Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов. Каннибализм в странах Тропической Африки

Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов. Каннибализм в странах Тропической Африки
Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов. Каннибализм в странах Тропической Африки

Отправляйтесь в экстремальное, дорогое и опасное путешествие.

Если пожелаете, вас встретит театр в котором вы станете настоящей мишенью для людоедов. Живая игра, на некоторое время, превратится в реальность

Новая Гвинея – одно из самых диких, изолированных и нетронутых мест на планете, где сотни племён говорят на сотни языках, не пользуются мобильными телефонами и электричеством, продолжая жить по законам каменного века.

И всё потому, что в индонезийской провинции Папуа дорог до сих пор нет. Роль автобусов и маршруток выполняют самолёты.


Долгий и опасный путь в племя людоедов. Перелёт.

Аэропорт города Вамена выглядит следующим образом: зона регистрации представлена ограждением из сетки-рабицы покрытой шифером.

Вместо указателей – надписи на заборах, данные о пассажирах заносят не в компьютер, а в тетрадку.

Пол – земляной, так что забудьте о Дьюти Фри. Аэропорт, по которому ходят обнажённые папуасы единственный в легендарной долине Балием.

Городок Вамена можно назвать центром папуасского туризма. Если обеспеченный иностранец хочет попасть почти в каменный век, он летит именно сюда.

Несмотря на то, что перед посадкой пассажиры проходят «контроль» и металлодетектор, на борт самолёта можно легко пронести газовый баллончик, пистолет, нож или другое оружие, которое между прочим, можно купить прямо в аэропорту.

Но, самое страшное в папуасских перелётах, не контроль безопасности, а старые дребезжащие самолёты, винтокрылые машины, которые наспех обслуживают чуть ли не с помощью тех же каменных топоров.

Ветхие самолётики больше напоминают старые УАЗики, Икарусы.

В меленьких иллюминаторах, вас всю дорогу сопровождают высохшие под стеклом тараканы, салон борта изношен до предела, не говоря о том, что происходит с самой механикой.

Ежегодно огромное количество этих самолётов разбивается, что совершенно не удивительно при таком техническом состоянии. Страшно!

Во время полета вам посчастливится повидать бесконечные горные хребты, покрытыми густым тропическим лесом, разделёнными только реками с мутной водой, цвета оранжевой глины.

Сотни тысяч гектаров диких лесов и непроходимых джунглей. Трудно поверить, но из этого иллюминатора видно – на земле еще остались места, которые человек не успел испортить и превратить в скопление компьютерных и строительных технологий. Приземляется самолет в небольшом городке Декай, затерянного в джунглях, посреди острова Новая Гвинея.

Это последний пункт цивилизации на пути к Караваям. Дальше только лодки, и с этого момента вы больше не живёте в гостиницах и не моетесь в душе.

Теперь электричество, мобильная связь, комфорт и равновесие оставляем позади, впереди нас ожидают невероятные приключения в логове потомков людоедов.

Вторая часть – Путешествие на каноэ

На арендованном грузовике, по разбитой грунтовке, вы добираетесь к реке Браза – единственной транспортной артерии в этих местах.

Именно с этого места и стартует самая дорогая, опасная, непредсказуемая и удивительная часть путешествия по Индонезии.

Опасные каноэ при неаккуратном движении могут просто перевернуться – ваши вещи утонут, а вокруг появятся кровожадные аллигаторы.

От рыбацкой деревушки, где заканчивается дорога, плыть к диким племенам дольше, нежели лететь самолётом с России в Америку или Австралию, около двух суток.

Самое главное, сидеть низко на деревянном полу такой лодки. Если незначительно сместиться в сторону и нарушить центр тяжести, лодка перевернётся и тогда придётся бороться за свою жизнь. Вокруг сплошные джунгли, где не ступала человеческая нога.

Искателей людоедов давно привлекают такие места, но не все возвращаться с экспедиций в добром здравии.

Заманчивая тайна этих мест привлекла сюда Майкла Рокфеллера, богатейшого наследник Америки своего времени, правнука первого долларового миллиардера планеты – Джона Рокфеллера. Он исследовал местные племена, собирал артефакты, и именно здесь пропал безвести.

По иронии судьбы, коллекционер человеческих черепов, теперь украшает чью-то коллекцию.

Топливо для лодок здесь чрезвычайно дорогое, потому как проходит долгий путь – цена за 1 л, достигает 5 долларов, а путешествие на каноэ исчисляется тысячами долларов.

Палящее солнце и знойная жара достигают апогея и изматывают туристов на «нет».

Ближе к вечеру, необходимо покинуть каноэ и переночевать на берегу.

Лежать на земле, здесь смертельно опасно – змеи, скорпионы, скалапендры, здесь у человека много врагов. Переночевать можно в хижине рыболовов, где они укрываются от дождя.

Сооружение построено на сваях в полутора метрах от земли. Необходимо разжечь костер, дабы предотвратить проникновение разных ползучих и насекомых, а также обработать тело от малярийных комаров. Смертельно опасные скалапендры падают прямо на голову и необходимо быть предельно осторожными.

Если у вас выработалась привычка чистить зубы, приберегите с собой кипяченой воды и не подходите близко к реке. Предусмотрите полноценную аптечку для здешних мест, которая может в нужный момент спасти вам жизнь.

Первое знакомство с Караваями

Вторые сутки в каноэ будут несколько сложнее – движение продолжится против течения реки Сирен.

Бензин уходит колоссальными темпами. Счет времени теряется – одинаковый пейзаж не меняется. Пройдя через пороги, на которых вам, возможно, придётся толкать лодку против течения, возникает первое поселение, так называемых современных караваев.

Доброжелательные аборигены в репперском одеянии радужно встретят и проводят к своим хижинам, стараясь показать себя с лучшей стороны и заработать «балы», в надежде получить работу от богатых туристов, которых здесь можно встретить довольно редко.

В конце 90 гг., индонезийское правительство решило, что людоедам не место в стране, и решило «окультуривать» дикарей и научить их есть рис, а не себе подобных. Даже в самых отдалённых районах построили деревушки, к которым из более цивилизованных мест добираться несколько дней на лодке.

Здесь нет электричества и мобильной связи, зато есть дома на сваях. В деревне Мабул всего одна улица и 40 одинаковых домов.

Живёт здесь человек 300, это в основном молодые люди, которые из леса уже вышли, а вот родители большинства из них, до сих пор живут в джунглях в нескольких днях ходьбы, на верхушках деревьев.

В построенных деревянных домах совершенно нет мебели, и спят папуасы на полу, который больше схож на решето. Мужчинам позволено иметь несколько жён, точнее неограниченное количество.

Главное условие, что бы глава семьи был в состоянии прокормить каждую из них и детей.

Интимная близость происходит со всеми женами по очереди и нельзя одну из них оставить без мужского внимания, иначе она обидится. 75 пятилетний вождь, имеющий 5 жен, каждую ночь ублажает каждую из них, не принимая никаких стимулирующих препаратов, а лишь «сладкий картофель».

Так как заняться здесь нечем, детей в семьях много.

На белых туристов собирается посмотреть всё племя – ведь увидеть «белых дикарей» здесь можно не более нескольких раз в год.

Мужчины приходят, в надежде устроится на работу, женщины из любопытства, а дети бьются в истерике и большом испуге, приравнивая белых людей к инопланетным опасным существам. Дороговизна от 10 000 $ и смертельная опасность – не оставляют шанса посетить такие места широкой категории населения.

Катека – чехол на мужское достоинство здесь не используют (как в большинстве ново гвинейских племен). Этот аксессуар вызывает у мужчин неподдельный интерес, в то время как их сородичи спокойно летают самолетами в обнажённом виде с одной лишь катекой.

Те караваи, которым посчастливилось поработать в городе и купить мобильный телефон – считаются самыми крутыми.

Несмотря на отсутствие электричества, мобильные телефоны (которые используют только в качестве плеера) с музыкой заряжают следующим образом. Все скидываться деньгами и заправляют бензином единственный в посёлке генератор, одновременно подключая к нему зарядные устройства, и таким образом возвращают их в рабочее состояние.

Выходцы из леса стараются не рисковать и не соваться в глубинку, утверждая, что там остались настоящие людоеды, ну а они сами сегодня питаются традиционными блюдом – рис с рыбой или речными креветками. Здесь не чистят зубы, моются раз в месяц и даже не пользуются зеркалами, более того боятся их.

Путь к людоедам

На земле нет места более влажного и удушливо-жаркого, чем Джунгли острова Новая Гвинея. В сезон дождей тут льёт каждый день, при этом температура воздуха составляет около 40 градусов.

День пути, и перед вами предстанут первые каравайские небоскрёбы – дома на высоте 25-30 метров.

Многие современные караваи перебрались с 30 метровой высоты на 10 метровую, сохраняя, таким образом, традиции предков и несколько сглаживая опасность пребывания на стремительной высоте. Первые кого вы увидите – это будут совершенно голые девчонки и женщины от самого малого до самого старого.

Итак, необходимо знакомится с хозяевами, и договариваться о ночлеге. Единственный путь наверх – скользкое бревно с вырубленными ступеньками. Лестница рассчитана на жилистых папуасов, вес которых редко превышает 40-50 кг. После долгих разговоров, знакомства и обещания приятного вознаграждения за постой и гостеприимство, вождь племени согласиться разместить вас в своем доме. Не забудьте прихватить вкусных яств и надобных вещей для благодарения хозяев.

Лучшим подарком для взрослых и детей – станут сигареты и табак. Да, да, именно так – здесь курят все, в том числе женщины и младшее поколение. Табак, в этом месте, дороже любых валют и драгоценностей. Он не на вес золота, а на все бриллиантов. Хочешь расположить к себе людоеда, напросится в гости, откупится или о чём-то попросить – угости его табаком.

Детям можно привезти упаковку цветных карандашей и листы бумаги – они никогда в жизни не ведали ничего подобного и будут несказанно рады такому удивительному приобретению. Но, самый невероятный и шокирующий подарок – это зеркало, которого они бояться и отворачиваться.

Караваев, живущих в лесу на деревьях, осталось на планете всего несколько сотен. У них нет такого понятия как возраст. Время делится исключительно на: утро, день и вечер. Здесь не бывает зимы, весны, лета и осени. Большинство из них даже и не представляет, что за пределами леса есть другая жизнь, страны и народы. У них своя жизнь законы и проблемы – главное, поросёнка на ночь привязать, чтобы не свалился на землю и соседи его не съели.

Вместо привычных нам столовых приборов, каравайцы используют кости животных. Например, из кости казуара сделали ложку. Как утверждают сами жители поселения, они уже не едят собак и людей, и за последний десяток лет очень изменились.

В доме караваев две комнаты – мужчины и женщины живут отдельно, и женщина не имеет права переступить порог мужской территории. Интимная близость и зачатие детей происходит в лесу. Но, совершенно не понятно каким образом: мужское достоинство настолько мало, что вызывает истерических смех у туристов и невероятные мысли, как ТАКИМ возможно сделать ребёнка. Микроскопические размеры легко укрываются за меленьким листиком, которым принято укутывать свой орган или вовсе его открыть, всё равно смотреть не на что, да и вряд ли можно что-то разглядеть даже при большом желании.

Каждое утро, на прогулку спускают маленьких поросят и собаку, что бы выгулять и накормить.

Женщины тем временем плетут из травы юбку. На меленькой сковороде готовят завтрак – лепёшки из сердцевины сагового дерева. По вкусу напоминает сухой-пресухой хлеб. Если вы привезёте с собой гречку, приготовите её и угостите караваев – они будут несказанно рады и съедят всё, до последней крупинки – приговаривая, что это самое вкусное блюдо, которое они ели в своей жизни.

Сегодня, слово людоед, звучит практически как ругательство – никто не желает признаваться, что его предки или того хуже он сам, ели человеческое мясо. Однако по случайности проронили, что из всех частей человеческого тела, самые вкусные – лодыжки.

Приход миссионеров изменил многое, и теперь ежедневный рацион – черви и саговые лепёшки. Сами караваи не исключают, что если зайти далее, вглубь леса, то можно встретить те племена, которые сегодня человечиной не брезгуют.

Как добраться к диким племенам?

Рейсы из Росии в Папуа Новую Гвинею не прямые. Большая вероятность того, что придётся лететь через Сидней, а далее добираться внутренними авиалиниями. Переходите на сайт и уточняйте о возможности прямого перелёта в Папуа. Если всё же возникнет надобность перелёта через Австралию – Сидней, в таком случае рейс из Москвы обойдется, примерно, в 44 784 RUB и более суток проведёте в пути. Если планируете, полёт ребёнком будьте готовы заплатить от 80 591 RUB. Далее путь лежит через местные авиакомпании рейс, на которые предусмотреть невозможно, особенно в самой провинции Папуа. Не забывайте, что для проезда через Австралию необходима австралийская транзитная виза. На билеты эконом-класса допустимый вес ручной клади – не более 10 кг, для высших классов ограничение увеличили на 5 кг с каждым уровнем возрастания, то есть максимальный вес ручного багажа – 30 кг.

Последние людоеды, как известно, обитают в Папуа Новой Гвинеи. Здесь всё ещё живут по правилам, принятым 5 тысяч лет назад: мужчины ходят голыми, а женщины отрезают себе пальцы. Существует всего три племени до сих пор занимающиеся каннибализмом, это — Яли, Вануату и Карафаи. Карафаи (или древесные люди) — самое жестокое племя. Они едят не только воинов чужих племён, заплутавших местных или туристов, но и всех своих умерших родственников. Название «древесные люди» получили из за своих домов, которые стоят неимоверно высоко (см. последние 3 фотки). Племя Вануату — достаточно мирное, чтоб не съели фотографа, вождю приносят нескольких свиней. Яли — грозные воины (фото Яли начинаются с 9 фотки). Фаланги пальцев женщины племени Яли отрубают топориком в знак скорби по умершему или погибшему родственнику.

Самый главный праздник Яли — праздник смерти. Женщины и мужчины раскрашивают своё тело в виде скелета. На праздник смерти раньше, возможно это делают и сейчас, убивали шамана и вождь племени съёдал его тёплый мозг. Это делалось для того, чтоб удовлетворить Смерть и впитать вождю знания шамана. Сейчас Яли людей убивают реже обычного, в основном, если был неурожай или по каким-то ещё «важным» причинам.

Голодный каннибализм, которому предшествует убийство, расценивается в психиатрии как проявление так называемого голодного помешательства.

Также известен бытовой каннибализм, не продиктованный необходимостью выживания и не спровоцированный голодным помешательством. В судебной практике такие случаи не квалифицируются как умышленное убийство с особой жестокостью.

За исключением этих не слишком распространённых случаев, при слове «каннибализм» на ум чаще приходят всё же безумные ритуальные пиры, во время которых победившие племена пожирают части тел своих врагов, чтобы обрести их силу; или другое известное полезное «применение» этого явления: наследники таким образом обходятся с телами своих отцов в благочестивой надежде, что те возродятся в теле пожирателей их плоти.

Самой «каннибальской» странной современного мира является Индонезия. В этом государстве есть два знаменитых центра массового людоедства — принадлежащая Индонезии часть острова Новая Гвинея и остров Калимантан (Борнео). Джунгли Калимантана заселяют 7-8 миллионов даяков, известных охотников за черепами и каннибалов .

Самыми лакомыми частями тела у них считаются голова — язык, щёки, кожа с подбородка, извлекаемый через носовую полость или ушное отверстие мозг, мясо с бёдер и икр, сердце, ладони. Инициаторами многолюдных походов за черепами у даяков являются женщины.

Последний по времени всплеск людоедства на Борнео произошёл на рубеже 20 и 21 веков, когда индонезийское правительство попыталось организовать коллонизацию внутренних районов острова силами цивилизованных выходцев с Явы и Мадуры. Несчастные крестьяне- поселенцы и сопровождавшие их солдаты в большинстве своём были вырезаны и употреблены в пищу. До последнего времени сохранялся каннибализм на острове Суматра, где батакские племена ели приговорённых к смерти преступников и недееспособных стариков.

Большую роль в практически полной ликвидации каннибализма на Суматре и некоторых других островах сыграла деятельность «отца индонезийской независимости» Сукарно и военного диктатора Сухарто. Но даже они не смогли ни на йоту улучшить ситуацию в Ириан-Джая — индонезийской Новой Гвинее. Живущие там папуасские этносы, по свидетельству миссионеров, одержимы страстью к человеческому мясу и отличаются небывалой жестокостью.

Особенно предпочитают они человеческую печень с целебными травами, пенисы, носы, языки, мясо с бёдер, ступни ног, грудные железы. В восточной части острова Новая Гвинея, в независимом государстве Папуа — Новая Гвинея фактов каннибализма фиксируется гораздо меньше.

Врочем, и здесь кое-где в джунглях ещё живут по правилам, принятым пять тысяч лет назад — мужчины ходят голыми, а женщины отрезают себе пальцы.

Существует всего три племени, до сих пор занимающиеся каннибализмом, это — Яли, Вануату и Карафаи. Карафаи — самое жестоке племя. Они едят не только воинов чужих племён, заплутавших местных или туристов, но и всех своих умерших родственников…..

Яли – самое дикое и опасное племя людоедов в XXI веке, насчитывающее более 20 000 человек. По их мнению, каннибализм привычное дело и в этом нет ничего особенного, поедание врага для них является доблестью, а не самым жестоким способом расправы. Их вождь говорит, что это то же, как рыбка рыбку съедает, побеждает тот, кто сильнее. Для яли – это в некой мере ритуал, в процессе которого победителю переходит сила поедаемого им врага.

Правительство Новой Гвинеи старается бороться с нечеловеческими пристрастиями своих диких граждан. Да и принятие ими христианства повлияло на их психологическое восприятие – значительно уменьшилось количество каннибальских пиршеств.
Самые опытные воины вспоминают рецепты приготовления блюд с врагов. С невозмутимым спокойствием, даже можно сказать с удовольствием рассказывают, что ягодицы врага – самая вкусна часть человека, для них это истинный деликатес!
Даже в настоящее время жители яли считают, что кусочки человеческой плоти обогащают их духовно, особенной силы придает поедания жертвы с произношением имени врага. Поэтому посетив самое жуткое место планеты, лучше не произносить дикарям свое имя, дабы не спровоцировать их на ритуал вашего поедания.

В последнее время племя яли верит в существование спасителя всего человечества – Христа, поэтому не едят людей с белым цветом кожи. Причина этому является и то, что белый цвет ассоциируется в жителей с цветом смерти. Впрочем, недавно произошел инцидент – в Ириан-джая в результате странных событий пропал японский корреспондент. Наверное, людей с желтым и черным цветом кожи они не считают слугами старухи с косой.
Со времени колонизации жизнь племени практически не изменилась, так же как и одеяние этих угольно-черных граждан Новой Гвинеи. Женщины яли практически полностью обнажены, их дневное одеяние состоит только из юбки с растительными волокнами. Мужчины в свою очередь, ходят голыми, прикрывая детородный орган чехольчиком (халимом), который сделан из сушеной бутылочной тыквы. По их словам, процесс изготовления одежды для мужчины требует больших навыков.

По мере роста тыквы, к ней привязывают тяжесть в виде камня, который укрепляют нитями лиан для придания интересной формы. На финальном этапе приготовления, тыкву украшают перьями и ракушками. Стоит отметить, что Халим служит также в качестве «кошелька», в котором мужчины хранят коренья и табак. Любят жители племени и украшения из ракушек и бус. Но восприятие красоты в них своеобразное. Например, местным красоткам они выбивают передние два зуба, дабы еще больше сделать их привлекательными.
Знатным, любимым и единственным занятием мужчин является охота. И все же в деревнях племени можно встретить домашний скот – курей, свиней и опоссумов, которых доглядывают женщины. Бывает и такое, что несколько кланов проводят разом масштабные трапезы, где каждый имеет свое место и учитывается социальный статус каждого дикаря в плане распределения пищи. Алкогольные напитки они не принимают, зато употребляют ярко-красную мякоть ореха бателя – для них это местный наркотик, поэтому туристы часто могут увидеть их с красным ртом и затуманенным взглядом…

В период совместных трапез кланы обмениваются подарками. Хотя яли нельзя назвать весьма гостеприимными людьми, но они с пребольшим удовольствием примут подарки от гостей. По-особому они ценят яркие рубашки и шорты. Особенность состоит в том, что шорты они надевают на голову, а рубашку используют в качестве юбки. Это объясняется тем, что в них отсутствует мыло, результатом этого будет то, что нестиранная одежда со временем может вызвать кожные заболевания.
Даже учитывая то, что официально яли перестали враждовать с соседними племенами и поеданием жертв, только самые «отмороженные» искатели приключений могут отправиться в эти нечеловеческие края мира. По рассказам этой местности, дикари все же иногда позволяют себе проводить варварские акты поедание плоти врагов. Но дабы оправдать свои действия, они придумывают разные истории о том, что жертва то ли потонула, то ли разбилась со скалы.

Правительство Новой Гвинеи разработала мощную программу по культуризме и повышению уровня жизни жителей остров, в том числе и этого племени. По плану, горные племена должны переселиться в долину, при этом чиновники пообещали переселенцам дать достаточный запас риса и строительных материалов, а также в каждый дом бесплатный телевизор.
Граждан долины принудили носить западную одежду в зданиях правления и школах. Правительство осуществило даже такие меры, как объявили территорию дикарей национальный парком, где запрещается охота. Естественно, яли начали противоборствовать переселению, так как из первых 300 человек умерло 18 и это в первый же месяц (от малярии).
Еще большим разочарованием к выжившим переселенцам стало то, что они увидели – им выделена бесплодная земля, дома гнилые. В итоге, стратегия правительства с крахом рухнула и переселенцы вернулись назад в любимые горные края, где до сих пор живут, радуясь «охране духов предков».

: https://p-i-f.livejournal.com

Ахтунг! Участники этнографической экспедиции "Африканское кольцо" отыскали в диких лесах Танзании племя каннибалов, которые говорят на русском языке.

Экспедиция проводилась на трёх машинах высокой проходимости "КамАЗ" по территории 27 стран Африки. За время научно-исследовательской работы участники собирали и документировали информацию о самых значимых ценностях народов Африки - традиции, ритуалы, обычаи и другие особенности коренного населения "черного континента".

Исследователи отыскали племя русскоязычных чернокожих каннибалов в Восточной Африке, неподалеку от границы Танзании в труднопроходимой местности. Первобытное племя достаточно агрессивно, в обычаях туземцев - поедание человечины. Самое поразительно, что эти жестокие дикари, как оказалось, не только говорят на русском языке, но использует при этом его чистейший образец XIX века. Как рапортовал представитель Санкт-Петербургского университета Александр Желтов, "племя говорит на чистейшем, красивом русском языке дворян XIX века, на котором говорили Пушкин и Толстой".

Мужчины племени очень опасны, так как воспринимают всех людей исключительно как еду. Во время контакта с русскоязычными каннибалами члены экспедиции держали наготове оружие для самообороны. Впрочем, глава племени понимал, что конфликт с белыми людьми ему не выгоден. Племя вооружено примитивным оружием, а у каждого участника экспедиции с самой было охотничье ружье. Очевидно, что в случае заварушки и без того сокращающееся племя (всего 72 человека) было бы всё перебито.

Руководитель экспедиции Александр Желтов также рассказал, что когда племя людоедов предлагало гостям попробовать их фирменное блюдо «Зажаренное на костре мясо врага», они спрашивали «Не угодно ли будет покушать, любезные гости?». Когда же участники экспедиции отказывались, то людоеды сокрушались: «Ах, как нам жаль, право».

Всего в гостях у племени русскоязычных каннибалов члены экспедиции пробыли полдня. На все вопросы изумленных ученых, почему первобытные дикари говорят на русском языке XIX века, так и не были получены ответы. Вождь племени только скромно заметил, что "испокон века наше племя говорит на этом могучем, прекрасном и великом языке", - передает А. Желтов слова вождя племени.

Вполне вероятно, что своё культурное наследие и потомство оставили казаки во главе с атаманом Ашиновым, которые высадились вместе с интеллигенцией и религиозной миссией на берег Африки в 1889 году. А может и раньше русские побывали там и наследили. Ведь в тамошних диких краях даже один Король Африкакнский на Александра Сергеевича был похож, чем и заработал кличку"Пушкин".

В диких племенах даже сегодня находится небезопасно. И не по тому, что туземцы не признают более развитую половину человечества, а по той причине, что незваный гость может запросто стать изысканным ужином. От южных морей до Ванкувера, от Вест-Индии до Ист-Индии, в Полинезии, Меланезии, Австралии и Новой Зеландии, Северной, Восточной, Западной и Центральной Африке, на всей территории Южной Америки – каннибализм явление довольно распространенное.

Одним из таких племен-каннибалов и сегодня является мамбила, хотя, согласно общепринятому закону, подобные «пиршества» строго караются. Племя проживает небольшой группой в Нигерии, это Западная Африка. Первые сообщения о массовых поеданиях людей стали поступать от членов благотворительных миссий еще в середине 20 века. Ведь тогда каннибализм был строго обязателен для всего населения, от мала до велика. Согласно поверью, тела врагов поедались прямо на месте боя. Мясо отрезалось большим ножом. Считалось, что сила врага перейдет к победителям вместе с его плотью. «До последнего времени все мамбилы поголовно были каннибалами и могли бы оставаться таковыми, если бы только не страх перед властями. Они обычно съедали мясо убитых на войне врагов, а к таковым относились и жители соседней деревни, с которыми они заключали браки во время мира. Таким образом, вполне мог произойти такой случай, когда воин пожирал труп своего родственника. Были случаи, когда во время стычки между двумя деревнями мамбилы убивали и съедали братьев своих жён. Однако они никогда не ели своего тестя, т.к. это, по их мнению, могло вызвать серьёзное заболевание или даже преждевременную смерть. В каннибализме мамбилов религиозные представления не играли особой роли. Когда их об этом спрашивали, то туземцы просто отвечали, что едят человеческую плоть, потому что она – мясо. Когда они убивали врага, то разрезали на куски его тело и съедали обычно в сыром виде без всяких формальностей. Отдельные куски они приносили домой для стариков, которые тоже лакомились ими из-за своей неуёмной страсти к такому продукту. Они съедали даже внутренности человека, которые перед этим извлекали, мыли и варили. Черепа врагов, как правило, сохранялись. И, когда молодые люди впервые отправлялись на войну, их заставляли пить либо пиво, либо особое снадобье из черепа, чтобы вселить в них больше мужества. Женщинам, однако, не позволялось есть человеческую плоть, как женатым мужчинам запрещалось питаться мясом женщин, убитых во время налёта на деревню. Но неженатые старики могли есть женское мясо сколько душе угодно», - писал в своей первой книге антрополог К.К. Мик. Подобных традиций придерживалось и племя ангу, которое обитало в горных районах на юго-западе Новой Гвинеи. Это племя и сегодня считается одним из самых воинственных и кровожадных. Но в пищу шли не только убитые враги. Нередко на стол попадали и родители, которые поедались до того, как впадут в старческое слабоумие или потеряют память. Для ритуального убийства приглашали мужчину из другой семьи. За определенную плату он убивал старика. Нередко ритуал убийства сопровождался групповым гомосексуальным изнасилованием мальчика, не достигшего 14 лет. После этого тело омывалось и поедалось. Все, кроме головы. Перед нею проводились магические ритуалы, молились, с ней советовались и ее просили о помощи и защите. В Новой Гвинее человеческую плоть обычно варили, но гораздо реже встречался обычай тушить её. Пенис, считавшийся особо почитаемой пищей, рассекался пополам и поджаривался на раскалённых углях. Лучшими частями тела, настоящими "деликатесами", там называли язык, руки, ступни ног и грудные железы. Мозг, извлечённый из "большой дыры" в сваренной голове, разрезался на кусочки, которые были самым лакомым угощением. Кишки и прочие внутренности тоже съедались, как яичники и женские наружные половые органы, к тому же очень многие члены племени предпочитали есть такое мясо сырым. Не лучший прием ожидал и незваных гостей. Если в деревню доставлялись одновременно два пленника, в этих племенах убивали сразу одного из них на глазах другого и зажаривали, чтобы вторая жертва видела жуткую предсмертную агонию соплеменника. Другим проявлением утончённого варварства были заострённые щепки, которые втыкали в тело жертвы, а затем поджигали.
Несколько более гуманными считаются племена бачесу (Уганда), тукано, кобене, жумано (Амазония). Они поедают только трупы умерших родственников. Причем это – знак истинного уважения к почившему. К трапезе приступают примерно через месяц. Тогда полуразложившийся труп кладут в огромный металлический чан и варят до тех пор, пока весь этот «суповой набор» не начнет жутко вонять. Да, труп варится без воды, поэтому к моменту «готовки» в чане остаются одни угольки. Позже, угли растирают в порошок и используют в виде специй, а так же как одно из составляющих «напитка мужества». Его должны пить все воины племени. Утверждают, что это помогает им быть более мужественными и мудрыми. Впрочем, охота за «белым мясом» продолжается и сегодня. Естественно, теперь это носит больше скрытый характер, и никто из современных каннибалов о своих вкусовых пристрастиях не станет кричать. Однако все знают, что такие дикие привычки неискоренимы, ведь человечина - своего рода особый наркотик.