Бах аллеманда французской сюиты минор. Французская сюита до минор Бах Аллеманда Куранта (Зарубежные композиторы)

Бах аллеманда французской сюиты минор. Французская сюита до минор Бах Аллеманда Куранта (Зарубежные композиторы)

Повесть «Олеся» была написана Александром Ивано­вичем Куприным в 1898 году.

1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над свое­образным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл так называемых «По­лесских рассказов», в который впоследствии вошли расска­зы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя - повесть «Олеся».

Повесть эта - воплощение мечты писателя о прекрас­ном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.

История недолгой, но прекрасной по своей искрен­ности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофе­евича в непривычной обстановке глухой деревни. Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.

Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.

Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны - особая притяга­тельная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгно­вение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.

В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей пол­нотой раскрываются характеры героев повести. Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие - все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире». Есте­ственная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.

Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неиз­бежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.

Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправ­дывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.

К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес - не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпа­дают потому, что люди эти (Олеся - всегда, ее возлюблен­ный - лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.

В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.

Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности. По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной». Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.

Константин Паустовский, прекрасный писатель, ис­тинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».

Куприн не может умереть в памяти людей - как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая пре­лесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.


Какие темы затрагивает писатель в повести «Олеся»?

Куприн в своей повести «Олеся» затрагивает несколько очень важных тем. Они очень ярко раскрываются в этом произведении.

Одна из тем, раскрывающаяся в этом произведении, человек и общество. Олеся и ее бабушка Мануйлиха столкнулись с полным непониманием людей. Олесе и Мануйлихе даже пришлось жить в лесу, вне цивилизации.Хотя и то общество, из которого они сбежали, сложно назвать цивилизацией.

Потому что те люди, из деревни, очень узко мыслят. Общество не любит тех людей, которые не похожи на них. Олеся и Мануйлиха отличаются от всех тем, что обладают огромным даром, не ходят в церковь. Люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, кто от них отличается.

Еще одна тема, раскрывающаяся в этом произведении, тема любви. Иван и Олеся любят друг друга. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разные. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Олеся, дабы угодить Ивану, пошла в церковь, но все это закончилось плохо. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Серьезные чувства порою требуют от людей различных жертв- это видно из-за серьезного отношения Олеси к Ивану.

Третья тема, которая здесь раскрывается, это тема поколений. Настена очень хорошо относится к своей бабушке, не оставляет ее в трудной ситуации и всегда слушается.

Обновлено: 2018-03-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В произведении используется противопоставление двух миров: цивилизации и природы. Через эту тему и раскрывается тема любви.
Тема повествования заключается в том, что полюбившие друг друга молодые люди не подозревают, что их любовь заранее обречена и в том, что человек должен находиться как можно ближе к природе.
Повесть - воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Интонация любви угадывается в самом начале произведения в шелесте листвы и завывании ветра. Природа здесь не столько служит фоном, сколько живёт своей жизнью и сливается с характером героини.
Главная героиня предстаёт пред нами девушкой весьма импульсивной, весёлой и в тоже время мудрой и до глубины души добрейшей и непредсказуемой. Она не знает ни расчёта, ни хитрости, ей чуждо себялюбие.
« ... Прелесть её лица заключается в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом.»
Сначала Ивана привлекала её красота, весёлость и детская наивность, но далее он замечает следующее:
« ... Не одна красота Олеси меня в ней очаровала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины.»
Главный герой же напротив, полная противоположность Олеси. Но как известно противоположности притягиваются. Так, и в нашем случае, они полюбили друг друга.
Иван Тимофеевич по характеру является человеком добрым, но слабым. Доброта эта не хорошая, не сердечная. Слову своему он не господин. Над людьми любит вверх брать, а сам, хотя и не хочет, но подчиняется им. Любит пить вино. Деньгами не дорожит и копить их не умеет.
Естественно, Иван не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку», где жила Мануйлиха и Олеся, потому как Куприн задумал сделать это именно так и никак иначе. Окружив таинственностью историю о ведьме, он показывает нам что, по мере того, как главные герои узнают друг друга, развиваются их взаимоотношения. И в связи с этим, они не только познают друг друга, но и взаимно изменяются. Меняется их отношение к жизни и меняются их принципы.
Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе всё самое лучшее, светлое, человечное.
Олеся жертвует собой, когда решается пойти в церковь. Естественно, из этого ничего хорошего выйти не могло. Народ узнал в ней ведьму. Окружили её. Хотели её дёгтем вымазать, но она вывернулась и убежала. Олеся хотела этим сделать приятное Ивану, в конце концов, угодить ему, переборов в себе боязнь.
Иван узнаёт от людей, что именно произошло возле церкви и ужасается, услышав это. Ему хочется одновременно наказать бездушных людей и утешить и приголубить бедную, хрупкую Олесю.
Кульминация рассказа приходится на сцену, когда Иван Тимофеевич пришёл к Олесе. В середине разговора с ним, она и говорит, вспоминая:
« - Помнишь, я на тебя карты бросала? Ведь всё так и вышло, как они сказали тогда. Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы? »
И как он ни уговаривал, что ни делал её не переубедить, на счёт отъезда. Лишь рассказала ему сказочку про зайца и волка, подчёркивая этим, что она не хочет называть день когда уходит из леса со своей бабкой, т. к. не хочет чтобы он терзался расставанием и мучился от безысходности. Но он до конца не понял значения её слов, лишь интуитивно предчувствуя одиночество и миг страдания.
« Полнеба закрыла чёрная туча с резкими курчавыми краями, но солнце ещё светило, склоняясь к западу, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее. » Этот отрывок точно описывает чувства главного героя, его ощущения в тот момент. В момент их прощания, длинною в целую жизнь и целое столетие. В этот вечер шёл дождь с градом, словно сама природа выказывала Олесе свою печаль и боль.
Ему осталась память о ней - красные бусы.
Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в деревню и куда они навек исчезли. И эту загадочность тайны Куприн специально развил в этом повествовании дабы создать таинственный ореол, граничащий с некоей сказочной атмосферой.

Конечно, мы привыкли, что все истории должны заканчиваться хорошим концом. Но что же мы видим, благодаря Куприну? Пред нами история о двух влюблённых, которые были настолько разными людьми, насколько это вообще возможно. Здесь противопоставляется дикость, единение с природой, нежность, наивность и вместе с тем, глубокая мудрость в лице простой девушки Олеси. И в полном смысле этого слова «городского жителя», Ивана Тимофеевича, который является по характеру не сердечной доброты человеком, т. е. расчётливым и со злым умыслом; слабым и немного транжирой и слова своего сдержать не может. Как и все люди, без исключения он эгоист и в этом скорее всего, нет его вины.
Единственное, что их с Олесей по-настоящему объединяет, это то, что впервые в своей жизни в реальном настоящем времени, они полюбили друг друга.
На меня сильно произвело впечатление хитросплетение сюжета и постановка действия, происходящего на опушке леса. А главное, меня восхитило живое описание природы, которую Куприн наделил своими эмоциями и характером. Его произведение насквозь пропитано некоей лёгкостью и живыми оттенками.

Красавица Олеся и ее бабка, древняя Мануйлиха, - колдуньи-отшельницы, счастливо жившие в своем лесном уголке вне текущего времени и социального пространства. Катастрофа наступила, как только их микромир соприкоснулся с большим миром - властью, церковью, крестьянами. Куприн наследует традиции автора повести "Казаки" и преодолевает их. Крестьянский мир враждебен Олесе, она дитя природы. Народ - это мужики, заколачивающие гвозди в пятки вору, бабы, избивающие девушку в божьем храме. Журнал "Русское богатство" отказал в публикации повести, не согласившись с трактовкой народа как косной массы.

"Олеся" - одно из самых проникновенных, наверное, не только в нашей литературе, произведений о любви. Сюжет повести прост. Барин из города приезжает в провинцию, очаровывается красотой селянки-"дикарки", которая гоже теряет голову от обходительного, много знающего жителя столицы. Любовные отношения развиваются быстро и бурно, однако роман героев обречен. Принадлежность к разным сословиям, разный уровень образования, привычка к разным стилям жизни - все против их союза. Наступает разрыв. Сюжет из категории "бродячих", на котором многие зарубежные и отечественные классики (от Н. М. Карамзина до Л. Н. Толстого, И. А. Бунина) строили свои произведения". Естественно, каждый писатель давал этому сюжету свой поворот. По-своему оригинален и Куприн. Обычно, не выдержав давления обстоятельств, охладев, уходил мужчина, женщина же, в ореоле авторских и читательских симпатий, оставалась наедине со своими бедами, раскаяниями. Иван Тимофеевич и Олеся расстались на пике взаимных чувств, убежденные в том, что разлука сделает их несчастными на всю оставшуюся жизнь. Они расстаются, хотя барин готов пренебречь мнением света и вступить в маргинальный брак. Инициатором расставания у Куприна выступает женщина, и она совершенно не сожалеет о случившемся.

Критики, писавшие о том, что любовь здесь "убита" общественными отношениями, правы, но это не главная правда о "лесной симфонии". Во взаимоотношениях главных героев психологический конфликт играет более существенную роль, чем социальный. Он и она, в отличие от читателей, воспринимают социальную действительность как норму жизни. Не угрозы вороватого урядника, не бабий погром у церкви выступают главными причинами того, что Олеся оставляет Ивана Тимофеевича, - они в несовпадении их натур, в ее предчувствии того, что такое несовпадение рано или поздно разобьет их союз, заставит сожалеть о былой любви.

В определенном смысле характер Олеси выше и мудрее характера Надежды из рассказа И. А. Бунина "Темные аллеи". Это суждение, конечно, не совсем правомерно: один рассказ создан но канонам романтической поэтики, другой - но канонам поэтики реалистической. Но трудно не сравнить эти два сюжетно близких сочинения, не отметить: Олеся уходит, чтобы Иван Тимофеевич никогда не смотрел бы на нее так, как смотрел годы спустя на Надежду Николай Алексеевич из бунинского рассказа, вольно или невольно сопоставляя, что есть и что было: "Ах, как хороша ты была!.. Как горяча, как прекрасна! Какой стаи, какие глаза!"

Символика, предсказание, недосказанность - действенные пружины сюжетного развития. Существенно мистическое содержание характера доброй колдуньи-вещуньи. Олеся все знает наперед, в этом залог ее силы и слабости, побед и бед. Она понимает, что отягощена "сверхъестественными знаниями", недоступными другим, знает, что за это надо платить: "все ворожки несчастные". После первой встречи она "читает" характер своего возлюбленного: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Вино любите, а также... До нашей сестры больно охочи". Это гадание предопределило ее исчезновение, по времени совпавшее с угрозой расправы со стороны деревни. Олеся понимает крестьян: ведь черная сила, Он (курсив Куприна) ей помогает... Заметим, последняя сентиментально-трагическая встреча влюбленных происходит до грозы и до угрозы и совсем не воспринимается Иваном Тимофеевичем как последняя, но именно так воспринимает ее Олеся. В ретроспективе все сказанное тогда ею предстает как трогательный прощальный монолог.

Олеся вызывает глубокие симпатии, Иван Тимофеевич - сочувствие. Она цельная натура, он другой. Представляя горожанина в его внутренних монологах - а Куприн был мастер этой формы, - автор указывает на болезненное раздвоение персонажа, да и сами монологи говорят об уме, проницательности селянки. (Заметим, простая, открытая ворожея не показана во внутренних монологах.) Предлагая Олесе руку и сердце, Иван Тимофеевич ведет внутренний спор с самим собой: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся в модном платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев..." Предлагая перевезти в город и бабушку, он говорит самому себе: "Признаться, мысль о бабушке меня сильно покоробила". Героя можно по-человечески понять, но эта резиньяция его не украшает. Душевный уровень Ивана Тимофеевича не намного выше уровня бунинского Николая Алексеевича, пришедшего к риторическому вопросу: "Какой вздор!.. Надежда... моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"

Разумеется, оба писателя далеки от банальных оценок, "плохой" или "хороший" тот или другой характер, они говорят прежде всего о том, что жизнь сложнее этических формул, что вина и беда человека могут сливаться в одно целое. Вина и беда выведенных в этих рассказах характеров уходит своими корнями в существование разных взглядов на "темные аллеи", природу, на человека, на самого Бога. Они разные - Иван Тимофеевич и Олеся. Он - просто плохой хороший человек, она - "милый идеал", светлый образ из "поэтических легенд", которые он приехал собирать.

Автор подчеркивает самобытность Олеси. Тайна рождения девушки не раскрывается. Любимая бабка Мануйлиха, агрессивная, слезливая, жадная, неопрятная, лишь лесной душой напоминает внучку. Автор решительно разводит девушку и крестьян, народ. Грубой, сухой речи селян противопоставлена напевная, метафорическая, "магическая" речь ворожей. Бедные гадалки предчувствуют недоброе ("позор... трефовой дамы"), но их чары бессильны предотвратить неизбежное. Пробуждение чувств нельзя остановить, как наступление утра, весны.

Поступки Олеси определяются такими чертами характера, как свободолюбие, самообладание, гордость. Все это не притупила в ней даже любовь: жертвенность Ивана Тимофеевича не принимается. Местные, отмечает повествователь, всегда готовы "облобызать... сапоги" барина ли, чиновника. Жадный до знаний ум девушки автор противопоставляет умственной лени, тупости селян, иначе вряд ли он уделил бы так много внимания тщетным попыткам Ярмолы усвоить написание своей фамилии. Они, охотники, хлебопашцы, жадно берут у природы все, что могут, она - помогает природе. Олеся не выносит вида ружья, на страницах повести она появляется из песни, с зябликами-сиротами в переднике. Для нее все в природе прекрасно, народ же верит, что сильный ветер - знак того, что "ведьмака народилась". Природой объясняется поведение Олеси, временем года, землей, "жаждавшей... материнства", "тем свежим вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны". Природа же и предупреждает ее, шлет знак беды: в решивший ее судьбу вечер лес окрасился в грозный "багровый отблеск догорающей зари..."

Куприн относится к категории художников, умеющих работать тонкой кисточкой. Определение к существительному, повтор одного и того же выражения, "случайное" упоминание посторонней детали интерьера - эти и другие штриховые элементы играют важную роль в его художественном целом. Его картины не спутать с "пастелью" Б. К. Зайцева, с "графикой" И. А. Бунина.

Олеся говорит, что и волков не боится так, как боится людей. Символично, что ближайшее к болоту село автор назвал "Волчее". Другое название - "Переброд" - ассоциируется со словом "сброд", обозначающим перебродившее вино. О пьянстве селян - "варваров", по определению Мануйлихи, - живших вокруг пространной площади "от церкви до кабака" говорится не однажды. Символика в повести многообразна. Символичен образ "дороги", "дорожки", "тропинки", "лесного коридора", где автор чаще всего описывает бесприютных влюбленных. Символичен обрыв нити веретена, когда Иван Тимофеевич приходит на первое свидание к Олесе; многозначительно повторяющееся упоминание о "низкой шаткой скамеечке", на которой он сидит в "избушке на курьих ножках", и многое другое.