Яковлев. Учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему: Урок - социализация по литературному чтению "Право на жизнь" Ю.Яковлев Яковлев право на жизнь читать очерк

Яковлев. Учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему: Урок - социализация по литературному чтению "Право на жизнь" Ю.Яковлев Яковлев право на жизнь читать очерк

Юрий Яковлевич Яковлев (наст. фам. Ховкин) (Похоронен на Даниловском кладбище) - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, отец известного израильского писателя Эзры Ховкина.

Биография

Призван на военную службу в ноябре 1940 года. Журналист. Участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать вблокадном Ленинграде.

Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. Яковлев - это псевдоним писателя, взятый по его отчеству, настоящая фамилия - Ховкин.

«Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала иСталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шёл на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию „Слава“ и бывал на погранзаставах Белоруссии» (из автобиографии).

Юрий Яковлев - автор «Мистерия. Страсти по четырём девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако - персонажи официального советского культа «борьбы за мир»), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).

Вот и все.

Случилось.

Рано или поздно это должно было произойти, но Яковлев не думал, что это случится так рано.

Впрочем, рано ли? Шесть лет назад Сталин объявил ему, что он, Александр Яковлев, назначается заместителем наркома авиационной промышленности, и сердце его тогда пело от радости, что к 33 годам он добился такого взлета. Он, молодой, можно сказать, начинающий авиаконструктор, оказался вовлеченным в круг людей, близких к товарищу Сталину!

…Машину потряхивало на выбоинах еще не приведенных в порядок после войны московских мостовых, но Александр Сергеевич не чувствовал этих толчков. Удар судьбы был столь силен, его последствия могли быть непредсказуемыми, и тревога все сильнее теснила грудь.

Наконец машина остановилась возле наркомовского дома, Яковлев молчаливым кивком отпустил шофера и стал медленно подниматься к себе на третий этаж.

Неужели только шесть лет назад Сталин пожимал ему руку, напутствуя на долгую и плодотворную работу? Впрочем, это ему так казалось, что на долгую. Возле Сталина, Яковлев это знал хорошо, люди долго не задерживались, но он верил в себя, в свою звезду и верил (истово верил!), что вождь оценит его безграничную любовь и талант его как конструктора и руководителя.

Жена открыла дверь и ахнула:

– Саша, что с тобой? На тебе лица нет!

Александр Сергеевич молча отстранил жену и прошел к себе в кабинет.

На письменном столе стояла, оправленная в строгую рамку карточка, которую он, Яковлев, так любил. Снимок этот был сделан перед войной на Тушинском аэродроме. Тогда Сталин смешался с толпой спортсменов и, прежде чем фотограф нажал спуск, увидел Яковлева и помахал ему призывно рукой. Яковлев тотчас оказался рядом с вождем, и тот положил ему на плечо руку, выделив его тем самым из сотен других участников воздушного парада. Эту руку на плече Александр Сергеевич ощущал все эти годы. И вот сегодня ее тяжести на плече он не ощутил.

Жена, нарушая годами заведенный порядок, вошла в кабинет мужа и, кутаясь в теплый халат (четыре часа утра!), спросила:

– Так что же случилось, Саша? Не таись, расскажи.

И Яковлев, тоже нарушая порядок – никогда не рассказывать о том, что происходило в Кремле, – сказал:

– Сталин принял мою отставку.

Екатерина Матвеевна тихо ойкнула:

– Что же теперь будет? Как это произошло?

Яковлев досадливо махнул рукой, давая понять, что он и так много сказал и ему надо остаться одному.

Он сидел в полутемном кабинете и смотрел на «козырный» телефон – тот, по которому звонили только из Кремля. Будет ли он звонить теперь? А был случай, когда Иосиф Виссарионович позвонил ему даже по городскому телефону. Тогда в ходе разговора вождь задал ему какие-то вопросы, на которые он, Яковлев, отвечать отказался. Сталин удивился тогда и спросил, почему это автор самолета мнется с ответами. Пришлось сказать, что данные, о которых спрашивает товарищ Сталин, секретные, и по открытой телефонной линии он не имеет права говорить о них. Тогда-то, точнее, на следующий день, ему и поставили кремлевскую «вертушку».

Где же он допустил промашку?

Может быть, все это началось с ареста министра Алексея Ивановича Шахурина? Нелепого, неожиданного, буквально оглушившего всех. Тем более что его арест произошел практически сразу после победы (1946 год!), в которую авиапромышленность внесла весьма достойный вклад. И Шахурин, по общему мнению, протеже Хозяина (так почтительно именовали вождя в кремлевских коридорах), руководил наркоматом всю войну – с сорокового года.

Яковлев считал, что хорошо знал Алексея Ивановича. Ведь и его вместе с Шахуриным назначали одним приказом на руководство наркоматом – Шахурина наркомом, а его, Яковлева, заместителем наркома. 11 января 1940 года. Шесть лет бок о бок – под неусыпным приглядом Сталина. Всю войну. И тут, как гром…

Впрочем, Яковлев не мог про себя сказать, что гром, прогремевший над головой его шефа, был совсем уж неожиданным. За шесть лет работы в самых высших этажах власти он стал опытным аппаратчиком, «царедворцем», как он сам говорил, и по каким-то мельчайшим признакам, по тому, как здоровался со своими приближенными Хозяин, как часто он приглашал (или, наоборот, не приглашал) кого-то к ужину на свою дачу, как часто мелькала чья-то фамилия в наградных указах, он научился угадывать перемену в отношении вождя к своим подчиненным.

Но почему из авиапромышленности «взяли» только одного наркома, точнее, министра, по-новому? Почему не сработал «принцип домино», когда вслед за начальником шли замы, исполнители, директора заводов? Это было удивительно: ведь в наркомате больше никто не попал под карающий меч Органов? А поскольку Шахурину в вину было поставлено то, что он поставлял для фронта якобы некачественные самолеты, то логично было предположить, что за ним последует и его первый заместитель Петр Васильевич Дементьев, который как раз и отвечал за серийное производство. Но тот, к удивлению многих, усидел. Впал, правда, в немилость, но уцелел. Пока. И уж, по крайней мере, на то, чтобы стать министром, он рассчитывать не мог. Уцелеть бы, не загреметь в лубянские подвалы, а не о министерском кресле думать. Затаился Маленький (так Сталин звал Дементьева).

А Яковлев? Думал ли он о карьерном росте? Кто теперь может это сказать? В своей книге «Цель жизни» Александр Сергеевич утверждает, что нет. Более того, Яковлев пишет, что при обсуждении со Сталиным кандидатуры нового министра он сам предложил товарищу Сталину кандидатуру «стороннего» человека – Михаила Васильевича Хруничева, работавшего когда-то заместителем наркома авиапромышленности и отвечавшего за снабжение отрасли.

У нас нет оснований не верить Яковлеву, хотя, зная его целеустремленность, честолюбие и управленческие таланты, предположить то, что он мог в душе лелеять мечту достичь самых ярких вершин в карьере, мы можем вполне. Хотя, как считать: что выше в советской табели о рангах – быть успешным творцом самолетов или высокопоставленным чиновником, каковым, в сущности, является министр? Ответ вроде лежит на поверхности – конструктор самолетов работает на вечность, а министры приходят и уходят. Но, подчеркиваем, нельзя сбрасывать со счетов честолюбие нашего героя и фанатичную преданность товарищу Сталину. Нам сегодня трудно представить, сколь мощным воздействием на подчиненных обладал этот незаурядный политик, человек неукротимой воли, обладающий к тому же неограниченной властью. Работать в одной команде с этим человеком, бывать на его заполночных застольях на даче в Волынском, выполнять его поручения его соратники почитали за высшую честь, и Яковлев не был здесь исключением.

Все эти годы, работая рядом со Сталиным, он чувствовал его поддержку, и она окрыляла. То, что он и сейчас находится в поле зрения вождя, говорило то, что совсем недавно – 15 января 1945 года он был назначен первым заместителем народного комиссара авиапромышленности. Это ко многому обязывало и о многом говорило: перспективы были захватывающими.

Арест министра Шахурина убыстрил события, и вот тогда Яковлев и сделал тот самый ход, о последствиях которого он так задумался, глядя на «козырный» телефон. Он написал письмо Сталину.

Александр Сергеевич долго думал над его содержанием. В нем он писал, что совмещать творческую работу авиационного конструктора с административной должностью заместителя министра необычайно тяжело и он хотел бы сосредоточиться на чем-то одном, имея в виду руководство созданным им конструкторским бюро, оставляя таким образом за вождем решение, на чем же ему сосредоточиться.

Урок - социализация
Оборудование:
учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Вентана-Граф»
Карточки с фамилиями авторов очерков и их названиями

1. Речевая разминка
На доске текст:
Молодец, если читаешь
2 0 1
очень много разных книг!
3 0 1 1
-Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).

2.-Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока Знаний (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово «очерк»).

Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово «очерк»).

3. –Ребята, а что такое «очерк»? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)
Оч

Продвижение темы.

1. –Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!
На доске:
Каждый человек имеет _______.
У меня есть _________________!
Знаешь ли ты свои ___________?
-Верно, это слово – «права».
-Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь» и расширим для себя понятие «право».

3.-Юрий Яковлевич Яковлев – российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома». Так говорил Юрий Яковлев.

4. -Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева «Право на жизнь» (чтение учителя).

Вам понравился очерк?

О ком этот очерк? (после ответа учащихся «О детях!» вывешивается плакат с изображением ребенка)

Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта учащихся, правильный ответ: права детей).

А какой документ охраняет вас?

«Конвенция о правах ребенка» в виде обрамляющего кольца).

6.(-А теперь сфокусируйте взгляд на поле
чтения и)
ответьте на вопросы (фронтальная беседа):

Что значит – «человек счастлив»?

Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?

Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку?

Найдите разницу между словами «ребенок» и «несмышленый младенец»?

Объясните выражение: «сосредоточен в матери».

Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)

Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!

7.-Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)
-Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)
-Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова «права» и «защита» написаны с промежутком).

Какой знак вы предлагаете поставить между этими словами?

Я с вами согласна, это знак «равно»!

Физкультминутка.
-Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнем.
Представьте себе, что вы – куклы–марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.
- Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами – марионетками и вами можно было манипулировать.

6. -Какой же главный документ, защищающий вас, детей? («Конвенция о правах ребенка»; выставляется брошюра)

В толковом словаре я нашла значение этого слова

Конвенция – международное соглашение по какому-либо вопросу.

А еще вас защищают эти документы: «Декларация прав человека», «Семейный кодекс», «Конституция Российской Федерации» (выставляются брошюры).
-Конвенция – сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.
Конвенция основана на 4 важнейших принципах.

Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)
- Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности».

Второй принцип Конвенции: «Наилучшее обеспечение ребенка».
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия».

Третий принцип: «Право на жизнь, выживание и развитие».
-Четвертый принцип Конвенции: «Уважение взглядов детей».
«Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его».

7. - Вот вы – дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).
- Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.
- А чем же является конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный – «Защитой!»)

Как предложите ее изобразить?
(кругом)
-Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.
8.- А в школе ваши права защищает социальный педагог.

IV. ИТОГ:

Только ты на свет родился,
Право первое твое:
получи, чтоб им гордиться
имя личное свое.

Очень трудно самому,
жить на свете одному!
Правом с мамой жить и с папой
пользуйтесь всегда, ребята.

Есть еще такое право-
помнить, думать и творить
и другим свои раздумья
если хочешь, подарить.

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуйся - учиться
На родимом языке.

Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.

Будь ты слабым, или сильным
Белым, черным – все равно.
Ты родился быть счастливым
Это прао всем дано.

Решение упражнений. Страницы 122-129: Очерк о встрече с картиной В. М. Васнецова “Снегурочка”

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

с. 122. “Федина задача” (Н. Носов)

“Леночка с букетом” (А. Барто)

ОЧЕРКИ

с. 123. Родина (И. Соколов-Микитов)

“Родина”

– это слово полное глубокого смысла. Это и урожайные поля, и тёплый ветер, и полноводные реки, и зелёные леса, и высокие горы, и многолюдные города, люди.

– леса и степи;

– города.

с. 124. Любимая мать – отчизна (М. Шолохов)

М. Шолохов описывает просторы нашей Родины в зимний пери­од. Автор описывает природу на юге, севере, востоке и западе нашей страны.

Главная мысль очерка – Родина наша

прекрасна в любое время года, даже когда природа зимой “собирает животворящие силы для новых свершений”.

с. 127. Картинки-сказки (Н. Шер)

В Доме-музее В. М. Васнецова мы встречаем на картинах трёх бо­гатырей, спящую красавицу, Бабу-Ягу, Царевну-лягушку, Царевну Несмеяну, Кащея Бессмертного, Сивку-Бурку, Ивана-царевича, Жар – птицу.

В. М. Васнецов говорил, что “каждый человек хоть раз побывал на ковре-самолёте”. У художника была мечта – “полететь в небо”. В картине “Ковёр-самолёт” выразил свою мечту.

*Творческое задание

Очерк о встрече с картиной В. М. Васнецова “Снегурочка”

На картине В. М. Васнецова “Снегурочка” мы видим тёмный зим­ний лес в ночной час. Именно в это время оказалась в лесу эта девуш­ка в красивом наряде жемчужно-серебристого цвета. Снегурочка ока­залась в лесу случайно, забрела в глушь и теперь не знает, как найти дорогу в сумраке леса. Мы как будто слышим осторожный хруст снега под ногами Снегурочки. И хоть на ней шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки, мы понимаем как холодно и страшно здесь девочке. Вдали стоящая тонкая берёзка подчёркивает одиночество Снегуроч­ки. Только сияющий голубоватый свет луны, освещающий поляну, да пушистые ёлочки как будто помогают найти дорогу отсюда. На снегу мы видим следы зверей, а вдали – огоньки деревеньки. Значит, очень скоро Снегурочка выберется из этого тёмного леса

Мне понравилась эта картина. Она заставила меня подумать о внут­реннем мире одинокого человека: как ему плохо, о чём он думает, о чём переживает, на что надеется.

с. 129. Право на жизнь (Ю. Яковлев)

Из очерка Ю. Яковлева я узнал (а) о том, что у каждого человека (и ребёнка!) есть права (на жизнь, ходить по земле, учиться, заводить друзей и др.).

Глоссарий:

– очерк о картине васнецова

– очерк Ю Я Яковлев Право на жизнь

– очерк о встрече с картинами васнецова

– очерк о картине васнецова ковер самолет

– яковлев право на жизнь


Другие работы по этой теме:

  1. На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена зимняя ночь. В тёмном, заснеженном лесу очень темно и только алмазные звёзды освещают поляну, а лунный свет падает на...
  2. В. М. ВАСНЕЦОВ. “СНЕГУРОЧКА” Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет ос­вещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике – нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее...
  3. Решение упражнений. Страницы 130-155: Свифт, Вагнер с. 130. Проверьте себя Задание 2 1) Строки из стихотворения С. Михалкова “Школа” 2) Строки из стихотворения Н. Рубцова...
  4. Решение упражнений. Страницы 39-43: Блок, Горький АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК с. 39. Россия Поэт очень любит Россию, она дорога ему, не смотря не на что: “нищая...

Право на жизнь

Александра Каплунова (Лаверель)

Глава 1. Начало игры.

Сегодня наступил день, которого я ожидала всю свою сознательную жизнь. Я была одной из тринадцати девушек, которых привели в церемониальный зал. Тихий и монотонный шепот, создаваемый храмовниками, должен был действовать успокаивающе, но у меня, напротив, лишь усиливал волнение. Дрожащее пламя многочисленных свечей, расставленных прямо на полу, вырывало пятна света из окружающей темноты. Пол был расчерчен непонятными символами, на которые было строго запрещено наступать.

Я упорно пыталась подавить страх, хотя его запах пронизывал здесь все вокруг. Каменные стены давили, будто бы мешая даже дышать. Я украдкой бросила взгляд на других девушек и была несколько удивлена их безразличию. Ни тени страха, они были уверены в каждом своем шаге… Хотя, если задуматься, это не было столь уж удивительным… Ведь долгие годы нас готовили к этому дню, выращивая, как растения, муштруя быть достойными. Из нас стремились сделать фанатичных жертв, внушить осознание того, что мы - Избранные. Нам запрещено было общаться друг с другом, и я даже не знала имен тех, кому была уготована та же судьба, что и мне. Только вот для меня все однажды изменилось…

Я была еще совсем маленькой девочкой и беспрекословно верила в то, чему меня учили. Но в один из дней компания мальчишек пробралась в скромную келью, любопытствуя взглянуть на одну из Избранных. Тогда-то и началась наша тайная дружба. Несмотря на всю муштру, строгие правила и аскетичный образ жизни, в моей душе всегда теплилось что-то озорное, некий внутренний огонек, не дававший окончательно стать послушной овечкой… Тайная дружба стала именно тем, что позволило мне сохранить свой внутренний стержень.

Бывали периоды, когда появлялось желание сбежать, уйти от той участи, что была уготована, но любовь к появившимся друзьям и тому миру, что был за стенами храма, в конечном счете удержала от этого поступка. Я не хотела подвергнуть опасности своих близких, не хотела навлечь на наш мир немилость богов. Так я и дожила до сего дня.

Дня, когда хозяева этого мира должны были прийти за своей добычей. За нами. Каждые двести лет они, эти боги, Создатели, придумывали новое развлечение. В этот раз они сообщили о своей задумке за двадцать лет до срока. И потребовали 13 невинных девушек. Нас отобрали в ту же ночь. Едва рожденные, мы были отняты у наших семей.

Я не раз задумывалась, что, возможно, неспроста наш мир окружен пустошами, населенными невероятными монстрами, жаждущими человеческой плоти… Почему все устроено именно так, не иначе? И неужели там, за этими пустошами, ничего нет? Но спрашивать было не у кого, а книги содержали лишь хвалебные речи в честь Создателей.

Я продолжала стоять там, где меня оставили, не в силах сделать и шага, от внезапно нахлынувшего ужаса. Я поняла - они приближаются. Внезапно навалилась слабость. Я рухнула на колени и краем глаза заметила, что и остальные девушки повторили это движение, а двое или трое, кажется, уже были без сознания и просто лежали на каменном полу.

Мутная пелена застила глаза.

Я ненавидела этот день всю свою недолгую жизнь, понимая, что он еще не настал, но уже всей душой стремясь стереть его из памяти. И сейчас эта ненависть начала греть изнутри, отгоняя слабость, хоть и не слишком активно.

В одно мгновение все свечи погасли, но лишь для того, что бы загореться вновь ровным светом. И теперь их пламя сияло не рыжим, но ярко алым. Ровный красноватый свет расстелился по полу и стенам.

В следующий миг накатила волна удушающей боли, казалось, что весь воздух исчез, оставалось лишь недоуменно пытаться вдохнуть, окунаясь еще глубже в страх. Непослушными пальцами, я попыталась разодрать ворот балахона, казалось, это он душил меня. Но ткань была весьма плотной и поддаваться не желала.

Сквозь туман в голове я начала понимать, что задыхаюсь, кровь шумела в ушах, каждым толчком отдаваясь в голове тупой болью.

"Неужели это конец? Что за глупость..?" - Отстраненно подумала я, не понимая, зачем все это нужно. На смену страху пришла злость.

В следующий же миг, я внезапно осознала, что совершенно спокойно дышу. Притом, что дыхание даже не сбилось. Ни саднящей обжигающей боли в легких, ни даже одышки.

«Что же это было? Иллюзия?»

Я, наконец, смогла отчетливо видеть. Оглянувшись – ужаснулась. Двое из девушек раздирали грудь, пытаясь унять иллюзорную боль. Они кричали, сходили с ума, рассудок покинул их. Осталось лишь желание покончить с этим любым путем. Я с содроганием поняла, что и сама еще секунду назад была почти готова к тому же. Все что угодно, только бы поскорее закончилось.

Я кинулась было помочь им, успокоить, объяснить, что все это им мерещится, что никакой боли нет, что они могут спокойно дышать. Но что-то удержало на месте. Неведомая сила заставила оцепенеть. Мое тело не принадлежало мне теперь. Я не могла не то что пошевелиться, но даже просто моргнуть без разрешения неведомого хозяина.

Следующим же этапом этого адского спектакля был антракт. Будто кто-то опустил занавес на четверых из тех, кто еще не сошел с ума окончательно и справился с болью. Меня этот занавес не коснулся.

Я с ужасом наблюдала за тем, как из этой теневой стены, окружившей своих жертв, один за другим вылетают окровавленные куски ткани. Один за другим... А еще вопль. Непереносимый крик отчаяния, боли, ужаса. А я даже не могла отвести взгляда.

Тени рассеялись, оставив лишь бесформенные, растерзанные и изуродованные до неузнаваемости, тела. Нет. Не тела. Куски плоти. А я должна была смотреть.

Если бы кто-то или что-то не сдерживал меня и мое тело, весь мой организм, я бы тот час рассталась бы с тем, что ела на сегодняшний ужин. Но меня продолжали держать. Меня и еще пятерых, из тех тринадцати, что привели сюда. В этот ужас. В этот адский балаган, даже не объяснив толком, почему именно мы.

Слезы уже подступали к глазам, но я зажмурилась, сдерживая их. Оцепенение начало отступать. Я с усилием подняла правую руку, приблизив ее к лицу, ощущая невероятное сопротивление, будто бы перемешивала голыми руками почти застывшую патоку. Еще несколько секунд ошалело ее оглядывая, я начала подниматься на ноги.

"Сколько можно уже строить из себя слабейших. Тараканов. Тех, с кем можно играть, будто бы с бездушными куклами! Я не..."

Позволю! - Последнее слово вырвалось из моих уст уже вслух. И довольно громко, хоть голос мой был явно охрипшим.

И только сейчас я поняла, что кроме храмовников и нас, жертв, здесь находились еще четверо. Высокие силуэты угадывались в спокойном свете свечей.

Теперь я стояла на ногах и тяжело дышала, подъем и преодоление чужой силы дались безумно трудно. Я будто поднялась вверх по бесконечной лестнице. Мышцы по всему телу ныли, спину и поясницу ломило от боли. Дыхание было шумным, особенно в наступившей тишине.

Хватит. - Сорвалось с моих губ прежде, чем я поняла, что говорю.