Можно ли заработать на искусстве. Всюду бизнес: как заработать на современном российском искусстве

Можно ли заработать на искусстве. Всюду бизнес: как заработать на современном российском искусстве
Можно ли заработать на искусстве. Всюду бизнес: как заработать на современном российском искусстве

Когда я решила заняться этой темой, то для начала просмотрела сайты и фейсбучные странички наших художников. Многие из них подчеркивают, что занимаются искусством не ради денег, а для души. В разговоре с нашими мэтрами искусства на вопрос: почем, часто можно было увидеть одну и ту же картину: боль в глазах и оскорбленное самолюбие. В такой реакции всегда читался ответ: “Мы с вами что, с баулами на барахолке стоим? Это моя выставка, а не базар!”.

Между тем всемирно известный арт-скандалист Дэмьен Хёрст почему-то никогда не стеснялся вывешивать ценники на свои произведения, и сегодня это самый богатый художник в мире. У него на счетах более миллиарда долларов.

Американец Джефф Кунс создал благодаря своему таланту целую арт-корпорацию. Сегодня на него работают 150 человек, и он никак не комплексует по поводу того, что духовное искусство приносит ему конкретные материальные блага.

Наша страна давно держит курс на рыночные отношения, но при этом искусство, похоже, застряло где-то в очень глубоком прошлом. Коммерциализация процесса идет с таким скрипом, что невольно задаешься вопросом: а возможно ли там вообще заработать? Несмотря на эти абсолютно неделовые настроения, в последние годы все-таки появились частные галереи - их можно насчитать с несколько десятков. Чем занимаются все эти люди? Об этом я решила поговорить с управляющим директором галереи Союза художников РК Юрием МАРКОВИЧЕМ , который по совместительству имеет похожую должность и в частной галерее.

Про комплексы из “совка”

- Почему у нас некоторые художники комплексуют, когда речь заходит о стоимости их работ?

У искусства всегда был коммерческий оттенок. Для кого-то это будет открытием. Однако все мировые шедевры, которыми сегодня восхищаются, были сделаны когда-то под заказ знати, королей и купцов, что подразумевает финансовую сторону сделки. Искусство - конечно, духовный мир, но оно не должно существовать вне финансовой плоскости. Оно также инструмент инвестиций и должно оцениваться в денежном эквиваленте. Стереотип, что искусство и деньги не могут быть рядом, возник в советское время. Тогда активно боролись с капитализмом, но в итоге он все равно победил. Были созданы художественные институты, они дали нам плеяду мастеров, которые не считали зазорным продавать свои работы. Возникло даже такое понятие, как “коммерческий художник”.

А сегодня как раз таки работы художников, которые были написаны не только в рамках советской системы искусства, являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми. Например, картины Сергея Калмыкова.

Художник жил впроголодь и умер в нищете, не сумев продать свои работы. Сегодня эти картины на аукционе стоят в пределах 20 миллионов тенге. И таких мастеров много. У нас были и есть гениальные художники. Сегодня их работы вошли в золотой фонд казахстанского искусства и популярны среди бизнесменов и коллекционеров.

Шальные 90-е…

- Когда в Казахстане все-таки начал зарождаться бизнес на искусстве?

Во время перестройки, в начале 90-х. Мы стали идти к рыночному формату, появились коммерческие институты в искусстве - галереи, салоны. Стали появляться ИП, ТОО. Это стало обычным бизнесом, с регистрацией, уплатой налогов. Очень интересное время - расцвет арт-бизнеса.

Возникла бешеная мода на художников - этот тренд задали иностранные посольства и консульства, которые активно открывались в то время. Они оценили казахстанское искусство и стали первыми потребителями и покупателями - украшали офисы, дома, покупали в подарок.

Тогда клиентская база казахстанского искусства выглядела так: 80 процентов - иностранцы и 20 процентов - местные бизнесмены . Сейчас ситуация на арт-рынке идет в обратную сторону. Интерес к казахстанскому искусству стали проявлять отечественные бизнесмены. У нас появились крупные коллекционеры. Например, Нурлан Смагулов и другие.

В этот период инвестиции в искусство были очень прибыльными. Сколько процентов роста давали такие вложения?

Первыми инвесторами, которые вкладывались в искусство, были галерейщики. Они рисковали, но инвестировали свои средства в тогда еще не раскрученных, не распиаренных художников. Первичный рынок начинался с небольших денег. Потом созданные коллекции выходили на продажу. И начинался рост прибыли. Те, кто угадал с выбором, получили хорошую прибыль. Тогда можно было купить работу Калмыкова за 35 тысяч тенге, а сегодня она оценивается, как я уже говорил, около 20 миллионов тенге . Вот и считайте, какой тут рост. В те времена было много наследников и владельцев произведений, но они не могли знать, кто из художников станет брендом, выстрелит и на какие картины будет глобальный рост. До сих пор у нас есть запас картин мастеров из 1950-1960-х, которые не стали еще брендами , но этого достойны. И вложения в этой нише вполне перспективные, так как больше всего ценится антиквариат.

Как сделать из художника бренд? Картина - это товар, как бы обидно ни было нашим художникам. Чтобы ее продать, нужна реклама. Как у нас с этим дела обстоят?

Этим как раз должны заниматься галерейщики. Они и продюсеры, и агенты, и маркетологи, и юристы в одном флаконе. Но художники - сложный народ. Не каждый из них понимает, что его работы нуждаются в продюсировании. Они не играют по тем экономическим правилам, которые были созданы еще сотни лет назад. Их отталкивает слово “контракт”, хотя во всем мире это нормальная форма сотрудничества.

Некоторые наши художники не любят отдавать проценты за услуги галереям, не хотят иметь агентов. Хотя в тех же Штатах, если у тебя нет агента, то ты никудышный художник.

Правила арт-бизнеса и менеджмента заложены еще французами Маршанами. Эти ребята начинали первыми делать серьезный бизнес на искусстве. Но в Казахстане эти правила до сих пор не работают. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: художники - создавать произведения, а менеджер или продюсер - продвигать и продавать их на рынке. Это тоже сложная профессия, которая требует большого таланта и которой не так просто обучиться.

Есть такое. Это смешно и непрофессионально. Я могу говорить об этом долго. Шансы найти покупателя таким образом минимальны. Но за это не надо платить проценты. А галеристы, салонщики, агенты берут в среднем 20 процентов с продажи произведения . В этом бизнесе много дополнительной работы, сопутствующей раскрутке любого художника. Вопрос менеджмента в искусстве сегодня очень болезненный. У нас огромное количество художников, но единицы тех, кто может это продавать.

- А спрос вообще есть или так себе - от юбилея до юбилея?

Спрос должен рождать предложение, с этим у нас тоже есть проблемы. Есть спрос на реализм, этнические полотна, батыров и ханов. Но у нас художники бросаются из крайности в крайность. Сейчас все решили этим заняться разом, при этом качество не всегда соответствует ожиданиям. Мы иногда отбираем картины в Союзе художников для республиканских выставок и видим, что некоторые работы вообще лучше никому не показывать. У наших художников не хватает самокритики .

- Резюмируем. Бизнес идет или рынок спит?

В некоторых нишах процесс идет очень неплохо, и финансовая составляющая там интересная. Я не буду называть их - это коммерческая тайна. Сейчас в основном приходят разовые покупатели.

Время коллекционеров уходит, так как многие коллекции уже собраны и живут своей жизнью, а сами коллекционеры уже могут открывать музеи современного искусства.

Сейчас мы пытаемся развивать систему арт-подарков. Проблема в том, что нам надо искать и готовить новых покупателей. А это огромная работа - тут вам и образовательная система, и привитие духовных ценностей. В любом случае арт-бизнесом должны заниматься профессионалы.

Не любовь, а случайные связи

Несмотря на то что арт-рынок Казахстана все еще пребывает в зародышевом состоянии, попытки выносить это дитя предпринимаются. И занимаются этим не только наши соотечественники, но и приезжие заграничные эксперты. Значит, не все так плохо, подумали мы. А потом для надежности решили спросить у них самих. Несколько лет назад в Казахстане появился аукционный дом, его руководитель Максим ТКАЧЕНКО считает, что в Казахстане отношение к искусству похоже на случайные половые связи. О преданной любви на долгие годы говорить сложно. На нее способны крупные коллекционеры, а их единицы…

- Что происходит с арт-рынком страны?

В Казахстане как такового арт-рынка еще не существует, есть некий спрос на произведения искусства, но он очень периодический и связан с днями рождениями. А день рождения, как известно, только раз в году.

- Но все же вы решили начать бизнес в Казахстане?

Да, я решил попробовать свои силы, аукцион - это очень интересный инструмент. У нас появились люди, которым нравится покупать таким образом. Ведь это дает возможность приобрести качественное произведение живописи по приемлемой цене. Механизм работает. Динамика положительная, все больше людей увлекаются искусством.

- Стоит ли инвестировать в искусство?

Пока это не имеет массовой популярности. Но этот инструмент тоже работает. Меня часто спрашивают: как лучше это сделать? Нужно понимать, что речь идет о длинных инвестициях. Для того чтобы увидеть рост, иногда приходится ждать более пяти лет. Период дикого капитализма 90-х, когда картины взлетали в цене за короткое время, прошел и вряд ли вернется. Теперь мы работаем в стабильном режиме. Пока инвестициями в искусство занимаются только профессионалы.

В конце прошлого года российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев выставил картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» на аукцион Christie’s. Торги длились полчаса, картина стала самой дорогой из когда-либо продаваемых на аукционах. В топ-100 коллекционеров мира первое место занимают тоже россияне: в 2016 году издание Artnet поместило туда Романа Абрамовича и его бывшую жену Дарью Жукову. А самой большой частной коллекцией русского искусства конца XIX - начала XX веков владеет член совета директоров Альфа-банка Петр Авен (он даже подумывает открыть музей для своих картин).

Как обстоит дело с коллекционированием в России, кто покупает картины за 100 тысяч долларов и есть ли среди них подделки, The Village рассказала бывший арт-дилер Анастасия Постригай, которая сейчас занимается собственной онлайн-школой популярного искусства Op Pop Art .

С чего все началось

Я училась на искусствоведческом факультете РГГУ и на третьем курсе поняла, что хочу заниматься антиквариатом. Пошла на курсы оценщиков при аукционном доме «Гелос». Все обучение было направлено на развитие способностей оценщика. Нас учили, как, например, посмотрев на серебряный половник, определить его подлинность, датировку и мастера. Оценщик - это человек, который должен держать в голове большую базу данных. Через специалиста должно пройти настолько большое количество вещей, чтобы он был спокоен, определяя работы, скажем, Хлебникова или Овчинникова.

Не скажу, что шла в работу с антиквариатом за деньгами. Просто мне казалось это интересной сферой. И люди там были интересными. Например, на курсах нам преподавала хранительница коллекции Фаберже в Кремле Татьяна Николаевна Мунтян. Там я познакомилась и со своим будущим работодателем. В 2001 году мой сокурсник открыл антикварный салон и позвал меня работать. Так все и закрутилось.

Как устроена работа антикварных салонов

Восемь лет я проработала в одном антикварном салоне. Это такой бизнес, где совсем не приветствуются скачки от одного работодателя к другому. Нехорошо уходить в другой салон, когда ты варишься в одном котле, все видишь и слышишь, у тебя есть доступ к клиентам... Отношения там действительно как в кланах.

Люди, которые приходят в салон и приносят вещи на продажу, уверены, что это шедевры. И в 90 % случаев это не так. Наверное, это один из самых стрессовых моментов в работе: «фабричное производство ГДР» для бабушки, которая принесла свою вазочку, - страшные слова.

В салоне могла приблизительно сориентировать частных владельцев по цене. Если чувствовала, что это вещь, за которую стоит уцепиться, вступала с человеком в более тесный контакт и подключала директора. В 21 год чувствуешь себя очень крутой, когда сама принимаешь решения. Наверное, я пропустила немало стоящих вещей, но что поделать.

К началу 2000-х все шедевры, которые висели у бабушек и действительно стоили тысячи долларов, уже закончились. Их просто выгребли экскаватором до грунтовых вод. Но очень-очень редко могло что-то попасться. На моей практике была история с Коровиным. Тогда в салон пришла женщина и сказала, что у нее дома висит его большая работа. Картину моментально продали за 200–300 тысяч долларов. Из того места, где она висела десятилетия, она сразу попала в руки коллекционера. Когда люди понимают провенанс (историю происхождения. - Прим. ред.) вещи, ее отрывают с руками.

Я возила в багажнике картины по 100, 200, 300 тысяч долларов. Иногда приносила домой, показывала маме. У меня в шкафу месяц стоял Врубель

Но от первых хозяев в антикварные салоны вещи приходят редко. Если у кого что и было, то все уже давно продано: цены заоблачные, и это искушает владельцев. Сейчас вещи XIX века, начала XX века покупаются уже на западных аукционах и привозятся сюда. С работами второй половины XX века проблем нет: многое можно купить у родственников и наследников художников. Движение картин обеспечивают коллекционеры, которые пополняют свои коллекции. Антикварные салоны и арт-дилеры помогают клиентам избавиться от работ или приобрести новые.

Владельцы салонов обычно выкупают картины. Арт-дилеры берут произведения искусства у антикварных салонов под залог до момента их продажи. Хотя мне часто давали картины просто так - ни денег, ни расписок. Это ведь очень узкий мирок: если что, тебя быстро найдут и решат вопрос. Я возила в багажнике картины по 100, 200, 300 тысяч долларов. Иногда приносила домой, показывала маме. У меня в шкафу месяц стоял Врубель. У некоторых дилеров есть свои площадки для показа работ клиентам, другие вынуждены снимать уголок у антикварного салона, а то и вовсе показывать картину в машинах.

Самое важное событие в антикварном мире - Российский антикварный салон. Это хороший способ вытащить клиента, провести его по стендам, напоить и заставить что-то купить. Когда я работала, это была основная наша задача. На стенды завозилось огромное количество еды. Тогда я называла себя «искусствоведом-официантом»: могла рассказывать, в чем особенности стиля какого-то художника, а параллельно быстренько стругать элитную колбаску из кабанчика. Улыбаться, следить, чтобы всем было налито, и параллельно что-то продавать. На выставках закатывали пиры как на картинах Кустодиева.

Кто покупает антиквариат

Заполучить богатого человека, у которого есть потребность в коллекционировании, и выстроить с ним доверительные взаимоотношения - основной принцип работы. Здесь за клиентов загрызут. Это не светская тусовка, другие отношения. Арт-дилеру нужно войти в среду бизнесменов, выяснить, у кого есть желание собирать картины, задружиться, попариться в бане, съездить на охоту и съесть вместе вареную пипиську пойманного оленя.

Среди клиентов встречаются люди, которые действительно любят искусство. Но в основном все попадают на крючок статусности: успешному человеку хочется облагородить свой образ в глазах окружения. Хотя потом и такие начинают втягиваться. Хороший антиквар, который настроен на долгие отношения, растит своих клиентов: ходит с ними в музеи, ездит на аукционы в Европу, дарит каталоги, показывает подлинники.

Как клиенты выбирают картины? По-разному. Евгений Петросян, у которого отличная коллекция русской живописи, приходил к нам с металлическими вращающимися рамками. Он ходил с ними, пока те не остановились на картине Шильдера. Кому-то антиквары сказали: «Зданевич, 1915 год, надо брать». Он и взял. Есть и те, кто разбирается в искусстве досконально: начинает глотать книжки, ездить на аукционы, а потом в своей узкой теме знает больше, чем арт-дилеры. Было и такое, когда клиент купил картину Судейкина с изображенным карнавальным шествием, повесил в спальню, а через некоторое время ее вернул, потому что жена не могла спать в комнате, где висела эта картина. Он был ужасно расстроен.

Арт-дилеру нужно войти в среду бизнесменов, выяснить, у кого есть желание собирать картины, задружиться, попариться в бане, съездить на охоту и съесть вместе вареную пипиську пойманного оленя

Есть несколько типажей коллекционеров. Кто-то, покупая дорогую картину, отрицает факт инвестиции, говоря, что это для души. Такие коллекционеры могут бросить все свои дела, чтобы приехать на просмотр эскиза Репина. Молодая поросль, бизнесмены 30–40 лет, часто относятся к работам как к вкладам.

Но реально на предметах искусства можно было заработать в 2000-е. Сейчас у меня к этому скептическое отношение, потому что рынок несколько раз падал и до сих пор не поднялся до того уровня, который был перед кризисом в 2008 году. Можно сохранить свои средства, если инвестировать, например, в малых голландцев: они будут дорого стоить всегда. В 2006–2009 годах было модно инвестировать в шестидесятников, но сейчас цены на них такие огромные, что вряд ли вырастут еще. А история с инвестированием в современных художников, мне кажется, провалилась. Так могут делать только редкие люди типа Чарльза Саатчи, у которых есть чуйка и дар визионерства.

Большинство произведений искусства высокого уровня лежит в сейфах или в банковских ячейках - и их никто не видит. Но есть коллекционеры, которые выставляют работы для публики. Мой любимый пример - Борис Минц и его Музей русского импрессионизма. Это очень классно, почти как Третьяков когда-то. Но я не осуждаю, когда человек свою большую коллекцию лицезреет один в спальне.

Как продаются картины

Дилеры строят свою работу вокруг картины или вокруг запроса клиента. У дилера либо есть доступ к телу клиента, либо нет, но тогда у него есть доступ к другим арт-дилерам, у которых есть доступ к телу. Обычно звонит один дилер другому и говорит: «У меня есть отличный Коровин, бумаги Грабаря и Третьяковки, никто не видел». Бумаги Грабаря и Третьяковки - это экспертиза научно-реставрационного центра имени Грабаря и Третьяковской галереи на подлинность картины. Два заключения гарантируют, что картина на 90 % не подделка.

Если у меня клиента на Коровина нет, я звоню условному Мише и говорю: «Вот есть Коровин, никто не видел, две бумаги, столько-то стоит». Миша звонит или своему клиенту, или другому дилеру - так картина доходит до получателя. Или, наоборот, звонит клиент арт-дилеру, с которым у него долгосрочные доверительные отношения и говорит: «Вот, появились деньги, хочется Коровина, жить без него не могу». Арт-дилер начинает искать картину по запросу.

Я называю это «антикварным Яндексом»: дилеры начинают звонить по цепочке, вспоминать, что у кого было. Хотя клиенты любят редкие работы, которые нигде не светились, но может быть такое, что все друг другу уже перезвонили - и Коровина по всей Москве ищут. Продаст тот, кто первый найдет. Бывает обидно, когда цепочка начинается с тебя, а клиенту эту работу приносит другой дилер. Конечно, цепочка предполагает, что каждый дилер закладывает в стоимость свой процент комиссии. Иногда настолько большой, что это портит все.

В молодости я получала большую маржу: была ситуация, когда картину, которая стоила 8 тысяч евро, я продала за 35 тысяч

Когда человек приносит вещь на продажу в антикварный салон, последний обычно закладывает 30%-ную комиссию. А в кулуарных продажах все зависит от наглости дилеров. В молодости я получала большую маржу: была ситуация, когда картину, которая стоила 8 тысяч евро, я продала за 35 тысяч. Тогда мне это было в кайф.

Картины могут не продаваться и год, и пять лет. И я, честно говоря, не знаю, как выживают антикварные салоны, которые замораживают в картинах огромные суммы. Картины за 20 тысяч долларов могут прятать в подсобку, доставать обратно, перевешивать из углов в центр, отдавать «проветриться» в другие салоны. Наверное, помогает держаться на плаву большая маржа или продажа по мелочи, как мы это называем, «на подарки», когда клиент заскакивает и выбирает серебро за 5 тысяч долларов. Это окупает охрану, коммуналку и зарплату сотрудников.

Иногда сделки срываются по очень обидным причинам. Одному коллекционеру, который собирал женские портреты, я хотела предложить портрет роскошной девушки в голубом платье с русой косой. Когда развернула работу на показе, оказалось, что у девушки проткнута ключица. Если бы я заметила это в салоне, нашему реставратору понадобился бы день, чтобы ничего не было заметно. Но коллекционер уже увидел «раненую» женщину, и продажа не состоялась. Так, в 1997 году работу Пикассо за десятки миллионов долларов случайно проткнули на показе, но потом все равно продали.

Подделки

В каждом салоне есть подделки. И сам владелец, и сотрудники не всегда знают, что это подделка. Большая часть антикваров заинтересованы в доверительных отношениях с клиентами, поэтому не будут втюхивать ерунду. Репутация салона не должна быть запятнана. Но бывают истории, когда страдают все.

Проверить картину на подлинность можно в ходе экспертизы. Но иногда картина не стоит столько, сколько экспертиза, поэтому эксперты оценивают работу визуально. Смотрят на картину, но официальную бумагу не дают. Как правило, это люди, которые 30 лет занимаются тем, что рассматривают мазки и подписи одного художника. Они знают его работы и его биографию досконально, понимают, мог быть написан этот пейзаж на Волге в определенном месяце или нет. При необходимости на экспертизе делают анализ краски и красочного слоя.

Десять лет назад вокруг экспертиз случился крупный скандал. Тогда коллекционер Владимир Рощин продемонстрировал на Антикварном салоне каталог подделок произведений живописи: в нем сопоставлялись на первый взгляд одинаковые картины. Сначала картина европейского художника была куплена на аукционе за границей за 10 тысяч долларов, потом та же работа, представленная как картина русского художника, продавалась уже за 100 тысяч. Подпись вообще является самым важным местом картины. Если красочный слой там нарушен, сразу закрадываются подозрения. Но тогда техника была новаторской и даже эксперты не поняли, что за работы бывали перед ними.

Тогда трагедия случилась у большого числа клиентов. И почти в каждом салоне обнаружилась такая подделка. Все сидели и оплакивали работы, которые мгновенно потеряли ликвидность. Помню тот траурный день, когда на каждом стенде в ЦДХ можно было увидеть хмурые лица и коньячок. После этого началась реформация институтов экспертизы. Центры по оценке как бы перестали иметь отношение к музеям, да и документы стало получить гораздо труднее. Около двух лет эксперты боялись поставить подпись даже под стопроцентными подлинниками.

Кризис

В 2008 году антикварный рынок встал. Заходишь в салон - а там нет никакого движения. В разгар кризиса все старались выкручиваться, кто-то начал заниматься более ликвидным товаром, например продавать букинистические издания. Тогда мы потеряли почти всех своих клиентов: было столько попыток продать, столько сорванных сделок! Последней каплей для меня стала история, когда клиент из Европы приехал за наброском картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Этот набросок никто не видел, но когда бизнесмен, отложив все свои дела, прилетел в Россию, оказалось, что дилер, который обещал передать эскиз, уже показал его во всех салонах. Такая «гулящая девка» клиенту была не нужна. Я так перенервничала из-за сорванной сделки, что оказалась в реанимации.

Еще я поняла, что не могу продавать человеку картину, заведомо зная, что навариваю на этом сумму вдвое больше. Даже начала говорить клиентам, сколько получаю от сделки. Но дело не пошло: людям не нравится, когда им откровенно говорят, сколько на них зарабатывают.

Я оставила эту работу в 2011 году. Но уверена - там ничего не изменилось. Только европейская живопись стала более популярна: она хорошо вписывается в интерьер и стоит не так дорого. На картины 1960-х годов стали смотреть по-другому, они начали котироваться у коллекционеров высокого полета. Постепенно интерес клиентов с большим доходом будет двигаться в сторону 70–х - все уже обменялись шедеврами и ищут что-то новое.

Как заработать миллион в Instagram

Дальше я стала искать способы, чтобы продавать антиквариат, минуя эти дилерские цепочки. Пыталась продавать через интернет. Думала, что выращу там своих клиентов и смогу продавать работы до 10 тысяч долларов. Я участвовала в проекте Startup Woman, но не получила инвестиций. Ирина Вексельберг, которая была членом жюри, публично осадила меня, сказав, что антиквариат был и останется продажей в кулуарах. Тогда я добыла ее телефон и попросила о личной встрече. Она еще раз подтвердила, что в проект не верит, и спросила, что я могу делать хорошо. К тому времени я читала лекции об искусстве, просто так, для души. Тогда она ответила: «Зачем вы столько лет мучились? Занимайтесь этим».

Я начала постепенно набирать аудиторию в Facebook. А в 2014 году у меня появился аккаунт в Instagram. Моему первому сыну тогда было девять месяцев, и у меня ехала крыша от того, что я только и занимаюсь тем, что кормлю и гуляю в песочнице. Тогда я начала писать небольшие заметки об искусстве. Я начала вести аккаунт в конце октября, а первый онлайн-курс выпустила в феврале. Мне хотелось понять, могу ли я зарабатывать на этом деньги. Свой первый миллион я получила очень быстро: аудитория была готова, а на рынке было мало аналогичных предложений.

Сейчас у меня около 450 тысяч подписчиков и своя онлайн-школа Op Pop Art. Это большая команда, мы выпускаем пять-шесть продуктов в год. Самый дешевый курс стоит 100 рублей, самый дорогой - 289 тысяч (это двухлетнее обучение с личным куратором, включая поездку учеников со мной в Европу). Сейчас школа приносит около 2 миллионов рублей в месяц.

Самые большие расходы в этом бизнесе - на продвижение. Прекрасный Цукерберг каждый день закручивает гайки. Когда произошло ранжирование ленты, для нас это была просто трагедия. Но мы бы не смогли выйти на тот уровень, что есть сейчас, если бы не эти трудности. Мы поняли, как заинтересовать людей и повысить их лояльность.

Сейчас я кайфую от того, чем занимаюсь. Недавно родила второго ребенка, а на следующее утро уже общалась с подписчиками, несла искусство в массы. Наладились отношения и с антиквариатом. Очень долго я отказывалась иметь его в своем личном пространстве. Но сейчас у меня есть четыре картины 1950-х годов, и, кажется, я становлюсь сумасшедшим коллекционером. Как маньяк сижу на сайте галерей, жду «черных пятниц» и пугаю мужа.

3 представителя творческих профессий ответили на этот вопрос.

Лилия Ким, художник

Рисовать я начала рано. Сколько себя помню, столько рисую. Если речь идет просто о жизни художника, то это одна история, а если говорить о заработке на искусстве самыми разными способами - это другая история.

В 2000-е годы в Караганде я открыла арт-галерею. У меня была мысль, что, продавая картины, я буду более доступна для населения. Тогда же я расписывала шелковые изделия, шарфы, и думала, что если я буду ближе к людям, в зоне торговых точек, то меня там увидят и всем будет хорошо: люди получат эксклюзивные вещи, а я смогу заработать.

Всегда было желание заработать, чтобы остаться в профессии. Никак не интересно было быть кем-то другим, я искала способы жить, используя то, что мне нравится. Я продала достаточно картин по условным ценам, недорого. Расписанные платки и шарфы также были проданы в большом количестве и разошлись по миру.

Был период, когда мои картины были проданы за 1000 долларов, и это меня впечатляло, это самый яркий период в моей жизни, когда я могла продать картину за серьезную для меня сумму.

Сейчас много обучаю, потому что это реальный доход, в развитие люди всегда активно вкладываются - и взрослые, и дети. Курс состоит из 10 занятий, называется «Погружение в творчество». Моя задача - человека с нуля привести в рисующее состояние, когда человек никогда не рисовал, но у него есть желание. Такой курс стоит 30 000 тенге. Занятия идут два раза в неделю в группах до 20 человек.


У художников есть возможность делать вещи такого формата, как роспись одежды. Может, человек не хочет обучаться, не хочет покупать картину, но какой-то элемент авторской росписи или кусочек картины на своей джинсовой куртке ему интересно получить. Расписать куртку в Караганде будет стоить в районе 10 000-15 000 тенге, цены Алматы - 25 000-30 000 тенге. Это минимальная цена, за которую можно такую картинку сделать. И потом все художники разные, у каждого своя цена.

Сейчас достаточно активная молодежь, которая ищет способы заработать на творчестве, появляются модные течения. Вчера только были на мастер-классе, который называется леттеринг. Много профессиональных художников уходят в тату, это неблизкий мне формат, хоть там те же базовые законы, но это рисунки на теле человека. Также сейчас популярно расписывать оправы очков, сумки, обувь и все что можно покрыть рисунком - покрывается.

Мы настолько многогранны, что любой формат, который может принести доход, в работе. Где-то я выставляюсь, и там могут продаваться картины, между этими выставками я занимаюсь обучением, параллельно с обучением провожу мастер-классы совершенно другого формата, и еще участвую в показах одежды. Все работает в «одну точку». Меня радует, что я осталась в своей профессии и на сегодня, какие бы ни были времена, у меня получается жить, работать, любить то, что я делаю.


Дина Байтасова, искусствовед, Art advisor


Искусством я занимаюсь десять лет. Но вообще, я с детства рисую, ходила в художественную школу. Потом я училась на Fine art в Университете Сорбонна.

Профессионально искусством начала заниматься по окончании университета - пять лет назад. Я открыла некоммерческую организацию IADA по развитию искусства. Фаундеры этой ассоциации: Индира Дюсебаева, я и Laurent Lehmann. Индира живет в Лондоне, Лоран в Париже, а я сейчас переехала в Астану и буду развивать эту ассоциацию здесь.

Коммерческие проекты в плане искусства начали появляться недавно. Одним из крупных проектов была выставка «Жемчужины Франции», которая проходила в музее Кастеева в Алматы. Я помогала в организации и сценографии этой выставки организаторам из ГРАН-ПАЛЕ. Произведения искусства были привезены из более чем 40 музеев, в том числе Лувра, Центра Помпиду.


Самый яркий проект - это оформление павильона Казахстана на EXPO. Это был самый тяжелый проект, но самый яркий, самый challenging. Который выражался в нереально сжатых сроках, ведь это был еще строящийся объект.

Обычно когда ты продаешь произведение искусства, ты продаешь его в готовое помещение. Произведение приходит в самом конце, когда все чисто, бело, и ты просто вешаешь картину. А тут мы все строили от А до Я: и архитектуру здания, и интерьер, и произведения. Получился такой объемный и тяжелый проект. Но у нас все получилось, мы все сделали в сроки. И художники были довольны участием, потому что современное казахстанское искусство было представлено только в сфере и больше нигде в течение этого времени.

Заработать можно, конечно же, но рынок в Казахстане маленький. Я не знаю, какие будут дальше крупные проекты после EXPO, потому что в период EXPO у меня было пять проектов: выставка французского фотографа Жан-Франсуа Розье в Пирамиде, оформление отелей The St. Regis и The Ritz-Carlton, оформление сферы EXPO и Конгресс-центра. Не знаю, будут ли еще масштабные проекты в Казахстане, поэтому я планирую рассматривать другие страны - СНГ и европейские.

Проекты бывают разные. Если это проект, где клиент хочет, чтобы он прошел на хорошем высоком уровне, то на это нужен хороший бюджет. Если есть хороший бюджет на реализацию скульптур, на закуп, на создание, то это интересно и агентству, и художнику, и самому клиенту, потому что он получает качественный продукт.

Сейчас у многих художников есть возможность выставлять работы в интернете, получать заказы, продавать картины. Есть площадки типа artnet.com, куда художники могут предложить свои работы и продавать их онлайн.


Диас Азимжан, режиссер



Если брать творчество в целом, то оно начало проявляться во мне в юности в виде небольших рассказов-комиксов, которые я придумывал сам и прорисовывал после. Иногда мы с другом рисовали разные части истории и в конце объединяли в единое целое. Позже я увлекся выжиганием на деревянных досках. Когда я впервые увидел, как это делает один из моих знакомых, то мне стало жутко интересно попробовать, а после и самому создать что-либо на дереве. У другого знакомого я купил специальный выжигатель советской сборки и начал изображать батыров из нашей истории. Одна из этих работ по сей день висит в родительском доме. В студенческий период меня начало затягивать в танцы, в основном - в модерн. У нас была своя группа, и мы иногда выступали в ночных клубах. Так я и заработал свои первые деньги на творчестве. А в кино я пришел с определенным жизненным опытом, без которого, возможно, мне было бы нелегко писать те же сценарии и режиссировать проекты.

Первый коммерческий проект был осуществлен в марте текущего года, когда мне посчастливилось режиссировать одно развлекательное шоу, снятое по японской франшизе, транслировавшееся на двух национальных каналах. Проекты, которые были до этого, в основном снимались для улучшения кинонавыков, не преследуя коммерческие цели.


Мой первый заработок в качестве молодого режиссера, составил около 500$. Первый заработок в качестве актера - около 200$. Первый заработок в качестве танцора, в 2009 году - 5000 тенге.

Если говорить о количестве проектов, которые нужно реализовывать в год, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, то здесь конкретной цифры нет. Многое зависит от наших индивидуальных потребностей, профессионального статуса и прочих составляющих индустрии. Но однозначно, больших перерывов, длинною дольше месяца, лучше не допускать, так как вы рискуете, не только остаться без финансовой подушки, но и потерять квалификацию и те самые навыки, которые приобрели ранее.

На данном этапе жизни хороший и яркий профессиональный опыт был получен во время развития сценария и самих съемок моей короткометражной ленты «Интериус» летом этого года, в Лос-Анджелесе.


Отвечая на главный вопрос «Можно ли заработать на искусстве?», - скажу, что можно и нужно. Во-первых, искусство позволяет человеку раскрыть весь его потенциал, а, возможно, талант, не ограничивая определенными правилами, протоколами и рамками как в других сферах. Во-вторых, с развитием технологий, уровень автоматизации и роботизации разного рода отраслей будет только расти, а потребность в человеческих ресурсах снижаться, а в некоторых сферах и вовсе сводиться к нулю. Исключением могут служить направления искусства, так как там всегда требуется индивидуальный взгляд человека и его решения в качестве творца. Соответственно, в будущем значение специалистов направлений, связанных с искусством в той или иной степени, будет только расти.

В начале марта на аукционе в Европе картина австрийского художника «Сельский сад» ушла с молотка за 60 миллионов долларов. Подобные баснословные суммы привлекают к арт-рынку немало проходимцев. О том, как в России торгуют подделками шедевров, рассказал юрист, специализирующийся на вопросах антиквариата.

Их нравы

О криминальности российского арт-рынка свидетельствует хотя бы то, что дилерам дают клички сродни воровским.

«Покойник, Мышонок, Гиена, Пятак, Прошка, Овцебык», - перечисляет юрист одной из столичных галерей Никита Семенов в беседе с «Лентой.ру».

«Это все очень уважаемые люди», - говорит он.

Вспоминает он и Славу Грузина с Димой Быком. Дружат с детства, и оба известны своей сомнительной деятельностью на арт-рынке. Бык, он же Дмитрий Кутейников, в настоящее время находится в Грузии, а в России объявлен в розыск как предполагаемый сообщник скандально известных супругов Преображенских, рассказывает Никита Семенов.

В 2001-2007 годах наш собеседник занимался расследованием уголовных дел в сфере искусства, а впоследствии стал одним из немногих юристов, специализирующихся на судебных разбирательствах, связанных с предметами антиквариата. «Проверка подлинности и происхождения картин, возвраты подделок, споры наследников, розыск похищенного - все это частые ситуации на нашем, увы, очень непрозрачном и проблемном арт-рынке», - говорит он.

По его словам, за последние 20 лет было всего четыре уголовных дела, связанных с продажами подделок предметов искусства. Столь скудная статистика, подчеркивает он, лишь подтверждает нелегальный характер российского арт-рынка. Практически все сделки проходят без оформления документов, а в случае выявления фальшивок стороны стараются урегулировать конфликт без огласки. Арт-дилеры, дорожащие репутацией, предпочитают вернуть деньги, чтобы сохранить богатого клиента. Впрочем, и среди них хватает проходимцев.

Серьезные игроки на рынке, как правило, предупреждают друг друга о сомнительных персонажах. Семенов зачитывает письмо, полученное недавно на электронную почту.

«Хочу вас предостеречь от сотрудничества с дилером N (собеседник не уточнил данные дельца - прим. «Ленты.ру» ). Моя галерея понесла большие убытки от так называемого сотрудничества с этим человеком. Он неоднократно брал у галереи картины для показа своим клиентам и для передачи другим арт-дилерам. Всегда на протяжении трехлетнего знакомства возвращал картины, но в 2016 году N, взяв в мае на показ три картины Колесникова "Чистый четверг", "Парный пейзаж", картину Рубо "Отряд черкесских всадников", до сих пор не вернул ни картины, ни сумму денежных средств, соответствующих оценочной договорной стоимости. Убедительная просьба, если у вас есть какая-либо информация относительно данных картин, сообщите мне, пожалуйста, любые сведения о них. После многочисленных требований вернуть картины в галерею, я был вынужден обратиться в ».

В письме описывается и схема, которую использует мошенник. Дилер назначает день и время возврата картин, потом звонит по телефону и переносит встречи. Далее у него возникают непредвиденные обстоятельства, он назначает новую дату возврата и так до бесконечности. «Мягко говоря, фантазия этого человека безгранична, он сочиняет все новые и новые истории. Две картины были лично моими, но две картины общей стоимостью 85 тысяч долларов Колесникова и Рубо находились в галерее по договору хранения. Мне не остается ничего другого как прибегнуть к помощи государственных органов, чтобы вернуть картины», - говорится в тексте письма.

Собеседник «Ленты.ру» приводит примеры того, что происходит ежедневно в среде торговцев антиквариатом.

Дилер под расписку взял у владельца картину стоимостью 50 тысяч долларов в октябре, и даже оставил в залог свой паспорт. «Где он сейчас неизвестно, ни денег, ни картины», - говорит юрист.

Другая схема: арт-дилер берет на продажу картину. Допустим, владелец оценил ее в 100 рублей (условно). Дилер продает ее за 50, потому что по дешевке она быстрее уходит, а собственнику возвращает всего 10 рублей и говорит, что это задаток. После этого мошенник начинает скрываться. И находит очередную жертву, так же продавая картину.

«Вот я упоминал Кутейникова - его бывшая жена занималась такой схемой. Сейчас она в тюрьме», - рассказывает юрист.

Семейный бизнес

В 2013 году прошел третий судебный процесс. На этот раз за мошенничество осудили отца и дочь Черновых, продававших подделки под русский авангард. Через «Измайловский вернисаж» они сбыли 800 фальшивок из якобы собрания 80-летнего сотрудника посольства Швеции в Ташкенте Михаила Нельсона, сообщала Газета.ру ».

«Там была придумана очень сложная история происхождения этих вещей. Сфальсифицировали переписку якобы коллекционера из Узбекистана с известнейшим коллекционером нашего авангарда Георгием Дионисовичем Костаки. Люди разыгрывали роли по телефону: якобы сиделка этого пожилого человека (Нельсона) продает какие-то вещи, потому что ему нужны деньги на операцию», - рассказывает Семенов.

Двое потерпевших, наивно поверивших в легенду о неизвестной коллекции, заплатили Черновым в общей сложности 18 миллионов рублей.

Дело Баснер

Еще один громкий процесс, касающийся липовых произведений искусства, связан с искусствоведом Еленой Баснер. В отличие от предыдущих примеров, в 2016 году суд ее оправдал, усомнившись в доказательствах следствия.

Суть дела: в июле 2009-го коллекционер приобрел картину «В ресторане» за 250 тысяч долларов. После сделки выяснилось, что это подделка, а оригинал хранится в Русском музее. Потерпевший утверждает, что Баснер продала ему полотно, заведомо зная, что это фальшивка. Она же, по данным Васильева, дала ложное заключение о подлинности.

«Деньги, полученные Баснер по сделке - 250 тысяч долларов - бесследно исчезли», - говорит представитель коллекционера Никита Семенов. «А для того, чтобы избежать ответственности, Баснер и ее неустановленные соучастники использовали некоего гражданина Эстонии Михаила Аронсона (неоднократного судимого, дальнобойщика по профессии), который якобы привез ей картину и получил денежные средства. Аронсон это подтвердил, но следствие выяснило, что он физически не мог передать Баснер картину и получить деньги. Его просто не было на территории Российской Федерации», - указал юрист..

Как «создать» шедевр

Существует пять известных способов придать весомость посредственной картине, говорит Семенов.

Способ №1: переделка картин европейских мастеров под русских художников.

Очень сложно технологически выявить такую подделку, потому что один и тот же период, те же пигменты, старые холсты и подрамники, старый лак. «Если применить хитрый лак, то места изменения подписи не будут видны на ультрафиолете», - отмечает он.

«Врубель, Филонов, художники русского авангарда использовали совершенно новую технику. А наша академическая живопись рубежа XIX-XX веков очень похожа на западную, - объясняет юрист. - Поэтому и различить их непросто».

Способ №2: статус шедевра средней руки полотно приобретает с помощью поддельной экспертизы. Можно заплатить эксперту, и он даст ложное заключение о подлинности, а можно сфальсифицировать сам документ.

«Есть, например, одно очень смешное заключение, подтверждающее подлинность одной работы якобы Пиросмани. Оно написано с таким грузинским акцентом, без склонения, не тот род употребляется, неправильные слова», - рассказывает Семенов.

Способ №3: изготовление новодела. Для этого берется старинный холст, с него снимается красочный слой, а затем с использованием старых пигментов наносится новый сюжет.

«На Западе ходит гигантское количество поддельного русского авангарда. И практически нет экспертов, которые бы хорошо разбирались в творчестве, например, Малевича, Кандинского. Есть, конечно, авторитетный искусствовед Александра Шацких, которая живет в Америке, но с ней не так-то легко встретиться и пообщаться», - говорит юрист.

Способ №4: придание значимости новоделу. Эту схему придумал галерист из немецкого Висбадена Эдуард Натанов, выходец из России. Он продавал картины под видом русского авангарда. В провинциальных музеях России Натанов устраивал выставки своей коллекции. А затем при продаже он показывал покупателю список экспозиций, на которых картина побывала.

«И это сильный аргумент. Музей ведь может показать у себя частную коллекцию, если ему заплатить, администрация не несет ответственности за содержание коллекции», - говорит Семенов.

Способ №5: поддельная подпись.

«У меня сейчас идет процесс по поддельной работе Клевера. Взяли старую вещь, которой более 100 лет, и на нее нанесли фальшивую подпись Клевера. Смешно, но фальшивая подпись не означает, что вещь поддельная. И это очень тяжело выявить. Это русская живопись, которая не имеет особого значения, но с подписью Клевера она продается уже за другие деньги. За 150 тысяч долларов», - объясняет Семенов.

Кто «липу» лепит

Исполнители подделок, как правило, талантливые живописцы. Они всегда находятся в тени, зачастую зарабатывая небольшие деньги. В деле Черновых был установлен художник, который делал поддельную графику русского авангарда. «Мошенники просили его делать не копии, а просто придумывать сюжеты из головы, но в стилистике определенных художников. Он получал за каждую такую работу пять тысяч рублей, а Черновы потом подписывали ее», - вспоминает Семенов.

По его словам, в этой ситуации в действиях художника нет состава преступления, поскольку он не знает, что его картина будет продаваться под видом подлинника известного автора за большие деньги. Еще один специалист-поддельщик, известный ему, снабжает западных дилеров русским авангардом, получает от пяти до 20 тысяч долларов, не скрывая, что это копии.

«В нашей стране не преследуют художников, которые на копию шедевра ставят авторскую подпись, скажем, Айвазовского. А, например, в Испании сам факт изготовления подделки считается преступлением», - отмечает юрист.

«Ведущий эксперт по Рериху Ольга Глебова так часто сталкивается с подделками, что уже различает "школы": это тбилисская школа подделки, а здесь - питерская. Специалист по работам Фаберже и владелец частного музея Фаберже в Баден-Бадене , глядя на тот или иной предмет, иногда даже узнает руку мастеров-поддельщиков по своеобразному "почерку", и называет фамилию автора», - подытоживает Никита Семенов.

Искусство покупали всегда, а вкладывать в него деньги стало занятием более прибыльным, чем торговать океанскими яхтами. Арт-инвестиции называют чуть ли не самым доходным финансовым инструментом, приносящим, говорят, до 1000% годовых. В отличие от яхт или даже обычных автомобилей, которые уже через год после покупки дешевеют почти на треть, художественные ценности с годами, наоборот, только дорожают.

Справедливости ради надо отметить, что обычный рост составляет процентов 10 в год. И только в случае какого-нибудь ажиотажа цены взлетают на 50-100, ну иногда 200%. Так случилось, к примеру, с Энди Уорхолом, питавшимся по бедности исключительно консервированным супом «Кэмпбелл». После этого, от нечего делать, Уорхол нарисовал банки из-под него. Потом вдруг поп-арт превратился в глобальное художественное направление, а сейчас это просто модно.

Высокие проценты обусловлены факторами конъюнктуры или раритетности. Например, внезапно появляется мода на авангард, и все срочно скупают Кандинского. Или, скажем, какой-нибудь величайший художник современности покидает этот мир. Тогда все бросаются на оставшееся после него художественное наследие, поскольку количество его работ уже никогда не увеличится.

Прежде всего не кидайся на первую попавшуюся картину и не старайся потом впарить ее втридорога. Надо уяснить, что арт-рынок имеет жесткую структуру и вливаться в него стоит, только четко понимая свое место.

Дилер

Стать арт-дилером - проще простого. Для этого не требуется никаких финансовых вложений. Зато роль дилера на рынке фактически самая главная. Даже великие императоры и президенты подчас были не в состоянии совершить ответственную покупку на аукционах и прибегали к услугам специалистов.

Арт-дилер - посредник между продавцами и покупателями на рынке художественных ценностей. Как правило, специализируется в какой-то определенной области искусства, обладает связями с клиентами, художниками и галеристами. Имеет от 7 до 20% от сделки. Главное - понимать конъюнктуру и динамику рынка и вовремя дать нужный совет нужному человеку. Со временем арт-дилеры и сами становятся коллекционерами, покупают для себя, впрок, открывают галереи и сами формируют рынок.

Почем дрова

Лучше всего иметь дело с работами признанных мастеров. Например, картины Ивана Константиновича Айвазовского, который так долго жил на море, что мог рисовать волны не выходя из спальни, являются одними из самых востребованных в мире. Впрочем, имей в виду, что за 100 лет после его смерти подделок под Айвазовского создано в несколько раз больше, чем сам он успел написать за всю свою сознательную жизнь. Поэтому перед тем, как покупать шедевр, проверь его подлинность.

Никто не смог превзойти Ивана Ивановича Шишкина (картины которого в среде арт-дилеров называют «дрова») в изображении русского леса. Хотя от опытного искусствоведа не ускользнет едва уловимое сходство его полотен с картинами швейцарского пейзажиста Калама, работы которого Шишкин копировал, будучи студентом Академии художеств.

Еще хорошо идет советская живопись 40-60-х годов прошлого века. Госструктуры, имеющие выход на внешний рынок, предпочитают современное искусство, крупные корпорации интересуются XVIII веком и абстракцией типа Поллока, а дочери банкиров и ветреные звезды MTV любят украшать свои спальни картинами Такаши Мураками. Еще есть множество государственных мужей, а также представителей деловых и политических кругов, которые не прочь увековечить себя в образе служителей Отечеству. Никас Сафронов как-то сказал, что чиновники - «самые капризные заказчики, но зато они очень любят позировать» . И ты можешь помочь обеим сторонам - во-первых, крупному политическому деятелю, который стесняется признать, что хочет заполучить собственный портрет. Во-вторых, талантливому художнику - найти выгодный заказ.

Настоящий арт-дилер не стоит с полотнами в торговых рядах на ярмарке в Измайлово или на Крымском Валу. Его задача - войти в дверь к тому человеку, которого действительно интересует его предложение. Экспертизу картины можно сделать в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Всероссийском научно-реставрационном центре им. Грабаря, Институте реставрации, Эрмитаже и Русском музее.

Арт-проект

Первый шаг в налаживании контакта с будущим покупателем - экспозиция. Как известно, художники любят выставляться к месту и не к месту. Твоя задача: внести в этот процесс рациональное зерно - необходимо актуализировать концепцию будущей выставки, чтобы привлечь клиента. Этим на практике занимается куратор проекта. Куратор - главный инициатор, соавтор и организатор художественного проекта. Соединяет в одном месте художественные ценности, финансы и зрителей, часть из которых становятся потенциальными покупателями.

Но сначала ты должен отыскать дюжину картин, которые впоследствии станут шедеврами. Конечно, тут нужно проявить профессиональное чутье, но это не самое сложное. Во всяком случае, не сложнее, чем обеспечить последующее финансирование проекта. Кульминацией всего проекта должна стать даже не покупка какого-нибудь отдельного холста, а положительная реакция публики и прессы, а также заинтересованность в дальнейшем продвижении. Твоя задача - максимально раскрутить художников через выставки и международные ярмарки. Сначала художник работает на имя, потом имя работает на художника и его дилера.

1. «Знак доллара» Энди Уорхола, который не упускал случая помочиться на свои произведения и всю жизнь мечтал купить какую-нибудь безделушку за 5 баксов, чтобы продать ее за миллионы, ушел с аукциона Christie’s за $4,5 млн.

2. Джексон Поллок любил расплескать краски по разложенному на полу холсту, а потом хорошенько отстегать получившуюся картину плеткой. Так рождались шедевры абстрактного экспрессионизма. Самая дорогая из его работ - «Номер 12» - продана на аукционе Christie’s за $11,7

3. Ночной дозор. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642 г. Рембрандт, первую половину жизни проработавший на мельнице, и в страшном сне не мог представить себе, что Жанна Фриске сделает с Антоном Городецким.

4. Японца Такаши Мураками, рисующего в стиле Hello, Kitty, западные критики недолюбливают за его участие во всех коммерческих проектах без разьора.

Галерист

Галерист - владелец собственной галереи. Выставляет в ней художников по своему усмотрению. Как правило, заключает контракты с несколькими из них, обеспечивает им PR, позитивную критику и клиентов. Бизнес делает за счет разницы между стоимостью картины, так сказать, «со склада» и ее цены после соответствующего промоушена.

Ни один уважающий себя галерист никогда не признается, что бизнес его процветает. И это чистая правда, поскольку держать галерею в принципе занятие убыточное. Уйма денег уходит на аренду помещения, свет, охрану, зарплату персоналу. Сами картины продаются крайне медленно. Но раскрутиться можно, если не торговать картинами, а продавать себя.

Если уж открывать галерею, то лучше всего сразу покупать шоу-рум в центре, как Гари Татинцян, который открыл свое заведение через дорогу от Кремля. Потом, конечно, стоит заявить о себе в художественном мире - привезти, например, Карима Рашида или Нормана Фостера. Ну а затем уже заводить и двигать своих художников. В одной только Москве сотни галерей, но все они остаются в тени, а на самом деле известных выставочных площадок с мировым уровнем - не более 10-15. Картина, попавшая туда, гарантированно будет замечена художественной тусовкой.

И с этого момента начнется ее счастливое продвижение по экспозициям, странам и континентам до тех пор, пока путь не увенчается выгодной продажей на каком-нибудь аукционе. Знаменитый арт-дилер и галерист Лео Кастелли первым начал платить стипендии художникам за то, чтобы те не уходили к другим галеристам, открыл Энди Уорхола и Роберта Раушенберга и фактически стал одним из основателей поп-арта и концептуализма.

Арт-инвестиции

Модное направление в финансовой сфере. Ты можешь неплохо заработать, скупая отдельные картины какого-либо художника, как если бы это были акции компаний. Чем больше у тебя будет картин, тем больше твой пакет акций, а цена на него значительно выше, чем сумма от продажи каждой работы по отдельности.

Самый доступный способ - покупка работ современных российских авторов. Для начала собери с десяток картин. Важно, чтобы они тебе самому понравились. Первичные вложения составят $20 000-50 000. Посмотри, как будет меняться ситуация вокруг автора. Коллекция реально подорожает, если другие работы твоего художника вдруг попадут в Эрмитаж или Лувр. Или кто-нибудь из действующих президентов купит что-нибудь для своей загородной резиденции.

Самый надежный вариант - вложения в мировые шедевры. Стоимость одной картины в этом случае - сотни тысяч, всей коллекции - сотни миллионов. Но и проблем возникает намного больше - страховка, охрана и специальный климатический режим хранения. Создают такие коллекции не для продажи, а для поддержки имиджа или для обеспечения потомков.

Российский арт-рынок разогрет как никогда и в ближайшее время будет бурно развиваться. Количество дорогой недвижимости умножается, а владельцы особняков класса де-люкс просто мечтают украсить стены своих домов настоящим искусством. И тут им понадобится помощь специалиста. Эксперты прогнозируют, что цены будут расти на российское современное искусство, так как сейчас это самый дешевый сегмент рынка. В цене окажется также русская академическая школа - от передвижников до соцреализма 1960-80-х годов. Так как вещей того времени на рынке становится все меньше, дефицит начнет восполняться работами новых реалистов.