Составить из геометрических фигур. Краткосрочная образовательная практика «Веселый танграм. «Заяц

Составить из геометрических фигур. Краткосрочная образовательная практика «Веселый танграм. «Заяц
Составить из геометрических фигур. Краткосрочная образовательная практика «Веселый танграм. «Заяц

Наталья Казакова
Краткосрочная образовательная практика «Веселый танграм. «Заяц»

Технологическая карта

краткосрочной образовательной практики .

Полное название практики «Веселый танграм » конструктивная деятельность (геометрический конструктор, магический квадрат) .

Краткое название «Веселый танграм »

Возраст детей 6-7 лет – 11 человек

Актуальность Прививать интерес к точным наукам, научным исследованиям, древнейшей китайской игре «Танграм » .

Цель программы Формировать первоначальные представления об игре, ее истории.

Задачи Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления , воображения , внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия., комбинаторных способностей.

Материалы и оборудования Конверты с 7- ю геометрическими фигурами, образец с изображением зайца .

Части ОП КОП Организационная, основная, итоговая

Конечные результаты Дети умеют :

1. Собирать из геометрических фигур фигуру зайца по образцу .

2. Умеют ориентироваться на листе бумаги, столе.

Конкретные, измеримые критерии и показатели достижения результатов. В результате упражнений и заданий к этой игре дети научатся анализировать простые изображения , выделять в них геометрические фигуры, научатся визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

Перспективы дальнейшей реализации ОП КОП Продолжать работать с игрой «Танграм » ,

Собирать более сложные фигуры.

КОП : «Веселый танграм . «Заяц » .

Актуальность :

Проблема состоит в том, что большинство родителей не уделяют достаточно времени своим детям, мало общаются. Нужно научить детей видеть прекрасное, развивать творческие и математические способности детей.

I этап :

Цель : Знакомство с древней китайской игрой «Танграм » , ее историей.

Задачи :

Совершенствовать знания о геометрических фигурах.

Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции,

Развивать наглядно-образное мышление , воображение , внимание, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Материал : Конверты с геометрическими фигурами «Танграм » на каждого ребенка.

Участники проекта :

*дети – 11 человек

*воспитатель

Сроки реализации проекта – 1 день.

Предварительная работа : Чтение рассказов Н. Носова «Приключения Незнайки» .

II этап :

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня в гости пришел гость. А чтобы узнать кто, отгадайте мою загадку :

Загадка :

Он не знает ничего.

Вы же знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его?

Дети : (Незнайка) .

Воспитатель : Правильно, это Незнайка (воспитатель помещает фигурку Незнайки на фланелеграф) .

Незнайка принес конверт, на котором написано «Танграм » . Что с ним делать он не знает.

Воспитатель открывает конверт : - В нем находится не письмо, а геометрические фигуры и схема.

Оказывается, что Знайка дал задание Незнайке. Нужно из геометрических фигур собрать Зайца . Если Незнайка справится с этим заданием, Знайка пообещал ему, что Незнайка будет управлять воздушным шаром, когда они отправятся в путешествие. Незнайке очень хочется быть главным на шаре, вот он пришел к нам за помощью. Он знает, что в нашей группе очень умные дети, и обязательно помогут ему и научат играть в эту игру.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Незнайке.

Дети : Поможем.

Воспитатель достает из конверта схему, на которой изображена фигура Зайца . Предлагает собрать зайца , из 7-ми фигур танграма .

Воспитатель : Из каких геометрических фигур он состоит?

Дети : 5 треугольников, 1 квадрат и 1 ромб.

III этап :

Дети собирают Зайца из геометрических фигур.

Незнайка очень доволен и благодарит вас за работу. Теперь он знает. Что такое «Танграм » , и как его собирать.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы помогли Незнайке, выполнить трудное задание.

Публикации по теме:

Краткосрочная образовательная практика «Грамотный покупатель» 1 слайд) Краткосрочная образовательная практика для детей 4-5 лет по социально-коммуникативному развитию детей «Грамотный покупатель». (2.

Краткосрочная образовательная практика «Ваза с цветами» Мозаика «Ваза с цветами» Пояснительная записка. Мозаика – это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Мозаика.

Краткосрочная образовательная практика «Чудесный мешочек» Краткосрочная образовательная практика «Чудесный мешочек» Группа: 2-3 года Цель: Развитие творческих способностей у детей в изобразительной.

Краткосрочная образовательная практика для «Пасхальное яйцо» для детей 4–5 лет Паспорт программы Краткое название программы: «Пасхальное яйцо» Полное название программы: «Украшение Пасхального яйцо на пасху» Сроки.

Краткосрочная образовательная практика «Елочка» в стиле оригами Краткосрочная образовательная практика «Елочка в технике оригами» Возраст детей: 5- 6 лет (старшая группа) Цель: - познакомить с искусством.

Краткосрочная образовательная практика «Мукосолька» (лепка из солёного теста) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 296» г. Перми Краткосрочная образовательная практика.

Танграм - это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Для дошкольников танграм - отличный урок для подготовки к школе. А в возрасте 5 - 6 лет дети очень любят играть. Им интересны головоломки с картинками.

Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

  • —В собранную фигуру должны входить все семь частей.
  • —Части не должны налегать друг на друга.
  • —Части должны примыкать друг к другу.

Танграм схема

(распечатать можно в Word, скачать файл кликнув по рисунку мышкой)

Части танграма

Это и есть сам танграм, из его частей получают придуманные картинки. Его можно купить, но легко сделать и своими руками воспользовавшись схемой построения. Рисунок можно распечатать на цветной бумаге на принтере или нарисовать самостоятельно при помощи линейки. Из цветной бумаги вырезать части головоломки. Потом, выложив нужную фигуру приклеить на плотный лист.


Пример схемы собаки - сделали ученики 1 класса к уроку математики и технологии.


Игра для детей танграм может быть в нескольких уровнях сложности. Начинать лучше с самого простого - выложить фигуру по образцу.

Схема - ракета


Так можно сложить из танграма домик.


На втором этапе можно предложить детям выложить фигуры по сплошному рисунку.


И третий уровень, наиболее сложный: придумать свои фигуры, похожие на людей, животных, птиц. Предлагаем картинки, придуманные детьми.

Схема танграм - лиса


Заяц и верблюд


Схема - человек



Фигуры - рыбки


Распечатать схему танграм житвотные.
(лиса, кошка, заяц, верблюд, лошадь, собака)

Распечать схему танграм цифры

(При нажатии на изображение скачается файл документа Word в формате docx, который можно распечатать с помощью ворд)

Существуют различные легенды о появлении танграма. Вот одна из них…

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей.

Из частей танграма можно получить много фигур. Вы можете предложить ребенку сделать, например, транспорт- кораблик, самолет, фигурки - фехтовальщики, петух, пеликан, дерево, свеча.

Игры на составление геометрических фигур из частей

В программе уделяется большое внимание упражнениям на составление геометрических фигур из частей, составление узоров, орнаментов. Эти упражнения развивают сенсорные способности, тренируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Игры на воссоздание очень популярны среди детей дошкольного возраста.

Они с увлечением берутся за те задачи, которые кажутся им фантастичными, волшебными - игры с превращениями, ведь из некрасивых кусочков им удается сложить знакомую фигуру. К тому же разнообразие подходов к решению задачи, многовариативность и исключение нарушений условий игрового действия дополнительно способствуют творческому процессу, что является одним из главных достоинств.



Играм на воссоздание предметов геометрической формы из частей предшествуют те игры и упражнения, которые направлены на умение выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке. Можно связать эти игры с формированием количественных представлений, со счетной деятельностью, предложив детям сосчитать общее количество фигур (Сколько кругов? Сколько треугольников? Каких фигур больше (меньше)?). Сначала целесообразно предложить те рисунки, которые составлены из геометрических фигур одной формы (елочка, снеговик, неваляшка), затем - нескольких форм (машина, домик). В этом случае ни одна геометрическая фигура не накладывается на другую, при этом не требуется особо глубокого анализа изображения. Затем можно предложить рисунки и чертежи более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие. Детям даются следующие задания: 1. Сосчитай, сколько на рисунке треугольников:


Для повышения интереса к таким играм можно предложить игру «Волшебные очки». Для игры нужно изготовить специальные очки со «стеклами» разной формы. Надев такие «волшебные очки» можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме стекла.

Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредством их сравнения с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами.

Решению этой задачи способствуют такие игры, как «На что похоже», «Подбери по форме», «Помоги художнику». В игре «Помоги художнику» дети превращают с помощью цветного карандаша геометрические фигуры в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

В младшей группе детям предлагала игру «Составь фигуру», в которой они из отдельных геометрических фигур составляли робота, неваляшку, грузовую машину, птичку, елочку, цыпленка, часы, домик.

Составляя знакомые силуэты, дети одновременно упражнялись в счете, сравнении геометрических фигур по величине.

После того, как дети научатся свободно решать вышеперечисленные задачи, можно переходить к более сложным, направленным на составление геометрических фигур из отдельных частей. К играм данного типа относятся такие известные игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «головоломка «Пифагор», «Пентамино», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Сложи квадрат» Б.П. Никитина и др.

Игры этой группы направлены на развитие умений работать по образцу: анализировать образец, выделяя его составные части (то есть геометрические фигуры), синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу; они способствуют развитию пространственного воображения, логического и интуитивного мышления.

В своей работе на занятиях я использовала такие игры, как «Сложи квадрат», «Танграм». С этими играми знакомила детей, начиная со средней группы.

Игра «Танграм», которую называют также «геометрическим конструктором», создана китайским ученым Та -Нг, жившим несколько тысяч лет назад, и названа его именем.

Из определенного набора геометрических фигур (два больших треугольника, два - маленьких, один - средний, квадрат и четырехугольник) составляются не только различные геометрические фигуры, но и образные плоские фигуры, а из двух наборов можно составить сюжет.

Создавая фигуры, надо учитывать следующие правила: в состав каждого силуэта должны входить все части игры, соединять их можно только по сторонбам, не допуская наложения одной части на другую.

В средней группе я познакомила детей с игрой: указала количество игровых элементов, их форму, размер. После ознакомления с игрой перешли к практической деятельности - составлению из двух-трех имеющихся фигур - новой:

  1. Из двух больших треугольников составить последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.
  2. Из двух маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
  3. Из большого и среднего треугольников составить четырехугольник.
  4. Составить новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников (сначала квадрат, затем - четырехугольник).

Задания можно изменять, предлагая детям составить новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Все они направлены на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур-силуэтов по разделенным на части образцам. Этот этап является наиболее важным для усвоения в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Упражнения по составлению фигур-силуэтов начинала с рассматривания вместе с детьми образца. Анализ расположения фигур следует начинать с основной части (стены домика, туловища человека, животного), после этого отмечается строение остальных. Дети не только упражнялись в расположении той фигуры, которую нужно составить, но и приобщались к зрительному и мысленному анализу образца. Здесь необходимо научить детей не только анализировать образец, но и словесно выражать способ соединения частей и их пространственное расположение.

За анализом следует составление детьми силуэтов и сравнение их с образцом. К концу средней группы почти все дети свободно выкладывали силуэты лисички, зайчика, домика, гуся, страуса, кенгуру, глядя на расчлененный образец. Эти игры вызывали у детей повышенный интерес.

В старшем дошкольном возрасте я перешла к основному этапу - обучению детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера - нерасчлененным. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительнбого разделения формы той или иной фигуры на составные части, то есть геометрические фигуры, из которых она составлена. Каждый анализирует образец самостоятельно и высказывает предположение, которое необходимо проверить на практике. Можно предложить ребенку рассказать, как он будет составлять фигуру. Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.

В дальнейшем дети составляют изображения по собственному замыслу. Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для ребенка; при этом требуется отыскать единственно верный путь решения, отбросив неверные. Этому предшествует возникновение предположения, идеи, плана. Решение такого рода задач способствует развитию воображения, творческих способностей, навыков планирования действий, прогнозирования результата.

Детям подготовительной группы с целью развития творческих способностей можно предложить и более сложные задания: составить из двух-трех наборов игры фигуру-силуэт по образцу или по собственному замыслу.

Игру «Танграм» я использовала как на занятиях по математике, так и в свободное от занятий время.

Дети также с удовольствием играли в такие игры, как «Колумбово яйцо», головоломки «Пифагор», «Архимед», и др., к которым имеют свободный доступ в «Уголке занимательной математики».

Интересными для детей играми, способствующими развитию навыков конструирования, являются такие игры, как четырехцветный «Квадрат Воскобовича», развивающая игра «Прозрачная цифра», «Сложи узор» Б.П. Никитина, различные геометрические мозаики и конструкторы.

В своей работе на занятиях я использовала такие игры, как «Составь квадрат», «Составь круг», предложенные Б.П. Никитиным. Начинала я эту работу уже с младшей группы, с наиболее легких и посильных задач, когда ребенку даются образец и конверт с квадратом. Ребенок подбирает куски одного цвета и складывает квадрат. Затем число квадратов разного цвета увеличивается. Квадраты, которые даются детям средней группы можно пронумеровать. Таким образом, в этой игре решается сразу несколько задач: развитие цветового восприятия, закрепление знания цифр и зрительный анализ формы, размера, пропорций частей. Ребенок сортирует, ищет их соотношение и способ составления фигур.

В старшем возрасте уже можно предложить составить из частей круги и квадраты. Это задание предполагает сложение геометрических фигур из частей, которые могут иметь при делении сложную конфигурацию. Ребенку даются два-три разных набора, части которых перемешаны. Давая детям задание, можно использовать различные варианты, исходя из уровня развития ребенка.

Для развития логического мышления детей в старшем дошкольном возрасте я использовала упражнения, основанные на анализе зависимости между парами фигур или группой фигур, «Как изменилась фигура?».

Данная зависимость выражена в трансформации фигур, изображенных на рисунках, карточках: изменением цвета, цвета, формы, расположения и пр.

Ребенку даются образцы, на которых показаны модели изменения объектов. По аналогии с ними ребенок самостоятельно находит необходимую фигуру или объект, мысленно проанализировав образец.

Виды трансформации, которые можно использовать:

1) изменение цвета;


  1. изменение размера;
  2. изменение количества частей или фигур;
  3. трансформация контура путем убавления части или целой фигуры;
  4. трансформация путем добавления:
  5. изменение месторасположения фигур путем раздвижения частей или фигур;
  6. изменение месторасположения путем наложения, соединения фигур;
  7. изменение месторасположения фигур путем разворота.

В случае затруднения можно использовать карточки-ключи: ребенок должен внимательно рассмотреть карточку и определить характер изменения, подобрать нужную карточку-ответ. Характер изменений изображается на карточке-ключе символически.


Все эти упражнения направлены на развитие понимания и способности преобразования ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на составление геометрических фигур из частей

В программе уделяется большое внимание упражнениям на составление геометрических фигур из частей, составление узоров, орнаментов. Эти упражнения развивают сенсорные способности, тренируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Игры на воссоздание очень популярны среди детей дошкольного возраста.

Они с увлечением берутся за те задачи, которые кажутся им фантастичными, волшебными - игры с превращениями, ведь из некрасивых кусочков им удается сложить знакомую фигуру. К тому же разнообразие подходов к решению задачи, многовариативность и исключение нарушений условий игрового действия дополнительно способствуют творческому процессу, что является одним из главных достоинств.

2. Сколько квадратов, прямоугольников, четырехугольников на рисунке?

Играм на воссоздание предметов геометрической формы из частей предшествуют те игры и упражнения, которые направлены на умение выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке. Можно связать эти игры с формированием количественных представлений, со счетной деятельностью, предложив детям сосчитать общее количество фигур (Сколько кругов? Сколько треугольников? Каких фигур больше (меньше)?). Сначала целесообразно предложить те рисунки, которые составлены из геометрических фигур одной формы (елочка, снеговик, неваляшка), затем - нескольких форм (машина, домик). В этом случае ни одна геометрическая фигура не накладывается на другую, при этом не требуется особо глубокого анализа изображения. Затем можно предложить рисунки и чертежи более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие. Детям даются следующие задания: 1. Сосчитай, сколько на рисунке треугольников:

Для повышения интереса к таким играм можно предложить игру «Волшебные очки». Для игры нужно изготовить специальные очки со «стеклами» разной формы. Надев такие «волшебные очки» можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме стекла.

Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредством их сравнения с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами.

Решению этой задачи способствуют такие игры, как «На что похоже», «Подбери по форме», «Помоги художнику». В игре «Помоги художнику» дети превращают с помощью цветного карандаша геометрические фигуры в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

В младшей группе детям предлагала игру «Составь фигуру», в которой они из отдельных геометрических фигур составляли робота, неваляшку, грузовую машину, птичку, елочку, цыпленка, часы, домик.

Составляя знакомые силуэты, дети одновременно упражнялись в счете, сравнении геометрических фигур по величине.

После того, как дети научатся свободно решать вышеперечисленные задачи, можно переходить к более сложным, направленным на составление геометрических фигур из отдельных частей. К играм данного типа относятся такие известные игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «головоломка «Пифагор», «Пентамино», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Сложи квадрат» Б.П. Никитина и др.

Игры этой группы направлены на развитие умений работать по образцу: анализировать образец, выделяя его составные части (то есть геометрические фигуры), синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу; они способствуют развитию пространственного воображения, логического и интуитивного мышления.

В своей работе на занятиях я использовала такие игры, как «Сложи квадрат», «Танграм». С этими играми знакомила детей, начиная со средней группы.

Игра «Танграм», которую называют также «геометрическим конструктором», создана китайским ученым Та -Нг, жившим несколько тысяч лет назад, и названа его именем.

Из определенного набора геометрических фигур (два больших треугольника, два - маленьких, один - средний, квадрат и четырехугольник) составляются не только различные геометрические фигуры, но и образные плоские фигуры, а из двух наборов можно составить сюжет.

Создавая фигуры, надо учитывать следующие правила: в состав каждого силуэта должны входить все части игры, соединять их можно только по сторонбам, не допуская наложения одной части на другую.

В средней группе я познакомила детей с игрой: указала количество игровых элементов, их форму, размер. После ознакомления с игрой перешли к практической деятельности - составлению из двух-трех имеющихся фигур - новой:

  1. Из двух больших треугольников составить последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.
  2. Из двух маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
  3. Из большого и среднего треугольников составить четырехугольник.
  4. Составить новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников (сначала квадрат, затем - четырехугольник).

Задания можно изменять, предлагая детям составить новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Все они направлены на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур-силуэтов по разделенным на части образцам. Этот этап является наиболее важным для усвоения в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Упражнения по составлению фигур-силуэтов начинала с рассматривания вместе с детьми образца. Анализ расположения фигур следует начинать с основной части (стены домика, туловища человека, животного), после этого отмечается строение остальных. Дети не только упражнялись в расположении той фигуры, которую нужно составить, но и приобщались к зрительному и мысленному анализу образца. Здесь необходимо научить детей не только анализировать образец, но и словесно выражать способ соединения частей и их пространственное расположение.

За анализом следует составление детьми силуэтов и сравнение их с образцом. К концу средней группы почти все дети свободно выкладывали силуэты лисички, зайчика, домика, гуся, страуса, кенгуру, глядя на расчлененный образец. Эти игры вызывали у детей повышенный интерес.

В старшем дошкольном возрасте я перешла к основному этапу - обучению детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера - нерасчлененным. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительнбого разделения формы той или иной фигуры на составные части, то есть геометрические фигуры, из которых она составлена. Каждый анализирует образец самостоятельно и высказывает предположение, которое необходимо проверить на практике. Можно предложить ребенку рассказать, как он будет составлять фигуру. Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.

В дальнейшем дети составляют изображения по собственному замыслу. Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для ребенка; при этом требуется отыскать единственно верный путь решения, отбросив неверные. Этому предшествует возникновение предположения, идеи, плана. Решение такого рода задач способствует развитию воображения, творческих способностей, навыков планирования действий, прогнозирования результата.

Детям подготовительной группы с целью развития творческих способностей можно предложить и более сложные задания: составить из двух-трех наборов игры фигуру-силуэт по образцу или по собственному замыслу.

Игру «Танграм» я использовала как на занятиях по математике, так и в свободное от занятий время.

Дети также с удовольствием играли в такие игры, как «Колумбово яйцо», головоломки «Пифагор», «Архимед», и др., к которым имеют свободный доступ в «Уголке занимательной математики».

Интересными для детей играми, способствующими развитию навыков конструирования, являются такие игры, как четырехцветный «Квадрат Воскобовича», развивающая игра «Прозрачная цифра», «Сложи узор» Б.П. Никитина, различные геометрические мозаики и конструкторы.

В своей работе на занятиях я использовала такие игры, как «Составь квадрат», «Составь круг», предложенные Б.П. Никитиным. Начинала я эту работу уже с младшей группы, с наиболее легких и посильных задач, когда ребенку даются образец и конверт с квадратом. Ребенок подбирает куски одного цвета и складывает квадрат. Затем число квадратов разного цвета увеличивается. Квадраты, которые даются детям средней группы можно пронумеровать. Таким образом, в этой игре решается сразу несколько задач: развитие цветового восприятия, закрепление знания цифр и зрительный анализ формы, размера, пропорций частей. Ребенок сортирует, ищет их соотношение и способ составления фигур.

В старшем возрасте уже можно предложить составить из частей круги и квадраты. Это задание предполагает сложение геометрических фигур из частей, которые могут иметь при делении сложную конфигурацию. Ребенку даются два-три разных набора, части которых перемешаны. Давая детям задание, можно использовать различные варианты, исходя из уровня развития ребенка.

Для развития логического мышления детей в старшем дошкольном возрасте я использовала упражнения, основанные на анализе зависимости между парами фигур или группой фигур, «Как изменилась фигура?».

Данная зависимость выражена в трансформации фигур, изображенных на рисунках, карточках: изменением цвета, цвета, формы, расположения и пр.

Ребенку даются образцы, на которых показаны модели изменения объектов. По аналогии с ними ребенок самостоятельно находит необходимую фигуру или объект, мысленно проанализировав образец.

Виды трансформации, которые можно использовать:

1) изменение цвета;

  1. изменение размера;
  2. изменение количества частей или фигур;
  3. трансформация контура путем убавления части или целой фигуры;
  4. трансформация путем добавления:
  5. изменение месторасположения фигур путем раздвижения частей или фигур;
  6. изменение месторасположения путем наложения, соединения фигур;
  7. изменение месторасположения фигур путем разворота.

В случае затруднения можно использовать карточки-ключи: ребенок должен внимательно рассмотреть карточку и определить характер изменения, подобрать нужную карточку-ответ. Характер изменений изображается на карточке-ключе символически.

Все эти упражнения направлены на развитие понимания и способности преобразования ситуации.


  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
  2. Составить маленький и большой квадраты
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

  1. Разложить кусочки квадратов по цвету
  2. По номерам
  3. Сложить из кусочков целый квадрат
  4. Придумать новые квадратики.

Экологические игры

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.