Урок литературного чтения е шим всем вам крышка. Урок литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка" Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме

Урок литературного чтения е шим всем вам крышка. Урок литературного чтения Э.Шим
Урок литературного чтения е шим всем вам крышка. Урок литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка" Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме

ЭДУАРД ЮРЬЕВИЧ ШИМ русский писатель, драматург. Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофер». По возвращении в Ленинград учился в художественно- архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952-1955 служил в армии., вскоре переселился в Москву. Член редколлегии журнала «Знамя». Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе - но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»). Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)). Среди его рассказов и повестей для взрослых: «Ночь в конце месяца», «Ваня песенки поет», «Когда погаснет» и др. Эдуард Шим - автор текстов ряда песен, в частности, очень популярной в 1974 году песни «Ускакали деревянные лошадки», исполнявшейся Валентиной Толкуновой.

Слайд 2 из презентации «Портреты писателей и поэтов» . Размер архива с презентацией 1324 КБ.

Литература 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Рассказ «Корзина с еловыми шишками»» - Еловые шишки. Корзина с еловыми шишками. Дагни. Местность. Жизнь удивительна и прекрасна. Эдвард Григ. Дом Эдварда Грига. Умение учащихся обобщать и анализировать прочитанный текст. Чем должен жить человек. Паустовский Константин Георгиевич. Прочитайте отрывок.

«Инсценировка басни «Квартет»» - Артисты. Басня И.А.Крылова. Костюм соловья. Костюм мартышки. Роли. Веб-квест. Режисёры. Рефлексия. Обсуждение выполненных заданий. Сценаристы-литераторы. Басни И.А. Крылова. Работа с текстом басни. Инсценирование басни И.А. Крылова. Отчёт режиссёров. Отчёт артистов. Отчёт костюмеров-декораторов. Отчёт сценаристов-литераторов. Костюмеры- декораторы. Костюм козла.

«Задания по литературному чтению» - Хорошая мать. М.М.Пришвин «Выскочка». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Узнай по описанию. Литературное чтение. Ушки. Природа и мы. Она была маленькая. Клоки шерсти. Трудные слова. Человек. Задай вопрос. Найди пару. Назови произведение. Фестон. Крутой берег. Стрижонок Скрип. Бюро находок. Е.И. Чарушин «Кабан». Сайма. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

«Чарушин о животных» - Чарушин. Ягуар. Завершите фразу. Птицы. Отец Жени Чарушина. Иллюстратор. Любовь к природе. Множество рисунков. Воробьишко. Игра. Кабан. Е.И.Чарушин «Кабан». Коровий хвост. Олени. Словарная работа. Медведи. Художник. Слоны. Волк. Действие рассказа. Крупное животное. Название рассказа. Такими видел художник «деток в клетках». Книги. Чарушин Евгений Иванович.

«Плещеев «Дети и птичка»» - Чтение по ролям. Сборник стихов. Учился в школе гвардейских прапорщиков. Дети и птичка. Алексей Николаевич Плещеев. Прочитайте пословицы. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Любимый поэт русской молодежи. Книги. Как автор называет детей. Как рано улетают птицы.

««Детство» Л.Толстого» - «Классы». В. Серов «Мика Морозов». «Наум наставит на ум». Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми. Стремление к добру, правде, истине, любви, красоте. «Учитель Карл Иванович». Азбука - начальные основания какой –либо науки. «Азбука жизни» Л.Н.Толстого. Прешпект. Валентин Серов «Дети». Как хотите, чтобы с вами поступали люди. «Как учили дворянских детей?». Какое настроение вызывает картина.

Эдуард Юрьевич Шим Жизнь и творчество

Ждырёва Лариса Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ № 15

Г. Новокуйбышевск Самарской области


Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия - Шмидт)

Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме.

С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий.


Начал печататься с 1949 года. Эдуард Шим писал

для детей, в основном о природе - но мог успешно

и увлекательно рассказывать, например,

и о столярном ремесле («Деревянная книга»).


Эдуард Юрьевич Шим в своих рассказах ставил вопросы об отношении человека к природе .


«Кто переведет нам язык зверей и птиц на

человеческий язык? Вот таким "переводчиком"…

и стал писатель Э. Шим… Он пишет книги, которые…

учат одной из главных человеческих радостей

- неиссякаемой радости узнавания»


источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов

МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/

Интернет – ресурсы

Березовая роща

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E8%EC,_%DD%E4%F3%E0%F0%E4_%DE%F0%FC%E5%E2%E8%F7

http://www.biblus.ru/pics/9/1/c/1008115380.jpg

Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.

И. Соколов-Микитов "Зима в лесу".
Пересказ по плану.
Учащиеся формулируют 3 пункта плана:
План.
Зайцы-беляки.
Охотник и следы.
Медведь-лежебока.
Пересказывают по плану.

Дети читают названия книг на слайде.
- Э. Шим пишет о природе.

Кого-то накажут, всем вам конец.

Ответы учащихся.

Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз.
- В сказочных.
- Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:

Злой, сердитый.

Птицам, рыбам, животным, людям,
весне, насекомым.
- Кому грозит Морозко?
-Должны сначала прочитать.
- Читая, будем наблюдать.
- Обязательно порассуждаем.
- В конце сделаем вывод.

Наметили.

Готовятся к чтению произведения.
Читают 1 и 2 абзац про себя, ищут ответы и зачитывают.

Читают вслух 3 абзац (3 предложения)
- Пошёл воду запечатывать.

Самостоятельно читают про себя.
- Морозко заморозил всех обитателей лужицы.
Перечитывают эту часть главы вслух.
-Плохо, безжалостно, жестоко.
- Злой, сердитый, жестокий, безжалостный.
-Хотим.
Вторую главу читают 2 ученика вслух. Один про болото, другой - про озеро.
Ответы учащихся.
Высказывают своё мнение.
Дочитывают текст до конца.
-Все остались живы и ждут прихода весны.
-Нашли.
- На обитателей водоёмов: насекомые, земноводные, рыбы.
- Все жители водоёмов замёрзли бы.

Ответы детей.

Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители.
- Э Шим "Всем вам крышка".
- К сказкам.
- На 3 части.
Работа в группах.
Учащиеся в группе создают картинный план. С помощью клея на листе А3 собираются разрезанные части 3 глав.
Полученные работы вывешиваются на доску.
- Внимательно читали, легко удавалось находить ответы на вопросы в тексте.

Ответы детей.


Приложенные файлы

I. Организационный момент.

Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).

1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение.

Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил
Утром глянули в окно,
Там - волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала белых звёзд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В. Фетисов.

Почему зимнее время года называют волшебным?

Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме.

Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения.

III. Актуализация знаний.

Что было задано на дом?

Какие картинки нарисовал нам И. Соколов- Микитов?

На доске картинный план.

IV. Знакомство с новым произведением.

2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.

Познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме.

Прочитайте названия книг.

О чём пишет Э. Шим?

Э. Шим рассказывает детям в занимательных формах, с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает.

Тогда слушайте!

Э. Шим "Всем вам крышка!"

Вот так название!

Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"?

Словарная работа.

В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно.

Значение этих слов сначала не дано, оно появляется после того, как учащиеся сами объясняют его.

Объясните значение этих слов.

V. Постановка проблемы.

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу:"

Ребята, кто такой Морозко?

В каких произведениях встречается?

Каким он обычно бывает в сказках?

Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился".

Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый.

А здесь он какой?

Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".

А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?

А что ещё можно предположить?

На какой вопрос нам надо найти ответ?

5 слайд: проблемный вопрос

Кому Морозко грозит?

VI. Проверка гипотезы.

Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Кому Морозко грозит?

Наблюдать.

Рассуждать.

План наших действий наметили?

Смысловое (аналитическое) чтение текста.

Откройте учебники на стр.123.

Вы, помните, почему Морозко рассердился?

Найдите ответ в тексте.

С этого всё и началось.

Ставится карточка с названием части сюжета.

Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать?

Для чего?

На 6 слайде появляются замороженные лужицы.

Дочитайте 1 часть до конца и узнаете, какое необычное происшествие случилось.

Что же произошло?

Как поступил Морозко?

Каким вам представляется вам Морозко?

Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?

Понравились ли вам поступки Морозко?

Дополняется схема.

Так развивалось действие сюжета.

Учитель читает самое начало 3 главы:

"Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

Я один тут властелин!

Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов?

Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались."

Схема дополняется.

Кто из вас был прав?

Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям?

Давайте проверим ваши версии.

Чем всё закончилось?

VII. Выражение решения.

Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?

На кого же рассердился Морозко?

А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"

Так ли неправильно поступил Морозко?

Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму.

В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж, а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

Так какая же тема урока была сегодня?

К какому жанру относится это произведение?

На сколько частей разделена сказка?

А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки.

VIII. Реализация продукта.

Какая группа справилась с заданием?

Почему им это удалось?

Хотите услышать его ещё раз?

Повторное выразительное чтение учителем.

IX. Рефлексия.

Выполнили ли мы план наших действий?

Сумели ли проследить за развитием сюжета?

Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вам понравилась сказка и наш урок, то на переменке можно взять себе на память снежинку.