Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются
Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются

Слух – это способность человека воспринимать и различать различные звуки.

Музыкальный слух – более совершенное и сложное понятие, состояние из целого ряда компонентов, т.е. видов музыкального слуха.

Виды музыкального слуха:

    Звуковысотный

    Мелодический

    Гармонический

    Темброво-динамический

Музыкальный слух – это способность воспринимать степень звуковой последовательности, улавливать связь между звуками, запоминать, внутренне представлять и сознательно воспроизводить музыкальную последовательность.

    Звуковысотный слух – это способность человека различать и определять высоту звука. Он бывает относительным и абсолютным.

Абсолютный слух – это способность узнавать или воспроизводить высоту отдельных звуков, не соотносящихся с другими, высота которых известна.

    Активный – когда высота звука узнаётся и воспроизводится.

    Пассивный – когда высота звука узнается, но не воспроизводится.

Наличие абсолютного слуха для музыканта желательно, но не обязательно. Музыкант должен хорошо обладать относительно развитым слухом.

Методы развития звуковысотного слуха:

    Пропевание с листа основных тем до разбора на инструменте.

    Сольфеджирование

    Запись диктантов

    Пение интервалов

    Мелодический слух (горизонтальный) - это более сложная разновидность звуковысотного слуха.

Мелодический слух – это способность воспринимать высоту музыкальных звуков в их логической последовательности и связи между собой (т.е. мелодию)

Методы развития:

    Пропевание мелодии отдельно от партии сопровождения

    Исполнение сопровождения с пропеванием мелодии вслух

    Подбор по слуху

    Слушание музыки

    Запись диктантов

    Гармонический слух (вертикальный) - особенность нашего слуха – способность воспринимать слияние

звуков по вертикали. Благодаря ему мы можем гармоническое сочетание разложить на звуки. Т.е. способность слышать звуки в совокупности (т.е. гармонию) и выделять любой из них.

Гармонический слух не даётся человеку от природы – это навык и он развивается.

Методы развития:

    Проигрывание произведения в медленном темпе, вслушиваясь во все гармонические модификации.

    Извлечение из произведения гармонии

    Арпеджированное исполнение новых аккордов

    Подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям

    Полифонический слух – это способность узнавать и воспроизводить несколько одновременно

звучащих линий.

    Проигрывание полифонии концентрацией, внимание на каком либо отдельном голосе

    Темброво-динамический слух – это музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике.

Основной метод развития – слушание музыки.

В педагогической практике встречается такое понятие как внутренний слух.

Внутренний слух – это способность слышать, представлять звучание звуков записанных на бумаге.

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

Относительный слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

Интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух - редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях.

Абсолютный слух.
Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т.д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).
Абсолютный слух - дар природы, но обнаруживается только в результате занятий музыкой - изучения нот и игры на музыкальном инструменте.
Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха (см. ссылки ниже).

Относительный слух.
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.

Мелодический слух.
Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами.
Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух .
Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух.
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио . Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.
Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание.
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Уровни развития слуха, выражаемого в чистом пении.

1. Клинический - отсутствие такового (5%)
2. Внутренний. Не выражается в пении.
3. Способность "подтягивать" мелодию за другими поющими или под игру мелодии на инструменте.
4. Способность чисто петь только под аккомпанемент, имея под мелодией аккордовую базу и начальный звук мелодии.
5. Способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи.
6. Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии.

Как объяснить ребенку, что такое "петь чисто"?

- Спой одинаково, как я играю (пою), чтобы твой голос "спрятался" в моем звуке, слился с ним. При этом твой звук не должен быть слишком тихим или слишком громким.

Как часто мы слышим от взрослых, состоявшихся людей, что у них совершенно нет слуха или что им медведь на ухо наступил. Но действительно ли музыкальный слух является исключительно врождённым качеством или его всё-таки можно развить даже не в самом юном возрасте?

Музыкальный слух – исключительно человеческая способность воспринимать, воспроизводить и сочинять музыкальные композиции. Многие люди считают, что если они не умеют правильно петь или не могут научиться играть на музыкальных инструментах, значит, у них нет музыкального слуха. Действительно ли это так? Давайте разберемся.

Можно ли вообще развить музыкальный слух, если врожденного таланта у человека нет?

Оказывается, музыкальный слух, как и любая другая способность человека, подвергается развитию и тренировке. Работа слуха заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой. То есть «наличие» музыкального слуха это применение определенных знаний на практике плюс развитая слуховая память.

Отсутствие же музыкального слуха в подавляющем большинстве случаев говорит лишь о том, что у человека нет знаний об основных аспектах музыкального образования. В любом возрасте можно научиться петь и играть на музыкальном инструменте. Возрастные особенности развития слуха лишь в том, что в более раннем возрасте развить в себе музыкальные способности гораздо легче, чем в более зрелом. В принципе, это касается не только музыкального образования и развития музыкального слуха, как мы все знаем, быстрее учатся любому интересному занятию дети, будь то катание на коньках или езда на велосипеде, чем взрослые. Но развить музыкальный слух можно в любом возрасте, все зависит от вашего трудолюбия, желания и терпения.

Методика развития музыкального слуха включает в себя совершенствование несколько видов слуха. Для того чтобы развить музыкальный слух, научиться красиво петь и слышать структуру музыкальных мелодий следует развивать такие виды слуха как ритмический, мелодический и внутренний.

  1. Ощущение ритма и темпа мелодии является слухом ритмическим. Для развития ритмического слуха читайте стихи по слогам под музыку, танцуйте и пойте под хорошо знакомую простую мелодию.
  2. Мелодический слух это восприятие и понимание структуры мелодии, ее организации, это осознание движения музыки.
  3. Внутренний слух - это способность представлять в сознании, в мыслях музыкальные композиции, слышать их внутренне и воспроизводить по памяти. Для развития мелодического и внутреннего слуха следует заняться такой учебной дисциплиной как сольфеджио. Запись к музыкальному педагогу в этом случае необходима. Сольфеджио включает в себя пение мелодий, интервалов, ладов, гамм и аккордов. Также вы научитесь запоминать звучание мелодий, определять на слух интервалы и ритмические композиции, и писать ноты на слух – преподаватель играет мелодию, а вы стараетесь разобрать ее по нотам.

Если у вас нет возможности записаться к профессиональному педагогу музыкального образования, то для развития музыкального слуха можно использовать специализированные интернет-сайты, например, muz-urok или earmaster, или программы для развития музыкального слуха – Noteris, Ухогрыз и т.п.

И главное, так как развить музыкальный слух не получится за один-два дня, вам следует систематически (каждый день!) этим заниматься в течение, по крайней мере, одного года. Слушайте красивые качественные мелодии, старайтесь повторять те же музыкальные ноты за профессиональными исполнителями, слушайте, запоминайте и воспроизводите музыку. Любой слух подвергается совершенствованию и развитию. Умение слышать и воспроизводить музыкальные композиции зависит только от вашего желания и работоспособности.

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуки музыкальные и немузыкальные

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук. Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми , для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

К чему была нужна эта преамбула? А к подтверждению того, что музыкальный слух – это инструмент уже обученного музыканта. А тем, кто отказывается заниматься музыкой под предлогом отсутствия слуха и изнасилования медведем, говорим прямо: музыкальный слух – не дефицитный товар, раздаётся каждому желающему!

Виды музыкального слуха

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок. Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

************************************************************************

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность , их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от или инструмента, на котором играешь).

Абсолютный и относительный слух не являются противоположностями. Они могут дополнять друг друга. Если человек обладает абсолютным слухом, но не занимается своим относительным, музыкантом он не станет, в то время как профессионально развитый относительный слух, как воспитываемый тип мышления, позволяет развить музыкальность любому человеку.

************************************************************************

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

************************************************************************

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический .

************************************************************************

«Музыкальный глаз» и «музыкальный нюх»!

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК . Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

************************************************************************

КОНЕЦ . По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, полифония и оркестровка.