Когда начинается раджаб. Наступает месяц Раджаб, какие богослужения следует выполнить

Когда начинается раджаб. Наступает месяц Раджаб, какие богослужения следует выполнить
Когда начинается раджаб. Наступает месяц Раджаб, какие богослужения следует выполнить

21 сентября 2017 года, в первый день священного месяца мухаррама, начинается новый 1439 год по мусульманскому календарю Хиджра.

С середины VII века Хиджра является точкой отсчета для мусульманского летоисчисления. Исламский календарь Хиджра (Hijra, арабск. переселение) счет годам ведет с того времени, когда в результате гонений со стороны язычников произошло переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение происходило постепенно и последним переселился пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 года от Рождества Христова по юлианскому календарю и прибыл в Медину 22 сентября того же года .

Однако вести летосчисление с Хиджры начали лишь в 637 году , в период правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба. По велению халифа в качестве первого дня нового летосчисления был взят день, когда пророк Мухаммед выехал из Мекки, то есть 16 июля 622 года от Рождества Христова.

Календарь Хиджры основан на Коране, и его неукоснительное соблюдение — священная обязанность каждого мусульманина. В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл — 12 лунных месяцев, 12 оборотов Луны вокруг Земли (длина года составляет 354-355 дней). Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-12 дней. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре. Нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные — по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней. Отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года.

Наступление нового года по Хиджре знаменует священный месяц мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Это один из четырех месяцев (раджаб, зуль каада, зуль хиджа, мухаррам), в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т.д .

Первые десять дней мухаррама считаются благословенными для всех хороших начинаний (в том числе и для заключения браков). Как и священный рамадан, это месяц раздачи милостыни в пользу неимущих, на благоустройство мечетей.

О высокочтимости мухаррама много говорится в Коране и Сунне, поэтому каждый мусульманин должен стараться провести его в служении Аллаху. Считается, как верующий проведет этот первый месяц года, так и пройдет весь год.

Отмечать как-то по особому наступление лунного Нового года у мусульман не принято. В этот день в мечетях

Сегодня наступил месяц Раджаб, который является седьмым месяцем лунного календаря. Он был упомянут в Коране как запретный. Именно в этом месяце произошли многие важные события исламской истории. Все интересное об этом месяце в нашем материале.

Само название «раджаб» образовано от слова "ар-руджуб", что означает "возвеличивание". Этот месяц был возвеличен по нескольким причинам.

Во-первых, особенность этого месяца выделил сам Аллах в Коране . Наряду с тремя другими месяцами (зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам), Он назвал месяц Раджаб запретным.

"Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные (зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб). Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе."

"Ат-Тавба", аят 36

.

Во-вторых, Раджаб является вестником Рамдана. Когда появлялась молодая луна этого месяца, Посланник Аллаха (мир ему) говорил мусульманам о необходимости готовиться к приходу Рамадана и произносил следующее дуа:

«Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шабан ва баллигна Рамазан»

«О Аллах, даруй нам благословение в месяц Раджаб и Шаабан и дай нам достигнуть месяца Рамадан»

(Шу"абильИмаан и ИбнусСунни)

Всего один месяц отделяет Раджаб от Рамадана. Поэтому мусульманам необходимо начать готовиться к Рамадану как морально, духовно, так и физически уже сейчас. Желательно в этом месяце делать много добрых дел, держать пост и сторониться от всего запретного.

В-третьих, месяц был возвеличен рядом исторических событий, сыгравших огромную роль в истории не только исламского мира, но и всего человечества.

1) Ночь Мирадж. На 10-м году пророчества (примерно 620 год), в месяце Раджаб произошло событие, известное как аль-Исраваль-Мирадж. За одну ночь Пророк (мир ему) чудесным образом был перенесен из Мекки в Иерусалим, где прочитал намаз со всеми Пророками, став их имамом. Затем Аллах вознес своего Любимца на небеса и за их пределы.

10-ый год пророчества выдался очень тяжелым для любимца Аллаха. Он потерял своего основного защитника, дядю Абу Талиба, и любимую жену Хадиджу (да будет доволен ей Аллах). Мусульмане подвергались гонениям и открытым преследованиям со стороны язычников Мекки. Именно в этой

тяжелой ситуации, в разгар борьбы между Исламом и куфром, Аллах показал Своему избранному рабу некоторые из Его самых великих знамений, переселив Пророка (мир ему) к священной мечети (Аль-Акса) в Иерусалиме, а оттуда в высшие пределы.

2) Предписание 5-ти кратной молитвы. Особенностью Мираджа было то, что во время него было велено обязательное пятикратное совершение намаза.

3) Битва при Табуке. В 9-м году хиджры произошел поход на Табук, который знаменовал установление власти Ислама на всем Аравийском полуострове.

Согласно разведданным, полученным Пророком Мухаммадом (мир ему), император Византии Ираклий собрал 100-150-тысячное войско, чтобы напасть на Медину. Тогда Посланник Аллаха (мир ему) мобилизовал максимальное количество верующих для отражения этой атаки византийцев, и хотя сражение так и не состоялось, поход отбил желание у византийцев нападать и по праву может считаться победой без боя, а также испытанием для верующих.

4) Освобождение мечети Аль-Акса. В 583 году по хиджре (1187 год) султан Салахуддин выступил с

войском на Иерусалим и освободил его от крестоносцев, которые правили им почти столетие. Это завоевание сыграло важную роль не только из-за значимости Иерусалима в Исламе, но и в победе мусульман над крестоносцами.

5) Распад Османского халифата . В 1342 году хиджры (в 1924 году) в месяце Раджаб произошло чрезвычайно печальное событие для мусульманской уммы: 28 Раджаба (3 марта) Османский халифат был официально упразднен Мустафой Кемалем-пашой (известным под именем Ататюрк). Лишившись своего государства, мусульмане, их ресурсы и их земли, превратились в легкий трофей колонизаторов-не-мусульман, которые периодически дергали за ниточки, чтобы убедиться, что халифат уничтожен и заменен светской властью.

Месяц Раджаб – отличная возможность ознакомиться с великой историей Исламской цивилизации и совершать больше праведных тел, зарабатывая награды, и, подготавливая тело и душу к Рамадану.

Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения . Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.

Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.

Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце.

Месяц Раджаб является одним из четырёх запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее:

وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).

Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее:

خاتمة أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم

كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا

«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: "Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам ". После него (мухаррама) ЛУЧШИМ МЕСЯЦЕМ ДЛЯ ПОСТА СЧИТАЕТСЯ РАДЖАБ, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что ИМЕННО РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ИЗ ЗАПРЕТНЫХ МЕСЯЦЕВ .

Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Шаʻбан, согласно хадису, который передаёт Муслим: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Шаʻбан полностью". А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Шаʻбан ». («Мугъни аль-мухтадж», 1/605)

Как видите, некоторые учёные считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.

Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого учёного, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб , о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.

Всё сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

Он приводит хадис, после которого говорит:

ففي هذا الخبر - وإن كان في إسناده من لا يعرف - ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم

«В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц - один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум) » («»).

Почему же учёные вынесли такое решение, что всё же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считают это нововведением:

ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة

«Однако известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

В этом сообщении также упоминается и то, что (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ».

На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية

«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времён » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:

قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه

«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНЫЙ ХОРОШЕЙ СУННОЙ (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава » (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)».

Фатх аль-мубин », 226; 5 хадис)

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием , за которое человек получает большое вознаграждение, ибо учёные шафиитского мазхаба, чьё мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, не стоит обращать внимания на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.

По мусульманскому календарю Хиджра.

С середины VII века Хиджра является точкой отсчета для мусульманского летоисчисления. Исламский календарь Хиджра (Hijra, арабск. переселение) счет годам ведет с того времени, когда в результате гонений со стороны язычников произошло переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение происходило постепенно и последним переселился пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 года от Рождества Христова по юлианскому календарю и прибыл в Медину 22 сентября того же года.

Однако вести летосчисление с Хиджры начали лишь в 637 году, в период правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба. По велению халифа в качестве первого дня нового летосчисления был взят день, когда пророк Мухаммед выехал из Мекки, то есть 16 июля 622 года от Рождества Христова.

Календарь Хиджры основан на Коране, и его неукоснительное соблюдение - священная обязанность каждого мусульманина. В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл - 12 лунных месяцев, 12 оборотов Луны вокруг Земли (длина года составляет 354-355 дней). Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-12 дней. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре. Нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные - по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней. Отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года.

Наступление нового года по Хиджре знаменует священный месяц мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Это один из четырех месяцев (раджаб, зуль каада, зуль хиджа, мухаррам), в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т.д.

Первые десять дней мухаррама считаются благословенными для всех хороших начинаний (в том числе и для заключения браков). Как и священный рамадан, это месяц раздачи милостыни в пользу неимущих, на благоустройство мечетей.

О высокочтимости мухаррама много говорится в Коране и Сунне, поэтому каждый мусульманин должен стараться провести его в служении Аллаху. Считается, как верующий проведет этот первый месяц года, так и пройдет весь год.

Отмечать как-то по особому наступление лунного Нового года у мусульман не принято. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Каждому приверженцу ислама этот вечер рекомендуется провести в молитвах и просить Аллаха о благодати на следующий год. Считается, что большая награда от Всевышнего дается тому, кто постился накануне.

В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Всевышнего Аллаха.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В этом году месяц Раджаб начинается 29-го или 30-го марта (О точной дате начала месяца будет сообщено дополнительно). Какие богослужения следует выполнять в этот месяц?

От Святейшего Пророка (с) повествуется: «Месяц Раджаб – это великий месяц Всевышнего. Никакой (другой) месяц не сможет сравниться с ним по своему почтению и преимуществам…».

В исламских источниках указывается, что богоугодным делом в месяц Раджаб является чтение нижеследующей молитвы после намазом утром и вечером. Сначала произносится: «Йа манн арджуху лиькулли хайрин ва амана сахатаху инда кули шарр, йа манн йутил касира биль-галиль, йа ман йути ман саалаху, йа манн йути манн ламйасаллу ва манн лам йарифху таханнунан минху ва рахматан. Атини бимасалати иййака джамиа хайрид-дунйа ва джамиа хайриль ахира, васриф анни бимасалати иййака джамиа шаррид-дунйа ва шарриль ахира, фа-иннаху гайру мангусин ма аатайта ва издни мин фазлика йа Карим».

Перевод: «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! О, Тот, на Кого я надеюсь во всем в чем добро! И в Ком ищу убежище от гнева Его во зле! О, Тот, кто за наши маленькие и незначительные дела воздает великим вознаграждением. О, Тот, кто воздает каждому, кто попросит Тебя! О, Тот, кто ниспосылает тому, кто не просит Тебя ни о чем и не знает Тебя – обладателя милости, любви и милосердия. Воздай мне за мою просьбу и мольбу всем добром бренного мира и всем добром мира загробного! И огради меня от того в чем прошу и молю Тебя – от всего зла и плохого бренного мира и всего зла и плохого мира загробного! Ибо сколь Ты не дарил бы (от сокровищниц милости и милосердия твоего) не убудет! И, да приумножь мне от милости своей и милосердия!»

Затем левой рукой взять бороду (если нет бороды – приложить руку к голове), а указательный палец правой руки поднять вверх и произнести (женщины просто читают): «Йа заль-джалали валь икрам, йа заннамаи валь джуд, йа залманни ват-тавиль, харрим шейбати алан-нар» (приложивший левую руку к голове вместо «шейбати» должен прознести «шари»). Перевод: «О Владыка Величия и Славы! О Владыка благ и прощения! О Тот, Кому мы обязаны и Кто является пиком щедрости! Сделай запретным для ада мои седые волосы! О Милосерднейший из милосердных!».

Также большим савабом является держание поста в месяц Раджаб. В одном из преданий о посте месяца Раджаб говорится: «Тoт, ктo пoстится хoтя бы 1 дeнь в мeсяц Рaджaб, зaслужит oгрoмную милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa. Пoстящийся 2 дня пoлучит двoйную нaгрaду. Для пoстящeгoся 3 дня будeт сoздaн oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня. Тoт, ктo пoстится 4 дня будeт зaщищeн oт сумaсшeствия, разных болезней и пpoкaзы и, чтo oчeнь вaжнo, будeт зaщищeн oт злa Дaджaля (aнтихристa). Тот, кто постится 5 днeй - будeт зaщищен oт нaкaзaния в мoгилe. Тот, кто постится 6 днeй, будeт вoскрeшeн в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa. 7 днeй - Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa. 8 днeй - Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa. 14 днeй - Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpepacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa. Тому, кто постится 15 дней в Рaджaб, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности».

Месяц Мухаррам начался у мусульман мира 21 сентября. Этот месяц принято считать месяцем поклонения Аллаху и покаяния ему. Как и в ходе Раджаба, Зуль-каады и Зуль-хиджи, в дни Мухаррама запрещены войны и конфликты. А первый день этого месяца считается наступлением Нового года.

Какой год по исламскому календарю?

В 2017-м мусульмане мира отмечают приход 1439 года по своему календарю. К слову, дата наступления Нового года в исламе меняется, ведь календарь у мусульман, в отличие от григорианского, связан с лунным циклом, а не с солнечным.

У мусульман летоисчисление принято считать от Хиджры, которая, как считается, произошла 16 июля 622 года. В этот день пророк Мухаммед и первые мусульмане переселились из Мекки в Медину (Ясриб), что стало своеобразным началом "отсчета" для исповедующих ислам. Календарь у мусульман назван по этому событию - Хиджра.

Как мусульмане празднуют Новый год?

Наступление Ночи Хиджры, или исламского Нового года, у мусульман не принято отмечать по-особому - в отличие от подобных праздников у христиан и иудеев, приверженцы ислама не устраивают пиршеств, а проводят время в молитвах.

Традиции и запреты месяца Мухаррам

Первые десять дней нового года для мусульман считаются благословенными. Все хорошие начинания в эти дни должны иметь успех. Поэтому сразу после Хиджры принято играть свадьбы, строить дома и заниматься планами на жизнь.

Впрочем, излишества в месяц Мухаррам быть не должно. Месяц необходимо провести в молитвах. Строго запрещены в первый месяц года войны и конфликты.

Через десять дней, то есть 1 октября 2017 года, мусульмане отметят День Ашура. Принято считать, что именно в этот день Аллах сотворил мир.

Начало мусульманского летосчисления связано с одним из важнейших событий в истории Ислама – Хиджрой, то есть переселением Пророка Мухаммада из Мекки в Медину. После двухнедельного путешествия, 21 сентября 622г., он вступил со своими сподвижниками в пределы Медины. Начало лунного года, то есть 2 день месяца мухаррама, совпало в том году с 16 июля. Именно с этого дня большинство исповедующих Ислам отсчитывают новую для мусульман эру – от Хиджры Посланника Аллаха. Праздники в исламе – священные месяцы, дни и ночи, которые указаны Всевышним через своего Посланника Мухаммада, мир ему благословение, как особая милость Аллаха, дарующая возможность каждому мусульманину увеличить благие деяния, чтобы преуспеть в Последней жизни.

Мусульманский лунный календарь состоит из 12 месяцев, каждый из которых длится от одного новолуния до следующего, а именно 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах - 29 дней, а в других – 30. Таким образом, лунный год состоит из 354 дней, что на 11 дней короче солнечного. Именно этим объясняется ежегодный сдвиг мусульманского лунного календаря по отношению к солнечному календарю на 11 дней вперед.

Основные праздники в исламе – Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Ид аль-Адха) и Праздник разговения (Ураза-Байрам, Ид аль-Фитр). Особым служением отмечены священные ночи Лайлат аль-Кадр, Лайлат аль-Бара"ат, Лайлат аль-Мирадж, Лайлат аль-Рагаиб; священные дни День `Арафа, День `Ашура, священные месяцы Мухаррам, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Зуль-Хиджа.

дата по хиджре григорианский календарь событие
1438 1 Джумада аль-авваль 29 января 2017
1438 1 Джумада аль-ахира 28 февраля 2017
1438 1 Раджаб 29 марта 2017
1438 2 Раджаб 30 марта 2017 Ночь Рагаиб
1438 26 Раджаб 23 апреля 2017 Миградж
1438 1 Ша"бан 27 апреля 2017
1438 14 Ша"бан 10 мая 2017 Ночь Бараат
1438 1 Рамазан 27 мая 2017
1438 26 Рамазан 21 июня 2017 Ляйлятуль кадр
1438 1 Шавваль 25 июня 2017 Ураза байрам
1438 1 Зуль-ка"да 24 июля 2017
1438 1 Зуль-хиджа 23 августа 2017
1438 9 Зуль-хиджа 31 августа 2017 День Арафата
1438 10 Зуль-хиджа 1 сентября 2017 Корбан байрам
1438 11, 12, 13 Зуль-хиджа 2, 3, 4 сентября 2017 Дни ташрика
1439 1 Мухаррам 21 сентября 2017 начало нового года по Хиджре
1439 10 Мухаррам 30 сентября 2017 День Гашура
1439 1 Сафар 21 октября 2017
1439 1 Раби"у аль-авваль 19 ноября 2017
1439 11 Раби"у аль-авваль 29 ноября 2017 Маулид
1439 1 Раби"у аль-ахир 19 декабря 2017

Мусульманские праздники

25.06.2017г. (1 шавваля 1438г.) – УРАЗА-БАЙРАМ (Ид аль-Фитр) - Праздник разговения.
1.09.2017г. (10 зуль-хиджа 1438г.) – КУРБАН-БАЙРАМ (Ид аль- Адха) - Праздник жертвоприношения.

Обрядовые дни и ночи

29.03.2017г. (1 раджаба 1438г.) – начало месяца Раджаба.
28.04.2017г. (1 шаабана 1438г.) – начало месяца Шаабана.
10-11.05.2017г. (14-15 шаабана 1438г.) – Ночь Бараат (Лейлят аль-Бараа)

23.08.2017г. (1 зуль-хиджа 1438г.) – начало месяца Зуль-хиджа.
31.08.2017г. (9 зуль-хиджа 1438г.) – День Арафа.
30.09.2017г. (10 мухаррама 1439г.) – День Ашура.

Памятные дни и ночи

3.05.2017г. (26-27 раджаба 1437г.) – Ночь вознесения Пророка Мухаммада (Лейлят аль-Мирадж).
21.05.2017г. (14-15 шаабана 1437г.) – Ночь очищения (Лейлят-аль- Бараа).
21.09.2017г. (1 мухаррама 1439г.) – начало нового 1439-го мусульманского года.

Мусульманские праздники и памятные даты на 2017 год (1438-1439 гг. по мусульманскому календарю по Хиджре)

Март

21.03.2017г. – народный праздник Навруз (Нооруз, Ноуруз) в честь Нового года. Широко отмечается в мусульманском мире, но не связан с Кораном, а унаследован от доисламских древнейших народов.
29.03.2017г. (1 раджаба 1438г.) – первый день Раджаба – седьмого месяца мусульманского календаря, одного из четырех доисламских священных месяцев. В этом месяце отмечаются дни рождения пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса), другие памятные даты, совершается Умра (малый Хадж).
30-31.03.2017г. (2-3 раджаба 1438г.) – Вечер Рагаиб: женитьба родителей Пророка Мухаммада (Лейлят ар-рагаиб).

Апрель

23-24.04.2017г. (26-27 раджаба 1438г.) – Ночь Мирадж: ночь вознесения Пророка Мухаммада (Лейлят аль-Мирадж).
28.04.2017г. (1 шаабана 1438г.) – Шаабан. Начало восьмого месяца мусульманского лунного календаря, одного из четырех священных.

Май

10-11.05.2017г. (14-15 шаабана 1438г.) – Ночь Бараат (Лейлят аль- Бараа): время очищения от грехов, вечер благословления, пожелания счастья и благополучия. В эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом благочестия и просьб, высказанных в молитвах.
В ночь 26-27.05.2017г. (29 шаабана – 1 рамадана 1438г.) – начало великого поста мусульман Ураза.
27.05 - 25.06.2017г. (1-30 рамадана 1438г.) – священный месяц Рамадан (Рамазан) и обязательный великий пост мусульман Ураза. Самый ценный месяц в году, время очищения, обновления, возрождения, покаяния, молитвы, чтения Корана, помощи окружающим, воздержания от всего запретного.

Июнь

21-22.06.2017г. (26-27 рамадана 1438г.) – Ночь предопределения и могущества (Лейлят аль-Кадр).
25.06.2017г. (1 шавваля 1438г.) – УРАЗА-БАЙРАМ (Ид аль-Фитр) - Праздник разговения, один из двух главных праздников ислама - окончание священного месяца Рамадан (Рамазан) и мусульманского поста Ураза. Начало месяца Шавваля, месяца кочевий арабских племён.

Июль

1.07.2017г. (26-27 рамадана 1437г.) – Ночь предопределения и могущества (Лейлят аль-Кадр).

Август

23.08.2017г. (1 зуль-хиджа 1438г.) – начало Зуль-хиджа, месяца паломничества (Хаджа) по святым местам Ислама.
31.08.2017г. (9 зуль-хиджа 1438г.) – День Арафа: день стояния паломников в долине Арафат у горы Арафа возле Мекки, совершение молитвы у её подножия.

Сентябрь

1.09.2017г. (10 зуль-хиджа 1438г.) – КУРБАН-БАЙРАМ (Ид аль- Адха) - Праздник жертвоприношения, наиболее значимый праздник мусульман; окончание великого паломничества в Мекку. Празднование начинается через 70 дней после окончания поста Ураза, длится три дня.

2,3,4.09.2017г. (11,12,13 зуль-хиджа 1438г.) – Ташрик: праздничные дни, во время которых мусульмане после коллективных намазов читают «такбир» (произносят: «Аллах Акбар!»). Паломники продолжают совершать жертвоприношения и обряды хаджа.

21.09.2017г. (1 мухаррама 1439г.) – начало нового 1439-го мусульманского года. Первый день священного месяца Мухаррам, в течение которого наиболее щедро раздаётся милостыня (садака), совершаются благословенные поступки.

30.09.2017г. (10 мухаррама 1439г.) – День Ашура. Отмечается мусульманами-суннитами в честь десяти благ, ниспосланных Аллахом десяти пророкам. День поминовения пророков и посланников Аллаха, когда идёт соблюдение поста, чтение Корана, раздача пожертвований. У шиитов - день памяти мученической кончины имама Хусейна, сына Али, внука Пророка Мухаммада Аль-Хусейна ибн Али (626-680гг.). Ещё одно наиболее известное обозначение Ашуры - «шахсей-вахсей».

Октябрь

17.10.2017г. - день официального принятия ислама предками татар и башкир – населением Волжской Булгарии в 310 год хиджры (922г.). Празднуется с 2011г. в Республике Татарстан по решению Государственного Совета РТ.

Ноябрь

1.11.2017г. (1 сафара 1439г.) – начало месяца Сафар, в 26-й день которого произошло вынужденное переселение Пророка Мухаммада и его сподвижников из родного города Мекки в Медину (Ясриб).

Примечание: каждая Пятница – Джума (день собраний) -посещение правоверными мусульманами мечети для совместноймолитвы (намаза). Это день отдыха у мусульман всего мира. Онсовпадает со многими событиями в истории исламской религии: впятницу родился Пророк Мухаммад и его двоюродный брат Али, впятницу Пророк и его сподвижники переехали из Мекки в Медину.

Календарь мусульманских праздников по годам: Поделиться

Дорогие братья и сестры по милости Аллаха, с наступлением вечернего намаза (магриб) 28 марта 2017 года наступает благословенный месяц Раджаб, в связи с чем, мы публикуем ответы на часто задаваемые вопросы:

Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб;

Пост в первые три дня месяца Раджаб;

Празднование ночи Рагаиб – достоверная ли это практика?..

и тому подобные.
1) Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб

Вопрос:

Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?

Ответ:

Анас ибн Малик передает, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаъбана ва балигна Рамадан

О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.

(Шу’абуль Иман, хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, Мухтасар Заваид Баззар, хадис 662, также см. Аль-Азкар, хадис 549

Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством, есть крайность.

Имам Навави (рахимахуллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость (Аль-Азкар, хадис 549).

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба) (Латаиф, с. 172).

Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (рахимахуллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае (Тазкиратуль Маудуат, с.117).

Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать.

(Мустадрак Хаким, начало главы о дуа и Натаиджуль Афкар хафиза Ибн Хаджара, т.5, с.291)

А Аллах знает лучше.

2) Пост в первые три дня месяца Раджаб

Вопрос:

Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб:

«Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

“Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.

Ответ:

Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать.

(См. Джамиу с-Сагыр, хадис 5051, Файдуль Кадир и Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр. Также см. Аль-Мугыр Ахмада Сиддика аль-Гумари).

Однако, Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб.

(Аль-Адаб фи Раджаб, с. 30)

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

3) Просьбы о прощении во время Раджаба

Вопрос:

Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса:

«Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов:

Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан ‘абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур».

Ответ:

Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. Аль-адаб фи Раджаб, с. 39).

Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб (Аль-Адаб фи Раджаб, с.38).

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

4) Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) – достоверная ли это практика?

Вопрос:

Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям), поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям). В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?

Ответ:

Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.

Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) пишет:

«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». (Латаифуль Маариф, с.228).

Также см. Табинуль Аджаб Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; Тазкиратуль Маудуат аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, Аль-Масну’ Муллы Али Кари, с..259, хадис 464, Аль-Асаруль Марфу’а шейха Абдуль Хай Лякнави, с.44 и 48; Раддуль Мухтар (Ибн Абидина), т.2, с.26.

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

5) Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба?

Вопрос:

Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?

Ответ:

Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (рахимахуллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. (Фатхуль Бари, т. 7, с. 254-255, хадис 3887).

Один из муфассиров (толкователей Корана) Аль-Куртуби (рахимахуллах) предпочел мнение, что Ми’радж произошел в месяце Рабиуль-ахыр. (Тафсир Куртуби, т.5, с. 551).

Мухаммад Шафи (рахимахуллах) согласился с его мнением и сказал: «Мухаддисы не остановились на конкретной дате (Ми’раджа), хотя 27-е число Раджаба есть наиболее известное мнение» (Ма’арифуль Куран, т. 5, с. 443, также см. Сырат-и-Мустафа, т.1, с. 288).

Хафиз ибн Абдуль Барр (рахимахуллах) согласился, что это произошло в месяце Раджаб, и имам Навави согласился с его мнением в «Ар-Рауда».

Однако в своих фетвах и комментариях на Сахих Муслим имам Навави предпочел месяц Рабиуль-ахыр для этой даты, а иногда склонялся к мнению, что это произошло в Рабиуль-авваль.

Из вышесказанного ясно, что ученые не склонялись к какой-то конкретной дате. Это подтверждает муфтий Мухаммад Таки Усмани в своей книге «Исламские месяцы».

Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:

«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».
А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

6) Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?

Вопрос:

У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?

Ответ:

Большинство мусульман считают, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.

Аз-Зуркани (рахимахуллах) приходит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (рахимахуллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-авваль.

Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям), так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала). Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.

И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи.

(Фатава Махмудийя, 3/283-285, Фарукия), (Исламские месяцы, 49-63, Маариф).

А Аллах знает лучше.

Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

7) Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба?

Вопрос:

Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?

Ответ:

Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб – это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным.

(Табийнуль Аджаб, с.7-11, Латаифуль Маариф, с. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, с. 25).

В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.

Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) написал в статье о Мирадже:

«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (рахимахуллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.

А Аллах Тааля знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

8) Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб

Вопрос:

Пожалуйста, проверьте следующий хадис:

«Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в раю».

Ответ:

Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты.

(См. Табиинуль Аджаб ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)

И Всевышний Аллах знает лучше

9) Вымышленный хадис о месяце Раджаб

Вопрос:

Достоверен ли следующий хадис:

Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, так что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на день ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху…».

Ответ:

Имам Табарани (рахимахуллах) и другие мухаддисы записали это сообщение.

(Аль-Муджамуль Кабир, хадис 5538)

Имам Байхаки (рахимахуллах) отрицал подлинность этого хадиса. Хафиз Захаби (рахимахуллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.

А Аллах знает лучше.

Ответил: муфтий Сухайл Мотала

Проверил: муфтий Мухаммад Абасумар