Обзор на The Long Dark — Прохождение и системные требования. Обзор The Long Dark

Обзор на The Long Dark — Прохождение и системные требования. Обзор The Long Dark
Обзор на The Long Dark — Прохождение и системные требования. Обзор The Long Dark

Я уже не раз писал про всевозможные и всегда подчёркивал, что на фоне невероятного изобилия развлечений подобного рода такой игре обязательно нужно чем-то выделиться. Чем же примечательна для The Long Dark, ставшая ещё до официального релиза одним из самых заметных и ожидаемых проектов в этом жанре? И почему детище канадской студии ещё прочнее закрепилось на survival-олимпе?

Остальные три эпизода кампании должны выйти в течение этого и .

По законам жанра

Про The Long Dark, наверное, не слышали только в глухой (хотя игра как раз ближе всего), да и превью мы подробное писали. Поэтом сразу к делу, точнее, к поискам ответа на заданный вопрос.

Не прожаренное на костре мясо, понятно, может привести к отравлению, падение с пригорка или укус волка - к травме, а сон на голодный желудок - к смерти, ибо калории, в которых тут исчисляется здоровье, расходуются и во время сна. Факелы гаснут, спички кончаются, список доступных чертежей и «крафта» постепенно расширяется, мы тащим в рюкзак всё, что плохо лежит, и приучаемся рыться в ящиках, шкафах, машинах и карманах лучше любого бомжа и домушника.

Есть также простенькая . Основные навыки - в ремонте, разделке туш, приготовлении пищи, разведении костра, рыбалке, пользовании ружьём или луком - тренируются по мере того, как вы успешно занимаетесь соответствующими делами, то есть свежуете туши, готовите, рыбачите, разводите костёр, стреляете и так далее. Всё это понятно, знакомо и не раз видано в других survival-играх.

Правда жизни

Но, как известно, дьявол кроется в деталях, и к The Long Dark это относится в полной мере. Во-первых, тут и правда много деталей, подробностей, придающих игре очень точный, верный градус реализма. Одежда промокает, заставляя ещё больше мёрзнуть и болеть, рюкзак тяжелеет, отчего мы медленнее ходим и больше расходуем выносливость при беге - а бегать нужно, чтобы, например, быстрее уйти с тонкого льда и не провалиться.

Нарисовано тут всё очень стильно и симпатично, но любоваться видами некогда - замёрзнете.

Одежды тут вообще много - разных видов и практически на тела: все вещи различаются по своим параметрам (в том числе по сохранению тепла и защите от ветра), а авторы прямо советуют надевать несколько слоёв, и надёжнее, - правда, бегать будет тяжелее, ведь даже вес носков учитывается.

The Long Dark ПОПРОБУЕМ ПОВЫЖИВАТЬ #1


В темноте нельзя делать практически ничего - мастерить, чинить снаряжение и заниматься другими делами. Костёр же разводится не автоматически, а с определённым шансом, который сильно увеличивается, если добавить какую-нибудь жидкость. На ветру же пробовать практически бесполезно, да он и затухнет быстро. Спать лучше у костра, в спальниках или в тёплых, да хотя бы просто закрытых, помещениях, получая бонус к обогреванию и восстановлению здоровья.

Ружьё нужно прочищать, чтобы не давало осечек, воду требуется кипятить или обеззараживать, банку с едой придётся сначала открыть, а потом сварить содержимое, а багажник машины поддаётся только лому или гвоздодёру. И на всё это - и на разведение костра, и на сбор, взлом, кипячение, изготовление, даже на поджигание простой спички, - тратятся и калории, и драгоценное время, с течением которого вы всё сильнее хотите есть и пить и больше замерзаете.

Выживший

Поэтому действовать нужно быстро, точно, оптимально, выверяя и планируя свои действия, как в каких-нибудь стратегиях, - что именно сейчас нужно, стоит ли гоняться за тем зайцем, нужно ли тратить десять минут на то, чтобы порубить на дрова стул, есть ли смысл нагружать рюкзак и пытаться освежевать тушу вон того лося, если где-то рядом бродит и рычит волк, а вокруг уже темнеет и ветер усиливается. Или лучше добежать до домика и заночевать там, надеясь, не успеет убить вас во сне?

Понятно, что в игре многое выдумано - и сама аномальная геомагнитная буря, которая легла в основу всего сеттинга The Long Dark, и поведение тех же волков, которые на людей-то обычно не нападают (тут они такие агрессивные именно из-за аномалии). И авторы честно предупреждают об этом, не советуя рассматривать игру как инструкцию по выживанию и повторять всё это в реальной жизни.

Частенько приходится обирать трупы, спать, греться и есть рядом с ними.

Тем не менее вот из-за этих точных деталей и подробностей в The Long Dark ощущается какая-то сермяжная правда жизни - а только усиливает это ощущение. Здесь нет каких-то совсем уж фантастических вещей вроде зомби или инопланетной флоры и фауны, поэтому всё воспринимается как , вроде той, что случилась с героем Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio) в «Выжившем», - этого зачастую не хватает многим изометрическим «выживалкам».

Подвиг в снегах

Во-вторых, в The Long удивительно много для таких игр контента. Помимо свободного , который в был основным (там вы выбираете сложность и оказываетесь на просторах созданного «вручную» мира), есть ещё разные сценарии-испытания: в одном, например, нужно выжить в условиях, когда на вас медведь, в другом - продержаться по три дня в отмеченных локациях.

За достижения в свободном режиме и испытаниях выдают так называемые «подвиги» и «значки», которые тут приравнены к «перкам». Провели сто дней на открытой местности - теперь вы устойчивы к холоду и получаете постоянный бонус +2 градуса к температуре по ощущению. Пробежали полсотни километров - теперь бег сжигает на 25 % меньше калорий.

С полноценным релизом в игре появилась и , точнее, первые два её эпизода. И это не просто что-то фоновое, а вполне интересная история о том, как Уилл Маккензи повёз свою бывшую жену Астрид куда-то Медведя, но потерпел аварию и теперь идёт по её следу, пытаясь выжить и узнать, что же случилось. Режиссура на высоте, красиво снятые ролики интригуют, а в Уиллом и Астрид чувствуется нерв, какая-то скрытая история.

Сегодня стали очень популярны игры с элементами выживания. Относительно недавно свет увидела новая игра данного жанра - The Long Dark. Обзор этого творения будет представлен в статье.

Описание

The Long Dark - игра, в которой придется бороться за жизнь зимой в таинственной местности. Проект получился по-настоящему хардкорным. Игра вскоре после выхода собрала массу положительных отзывов в среде геймеров. Проект The Long Dark, обзор которого уже успели сделать многие именитые сервисы, посвященные играм, представляет собой огромный мир, в котором происходит случайная генерация событий и объектов. У вас не получится пройти игру одинаковым путем. Каждое появление на карте происходит в случайной точке.

Конечно, главной особенностью программы The Long Dark, обзор которой представлен в данной статье, является хардкорный режим выживания. Геймеру придется очень скрупулезно продумывать каждый свой шаг, дабы не умереть.

Геймплей

После запуска игры геймер оказывается в суровом зимнем лесу с небольшим количеством предметов в инвентаре. Борьбу за выживание придется начать сразу же. Бездумно блуждая по местности, можно с легкостью попасть в лапы волка или просто замерзнуть. Борьба с холодом является одним из главных элементов игры. Вам предстоит искать предметы, которые сгодятся для сжигания и продлят жизнь.

Кроме холода, главный герой испытывает усталость, жажду и голод. После нападения хищника не удастся по-быстрому вылечиться. Поэтому встречи с волками обычно заканчиваются смертью.

В процессе игры The Long Dark, обзор которой интересует многих геймеров, постоянно выполняется смена дня и ночи. В темное время суток значительно снижается температура воздуха, и лучше всего подыскать себе теплое место, где и находиться до утра. Ночью можно отдохнуть или же заняться созданием необходимых предметов.

Для любого действия предусмотрены определенные предметы. Обзор игры The Long Dark, изученный многими геймерами, демонстрирует то, что не удастся, например, разломать ящик руками или же сделать воду из снега при помощи тепла собственного тела.

Уровни сложности

В проекте представлено три уровня сложности. Каждый из них существенно влияет на игровой процесс: усложняет или упрощает его.

  • Пилигрим. Самый легкий уровень сложности в программе The Long Dark. Обзор на русском языке показывает, что он отлично подойдет для геймеров, которые только установили игру. Для ознакомления с основными особенностями программы The Long Dark такой уровень сложности подойдет отлично. Животные на вас будут нападать неохотно. С легкостью можно найти много полезных предметов.
  • Скиталец. Подойдет для геймеров, которые познакомились с основами игрового процесса. Хищники нападают, ценных предметов становится значительно меньше. Достаточно свободно можно исследовать мир, но выживать гораздо сложнее.
  • Сталкер. Самый сложный уровень. Подойдет для геймеров, которые основательно изучили игровой мир. Поиск лута становится очень трудной задачей. Теперь каждый незначительный предмет является очень ценным. Умереть можно практически на каждом шагу.

Системные требования

Минимальные:

  • Dual-Core Intel i5.
  • ОЗУ: 4 ГБ.
  • Intel 4xxx Series.
  • Свободное место: 1 ГБ.
  • Intel i7.
  • ОЗУ: 8 ГБ.
  • nVidia GTX 555.
  • Свободное место: 1 ГБ.

Игра The Long Dark получилась очень атмосферной и хардкорной. Разработчики прислушались к мнениям и пожеланиям геймеров и выпустили качественный продукт. Игра постоянно получает дополнения и улучшения. Создатели следят за своим проектом и постоянно исправляют возникающие ошибки. Многие игровые критики советуют данную игру всем тем, кто любит жанр выживания. На момент выхода проект The Long Dark обладал лишь режимом выживания. Но уже в 2016 году должно выйти обновление, содержащее сюжетную линию и много другого дополнительного контента.

Обзор The long dark

Что ж, мы не по наслышке знаем что такое холод. Двойные оконные рамы для нас это обычное дело, но для некоторых холод это что-то необыкновенное. В нашей стране и -40 не ужасает, только заставляет слегка удивиться. Теплое пальто, горячая еда, толстые стены и мы уже не знаем что такое холод. Ах да, и конечно же ЖКХ, что топят батареи так, будто ожидают прихода ледникового периода пополам с... "Зима близко". Мы практически не знаем что такое холод, пока машина на ходу, но если двигатель заглохнет, страшно оказаться где-то вдали от общества. В The long dark этого нет.

Что произошло? Где я? Почему так холодно(впрочем на этот вопрос ответить легко, зима таки)? Кругом лес? Видимо пора искать умиральную яму. К сожалению так и есть, если вы потеряетесь зимой в лесу, при температуре -30, это наиболее оптимальный план действий. Однако не будем печалиться, это же всего лишь игра, наверно мы сейчас сделаем десять шагов и окажемся в тепле, сытости и почувствуем себя Робинзоном. Правда сначала надо не помереть от холода, да и есть хочется... кажется я слышал вой?

Перед нами предстает сэндбокс выживание в зимнем постапокалиптическом мире. Что нам нужно будет делать? Выживать. Как, думайте сами. Авторы The long dark руководствовались жестокой политикой выживания, так что объяснять вам никто ничего не будет. Собирайте ветки, ищите спички, может найдете шоколадный батончик. Изучайте мир, разбирайтесь.

Атмосфера The long dark просто незабываема. Снег, холод, ветер, зимний лес, брошенные дома. От одного вида можно почувствовать прохладу, а увидев волка, всплывает мысль "ну на хрен". Графика на вполне высоком уровне, однако некоторые элементы могут смущать. Например отсутствие рук при ношении винтовки. Обойдемся выражением "ранний доступ", может поправят, может нет, однако этот небольшой недостаток становится совсем незаметным по сравнению с преимуществами.

Итак, чем же игра нас зацепит? The long dark цепляет своей атмосферой, вызовом, хардкорность обстоятельств, желанием исследования мира и выживанием. В ней вы будете радоваться хорошему длинному шарфу, которым можно обмотать голову целиком, банке с фасолью, а найти открывалку, поистине удовольствие. Открывать консервную банку о камень, честно говоря не круто. Если подобное вас интересует, вы запросто потратите на игру 8-15 часов, пока не будете уверены, что сможете выжить в зимнем лесу с одной спичкой и в одном носке.

Если вы заинтересовались в ней, то есть несколько советов, которые помогут вам получить от игры все эмоции, потому что желание ее упростить может появиться практически сразу. Или по крайней мере после первых двух - трех смертей от голода и холода. Держитесь, "вызов" это весьма захватывающая составляющая игры.

Не догоню, так хоть согреюсь!

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Релиз The Long Dark состоялся 1 августа. Но знакомы мы с ней уже несколько лет и даже написали на игру целых два предварительных обзора. Дело в том, что еще с 2015 года обладатели игры получили возможность повыживать в ничем не ограниченной песочнице. И все это время «сталкеры» и «незваные гости» с сотнями наигранных часов за плечами ждали выхода сюжетной кампании, на которую возлагали большие надежды.

Наконец первые два эпизода кампании открылись. Они принесли радость... и разочарование.

Вот они, условия, вот она, среда!

Поясним для новичков основную механику выживания в The Long Dark: в нашей песочнице герой, чтобы не помереть, должен есть, пить, спать и время от времени греться у огня. Это основа и минимум, а дальше идут тонны нюансов.

Так, на ветру накопленный запас тепла улетучивается быстрее, а сладкая газировка не только утоляет жажду, но и немного насыщает. Сон избавляет от некоторых проблем со здоровьем, вроде растяжений и ушибов, но даже во время сна калории расходуются, так что, запрыгнув в спальник натощак, вполне можно и не проснуться.

Встроенный медицинский справочник: повязку на голову, обезболивающее на руку. Главное — не перепутать, иначе придется начинать игру сначала!

Элементы стратегического планирования вносит в игру в том числе и ограничение на общий вес имущества, причем одежда в него тоже входит. Так что на короткие вылазки за припасами лучше бегать в одних кальсонах. Зато на разведку новых территорий стоит одеваться по правилам: непромокаемое и непродуваемое сверху, теплое — к телу.

В начале игры в режиме выживания мы выбираем карту, а затем появляемся на ней в случайном месте. Так же случайно в разбросанных по территории шкафах и сундуках возникает набор трофеев: от старых газет до сверхредкого ружья с патронами. Задача проста: выжить как можно дольше.

На простых уровнях сложности можно гулять по канадской тайге хоть бесконечно: хищные звери не агрессивны, а иммунитет к заражениям и пищевым отравлениям высок. Пик кошмара наступает на уровне «Незваный гость»: прожить на нем неделю — уже достижение.

Пару лет назад карты приходилось рисовать вручную. С тех пор игра все-таки стала дружелюбнее к пользователю.

За прошедшее время The Long Dark сильно изменилась, и прежде всего внешне: интерфейс стал понятным и удобным, даже появилась карта местности. Правда, она тоже реалистичная: основные объекты на ней видны, но вот о местоположении самого игрока можно лишь догадываться. Появились новые растения, которые можно собирать, открылось множество новых территорий. Так что если вы когда-то начали, но давно не отправлялись на поиски бункеров и рыбалку, то релиз стоит воспринять как повод вернуться в режим выживания.

Почему не в сюжетную кампанию? Сейчас объясним.

Из-за погодных условий порой приходится весь день отсиживаться в доме. К счастью, в гостях у выживших не надо заботиться о дровах.

Майните, майнеры, майните

Миру, говорят, нужны герои. Но еще больше миру нужен сюжет. Ставя рекорды выживания в ледяной тайге, мы не могли не заметить, что внезапный атмосферный катаклизм не объясняет степень окружающего запустения. Откуда взялась куча заснеженных развалин на каждом шагу? Почему они бывают разрушены не только снаружи, но и внутри? Куда подевались люди, которые ими пользовались?

На последний вопрос в теории смогут дать ответ местные обезумевшие волки: они методично очищают местность от всего, что состоит из плоти и крови. Но к общей разрухе материальной базы санитары леса точно не причастны. Всему этому надо бы дать объяснение.

Кто спал на этом матрасе до того, как учреждение окончательно закрылось? Сторож?

Hinterland, очевидно, разделяли общее мнение. И у мира появилась предыстория, а разруха (или даже так: Разруха) стала периодом альтернативной истории современной Канады.

Банковский кризис привел к небывалому экономическому спаду. Доллары стали стоить меньше бумаги, на которой напечатаны, все расчеты перешли на юани и биткойны. И если Соединенные Штаты еще кое-как трепыхались, то Канада мигом юркнула под протекторат южного соседа, став современной колонией. И живо убедилась в том, что любая колония — это ресурс, который метрополия быстро высосет до последней капли.

Кусочки чужих жизней. Их могло быть намного больше, но большинство заброшенных домов совсем безликие.

Местная экономическая инфраструктура уже свернута, на плаву остались лишь крупные производства и большие города. Вымышленный остров Великого Медведя, на который мы попадаем, оказался в стороне от уцелевших торговых путей, и постепенно промышленность и добыча ресурсов на нем полностью остановились. Основная масса населения уехала на материк в поисках лучшей доли, остались лишь старики и самые упертые патриоты.

С большинством из них расправились природные катаклизмы и свихнувшиеся животные.

Наличка в банкоматах кончилась. Все доллары пошли на растопку, ведь смысла в них больше нет. Но в банке Милтона нам представится несколько возможностей потренироваться взламывать сейфы. Это довольно просто.

Старушка плюс топорик?

Процесс гибели Великого Медведя был долгим и не таким уж неведомым остальному миру. Недаром красноносый пилот Уильям Маккензи не горит желанием лететь в дикую глушь: случись что, помощи ждать неоткуда. Но доктор Астрид Гринвуд настойчива и знает, на что давить: ведь раньше они были... близко знакомы. И, судя по намекам, знакомство вполне может зайти на второй круг. Надо только сначала отыскать энергичную докторшу, которая после крушения самолета рванула невесть куда, бросив свой чемоданчик.

Завязка истории: врач спешит к пациенту, и, к счастью, у нее есть знакомый пилот. На этом счастье кончается. В последующих эпизодах нам еще предстоит узнать, что сталось с доктором Астрид. И что у нее в запертом чемоданчике.

Уилл вроде и полон решимости догонять, искать и спасать, но вначале надо оклематься и пройти процесс обучения основам. Для этого игроков запрут на небольшой площадке с обновляющимся запасом дров. Когда новички научатся разводить костер и заваривать чай, их выпустят чуть подальше.

Население городка выживших с прибытием полуголого пилота увеличится ровно вдвое, и старуха с винтовкой научит нас делать запасы, бегать от волков и тачать кроликовые варежки. А во втором эпизоде Уильям попадет в цепкие руки раненого зверолова, который обеспечит его ружьем и благословит на схватку с медведем-людоедом. Спойлер? Полноте, в местном сюжете вообще нечего спойлерить!

Всё, что Уилл узнает в своем путешествии, заносится в журнал. Иногда там можно найти ценные советы.

Нет, мы, конечно, узнаем пару историй и предысторий, посмотрим десяток роликов и даже отыщем несколько писем и записок. Но в целом и Серая мать, и бородатый Джереми воспринимаются не как долгожданные выжившие собратья в ледяной пустыне, а как досадные пни на сюжетной просеке.

В итоге, конечно, окажется, что их капризы имели важное значение для продвижения по сюжету. Но, выбрав задел «догнать и спасти», сценаристы не совсем попали в ноты, из-за чего путешествие Уилла получило спорную обоснованность: за время выполнения квестов доктор Астрид вполне могла бы добежать до канадской границы даже со сломанной ногой.

Мертвецы не пугают. Лежат себе тихонечко, да еще и что-нибудь ценное, бывает, в карманах хранят.

А после свободного, открытого и непредсказуемого мира песочницы запертое в коридор повествование и подавно не дает стимула погружаться в историю или творить ее своими руками. Ведь, казалось бы, есть старушка, есть топорик. Не хочет помогать — пускаем топорик в ход! Нет, не по старушке, у нас же не Fallout . Просто взламываем замки, обыскиваем дом и сами узнаем то, что хозяйка пыталась скрыть.

Да, доверия так не завоевать, а значит, мы останемся без кроличьих варежек. В режиме выживания это могло бы стать трагедией... но только не здесь. Здесь Уилл с легким сердцем говорит себе: «Ну да бог с ними, ведь веток, дров, горючего и спичек полно на каждом шагу!»

Милого кролика так и тянет погладить и отпустить. Но... еда! Лески! Варежки!

Отдай мое ухо!

Затянувшаяся «учебка», на которую кое-как нанизана череда квестов, разочарует опытных «сталкеров» и «незваных гостей», которых не надо учить собирать дрова и сворачивать шеи медведям. Намного благожелательнее к ней должны отнестись зеленые новички. Но поможет ли этот детсадовский опыт справиться со сложными уровнями «рогаликовой» песочницы?

После первой попытки Уилл еще не скоро вновь возьмет в руки ружье. И вообще патроны надо экономить, их на верстаке не сделать.

В уже имеющемся режиме выживания четыре уровня сложности: от «прогулки по парку» до «невыносимого кошмара». Но в сюжетных эпизодах сложность сбалансирована странно. Волки здесь не просто нападают, но способны изорвать в лоскуты одежду и выдрать из рук и рюкзака ценные предметы. Правда, чинить портки смысла нет: в окрестных ящиках барахла хватит на десять человек. Инфекцию от укуса можно даже не лечить: поспишь — и пройдет. Но просто спрыгнув со ступеньки, Маккензи получит вывих ноги и разрыв шарфа! А из-за особенностей сохранения смерть в неудачном месте может сделать игру непроходимой.

Где бы ни прошел Уилл, за ним остается след из выброшенных или оставленных на потом находок. На трофеи сюжетка щедра.

И вот здесь мы приближаемся к самому досадному: технической стороне. За первые дни после релиза разработчики выпустили четыре патча, но окончательно положение так и не поправили. Игра переключается между геймплеем и сюжетными роликами с грацией перегруженной баржи: ваша покорная слуга, например, битых два часа не могла пройти кусочек пути, во время которого Уилл вдруг решил высказаться вслух. Но самое досадное наказание придумал игрокам медведь, «босс» второго эпизода.

Альпинизм — еще один источник технических проблем. Если вес рюкзака хоть на сто грамм выше лимита, вы увидите потрясающие спецэффекты.

Многоэтапная схватка вполне может закончиться исчезновением медведя после смерти игрока, но даже мастерски загнанный и полностью упокоенный хищник иногда попросту отказывается отдавать квестовое ухо. А это ставит на прохождении жирный крест: начинайте эпизод сначала или ждите патчей! Хотя веселее всего, наверное, тем, у кого после двух лет игры The Long Dark попросту перестала запускаться из-за установки релизного обновления.