Малые карелы или корелы и почему. Малые Корелы — главный музей деревянного зодчества России

Малые карелы или корелы и почему. Малые Корелы — главный музей деревянного зодчества России

На этой странице:

О Малых Корелах в России знают даже те, кто слабо представляет себе месторасположение Русского Севера. Это и правда главная местная достопримечательность. Не был в Корелах — не был в Архангельске!

Территории, входящие в состав нынешней Архангельской и Вологодской областей всегда были центром традиций деревянного зодчества в России. Но реалии таковы, что все больше и больше деревень в местных демучих лесах лишаются последних жителей, а деревянные памятники ветшают, дряхлеют и остаются без присмотра. Наиболее интересные из них, кому до сих пор посчастливилось не сгореть и не сгнить, разбираются и перевозятся в Малые Корелы.

Конечно, посредством такой перевозки храмы и избы «отрываются от корней» и становятся унылыми музейными экспонатами. Ведь львиная часть их красоты и обаяния — это не постройка сама по себе, а ее окружение, то, как она вписана в ландшафт. Перевези те же храмы или в музей и они лишатся всей своей необыкновенной прелести.

Но перед большинством корельских экспонатов выбор стоял простой: либо полное разрушение, либо музей. Так что и на том спасибо.

Музей Малые Корелы

Вся экспозиция музея разделена на три части: Каргопольско-Онежскую, Двинскую, Пинежскую и Мезенскую. Эти районы Русского Севера отличались традициями и укладом жизни, соответственно и архитектура в них была разная.

Начнем с Каргопольско-Онежского сектора, как самого знакомого нам по нынешней и прошлой поездкам. Погода еще с Онеги катилась по наклонной и к Корелам превратилась в настоящую северную осень с ледяным дождем и задевающими за землю тучами. Но что делать, на Корелы у нас был выделен один единственный день.

Каргопольско-Онежский сектор

На входе нас встречает традиционная русская изгородь из косых веток, а за ней сотрудник музея косит газонокосилкой не что иное, как лён — одну из основных северных сельскохозяйственных культур.

На бровке холма стоит массивная башня с нелепо нашлепнутым прямо на шатер куполом. Это одна из самых древних сохранившихся в России деревянных колоколен, XVI века постройки. «Предками» таких архаичных колоколен были сторожевые деревянных башни острогов и крепостей.

Колокольня эта была перевезена из деревни с замечательным названием Кулига-Дракованово: того и гляди из-за древних бревен выглянет голова Змея Горыныча.

Идем дальше. В рощице спряталась традиционная северная часовенка с галереей. В немузейном состоянии такие часовни обычно стоят уже безо всяких галерей и колоколенок и похожи на простой сруб в чистом поле. Их по всему Русскому Северу до сих пор сохраняется множество.

Рядом с часовней на полянке стоит изба простого каргопольского крестьянина Полуянова из деревни Гарь. Каргопольская Сушь во все времена было самой бедной частью Русского Севера, крестьяне здесь еле сводили концы с концами.

Жилой здесь только передний сруб на одну комнату, а вся задняя часть дома — крытый хозяйственный двор. Для сохранения тепла скотные и хозяйственные дворы на севере пристраивают прямо к жилой избе так, чтобы переход между ними оказался под крышей. Чем суровее климат, тем больше двор: там живет скот, хранится сено, делаются все хозяйственные работы.

Труба из крыши избы торчит деревянная, потому что это и не труба вовсе, а своеобразная вентиляция. Изба эта курная, то есть топилась по-черному, без дымохода.

Чтобы дым не гулял по всей избе, на уровне человеческого роста делали специальные полки. На фото хорошо видно, что выше них стены закопченые, а ниже -чистые.

Полуянов был довольно беден, так что и утварь у него немудреная.

Центр каргопольско-онежской экспозиции — кубоватая церковь Возесения Господня 1669 года из приморского села Кушерека. Когда-то Кушерека жила добычей семги, наваги, сига, на начало XX века в ней насчитывалось почти 2000 жителей. К 2010 году их осталось 7.

На крыльце церкви стоит одна из сотрудниц-хранительниц музея. Эти хранительницы не просто сидят в каждой избе и храме, но и с удовольствием рассказывают об истории музея и «подшефного» экспоната. Очень здорово!

Рядом с храмом — массивный дом Пухова из деревни Большой Халуй, что в Ошевенске. Это дом зажиточного крестьянина, состоящий из двух срубов.

Но и это еще не все: за домом прячется не менее впечатляющий двор. Хозяйство у Пухова было большое, скотины много, так что и двор нужен был соответствующий.

Пухов был старовером, как и множество его односельчан, бежавших на север после раскола. В доме есть отдельная комната-молельня.

Двинской сектор

Переходим по мостику через овраг из Каргопольской части в Двинскую. Здесь стоят постройки, привезенные из сел Северной Двины и Вологодчины.

В центре — Георгиевский храм 1672 года из Сольвычегодского уезда. В основе храма — все тот же архаичный восьмигранный сруб, но опоясывающая его легкая галерея меняет всю картину. Вообще, очень многие шатровые церкви раньше были с такими галереями-гульбищами, но почти все их сняли во время последних реставраций XIX веков, когда мода на каменные храмы заставляла селян обшивать свои церкви тесом и белить их.

Очень красивый храм.

За церковью начинается двинская деревня. Архитектура здесь совершенно другая: избы становятся двухэтажными «шестистенками», летние светелки залезают под крышу и обзаводятся кокетливыми балкончиками, а ведущие сразу на второй этаж крыльца стоят на массивных «ногах». Дома-дворы при этом становятся все больше и больше.

Слева, в дальней половине — летняя изба, справа, с маленькими окошками — зимняя. Зимой даже обладатели таких больших домов всей семьей жили в одной комнате.

Очень интересная постройка в Двинской части — дом крестьянина-торговца Тропина. Это огромная двухэтажная домина, где Тропин помещался со своей семьей и хозяйством, а на первом этаже держал трактир. Дом отапливался калориферной системой из русской печи и печей-голландок.

Просто огромный домище — ширик все уменьшает, а на самом деле он размером с пол-пятиэтажки.

Рядом стоит домишко не в пример меньше — дом-двор Шестакова из деревни Цивозеро. Он интересен наличником древней формы над окошком. Называется «очелье».

Переходим по лесной тропинке в Пинежский сектор. Здесь стоят постройки из деревень на реке Пинега.

Пинежский сектор

Встречает нас шеренга зерновых амбаров. Амбары на Руси строили в отдалении от домов и всей деревни, чтобы в случае пожара не сгорело самое главное богатство — посевное зерно.

На ножки амбары ставили для предохранения зерна от сырости и всяких мышей. Мне кажется, что отсюда и пошла «избушка на курьих ножках».

Избы Пинежского сектора все закрыты и как-то позаброшены. Идем мимо амбаров и покосных избушек: если крестьянские покосы были далеки от деревни, то там строили отдельное жилье и переезжали туда на все время покоса.

На Севере все деревянное, даже колодезное ведро:

Мезенский сектор

На самом обрыве оврага, как на морском берегу, стоят огромные дома-корабли Мезенской части. Это самые большие и зажиточные хозяйства Русского Севера. Когда-то жившие в них поморы занимались рыбной ловлей, добычей морского зверя и были самыми богатыми северянами.

Как видно на фото ниже, мезенские дворы были даже больше и так немаленьких домов. Объяснялось это суровым климатом и тем, что зимой в этих дворах строили поморские лодки — карбасы.

Карбас — это не какая-нибудь там лодочка, а полноценное парусное судно, на которых поморы уходили далеко в море.

Свои дома зажиточные мезенцы по возможности украшали: такую же роспись на скатах мы уже видели на до сих пор жилых домах в деревне .

Опять начинает поливать дождище — идем обратно.

У выхода из музея — «коллекция» ветряных мельниц. Их уже совсем не осталось в «живой природе» и выглядят они поэтому как-то бутафорски.

У нас запланирован еще один пункт на сегодня — самый древний из оставшихся шатровых храмов в России.

Никольский храм в селе Лявля

Село Лявля на одноименной речке находится всего в паре минут езды от Малых Корел. Здесь на высоком Лявленском холме как обычно живописно стоит деревянный шатровый храм, построенный еще в 1581 году.

Он той самой архаичной «башенной» формы, которая лежит в основе всех шатровых церквей. Просто башня-восьмерик, увенчанная шатром — «восьмерик от пошвы».

В середине XIX века храм пришел в аварийное состояние, так что в нем даже перестали проводить службы. Но тут помог удивительный случай: жене архангельского военного губернатора маркиза де Траверсе было явлено видение, что ее больной сын выздоровеет, если губернатор восстановит лявленский храм.

Губернатор храм восстановил, но работы была сделана, что уж там говорить, довольно халтурно. Сгнившие нижние венцы вместе с опоясывавшей храм галереей просто выкинули, и храм потерял чуть ли не треть своей первоначальной 40-метровой высоты. Поэтому он сейчас и выглядит таким непропорционально грузным. А был, надо понимать, очень похож на пронзительно прекрасный храм в Пияле.

Сейчас церковь закрыта для посетителей, но нам повезло: как раз пришел какой-то смотритель и впустил нас: внутри абсолютно пусто (ничего из убранства храма не сохранилось), только стоит оригинальная главка XVI века, снятая во время реставрации.

Видно, что для облегчения конструкции главка рублена через одно бревно. Так же рублен и шатер.

Место на Лявоенском холме волшебное — когда-то здесь, на высоком берегу Северной Двины был большой монастырь.

А теперь только дымят на том берегу трубы Новодвинска и мужики ставят на реке сети на сёмгу.

На этом наше нынешнее путешествие по Северу прошу считать оконченным, назавтра нас ждала удивившая непонятно откуда взявшимся качеством трасса М8 до Москвы.

Все предыдущие серии нашего северного путешествия, а также подробный маршрут можно найти здесь.

February 14th, 2017

Архангельск — это не только большой город у устья Северной Двины. Это ещё и центр большой области, площадью в полтора раза превосходящей Германию (да, европейские страны — это единица измерения российских территорий!). Область Архангельская богата старинными сёлами и деревянным зодчеством, которое представлено в действующем с 1973 года музее под открытым небом в 20 километрах от областного центра. Несмотря на название, деревянное зодчество русское, как и большинство населения региона. Происходит название музея от деревни Малые Карелы, где он расположен (у названия деревни закрепилось написание через А). Впрочем, обо всём по порядку.

Добраться до музея из города можно на автобусе, ходящем от МРВ (морского-речного вокзала). 22 километра по дороге вдоль правого берега Северной Двины через несколько деревень. Дорога эта продолжается далеко на восток, сначала вдоль Двины, потом вдоль Пинеги, и так до самой Мезени (туда её достроили совсем недавно). Но в автобусе, на котором я ехал, деревня Малые Карелы является конечной. Хоть и сама деревня маленькая, но значительная часть пассажиров едет именно до неё, — возможно, музей популярен и просто как хорошее место для прогулок.

2. Сами Малые Карелы выглядят вот так. Несмотря на название, деревня эта русская, как и почти вся Архангельская область. Впрочем, некогда эти края населяли финно-угорские племена, уже много сотен лет назад ассимилированные русскими. В том числе и племя корела (предки современных карел), от которых получила название речка Корелка (Корелы), впадающая здесь в Двину. По соседству есть и деревня Большие Карелы, по размеру, впрочем, примерно такая же.

3. Деревня небольшая, и наверное, многие дома — это дачи архангелогородцев и северодвинцев. Поток машин по дороге довольно оживлённый, и может быть, кто-то из них едет даже в далёкую Мезень...

4. Изба с солнцем под коньком крыши. Это типично северная традиция, которую я наблюдал и в .

5. А вот так оригинально в Малых Карелах выглядит автобусная остановка. Тоже, однако, деревянное зодчество!

Но направимся теперь в музей. Он достаточно большой (площадь 140 гектар, заметно больше деревни) и насчитывает около ста деревянных построек, свезённых сюда из разных мест Архангельской области. Для приближения обстановки к реальной музей, как это обычно бывает, вписан в окружающую природу, — деревянные постройки стоят под сводами хвойного леса. По географическому делению Архангельской области музей разделён на четыре сектора — Онежско-Каргопольский, Двинской, Пинежский и Мезенский.

6. Первым встречает Онежского-Каргопольский сектор (отражающий западную часть региона) и колокольня Вознесенской церкви из села Кушерека (Онежский район), построенная в середине 19 века.

7. Сама по себе Вознесенская церковь старше — 1699 год. Архитектура типичная для Поонежья — пятиглавие на кубическом объёме, такой же конструкции церковь в селе Архангело.

8. А это уже артефакт гораздо более поздней эпохи — ветряная мельница шатрового типа 1902 года из Кожеозерского Богоявленского монастыря (находится в глуши Онежского района и в наше время возрождается после десятилетий запустения).

9. Внутри мельницы:

10. Другая ветряная мельница — с юго-запада области, из деревни Большая Шалга Каргопольского района. Одно из крыльев, видимо, сняли на реставрацию.

11. А это уже жилая постройка — дом-двор Пухова из села Ошевенск (а точнее, деревни Большой Халуй) Каргопольского района, куда я так и не добрался. Жилые дома на Русском Севере огромны и подчас суровы своим внешним видом. Во-первых, жилая часть делится на зимнюю и летнюю, а во-вторых, она объединяется с хозяйственной. В холодном климате всё под одной крышей!

12. На фоне леса — часовня Илии Пророка (конец 18 века) из ныне опустевшей деревни Мамонов Остров на Кенозере (Плесецкий район).

14. Ландшафт здесь достаточно холмистый. Вроде, чуть дальше музея есть горнолыжные трассы. Впрочем, летом это не было актуально.

15. Это овраг, по дну которого течёт ручей. В Малых Корелах я был 18 июля. Забавно, но уже не первый год подряд я именно в эту дату попадаю в место с длинными деревянными лестницами.

17. Следующий сектор — Двинской. Опять же, несколько собранных в одном месте деревянных построек фактически воссоздают цельный облик деревни.

18. Дом-двор Щеголёва (1826 год) из деревни Ирта на берегу реки Вычегды в Ленском районе (райцентр — село Яренск), недалеко от Котласа. Эта изба уже не пяти-, а шестистенная, с двумя параллельными перерубами.

19. Слева — ветряная мельница второй половины 19 века из деревни Медлеша (Шенкурский район).

20. Другие постройки сельской усадьбы: на переднем плане баня "по-чёрному", а на дальнем справа — амбар-ле дник для хранения продовольствия.

21. Ещё два шестистенных жилых дома: дом Туробова (1820-е годы, тоже из деревни Ирта) и дом Цигарева (19 век, деревня Выемково Ленского района).

22. В центре Двинского сектора — церковь Георгия Победоносца (17 век, село Вершино Верхнетоемского района). Это уже шатровая конструкция (как, например, в селе Саунино возле Каргополя).

23. А это дом Шестакова из села Цивозеро Красноборского района (1861 год). Маленький он потому что это лишь часть целой в прошлом избы, разделённой при её перестройке.

24. Крылечко. Дом закрыт, поскольку я был здесь в понедельник, когда интерьерные экспозиции не работают. А вообще в глубинке Русского Севера во многих деревнях даже не принято запирать дома...

26. Окошки в северных избах. как правило, маленькие:

27. А это усадьба Тропинина из деревни Семушинская Устьянского района. Хозяин был зажиточным человеком.

28. Даже конёк крыши двуглавый!

29. Усадьба Ермолина (1880 год, деревня Кривец Холмогорского района). Изба пятистенная, и уже не такая огромная.

30. С обратной стороны к жилой части примыкает амбар:

31. Хозяин усадьбы был кузнецом, поэтому есть на заднем дворе и сельская кузница:

32. А это дом Русинова (19 век, ныне нежилая деревня Кондратовская Верхнетоемского района). Разумеется, деревянные мостки тоже есть.

33. За домом растёт рожь:

34. И снова лес. Следующий сектор — Пинежский. Именно в нём на момент моего посещения было наиболее малолюдно, больше всего комаров, и именно в момент прихода туда солнце скрылось за тучами. Пинежский сектор во всём музее мне показался каким-то особенно отрешённым и загадочным, — как, наверное, и сам Пинежский край в глухих и труднодоступных лесах.

Кстати, возле Архангельска, как и в Северной Карелии, растёт сибирская ель. А вот лиственницы именно здесь нет, потому что климат слегка смягчается Белым морем, — она встречается южнее, в Плесецком районе, и восточнее.

35. На переднем плане — амбар из села Сура Пинежского района (19 век), а слева вдалеке — бани.

36. Несколько амбаров 19 века из Пинежского района. "На курьих ножках" они стоят специально чтобы в них не забирались грызуны.

37. Жилые дома с задней (хозяйственной) части. В данный момент они, видимо,на реставрации.

38. Интерьер бани:

Короткую экскурсию по Пинежскому сектору мне провела сотрудница музея, которая сама родом из Пинежского района (в этнографических музеях, в том числе таких, это довольно частая практика — специально брать на работу людей из соответствующих мест). В её речи я обратил внимание на характерный говор (особенно запомнилось произношение слова "ещё" как "ишшо").

39. У опушки леса стоит Свято-Троицкая часовня (1728 год) из деревни Вальтево Пинежского района.

40. На переднем плане — дом П. П. Филина (1876 год, деревня Городецк Пинежского района), а дальше — дом Дородной (начало 20 века, деревня Шеймогоры Пинежского района).

41. Колодец-"журавль". В деревнях я сейчас такие вижу очень редко, — в основном в музеях и на старых фотографиях.

42. А в лесу — охотничий лабаз:

43. Рядом есть и охотничья избушка:

44. Выйдя из леса, попадаем в Мезенский сектор, посвящённый самому далёкому и трудноступному краю в Архангельской области, куда я ещё обязательно надеюсь добраться (Мезенский и Лешуконский районы). Мезенский сектор расположен у обрыва, — здесь начинается спуск в долину Северной Двины.

45. Дом зажиточного мезенского крестьянина:

46. Другой дом — уже шестистенный. Перерубы расположены рядом.

47. Ещё одна шестистенная мезенская изба:

48. А эта пятистенная. С расписными ставнями и свесами.

50. Рядом есть и амбары:

52. И колодец:

53. В конце Мезенского сектора — ветряная мельница из деревни Азаполье Мезенского района (19 век).

54. И поклонный крест. Для поморов они также служили навигационными знаками и ставились на берегу моря. Если видишь крест прямо с лицевой стороны, значит смотришь на восток.

55. Вокруг расстилаются живописные овраги и леса:

56. А с другой стороны — где-то внизу Северная Двина, поделённая на множество проток (воду, впрочем, не видно из-за деревьев). А на другом берегу — город Новодвинск, спутник Архангельска в 38 тысяч жителей, и его градообразующее предприятие — мрачноватый Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Пейзаж этот мне напомнил вид на Кирово-Чепецкий химкомбинат с высокого берега Вятки.

Такое вот музейное отображение сельской Архангелогородчины рядом с её столицей. В музее постоянно ведётся работа в области пополнения его коллекции, сейчас создаются Поморский и Важский сектора. Так что вполне вероятно, в будущем он станет ещё интереснее. На этом и закончим рассказ о музее "Малые Корелы".

Музеев под открытым небом существует не так много, и, как правило, они создаются для того, чтобы посетитель смог наглядно увидеть жизнь народов, которые проживали в определенном месте или увидеть экспонаты, которые смогли создать люди в прошлых веках, то, что поистине стало достоянием. Так, например, существует очень интересный Архангельский музей деревянного зодчества "Малые Корелы". В Новгородской области есть музей "Славянская деревня Х века", а в Тольятти открыли технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Но более подробно будет описан музей Архангельской области. Желаем приятного чтения!

Описание и месторасположение

В приморском районе Архангельской области, а точнее, в Уемском сельском поселении, расположился музей под открытым небом, в 25 км от административного города области.

Площадь архангельского музея "Малые Корелы" составляет 139 га, где можно увидеть жизнь прежнего севера, и это является фактически единственным местом, рассказывающим о жизни прежних народов. Весь музей поделили на несколько секторов, и экскурсии часто проходят по частям территории, как, например, Мезенский или Каргопольско-Онежский сектор.

История

Архангельский Государственный Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" появился не так давно, а точнее в 1963 году по инициативе архитектора Лапина. Однако открытие его состоялось только спустя 10 лет, потому что воссоздать все, что сегодня представлено, было непросто. К созданию музея были привлечены не только архитекторы, но и зодчие, художники, реставраторы, этнографы, для которых было очень важно сохранить национальное достояние севера России и показать это туристам, которые приезжают со всех уголков нашей страны и не только.

Например, из отдаленных районов области, из деревень и поселков, были привезены некоторые здания, которые несли историческую ценность и сохранились до настоящего времени.

В 1983 году музей вошел в список Европейских музеев под открытым небом, а в 1996 году его включили в свод важных исторических и ценных объектов РФ.

Происхождение названия

Отдельно стоит упомянуть о происхождении названия, которое получил музей благодаря находившейся неподалеку деревни, Малые Карелы, а чуть дальше есть и Большие Карелы.

Часто возникают споры, как же правильно пишутся Карелы, через а или о, и откуда вообще появилось данное слово. Когда-то, в XII—XIV веках, на территории Беломорья проживали такие народы, как корелы угро-финского племени. Следует сказать, что это один из факторов, что слово Корелы нужно писать через "о", также в пользу данной версии стоит отметить и реку, протекающую недалеко от музея, которая носила названия Корелка, а сейчас Корелы.

Почему же возникают споры? А потому, что в процессе аканья безударный звук "о" превратился в "а", что наложило определенный отпечаток.

Обзорные экскурсии

Музей "Малые Корелы" в Архангельске, а точнее недалеко от него, может посетить каждый желающий. Здесь можно просто прогуляться, либо взять интересную экскурсию, которых насчитывается немалое количество.

Экскурсия "Северная Деревня" - захватывает несколько секторов музея и длится около 3-4 часов. Здесь можно узнать о культуре Русского севера, познакомиться с памятниками зодчества и образом жизни крестьян области. Например, гости смогут увидеть часовню святого Макария, мельницу из деревни Азаполье, дом Тропина из деревни Семунинская и многое другое. О стоимости можно узнать в кассе музея, такая экскурсия подойдет как взрослым, так и детям.

Экскурсия "Путешествие по Каргополью" займет около одного часа, где можно будет познакомиться с культурой Русского Севера и увидеть такие строения, как дом Третьякова, архитектурный ансамбль из села Кушерека, дом Пухова. Эта экскурсия является частью первого осмотра, поэтому возможно лучше взять обзорную, чем такую маленькую. Также частью являются и такие экскурсии, как "Путешествие по Двине" и "Путешествие по Мезени".

Есть очень интересная тематическая экскурсия для школьников в музее «Малые Корелы», фото которого можно увидеть в интернете, называется "В гости к Дарьюшке", продолжительность которой составит 1 академический час и очень понравится детям, где хозяйка будет рассказывать о том, как проживали местные народы, каков был их уклад, какие были постройки и во что играли с детьми.

Другой интересной тематической экскурсией является "Небывальщина-неслыхальщина", которая подойдет не только школьникам, но и студентам и взрослым. Здесь можно познакомиться с традициями Архангельского края, увидеть колокольню из села Кулига-Дракованово, дом Попова, дом Третьякова и амбар из деревни Кондратовская. Экскурсия будет проводится в народных костюмах и займет один час.

Есть и такие тематические экскурсии, как «Завивайся березка, завивайся кудрявая», «Северное летечко», «Деревня наша города краше», а также очень интересная экскурсия «Свадьба в Северной Деревне».

Мероприятия

На территории Архангельского музея деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, и сотрудники музея заранее просят ознакомятся с календарем, чтобы выбрать для себя наиболее понравившееся событие. Есть мероприятия, которые всегда проходят в музее, повторяясь из года в год, как например, Новогодние каникулы, Масленичная неделя или Троицкие гуляния.

В сентябре, например, проходит День лошади или Праздник святых Флора и Лавра, или Праздник Хлеба, 10 сентября.

Несколько интересных событий, которые проходили летом 2017 года:

  • 30 мая "Огонь в мерцающих сосудах", где была представлена коллекция приборов, которые использовались в прошлых столетиях, как керосиновые лампы, свечи, переносные фонари, фаянсовые лампы и т.д.
  • 25 июня - Праздник Усадьбы Куницыной, где можно было познакомиться с этим домом, с семьей Куницыных, принять участие в забавах.
  • В середине августа мероприятие "Ожившие ремесла", где можно было ознакомиться с тем, как раньше люди работали и проводили свое свободное время: вязание, роспись, плетение из бересты, резьбы по дереву и т.д.

Ближайшее событие, которое пройдет в сентябре - это мероприятие под название "Оставь город будням", где пройдут различные мастер-классы, народные игры и выступление различных коллективов.

Прежде чем отправиться в музей, обязательно загляните на официальный сайт, так как там можно немного познакомиться с музеем и прочитать полезную информацию, в том числе и о том, как добраться и сколько будет стоить посещение.

Следует помнить, что Архангельский Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" находится под открытым небом, поэтому важно одеться по погоде, особенно если это будет зимой или ранней весной. Если же будет желание посетить музей летом, то следует не забыть прихватить с собой средство от комаров. А в зимний период лучше запланировать посещение на первую половину дня, пока светло.

Заранее изучите какие выставки и мероприятия будут проходить, может что-то будет не интересно и лучше перенести посещение. На сайте заранее выставляется график работы на месяц вперед и указывается, какие выставки временные, а какие постоянные. Например, выставка "Дома Пухова" постоянная, а выставка «Крестовый образ Русского Севера» временная и возможно уже в октября нельзя будет ее посетить.

Если вы отправляетесь на машине, то около входа музея есть стоянка, где можно будет оставить машину и не волноваться за парковочное место.

Что зимой, что летом, вы останетесь под впечатлением от музея под открытым небом и будете каждому его советовать, как обязательное посещение, если окажетесь в Архангельской области.

Режим работы музея "Малые Корелы"

Прежде чем отправиться в музей, зайдите на официальный сайт, и прочитайте необходимую информацию не только о времени работы музея, но и о том, когда состояться интересующие мероприятия.

Но для всех музей работает ежедневно. Стоит отметить, что только время посещения меняется в зависимости от сезона. Так, с июня по сентябрь, музей можно посетить с 10.00 часов до 20.00 часов, а с октября по май музей работает с 10.00 до 18.00.

Стоимость билета

В Архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, о которых можно узнать, зайдя на официальный сайт, или позвонив по телефону. Соответственно стоимость на них может быть различной.

На обзорные экскурсии устанавливается своя фиксированная цена. Так, например, чтобы осмотреть деревню с экскурсией, где набралось больше 6 человек, нужно заплатить 150 рублей взрослым, для пенсионеров, студентов и школьников цена билета составит 100 рублей. Цена будет другой, если наберется группа менее 5 человек, а также возможна индивидуальная экскурсия.

Стоимость билета для посещения храмового комплекса в селе Ненокса или посещения "Дома Коммерческого собрания" либо "Усадьбы Куницыной" составит 150 рублей для взрослых и 100 рублей для льготной категории. На каждое посещение нужно покупать отдельный билет, либо возможно приобрести единый билет, стоимость которого составит 500 рублей.

Адрес музея и как добраться

Музей "Малые Корелы", как было сказано выше, находится в Архангельской области, в Приморском районе, в деревне Малые Корелы, в 25 км от Архангельска.

Добраться до него можно как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте, а точнее на автобусе № 104, который отходит из Архангельска, от железнодорожного вокзала. А также от автовокзала идет другой автобус под №108.

Музей "Малые Корелы": последние отзывы

В Интернете можно прочитать много отзывов о том, как люди посетили данный музей и остались очень довольны. Кто-то приезжает из Архангельска или соседних городов и сел, кто-то приезжает издалека, но все посетители оценивают высокий уровень обслуживания, хороших экскурсоводов, которые рассказывают много интересного, а также отмечают, что не только взрослым интересно посетить данное место, но и дети в восторге от музея.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».