторов, специально подобранная музыка, в которой чередуются быстрый, медленный темп и паузы, может вызывать релаксацию, уменьшать симпатическую активность и, таким образом, выступать в качестве компонента комплексной терапии заболеваний ССС. В редакторской статье того же номера Heart д-р Peter Larsen и д-р D Galletly (Веллингтонская Школа Медицины, Новая Зеландия) высказывают предположение, что у музыкантов в силу профессиональной тренированности выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, и поэтому сильнее корреляция между музыкальным темпом и ЧДД.

4. Темпы электронной музыки

В наше время классическая музыка немного отошла на второй план. Поэтому вашему вниманию предоставляются темпы электронной музыки по направлениям.

Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.

Подстили транса:
Full on - 140-150 ударов в минуту (bpm)
Psy - 146-155 (bpm)
Dark - 160 и более ударов в минуту.

Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. В целом, существенного различия между терминами «drum and bass» и «jungle» нет. Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а драм-энд-бэйсом считают существенно эволюционировавший джангл с новыми пост-техстепными элементами. Для многих людей изначально трудно разобраться с темпом этого напрвления. Поскольку из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Разброс темпов в этом направлении наверное один из самых больших. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту (обычно это олдскул) и может достигать аж 200. Темп в этом стиле легко можно определить по малому барабану.

Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. House сильно наполнен некоторыми элементами жанра soul 1970-х годов и стилем танцевальной музыки Disco. Хаус создаётся путём смешивания рельефных ударных басов жанра Disco и новым видом «тяжёлой» (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.). До сих пор не утихают споры о происхождении названия данного стиля. Но на данный момент центральной версией считается то, что название пошло от чикагского клуба Warehouse, там диджей Фрэнки Наклз смешивал классическое диско с европейским синти-попом, добавляя к этому свои собственные ритмы при помощи драм-машины Roland 909. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.

Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту. «Техно — это музыка, звучащая, как технология», — говорит Хуан Аткинс, один из основателей жанра. На самом деле в США техно-музыка была только андеграундным явлением, а вот в Великобритании она вырвалась на основную музыкальную арену страны конца 1980-х. Также этот стиль музыки был очень популярен и в других странах.

Около 20 лет назад в музыкальной электронной культуре появился такой стиль, который стал ответвлением техно-музыки. Название этому стилю Хардкор (Hardcore).

Хардкор (Hardcore) . Все, кто в 90-х увлекался электронной музыкой, должны помнить всем известный рейв Thunderdome, который собирал огрномное количество народу на территории Голландии, которые приходили на хардкор-рейвы. Но этот стиль музыки пользовался огромной популярностью и не только в этой стране, но и на территории Германии и других стран Европы.

Брейккор (Breakcore) - Это довольно недавно появившийся жанр. Наверное самый молодой среди всех жанров, использующих ломаный ритм. Темпы в этом стиле поражают как своим разбросом по bpm, так и своим темпом в принципе. Самый небольшой темп в брейккоре составляет аж 220 ударов в минуту, что намного больше, чем у любого другого стиля электронной музыки и достигать может совсем космических значений. Известны некоторые композиции в этом стиле, которым присуще значение в 666 bpm.

Электро (Electro) - сокращение от Electro funk (так же известно как robot hip hop), это стиль электронной музыки, взявшей свои корни из хип-хопа. Очень большое влияние на стиль оказали Kraftwerk и funk. Музыка в этом стиле звучит очень электронно («по компьютерному»), создатели такой музыки пытаются не использовать звуки живой природы, даже вокал обычно искажается для придания более «тёмного» и «механического» оттенка. Поэтому работы исполнителей пропитаны идеями роботов, ядерной физикой, компьютерами, технологиями будущего и во многом развитию этого стиля способствует фантастика. Электро присущ темп приблизительно такой-же как и хаус-музыке. От 125 ударов и немногим более - это электро.

Последний стиль электронной музыки, которому бы хотелось уделить внимание является Брейкс.

Брейкс (Breaks) - Очень интересный, на мой взгляд, стиль, но буду краток. Вся брейкс культура и в том числе это направление возникло в результате исторического события. Если я не ошибаюсь, в 1969 году группой Winstons была придумана песня «Amen brother», в которой впервые появилась ломанная барабанная петля, всем известная теперь как часть брейк-бит музыки. Теперь её называют amen break. Она очень часто испольуется в drum’n’bass. В брейкс она уже не похожа сама на себя, да это уже и не она, но основой этого стиля являются именно ломанные ритмы, котоые берут начало так давно. Их темпы стали более медленными и более «качающими». Темп стал ниже, чем у направлений-предшественников. Брейкс-музыка играется с темпом приблизительно 120-130 bpm. Если бы он был больше, то она растеряла бы весь свой драйв.

На этом думаю закончить, поскольку остальные стили электронной музыки являются, на мой взгляд, более экспериментальными или менее актуальными.

Терминология музыки охватывает различные музыкальные области: в том числе динамику, темп, нотное письмо, характер исполнения, а так же способы трактовки произведения. Доминирующим языком музыкальной терминологии является итальянский язык. Интересным фактом стоит отметить то, что даже Моцарт писал иные из своих опер на итальянском языке.

До XVIII века не существовало новейшего обилия в определении темпов исполнения. В прошлом темп определялся метроритмом, так как длительность звука (целая, половинная, четвертная и т.д) почиталась абсолютной величиной.

Неточность и субъективность представлений о длительности порою ставило музыкантов в сложное положение. Вполне вероятно, что первые музыкальные термины-понятия появились для более точного определения динамики и темпа. В XIX веке специализация музыкантов резко возросла, и композиторы постепенно перестали быть исполнителями, как это было в прошлом. Последнее породило увеличение количества терминов используемых в нотной записи.

В начале того же века Мельцель сконструировал метроном, что позволило точно определять темп при исполнении музыкальных произведений. Л. Бетховен, к примеру, пользовался метрономом более охотно, нежели словесной терминологией. В свои последние сочинения Бетховен вводит немецкую речь, дабы более точно определить дух и эмоции музыки.

В XX веке в большинстве стран родной язык стал преобладать над итальянским при записи музыки на ноты. На международную музыкальную терминологию громадное влияние оказал К. Дебюсси, изысканные термины которого пленили многих композиторов. А. Скрябин, к примеру, вдохновленный К. Дебюсси, начал применять французский язык, выдумывая новые не менее оригинальные термины. И все-таки, несмотря на прогрессивнейшие веяния последних столетий именно итальянский язык сохранил свое интернациональное значение в музыкальной грамоте.

Я выписал наиболее часто употребляемые итальянские термины необходимые в творчестве музыканту, т.к. иногда тубисты даже не знают, что обозначает или подразумевает конкретный термин в разучиваемых произведениях.


ТЕРМИНЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПА И ЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Медленные темпы:

  • lento (ленто) - медленно, слабо, тихо
  • lento assai (ленто ассаи) - очень медленно
  • lento di molto (ленто ди мольто) - очень медленно
  • largo (ларго) - широко, медленно
  • largo assai (ларго ассаи) - очень широко
  • largo di molto (ларго ди мольто) - очень широко
  • largo un poco (ларго ун поко) - немного шире
  • adagio (адажио) - медленно
  • grave (граве) - значительно, торжественно, величаво, тяжело


Умеренные темпы:

  • andante (анданте) - шагом, грациозное движение
  • andante cantabile (анданте кантабиле) - медленно и певуче
  • andante maestoso (анданте маэстозо) - медленно и величественно
  • andante pastorale (анданте пасторале) - медленно пасторально
  • andante vivace (анданте виваче) - живо и пылко
  • andantino (андантино) - скорее, нежели анданте
  • moderato (модерато) - умеренно, сдержанно
  • allegretto (аллегретто) - оживлённо

Быстрые темпы:

  • allegro (аллегро) - скоро
  • vivo, vivace (виво, виваче) - быстро, живо


Очень быстрые темпы:

  • Presto, prestissimo (престо, престиссимо) - быстро, в высшей степени быстро


Иные термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

  • abbandono (аббандоно) - удрученно, подавленно
  • abbandonamente (аббандонаменте) - удрученно, подавленно
  • accarezzevole (аккарэццеволэ) - ласково
  • affettuoso (аффеттуозо) - сердечно
  • agitato (ажитато) - возбужденно, взволнованно
  • amabile (амабилэ) - приятно
  • alla (алля) - в роде, в духе
  • alla marcia (алля марчьа) - в духе марша
  • alla polacca (алля полякка) - в духе польского
  • amoroso (аморозо) - любовно
  • animato (анимато) - воодушевленно, оживленно
  • appassionato (аппассионато) - страстно
  • ardente (ардентэ) - с жаром
  • brillante (брилльянтэ) - блестяще
  • buffo (буффо) - комически
  • burlesco (бурлеско) - комически
  • cantabile (кантабиле) - певуче
  • capriccioso (каприччиозо) - капризно
  • con amore (кон аморе) - с любовью
  • con anima (кон анима) - с воодушевлением, с оживлением
  • con bravura (кон бравура) - блестяще
  • con brio (кон брио) - с жаром
  • con calore (кон калоре) - с жаром
  • con dolcezza (кон дольчецца) - нежно, мягко
  • con dolore (кон долоре) - с грустью
  • con espressione (кон эспрессионе) - с выражением
  • con forza (кон форца) - с силой
  • con fuoco (кон фуоко) - с огнём
  • con grazia (кон грация) - с грацией
  • con malinconia (кон малинкониа) - меланхолично
  • con moto (кон мотто) - подвижно
  • con passione (кон пассьёне) - со страстью
  • con spirito (кон спирито) - с воодушевлением
  • con tenerezza (кон тэнэрецца) - с нежностью
  • con vigore (кон вигоре) - мужественно
  • deciso (дэчизо) - решительно
  • dolce (дольче) - нежно
  • dolcissimo (дольчиссимо) - очень нежно
  • dolente (долентэ) - грустно, жалобно
  • doloroso (долорозо) - грустно, печально
  • elegante (элегантэ) - изящно, красиво
  • elegaco (эледжъяко) - жалобно, грустно
  • energico (энерджико) - энергично
  • eroico (эроико) - героически
  • espressivo (эспрессиво) - выразительно
  • flebile (флебиле) - жалобно
  • feroce (фэроче) - дико
  • festivo (фэстиво) - празднично
  • fiero (фиеро) - дико
  • fresco (фрэско) - свежо
  • funebre (фунэбре) - похоронно
  • furioso (фурьёзо) - бешено
  • giocoso (джъёкозо) - шутливо, игриво
  • gioioso (джьойозо) радостно, весело
  • grandioso (грандиозо) - пышно, великолепно
  • grazioso (грациозо) - грациозно
  • guerriero (гуэрьэро) - воинственно
  • imperioso (империозо) - повелительно
  • impetuoso (импетуозо) - стремительно, бурно
  • innocente (инночентэ) - невинно, просто
  • lagrimoso (лагримозо) - плачевно
  • languido (лангуидо) - с изнеможением, бессильно
  • lamentabile (ламентабиле) - жалобно
  • leggiero (деджьэро) - легко
  • leggierissimo (леджьериссимо) очень легко
  • lugubre (люгубре) - мрачно
  • lusingando (люзингандо) - льстиво
  • maestoso (маэстозо) - торжественно, величаво
  • malinconico (малинконико) - меланхолично
  • marcato (маркато) - подчёркивая
  • marciale (марчиале) - маршеобразно
  • marziale (марцьяле) воинственно
  • mesto (мэсто) - печально
  • misterioso (мистериозо) - таинственно
  • parlando (парляндо) - речитативно
  • pastorale (пасторале) - пастушески
  • patetico (патетико) - страстно
  • pesante (пезанте) - грузно, тяжеловесно
  • piangendo (пьянджендо) - плачевно
  • pomposo (помпозо) - великолепно, с блеском
  • quieto (киэто) - спокойно
  • recitando (речитандо) - рассказывая
  • religioso (релиджьозо) - благоговейно
  • rigoroso (ригорозо) - строго, точно
  • risoluto (ризолюто) - решительно
  • rustico (рустико) - в деревенском стиле
  • scherzando (скерцандо) - шутливо
  • scherzoso (скерцозо) - шутливо
  • semplice (сэмпличе) - просто
  • sensibile (сэнсибиле) - чувствительно
  • serioso (серьозо) - серьезно
  • soave (соаве) - приветливо
  • soavemente (соавементе) - приветливо
  • sonore (соноре) - звучно
  • spianato (спьянато) - с простотой
  • spirituoso (спиритуозо) - одухотворённо
  • strepitoso (стрепитозо) - шумно, бурно
  • teneramente (тэнераменте) - нежно
  • tranquillo (транкуильлё) - спокойно
  • vigoroso (вигорозо) - сильно, бодро

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

  • a capella (а капэлла) - хором, без инструментального сопроводждения
  • a due (или a 2) (а дуэ) - вдвоем исполнять одну и ту же партию
  • ad libitum (ад либитум) - по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
  • arco (арко) - буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах - играть смычком, а не пиццикато
  • attacca (аттакка) - переход к следующей части без перерыва
  • a tempo (а темпо) - возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
  • basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) - «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
  • basso ostinato (бассо остинато) - буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
  • ben (бэн) - хорошо
  • blue note (англ.) - в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
  • coda (кода) заключение
  • col (коль) - с
  • come (комэ) -как
  • con (кон) - с
  • da capo (да капо) - «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
  • dal segno (даль сеньо) - «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
  • diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание, аналогичное decrescendo
  • divisi (дивизии) - разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
  • e, ed (э, эд) - и
  • fine (фине) - конец (традиционное обозначение в партитуре)
  • forte (форте) - обозначение выразительности: громко; сокращенно
  • ma (ма) - но
  • mezza voce (мецца воче) - вполголоса
  • mezzo forte (меццо фортэ) - не очень громко
  • molto (мольто) - очень; обозначение темпа: molto adagio - обозначение темпа: очень медленно
  • non (нон) - не
  • non troppo (нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - обозначение темпа: не слишком быстро
  • obligato (облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
  • opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно - ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
  • ostinato (остинато) - многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто - в басовых голосах)
  • poi (пои) - потом
  • perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
  • pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp
  • piano (пиано) - тихо; сокращенно: p
  • piu (пиу) - больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее
  • pizzicato (пиццикато) - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
  • portamento (портаменто) - скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
  • portato (портато) - способ звукоизвлечения, между legato и staccato
  • quasi (куази) - как бы
  • rallentando (раллентандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя
  • recitative (cокращенно recit.) (речитативо) - речитативно
  • ripieno (рипиено) - в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
  • ritardando (ритардандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя
  • ritenuto (ритенуто) - обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
  • rubato (рубато) - гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
  • scherzando (скэрцандо) - игриво
  • segue (сегуэ) - одинаково с предыдущим
  • senza (сэнца) - без
  • simile (симиле) - одинаково с предыдущим
  • solo (солё) - один
  • soli (соли) - множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
  • sostenuto (состэнуто) - обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
  • sotto voce (сотто вочэ) - обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
  • staccato (стаккато) - отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения - legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
  • stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) - оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
  • sforzando (сфорцандо) - внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
  • segue (сэгуэ) - продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
  • semibreve (сэмибреве) - целая нота
  • tace (таче) - молчи
  • tacet (тачет) - молчит
  • tutti (тутти) - все (например весь оркестр)
  • tenuto (тэнуто) - выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
  • unisono (унисоно) - в унисон
  • voce (воче) - голос
  • voci (вочи) - голоса

продолжение следует...