Маша и медведь опасный детский мультфильм. Мультик "Маша и Медведь" признали самым опасным для детей

Маша и медведь опасный детский мультфильм. Мультик "Маша и Медведь" признали самым опасным для детей

Непростая Маша!
Предлагаю статью психолога (в некотором сокращении), под которой полностью подписываюсь: «Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения - это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина - та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли - любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет - всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что *** очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть - место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир - это интересное место, где ты - главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение - безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем - это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен - даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно - в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала - принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини - это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя - хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.
Возвращаясь к началу разговора: я хочу подчеркнуть, что проблема правильной сертификации медиапродукции сейчас очень актуальна. Психологи должны, в сотрудничестве с другими специалистами, защищать детей от неконтролируемого медийного контента».

Ваши дети смотрят мультфильм "Маша и Медведь"? Да? И наши дети тоже! А тут выяснилось, что этот мультик, по мнению психологов, самый вредный. Специалисты вдруг (через пять лет с момента появления мультфильма) заговорили об опасности "Маши и Медведя". В черный список также попали "Монстр Хай", "Губка Боб квадратные штаны", "Том и Джерри". Почему именно эти мультики сочли опасными для детской психики, какие тогда можно смотреть, рассказываем в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Чем мультик "Маша и медведь" опасен для детей?

Психологи выяснили, что в этом мультфильме Маша демонстрирует плохое поведение и скверный характер. При этом далеко недетские проделки всегда девочке сходят с рук (кстати, я и без мультика в детстве так делала).

Маленькие дети склонны верить всему происходящему, а также копируют поведение главных героев. Тем самым у ребенка изначально формируется неправильная модель поведения, и впоследствии родители могут испытывать большие трудности при его воспитании.

Медведь предстает в мультике добрым и мягким. В мультфильме Маша систематически издевается над ним. А, по сути, за обличьем медведя стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Специалисты полагают, что ребенок берет пример с Марии и формирует свою модель поведения общения со взрослыми: над ними надо издеваться!

Только вот знаете что... Мы тут вчера попробовали убрать дочь заместителя главного редактора от просмотра очередной серии мультика, так она визжала весь вечер. И в этот момент отсутствие в детской жизни Маши и ее Медведя нам показалось опаснее, чем их присутствие. Хотя это наше субъективное мнение и оно, видимо, расходится с мнением психологов.

Допустим, насчет Машки я согласен, но чем плох "Том и Джерри"?

Все мы выросли на этом мультике, и ничего страшного с нами не произошло (мы, по крайней мере, этого не заметили). Но психологи утверждают, что в "Том и Джерри" мышонок издевается над котом, а это тоже влияет на психику ребенка.

Мультик "Монстр Хай", который оказался на втором месте антирейтинга, формирует, мягко говоря, плохой словарный запас у детей. Главные герои в нем говорят на сленге, а также показывают дурной пример по прогуливанию уроков. Тут специалисты, пожалуй, правы. "Губка Боб квадратные штаны" учит ребенка конфликтовать, спорить с друзьями и ругать взрослых (плохой Боб!).

А какие мультики тогда смотреть, если показывают одних монстров и покемонов?

Совсем не обязательно смотреть то, что показывают по телевизору. Почти у каждого дома есть интернет либо DVD-плеер. Родители могут сами выбирать репертуар мультфильмов и сказок для своих детей.

Психологи из Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек рекомендуют отдавать предпочтение старым мультфильмам и сказкам. Детям постарше понравятся приключенческие мультфильмы. Ну, помните эти прекрасные "12 месяцев", "Гуси-лебеди", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Винни Пух". Эти мультики прививают детям добро, справедливость и милосердие. На них мы выросли, и они до сих пор вызывают самые теплые воспоминания.

И что, новые мультики вообще не смотреть?

Смотреть, конечно, можно, но к репертуару нужно подходить очень серьезно. Во многих современных мультфильмах происходит быстрая смена эпизодов, из-за этого ребенок не запоминает сюжет и не может пересказать содержание. Такие мультики точно не пойдут на пользу. Также стоит остерегаться компьютерных игр, где происходят драки, поскольку ребенок впоследствии может перенести некоторые эпизоды в реальную жизнь.

С какого возраста детям можно показывать мультики?

Психологи рекомендуют не включать телевизор детям до двух лет. Просмотр любых, даже самых добрых мультиков, может вызвать у них необратимые изменения психики. Так что до этого времени усаживать ребенка перед телевизором не стоит, даже если вам очень некогда и дитя нужно чем-то занять. Лучше дать малышу игрушку.

Если ваш ребенок уже задул три свечки на торте, то мультики ему смотреть можно. Но при этом сеанс не должен длиться более 15-20 минут. При этом родителям рекомендуют присутствовать при просмотре и по ходу мультика давать свои пояснения, что происходит на экране и почему герой так поступил, а не иначе.

Много лет подряд люди, которые (как и я) выросли на прекрасных советских мультиках, жаловались, что Россия, как страна производитель детской мультипликации, исчезла с мировой карты. Ситуация изменилась несколько лет назад, прежде всего благодаря мультфильму "Маша и Медведь", который стал мировым хитом. Его смотрят в разных странах люди, далекие от русского фольклора, с его вечной темой девочки забредшей к медведям.

"Буквально пару недель назад в Штатах. Сидим с родственниками в японском ресторанчике, суши наворачиваем, общаемся... Тут дочка говорит "что-то знакомое где-то звучит". Прислушались - вроде что-то где-то но никак не вспомнилось... Дочка вышла прогуляться, возвращается слегка в непонятках: через пару столиков сидит негритянка с дочкой (такой же) и дочка "Машу и медведя" на таблете " - прочитал вчера в Facebook.

Нечто подобное сегодня можно увидеть во многих странах: от Франции до Южной Кореи. Причем, общее мнение, которое можно прочитать в реакциях на разных языках: этот сериал относится к той редкой категории, который взрослые могут смотреть вместе с детьми. И вместе заливаться смехом.

Но довольны сериалом отнюдь не все. Есть и критики, которые предупреждают о вреде, который Маша может нанести детской психике, общественному сознанию, государственной идеологии. Лет двадцать тому назад одна немного истеричная глава неполной семьи (в просторечии: мать-одиночка) сказала мне:

- А почему никто не обращает внимание, что сказка "Волк и семеро козлят" - она о проблемах безотцовщины.

- Безотцовщины?!

Козла ведь нет. Коза одна детей воспитывает. Нет козла.

Женщину эту понять можно было. Я не спорил.

Но вот именно с таким методом истолкования подошел к мультику "Маша и медведь" критик "Гаарец" Рогель Альпер, усмотрев в популярном российской мультфильме "назойливый и мрачный осадок, запрятанный в двойном дне". Увидев эту новость на сайте IzRus , я вначале не поверил.

Рогель Альпер, следуя методу интерпретации моей знакомой, обнаружил главную проблему в отсутствии родителей: "Девочка, где твои мама и папа?". Он сумел диагностировать в мультике целый пучок нездоровых и идеологически вредных комплексов: от параноидальных экзистенциальных страхов одиночества у девочки, которая боится, что медведь от нее сбежит, поскольку от нее и раньше сбегали (где родители?), до нездорового чувство вины и нереализованного долга у мечтающего сбежать от ребенка хищника. С звериной серьезностью проанализировал Альпер взаимоотношения Маши и животных, которым мешает гиперактивная и сующая во все свой носик маленькая девочка. "Маша - инородное тело в этой среде, мирящейся с ее существованием", - заключил Альпер, призывая родителей обратить внимание на пугающее сущностное содержание российского мультика. Ведь дети могут невольно впитать в себя эти психологически нездоровые, идеологически вредные и противные экологии посылы.

Людей, которые прочитав текст, сразу же принялись клеймить "левую сволочь" и "русофобию", начали насмехаться "что они курят в этом Гаареце" спешу уверить. Альпер - такой не один. Российский профессор Лидия Владимировна Матвеева, которая возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением федерального закона 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка поделилась с "Психологической газетой" своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка сериал "Маша и медведь". Лидия Владимировна — человек дюже серьезный - профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы "Психология массовых коммуникаций", изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она ученый чиновник, уполномоченный государством надзирать над контентом. И приговор ее звучит тоже не по-детски серьезно.

"Давайте, для примера, рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал "Маша и медведь". Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не все, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это "информационная бомба", заложенная под российский менталитет", - говорит Лидия Владимировна. Приговор ее настолько строг, что совершенно непонятно почему она не призывает запретить мультик, а его создателей отправить в места не столь отдаленные.

Обвинений в адрес мультика у нее много. И картинки в мультике, как кажется профессору, движутся слишком быстро, а потому у ребенка может возникнуть логоневроз. И еще в нем есть "несоответствие иерархии". В старинной народной сказке, придя в дом к медведям, девочка не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего, то Маша из мультфильма, к великому профессорскому сожалению, ведет себя иначе. "Проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом...". А если сегодня разрешить девочке нарушать табу в отношении отца и Медведя, то завтра, вырастая, она замахнется и на "медвежью" партию "Единая Россия", а то и, страшно подумать, на самого всероссийского отца — президента Путина!

И эмоциональная ограниченность Маши: "Даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все ее эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это все. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно". Действительно, здесь можно согласиться с профессором. В образе Маши никак не раскрыта тема пятого размера гражданской ответственности, и линия готовности погибнуть за Русскую весну под Луганском.

И принижение статусной роли российской женщины также отразилось в образе маленькой девочки Маши. "Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует". А маленькая Маша, как мы видим в мультике, далеко не соответствует этому высокому стандарту. Она медведя достает, а не поддерживает. Не помогает в работе, а мешает и портит.

Но нам в этой заметке интересны пункты, в которых надзирающий профессор схожа с критиком либеральной газеты. А сходство поразительное. Матвеева тоже осуждает фильм за то, что девочка в лесу инородное тело, разрушительное начало, которого боятся все животные: "В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы еще не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна".

Руководитель Комиссии по мониторингу за исполнением закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" тоже считает, что мультик вреден с экологической точки зрения, поскольку разрушает связь ребенка с природой, с окружающей средой, частью которой подрастающий человечек должен себя чувствовать. Профессор клеймит эмоционально ограниченную Машу за неспособность любить, безответственность и пр.

И тема взаимоотношения детей и родителей, которые в мультфильме отсутствуют, профессора Матвееву тоже волнует: "А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?". Интервью профессора Матвеева вообще полно перлов. И я делаю над собой недюжинные усилия, чтоб прекратить его цитировать, поскольку и так уже многократно превысил размеры заметки, рекомендованные редакцией сайта.

Многословные выводы делать не буду. Не буду перечислять доводы эстетического, этического, психологического плана в защиту "Маши и медведя". Этот шедевр в моей защите не нуждается. У меня только один вопрос: почему мнение либерального автора прогрессивной газеты "Гаарец" настолько совпадает с мнением российского реакционного держиморды?

Много лет подряд люди, которые (как и я) выросли на прекрасных советских мультиках, жаловались, что Россия, как страна производитель детской мультипликации, исчезла с мировой карты. Ситуация изменилась несколько лет назад, прежде всего благодаря мультфильму "Маша и Медведь", который стал мировым хитом. Его смотрят в разных странах люди, далекие от русского фольклора, с его вечной темой девочки забредшей к медведям.

"Буквально пару недель назад в Штатах. Сидим с родственниками в японском ресторанчике, суши наворачиваем, общаемся... Тут дочка говорит "что-то знакомое где-то звучит". Прислушались - вроде что-то где-то но никак не вспомнилось... Дочка вышла прогуляться, возвращается слегка в непонятках: через пару столиков сидит негритянка с дочкой (такой же) и дочка "Машу и медведя" на таблете " - прочитал вчера в Facebook.

Нечто подобное сегодня можно увидеть во многих странах: от Франции до Южной Кореи. Причем, общее мнение, которое можно прочитать в реакциях на разных языках: этот сериал относится к той редкой категории, который взрослые могут смотреть вместе с детьми. И вместе заливаться смехом.

Но довольны сериалом отнюдь не все. Есть и критики, которые предупреждают о вреде, который Маша может нанести детской психике, общественному сознанию, государственной идеологии. Лет двадцать тому назад одна немного истеричная глава неполной семьи (в просторечии: мать-одиночка) сказала мне:

- А почему никто не обращает внимание, что сказка "Волк и семеро козлят" - она о проблемах безотцовщины.

- Безотцовщины?!

Козла ведь нет. Коза одна детей воспитывает. Нет козла.

Женщину эту понять можно было. Я не спорил.

Но вот именно с таким методом истолкования подошел к мультику "Маша и медведь" критик "Гаарец" Рогель Альпер, усмотрев в популярном российской мультфильме "назойливый и мрачный осадок, запрятанный в двойном дне". Увидев эту новость на сайте IzRus , я вначале не поверил.

Рогель Альпер, следуя методу интерпретации моей знакомой, обнаружил главную проблему в отсутствии родителей: "Девочка, где твои мама и папа?". Он сумел диагностировать в мультике целый пучок нездоровых и идеологически вредных комплексов: от параноидальных экзистенциальных страхов одиночества у девочки, которая боится, что медведь от нее сбежит, поскольку от нее и раньше сбегали (где родители?), до нездорового чувство вины и нереализованного долга у мечтающего сбежать от ребенка хищника. С звериной серьезностью проанализировал Альпер взаимоотношения Маши и животных, которым мешает гиперактивная и сующая во все свой носик маленькая девочка. "Маша - инородное тело в этой среде, мирящейся с ее существованием", - заключил Альпер, призывая родителей обратить внимание на пугающее сущностное содержание российского мультика. Ведь дети могут невольно впитать в себя эти психологически нездоровые, идеологически вредные и противные экологии посылы.

Людей, которые прочитав текст, сразу же принялись клеймить "левую сволочь" и "русофобию", начали насмехаться "что они курят в этом Гаареце" спешу уверить. Альпер - такой не один. Российский профессор Лидия Владимировна Матвеева, которая возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением федерального закона 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка поделилась с "Психологической газетой" своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка сериал "Маша и медведь". Лидия Владимировна — человек дюже серьезный - профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы "Психология массовых коммуникаций", изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она ученый чиновник, уполномоченный государством надзирать над контентом. И приговор ее звучит тоже не по-детски серьезно.

"Давайте, для примера, рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал "Маша и медведь". Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не все, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это "информационная бомба", заложенная под российский менталитет", - говорит Лидия Владимировна. Приговор ее настолько строг, что совершенно непонятно почему она не призывает запретить мультик, а его создателей отправить в места не столь отдаленные.

Обвинений в адрес мультика у нее много. И картинки в мультике, как кажется профессору, движутся слишком быстро, а потому у ребенка может возникнуть логоневроз. И еще в нем есть "несоответствие иерархии". В старинной народной сказке, придя в дом к медведям, девочка не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего, то Маша из мультфильма, к великому профессорскому сожалению, ведет себя иначе. "Проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом...". А если сегодня разрешить девочке нарушать табу в отношении отца и Медведя, то завтра, вырастая, она замахнется и на "медвежью" партию "Единая Россия", а то и, страшно подумать, на самого всероссийского отца — президента Путина!

И эмоциональная ограниченность Маши: "Даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все ее эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это все. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно". Действительно, здесь можно согласиться с профессором. В образе Маши никак не раскрыта тема пятого размера гражданской ответственности, и линия готовности погибнуть за Русскую весну под Луганском.

И принижение статусной роли российской женщины также отразилось в образе маленькой девочки Маши. "Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует". А маленькая Маша, как мы видим в мультике, далеко не соответствует этому высокому стандарту. Она медведя достает, а не поддерживает. Не помогает в работе, а мешает и портит.

Но нам в этой заметке интересны пункты, в которых надзирающий профессор схожа с критиком либеральной газеты. А сходство поразительное. Матвеева тоже осуждает фильм за то, что девочка в лесу инородное тело, разрушительное начало, которого боятся все животные: "В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы еще не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна".

Руководитель Комиссии по мониторингу за исполнением закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" тоже считает, что мультик вреден с экологической точки зрения, поскольку разрушает связь ребенка с природой, с окружающей средой, частью которой подрастающий человечек должен себя чувствовать. Профессор клеймит эмоционально ограниченную Машу за неспособность любить, безответственность и пр.

И тема взаимоотношения детей и родителей, которые в мультфильме отсутствуют, профессора Матвееву тоже волнует: "А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?". Интервью профессора Матвеева вообще полно перлов. И я делаю над собой недюжинные усилия, чтоб прекратить его цитировать, поскольку и так уже многократно превысил размеры заметки, рекомендованные редакцией сайта.

Многословные выводы делать не буду. Не буду перечислять доводы эстетического, этического, психологического плана в защиту "Маши и медведя". Этот шедевр в моей защите не нуждается. У меня только один вопрос: почему мнение либерального автора прогрессивной газеты "Гаарец" настолько совпадает с мнением российского реакционного держиморды?