Не получается пройти эпизод life is strange. Прохождение Life is Strange: Before the Storm

Не получается пройти эпизод life is strange. Прохождение Life is Strange: Before the Storm
Не получается пройти эпизод life is strange. Прохождение Life is Strange: Before the Storm

Третья часть интерактивного триллера Life is Strange вновь погрузит нас с головой в загадочные события, сопровождающие главную героиню Макс. Ее попытки спасти подругу от смерти все дальше запутывают ситуацию, а возвращения в прошлое только ухудшают настоящее. Сможет ли Макс вместе с Хлоей уйти от неприятностей и как это повлияет на их жизнь? Все это вы узнаете, если разберете с нами игру Life is Strange. Прохождение 3 эпизода, секреты, советы и рекомендации ждут вас в этом гайде.

Новый старт

«Теория Хаоса», а именно так называется этот эпизод, начинается с того, что вы видите, как Макс работает над домашним заданием в своей комнате. Чтобы перейти к активным действиям, посмотрите на свой мобильный телефон и прочитайте СМС от Хлои. Подруга напишет, что ждет вас возле кампуса и хочет показать что-то очень любопытное. Выйдите из комнаты и идите по коридору. Заходим в открытую дверь и говорим с Даной.

После разговора Макс осенит любопытная мысль: а не осмотреть ли нам комнату Виктории, пока той нет на месте? Возвращаемся назад и приступаем к обыску. Находим ноутбук и изучаем информацию. Чтобы продолжить прохождение игры Life is Strange (3 эпизод), нам необходимо выбраться на улицу и добраться до кампуса. По пути Макс повстречается довольно нетрезвый ректор. Как только он предпримет попытку открыть дверь, незаметно проскользните мимо него.

в Life is Strange

Прохождение 3 эпизода продолжится уже в кампусе, где вы повстречаете Хлою. Та продемонстрирует ключи от академии, и вы решите проникнуть в Блэквелл. Но прежде чем попасть в здание, подруги встретят мистера Джефферсона и Викторию. Послушайте их разговор и продолжайте свой путь. Забравшись внутрь здания, вам необходимо отыскать кабинет ректора, но дверь будет заперта, а ключей у вас нет. Позвоните Уоррену, тот подскажет, как создать небольшую бомбу из подручных средств. Вам понадобятся такие ингредиенты: хлорат натрия, банка и сахар. И прежде чем продолжить прохождение Life is Strange (3 эпизод), вам будет нужно отыскать все эти предметы.

С банкой содовой все обстоит довольно просто: найти ее можно в автомате. Чтобы собрать следующие ингредиенты, отправляйтесь в кабинет химии. На учительском столе лежит сахар, а хлорат натрия отыщется в шкафу. Скотч найдется в кабинете мистера Джефферсона. Собрав все предметы, возвращайтесь к Хлое. На месте главная героиня изготовит бомбу, которая взорвет дверь. Но случится неприятность - сработает противопожарная сигнализация. Чтобы это исправить, заходите в кабинет и возвращайтесь назад во времени.

Кабинет ректора

Тщательно осмотритесь вокруг. Найдите все досье и изучите заключенную в них информацию. Поговорите с Хлоей: девушка не теряла времени даром и нашла довольно интересные данные в компьютере ректора. По ходу поиска вы обнаружите конверт с довольно внушительной суммой. Можете взять эти деньги, но дальнейшее прохождение «Жизнь - странная штука: Эпизод 3» будет сильно усложнено, ведь такое количество наличных не пропадает бесследно. Так что лучше оставить их на месте.

Хлоя объявит вам, что хочет искупаться, и вам не останется ничего другого, как отправиться с ней к бассейну. По пути обязательно обыщите шкафчики раздевалки, там вы найдете довольно интересные вещи. В самом бассейне будет темно, и вам необходимо отправиться в комнату управляющего и включить свет. После этого вы с подругой спокойно поплаваете в бассейне. Теперь вам нужно незаметно покинуть здание академии.

Будьте осторожны: по пути встретится охранник, вам необходимо незаметно проскользнуть мимо него, чтобы продолжить прохождение игры Life is Strange: Episode 3.

На следующий день

Проснувшись утром, подойдите к стулу, на котором развешана ваша одежда. В этот момент Макс скажет, что у нее нет никакого желания надевать свои вещи, ведь они полностью пропахли хлоркой. Хлоя предложит вам выбрать одежду в шкафу. Выберите себе что-нибудь из гардероба Рейчел и спускайтесь вниз. В столовой вас будет ожидать мать Хлои.

Поговорите с ней и, выбрав завтрак по вкусу, присаживайтесь за стол. Мать вашей подруги решит продемонстрировать вам семейный альбом, после чего в руках Макс окажется фото, сделанное родным отцом Хлои. Этот снимок еще пригодится вам в путешествии по игре Life is Strange. Прохождение 3 эпизода продолжится появлением подруги. В тот момент, когда она будет отвлекать свою мать, вам необходимо незаметно покинуть комнату и отправиться в гараж.

Поиск информации

Отыщите на месте ноутбук. Чтобы узнать, что он скрывает, вам необходимо найти пароль. Немного порыскав внутри, Макс отыщет ответ на эту загадку: шифром к ноутбуку служит семейная дата 11-27-08. Прочитайте нужную вам информацию и возвращайтесь в столовую. К семейному завтраку присоединится отчим Хлои, и вам нужно поговорить с ним. После беседы идите на улицу.

Продолжаем играть в Life is Strange: Episode 3 - Chaos theory. Прохождение приведет вас с подругой в кафе. На месте вы увидите трейлер Фрэнка, и Хлоя решит, что вам обязательно нужно попасть внутрь. Осталось только раздобыть ключи, ведь дверь заперта. Войдите в забегаловку и поговорите с владельцем фургона. Потом подойдите к Нейтану и побеседуйте с ним о Рейчел и Фрэнке. На эту же тему вам надо поговорить и с офицером полиции.

Узнав о собаках, подойдите к Фрэнку и заговорите с ним об этом. В этот момент владелец фургона поймет, что у Макс есть огромное желание пробраться внутрь трейлера. Фрэнк достанет ключи, и вам необходимо их взять. Как только он попытается вернуть свое, совершите скачок во времени назад. Выйдет так, будто ничего и не было, но ключи от фургона останутся у вас.

Возврат в прошлое

Вместе с подругой проникните внутрь трейлера. Оказавшись там, возьмите нож и взломайте решетку - здесь отыщется записная книжка, в которой вы найдете фото и письма, принадлежащие Рейчел. Поговорите с Хлоей о находке. Подруга страшно рассердится, ведь получается, что Рейчел ей лгала. Немного успокоившись, Хлоя подвезет вас до академии.

Рассматривая фотографию, которую вам дала мать подруги, Макс неожиданно окажется в прошлом. Она поймет, что попала в то злополучное утро, когда родной отец подруги попал в автомобильную катастрофу. Конечно, она решит изменить ситуацию и спасти Уилльяма от смерти. О том, как это изменит настоящее, вы узнаете, если продолжите играть в Life is Strange.

Прохождение 3 эпизода. Финал

Макс наблюдает, как Хлоя вместе с отцом готовит завтрак. В этот момент позвонит мать подруги и попросит Уилльяма забрать ее. Главной героине совершенно не хочется, чтобы отец подруги выехал на своей машине. На столе под кепкой возьмите ключи от автомобиля и бросьте их в раковину. Конечно, теперь отцу подруги придется отправиться на встречу автобусом, что сохранит ему жизнь. Довольно часто попытки Макс изменить прошлое к лучшему приводят только к худшему. Что же теперь изменится? Этот секрет Life is Strange (эпизод 3) мы узнаем в самом конце.

При возвращении в настоящее Макс ждет масса сюрпризов. Она узнает, что Стелла встречается с Уорреном, а отчим Хлои работает водителем автобуса. Но больше всего Макс волнует судьба Хлои и ее семьи. Поэтому ей необходимо сесть в автобус и отправится домой к подруге. Дверь нам откроет живой и невредимый отец Хлои. Дальнейшие события повергнут главную героиню в шок: та, которую Макс уже довольно долго спасает, окажется прикованной к инвалидному креслу. На этом заканчиваем наше прохождение Life is Strange. Эпизод 3 подошел к финалу.

По сюжету Life is Strange главная героиня Макс Колфилд получает дар, позволяющий ей перематывать время. Именно в её роли вам предстоит расследовать загадочное убийство, совершенное в Аркадии Бэй, и столкнутся с невероятными событиями, которые повлияют на будущее всего города.

Э пизод 1. Хризалида

В самом начале вы обнаружите себя в лесу, на который надвигается буря. Доберитесь до маяка, чтобы завершить сцену. Затем вы пробудитесь в классе, где учитель мистер Джефферсон читает лекцию. Изучите вещи на столе и сделайте «селфи» с помощью камеры. Когда учитель задаст вам вопрос, ответьте, как угодно.

После звонка поговорите с мистером Джефферсоном и изучите класс. Далее покиньте кабинет и доберитесь до уборной. Запечатлейте образ бабочки, чтобы запустить кат-сцену.

Внезапно в туалет вбежит парень вместе с девушкой. Начнется потасовка, по итогу которой случится несчастье. Именно в этот момент Макс обнаружит, что способна перематывать время, что затем и сделает.

Вы появились в том же классе на том же уроке. Героиня случайно разобьет свою камеру - отмотайте время. Снова сделайте селфи, чтобы Джефферсон обратился к вам. Далее ваша одноклассница ответит верно - ещё раз перемотайте время и ответьте вместо неё.

Когда урок закончится, побеседуйте с учителем и выслушайте его цитирование Леннона. Отмотайте время и сами произнесите цитату, чтобы удивить Джефферсона.

Теперь бегите в туалет, где скоро должны разыграться знакомые вам события. Возьмите молоток за ведром и ударьте по кнопке пожарной сигнализации. Если вы не успеете сделать это, то всегда можете отмотать время немного назад, т.к. сама Макс остается на том же месте.

Покинув уборную, вы встретите охранника, который начнет вас допрашивать. Ректор заступится за вас, после чего вы сможете поговорить с ним и сделать свой первый значимый выбор, который повлияет на дальнейшую историю: сдать Нейтана или нет.

Снаружи с вами свяжется Уоррен, который смской попросит вас принести ему флешку. В пути можете побеседовать с некоторыми персонажами, но это не совсем обязательно.

Дэниел, к примеру, предложит нарисовать вас, что в будущем откроет дополнительную сценку: если интересно, что за сценка, то лучше не отказываться от предложения.

В общежитии

Во дворе побеседуйте с ещё одними персонажами, а затем сделайте фото. Внутрь здания зайти сейчас вы не сможете, т.к. на пути сидит Виктория. Чтобы прогнать её, вы должны испортить её день.

Сперва сломайте ручку у ведра, которое находится левее. Далее посетите кладовую уборщика и активируйте разбрызгиватели, чтобы спугнуть подростков. После этого на них свалится краска и им придется уйти. Чтобы провернуть все, вам придется несколько раз отматывать время.

Здесь же можно попытаться утешить Викторию или поиздеваться над ней. Опять же, решение аукнется вам в будущем.

Внутри общежития зайдите в свою комнату. Осмотрите все предметы, если хотите разузнать героине больше. Сделайте снимок. Прочтите записку, чтобы узнать, что флешку забрала ваша соседка.

В пути к ней вы наткнетесь на взбешенную девушку - попытайтесь поговорить с ней. Далее зайдите в номер Вики и посмотрите на фотографии - их можно поменять местами, если хотите снова насолить ей. Сделайте фото и уходите.

У компьютера заберите записку и принесите её взбешенной девушке. Тогда та успокоится, а вы сможете забрать флешку. Также можете подобрать тест на беременность, но это не понравится Дане. Верните время назад и расскажите Дане о сплетне, которую вы услышали.

Снаружи побеседуйте с ученицей, в которую скоро влетит мяч. Не допустите это, обратив время вспять. Здесь же снимите очередное фото. К слову, помочь этой девушке вы сможете ещё несколько раз на протяжении всего прохождения Life is Strange.

У выхода вы обнаружите, как охранник допрашивает Кейт. Можете вмешаться в ситуацию, либо остаться в стороне.

На стоянке поговорите с Уорреном. Перед этим вы можете снова побеседовать с другими учащимися и сделать очередное фото у машины, взаимодействовав со стеклом.

Во время разговора с другом на вас набросится Нейтан Прескотт, который угрожал девушке в уборной вначале. Уоррен заступится за вас, начав драку.

Внезапно появится та самая девушка, на машине, которая остановится прямо возле вас. Это Хлоя, и Макс давно знает её - запрыгивайте внутрь, чтобы завершить задание.

В апартаментах Хлои

У Хлои вы можете изучить все доступные вещи. Во время исследований вы случайно разобьете снежный шар - отмотайте время. Под кроватью вы найдете диск, после чего Хлоя расскажет вам о прошлом. Включите музыку и спуститесь в гараж.

В пути вы можете заглянуть в комнату родителей Хлои, а также спасти птицу, отмотав время. В гараже взаимодействуйте с пистолетной стойкой, чтобы узнать, что одно оружие пропало.

В итоге один из них упадет и испачкается в масле. По фото вы узнаете, что отчим Хлои преследовал Кейт. Перед уходом не забудьте отмотать время, чтобы скрыть следы.

Затем заберите инструменты. Вам придется сначала найти картонку и сунуть её вниз. Далее нужно включить машину, после чего нужные вам вещи свалятся.

Вернитесь к Хлое и поговорите с ней. После танцев в комнату постучит отчим девушки, так что вам придется прятаться. Прежде чем открыть дверь, уберите напольную лампу, иначе она упадет и заблокирует вам путь.

Теперь перед вами откроется ещё один выбор: спрятаться в шкафу или нет. Если вы укроетесь внутри, то, когда отчим войдет, вы можете не заступаться за Хлою и не выходить. Если же вы вмешаетесь, то отчим решит вызвать полицию, но и в этот раз Хлоя осадит его, пригрозив вещдоками насчет Кейт.

В награду за помощь Хлоя покажет вам пистолет, который она стащила в гараже. Наконец, в шкафу можно и не прятаться, и тогда Хлоя сразу обвинит героиню в том, что травка принадлежит ей. Финалы развития этой сцены одинаковы.

На утесе

Вы попадете за город, к маяку, который видели в самом начале игры, но теперь здесь нет бури. Сделайте фото (хлоя на фоне заката и птица у булыжника), а затем побеседуйте с подругой.

Внезапно вас снова перенесет в кошмар со штормом. Ступайте за силуэтом оленя, который приведет вас к газете, где указана дата: 11 октября. Смерч обрушится на город и снесет его, после чего вы проснетесь. Начнется снег, говорящий о том, что грядет невероятно сильная буря.

Э пизод 2: Вразнобой

Вы проснетесь в своей комнате. Заправьте постель и осмотритесь - вокруг появились новые вещи для взаимодействия. Возьмите предметы для гигиены и отправляйтесь в душевую.

В пути вы наткнетесь на уже знакомую вам Алису, в которую швырнут туалетную бумагу - не допустите этого, если есть желание. После этого вы можете заглянуть к Дане и перекинуться с ней парой слов.

В душевой же вы обнаружите Кейт. Если прежде вы оказали ей помощь, то она примет вас тепло. Затем девочка попросит вас вернуть ей книгу. В кабинке вы услышите, как Виктория и её подруга третируют Кейт, говоря о каком-то видео с тусовки.

Выяснится, что Нейтан споил девочку и заснял непотребный ролик, который быстро разлетелся по интернету. Перед уходом они напишут на зеркале адрес видео в интернете - сотрите его, если хотите.

Вернувшись в комнату, вы обнаружите бардак, если прежде сдали Нейтана директору. В ином случае все будет в порядке. Возьмите книгу для Кейт - вы случайно испачкаете её, так что придется обратить время вспять. Оденьтесь и ступайте к девочке.

В комнате Кейт вы сможете изучить множество предметов. После этого побеседуйте с ней и отдайте книгу. Та расскажет вам, что охранник Дэвид считает её членом клуба Циклон. По поводу видео девочка ответит, что ничего не помнит. Однако очевидно, что во всем виноват Нейтан.

В общежитии

Во дворе поговорите с Сэмюэлем - школьным уборщиком, отличающимся своеобразными взглядами на мир. Также вы можете побеседовать с Тейлор, подругой Виктории, которая попросит вас отстать. Можно перемотать время, чтобы заинтересовать её.

Наконец, у выхода вы повстречаете Уоррена, который заступился за вас на парковке. Он позовет вас в кино, а соглашаться или нет - это уже ваша забота. Перед уходом положите пончик (лежит в урне) на скамейку и дождитесь появления белки, которую можно сфотографировать.

В закусочной

В пути поговорите с жителями и сделайте фото собаки и вывески забегаловки. Внутри вы можете посетить уборную и сделать ещё один снимок. Теперь отправляйтесь ожидать Хлою. К вам подойдет её мать Джойс и заговорит о Дэвиде. В конце женщина предложит вам выбрать еду.

Когда Хлоя придет, вы увидите небольшую сцену их общения с матерью. Ваша подруга до сих пор не может оправиться от вчерашних событий и хочет, чтобы вы ещё раз доказали существование ваших способностей.

Сперва вы должны определить, что лежит в карманах Хлои. Первый раз вы ошибетесь, но затем, когда подруга покажет все вещи, отмотайте время и перечислите все содержимое: брелок с пандой, пачка сигарет (7 штук), 86 центов и талон на парковку.

Далее вам предстоит предсказать, что случится в следующие минуты. Наблюдайте за событиями вокруг, а затем отмотайте время и выложите все Хлое. Вы должны запомнить, что сначала водитель опрокинет чашку, после чего полицейского вызовут по рации, а его товарищ отправится в одиночку.

Затем между Джастином и Тревором начнется ссора, а Джойс угомонит их. Наконец, в автомат с музыкой заползет жук, который и сломает его.

На этом эпизод завершится. Хлоя же пригласит вас в свое убежище на свалке. Здесь же вам позволит Кейт, отвечать которой или нет - решать вам.

Хлоя хочет, чтобы вы ещё раз продемонстрировали свои способности. Она предложит вам пострелять в импровизированном тире, но для начала нужно найти пять бутылок.

Бутылка 1 - находится на тазике красного цвета. Чтобы достать её, вам придется пододвинуть ящик подле.
Бутылка 2 - лежит наверху, куда вы сможете забраться на своих двоих, но затем вам необходимо будет положить доску для перехода.
Бутылка 3 - в убежище Хлои.
Бутылка 4 - неподалеку от убежища, в углу.
Бутылка 5 - Возле входа на свалку за автобусом.

Также здесь вы можете сделать три фотографии: снять автобус, лань, а затем лежащую на машине Хлою (после тира).

Отыскав все бутылки, отчитайтесь перед Хлоей. Стрелять будет она, вам же придется направлять её, отматывая время после каждого промаха.

Первая мишень - вправо и выше;
Вторая ключевая мишень - по колесному ободу;
Третья ключевая мишень (машина) - в колесо.

Перетрудившись, Макс потеряет сознание. Когда она очнется и тоже решит пострелять, внезапно объявится знакомый Хлои по имени Фрэнк. Он хочет, чтобы Хлоя вернула ему долг.

Во время ссоры Хлоя заметит браслет Рэйчел, который каким-то образом оказался у Фрэнка. В это время Макс наставит на него пистолет. Если вы выстрелите, то ничего не произойдет - патронов в оружии нет. Если же откажетесь стрелять, то Фрэнк просто заберет у вас пушку.

У железной дороги

Далее, когда страсти улягутся, начнется кат-сцена с милой прогулкой по ж/д пути. В один момент Макс отвлечется очередным видением, после чего обнаружит, что Хлоя застряла. Тогда же вы услышите сигнал приближающегося состава - необходимо спасти Хлою, выбрав один из двух вариантов действий.

По первому вы можете найти фомку, с помощью которой у вас получится убрать подпорку в катушке и уронить её, сломав тем самым контрольную панель.

Второй - с той же монтировкой пробраться на склад и найти плоскогубцы, которые помогут бережно вскрыть панель и вручную отрубить питание (красный провод). Остается только потянуть за рычаг, чтобы переключить стрелки.

В высшей школе

После незабываемой «вечеринки» вы окажетесь дома. Поговорите с Кортни, если хотите записаться на вечеринку в Циклоне. С первого раза она пошлет вас куда подальше, но вы можете попытаться подобрать верные слова, отматывая время. Сфотографируйте его успех.

По дороге в класс загляните к Уоррену, который занимается экспериментом. Он не знает, какое именно вещество нужно положить в колбу, так что вам придется выбрать наугад, а затем поговорить с профессором Грант, которая подскажет верный ответ.

Наконец, в классе запечатлейте Алису у окна. Сядьте за стол, чтобы начать урок, а затем ожидайте прибытия Закари.

Следующая сцена - снаружи кампуса, где столпились люди. На крыше вы увидите Кейт, которая покончит с собой. Возвращать время назад постоянно у вас не получится, но в один момент Макс обнаружит, что научилась и вовсе останавливать его. Теперь смело поднимайтесь на крышу к Кейт.

Время снова возобновится, и поэтому вам придется вручную уговаривать Кейт не убивать себя. Имейте в виду, что сейчас время отматывать нельзя, т.к. Макс сильно ослабла.

Необходимо указать девушке, что она ваша подруга, посоветовать ей быть сильнее остальных, упомянуть об отце и сделать отсылку к библии (можно было прочесть в библии, когда вы посещали комнату Кейт). Если вы помогали девушке ранее, то теперь она доверится вам и не будет кончать жизнь самоубийством.

После эксцесса начнется совет в кабинете ректора. Вы можете обвинить троих сотрудников университета.

  1. При обвинении Нэйтана директор решит побеседовать с родителями Макс, если вы не сообщали ему о нападении в туалете в начале игры. Также, если вы взяли вину за травку в доме Хлои, то охранник Дэвид обязательно расскажет об этом, что плохо скажется на вашей репутации.
  2. При обвинении Дэвида вы добьетесь того, что его отстранят от службы.
  3. При обвинении Джефферсона вы добьетесь того, что ему запретят представлять школу на грядущем конкурсе «Герой дня».

Э пизод 3: Теория Хаоса

Вы проснетесь в своей комнате. Окажется, что Хлоя хочет встретиться с вами. При желании исследуйте комнату и выходите наружу. Загляните к Дане, чтобы узнать, что Виктория куда-то ушла - теперь вы можете изучить её комнату и сделать фото фигурки. В душе вы можете поговорить с Тэйлор.

На улице сфотографируйте белку на скамье. Просто так покинуть общежитие у вас не получится, потому что на выходе выпивает ректор Уэллс. Чтобы миновать его, вам нужно просто отматывать время.

Далее вместе с Хлоей вы решите пробраться в школу и осмотреть кабинет ректора. Чтобы вскрыть дверь, вы должны создать взрывчатку. Напишите Уоррену, чтобы узнать необходимые ингредиенты: сахар, сода, скотч и хлорат натрия.

Первую вещь из списка вы найдете здесь же, в приемной. Вторую - в коридоре, внутри автомата с содой. Хлорат же находится в кабинете химии в конце коридора. Тут же вы можете запечатлеть две картины: аквариум и скелет.

В кабинете напротив заберите скотч и вернитесь к подруге, чтобы создать взрывчатку. Вы успешно вскроете дверь, но запустите сигнализацию. Теперь зайдите внутрь кабинета и отмотайте время, чтобы открыть дверь с другой стороны. Здесь сделайте снимок Хлои за столом.

Теперь вы должны отыскать сведения. Сперва изучите документ Кейт, после чего осмотрите пачку бумаг справа от директорского стола. В шкафчиках вы найдете ещё документы.

Во время разговора с Хлоей вы узнаете, что она отыскала занятную инфу: реальный документ Нейтана. Прежде чем уйти, Хлоя хочет забрать деньги директора, но вы можете переубедить её.

В бассейне

В раздевалке изучите шкафчики. После этого включите свет в помещении охраны. В углу бассейна вы можете найти список тех, кто приглашен на вечеринку в «Циклоне» - подкорректируйте его, если хотите.

Затем Макс прыгнет в бассейн вслед за Хлоей. Когда они закончат веселье, появится охранник, от которого придется скрываться. Спрячьтесь в кабинке, куда вскоре заглянет Дэвид. Вы должны двигаться аккуратно, уклоняясь от света фонарика.

В доме Хлои

У Хлои начнется кат-сцена с душевным разговором. Ваша одежда испортилась, так что придется надеть вещи Рэйчел. Тут же Хлою можно поцеловать.

Выходите в коридор и в ванне сделайте снимок.

Снизу спугните птичку на шкафу, чтобы она вылетела наружу, предварительно открыв окно. После этого вы можете последовать за ней и сфотографировать её.

На кухне скажите матери Хлои, что вы будете есть. Принесите ей продукты и наблюдайте за сценой беседы между Джойс и Макс. Затем придет Хлоя, которая попросит вас исследовать гараж Дэвида.

Вам придется отыскать пароль от его ноутбука: «семья > 11/27/08». Вы найдете его внутри авто. После этого придет сам Дэвид.

В закусочной

Макс и Хлоя решают, что Фрэнк сильно связан с Рэйчел, поэтому необходимо изучить его фургон. Чтобы сделать это, вам придется раздобыть ключи.

В забегаловке побеседуйте с Фрэнком. После этого с Нэйтаном и полицейским. От второго вы можете узнать, что он находится в сговоре с родителями Нэйтана, которые попросили его следить за парнем.

Если вы сообщите об этом самому Нэйтану, то он откроет вам, что Рэйчел и Фрэнка связывает кровная клятва. Тут отмотайте время и скажите ему об этом сами. Заполучив необходимые сведения, вернитесь к Фрэнку.

Теперь он будет более открыт с вами и даже покажет фото Рэйчел, вытащив вместе с ним ключи. Возьмите ключи и отмотайте время. После этого вернитесь к Хлое и откройте фургон. В пути предупредите Алису, чтобы она отошла от дороги.

Из фургона вылетит собака - прогоните её, бросив приманку на дорогу или парковку. В самом фургоне вскройте решетку вентиляции с помощью ножа. Внутри вы найдете переписку и многочисленные фото. Окажется, что Фрэнк и Рэйчел по-настоящему любили друг друга. Расскажите об этом Хлое.

Дома Макс научится переноситься в прошлое и окажется в далеком детстве. Ей 13 лет, отец Хлои ещё жив, и именно в доме их семьи развернутся последующие события. Запечатлейте отца и дочь для последнего снимка.

Затем позвонит Джойс, которая попросит забрать её с работы. Именно тогда Уильям отправился за женой и погиб в аварии.

Вы должны попытаться остановить его, спрятав ключи, которые лежат под кепкой. Выбросите их на улицу или в раковину.

В итоге ваша затея сработает, но затем, когда вы вернетесь в настоящее, то оно тоже изменится. Окажется, что Макс и Хлоя давно не общаются, а сама героиня является подругой Виктории и её гламурного окружения.

Дэвид является водителем автобуса, а Уильям жив. Отправляйтесь к дому Хлои. На месте вы обнаружите, что Хлоя парализована.

Э пизод 4: Проявочная

Вместе с «новой» Хлоей вы проветриваетесь на пляже. Здесь вы узнаете, что Хлоя попала в автокатастрофу на купленной отцом машине. Ей так и не довелось узнать, кто такая Рэйчел, да и весь её бунтарский стиль будто канул в Лету.

Дома у Хлои дайте подруге воды. Окажется, что Макс тоже отвернулась от Хлои после аварии, так что девушка осталась совсем одна. Хлоя предложит посмотреть фильм, чтобы воскресить старые времена.

После этого Хлоя попросит достать ей обезболивающее, так как у неё случаются сильнейшие головные боли. Посетите гостиную, кухню и узнайте у Уильяма, как они справляются.

На втором этаже загляните к Джойс. Затем посетите ванную и заберите морфин. Также вы можете заглянуть в старую комнату Хлои и увидеть, как здесь все изменилось.

В итоге, когда вы принесете Хлое морфин, та попросит вас ввести ей летальную дозу. Девушка устала так жить, она знает о финансовых трудностях родителей и поэтому хочет покончить с этим.

Вы можете осуществить её желание, сказать нет или ответить неопределенно - все это неважно, так как вскоре вы вернетесь в обычную реальность.

В доме Хлои

С Хлоей все в порядке - сделайте фото (первое в эпизоде), чтобы запечатлеть её. Изучите доску с найденными уликами и посетите гараж, чтобы найти три последние зацепки.

Дэвид как раз уходит, так что вы можете изучить его вещи. Вскройте ящик с замком с помощью лома или кода, а затем сфотографируйте гнездо. Поговорите с Хлоей и уходите.

Вам нужно посетить Кейт, которая находится в больнице. Побеседуйте с ней и отправляйтесь в общежитие. Сейчас вы должны узнать, где живет Нейтан. Также не забудьте запечатлеть две картины: скульптуру и белку.

У Брук узнайте, где находится Нейтан. Его нет в кампусе, так что ступайте к Хлое. Перед этим вы можете поговорить с уборщиком, который расскажет вам, что происходит с умершими животными.

Внутри снимите следы на полу. Если в больнице вы подбодрили Кейт, та сообщит вам, что Нейтан живет в комнате 111. С помощью огнетушителя вскройте замок и исследуйте помещение. Вы обнаружите царапины, а за диваном - спрятанные предметы.

Отправляйтесь к Хлое и покажите ей, что нашли. Тут же к вам подойдет взбешенный Нейтан, которого остановит внезапно появившийся Уоррен. Он начнет избивать психопата, но вы можете попросить его прекратить.

На пляже

Вы повстречаете Фрэнка и наконец решите все проблемы. Снимите побережье с китами. Постучитесь к Фрэнку и верните ему деньги, если хотите. После этого, если вы будете отвечать жестко, из фургона выбежит собака, которую Хлоя застрелит. Фрэнк набросится на неё, после чего тоже погибнет от пули.

Если вам не нравится такое развитие событий, обратите время вспять и уговорите Хлою выбросить оружие, а также попросите её быть помягче. Фрэнку же скажите захлопнуть фургон. В итоге Фрэнк получит колотую рану. Если не выбрасывать пистолет, но закрыть дверь, то он будет ранен пулей в ногу.

Наконец, чтобы мирно разрешить события, просто скажите ему, что испугались, а теперь просите прощения. Также расскажите ему, что знаете о том, как он заботится о собаках и упомяните о фото Рэйчел. Тогда Фрэнк отдаст вам список клиентов добровольно.

В доме Хлои

Наконец-то все улики на месте, и теперь вы должны их сопоставить. Выберите Фрэнка и сложите книгу клиентов с запиской расшифровки. Потом отыщите в списке Нейтана и соотнесите его имя с кличкой «Рот».

Выберите Дэвида, возьмите фото машины Нейтана, затем координаты и снимок потасовки между ним и Уорреном. Сложите координаты справа внизу и два снимка авто подростка (справа и сверху).

Выберите Нейтана. Сначала возьмите его сим-карту, телефон, пароль и документ. Чтобы вскрыть телефон, вы должны отыскать пароль 0829 - это дата рождения из досье Нейтана. Также можно трижды ввести неверный пароль, и тогда вы сможете вбить пак-код.

Работа почти завершена - сейчас вы должны взять зацепки из каждой строки и соотнести их, чтобы отыскать конечное местоположение. Когда дело будет сделано, отправляйтесь на точку.

У старого сарая

Тут сделайте два снимка (две птицы: 1 на заборе, другая внутри строения). Сзади сарая вы найдете вход. Внутри изучите пол, чтобы найти потайную дверь. Попасть вниз можно следующим образом: возьмите крюк у колонны и прицепите его к замку.

Для этого вы должны подняться наверх и попросить Хлою о помощи. Поднимите двигатель, который позволит вам забраться. Перемотайте время, чтобы вернуть его обратно, после чего зацепите веревку к двигателю и сбросьте его.

В подвале вы обнаружите целый бункер, дверь в который заблокирована паролем. Часто нажимаемые кнопки немного стерлись, так что вы без труда найдете необходимый код: 542.

Внутри изучите шкафы, в которых лежат досье на всех учащихся академии. Тут же Хлоя обнаружит снимок свалки, где они тусовались с Рэйчел. Прямо сейчас вам нужно будет отправиться на свалку, где вы обнаружите тело бедной девушки.

На вечеринке

Сфотографируйте двойную луну снаружи, а также граффити в душевой. В пути предупредите Алису, иначе та свалится в бассейн.

В вип-зону вас не пропустят, так что вам нужно попросить Кортни о помощи. Оказавшись среди вип-персон, отыщите Викторию и расскажите ей о Нейтане.

Э пизод 5: Раскол

Вы очнетесь в бункере, будучи связанной. Здесь же окажется и Виктория, если вы предупредили её в предыдущем эпизоде.

Чтобы выбраться, правой ногой подтяните к себе столик с фото, которые принадлежат Джефферсону. Вы должны сфокусироваться на снимке, чтобы оказаться в нем.

Вас перенесет в недавнее прошлое, когда Джефферсон уже поймал вас и начал свою безумную фотосессию. Вскоре он вколет вам наркотик, после чего вы снова окажетесь в настоящем. На столике выберите снимок, где Макс бодрствует, и перенеситесь туда.

В беседе с Джефферсоном вы узнаете, что он и есть главный маньяк, который обманул всех, включая Нейтана. Он получает удовлетворение, когда снимает девушек. Главное для него - запечатлеть тот момент, когда они осознают безысходность ситуации и скорую смерть.

За гибель Рейчел ответственен Нейтан, который случайно ввел ей смертельную дозу наркотика, подражая Джефферсону.

После разговора психопат-учитель на время отлучится, а у вас появится возможность вырваться отсюда. На столе найдите дневник. Чтобы дотянуться до него, верните время обратно и попросите Джефферсона дать его вам. Далее вы сможете переместиться в другое время.

В кабинете искусств

Вы окажетесь во сне уже идущего сна, так что Макс будет чувствовать себя плохо. Она перенесется в самое начало, в кабинет искусств, откуда стартовал сюжет. После звонка вы должны рассказать Дэвиду о Джефферсоне. Найдите его номер и отправьте сообщение.

В самолете

Следующая остановка - самолет, направляющийся в Сан-Франциско. Макс победила в конкурсе и получила возможность посетить обитель фотографов. Джефферсона арестовали, а Хлоя оказалась жива. Макс же начинает чувствовать себя плохо.

Оказавшись дома, разорвите фото, чтобы не допустить предыдущего развития событий. Затем вы снова обнаружите себя в бункере. Здесь Виктория погибла, а дневник Макс учитель уничтожил.

В бункере

Очередное фото в этом эпизоде сделает для вас сам Джефферсон, если вы попросите. Учитель завершил свою работу и теперь готовится убить Макс. В конце в бункер ворвется Дэвид, которого Джефферсон застрелит. Отмотайте время и предупредите Дэвида в последний момент, когда учитель спрячется за стеной.

Подтяните провод, чтобы Джефферсон поскользнулся. После этого охранник разберется с психом и спасет вас. Перед уходом вы можете поговорить с Джефферсоном. Если вы расскажите ему о том, что Хлоя мертва, то он застрелит психопата на месте.

На улице

Снаружи героиня позвонит Уоррену - тот пережидает начавшийся шторм в забегаловке Джойс. Также в пути вы можете прослушать сообщение Нейтана, который откроет вам, что на самом деле не хотел никому зла, что родители никогда ни в чем его не слушали и не понимали, и что он сглупил, последовав за Джефферсоном. Это последние слова подростка, так как после этого Джефферсон убивает его.

У забегаловки доберитесь до здания через развалины и преграды, которые устроил разыгравшийся шторм. Вы можете спасти четырех человек в пути: водителя, Эвана, Алису и рыбака.

Эван собирается заснять шторм на камеру, но, увы, получает обломком по голове и погибает. Предупредите его, чтобы спасти. Из-под развалин помогите выбраться водителю. В доме спасите Алису, перекинув ей доску.

Чтобы добраться до закусочной, вы должны миновать дыру в стене. В магазине потушите огонь с помощью сигнализации, которую можно активировать возле блоков. Тогда же рыболова ударит током, так что вам нужно вернуть время назад, помочь ему, и только потом запустить предохранители.

В пути к забегаловке сфотографируйте кита у дороги и авто на крыше строения. Пройдите внутрь через отверстие сбоку. Расскажите Фрэнку, что случилось с Рэйчел, если хотите. Побеседуйте с Джойс, а затем подойдите к Уоррену, которого можно обнять, поцеловать или отшить.

Возьмите его снимок и перенеситесь на вечеринку. Тут же расскажите Хлое правду о Джефферсоне. Вместе девушки решают сообщить все Дэвиду.

Затем вас снова перебросит в другое время, где девушки идут к маяку, где начинается шторм. Далее Макс снова окажется в кабинете Джефферсона, но реальность начинает изменяться. У стола посмотрите на вырезанные буквы дважды, а потом сфотографируйте их.

На выходе вы попадете в общежитие. Возьмите ключ возле душевой, параллельно сняв белок за окном. Ступайте в указанную на ключе комнату, чтобы попасть в начало коридора.

Отыщите комнату Рэйчел и загляните в нее. Далее, в роли Виктории, зайдите уже в её комнату. Будучи Макс, ступайте в комнату, чтобы переместиться в коридор университета. У скелета взаимодействуйте с ним и сделайте очередной снимок.

За углом возле уборщика найдите шкаф Уоррена и откройте его для нового фото. Последнее фото вы должны сделать тогда, когда соберете все пять бутылок (снять нужно именно их).

Бутылка 1 - возле Джефферсона на катушке.

Бутылка 2 - в убежище Хлои.

Бутылка 3 - неподалеку от выхода на машине.

Бутылка 4 - на багажнике авто рядом.

Бутылка 5 - на другом авто возле автобуса.

Затем доберитесь до скамьи и запустите сцену. Начнутся флэшбеки. Вскоре вы попадете в забегаловку, где находятся все важные персонажи и сама Макс, с которой можно поговорить.

В завершении вам останется пройти финальную тропу с ключевыми сценами. Наконец, вы доберетесь до маяка и решите судьбу Хлои: уничтожить город ради неё или дать ей погибнуть, но спасти Аркадию Бэй. На этом прохождение Life is Strange завершается.


Лайк, если пригодилось

Вы с Хлоей отправитесь в таинственное место, найденное в уликах. Прежде чем вы начнете искать альтернативный вход в сарай, идите налево и сделайте еще одну фотографию в свой альбом. Если птица, показанная на картинке, улетит до того, как вы сделаете снимок, вернитесь назад во времени.

Сделав снимок, повернитесь и идите к боковой стене сарая. Здесь вы найдете металлическую крышку, используйте на ней команду Move (Двигать). Как только вы попадете внутрь, осмотритесь вокруг в поисках чего-нибудь подозрительного.

Вы будете ходить по сену, исследуя сарай. Однако в некоторых местах вы услышите металлическую крышку под ногами. Идите к стене, показанной на картинке, и раскройте вход в подвал. Как только вы откроете вход, вы увидите замок.

После неудачной попытки открыть замок, подойдите к верхнему выступу, изображенному на картинке, и поднимитесь по нему. Выше, используйте старый двигатель, чтобы добраться до первого этажа. Как только вы там, вы найдете сову, вы можете сфотографировать ее в свою коллекцию.

Во время разведки Макс решит использовать рычаг, трос и старый двигатель, чтобы открыть люк в земле. Идите вниз и к крюку, показанному на картинке. Прикрепите его к замку и вернитесь наверх. Старый двигатель, который позволил вам подняться, идеально подойдет для подъема крюка на люк. Вернитесь в то время, когда двигатель стоял выше, прикрепите веревку и потяните ее вниз.

Добравшись до подвала, вы увидите технологически продвинутый бункер. Вам придется угадать числовой пароль. Макс сообщит, что некоторые номера стерты и что пароль должен быть угадан методом попыток и сбоев. Если вы были наблюдательны, вы должны помнить, что номер был в школьных документах Натана (отмечен красным). Номер 542. После ввода трех неправильных чисел механизм заблокируется, и вам придется вернуться назад во времени.

После входа в бункер вы увидите подготовленный план фотосъемки. Вы найдете некоторые подсказки, которые Кейт и Рейчел, под некоторыми сильными наркотиками, были вынуждены позировать. Некоторая информация, включая фотографии, будет найдена в компьютере. Чтобы найти остальное, вы должны идти к ящику рядом с Хлоей и взять набор фотоальбомов.

После побега из бункера, вы с Хлоей отправитесь на вечеринку в Vortex Club. Пройдя через ворота, идите к батуту и посмотрите направо. Вы сможете взять последнюю фотографию в свою коллекцию.

Идите налево, по дороге в VIP раздел вы найдете Алиссу, показанную на картинке. Еще раз, вы можете предупредить ее об опасности. Как только вы доберетесь до места назначения, поговорите с девушкой о том, чтобы добраться до закрытой части вечеринки. После того как она откажется, вам придется найти другой способ добраться до VIP-персон.

Чтобы попасть туда другим путем, идите к другой стороне бассейна и потяните блокаду, показанную на картинке выше. Добравшись до другой стороны, переверните время так, чтобы все вернулось обратно.

Идите к Виктории в VIP-секции и поговорите с ней о Натане. Во время разговора вы можете предупредить ее о бункере и о том, что она, вероятно, станет следующей жертвой или проигнорирует ее полностью. В зависимости от решений, принятых в предыдущих эпизодах (о том, что она значит для Виктории), она может поверить вам и поблагодарить за предупреждение или игнорировать его. Независимо от выбора, вернитесь к Хлое, покиньте вечеринку вместе и отправляйтесь на место захоронения Рейчел Эмбер.

Как только вы доберетесь до места назначения, следуйте за Хлоей. Во время исследования, вы будете атакованы врагом, который будет вводить вам препарат и убьет Хлою. Вы узнаете, что ваш враг не Натан, а Джефферсон.

Прохождение игры - Страница 1

Прохождение написано для английской версии игры с русификатором

При нажатии клавиши «Esc » попадаем в игровое меню .



Передвижения персонажа осуществляются клавишами управления курсором. С помощью мыши можно делать обзор на 360°. Если Вы выбрали неправильный ответ и встали в тупик, то можете отмотать время назад и выбрать тот ответ, который продвинет Ваше прохождение дальше. Если Вы совершили неправильное действие, то при нажатии клавиши «Ctr » Вы быстро отменяете свое предыдущее действие перемоткой времени.

Инвентарь в игре не предусмотрен. Если находим нужную нам вещь , то она отражается в правом верхнем углу экрана.

Фотографировать объекты можно только в том случае, если предлагается выполнить такое действие. В альбоме у Макс есть маленькие зарисовки-подсказки, где именно можно сделать фотографии.

Игра нелинейная и развитие сюжета зависит только от выбранных Вами действий . Выбор вопросов мало влияет на прохождение. Вам предлагается один из вариантов прохождения.

Сохранения: в игре используется автосохранение

Играем за Макс Колфилд

Хо́лден Ко́лфилд (англ. Holden Caulfield) - главное действующее лицо романа Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», ставшее символом юношеского бунта и нонконформизма. Впервые персонаж с таким именем появляется у Сэлинджера в рассказе «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню» 1941 года. (Википедия )

После просмотра вступительного видеоролика, поворачиваемся налево, и движемся вверх по ступеням. Идем прямо и приближаемся к скамейке на самом краю обрыва. Смотрим еще одни видеоролик, и после его просмотра оказываемся в учебном классе.

Академия Блэквелл

Кабинет искусства

Прислушиваясь к словам преподавателя, изучаем вещи на своем столе. Для того, чтобы рассмотреть вещь ближе или прочитать документ, зажимаем левую клавишу мыши и подводим курсор к записи нужного действия . Разглядываем свою фотографию . Для выхода из режима просмотра нажимаем на кнопку «Назад» в правом нижнем углу. Открываем дневник и читаем записи в своем журнале. Можно пролистать вкладки вверху дневника, чтобы лучше понять нашу героиню. По мере прохождения в дневнике будут появляться новые сведения и фотографии персонажей с их характеристиками. После прочтения закрываем дневник, нажав на кнопку «Выйти» в правом нижнем углу. Присматриваемся к своей фотокамере на столе. Берем ее, и Макс автоматически делает моментальный снимок – селфи.

Се́лфи (англ. selfie, от «self» - сам, себя) - разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала, шнура или таймера . (Википедия )

Когда учитель обращается к нам с вопросом, отвечаем:

- Я знала, но забыла…

На заданный преподавателем вопрос отвечает наша однокурсница Виктория. Запоминаем ее ответ – пригодится. После окончания занятий проходим вперед. Обращаем внимание на вещи Виктории на столе слева. Проходим вперед, справа на парте замечаем надпись , фотографируем ее. Разглядываем рисунки и плакаты, развешанные по стенам. Примечаем также фотографии леса и маяка на утесе из нашего кошмара. Обращаем внимание на принтер , на котором можно распечатывать свои фотографии. Закончив осмотр, приближаемся к своей подруге Кейт , сидящей за партой. Она выглядит опечаленной. Беседуем с Кейт (любые фразы). Закончив разговор с Кейт, подходим к преподавателю и говорим с ним.

Мистер Джефферсон, можно с Вами поговорить?

- А я должна участвовать?

Слова Джефферсона о том, что нам просто необходимо принять участие в конкурсе, нас не убеждают, но и спорить с ним мы не собираемся. Открываем дверь и выходим в коридор. В коридоре нам в голову приходит мысль о срочном посещении туалета. Отправляемся на его поиски.

Коридор

Включив плеер с музыкой, движемся прямо по коридору. Примечаем справа красный шкафчик , в котором находятся наши вещи, и открываем его. Полюбовавшись семейными фотографиями на дверце шкафчика, закрываем дверцу и снова движемся вперед по коридору. Следуя по коридору, обращаем внимание на своих сокурсников, каждый из которых занят своим привычным делом. Проходим мимо игровых автоматов, и поворачиваем направо. Замечаем на доске объявлений сообщение о пропаже . В дальнейшем можно увидеть эти объявления, расклеенные повсюду. Нам нужно прочитать только одно из таких объявлений.


Читаем это объявление и разворачиваемся. Приближаемся к двери женского туалета , открываем ее и входим в санузел.

Дамская комната

Проходим вперед, смотримся в зеркало . Наклоняемся над раковиной, открываем кран и умываемся. Неожиданно в помещение влетает прекрасная голубая бабочка. Не упускаем такой момент и фотографируем бабочку . Смотрим видеоролик, после окончания которого, мы снова оказываемся в учебном классе мистера Джефферсона.

Кабинет искусства

Когда наш «Полароид» падает на пол и разваливается на части, вверху экрана появляется сообщение о том, что при нажатии на правую клавишу мыши (ПКМ), мы можем перематывать время назад. Нажимаем ПКМ и отматываем время назад. Все в порядке, теперь наша фотокамера лежит у нас на столе в целости и сохранности. Снова делаем селфи, чем привлекаем внимание преподавателя. Пытаемся отвертеться от ответа:

- Мне нужно в туалет

Понимаем, что снова дали неправильный ответ. Отматываем время назад, и теперь в разговоре у нас появляется правильный ответ:

- Дагерский процесс

Ловим на себе ненавидящий взгляд Виктории, но урок заканчивается. При выходе из помещения нас останавливает вопрос Джефферсона. Выбираем вариант ответа:

- Я не хочу упустить свой шанс.

Слышим от преподавателя правильный ответ, который приводит цитату Джона Леннона «Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживленно строишь другие планы», и снова перематываем время назад. Теперь в наших вариантах ответов появляется дополнительный вариант :

- Как сказал Джон Леннон…

Джефферсон остается доволен нашим ответом, поэтому теперь мы можем покинуть класс. Открываем дверь и выходим в коридор.

Коридор

Нигде не задерживаясь по пути, торопимся в женский туалет.

Дамская комната

Смотрим небольшой видеофрагмент, в котором Макс лихорадочно повторяет свои предыдущие действия. Когда возле двери туалета разгорается скандал, обращаем внимание на красную кнопку пожарной тревоги. Но нажать на кнопку мы не можем, т.к. она находится за стеклом, которое необходимо разбить.



Смотрим на тележку в левом углу и сдвигаем ее в сторону. Находим на полу молоток и поднимаем его. Изображение молотка появляется в правом верхнем углу. Поворачиваемся к кнопке пожарной сигнализации, и выбираем «молоток ». Слышим звук пожарной сигнализации и смотрим небольшой видеофрагмент. Все, девушка спасена!

Примечание автора . Если Вы не будете успевать делать нужные действия, то отматывайте время назад столько раз, сколько это будет необходимо для выполнения задания. Во время перемотки времени Вы можете управлять своим персонажем. Если Вы уже нашли молоток, но не успели им разбить стекло, то снова перематывайте время и не волнуйтесь, т.к. найденный Вами молоток уже никуда не денется.

Коридор

Под звуки пожарной сигнализации выходим в коридор. Нас останавливает охранник с требованием объяснить, почему мы до сих пор не покинули здание академии. В разгорающийся конфликт вмешивается ректор Уэллс. Говорим с ним. Мы можем сказать ректору правду о происшествии в туалете, а можем и утаить ее. Оба ответа будут иметь последствия. Если решим рассказать правду, то после выхода из здания академии услышим, как ректор призывает к себе Нейтона, а мы получим от родителей гневное SMS-сообщение. Перематываем время и решаем не рассказывать ректору правду. Покидаем здание академии.

Главный кампус

Внутренний дворик

Ка́мпус (лат. campus) - университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов , библиотеки, аудитории, столовые и т. д. (Википедия )

Выходим из академии, и поворачиваем влево. Получаем SMS-сообщение от Уоррена, которому срочно понадобилась его флешка. (Для прочтения SMS нажимаем клавишу «Tab » ) Встречаем мисс Грант, которая просит подписать петицию против инициативы начальника охраны Дэвида Мэдсена установить повсюду камеры слежения. Поговорив с преподавательницей, подписываем петицию. Это действие будет иметь последствия.

Пройдемся по территории, пообщаемся со своими однокурсниками. На вопрос Эвана :

Кто сделал знаменитый снимок «Павшего солдата»?

Отвечаем:

Роберт Капа

Тогда Эван разрешит нам взглянуть на фотографии Рейчел в его альбоме. Расспрашиваем Эвана о Рэйчел. Можно выбирать любые фразы.


— эпизодическая адвенчура с элементами интерактивного кино. Действие игры разворачивается в вымышленном городе Аркадия Бэй, штат Орегон. Главная героиня Макс возвращается туда после пятилетнего отсутствия и обнаруживает, что умеет перематывать время назад. В нашей игра получил 8 баллов из 10. А в мы сыграли в первый эпизод, где самостоятельно озвучили героев.

Эпизод 1. Хризалида

Очнувшись после вступительного видеоролика, пройдите к маяку и просмотрите заставку. Героиня внезапно проснется на уроке в колледже. Осмотрите объекты на парте и попробуйте ответить на вопрос преподавателя. После звонка на перемену подойдите к нему и переговорите.

Идите дальше по университетскому коридору и зайдите в туалет. Умойтесь водой из-под крана, а затем сфотографируйте бабочку. В этом время в уборную зайдут еще двое, между ними завяжется ссора. После выстрела время внезапно отмотается назад. Сначала ответье правильно на вопрос, а затем снова двигайтесь в туалет, но теперь, когда зайдут Хлоя и Нейтан, возьмите молоток и активируйте пожарную сигнализацию.

Про других персонажей

Не забывайте исследовать локации и разговаривать с разными персонажами. От ваших действий будет зависеть дальнейшая судьба героини и варианты последующих выборов в диалогах.

После спасения девушки выходите в коридор и отправляйтесь к выходу из здания. Поговорите с охранником, а затем с директором заведения. На улице на телефон придет СМС-сообщение о том, что ее друг хочет вернуть флешку назад и ждет ее на парковке. Пройти самым коротким путем не получится, так как около входа сидят однокурсницы.

Время снова отмотается назад, поэтому берите краску и испачкайте дверную ручку. После этого в техническом помещении включите противопожарные краны, которые заставят компанию подростков разбежаться. При этом время будет ограничено, поэтому все нужно делать очень быстро, чтобы пройти дальше.

Про перемотку времени

Некоторые действия не получится выполнить с первого раза. Отматывайте время до тех пор, пока у вас не получится идеально выполнить все задачи. При этом на выполнение определенных действий дается лишь ограниченное время.

Поговорите с Викторией, сделав выбор между насмешкой и поддержкой. Поднимитесь наверх и зайдите в свою комнату общежития, которая находится в самом конце коридора. Откройте ноутбук и прочтите записку, приклеенную на него. Выходите из комнаты и попробуйте поговорить с девушкой, мешающей проходу.

Зайдите в комнату Виктории и найдите необходимое электронное письмо. Распечатайте его и отнесите той девушке, которая после этого пропустит Макс внутрь. Возьмите флешку и выходите из кампуса. На улице предстоит сделать еще один выбор. После этого отправляйтесь на автостоянку. Последует небольшая перепалка, но героиню вовремя заберет подруга на машине.

В доме Хлои нужно починить сломанную видеокамеру, а также достать из-под кровати аудиодиск и вставить его в проигрыватель. Пройдите в гараж и заберите инструменты. Подложите лист картона под верстак и включите машину. К сожалению, починить устройство не удастся, но в благодарность Хлоя отдаст камеру своего отца.

Как только появится отчим, бегите в шкаф и спрячьтесь в нем. Вы также можете остаться снаружи. Как только дело дойдет до рукоприкладства, выходите наружу и помогите девушке. При этом можно остаться внутри и посмотреть, что будет дальше.

Про решения

Время от времени игра позволяет сделать выбор, который также будет влиять на дальнейшее прохождение. Выбирайте с умом, так как исправить в дальнейшем принятое решение будет невозможно.

Выбирайтесь из дома через окно, а затем направляйтесь к тому самому маяку из сна. После этого последует еще один видеоролик, который проливает свет на некоторые события, но оставляет еще больше вопросов.

Эпизод 2. Вразнобой

Проснитесь и выключайте будильник. Застелите постель, после чего заберите косметичку и отправляйтесь в душевую. По пути можно поговорить с однокурсницами и изменить некоторые моменты, перемотав время. Поговорите с Кейт и отправляйтесь в душ, после чего в ванную зайдет Виктория с подругами. Здесь предстоит сделать еще один выбор.

Про предметы

Врезка: на каждом уровне есть множество предметов, с которыми можно взаимодействовать. На главный сюжет они никак не влияют, но исследовав мир, вы узнаете некоторые подробности.

Возвращайтесь в общежитие и попробуйте забрать книгу. Неловким движением Макс опрокинет на нее стакан. Воспользуйтесь перемоткой времени и отдайте нормальную книгу Кейт в ее номере. Затем поговорите с ней о случившемся на вечеринке, после чего сделайте еще один выбор.

Выходите из комнаты Кейт и прочтите СМС-сообщение от Хлои, которая уже ждет Макс в в одной из столовых неподалеку. Во дворе будет несколько персонажей, с которыми можно поговорить или помочь им. Садитесь в автобус и направляйтесь к закусочной. Зайдите внутрь и присаживайтесь за столик к Хлое.

После небольшого разговора с матерью подруги закажите себе на выбор одно из блюд. За обедом поговорите с Хлоей и расскажите ей о содержимом ее карманов, постоянно перематывая время. После этого запоминайте окружающие события, перемотайте время и расскажите о разлитом кофе, драке и полицейском. На выходите сделайте очередной выбор, ответив на звонок или оставив его без внимания.

Хлоя потребует еще демонстрации способностей, поэтому побродите по округе и поищите 5 бутылок. Некоторые из них можно достать лишь перемоткой времени. Отдайте бутылки подруге и с помощью своей способности помогите ей сделать точные выстрелы. Сознание Макс не выдержит такой нагрузки, поэтому она потеряет сознание.

Последует видеоролик, в котором Макс придется направить пистолет на агрессивного знакомого Хлои. Последует выбор - стрелять или нет. Затем помогите подруге, нога которой застряла в железнодорожных рельсах. Сделать это можно также двумя способами. Сломайте рельсы с помощью монтировки или же переключите стрелку путей.

Оказавшись снова в университете, запишись на вечеринку и поговорите с преподавателем. В самом классе освободите учебное место от назойливых однокурсников, после чего выбегайте на улицу. Девушка будет пытаться спрыгнуть с крыши, поэтому попробуйте отмотать время назад, после чего оно остановится.

Быстро забегайте внутрь и поднимитесь на крышу. Отговорите Кейт от прыжка, выбрав правильные варианты ответа. Логично, что нужно пытаться использовать слова поддержки, а также упомянуть отца девушки. После этого последует очередной выбор, в котором в случившемся можно обвинить одного из трех персонажей.

Эпизод 3. Теория Хаоса

После вступительного ролика к третьему эпизоду заходите в здание школы. Действие будет происходить ночью, поэтому посторонних персонажей практически не будет. Дверь директора не открывается, поэтому девушки решают все сделать с помощью взрывчатки.

В столе отыщите профили на всех учеников школы, а затем обратите внимание на странные наброски Нейтана. Закончив копаться в документах, вы должны сделать выбор по поводу денег. Как и в предыдущих частях, каждое решение будет влиять на дальнейшие события. Отправляйтесь к бассейну, но окунуться в воду так и не получится. Поэтому отмотайте время назад и избегайте встречи с Медсоном.

Про стиль игры

Во время прохождения каждого из эпизодов старайтесь придерживаться выбранной стратегии поведения. Будет как минимум странно, если девушки первые два эпизоды были послушными и аккуратными, а затем стали воровать деньги у директора. Конечно, никто не может запретить играть так, как хочется, но последствия могут быть неожиданными.

Отправляйтесь в дом Хлои и переночуйте там. Наутро наденьте одежду Рэйчел, а затем спускайтесь вниз по лестнице. Поговорите с Джойс и вместе посмотрите на детские фотографии Хлои. Затем откройте ноутбук Медсона и подберите пароль. Файлы внутри говорят о том, что Дэвид следит за всеми девушками. После этого предстоит сделать очередной выбор. Вы можете встать на защиту Хлои или же подсобить Дэвиду.

Теперь необходимо найти дополнительную информацию о Рэйчел. Отправляйтесь в забегаловку и отыщите ключ, открывающий дверь фургона. Для этого поговорите со всеми персонажами внутри закусочной, после чего заберите ключ. Откройте машину, из которой выбежит собака. Можно заманить ее на стоянку, а можно выпихнуть на проезжую часть.

В зависимости от действий в предыдущих эпизодах, Макс может наткнуться на пистолет Фрэнка. Тогда у игрока есть возможность оставить все как есть или вернуть оружие Хлое. Взломайте сейф и узнайте новую информацию о Фрэнке и Рейчел. Отправляйтесь в школьные кампусы и просмотрите кат-сцену.

После просмотра фотографии у Макс возникнут галлюцинации, а затем она захочет изменить прошлое и избежать аварии, в которой погиб отец. Переместившись во времени, спрячьте ключи от машины, тогда единственным вариантом останется поездка на автобусе. Вернитесь в реальность и посмотрите, как изменился мир и люди вокруг. К сожалению, на Хлое эти перемены отразились плачевно...