Ростовский военный институт ракетных войск

Ростовский военный институт ракетных войск

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский военный институт ракетных войск имени Главного маршала артиллерии М.И. Неделина» Министерства обороны Российской Федерации, первое в стране специализированное высшее военно-учебное заведение по подготовке военных инженеров для инженерных бригад Резерва Верховного Главнокомандующего и ракетных частей ПВО страны, сформирован в 1951 году как Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище. С созданием в 1959 году РВСН училище вошло в их состав.

Символичным является тот факт, что первому ракетному училищу в октябре 1961года было присвоено имя первого Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, М.И. Неделина, который трагически погиб при испытаниях новой стратегической ракеты на полигоне Байконур. Вместе с ним погибла группа выпускников института, проходивших службу на полигоне. В знак вечной памяти о них и о их товарищах, погибших при исполнении служебных обязанностей, на территории института установлена мемориальная стела.

Ростовский военный институт ракетных войск (Ростовский ВИ РВ) занимает особое место в структуре РВСН и системе национальной безопасности страны в целом, поскольку является единственным вузом в стране, готовящим офицерские кадры для войсковых частей, вооруженных высокозащищенным ракетным комплексом шахтного типа (типа «ОС») - основы ракетно-ядерного щита России.

Структурно Ростовский ВИ РВ включает в себя пять факультетов, на которых осуществляется подготовка офицерских кадров командно-инженерного и гуманитарного профилей для РВСН и других видов войск Министерства обороны по 9 специальностям и специализациям. В его состав входят 26 кафедр, пять научно-исследовательских лабораторий, научно-вычислительная лаборатория и подразделения обеспечения.

Образовательная деятельность военного института осуществляется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №169384 от 19 июля 2005 года и обеспечивает качественное и полное выполнение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и квалификационных требований к выпускникам вузов РВСН.

В соответствии с указанной лицензией Ростовскому ВИ РВ предоставлено право на ведение образовательной деятельности по нижеперечисленным специальностям высшего профессионального образования.

Факультеты

Факультет № 1 (Факультет стартовых и технических комплексов ракет): специальность «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов»; специализация «Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения наземных и подземных сооружений ракетных и ракетно-космических комплексов»;

факультет № 2 (Факультет систем управления ракет): специальность «Системы управления летательными аппаратами»;

факультет № 3 (Факультет радиотехнических средств и метрологии): специальность «Радиотехника»; специализация «Радиосистемы боевого управления»; специальность «Метрология и метрологическое обеспечение»; специальность «Средства радиоэлектронной борьбы»;

факультет № 4 (Факультет автоматизированных систем управления): специальность «Управление и информатика в технических системах»;

факультет № 5 (Факультет морально-психологического обеспечения войск): специальность «Педагогика и психология».

Срок обучения 5 лет.

Ростовский ВИ РВ реализует 5 программам дополнительного образования:

подготовка к поступлению в вуз; повышение квалификации преподавательского состава; повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам вуза; профессиональная переподготовка преподавательского состава по программе «Преподаватель высшей школы»; профессиональная переподготовка по основным профессиональным образовательным программам вуза.

По программам послевузовского профессионального образования в рамках адъюнктуры и докторантуры военного института ведется подготовка по 9-ти научным специальностям.

Кроме того, в Ростовском ВИ РВ в соответствии с лицензией ведется профессиональная подготовка по программе водитель транспортных средств категории «В», «С», а в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации 2004 года №1470 реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа - переводчик в сфере профессиональной коммуникации.

Трехсотлетний опыт развития российской военной школы прошел хорошую проверку временем и по праву может быть назван национальным достоянием. Эта школа удачно сочетает традиционные и инновационные черты и вполне вписывается в основной постулат концепции непрерывного образования: «образование через всю жизнь». Ее основу составляет многоступенчатая структура с семилетним сроком обучения (институт - академия) и довузовской подготовкой (ступенью раннего воинского воспитания и обучения).

Правила приема

Факультеты и специальности (специализации), на которые объявляется прием кандидатов в институт

Институт осуществляет обучение курсантов по образовательным программам высшего профессионального образования (полную военно-специальную подготовку) по следующим специальностям, соответствующим Государственным образовательным стандартам:

факультет № 1 (Факультет стартовых и технических комплексов ракет): специальность «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов (СТК)»; специализация «Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения наземных и подземных сооружений ракетных и ракетно-космических комплексов (ТС)»;

факультет № 2 (Факультет систем управления ракет): специальность «Системы управления летательными аппаратами (СУЛА)»;

факультет № 3 (Факультет радиотехнических средств и метрологии): специальность «Радиотехника (РТ)»; специализация «Радиосистемы боевого управления (РБУ)»; специальность «Метрология и метрологическое обеспечение (ММО)»; специальность «Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ)»;

факультет № 4 (Факультет автоматизированных систем управления): специальность «Управление и информатика в технических системах (УИТС)»;

факультет № 5 (Факультет морально-психологического обеспечения): специальность «Педагогика и психология (ПП)».

Срок обучения 5 лет.

Окончившим военный институт выдаются дипломы образца, установленного для высших учебных заведений Российской Федерации о высшем профессиональном образовании, и присваивается воинское звание лейтенант. Обучение в институте бесплатное, проводится только в очной форме. Курсанты обеспечиваются всеми видами довольствия, положенные военнослужащим.

Требования, предъявляемые к кандидатам, порядок подачи документов

В качестве кандидатов для зачисления в институт курсантами на все специальности и специализации рассматриваются граждане Российской Федерации мужского пола, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении гражданином среднего (полного) общего образования, из числа: граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу; граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет; военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 24 лет.

Кроме того, институт осуществляет набор и обучение курсантов из числа граждан женского пола по образовательным программам высшего профессионального образования (полную военно-специальную подготовку) на третий факультет по специальности «Метрология и метрологическое обеспечение (ММО)» с аналогичными ограничениями по возрасту, предъявляемыми к гражданам мужского пола.

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в институт, подают заявления в военный комиссариат района по месту жительства до 1-го апреля года поступления. При этом данные лица рассматриваются военным комиссариатом в качестве кандидатов для поступления в институт независимо от количества кандидатов, определенного Планом предварительного отбора (ст. 82 приказа Министра обороны Российской Федерации 2006 года № 280). Военный комиссариат устанавливает форму заявления, порядок оформления личного дела, прохождения ВВК и ППО.

Военнослужащие, желающие поступить на учебу в институт, до 1 апреля года поступления подают рапорт на имя командира воинской части.

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, подлинный документ о среднем образовании, свидетельство о результатах единых государственных экзаменов (далее ЕГЭ), а также подлинные документы, дающие право поступления в институт на льготных основаниях, представляются в приемную комиссию института по прибытию, но не позднее одних суток до заседания приемной комиссии по вопросу принятия решения о зачислении гражданина на учебу в институт. При отсутствии подлинников на момент прибытия в институт кандидаты представляют в приемную комиссию заверенные в установленном порядке копии перечисленных документов.

Решение приемной комиссии института о допуске к профессиональному отбору доводится до кандидатов через соответствующие военные комиссариаты, суворовские военные училища, воинские части, дислоцирующиеся за пределами Российской Федерации или лично до 20 июня года поступления на учебу с указанием времени и места вступительных испытаний или причин отказа.

Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в институт курсантами

Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в институт курсантами осуществляется в течение июля в соответствии с расписанием вступительных испытаний и включает:

а) определение годности кандидатов к поступлению в институт по состоянию здоровья;

б) вступительные испытания, состоящие из: определения категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования; оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов; оценки уровня физической подготовленности кандидатов.

При регистрации кандидат дает письменное обязательство о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его подготовку в институте при отчислении по его вине.

Кандидаты, признанные военно-врачебной комиссией негодными для обучения в институте, к дальнейшей сдаче вступительных испытаний не допускаются.

По результатам профессионального психологического отбора определяется категория профессиональной пригодности: от первой до четвертой категории.

Уровень общеобразовательной подготовленности кандидатов определяется только по результатам проведения письменных ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации или этапе вступительных испытаний в институт:

а) у кандидатов, поступающих на инженерные специальности (специализации) - по математике (экзамен считается профильным), по физике, по русскому языку;

б) у кандидатов, поступающих на специальность «Педагогика и психология» - по биологии (экзамен считается профильным), истории России, по русскому языку.

На этапе вступительных испытаний в июле ЕГЭ сдают кандидаты, не участвовавшие в ЕГЭ в мае-июне или не сдававшие ЕГЭ в мае-июне по тем общеобразовательным предметам, которые определены для избранных ими специальностей (специализаций).

На этапе вступительных испытаний в июле сдача ЕГЭ организуется государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) Ростовской области и проводится на пунктах приема ЕГЭ (ППЭ), оборудованных на базе РВИ РВ.

Кандидаты, сдававшие ЕГЭ в мае-июне по общеобразовательным предметам, определенным для избранных ими специальностей (специализаций), к участию в ЕГЭ в июле по этим же предметам не допускаются.

Контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в мае-июне, представляемых кандидатом в институт, осуществляет приемная комиссия института совместно с государственной экзаменационной комиссией Ростовской области при содействии Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ.

Результаты всех ЕГЭ оцениваются по 100-балльной системе.

В зависимости от количества набранных баллов по результатам ЕГЭ выставляется оценка по каждому предмету. Соответствие оценок количеству набранных баллов определяется решением председателя приемной комиссии института и доводится до кандидатов не позднее, чем за семь дней до начала первого ЕГЭ на этапе вступительных испытаний в институт.

Результаты проверки физической подготовленности определяются в оценках: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Физическая подготовленность кандидатов мужского пола оценивается по результатам сдачи 3-х упражнений: бега на 100 м, подтягивания на перекладине, бега на 3 км.

Бег на 100 м: «5» - 13,6 с; «4» - 14,2 с; «3» - 14,8 с;

Подтягивание на перекладине: «5» - 11 раз; «4» - 9 раз; «3» - 7 раз;

Бег на 3 км: «5» - 12 мин; «4» - 12 мин 45 с; «3» - 13 мин 30 с.

Физическая подготовленность кандидатов из числа граждан женского пола оценивается по результатам сдачи трех упражнений: комплексного силового упражнения, бега на 100 м и бега на 1 км.

Физические упражнения оцениваются следующим образом:

Комплексное силовое упражнение (количество раз за одну минуту): «5» - 34 раза; «4» - 30 раз; «3» - 26 раз;

Бег на 100 м: «5» - 16,6 сек.; «4» - 17,2 сек.; «3» - 18,0 сек;

Бег на 1 км: «5» - 4 мин; «4» - 4 мин 15 сек.; «3» - 4 мин 35 сек.

Комплексное силовое упражнение выполняется в течение 1 минуты: первые 30 секунд - максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения «лежа на спине», руки за голову, ноги закреплены (допускается незначительное сгибание ног, при возращении в исходное положение необходимо касание пола локтями); повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выполнить в течение вторых 30 секунд максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).

Общая оценка проверки физической подготовленности выводится по результатам оценок за физические упражнения:

5 (отлично) - допускается одна оценка «4», остальные - «5»;

4 (хорошо) - допускается одна оценка «3», остальные - «4» или «5»;

3 (удовлетворительно) - допускается одна оценка «2», остальные положительные, при этом одна из них - «4» или «5».

Кандидаты, получившие неудовлетворительную оценку по одному из вступительных испытаний, к участию в конкурсе не допускаются.

У кандидатов, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования или с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования уровень общеобразовательной подготовленности определяется в форме и по материалам ЕГЭ по профильным предметам: по математике (для кандидатов, поступающих на инженерные специальности) и по биологии (для кандидатов, поступающих на специальность «Педагогика и психология»). Вступительные испытания в форме собеседования для них не проводятся. В случае, если указанные лица по результатам ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации в мае-июне текущего года или на этапе вступительных испытаний в институт в июле текущего года набрали по данному общеобразовательному предмету количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично), то они освобождаются от вступительных испытаний по остальным общеобразовательным предметам. Если указанные лица по результатам ЕГЭ по профильным испытаниям набрали меньшее количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично), но не ниже границы удовлетворительной отметки, им предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний и участия в конкурсе на общих основаниях.

Кандидаты, участвовавшие в проведении ЕГЭ, имеют право подачи апелляции (аргументированного письменного заявления) в конфликтную комиссию Ростовской области о нарушении процедуры проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету в ППЭ или о несогласии с выставленными баллами.

Апелляция не принимается:

по вопросам содержания и структуры контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам;

по вопросам, связанным с нарушением кандидатом инструкции по выполнению экзаменационной работы.

Кандидат имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

Апелляции по результатам профессионального психологического отбора и по результатам проверки уровня физической подготовленности кандидатов приемной комиссией института не принимаются и не рассматриваются.

Порядок зачисления кандидатов курсантами института

Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки факультетов по специальностям (специализациям) и по результатам конкурса зачисляются на учебу в институт.

Кандидаты, не прошедшие профессиональный отбор (получившие неудовлетворительную оценку по одному из элементов вступительных испытаний или отнесенные к четвертой категории профпригодности, признанные негодными по состоянию здоровья для поступления в институт), не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, забравшие документы после профессионального отбора, а также кандидаты, которым отказано в дальнейшем прохождении профессионального отбора по недисциплинированности, из конкурса выбывают и в институт не зачисляются.

Первыми в конкурсные списки заносятся кандидаты, зачисляемые в институт вне конкурса, остальные кандидаты располагаются в зависимости от суммы баллов, полученной в результате сложения оценок, определяющих: уровень общеобразовательной подготовленности (суммируются оценки по каждому вступительному экзамену); уровень физической подготовленности; категорию профессиональной пригодности кандидата (первая категория - 5, вторая - 4, третья - 3).

Всего пять оценок, максимальное количество баллов - 25. При этом кандидаты, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к третьей категории профпригодности, располагаются в конкурсном списке после кандидатов, отнесенных к первой и второй категории профпригодности, независимо от суммы баллов, полученной в результате сложения оценок.

Кандидаты, набравшие равное количество баллов, заносятся в конкурсный список в следующей последовательности: в первую очередь - кандидаты, пользующиеся преимущественным правом при поступлении в военно-учебные заведения; во вторую очередь - кандидаты, отнесенные к более высокой категории профпригодности по результатам профессионального психологического отбора; в третью очередь - кандидаты, получившие более высокую оценку (при равных оценках - набравших большее количество баллов) на профильном вступительном экзамене; в четвертую очередь - кандидаты, имеющие наивысший балл по профильному предмету в документе о среднем образовании; в пятую очередь - кандидаты, имеющие наивысший средний балл документа о среднем образовании.

Вне конкурса зачисляются прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида 1ой группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей; участников (ветеранов) боевых действий; граждан, которым в соответствии с Законом РСФСР от 15.05.91г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставлено право внеконкурсного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования;

Преимущественным правом при зачислении в институт пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа: граждан, имеющих преимущественное право при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; детей Героев Российской Федерации; граждан, уволенных с военной службы; детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более; детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта; выпускников суворовских военных училищ и кадетских корпусов, награжденных золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении»; граждан, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования или с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, если по результатам ЕГЭ они набрали по профильному общеобразовательному предмету количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично); победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах, победителей региональных олимпиад, проводимых органами управления образованием субъектов Российской Федерации или советами ректоров по согласованию с ними - по тем общеобразовательным предметам, по которым они участвовали в олимпиадах;

Кандидатам, освобождаемым от проверки знаний по общеобразовательным предметам, в случае успешного прохождения ими военно- врачебной комиссии и профессионального психологического отбора, а также получения положительной оценки при проверке физической подготовленности, в конкурсном списке по общеобразовательным предметам выставляется наименьшее количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично), или более высокий балл, полученный по результатам ЕГЭ по этим предметам и оценка 5 (отлично).

Приемная комиссия института на основании рассмотрения конкурсных списков принимает решение о зачислении установленного количества кандидатов на учебу в институт.

Кандидаты, принятые решением приемной комиссии на учебу в институт, зачисляются в институт и назначаются на воинские должности курсантов приказом начальника института с 1 августа года поступления на учебу.

Множество ребят школьного возраста толпятся у входа в институт РВСН в Серпухове. От обычных абитуриентов их отличают спортивные фигуры, проскальзывающее в разговорах «так точно!» и иногда военная форма, которую носят солдаты срочной службы. Документы здесь подаются в зале с огромными портретами Суворова и Жукова.

В этом году Институт ракетных войск РФ в Серпухове - филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого - получил рекордное количество заявок на поступление. Они продолжают поступать до сих пор.

По количеству абитуриентов академия стала лидером среди технических университетов России. А факультет автоматизированных систем получил заявок больше, чем признанные лидеры - МГТУ им. Баумана и МГУ, сообщает Минобороны РФ. Сотрудники института объясняют заоблачный для технического вуза конкурс сразу несколькими причинами.

До недавнего времени, говорят военные, служба в армии была мало популярна. Реформы последних лет изменили ситуацию. Зарплаты выросли и на самом начальном этапе составляют 50 тыс. рублей. Взлетел престиж срочной службы и высшего военного образования в первую очередь благодаря популяризации со стороны Минобороны и СМИ.

Абитуриенты признаются, что военное образование притягивает их сочетанием физико-инженерной подготовки и занятиями спортом по-серьёзному. На территории в 110 гектаров помимо учебных корпусов и военной техники есть бассейн, озёра, футбольное поле, спорткомплекс.

Самый частый вопрос, который слышен в приёмной комиссии: а будут ли здесь учиться девушки? Ответ - не будут, три года назад их перевели на учёбу в Воронеж.

Несмотря на общие цели, у каждого поступающего - своя история. Кто-то решил последовать примеру отца и братьев и тоже стать военным, чтобы защищать родину. Кто-то поступил в художественный вуз, отучился год, но понял, что стратегические войска ему ближе чертежей и рисунков. Кто-то, отслужив год на срочной службе, загорелся идеей связать свою жизнь с армией навсегда. Некоторые рассказывают, что намеренно не купили обратный билет: отступать некуда.

«Много знакомых и друзей уже поступили в военные и очень довольны, поэтому я тоже решил связать свою судьбу с военной профессией и поступить в Институт РВСН. Я из сельской местности, я в основном с техникой возился, поэтому мне инженерия ближе всего», - рассказывает Евгений Букарев из Краснодарского края.

«Я довольно давно хотел поступить в военное училище, но родители не совсем одобряли этот выбор. При этом я хорошо рисовал. Они мне предлагали целенаправленно поступить в художественную академию, чтобы стать художником, архитектором или дизайнером. Я послушался их совета и пошёл в архитектурную академию. Я проучился там полгода, понял, что это не моё, и всё-таки отчислился» - говорит Илья Ярусов, Удмуртская республика.

«У меня здесь учатся друзья, которые посоветовали эту академию, сказали, что хорошая. Самая лучшая», - объясняет Тимур Альдебрегянов, Оренбургская область.

«Вся техника здесь же, рядом. И наши курсанты постоянно применяют полученные знания на практике. Надо на рассвете пострелять - будут стрелять на рассвете. Надо изучить технику от и до - изучаем», - рассказал RT начальник базы подготовки и обслуживания комплексов Института РВСН подполковник Сергей Котляр.

До 2014 года академия в Серпухове готовила курсантов только для мобильной группировки РВСН. Сегодня здесь готовят для работы на шахтных пусковых установках, и это то, что отличает этот институт от остальных военных университетов. Хотя в большинство военных вузов страны в этом году необычайно высокий конкурс, многие ребята объясняют, что хотели бы связать свою жизнь не просто с армией, а с ядерным вооружением, и именно за этим они приехали в Серпухов.

Заместитель начальника самого популярного среди абитуриентов факультета автоматизированных систем управления полковник Владимир Ершов рассказал RT, какие люди к ним поступают, чем курсанты занимаются в свободное время, а также высказал свою точку зрения на причины роста популярности ракетных войск стратегического назначения в России.

«Портрет поступающих могу обрисовать вкратце. С каждым годом всё лучше и лучше. За счёт чего? Первое - за счёт увеличения набора. Он увеличился в два раза, по некоторым направлениям конкурс - до 10 человек на место. Курсанты приходят хорошо подготовленные и физически, и морально. Здесь отбор очень жёсткий, строгий, но добродушный.

Максимальный набор в этом году объясним хорошей подготовкой на начальном этапе. Была хорошая организация и агитация через СМИ, Facebook, «Одноклассники». Это всё связано с ростом популярности армии. Во-первых - социальная защищённость, во-вторых - неплохие зарплаты, в-третьих - военный престиж. В 1990-х годах было стыдно носить форму, сейчас мы гордимся ею.