Сочинения по рассказу "после бала". Против чего направлен рассказ «После бала»? Моральный анализ произведения Л

Сочинения по рассказу
Сочинения по рассказу "после бала". Против чего направлен рассказ «После бала»? Моральный анализ произведения Л

Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” направлен против жестокости, царившей в армии. Этот авторский протест лежит на поверхности рассказа: жестокая сцена избиения солдата про­изводит очень тяжелое впечатление на читателей.

Другой конфликт – внутренний конфликт человека, кото­рый выносит на обсуждение

Полковник надевает то одну, то другую маску в зависимости от того, где он находится. “Должно ли так быть?” - задает чита­тель себе вопрос. Известно, что Л. Н. Толстой считал, что чело­век должен быть самим собой. Но от “масок” полковника стра­дает не он, а Иван Васильевич. Хуже всего то, что люди, наде­вающие маски, редко способны признать эту свою особенность как недостаток. Страдают от этого другие люди, живущие ря­дом с ними.

Перемены в человеческих отношениях часто зависят от того, что люди привыкнуть видеть друг друга в одной из масок, а ког­да видят другую маску или истинное лицо, не могут их при­нять. Иван Васильевич увидел полковника во время наказания, его потрясла эта сцена. Знал ли, действительно, полковник что – то оправдывающее

жестокость? Было ли что-то оправдываю­щее избиение одного человека другим? Иван Васильевич не смог найти такого оправдания, не находит его и автор, и читатель. Поэтому можно сделать вывод о том, что маски разрушают че­ловеческие отношения.

Глоссарий:

  • против чего направлен рассказ после бала
  • против чего направлен рассказ после бала от чего зависят
  • отзыв о рассказе после бала
  • против чего направлен рассказ после бала от чего зависят по мысли автора
  • Против чего направлен рассказ после бала от чего зависят по мысли автора перемены в человеческих отношениях

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. ­О чем заставил меня задуматься рассказ Рассказ Льва Толстого “После бала” состоит из двух полярно разных частей. Действие происходит сначала во время бала у губернатора,...
  2. План пересказа 1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь. 2. Описание бала. Влюбленность героя. 3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции,...
  3. Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 5, вопрос 3) Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого...

Когда знакомишься с рассказом Л.Н. Толстого «После бала», понимаешь, это произведение никого не оставит равнодушным, тем более что нравственные проблемы подняты в рассказе Толстого «После бала» и эти проблемы были актуальны тогда, остаются они актуальными и сегодня. Произведение заставляет задуматься над тем, что такое человечность, долг, совесть.

Почему Толстой назвал рассказ «После бала»

Сочинение по рассказу Толстого «После бала» хочется начать с поиска ответа на вопрос: «Почему Толстой назвал рассказ «После бала?» и ответ приходит сам собой, когда дочитываешь строки до конца. Еще в начале произведения было непонятно, почему именно такое название автор дал своей работе. Ведь действия описаны на балу, что организован в честь завершения Масленицы. Здесь мы видим полковника учтивого, галантного. Мы видим его добрым, хорошим военачальником, любящим отцом. Таким его видел и Иван Васильевич, тот самый человек, что рассказывает нам свою историю, случившуюся много лет назад. Но не события на балу важны в произведении.

Именно после бала раскрыта вся сущность человеческой души, которая так умело пряталась за маской во время бала. Именно после бала происходит эпизод, который невозможно читать без содрогания, и где видишь ужасное превращение любящего отца в человека, который тупо выполняет приказы, отбросив все человеческое. Это эпизод избиения беглого татарина. Происходит все сразу после светского раута, в день Великого поста. В то время, когда все стараются подумать о душе, о своих поступках, мы видим, как полковник снял свою маску и превратился в зверя, что живет «по указке».

Против чего направлен рассказ Толстого «После бала»? Скорее всего, против жестокости, что царит в армии, а также против тех, кто любит жить в мире, надевая на себя маски и пряча истинное лицо. И здесь уже важно не то, как часто меняют люди свои маски, а то, какой ты являешься на самом деле. Бывает, очень больно осознавать, что человек, которого ты знаешь с одной стороны, на самом деле совершенно другой. Больно было осознать действительность и Ивану Васильевичу от чьего имени идет повествование рассказа и который случайно увидел процедуру наказания военного дезертира.

Двуличие полковника потрясло Ивана Васильевича, морально раздавило его настолько, что «Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль». А ведь Иван Васильевич всем сердцем полюбил дочь полковника, но все перечеркнул случай после бала. Не смог Иван Васильевич, человек, что впервые сталкивается с вероломством и такой жестокостью, простить поступок полковника, который бдительно следил за тем, чтобы солдаты наносили удары палкой по спине татарина, как следует. Рассказчик, после увиденного, задумался о своей жизни, дальнейшей судьбе, и принимает решение не служить, дабы не выполнять ничьи приказы.

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
Рассказ начинается с мысли о том, что на жизнь человека особенно влияет его окружающая среда, но ещё круче изменить его судьбу может всего один случай. И это первое размышление уже овладело героем.
Я невольно погружался в глубь рассказа, ясно представляя себе все описанные лица и события. Мне передавались все эмоции Ивана Васильевича, главного героя этой истории. От его лица и ведётся повествование, в котором самую важную роль играет Варенька Б., его самая сильная любовь, и её отец, Пётр Владиславович. Вареньку Иван Васильевич описывает с особым трепетом, придавая ей чуть ли не ангельские черты.
Сам бал для Ивана Васильевича был светлым, ярким, хорошо устроенным событием, где всё ему было мило. Во многом на его восприятие подействовала влюблённость в Вареньку. Это нежное чувство ещё больше подкрепилось, когда рассказчик увидел отца девушки, который изображается статным и стройным мужчиной. Иван Васильевич читал в нём такое же любовное отношение к дочери. А наблюдая за танцем отца и Вареньки, он соединил их в единое целое и испытывал необычайное умиление.
Но настроение Ивана Васильевича резко поменялось, когда он после бала увидел сцену жестокого наказания солдата, руководил этой экзекуцией отец Вареньки Пётр Владиславович. Теперь он предстал перед рассказчиком суровым и беспощадным начальником. Иван Васильевич потерял все свои счастливые ощущения и до тошноты не понимал, что же именно произошло, почему лицо Петра Владиславовича оказалось совершенно другим. На этот вопрос он так и не смог найти ответа.
Мне трудно понять и судить поступки героев рассказа, но их характеры представляются мне вполне естественными, наполненными жизнью и вызывающими искренние эмоции.

2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
Рассказ по какой-то причине назван не «Бал», а «После бала». И, на мой взгляд, эта причина очевидна. Несмотря на то, что описание бала, его атмосферы, гостей, танцев и всего сопутствующего составляет большую часть произведения, смысл, главная мысль рассказа заключена в меньшем отрывке, в конце повествования. Мы видим тот самый случай, который может переменить всё существо человека, его жизнь в сцене наказания татарина за побег. Именно здесь Иван Васильевич теряет своё волшебное настроение, он сталкивается с другим лицом прежде любимого им Петра Владиславовича, с необъяснимой жестокостью происходящего. И после этого случая такая, казалось бы, сильнейшая любовь в скором времени идет на убыль, оставив у него лишь воспоминание.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?
Поведение отца Вареньки с ясностью объяснить не совсем просто. Мы ведь знакомимся с его характером всего лишь в двух сценах, которые даны несколько неполно и не могут до конца нам его открыть. Хотя можно сказать точно, что человек он непростой и повидавший виды. Последняя сцена с его участием, действительно, шокирует жестокостью его поведения, но есть одна деталь: он быстро отворачивается от Ивана Васильевича, как будто не замечая его. Может быть, в это время он пожалел, что тот увидел его в несвойственной ему нелицеприятной сцене, продиктованной строжайшими военными порядками того времени, которые и правда имели место.
В любом случае, говорить о Петре Владиславовиче, что он лицемер и тиран, сразу нельзя, лучше просто оставить недосказанность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Мы запросто можем сказать, что этот рассказ раскрывает перед нами одну из страниц истории России, а именно эпоху правления императора Николая I, так как рассказчик упоминает, что «дело было в сороковых годах». К тому же, про внешний вид Петра Владиславовича он говорит: «Лицо у него было очень румяное, с белыми, à la Nicolas I подвитыми усами…». Но ещё более точное представление о времени нам даёт сцена избиения провинившегося солдата палками. Такое наказание было широко распространено именно в правление Николая I. Как говорит другой герой в ещё одном рассказе Л. Н. Толстого: «Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали». И вот за исключительную суровость и частоту такой меры императора даже прозвали Николай Палкин.

5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Этот рассказ, возможно, направлен против военной политики Николая I, поскольку Толстой с явной неприязнью описывает армейские порядки не только в этом рассказе, но и в других своих произведениях. И здесь сцена наказания не просто описывается «во всей красе»: ужасное избиение солдата до неестественного состояния, странная, будто бы злорадствующая процессия, беспощадность командующего, – но и является очень неприятной переломной точкой в жизни главного героя.
Но рассказ может быть направлен ещё и против мимолётных чувств, точнее, против путаницы между увлечением и любовью. Ведь Иван Васильевич называет влюблённость к Вареньке сильнейшей в своей жизни, а сам ясно даёт знать, что это просто «искра», которая легко погасла после увиденного им ужаса. Причём ужас этот был связан с ней косвенно, через её отца, но Иван Васильевич переносит его и на возлюбленную.
Нужно всегда трезво оценивать свои эмоции, чтобы избежать тяжёлого разочарования.

6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России: Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого открывает нам взгляды писателя на конкретную историческую эпоху в жизни Российской империи, эпоху правления Николая I. Это время отмечено у него самодержавной уверенностью и жестокостью самого царя и всех установленных им порядков, невероятной циничностью и холодной твёрдостью императора и верных ему подчинённых. Воплощением всей этой действительности является в рассказе «После бала» последняя часть с картиной наказания солдата палками. Наверное, Лев Николаевич даже передал свои собственные чувства через ощущения главного героя, чувства непонятные, но точно неприятные, вызывающие тоску, тошноту и отвращение от внешней стройности и порядочности, внушаемой обликом полковника и строгой, мрачной процессии. Это несоответствие, согласно Толстому, противно и должно быть искоренено.

7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?
Композиция рассказа очень интересна. Она представляет собой тройную рамку. Первая рама – это построение рассказа на уровне самого писателя, его временном и пространственном положении. Затем идёт вторая рамка – это повествование Ивана Васильевича в кругу собеседников, которое тоже относится к определённому времени и месту. Третий уровень – событие из прошлого главного героя, отличающегося также во всех отношениях от двух предыдущих. Такая композиция позволяет писателю многократно и удачно погружать читателя в произведение, дабы восприятие его оказалась наиболее верным.
Контраст между лёгким, блестящим, радостным балом и жёсткой, кровавой последней сценой даёт читателю полностью ощутить тот «щелчок», который произошёл в сознании Ивана Васильевича, прочувствовать его эмоции и мысли в тот момент.
В этом отношении Л. Н. Толстой – настоящий мастер.

8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция - это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
В первом своём высказывании великий писатель говорит об угадывании характера персонажей произведения, как о фундаментальном способе построения отдельных интересных образов и совокупного впечатления от них. Уцепиться за какую-то деталь, по-особому дорисовать её представляется Толстому лучшим методом, чем простое, «тупое» копирование действительности.
Второе изречение Льва Николаевича открывает нам его как натуру ищущую, пытающуюся постоянно дойти до лучшего, до истины в своих творческих поисках. Он не останавливается на достигнутом, заботясь тем самым даже о читательском глубинном восприятии его произведений. Более того, он кажется человеком, всегда готовым к самосовершенствованию, ему чуждо застывшее состояние и самодовольство. И в этом – его личностная и писательская сила.

9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
Первая иллюстрация, встречающаяся нам по ходу рассказа, относится к эпизоду, в котором юная Варенька танцует со своим отцом. В тексте можно найти этот конкретный момент: «Когда же он … упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали». На данной иллюстрации мы видим довольные и радостные лица танцующих, но не совсем различаем реакцию всех остальных, мы не видим их явного веселья и восторга.
Вторая иллюстрация – картина наказания солдата, которая уже с большим чувством передаёт нам описанные в тексте события. Мы видим на самом деле истерзанную фигуру татарина, удивленного кузнеца и грозного полковника. Иллюстрация, как и следует, вызывает странное и мрачное чувство, испытываемое главным героем в тот момент.
Мне кажется, это удачные иллюстрации, они отражают настроение эпизодов и передают эмоции героев.

Широко известно, что Л. Н. Толстой был не только выдающимся писателем, но и крупным мыслителем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он такое небольшое по объему произведение оснастил определенной философской «начинкой». Настоящая статья будет посвящена ответу на вопрос о том, против чего направлен рассказ «После бала» Л. Н. Толстого.

Ответ будет предполагать два уровня: общефилософский и моральный (человеческий), но сначала (очень коротко) сюжет.

События произведения

Повествование ведется от лица главного героя - Ивана Васильевича. Он рассказывает одну историю из своего личного, непосредственного опыта, которая заставляет по-новому взглянуть на проблему соотношения личности и общества, а также самосовершенствования.

Пунктирно она выглядит так: давным-давно, когда еще Иван Васильевич был студентом, он очень любил посещать балы. На одном из таких праздников он встретил девушку Варю. Она была очень красива. Герой сразу в нее влюбился, он все время с ней танцевал, не пропуская ни единого танца.

Оказалось, что девушка приехала с папенькой - полковником Петром Владиславовичем. Рано или поздно, но заслуженному военному надо было покинуть «свет» и уехать по своим делам. На прощание он станцевал с дочкой, чем привел в восторг почтеннейшую публику.

Главный герой рассказа был в самом благожелательном настроении, которое только можно выдумать, и проникся к лихому полковнику самыми лучшими чувствами.

Затем бал закончился. Все разъехались по домам. И лишь молодому Ивану Васильевичу не спалось. Еще бы, ведь он был влюблен! Поэтому Иван Васильевич пошел бродить по городу. Совершенно случайно он пришел к дому полковника и его дочери Вари и увидел, что на поле рядом с домом пускают через строй солдат татарина-дезертира, бьют его нещадно палками. А за тем, чтобы пытка была устроена по всем правилам, следит как раз полковник, недавно мило танцевавший с дочерью.

Ивана Васильевича настолько поразило это зрелище, что его влюбленность как рукой сняло и, естественно, к полковнику он больше ни грамма симпатии не испытывал.

Общефилософский уровень. Личность и общество

С давних пор, наверное, века с XVIII, существует два лагеря: одни люди считают, что человека формирует среда, а ученым и философам, соответственно, только нужно найти магическую формулу или создать такую теорию, которая позволила бы воспроизвести по ее лекалам идеальную личность. Другие же справедливо полагают, что невозможно высчитать. Он такой, каким его создала природа или сотворил Бог. В нем есть некоторый принципиальный, иррациональный, несистематизируемый элемент. Именно он делает нас людьми. Другими словами, одни выступают на стороне общества, другие - личности.

Толстой в данном произведении занимает сторону последних, поэтому один из возможных ответов на вопрос о том, против чего направлен рассказ «После бала», таков: он направлен против всеобщего усреднения человека и подавления отдельной личности. Она должна сама решать, что хорошо, а что плохо, ориентируясь только на свое внутреннее нравственное чувство, подаренное силой (природой или Богом).

Человек, по мнению Л. Н. Толстого, не должен плясать по дудку большинства, особенно если его (большинства) гнусны и омерзительны.

Все семейство генерала считает, что совершенно нормально после умилительной сцены на балу (танцев с красавицей-дочкой) помучить человека. Всем, кроме молодого Ивана Васильевича, это не кажется морально низким и недостойным. Вопрос в том, кто прав -личность или общество? Л. Н. Толстой однозначно отвечает - личность. Такая получается конкретизация ответа на вопрос о том, против чего направлен рассказ «После бала».

Моральный (человеческий) уровень. Бессовестность, двоедушие, черствость - вот мишени Л. Н. Толстого

Русский классик не только задается глобальными философскими вопросами в этом произведении («После бала»), но и бичует конкретные человеческие пороки, указанные в подзаголовке. Для Толстого важно не столько то, что полковник устраивает пытки над человеком, сколько то, что он не находит ничего предосудительного в этом.

Для старого вояки абсолютно приемлема нечувствительность к людским страданиями и горю. "Но как же может быть так, - спрашивает себя Л. Н. Толстой, - что еще несколько часов назад на балу он был человеком и вдруг превратился в зверя?" Честно сказать, трудно ответить на этот вопрос. Главному герою это также не удалось, поэтому он не смог уснуть до самого вечера следующего дня даже тогда, когда напился.

Читатель будет спрашивать себя вновь и вновь о том, против чего направлен рассказ «После бала». А направлен он, прежде всего, против таких людей-оборотней. Толстой в нем преследует безжалостность людскую к своему собрату.

Цель писателя

Наверное, в идеале Лев Николаевич хотел хоть немного изменить расклад сил в отношении добра и зла в мире, чтобы люди больше обращались к свету, чтобы были гуманными и терпимыми друг к другу и не превращались в зверей даже тогда, когда положение обязывает или позволяет. Как кажется, Толстой рассказ «После бала» написал именно для этого. Минимальная цель русского писателя, наверное, была в том, чтобы хотя бы один читатель стал немного лучше.

Это почти все по теме статьи. Осталось только ответить на вопрос о том, какова характеристика рассказа «После бала». Сочинение Льва Николаевича чрезвычайно концентрированное, если принимать во внимание соотношение количества моральных дилемм, поставленных перед главным героем (и читателем), и количество истраченных на выполнение этой задачи букв.

Психологический портрет главного героя рассказа Л. Н. Толстого "После бала"

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий.

Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – генерала Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и в самом выгодном свете - как любящий отец и хороший военный.

Но вот наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек обязан подумать о своей душе, о своих поступках, о своей жизни. И в это утро генерал Б. открывается совершенно с другой стороны – как тупой исполнитель приказов, как человек без души и сердца.

Иван Васильевич видит, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Эта картина просто ужасна, ее невозможно читать без содрогания: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова».

Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И всем этим руководил генерал Б.!

Увиденное заставило о многом задуматься рассказчика. Он принял решение никогда не служить, чтобы не осквернять свою душу и не марать руки выполнением бесчеловечных приказов кого бы то ни было. Этот герой рушил взять свою судьбу в собственные руки и отвечать лишь за свои поступки. Это, в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о своем долге и о своей совести.

Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после увиденного на плацу, пошла на убыль. Разве у человека, воспитывающегося таким отцом, могут быть другие представления о чести, совести, долге? По-моему, нет. И, по-моему, так в глубине душе думал и рассказчик.

В этом рассказе Толстой выступает против жизни «по указке». Он говорит нам, что нельзя жить, следуя указаниям других людей, какой бы пост они не занимали. Нужно слушать свое сердце, себя – оно всегда подскажет правильное решение. А если тебе кажется, что ты не знаешь верного ответа на вопрос «Что же такое долг, совесть, честь?», то нужно обратиться к Библии. Ведь заветы этой книги – это общечеловеческие принципы морали и нравственности, человеческая мудрость, собранная воедино. Л.Н.Толстой призывал обращаться именно к такой морали, а не к морали временных правителей, сменных государей. Отчитываться в своих поступках нужно перед своей душой, то есть перед Богом, говорит великий русский писатель.