Альбер камю биография и философия. Альбер камю - биография, информация, личная жизнь

Альбер камю биография и философия. Альбер камю - биография, информация, личная жизнь
Альбер камю биография и философия. Альбер камю - биография, информация, личная жизнь

Французский писатель, драматург, один из основателей "атеистического"

экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе Альбер Камю родился в

1913 году во французском Алжире.

Алжирском университете, знакомство с Жаном Гренье, философом и эссеистом, - с

его сборником эссе "Острова" Камю связывал свое "второе рождение" В студенческие

годы Камю вступает в коммунистическую партию, а дипломную работу пишет по теме

"Христианская метафизика и неоплатонизм". В 1937 году Камю выходит из компартии.

Знакомство с экзистенциалистскими мыслителями - Кьер-кегор, Шестов, Хайдеггер,

Яс-перс - во многом определяет круг философских исканий Камю

В конце 1930-х годов появляются его первые сборники прозы "Изнанка и лицо" и

"Брачный пир". Пишет роман "Счастливая смерть", начинает работу над знаменитым

Надо сказать, что Камю очень увлекался Достоевским Даже в одном из театров играл

роль Ивана Карамазова в спектакле "Братья Карамазовы".

Писатель работал журналистом, много ездил по Европе. Начало Второй мировой войны

писатель встретил в Париже. Из-за плохого здоровья - туберкулез - его не взяли в

армию. Он продолжал работать в различных газетах, давал частные уроки. Вступил в

ряды Сопротивления, став членом подпольной группы "Комба". В годы войны написал

Сизифе". В 1943 году поступил на работу в знаменитое издательство "Галлимар". Во

время Парижского восстания в августе 1944 года руководил газетой "Комба"

После войны создал самое значительное свое философское произведение - "Бунтующий

человек" и свой последний роман "Падение" (1956).

В 1957 году Камю присудили Нобелевскую премию - "за важность литературных

произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьезностью проблемы наших

Мишелем Галлимаром, сыном известного издателя. В дорожной сумке была найдена

черновая рукопись романа "Первый человек", который после подготовки к публикации

дочерью Камю Катрин вышел в 1994 году.

О жизни Камю написано много книг. Было время, когда он, Сартр и Сент-Экзюпери

были во Франции да и во всей Европе культовыми фигурами. Оливье Тодд издал

биографию Камю почти в тысячу страниц.

Биографы выделяют в жизни Камю его внутреннее одиночество Одиночество при том,

что он был "счастливый любовник, футболист, актер-любитель, очень общительный и

непринужденный человек". Но он, выходец из алжирской бедноты, всю жизнь

болезненно ощущал свою отчужденность от других людей (героя повести "Чужой" он,

несомненно, наделил многими своими психологическими чертами, как и "судью на

покаянии" из повести "Падение"). Знаком отверженности стал для него и

туберкулез, которым он заболел еще в юности. Эта болезнь, видимо, обостряла

мысль писателя Как и его социальное одиночество - одиночество бедняка,

взлетевшего на вершину славы, алжирского француза (в метрополии таких звали

"черноногими"). Короткий миг единения с народом в период Сопротивления сменился

после войны тягостным отчуждением в 1950-е годы, когда Камю пытался посредничать

в гражданской войне, разгоревшейся в его родном Алжире...

Писатель страдал депрессиями, периодически терял способность писать, хотел не

раз навсегда покинуть Европу, помышлял о самоубийстве. Биографы отмечают, что он

был великим донжуаном (в "Мифе о Сизифе" писатель описывает донжуанство как один

из жизненных проектов "абсурдного человека"), но странным образом, его близкие

подруги и жены не были "француженками из Франции" - в основном это алжирки, а

еще актриса-испанка, англичанка, жена писателя Артура Кестлера, американская

студентка, художница-датчанка, обе его жены страдали психическими

расстройствами.

Биографы приводят немало примеров рассеянности писателя, что говорит о его

сосредоточенности на внутренних проблемах. Когда его вторая жена Франсин Фор

родила ему близнецов, мальчика и девочку, он чуть не забыл их в роддоме: посадил

в машину молодую мать, погрузил ее чемодан и сказал. "Поехали!"

В конце жизни на вопрос о своем мировоззрении. "Вы - левый интеллигент?" - он

отвечал: "Я не уверен, что я - интеллигент. А что до остального, то я за левых,

вопреки себе и вопреки им самим... Я верю в справедливость, но я буду защищать

сначала свою мать, а потом уже справедливость".

У Камю много парадоксов. Один из них заключается в том, что последовательно

отстаивая в публицистике конкретность морали против дурной отвлеченности

политики, он в своем творчестве культивировал как раз отвлеченно-символические

сюжеты ("Калигула", "Чума", "Праведники", "Осадное положение").

Первое крупное произведение Камю - "Миф о Сизифе" , о Сизифе, навечно осужденном

богами вкатывать на вершину горы обломок утеса, откуда тот опять скатывается.

Этот миф - символ человеческой жизни. Что делаем мы на земле, если не

безнадежную работу? Осознать бессмысленность человеческой суеты - значит

обнаружить абсурдность человеческого удела. Где же выход? Самоубийство? Надежда

пережить \ себя благодаря своим творениям? К чему писателю писать, если все

равно все кончается смертью? Ради славы? Она сомнительна, да и если она

Земля.. Нет, все абсурдно.

Известный французский писатель, критик и мемуарист Андре Мо-руа пишет о "Мифе о

Сизифе"" "Что же предлагает нам Камю? Дитя солнца, он не приемлет отчаяния.

Будущего не существует? Пусть так, насладимся настоящим. Стать спортсменом или

поэтом или тем и другим одновременно. Идеал человека абсурда - упоение

сиюминутностью. Сизиф сознает свой тягостный удел, и в этой ясности сознания -

залог его победы. Здесь Камю сходится с Паскалем. Величие человека в знании, что

он - смертен. Величие Сизифа в знании, что камень неизбежно скатится вниз. И это

знание превращает судьбу в дело рук человеческих, которое и должно быть улажено

между людьми".

Книга эта появилась на свет в 1942 году. Кругом война. Мир, конечно, выглядит

абсурдным в высшей степени. И тут Камю: "Да, мир - абсурден, да - от богов

ничего не приходится ждать. И однако, нужно, глядя в лицо неумолимой судьбе,

осознать ее, презреть и в той мере, в какой это в наших человеческих силах,

Андре Моруа считает, что Камю "с первых шагов проник в самое сердце современного

мира". "Посторонний" - это жизненная реализация "Мифа о Сизифе". "Чума" играет

по отношению к существованию коллектива ту же роль, что "Посторонний" по

отношению к существованию индивида. Подобно тому как Мерсо открывает для себя

красоту жизни благодаря шоку, пробуждающему в нем протест, целый город - Оран -

пробуждается к сознанию, когда оказывается в изоляции, во власти чумного мора.

Камю в своих произведениях превыше всего ставит чувство меры.

"Наша разодранная Европа нуждается не в нетерпимости, но в работе и

взаимопонимании". "Истинная щедрость по отношению к будущему состоит в том,

чтобы отдать все настоящему".

Здесь, сегодня, немедленно - вот где надлежит трудиться. Это будет тяжко. С

несправедливостью никогда не покончить, но человек всегда станет бунтовать

против всех Это дьявол говорит нам-будьте как боги. Чтобы стать человеком

сегодня, нужно отказаться быть богом. Именно эти мысли отмечает в творчестве

Камю Моруа. "Камю не повторяет слов Вольтера: "Нужно возделывать свой сад". Он,

скорее, предлагает, по-моему, помогать униженным возделывать их сад".

Что касается искусства, то Камю разделял мнение Ницше, что "искусство необходимо

для того, чтобы не умереть от истины". И уже от себя добавлял: "Искусство - это

в каком-то смысле бунт против незавершенности и бренности мира: оно состоит в

том, чтобы преображать реальность, одновременно сохраняя ее, ибо в ней источник

его эмоционального напряжения... Искусство не есть полное неприятие или полное

приятие сущего. Оно складывается из бунта и согласия одновременно..."

Некоторые считают, что Камю больше философ, мыслитель, чем писатель. Сам он

говорил: "Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши

Альберт Камю

(1913 - 1960)

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма . В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний» , которая привлекла внимание литераторов.

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе» , который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.

Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.

Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности - с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром . Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.

Будучи еще начинающим писателем А. Камю составил план будущего творческого пути, который должен был объединить три грани его таланта и соответственно три направления его интересов – литературу, философию и театр. Там были такие этапы – «абсурд», «бунт», «любовь». Писатель последовательно реализовывал свой план, увы, на третьем этапе его творческий путь оборвала смерть.

Человек - существо неустойчивое. Ему присуще чувство страха, безвыходности и отчаяния. По крайне мере, такое мнение высказывали приверженцы экзистенциализма. Близким к этому философскому учению был Альбер Камю. Биография и творческий путь французского писателя - тема этой статьи.

Детство

Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать - испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.

Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.

Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.

Юность

Годы учебы в Алжирском университете огромное влияние оказали на мировоззренческую позицию Камю. В этот период он свел дружбу с известным в свое время эссеистом Жаном Гренье. Именно в студенческие годы был создан первый сборник рассказов, который получил название «Острова». Некоторое время являлся членом коммунистической партии Альбер Камю. Биография его, все же, связана больше с такими именами, как Шестов, Кьеркегор и Хайдеггер. Принадлежат они мыслителям, философия которых во многом определила основную тему творчества Камю.

Чрезвычайно активным человеком был Альбер Камю. Биография его насыщенна. Будучи студентом, он занимался спортом. Затем, после окончания университета работал журналистом и много путешествовал. Философия Альбера Камю сформировалась не только под влиянием современных ему мыслителей. Некоторое время он увлекался творчеством Федора Достоевского. По некоторым данным, даже играл в любительском театре, где ему довелось исполнить роль Ивана Карамазова. Во время захвата Парижа, в начале Первой мировой войны, Камю находился во французской столице. Его не взяли на фронт в силу тяжелого заболевания. Но и в этот непростой период довольно активную общественную и творческую деятельность вел Альбер Камю.

«Чума»

В 1941 году писатель давал частные уроки, принимал активное участие в деятельности одной из подпольных парижских организаций. В начале войны свое самое знаменитое произведение написал Альбер Камю. «Чума» - роман, который был опубликован в 1947 году. В нем автор отразил события в Париже, оккупированном немецкими войсками, в сложной символической форме. За этот роман Альбера Камю наградили Нобелевской премией. Формулировка - «За важную роль литературных произведений, которые ставят перед людьми проблемы современности с проницательной серьезностью».

Чума начинается внезапно. Жители города покидают свои дома. Но не все. Находятся горожане, которые полагают, что эпидемия - это не что иное, как кара свыше. И не стоит бежать. Следует проникнуться смирением. Один из героев - пастор - является ярым сторонником такой позиции. Но смерть невинного мальчика заставляет его пересмотреть свою точку зрения.

Люди пытаются спастись. И чума вдруг отступает. Но даже после того, как самые страшные дни позади, героя не покидает мысль, что чума может снова вернуться. Эпидемия в романе символизирует фашизм, который унес в годы войны миллионы жителей Западной и Восточной Европы.

Для того чтобы понять, в чем заключается основная философская идея этого писателя, следует прочитать один из его романов. Дабы ощутить настроения, которые царили в первые годы войны среди людей мыслящих, стоит познакомиться с романом «Чума», который в 1941 году написал Альбер из этого произведения - изречения выдающегося философа XX века. Одна из них - «В разгар бедствий привыкаешь к правде, а именно - к молчанию».

Мировоззрение

В центре творчества французского писателя рассмотрение абсурдности человеческого существования. Единственным способом борьбы с ним, по мнению Камю, является его признание. Высшее воплощение абсурда - это попытка улучшить общество с помощью насилия, а именно - фашизма и сталинизма. В произведениях Камю присутствует пессимистическая уверенность в том, что зло победить окончательно невозможно. Насилие порождает еще большее насилие. А бунт против него и вовсе ни к чему хорошему не может привести. Именно такую позицию автора можно ощутить во время прочтения романа «Чума».

«Посторонний»

В начале войны немало очерков и рассказов написал Альбер Камю. Кратко стоит сказать о повести «Посторонний». Это произведение довольно сложное для восприятия. Но именно в нем отражается мнение автора относительно абсурдности человеческого существования.

Повесть «Посторонний» является своеобразным манифестом, который провозгласил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Цитаты из этого произведения едва ли о чем-то могут сказать. В книге особую роль играет монолог героя, который чудовищно беспристрастен ко всему, что происходит вокруг. «Приговоренный обязан морально участвовать в казни» - эта фраза, пожалуй, является ключевой.

Герой повести - человек в некотором смысле неполноценный. Его главной особенностью является равнодушие. Он безразличен ко всему: к смерти матери, к чужому горю, к собственному нравственному падению. И только перед смертью его покидает патологическое равнодушие к окружающему миру. И именно в этот момент герой понимает, что безразличие окружающего мира ему не миновать. Он приговорен к казни за совершенное убийство. И все, о чем он мечтает в последние минуты жизни, - это не видеть равнодушия в глазах людей, которые будут наблюдать за его смертью.

«Падение»

Эта повесть была издана за три года до смерти писателя. Произведения Альбера Камю, как привило, относятся к философскому жанру. «Падение» - не исключение. В повести автор создает портрет человека, который является художественным символом современного европейского общества. Героя зовут Жан-Батист, что в переводе с французского - Иоанн Креститель. Однако персонаж Камю имеет мало общего с библейским.

В «Падении» автор использует прием, характерный для импрессионистов. Повествование ведется в форме потока сознания. Герой рассказывает о своей жизни собеседнику. При этом он повествует о грехах, которые совершал, без тени сожаления. Жан-Батист олицетворяет эгоизм и скудность внутреннего душевного мира европейцев, современников писателя. По мнению Камю, их ничего не интересует помимо достижения собственного удовольствия. Рассказчик периодически отвлекается от своего жизнеописания, высказывая свою точку зрения относительного того или иного философского вопроса. Как и в других художественных произведениях Альбера Камю, в центре сюжета повести «Падение» - человек необычного психологического склада, что позволяет автору раскрыть по-новому извечные проблемы бытия.

После войны

В конце сороковых годов Камю стал независимым журналистом. Общественную деятельность в каких-либо политических организациях он навсегда прекратил. В это время он создал несколько драматургических произведений. Самые известные из них - «Праведники», «Осадное положение».

Тема бунтующей личности в литературе XX века была довольно актуальной. Несогласие человека и его нежелание жить по законам общества - проблема, которая волновала многих авторов в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Одним из основоположников этого литературного направления был Альбер Камю. Книги его, написанные еще в начале пятидесятых годов, проникнуты ощущением дисгармонии и чувством отчаяния. «Бунтующий человек» - произведение, которое писатель посвятил исследованию протеста человека против абсурдности существования.

Если в студенческие годы Камю активно интересовался социалистической идеей, то в зрелом возрасте он стал противником левых радикалов. В своих статьях он не раз поднимал тему насилия и авторитаризма советской власти.

Смерть

В 1960 году писатель трагически погиб. Его жизнь оборвалась по дороге из Прованса в Париж. В результате автомобильной катастрофы Камю погиб мгновенно. В 2011 году была выдвинута версия, согласно которой смерть писателя не является случайностью. Авария якобы была подстроена сотрудниками советской спецслужбы. Однако эта версия позже была опровергнута Мишелем Онфре - автором биографии писателя.

Годы жизни: с 07.11.1913 по 04.01.1960

Французский писатель и философ, экзистенциалист, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Когда отец писателя погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны, мать переехала с детьми в город Алжир.

В Алжире после окончания начальной школы Камю учится в лицее, обучение в котором он был вынужден прервать на год в 1930 году из-за открывшегося туберкулеза.

В 1932-1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. По совету Гренье в университете Камю начал вести дневники, писал эссе, испытывая влияние философии Достоевского и Ницше. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями и весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию и ведет пропагандистскую деятельность среди мусульман. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1937 году Камю заканчивает университет, защитив дипломную работу по философии на тему "Христианская метафизика и неоплатонизм". Камю хотел продолжать академическую деятельность, но по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, а затем возглавлял некоторые леворадикальные оппозиционные газеты, которые были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

Лишившись работы редактора, Камю переезжает с женой в Оран, где они зарабатывают на жизнь частными уроками, а в начале войны переезжает в Париж.

В мае 1940 года Камю закончил работу над романом «Посторонний». В декабре Камю, не желая жить в оккупированной стране, возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж.

В 1943 году знакомится с , участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность, однако в 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. В результате Камю уходит из «Комба» и становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»).

В пятидесятые годы Камю постепенно отказывается от своих социалистических идей, осуждает политику сталинизма и попустительское отношение к этому французских социалистов, что приводит к еще большему разрыву с бывшими товарищами и, в частности, с Сартром.

В это время Камю всё больше увлекает театр, с 1954 года писатель начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе. В речи по случаю вручения премии он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

4 января 1960 года Альбер Камю погиб в автокатастрофе, возвращаясь из Прованса в Париж. Писатель погиб мгновенно. Смерть писателя наступила приблизительно в 13 часов 54 минут. Мишель Галлимар, который также был в машине, умер в больнице через два дня, а жена и дочь писателя выжили. . Альбер Камю был похоронен в местечке Лурмарен в районе Люберон на юге Франции. В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон.

В 1936 году Камю создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, где сам сыграл Ивана Карамазова.

Награды писателя

1957 - по литературе «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Библиография

(1937)
(1939)
(1942)
(1942)
(1944]ранняя редакция – 1941)
Недоразумение (1944)
(1947)
Осадное положение (1948)
Письма немецкому другу (1948) под псевдонимом Луи Ньевилль)
Праведники (1949)
Злободневные заметки, книга 1 (1950)
(1951)
Злободневные заметки, книга 2 (1953)
Лето (1954)
(1956)
Реквием по монахине (1956) адаптация романа Уильяма Фолкнера)
Изгнание и царство (1957)
(1957)
Злободневные заметки, книга 3 (1958)
Бесы (1958) адаптация романа Ф. М. Достоевского)
Дневники, май 1935 - февраль 1942
Дневники, январь 1942 - март 1951
Дневники, март 1951 - декабрь 1959
Счастливая смерть (1936-1938)

Экранизации произведений, театральные постановки

1967 - Посторонний (Италия, Л.Висконти)
1992 - Чума
1997 - Калигула
2001 - Судьба (по роману "Посторонний", Турция)