Зачем нужен образ сони мармеладовой. Характеристика главной героини

Зачем нужен образ сони мармеладовой. Характеристика главной героини
Зачем нужен образ сони мармеладовой. Характеристика главной героини

Соня Мармеладова - центральный женский персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Её непростая судьба вызывает у читателей невольное чувство жалости и уважения, ведь чтобы спасти от голода свою семью, бедная девушка вынуждена стать падшей женщиной.

И хотя ей приходится вести аморальный образ жизни, в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях.

Характеристика главной героини

(Знакомство с Соней )

На страницах романа Сонечка появляется не сразу, а уже после совершения двух преступлений Радионом Раскольниковым. Он знакомится с её отцом, мелким чиновником и горьким пьяницей Семеном Мармеладовым и тот с благодарностью и слезами рассказывает о своей единородной дочери Соне, которая чтобы прокормить отца, мачеху и детей идет на страшный грех. Тихая и скромная Соня, не имея возможности найти другую работу, идет на панель и все заработанные деньги отдает отцу и его семье. Получив вместо паспорта так называемый «желтый билет», она имеет легальную возможность работать проституткой, и уже вряд ли когда-нибудь сможет бросить это страшное и унизительное ремесло.

Соня рано стала сиротой, отец женился и завел другую семью. Там вечно не хватало денег, дети голодали, а озлобившаяся мачеха устраивала скандалы и в отчаянии от такой жизни иногда попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня не могла этого вытерпеть и решилась на отчаянный поступок, чтобы заработать денег для семьи. Жертвенность бедной девушки поразила Раскольникова до глубины души, и он был впечатлен этой историей еще задолго до самой встречи с Соней.

(Советская актриса Татьяна Бедова в образе Сонечки Мармеладовой, к/ф "Преступление и наказание" 1969 )

Впервые мы встречаемся с ней на страницах романа в день, когда её отец был раздавлен пьяным извозчиком. Это худенькая блондинка маленького роста, лет семнадцати-восемнадцати, с кроткими и замечательно красивыми голубыми глазами. Она одета в пестрый и немного нелепый наряд, прямо указывающий на род занятий. Робко как призрак она стоит на пороге каморки и не смеет туда зайти, потому-то её совестливая и чистая от природы натура заставляет чувствовать себя грязной и порочной.

Кроткая и тихая Соня, считающая себя великой грешницей, недостойной находиться рядом с обычными людьми, не знает как себя вести среди присутствующих, не смеет присесть рядом с матерью и сестрой Раскольникова. Её унижают и оскорбляют такие низкие и подлые люди как надворный советник Лужин и квартирная хозяйка Амалия Федоровна, а она все терпеливо и безропотно сносит, ведь не может постоять за себя и абсолютно беззащитна перед наглостью и хамством.

(Соня выслушивает Раскольникова, поняв, идет на помощь ему, к его покаянию )

И хотя внешне она выглядит хрупко и беззащитно, ведет себя как затравленный зверек, внутри Сони Мармеладовой спрятана огромная душевная сила, в которой она черпает силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям. Эта сила зовется любовью: к отцу, к его детям, ради которых она продала свое тело и погубила душу, к Раскольникову, за которым она отправляется на каторгу и терпеливо сносит его безразличие. Она не держит ни на кого зла, не обвиняет в своей искалеченной судьбе, всех понимает и прощает. Чтобы не осуждать людей и прощать их пороки и ошибки, нужно быть очень цельным, сильным и великодушным человеком, которым и является простая девушка со сложной судьбой, Соня Мармеладова.

Образ героини в произведении

Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, Соня (в переводе с греческого её имя означает мудрость ) терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом, поддержкой и молитвой.

Для неё жизнь любого человека священна, она живет по законам Христа и каждый преступник для неё несчастный человек, требующий прощения и искупления своего греха. Её сильная вера и огромное чувство сострадания заставили Раскольникова признаться в совершенном убийстве, затем искренне покаяться, прийти к Богу и это стало для него началом новой жизни и его полного душевного обновления.

Образ героини, ставший бессмертной классикой учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию. Соня Мармеладова, любимая героиня Федора Михайловича Достоевского, ведь она воплотила на страницах романа его самые сокровенные мысли и идеальные представления о христианской религии. Жизненные принципы Сони и Достоевского практически идентичны: это вера в силу добра и справедливости, что всем нам нужно прощение и смирение, и самое главное это любовь к человеку, какие бы грехи он не совершил.

Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.
Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. “...А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...” Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.
Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - “теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Рас-кольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: “Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...”
Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

Преступление и наказание

Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.

Изначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.


Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:

«Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня - олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с переживает за судьбу девушки:

«...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Биография и сюжет романа

Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки - пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.


Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.

Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.


Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:

«...дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».

Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.

Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой - непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.

Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.

В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:

«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел...»

Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно - господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.


Но желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать арестанта в ссылку. Девушку не пугает, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и бескорыстие исцелят и направят Родиона на верный путь.

В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат - Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.

Экранизации

Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий пленки не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свой вариант трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриэн Марш.


В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла , но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.


В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины - Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.


В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила .


Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия - Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.

  • Первого ребенка Достоевского звали Соня. Девочка умерла спустя пару месяцев после рождения.
  • В Петербурге героиня проживала в здании бывшей казенной палаты. Это реально существующий дом. Точный адрес Сони - набережная канала Грибоедова, 63.
  • Рэп-исполнитель использует в качестве псевдонима имя главной героини из «Преступление и наказание».
  • В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но непорочной любви Лужина.

Цитаты

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо...»
«...И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Если Родион Раскольников - носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, «униженная и оскорбленная» в условиях буржуазного общества.

Соня - своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. Это - мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних. Соня исповедует нравственные заветы, которые, с точки зрения Достоевского, наиболее близки народу, - заветы смирения, всепрощения, жертвенной любви. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и перед людьми.

Сонечке Мармеладовой суждено разделить глубину душевных мук Раскольникова, именно ей герой решает поведать свою страшную, мучительную тайну. В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». «Натура» требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.

Противопоставляя индивидуалистическое своевластие и бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдалицей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести, нарушения нравственного закона: «преступление» приводит его к «наказанию», которое он терпит не от судебной кары, а от сознания своей вины, нарушения этической основы существования общества. В христианском смирении Сони Раскольников видит путь к спасению и искуплению этой вины.

Судить Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладова, и ее суд глубоко отличается от суда Порфирия Петровича. Это - суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью - тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.

Судьба Сонечки полностью опровергает близорукий взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед ним - отнюдь не «дрожащая тварь» и далеко не смиренная жертва обстоятельств, именно поэтому и не липнет к Сонечке « грязь обстановки убогой». В условиях, которые, казалось бы, совершенно исключают добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с индивидуалистическим бунтом Раскольникова. Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить свое преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: «Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою».

Между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим и добровольным, естественным самопожертвованием во имя сострадательной любви к ближним есть качественное различие. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» - «А с ними-то что будет?» - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению… И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна…»Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально активный характер и направлена на спасение погибающих, да и в христианской вере героини на первом плане стоит не обрядовая сторона, а практическая, действенная забота о ближних. В лице Сони Достоевский изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: «Вера без дела мертва есть». В народной религиозности Достоевский находит плодотворное зерно для своей идеи христианского социализма.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....