Маленькая из литл биг. Little Big: как самая гадкая группа России пришла к успеху

Маленькая из литл биг. Little Big: как самая гадкая группа России пришла к успеху
Маленькая из литл биг. Little Big: как самая гадкая группа России пришла к успеху

TrendSpace встретился с тремя людьми маленького роста и узнал, с какими трудностями они сталкиваются в обычной жизни.

Олимпия Ивлева

Занятость: front-woman музыкальной рейв-группы Little Big
Возраст: 25лет
Рост: 130 см

Я никогда не акцентировала внимание ни себя, ни других людей на моем росте, и в большинстве случаев всегда находила общий язык с людьми, которые меня окружали. Впервые я столкнулась с этим только тогда, когда в моей жизни появились дети, известные своей жестокостью и непониманием в младшем подростковом возрасте в школе.

Естественно, у меня были трудности в школе, но они были настолько редки, что до какого-то времени я не понимала, из-за чего дети пытаются проявить настолько повышенный интерес к моей персоне. Спустя какое-то время я сама донесла до каждого, кто горел любопытством узнать, почему я такая «нестандартная», и все вопросы исчезли. Я просто говорила с ними спокойно, не проявляя агрессию, примерно следующие вещи: «Посмотри на себя и посмотри на меня. Чем мы с тобой отличаемся? Все верно, ничем, мы можем видеть, слышать, говорить и думать, а также чувствовать и любить. Так почему ты думаешь, что я ниже тебя? Может быть, физиологически - да, но разве это что-то меняет?» У меня всегда было много друзей, а также исключительно позитивное отношение к миру.

Разве что только с высокими барными стульями и ограничителями роста на аттракционах.

В обычных магазинах, но у меня есть существенный бонус - расширенный выбор: я могу покупать одежду во взрослых и детских отделах. Это существенно расширяет границы выбора. Я вообще считаю, что если ты хочешь круто выглядеть, для этого стоит приложить некоторые усилия и иметь чувство стиля, и все будет отлично.

Подавляющее большинство, если считать средний рост 170–180 см. Опять же понятие среднего, низкого и высокого роста очень относительно для меня в частности. Не существует рамок и законов роста. Поэтому сложно говорить, кто из моих друзей является человеком со средним ростом.

Нет, ни в коем случае.

Мне кажется, никто об этом не задумывается, кроме людей с невысоким ростом. Ну и опять же я всегда выхожу из ситуации очень просто: прошу о помощи окружающих меня людей. Мужчины, кстати, очень ценят, когда понимают, что могут кому-то помочь в чем-то.

Я бы хотела видеть изменения в людях. Я хочу, чтобы они были добрее и улыбчивее. Это важнее всего.

Сергей Лехкобыт

Род занятости: актер
Возраст: 21 год
Рост: 138 см

Что вы почувствовали, когда первый раз осознали, что отличаетесь от большинства людей?

Честно, я не помню, когда я почувствовал, что отличаюсь от других людей. Наверное, в школьные годы. Помню, когда мы ходили по врачам, тогда я уже понимал, что у меня с ростом проблема. Мне даже дали третью группу инвалидности.

Сталкивались ли в детстве с оскорблениями и издевательствами в свой адрес?

Да, сталкивался. Особенно в школе в мой адрес говорили разные оскорбительные слова. Это было очень обидно. И я не мог тогда ударить или закрыть рот кому-то. Было неприятно. Я часто говорил маме и плакал оттого, что меня обижают. Сейчас меня никто не обижает. Пусть только попробуют!

С какими трудностями вы сталкиваетесь в обычной жизни?

Я не сказал бы, что я очень чувствую какие-то трудности. С ногами, руками у меня все в порядке, как у обычного человека. Могу все делать. Трудности есть у каждого человека, независимо от того, какой он. Например, одна из трудностей - это что-то достать в супермаркете. Есть очень высокие полки, и приходится либо подпрыгнуть, либо просить кого-то. Также в разных кассах, например, на железнодорожных вокзалах, трудно достать до окошка, и там сидит в основном полная женщина, и ей даже трудно одно место поднять.

Где вы покупаете одежду и обувь?

Одежду я покупаю в обычных магазинах. Например, футболки, рубашки, кофты - все есть на меня. Штаны тоже легко найти, только их потом нужно еще занести, чтобы их обрезали. Обувь тоже легко. У меня нога 39-го размера, так что трудностей в этом плане, слава богу, нет.

Я не сказал бы, что мой быт как-то отличается от быта другого человека. Я решил, что я такой же мужик, как и все мужики. Живу как все и не смотрю на то, что у меня маленький рост. Это, наоборот, моя уникальность, на которую все обращают внимание. Я гуляю, отдыхаю и все делаю, как все.

На данный момент я молодой и холостой парень, пока что без второй половинки. Подчеркиваю, пока что без второй половинки, совсем скоро она появится. И я не вижу смысла куда-то торопиться с этим. Я еще совсем молодой, 21 только.

Есть ли у вас друзья среднего роста?

Друзей верных у меня мало, но они есть разного роста - и маленького, и большого. В основном у меня товарищи. Больше я общаюсь с девушками, чем с парнями. Все они выше меня, с ними удобно и комфортно.

Чувствуете ли вы себя изолированным от общества?

Ни в коем случае. Я такой же человек, как и все. Я открытый, незакомплексованный, показываю пример, что я веселый и общительный, шел к своей поставленной цели и ничего не боялся. Жизнь - она одна, и нужно от нее брать что только можно.

Как вы считаете, есть ли в городе условия для людей маленького роста?

Если говорить про условия в городах, то их нигде нет, так как в мире всего где-то парочка десятков тысяч маленьких людей. Зачем им думать про маленьких? Мы сами подстраиваемся под их условия, которые они нам создают.

Какие изменения вы бы хотели видеть в социальной и городской жизни, чтобы сделать вашу жизнь более комфортной?

Мне все нравится. Я чувствую себя комфортно, ничего не боюсь, залезу туда, куда не залезет обычный человек. Я даже никогда особо не обращал на это внимание.

Анна Никишина

Род занятости: безработная
Возраст: 33 года
Рост: 113 см

Что вы почувствовали, когда первый раз осознали, что отличаетесь от большинства людей?

Я уже не помню. Наверное, с детства я понимала, что я отличаюсь от других людей.

Сталкивались ли в детстве с оскорблениями и издевательствами в свой адрес?

Да, сталкивалась, но я с этим справлялась. Папа мне с детства объяснял, что я такой же человек, просто маленького роста.

С какими трудностями вы сталкиваетесь в обычной жизни?

В обычной жизни - это походы в магазины, в супермаркеты. Там высоко находятся продукты. Сейчас XXI век, так что под инвалидов уже практически все сделано. Раньше тяжело было в автобусах, сейчас с этим нет проблем. Они теперь с низкими ступеньками.

Где вы покупаете одежду и обувь?

Одежду я покупаю в детских магазинах. С обувью приходится очень трудно, у меня 25-й размер. Нахожу ее тоже только в детских магазинах.

Как отличается ваш быт от быта человека среднего роста?

Нам очень тяжело устроиться на работу. Из-за роста не берут никуда. Ну а дома хорошо, потому что мы под себя все устраиваем.

Есть ли у вас любимый человек?

Да. Он принимает меня такой, какая я есть.

Чувствуете ли вы себя изолированной от общества?

Нет, не чувствую. Я могу посетить все что хочешь. Проблемы с каруселями раньше были, но сейчас мне это неинтересно. Были ростовые ограничения. Также есть проблемы с правами, нам не дают права на вождение.

Как вы считаете, есть ли в городе условия для людей маленького роста?

Нет, не созданы. Магазины, некоторые банки, метро, где высоко кассы. Это нам очень неудобно.

  • 11. 07. 2016

Ее рост - 130 сантиметров. Но диагноз «ахондроплазия» стал для Анны Каст не приговором, а способом утвердить свою уникальность

«Ваш ребенок умер», – сказали маме Анны врачи. Девочка действительно родилась мертвой. Но через 12 минут задышала. И теперь, когда у нее спрашивают, как она добилась всего, девушка отвечает: «Я с рождения начала выживать».

Она сыграла в фильмах «Ментовские Войны», «Пером и Шпагой», «В твоих глазах», «Жил-был Лис», «Клад», стала королевой международной тату-конвенции; выступала в постановках театрально-эротического проекта Neverporn; открывала премьеру мультфильма «Гадкий Я» на фестивале «Кинотавр». Еще участвовала в показе мод Mercedes-Benz, основала популярную группу Little Big и недавно открыла собственный тату-салон KastHome. Всеми своими поступками она пытается доказать маленьким людям, что люди с ахондроплазией могут жить нормальной жизнью, а не прятаться по своим углам. Но ей приходится бороться не только с их предрассудками, но и с осуждением большей части общества, не привыкшего к другим, необычным, не таким, как все. Но Аня сильнее, потому что с детства мама объяснила ей, что она лучшая, и у нее все получится.

В советское время будущий папа Анны приехал в Ленинград с Кубы защищать диплом по химии. Мама тогда работала на секретном заводе «Большевик», который производил запчасти для танков. Когда все закрутилось, ее методично начали вызывать сотрудники КГБ, допрашивали и хотели уволить, потому что иметь связь с иностранцем партия запрещала. Но вступилось начальство завода. Вместе родители прожили, пока дочери не исполнился год. Потом папа уехал и не вернулся: может, испугался диагноза девочки или давления партии, а может, нашел другую любовь.

Анна не обижается: «Папе я благодарна за то, что дал мне жизнь. За свои волосы, кожу, иммунитет. Если бы не он, я бы не была такой красивой, такой индивидуальной и не улыбалась бы жизни. Он испанец, живет на Кубе. Они там голодают, но танцуют». Псевдоним Каст - это сокращение от испанской фамилии Кастельянос.


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

Девочка родилась маленькой, но до 15 лет сама этого не замечала. С самого начала мама убеждала дочь: «Ты самая лучшая, ты сможешь все». Уже в детском саду она начала получать первые награды на конкурсах. В детстве чувствовала себя обычным ребенком: играла с мальчишками в волейбол, бегала от собак, ела пышки с двоюродной сестрой в магазине на Староневском проспекте, которые приберегала для них бабушка-уборщица.

К счастью, Аниной маме хватило любви и мужества, чтобы не пытаться изменить природу. «Сейчас многие мамы таких детей, как я, обсуждают в Интернете гормоны роста, которые дают своим детям без назначения врача, не интересуясь последствиями, - с ужасом рассказывает Аня. - Так они пытаются исправить свое «горе», как они его называют, и думают, что дети сразу же станут нормальными. Бывает, гормоны дают странный эффект: растут руки или ноги, а остальное - нет. Аппарат Илизарова теперь детям ставят вообще в три года, хотя раньше по закону нужно было в двенадцать. Мы вчера катались на катере со знакомой, которой его ставили. Она сама не может зайти на корабль - ноги не сгибаются, сухожилия все перетянуты. Кости-то тянутся от аппарата, а сухожилия - нет. Как можно ломать здоровые кости? С аппаратом дети по пять лет проводят в больнице. А после этого о нормальном детстве: плавании, езде на велосипеде, речи не может быть.

Детям нужна поддержка с рождения, а не косметическое улучшение

Причем удлиняют ради разницы 10 сантиметров. Все это вместо того, чтобы внушить ребенку, что он лучший, что он все сможет. Детям нужна поддержка с рождения, а не косметическое улучшение».

А потом у Ани начался переходный возраст и первые разочарования. «В 2001 году, когда не было социальных сетей, модной фишкой был розыгрыш по телефону. Так я познакомилась с молодым человеком, его звали Ким. Мы общались неделю, и он назначил мне свидание. А я понимаю, что не могу пойти, потому что не объяснила, как я выгляжу. Просто сказала, что я маленького роста, а он ответил: «Пустяки, с тобой же так интересно!» Я поделилась с мамой, а она поддержала меня: отвела в магазин и купила мне ботинки на каблуке за 700 рублей. Я надела их под клетчатое синее платье в пол и пошла. Мы должны были встретиться в метро. Я ждала Кима на платформе 45 минут. Увидела его издалека, за столбом, узнала по описанию одежды. Когда пришла домой, он позвонил мне и сказал, что больше не сможет со мной видеться. А я плакала - перед мамой было стыдно, что она мне ботинки купила», - Анна рассказывает эту историю и снова плачет. Потому что мамы уже нет.

На работу по специальности, библиотекарем, ее не взяли. В районной читальне спросили: «А до полок как вы будете доставать?» Тогда мама сказала, что в элитную школу, где учатся дети актеров и политиков, требуется дежурный воспитатель.

«Я прихожу в школу и выстраиваю в коридоре всех детей, 300 человек, и говорю: “Здрасти. С сегодняшнего дня я с вами работаю. Меня зовут Аня”», - вспоминает девушка. Теперь выросшие ученики приглашают ее на свадьбы, приходят в салон делать татуировки или видятся с ней в клубах.

Днем она следила за детьми в школе, а ночью работала аниматором и снималась в кино. Спустя время администрация школы начала выживать Анну с работы: «Я очень много улыбалась. Я приходила в школу как на праздник, как на красную дорожку - им это не нравилось».


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

В 2009 году Анна со своим тогдашним молодым человеком Пашей сделала первую татуировку. Через несколько дней ей позвонили из салона и пригласили на съемки театрально-эротического проекта Neverporn по мотивам сказки Андерсена «Голый король»: «Сниматься для них мне было интересно - это искусство. С эротикой нужно быть аккуратной, особенно в нашем положении, нельзя переборщить. Должен быть талантливый фотограф, чтобы это не было грязно. Чтобы не было для троллей: «Наконец-то мы сняли карликов!”».

Еще через неделю ее выбрали королевой международного тату-фестиваля, хотя татуировок у нее практически не было. На нем она сделала вторую: изображение черно-белой кассеты с записями Тото Кутуньо, Майкла Джексона и Пола Маккартни, которую отец когда-то подарил маме. На третий день конкурса она выпустила со сцены поток огня изо рта - научилась этому за кулисами, за пять минут до выступления. Так и победила. Дальше все закрутилось очень быстро: гастроли с театральными постановками команды Neverporn в Германии, Голландии.

На восьмой год работы в школе знакомые предложили Анне поработать администратором в тату-салоне. «Благодаря им пропал мой страх уйти из школы. Хотя я там семь тысяч получала, бросить все равно было страшно». Девушка взяла отпуск и проработала месяц в студии. Разочаровалась и через три дня решила открыть свой салон татуировки KastHome. Еще неделя понадобилась на то, чтобы сделать ремонт и набрать клиентов.

В 2013 году Анна вместе с другой маленькой девушкой Олимпией создала рейв-группу Little Big. Они прославились провокационными и сатирическими клипами о жизни в России. Анна говорит, что придумала группу для того, чтобы обратить внимание общества на существование маленьких людей в России, а самих маленьких - вдохновить. «Я пользуюсь каждой возможностью интервью или выступления на ТВ, чтобы заявить, что мы есть, что мы не сказочная выдумка какая-то из леса. Little Big для меня - социальная активность, напоминание о себе». Группа собирала многотысячные стадионы в России и Европе: Франции, Венгрии, Испании, Швейцарии и Италии.

Анна часто сравнивает условия жизни маленьких людей в Европе и в России, выкладывает на своей странице примеры из жизни. Она хочет доказать обществу, что нет ничего страшного в том, чтобы быть необычным: «В России очень мало пар маленький с маленьким. Потому что им страшно привлекать внимание к своей необычности, хочется слиться в толпе с кем-то «нормальным»».

А за рубежом это нормально: пара - двое маленьких и ребенок. Там их будущее продумано. Социалка оплачивается вся, они живут как богатые. Почти не работают, только тусуются. А здесь такого нет. Ты рождаешься таким, получаешь пенсию восемь тысяч, и то, как утвердишь себя в обществе, зависит только от тебя».

За рубежом это нормально: двое маленьких и ребенок. Социалка оплачивается вся, они живут как богатые

Аня себя в обществе утвердила. Она ушла из группы, но популярность никуда не делась: «Сейчас я не езжу на метро, боюсь. Потому что со мной постоянно везде фоткаются и здороваются. Фанаты Little Big, полицейские - все. Недавно я ходила в храм. Через пару дней мне написал незнакомый мальчишка, что видел, как я исповедаюсь, да еще и плачу. Даже в храме нет покоя».

Конечно, в этом есть своего рода кокетство. Но Ане приходится сталкиваться и с враждебностью, причем со всех сторон: « Меня и мои страницы в социальных сетях много обсуждают маленькие люди. Они меня не понимают, считают, что я их позорю. Я проявляю себя в образах, а они считают, что я - шут. То, что я аниматор и зарабатываю этим деньги, а это в нашем положении сложно, их не интересует. А у них вообще нет ни одной фотографии на личных страницах, мне это непонятно. Когда против людей государство, общество, они объединяются в свои маленькие группки похожих друг на друга и говорят: “Да, мы несчастны. Ладно, будем жить как есть”.


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

Меня осуждают и обычные женщины: «Как так? Она же не такая, как все. Почему она такая откровенная? Почему мы так не можем? Это же ненормально». Мне пишут: “Как тебе не стыдно? Это позорище”. Они никогда не скажут, что это из-за того, что я маленькая. Почему они это другим не пишут? Я задеваю их тем, что я другая и я смелая. По нормативам я должна жить в четырех стенах, молчать и радоваться пенсии».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Приветствую гостей и постоянных читателей сайта сайт . Итак, ютубер и музыкант Илья Прусикин , более известен как Ильич , впервые увидел свет в 8-го апреля 1985 года. С детства был творческим ребенком.
Родители, разглядев стремление своего сына к искусству, отдали его в музыкальное образовательное учреждение по классу фортепиано.
После получения среднего образования Илья учился на психолога-педагога.
Уже с подросткового возраста Прусикин состоял в различных музыкальных группах. Одной из первых была Tenkorr, получившая некоторую известность в России. Коллектив играл жанре "рок" и даже выпустил несколько пластинок.



Также наш герой имел опыт работы с группами Like A Virgin, St. Bastards и Construktorr, которые играли в различных направлениях - от гранджа, глэм-рока до нью рейва и хардкора.



В период работы музыкантом, группам Ильи рано или поздно приходилось выпускать видеоработы к своим песням. Как правило, большую часть клипов ребята делали сами, именно отсюда и появилось стремление к видеомейкерству. Пожалуй, первая известная работа Ильича на видеохостинге YouTube стала "Гаффи Гаф Шоу", сделанная совместно с Владимиром Бесединым. Проект имел социально-юмористический подтекст и был стилизован под детскую передачу.


Шоу Гаффи Гаф: 1 сезон / 1 выпуск (2011)


Позже, вдохновившись иностранной серией роликов "Epic Rap Battles", наш герой запускает российский аналог "Великая рэп битва" на ресурсе "Спасибо, Ева!"



Также Прусикин был одним из создателей веб-сериала "Полицейские будни", в котором снялись на то время топовые российские видеомейкеры, среди которых , Денис Кукояка, Сэм Никель и др.


Полицейские Будни: 1 эпизод, 1 сезон (2012)


В 2013-ом начал сотрудничеством с из "Успешной Группы", создав с ним объединение "КликКлакБэнд", где парни читают рэп от имени школьников, которые хотят казаться крутыми.



В том же году создает рейв-коллектив "Little Big". Особенность группы - это показ в сатирической манере того, как иностранцы видят русский народ. "Литл Биг" получил известность и далеко за пределами России, благодаря скандальным видеоклипам к своим песням, набирающие миллионы просмотров на видеохостинге YouTube.


LITTLE BIG - Everyday I"m drinking (2013)


Ильич - настоящий старожил российского сегмента Ютуб. За его спиной огромное число реализованных проектов, будем надеяться, что это не предел для талантливого петербуржца.

Little Big – петербургская рейв-группа, известная своими неоднозначными и дерзкими клипами не только в России, но и за рубежом. Илья Прусикин (Ильич), Сергей Макаров (Gokk), Анна Каст и Олимпия Ивлева позиционируют себя не как музыкальную группу, а как целую коллаборацию из музыкантов, моделей, видеомейкеров, гримёров, клоуна-миллионера и писателя. Таким составом за год существования они уже выпустили пять клипов и один полноценный альбом.

Gokk: Наш альбом вышел 15 марта, а 22 марта будет только презентация. Так что реакция уже есть, и она, понятно, неоднозначная: одни хвалят, а вторые пишут: «Да как вы можете? Вы позорите мать-Россию». Даже те, кто считают альбом отвратительным, делают репосты и говорят о нём своим друзьям. Значит, равнодушных нет, а это главное. Кстати, в альбоме буквально две песни такого стёбного содержания, остальные – это отличные истории про страну и наших друзей.

О любимых треках

Ильич: «Freedom» – это трек о бессмысленности войны, когда просто стравливают людей и говорят им драться за передел сфер влияния или ресурсы. Мне действительно это непонятно: как люди могут идти друг на друга – миллион на миллион, хотя ни с той, ни с другой стороны личного вреда никто не причинял?

И не надо думать, будто эта песня – ответ нынешней политической ситуации. Потому что так было всегда – всегда были эти бессмысленные войны.

Gokk: У меня самая любимая песня с альбома – это «My way». Трек такой душевный, про всех нас, наших друзей, с кем мы делаем нашу историю, сочиняем музыку, снимаем клипы, просто проводим время вместе и стараемся сделать лучше себя и этот мир.

Анна Каст на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord
Сергей Макаров (Gokk) на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord
Олимпия Ивлева на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord

Илья Прусикин (Ильич) на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord

О своей аудитории

Gokk: Мы смотрели статистику посещаемости нашей группы: 63% – это люди старше 18 лет. То есть совсем юная аудитория – это всего 30 с копейками процентов. Большинство – от 18 до 25, дальше те, кому около тридцатника и после 50.

Ильич: Без шуток, мы хотим стать мировыми звездами. Если получится, отлично. У нас уже есть мировая аудитория, по количеству примерно такая же, как и в России. Много людей нас слушают во Франции, Германии, Голландии. Ещё есть аудитория в Канаде и Австралии. Первый клип разошёлся больше во Франции, чем здесь.

Претензии обычно поступают как раз от тех, кто сам приезжает за границу и блюёт в бассейне

Об их и нашем восприятии

Gokk: Иностранцы воспринимают наши клипы и песни, в первую очередь, как здоровую сатиру, а вот российская публика не всегда адекватно реагирует. Некоторые говорят, будто мы выставляем русских в дурном свете. Претензии обычно поступают как раз от тех, кто сам приезжает за границу и блюёт в бассейне. Как будто они послушали наш альбом и сказали: «Пойду-ка я блевать в бассейн».

Олимпия Ивлева на съёмках видео Everyday I’m drinking

О стереотипах

Ильич: В наши песнях и клипах обыгрываются только уже существующие стереотипы, и ничего нового мы не придумали и не добавили – Россия всё делает за нас. Это русский человек своим поведением оскорбляет страну и себя, и с такими людьми я ничего общего иметь не хочу. Мы над этим только стебёмся.

А вообще эти стереотипы – они же бредовые: с одной стороны, правдивые, но в тот же момент и преувеличенные. И мы хотим их довести до такого абсурда, чтобы однажды они просто исчезли. Наши зарубежные поклонники посмотрят клипы и скажут: «Ну что за хрень, всё на самом деле не так, это же Россия. Там все умные, книжки читают». Но это всё равно будет стереотип, только наоборот: у нас же огромное количество неграмотных людей. Так что как бы мы ни хотели, мы всё равно будем врать.

Нас регулярно сравнивают с Die Antwoord – в основном, из-за причёски Ильи

О русских людях

Ильич: Главная проблема России была и будет – это люди. 80% всё устраивает, и они ничего не делают, живут как животные. А если поехать в регионы, то это вообще безумие. Беда – это не дороги, это всего лишь следствие, от которого не избавиться, пока люди не изменятся.

И чиновники – это обычные люди, которые родились в Советском Союзе. Они точно такие же, как и все мы, только стали богатыми. Политики – это полное отражение нашего общества. И если эти 80%, которые гнобят власть, бухают и ничего не хотят менять в своей жизни, поставить на место тех чиновников, мы всё равно получим нынешнюю Россию.

О сравнениях с Die Antwoord

Gokk: Нас регулярно сравнивают с Die Antwoord – в основном, из-за причёски Ильи. Только он с ней ходит с 2009 года, а у Ниндзи она появилась гораздо позже. И музыка разная, и стиль, но вот из-за причёски надо обязательно сказать, что мы похожи. Людям нужно и удобно сравнивать нас с ними по этому ничтожному внешнему сходству, ну и ладно.

Вообще Die Antwoord – отличные ребята, в прошлом году мы выступали у них на разогреве в Петербурге и это было очень круто. Мы познакомились, пофоткались, они позвали нас в гости. Может, соберемся и запишем вместе что-нибудь крутое.

О концерте

Gokk: Все, кто нас смотрит и слушает в интернете, обязательно должны прийти на концерт и увидеть всё это вживую. Сейчас мы делаем крутую программу с инсталляциями, свет и звук будут на высоком уровне. Мы хотим, чтобы и нам было прикольно играть, и остальным понравилось. И, кстати, со всеми, кто придёт на концерт, собираемся снять крутую массовую сцену.

Концерт Little Big в поддержку дебютного альбома пройдёт 22 марта в 20:00 вклубе «Космонавт». Стоимость билетов – от 600 рублей. Подробности можно узнать по телефону (812) 303–33–33.

- Почему у группы «Хлеб» билеты на концерт по 900 рублей, а у вас по 1800?

А я не знаю. Я не имею отношения к организации концерта.

С участниками «Хлеба» - ютьюберами, с успехом занявшимися музыкой, - вы вышли из одного медиа «Спасибо», Ева!».

В то время было всего две площадки - Caramba Media и «Спасибо», Ева!». Надо было к кому-то примыкать. В «Спасибо», Ева!» было больше творчества. Я хотел делать такого рода шоу, но не знал, что существует видеоблогинг. Видите, в чем сейчас главная проблема новых видеоблогеров, - они знают, что могут стать звездой и зарабатывать много денег. Это их цель. А в 2010-м невозможно было зарабатывать. Видеоблогинга не было, рынка не было. Был Мэддисон, но я и о нем не знал.

- Видеоблогеры действительно зарабатывают так много денег?

Много, очень много.

- Квартиру на них можно купить?

Кто-то может. И в открытую говорит, что много зарабатывает, - Саша Спилберг, например.

Первое видео группы Little Big «Everyday Iʼm Drinking» вышло в апреле 2013-го и оказалось таким популярным, что Илье Прусикину и его коллегам пришлось продолжать. Помимо музыки у Ильича много занятий - он актер, видеоблогер, режиссер, сценарист, криэйтор и просто популярный персонаж российской YouTube-сцены.

Есть две точки зрения. Первая, что русский YouTube - это как русский MTV конца 90-х, он делает музыкантов звездами, и именно тут люди, которые что-то говорят в камеру (тогда виджеи, сейчас видеоблогеры), становятся известны на всю страну. Вторая точка зрения - что русский YouTube превратился в говносборник. Вам какая ближе?

Ну все-таки сейчас все развивается, новые форматы появляются, да и продакшен в интернете становится лучше, чем на телевидении. Какой же это говносборник? Наоборот.

- Видеоблогинг позволяет перепрыгнуть в телевизор?

Конечно. Есть примеры - те же ребята из «Хлеба». Когда мы сделали сериал «Полицейские будни», нас всех позвали на ТНТ, и ребята остались там. Сейчас зовут всюду и очень активно. Но я не вижу смысла.

- Потому что ваш контент не для телевизора?

Всегда можно сделать и для телевизора. Но это требует много времени. Телепроект требует 2–3 месяца, в течение которых я больше ничем своим заниматься не смог бы. Но если бы предлагали очень большие деньги, об этом еще можно было бы подумать. А так… На телевидении самые простые шутки, не жесткие, вызывают реакцию «воу, воу, это нельзя». Из-за этого многие сериалы выглядят ни туда ни сюда. Можно было бы дожать, но не дожимают. Не из-за того, что там плохие люди работают, просто они в рамках. То же HBO выпускает самые крутые сериалы, потому что у них нет цензуры. Можно затрагивать любые темы. Cериал «На грани», где членов американского правительства показывают круглыми идиотами, у нас бы отвергли на этапе обсуждения идеи. Принесли бы синопсис, а нам бы сказали: «Ребята, вы дураки?»

- Как выглядит ваш рабочий график?

Он полностью забит. Сейчас мы в туре, . Возвращаешься - сразу какие-то съемки, монтаж, брифы новые. Свободного времени у нас нет вообще. Мы договорились, что на январь уезжаем отдыхать, а до этого только работаем.

До появления Little Big у Прусикина было еще по меньшей мере пять музыкальных проектов. Самый ранний из них - эмо-группа Tenkorr. Узнать Ильича в герое клипа «Верю» крайне сложно.

- Кто придумал снять клип «Everyday Iʼm Drinking», после которого вас узнали?

Его, как и все следующие клипы, снимали мы с Алиной Пязок. Работали вдвоем, но помогало очень много людей. В истории Little Big вообще много случайностей - просто снимали видос на 1 апреля. Получилось, что он выстрелил. И все стали говорить: «Может, вы группу сделаете?» Но группы все равно могло не быть, если бы нас не позвали на разогрев к Die Antwoord. Мы такие: «Воу-воу, у нас нет песен». «Но у вас есть месяц». И мы написали шесть песен, сняли клипы, они разошлись. Никто не думал, что мы будем на этих песнях зарабатывать. Так вышло.

- Вы прямо так и ставили себе задачу - снимать клюкву про Россию, которая хорошо зайдет на Западе?

Мы хотели сделать мировой вирус. Мы взяли все стереотипы о России - вы нас такими видите? Окей. Самое смешное, что люди в Европе понимают, что мы смеемся над ними. Но в России люди…

-…уверены, что вы порочите страну?

Да. … [ненормальные]! Или спрашивают: «Раз вы за Россию, то почему вы по-русски не поете?» Да потому, что мы на мир работаем. Зачем славить Россию в России? У меня есть сверхидея, я хочу, чтобы русская группа стала мировой. И я рад, что получается доказать людям, которые уверяют, что невозможно стать популярным там, потому что мы русские и никому не нужны. Русские ребята смотрят на это и понимают, что они не говно.

Вышедший в начале года «Big Dick» с его 20 миллионами просмотров - самый популярный клип Little Big. Редакцию «Афиши Daily» он тогда вдохновил на публикацию листинга самых отвратительных видео петербургского проекта.

- Дурацкий вопрос - как вы решаете, о чем будет следующая песня?

Само как-то. Например, нам говорят: «У всех есть песни, какие они крутые, почему у вас нет? Все же меряются письками». И мы не стали ходить вокруг да около, а написали песню «Big Dick». Это стеб над мировой поп-культурой.

- Что вы делали, чтобы получить концерты за границей?

К нам сами стали обращаться. Два года назад нас начали приглашать , Бельгию. Сначала у нас был букер из Франции, сейчас нами занимается немецкое агентство. С ним нас свел барабанщик Guano Apes, который очень любит Little Big. И сборы там в самом деле были выше, чем в России. Но за последний год ситуация выровнялась - в России тоже начались солд-ауты. Думаю, что это последние клипы «Big Dick» и «Hateful Love» так сработали.

У клипа «Hateful Love» очень глянцевая картинка, эмтивишная. Когда-то у таких клипов были непомерные бюджеты. Как сейчас?

Есть такой маленький секрет: главное не сколько ты потратишь денег, главное - идея. И умение ее реализовать. Умение - это самое дорогое. Мы просто научились делать все, вот эта большая команда - группа единомышленников, которые изначально просто хотели делать. А в результате объединились в большой профессиональный союз. Для других наша работа стоит дорого, для себя мы можем сделать почти бесплатно. «Big Dick» мы просто сняли дома за 3–4 дня. Мы купили фоны, и еще у нас был бюджет на камеры, свет и реквизит - не скажу, что это дорого было. Для «Hateful Love» мы сняли помещение, сами выставили циклораму, ну и все.

- Где вы учились этому?

Учился на ходу. Я по образованию вообще психолог. А вышло так, что я криэйтор, режиссер, а теперь еще и музыкант. Делать вирусы я тоже учился на практике - разбирался, что нужно делать, чтобы удивить, как искать пересечения между разными поколениями и социальными группами. Когда любишь свое занятие, учишься быстро. Наш продакшен за несколько лет стал на один уровень с телевизионным, а иногда даже выше. Считается, что там профессионалы, которые всю жизнь этому посвятили. Просто это не мы такие крутые, это они не очень мотивированные.

- Вам как музыкантам телевизор нужен?

Нет, телевизионные ротации давно ни на что не влияют. Остался только штучный продукт - вроде «Вечернего Урганта», в остальном же YouTube давно впереди.

- Вы готовы в таком случае, что цензура и прочее регулирование контента скоро придут к вам?

Было бы глупо этого не делать. Медиа всегда должны быть под контролем. Представляешь, у блогера миллион людей, которые следуют за ним?

- Почему сразу следуют? Просто смотрят.

У 14-летних лояльность почти стопроцентная. Что бы популярный блогер ни сказал, все принимают за чистую монету. И представь, что он начинает нацизм пропагандировать. Я считаю, что цензуры как таковой быть не должно, но контроль обязан быть.

- Какие книги или фильмы, с вашей точки зрения, точнее всего объясняют нашу страну?

Я не видел таких.

- Может быть, «Брат»?

Не думаю, что он отражает русских. Его главный герой - недалекий гопник. Да, есть такие, но есть и другие.

- Вы много обыгрывали стереотипы о России…

У нас всего несколько таких клипов.

- Нет, все-таки их было достаточно много, плюс шоу с Томми Кэшем про русских в Америке - вы на эту педаль . Нужно ли было для этого как-то специально изучать страну, ее людей?

В Европе мы встретили выходцев из России, они внуки русских эмигрантов, называют себя русскими. Я говорю: «Нет, ты не русский. Русский - это состояние души». Происхождение не так важно, у меня польско-еврейские корни. Нужно родиться здесь и прожить лет 20–30, чтобы понять весь этот … [бардак]. Когда ты в … [бардаке] живешь всю жизнь, но адаптируешься к нему - и в принципе тебя все устраивает. Вот это русский.