Егэ по обществознанию. Анализ сложных заданий егэ по обществознанию

Егэ по обществознанию. Анализ сложных заданий егэ по обществознанию
Егэ по обществознанию. Анализ сложных заданий егэ по обществознанию

По обществознанию на высокий балл, либо стать призёром (победителем) олимпиады по данному предмету. Цель в обоих случаях одна: обеспечить ребёнку поступление в престижный вуз на актуальную специальность.

По мнению школьников и многих взрослых, обществознание является не самым сложным предметом. По этой причине сегодня ЕГЭ по обществознанию выбирает каждый второй выпускник. Действительно, благодаря общей эрудиции, неплохим знаниям в области истории и литературы, можно сдать ЕГЭ по обществознанию выше минимального порога. Однако добиться высоких результатов (от 75 баллов и выше) без тщательной подготовки невозможно. Ежегодно только в Москве 5% выпускников проваливают экзамен по обществознанию.

Итак, как выбрать репетитора ЕГЭ по обществознанию? Какие вопросы ему необходимо задать на первой встрече?

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование? И где вы работаете?

Однозначно, это профильное образование, желательно педагогическое. Например, диплом по специальности по профилю «Обществознание», или «Обществознание и право», или . Приветствуется наличие сертификатов о повышение квалификации по профилю: «Углублённая подготовка учащихся к творческим заданиям ЕГЭ» или «Решение олимпиадных заданий».

Теперь разбёремся с местом работы. С подготовкой к и ЕГЭ лучше справится школьный учитель: он знает слабые стороны учеников, у него больше опыта работы с аудиторией данного возраста, он разбирается в детской психологии, он регулярно готовит школьников к ЕГЭ по обществознании.

Для подготовки к Всероссийской олимпиаде по обществознанию и «перечневым» олимпиадам лучше обратиться к вузовским преподавателям. Такой репетитор, как правило, ведёт несколько смежных дисциплин, например, политологию, историю и обществознание. У него выше квалификация, широкий кругозор, поэтому практической пользы от такого репетитора будет больше. Но ребёнок, с которым будет работать вузовский репетитор, должен очень хорошо понимать и любить предмет и не бояться нагрузок. Ведь олимпиадные задания выходят далеко за пределы школьной программы.

ВОПРОС ВТОРОЙ: Какие сложности существуют в заданиях ЕГЭ по обществознанию? Каковы критерии оценки развёрнутых ответов?

Чем больше нюансов и подводных камней сможет расписать репетитор, тем больше он знает о ЕГЭ по обществознанию.

Например, задания Ч1 так или иначе связаны с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. Но это не просто вопрос и варианты ответов. В заданиях №4-9; №11; №13-20 Ч1 могут быть несколько правильных ответов. Но сколько именно: 2, 3 или все 5, экзаменуемый должен понять самостоятельно. Более того, важно знать и нюансы оценивания таких заданий. Если в ответе указана одна лишняя цифра или наоборот одной цифры не хватает - снимается 1 балл. Если указаны 2 и более неправильных ответов - снимаются все баллы.

В задании №21 ответы могут быть разбросаны по всему тексту, важно внимательно прочитать текст. Многие совершают ошибку в структуре ответа, важно сформировать ответ в формате вопроса.

Или вот, отвечая на последний вопрос, выпускники используют Черновик, но забывают вписать в него тему эссе. А это прописано в условиях задания. При проверке эссе эксперт имеет полное право снять за эту «ошибку» балл(ы).

ВОПРОС ТРЕТИЙ: Какие УМК и дополнительные материалы будут использованы для подготовки выпускника к ЕГЭ по обществознанию? (Какими материалами вы пользуетесь при подготовке школьника к олимпиаде по обществознанию?)

Как признаются сами учителя и эксперты ЕГЭ по обществознанию, не один современный школьный учебник по обществознанию не способен полноценно подготовить школьника к сдаче ЕГЭ. Почему? А потому, что ЕГЭ по обществознанию - это междисциплинарный экзамен, который включает в себя разделы нескольких смежных наук, таких как право, философия, экономика, политология и социология. По этой самой причине в помощь выпускникам руководство некоторых школ частенько вводит дополнительные предметы или спецкурсы, как право, экономика, политология, социология и даже философия.

Учебники, пособия, энциклопедии, предложенные репетитором, должны быть не только по обществознанию. Это могут быть дополнительные учебники по праву, экономике, социологии, обязательно Конституция РФ. Учебники и пособия должны быть рекомендованы Министерством образования и науки России. Очень важно готовиться по новым книгам, в старых пособиях часто используются понятия и терминология, вышедшие из употребления.

Практику решения тестов можно наработать на заданиях прошлых лет ЕГЭ по обществознанию. Открытый банк заданий ЕГЭ - официальный источник тестов ЕГЭ от разработчиков КИМов (ФИПИ). Ответы и решения можно найти в пособиях по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Как и в случае с учебниками, необходимо пользоваться качественными решебниками, которые издают крупные издательства («Дрофа», «Просвещение» и т.д.).

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Как будут проходить уроки?

Опытные репетиторы отмечают, что на занятиях необходимо много времени уделять практике, а именно:

  • нарабатывать навык решения тестов;
  • больше разбирать задания повышенного, профильного уровня, так как на ЕГЭ часто попадаются вопросы сложнее, чем в методичках и тренировочных работах;
  • подготовка к обществоведческому эссе.

Про нюансы с тестовыми заданиями писали выше. Остановимся на втором пункте -сверхсложных заданиях. В заданиях КИМ ЕГЭ по обществознанию встречаются вопросы, ответы на которые изучают студенты гуманитарных специальностей аж на 2-3 курсе. Например, вопрос из модуля «Право» затрагивает тему видов юридических лиц, а именно коммандитное товарищество.

Далее. Каждый год в приложении к спецификации перечисляются нормативно-правовые акты из Конституции России, которые выпускник должен знать. Но учителя обществознания, которые не первый год готовят ребят к ЕГЭ по обществознанию, советуют просмотреть, а лучше выучить все 137 статей Конституции.

Нельзя набрать на ЕГЭ по обществознанию высокий балл, не уделив должного внимания подготовке к последнему заданию - обществоведческому эссе. И хоть эксперты и пишут, что работы, «написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету» получают наивысший балл, важно подстроиться под формат экзамена и особо не мудрить. У ЕГЭ своя специфика по темам и методам решения, и чтобы в итоге получить необходимый балл, ответ школьника должен соответствовать этим методам.

Во-первых, работа должна соответствовать заявленной структуре эссе: цитата - проблема, поднятая автором - смысл высказывания - точка зрения экзаменуемого - теоретическая аргументация - не менее 2-х примеров из истории, литературы, личной практики, которые подтверждают верность выше изложенных суждений - вывод.

Также важно соблюдать элементарные правила написания сочинения: выделять абзацы и соблюдать красную строку, использовать краткие, простые, но разнообразные по интонации предложения, составленные по схеме: «Я считаю, что…», «Я разделяю позицию автора…» или «В заключении делаем вывод…».

ВОПРОС ПЯТЫЙ: Будут ли домашние задания?

Домашние задания при подготовке к ЕГЭ по обществознанию с репетитором обязательны. Это не только решение тестов и задач, но и написание развёрнутых ответов, планов и обществоведческого эссе на заданную репетитором тему.

Работу проверяют два эксперта за сжатые сроки, часто оперируя размытыми критериями оценки. Вот, например, один из таких критериев: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры». Если эксперт сочтёт приведённый пример «близким по значению» баллы будут, в противном случае, можно незаслуженно недобрать задуманный порог. Оценка за эту часть работы очень субъективная. На апелляциях по обществознанию выпускникам удавалось набрать аж 12(!) дополнительных баллов, отстаивая и аргументируя свою точку зрения.

Ещё, опытные репетиторы советуют каждый день начинать с прочтения новостей. Источники должны быть серьёзные: федеральные издания, как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и РИА Новости», а также региональные СМИ. Для выпускника актуальны новости следующих рубрик: образование, общество, культура, политика, религия и международные отношения. Регулярный просмотр СМИ поможет привести хорошие примеры в заданиях Ч2 ЕГЭ по обществознанию. А также больше интересоваться историей, литературой и географией, потому что качестве примеров и аргументов приветствуются факты из личного социального опыта и собственные наблюдения. А для этого нужен тот самый широкий кругозор, о котором мы писали в самом начале материала.

Всем почти летний привет! Для многих уже отгремели «последние звонки», настала пора финишной прямой по подготовке к ЕГЭ. И обществознание не исключение. Многие только только начинают готовиться, это вообще жесть. Но что поделаешь, у всех голова работает по-разному.

Однако в преддверии экзамена хочу вам преподнести небольшой подарок: мои вопросы, которые я обычно задаю по обществу. Многие спросят: «Зачем вопросы, когда есть кодификатор тем КИМ ЕГЭ?». Немедленно отвечаю: вопросы — это основа нашего мышления. Умение задать вопрос и отвечать на него это серьезное искусство. И если вы без промаха сходу ответите на все эти вопросы, можете быть уверены, что первую часть теста вы напишите без ошибок.

Потому что первая часть теста ЕГЭ по обществу проверяет ваши знания, а вторая — навыки решения тестов. Если в вопросах возникли проблемы, то еще не поздно взять наш видеокурс по обществу и с его помощью не только восполнить пробелы, но и получить четкое представление, как решать тесты ЕГЭ. Ок, вот вопросы.

Вопросы по обществу

Человек и общество

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Что такое деятельность?
  3. Какова структура деятельности?
  4. Что такое развитие?
  5. Что такое прогресс?
  6. Каковы признаки традиционного общества?
  7. Каковы признаки индустриального общества?
  8. Каковы признаки постиндустриального общества?
  9. Что такое потребности?
  10. Что такое культура?
  11. Что такое искусство?
  12. Что такое познание?
  13. Что такое наука?
  14. Что такое религия? Назовите формы религии?
  15. Какие теории общественного прогресса знаете?

Социальная сфера

  1. Что такое социальное?
  2. Что такое социальный факт?
  3. Что такое социальная стратификация?
  4. Что такое социализация?
  5. Что такое социальная группа, каковы ее признаки?
  6. Охарактеризуйте виды социальных групп?
  7. Как соотносятся понятия социальная роль и социальный статус?
  8. Какие виды социализации знаете?
  9. В чем причины социальной стратификации?
  10. Что такое социальная мобильность?
  11. Что такое личность?
  12. Как соотносятся между собой понятия: индивид, индивидуальность и личность?
  13. Что такое девиация, назовите ее виды?
  14. В чем причины девиантного поведения, какие есть теории?
  15. Какие формы социального взаимодействия знаете?
  16. Что такое социальный конфликт?
  17. Какие знаете теории социальной стратификации?
  18. Как соотносятся понятия: социальная группа и общность, группа и социальный институт?
  19. Назовите отличие социальной группы «семья» от социального института «семья»?
  20. Что такое этнос, этносоциальная общность?

Политическая сфера

    1. Что такое политика?
    2. Что такое власть?
    3. Чем отличается легальность власти от легитимности?
    4. Что такое кризис легитимности, каковы его признаки?
    5. Какие теории политики знаете?
    6. Политика это больше социальное явление или уникальное политическое?
    7. Что такое политический процесс?
    8. Что включается в себя политическая система?
    9. Назовите признаки государства?
    10. Назовите призаки тоталитарного государства, политической системы?
    11. Назовите призаки авторитарного государства, политической системы?
    12. Назовите призаки демократического государства, политической системы?
    13. Назовите все классификации форм государства и каждый охарактеризуйте?
    14. Что такое гражданского общество?
    15. Назовите примеры гражданских ассоциаций.
    16. Что такое партия, назовите признаки партий?
    17. Что такое группы интересов, давления, лобби?
    18. Что такое политическая элита?
    19. Какие теории политической элиты вы знаете?

Экономическая сфера

  1. Что такое прибыль?
  2. Как функционируют деньги?
  3. Как соотносятся понятия спрос и предложение?
  4. Что такое: инфляция, деноминация, нуллификация, девальвация, ревальвация,дефляция — приведите примеры?
  5. Что такое издержки? Объясните и проиллюстрируйте примерами: явные издержки, неявные, бухгалтерские экономические?
  6. Назовите типы рынков и проиллюстрируйте примером каждый?
  7. Назовите типы хозяйствования и проиллюстрируйте их примерами?
  8. Что такое ценные бумаги, приведите виды, примеры?
  9. Объясните, что такое экономические циклы и проиллюстрируйте их примерами?

Право

  1. Что такое источник права? Назовите источники права, которые знаете?
  2. Что такое закон?
  3. Какие виды законов в РФ Вы знаете?
  4. Что такое юридический факт?
  5. Что такое правосубъектность?
  6. Как соотносятся дееспособность и правоспособность?
  7. Назовите объект права: гражданского, трудового, административного, уголовного, семейного?
  8. Что такое эмансипация?
  9. Что такое срок исковой давности? Какие три основных срова Вы знаете?
  10. Назовите ключевые признаки правонарушения?
  11. Назовите ключевые признаки преступления?
  12. Назовите стороны судопроизводства в праве

Кстати, вопросы по истории, я уже ранее

Материалы к экзаменам (11 класс)

Тематические тренировочные задания ЕГЭ по обществознанию

В этом разделе размещены тренировочные тестовые задания ЕГЭ всех типов (A,B,C)сгруппированные по тематическим блокам: "Человек и общество", "Социальные отношения", "Политика", "Экономика", "Право". Первый файл в каждом тематическом блоке содержит тексты заданий, второй файл - ответы к заданиям.

1. Повторение всех параграфов одного из разделов по учебника.

2. Решение всех тестовых заданий соответствующего раздела.

3. Самопроверка по файлу с ответами, исправление ошибок.

4. Самоанализ ошибок (количество, возможные причины).

5. Повторное повторение тех параграфов раздела, с содержанием которых связано большинство ошибок.

6. Консультации с учителем по проблемным вопросам.

Памятки по выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию (С1 - С9)

Единый государственный экзамен по истории и обществознанию 2012:

демонстрационный вариант заданий по истории и обществознанию

  • демонстрационный вариант заданий единого государственного экзамена 2011 года,
  • кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2011 года - обратите внимание на разделы выбранного Вами предмета, включенные в экзамен, которые необходимо повторить
  • спецификация экзаменационной работы единого государственного экзамена 2011 года - материалы, предназначенные для учителей.

На сайте представлены контрольные измерительные материалы по истории, обществознанию и другим предметам.

ЕГЭ (обществознание): примеры заданий типа "С"

Третья часть (C) заданий ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемых развернутых ответов. Это практически ориентированная часть экзаменационной работы, дающая максимальное количество баллов за каждое задание.

Посмотреть

Последнее задание блока С предполагает изложение экзаменуемым своей точки зрения, позиции по поводу проблем, поднятых в приведенных высказываниях (экзаменуемый выбирает одно из шести высказываний разных мыслителей, связанных с такими гуманитарными науками как: философия, психология, социология, экономика, политология, правоведение, религиоведение и т.д.). Для подготовки к успешному выполнению заданий "С 9" учащимся предлагаются данные рекомендации (памятка).

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут