Любовь между онегиным и татьяной. Онегин и татьяна

Любовь между онегиным и татьяной. Онегин и татьяна
Любовь между онегиным и татьяной. Онегин и татьяна

Где весь роман просто пронизан темой любви. Эта тема близка каждому, поэтому и произведение читается с легкостью и удовольствием. Знакомит же работа Пушкина с такими героями, как Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно их история любви показана читателям и мы с удовольствием следим за этими сложными отношениями. Но сегодня давайте поговорим не о любви героев, а дадим краткую характеристику этой замечательной девушке, главной героини, которую автор назвал Татьяной.

Татьяна Ларина — милая, добрая девушка из провинции, которая хоть и росла в достаточно просторном поместье, не зазналась и не имела чувства самодовольства. Татьяна очень привязана к няне, той самой женщине, которая рассказывала разные истории и сказки.

Чтобы дать полную характеристику Татьяне, давайте обратимся к тем цитатам, которые используются в романе. Они и раскроют нам образ девушки, что была влюблена в Онегина.

Татьяна Ларина характеристика героя с цитатами

Итак, Таня немного дикая, чаще печальная и молчаливая, нежели веселая. Старается быть вдали от общества людей, замкнута и предпочитает оставаться в одиночестве. Татьяне нравится пребывать на природе в лесу, где с деревьями она, как с друзьями, любит беседовать. Если и дальше говорить о Лариной и характеризовать ее образ, то стоит сказать что Татьяна девушка с истинно русской натурой. У нее русская душа, она любит русскую зиму, хотя при этом, как и многие представители дворянского сословия, Татьяна плохо знает русский, но хорошо владеет французским языком. Она верит в гадания и предания, ее тревожат приметы.

В детстве девушка не играет, как остальные дети, в куклы и игры, зато она начитанная, образованная и умная. При этом ей очень нравится читать именно любовные романы, где герои постигают пламенную любовь. Вот как раз такого героя из своего романа увидела Татьяна в Онегине. Девушка влюбляется в Евгения и даже решается написать письмо. Но здесь мы не видим легкомысленности в поступке, напротив, мы видим простоту ее души и смелость девушки.

Как мы уже говорили, это милая девушка. Автор не дает ей образ красавицы, в котором нам показана ее сестра Ольга. Тем не менее Татьяна, со своей искренностью, добротой души, своими качествами намного интереснее своей сестры. Вот только Евгений сразу не смог по достоинству оценить Татьяну, ранив ее своим отказом.

Проходит время. Теперь мы видим Татьяну не робкой девушкой, а замужней женщиной, которая уже в сказки не верит, умеет себя вести в обществе, она держится величественно и недоступно. Вот здесь Татьяну и влюбляется, однако сама Татьяна, несмотря на все еще живущую в ней любовь к Онегину, остается верной мужу. Это говорит о ее благородстве и честности перед семьей.

Ю. В Лебедев История русской литературы XIX века. Часть 1- М., Просвещение, 2011

Отношения Онегина и Татьяны строятся по принципу антитезы, противостояния. Но в основе этого противостояния заключена потенциальная общность. Как два противоположно заряженных полюса магнита, Онегин и Татьяна тянутся друг к другу. В характере Татьяны заключены положительные жизненные ценности, которые так нужны Онегину и от которых он так далек.

В то же время есть нечто общее между всеми молодыми героями романа. И Онегин, и Ленский, и Татьяна переросли духовно ту среду, которая их окружает. Ведь и Татьяна чувствует себя чужой в своей патриархально-дворянской среде. «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает, / Рассудок мой изнемогает, / И молча гибнуть я должна», – сетует она в любовном письме к Онегину.

Но в отличие от Онегина Татьяна растет в иной обстановке, в других условиях. Главное преимущество ее над «нерусским» Онегиным и «полурусским» Ленским в том, что, по определению Пушкина, Татьяна «русская душою». И автор объясняет, почему она такая. В противоположность Онегину Татьяна выросла в «глуши забытого селенья», в близости с народом, в атмосфере сказок, песен, гаданий, поверий и «преданий простонародной старины». Картины детства, отрочества и юности Татьяны перекликаются с жизнью Онегина по принципу антитезы: они во всем противоположны.

У Евгения – иностранцы-гувернеры, у Татьяны – добрая няня, простая русская крестьянка, за которой легко угадать няню самого Пушкина – Арину Родионовну. У Онегина – «наука страсти нежной», у Татьяны – нищелюбие, помощь бедным и смиренная молитва, которая «услаждает тоску волнуемой души». У Онегина – суетная юность, напоминающая изо дня в день повторяющийся обряд – «одних обедов длинный ряд». У Татьяны – уединение, сосредоточенность молчаливо зреющей души.

Рассказывая о детстве Татьяны, Пушкин неспроста вводит в роман мотивы житийной литературы. Детство всех православных праведниц сопровождалось отчуждением от забав, от детских игр и шалостей. Татьяна «в горелки не играла», «ей скучен был и звонкий смех, и шум их ветреных утех»:

Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей.

Избегая детских проказ, она любила долгими зимними вечерами слушать рассказы няни, в которых оживали преданья старины глубокой. Если Онегин вел в юности противоестественный образ жизни, «утро в полночь обратя», то юность Татьяны послушна ритмам природы и согласным с нею ритмам народной жизни:

Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод.

Как Божия птичка, она всегда просыпается на рассвете, как все крестьянские и дворовые девушки, она в утро первого снега «идет зиму встречать, / Морозной пылью подышать / И первым снегом с кровли бани / Умыть лицо, плеча и грудь».

Мир природы в романе неизменно соотносится с образом этой девушки, которой Пушкин, рискуя навлечь недовольство читателей и читательниц, дал такое простонародное имя (в эпоху Пушкина оно звучало вроде Акулины, Матрены или Лукерьи). Само определение русскости Татьяны связано со свойственным ей поэтическим чувством природы:

Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Природа в романе Пушкина чаще всего и открывается через окно, в которое глядит Татьяна. Можно сказать, что Татьяна у окна – это лейтмотив, повторяющаяся в романе сюжетная ситуация:

…Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор.

«И часто целый день одна / Сидела молча у окна»; «И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна»; «Татьяна пред окном стояла, / На стекла хладные дыша»; «Глядит, уж в комнате светло; / В окне сквозь мерзлое стекло / Зари багряный луч играет»; «Садится Таня у окна, / Редеет сумрак; но она / Своих полей не различает»;

Одна, печальна под окном Озарена лучом Дианы, Татьяна бедная не спит И в поле темное глядит.

По мере чтения романа русская природа с ее чередой времен суток и времен года настолько срастается с образом любимой Пушкиным героини, что порой ловишь себя на мысли: любой пейзаж в романе – «окно» в мир ее поэтической души.

Существенно отличается от Онегина и тот круг чтения, та европейская культурная традиция, которая оказала заметное влияние на формирование характера Татьяны. Онегин, даже разочаровавшись в жизни и людях, захватил с собой в деревню ряд книг, сохраняющих для него безусловный интерес и авторитет. Среди них первое место занимает Байрон, да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.

Татьяна – «уездная барышня», она зачитывается старомодной литературой западноевропейских сентименталистов, представленных именами Ричардсона и Руссо. Произведения их сохраняют веру в человека, а высокие христианские идеалы в них связываются с глубокими потребностями человеческого сердца. Такая литература не противоречит народным взглядам на истинные и мнимые ценности жизни. Сентиментализм органически входит в состав «русской души» Татьяны. И хотя навеянный сентиментальными романами строй мыслей и чувств героини наивен, вместе с тем, как заметила Е. Н. Купреянова, он «высоко одухотворен и нравственно активен». В романах сентименталистов культивировалась сердечность и поднимался на высокий пьедестал не эгоист и скептик, как у Байрона, а благородный и чувствительный герой, способный на подвиг самопожертвования. Писатель-сентименталист «являл нам своего героя как совершенства образец»:

Он одарял предмет любимый, Всегда неправедно гонимый, Душой чувствительной, умом И привлекательным лицом. Питая жар чистейшей страсти, Всегда восторженный герой Готов был жертвовать собой…

О таком избраннике сердца и мечтает поэтическая Татьяна, когда она встречает в деревенской глуши ни на кого не похожего, всеми соседями презираемого и гонимого Онегина. И она приняла его за свой идеал, который она так долго вынашивала в своем воображении, о котором лила слезы в «тишине лесов»:

Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался.

В письме к Онегину проступают драгоценные особенности характера Татьяны – ее искренность и доверчивость, а также простодушная вера избранной мечте. Татьяна дорога Пушкину тем, что она

…любит без искусства, Послушная веленью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным.

В отличие от «науки страсти нежной», от любви светских «красавиц записных» чувство Татьяны к Онегину возвышенно и одухотворенно. В нем нет ни грани той любовной игры, которой отдал дань Онегин и которая до времени отравила и иссушила его сердце. В глазах Татьяны любовь – святыня, Божий дар, с которым нужно обращаться бережно и нежно. В письме к Онегину она говорит:

Не правда ль? я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души?

В любви для нее главное не чувственная страсть, а глубокая духовная связь с любимым человеком. Любовь – это выход из одиночества, из низких меркантильных желаний и интересов, в которых погрязли люди, окружающие Татьяну. В союзе с Онегиным для нее открываются заманчивые перспективы духовного роста, нравственного самоусовершенствования:

Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой.

Такой взгляд на любовь утверждается православной церковью в «последовании обручения», где Сам Бог соединяет жениха и невесту в нерушимый союз и наставляет их на всякое доброе дело в мире, единомыслии, истине и любви.

В трепетные минуты, когда Татьяна ожидает Онегина, Пушкин сопровождает ее переживания хороводной песней девушек, собирающих ягоды в господском саду:

Девицы, красавицы, Душеньки, подруженьки…

Так поэт еще раз подчеркивает глубокую укорененность сердечных чувств Татьяны в русской национальной жизни и культуре, неподдельную народность ее души.

Пресыщенный поверхностными любовными утехами, Онегин все-таки почувствовал в письме Татьяны что-то глубокое и серьезное. «Доверчивость души невинной» тронула его и привела в волненье «давно умолкнувшие чувства». По-человечески оценив сердечный порыв Татьяны, Онегин искренне признался ей, что не может ответить таким же чувством на ее любовь:

Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства; Их вовсе не достоин я…

Но ведь отказаться принять «совершенство» – это значит не только проявить великодушие, но и оскорбить «совершенство» высокомерным его отторжением. «А счастье было так возможно, так близко!» – упрекнет Татьяна Онегина в сцене последнего свидания в финале романа. О чем говорит этот упрек? О том, что Онегин далеко уж не такой полный антипод Татьяны.

Е. Н. Купреянова пишет: «Онегин настолько же превосходит Татьяну своим европеизированным интеллектом, насколько „русская душою“ Татьяна возвышается над Онегиным своим нравственным, общим с народом чувством. И это чувство не угасло в Онегине, а тлеет гдето в глубине его души, испепеленной незаурядным, но охлажденным, озлобленным, европеизированным умом. И беда Онегина в том, что он не сознает в себе этого здорового чувства и становится рабом своего скептического ума».

В деревенской глуши Онегин встречается с Татьяной трижды: при первом появлении у Лариных, в день объяснения с Татьяной по поводу ее письма и примерно через год на ее именинах. И ни одна из этих встреч не оставляет его равнодушным, в чем он, однако, не хочет себе признаться и за что даже сердится на себя и других.

Он сердится на себя за то, что проснувшееся в глубине дремлющего сердца чувство к Татьяне подтачивает его самоуверенный и холодный эгоизм, в плену у которого он оказался. Но одновременно Онегин сердится еще и на других, на Ленского например, который верит «в чистую любовь и мира совершенство». Ведь желание убить в восторженном поэте эту веру искушает Онегина давно: «Он охладительное слово / В устах старался удержать». Долго тлевшее в душе Онегина презрительное раздражение прорывается теперь, когда сам Онегин раздражен неравнодушием своим к Татьяне:

…Но девы томной Заметя трепетный порыв, С досады взоры опустив, Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но проникающая в сердце Онегина симпатия к Татьяне, несовместимая с его «озлобленным умом», является источником раздражения, которое привело к разрыву связей с Ленским, к дуэли с ним и к убийству юного героя.

Сердечная интуиция и тут не подводит Татьяну. Вспомним ее вещий сон, в котором она видит себя невестой Онегина, выступающего в роли искусителя-разбойника, главаря шайки нечистых, бесовских тварей. Завидев Татьяну, эта нечисть хочет овладеть ею как безличным товаром и кричит – «Мое! мое!»:

Мое – сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг…

Мерой народной сказки, вошедшей в плоть и кровь Татьяны, измеряется в этом сне разрушительная (разбойничья) природа онегинского эгоизма. А далее является Ленский как препятствие к осуществлению эгоистических целей Онегина («мое!»), возникает спор:

Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался… хижина шатнулась… И Таня в ужасе проснулась…

Примечательно, что картина свадебного пира в сне Татьяны перекликается с описанием праздника ее именин. Съезжающиеся на бал гости своей карикатурностью напоминают ту нечисть, которая окружала Онегина в сне Татьяны. Причем Пушкин показывает «лай мосек, чмоканье девиц, шум, хохот, давку у порога» (сравните: «копыта, хоботы кривые, хвосты хохлатые, усы») глазами недовольного Онегина, который «стал чертить в душе своей / карикатуры всех гостей».

Смертный холод, угрожающие симптомы которого проникали в душу Онегина уже в первой главе, теперь начинает свою разрушительную работу по отношению к близким герою людям. Ю. М. Лотман в комментарии к «Евгению Онегину» убедительно показал, что кровавый исход дуэли Онегина с Ленским был спровоцирован секундантом Зарецким, который, в нарушение правил дуэльного кодекса, отрезал все пути к примирению: при передаче картеля игнорировал обязанность секунданта склонить противников к примирению; не отменил дуэль, хотя Онегин опоздал почти на два часа; допустил в качестве секунданта Онегина его слугу; не встречался с этим секундантом накануне, чтоб обсудить правила дуэли. Исследователь романа доказал, что Онегин не намеревался убить Ленского, что он оказался убийцей поневоле. Однако заметим, что спровоцировал дуэль все-таки Онегин и что Зарецкий является виновником убийства с молчаливого попустительства того же Онегина, который, испугавшись неблагоприятного для себя общественного мнения, дал волю этому проходимцу.

«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу. «Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест». Сменой внешних впечатлений он хочет заглушить поднимающиеся из глубин его души угрызения совести. Убийство друга нанесло сокрушительный удар по эгоизму Онегина. В свое время Г. А. Гуковский высказал мысль, что в процессе путешествия, а потом под воздействием проснувшейся любви к Татьяне происходит нравственное перерождение героя, что Татьяна этих перемен в Онегине не разгадала и ее отказ – жестокая ошибка героини.

На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Если бы Пушкин хотел показать перерождение Онегина, он бы не исключил главу о его путешествии из текста романа. Начиная с седьмой главы внимание Пушкина от Онегина целиком перешло к Татьяне, так как именно с ней была связана мечта Пушкина об идеале русского человека. Не раз в этой связи Пушкин признавался в любви к Татьяне, а седьмую главу открыл темой весеннего обновления. В этой главе Татьяне суждено выдержать и одолеть тот искус, жертвой которого явился Онегин. Она посещает кабинет скитальца и читает те книги, которые оказали решающее влияние на внутренний мир героя:

Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?… Уж не пародия ли он?

Открывая для себя интеллектуальный мир Онегина, «русская душою» Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума. Легкость, с которой она преодолевает это искушение, свидетельствует о здоровой нравственной основе ее души, о зрелости обретающего силу интеллекта.

Отъезд Татьяны из усадебной глуши в Москву, а потом появление ее в великосветском обществе Петербурга на философском уровне романа сопровождается разрешением того конфликта между «европейским» интеллектом и «русской душой», который так и не удалось преодолеть Онегину. При встрече с Татьяной в Петербурге он никак не может соединить в одном лице простодушную сельскую девочку и «богиню роскошной, царственной Невы». Тайна этого единства так и остается за порогом его сознания.

В комментарии к «Евгению Онегину» Ю. М. Лотман обратил внимание, что в восьмой главе романа значительно усложняется взгляд Пушкина на светское общество. «Образ света получает двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он остается объектом осуждения, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура… как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора „Евгения Онегина“, он сохраняет безусловную ценность». В этой связи само понимание народности у Пушкина расширяется, усложняется. «В пятой главе оно захватывает один чуждый „европеизма“ пласт народной культуры. Теперь он мыслится как понятие культурно всеобъемлющее, охватывающее и высшие духовные достижения, в том числе и духовные ценности вершин дворянской культуры. Поэтому Татьяна, сделавшись светской дамой и интеллектуально возвысившись до уровня автора, могла остаться для него народной по типу сознания»:

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней…

Внезапно вспыхнувшее в Онегине чувство к Татьяне сопровождается недоуменным восклицанием: «Как! из глуши степных селений!…» Это восклицание говорит о том, что чувство Онегина скользит по поверхности души Татьяны и не захватывает ее духовного ядра: «Хоть он глядел нельзя прилежней, / Но и следов Татьяны прежней / Не мог Онегин обрести». И увлечен герой «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой», а «равнодушною княгиней» и «неприступною богиней». Его чувство искренне, но на первом месте в нем лежит по-прежнему не духовная близость, а чувственная страсть:

О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет, Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай.

Опустошенный и постаревший душою Онегин играет с огнем, ибо его увлечение Татьяной, напоминающее юношескую влюбленность («в Татьяну как дитя влюблен»), грозит ему полным испепелением:

Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури вешние полям: В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод. Но в возраст поздний и бесплодный, На повороте наших лет, Печален страсти мертвой след: Так бури осени холодной В болото обращают луг И обнажают лес вокруг.

Мудрая Татьяна чувствует гибельность для Онегина этой «мертвой страсти» и из любви-сострадания к нему пытается погасить ее: «Она его не замечает, / Как он ни бейся, хоть умри». Татьяне страшно за Онегина, за безумные строки его письма, в котором «все совершенство» любимой он видит в «улыбке уст», «в движенье глаз» и говорит:

Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Татьяне страшно за тот чувственный пожар, который может сжечь Онегина. Потому она и не отвечает на его письма, а при встречах обдает его «крещенским холодом». И все это – из жалости, из сострадания к нему. На этом фоне особенно убийственно полное непонимание Онегиным благородных намерений Татьяны:

Да, может быть, боязни тайной, Чтоб муж иль свет не угадал Проказы, слабости случайной… Всего, что мой Онегин знал…

Так мелко объясняет герой причину неприступности Татьяны. Пытаясь избавиться от страсти, он пробует уйти в беспорядочное чтение книг, набор которых поражает странной пестротой. И тут появляются в дебрях онегинской души какие-то проблески, какие-то искорки возможного его пробуждения:

Он меж печатными строками Читал духовными глазами Другие строки. В них-то он Был совершенно углублен. То были тайные преданья Сердечной, темной старины, Ни с чем не связанные сны, Угрозы, толки, предсказанья, Иль длинной сказки вздор живой, Иль письма девы молодой.

«Духовные глаза» Онегина наконец-то обращаются от внешних впечатлений, от мало помогающих ему книг, в которых запечатлелась далекая от русской почвы чужая мудрость, в глубины собственного сердца. И там, в темных лабиринтах, начинают блуждать спасительные, манящие огни. Просыпается совесть, «змея сердечных угрызений», Онегин видит на талом снегу недвижного юношу – призрак убитого им Ленского; проносится в его сердечном воображении «рой изменниц молодых», и вдруг как удар и упрек – «то сельский дом – и у окна сидит она… и все она!».

Вот эти русские глубины онегинской души, которые он начинает обнаруживать в себе, выводят его вновь к «русской душою» Татьяне, которую он не понял и не оценил тогда и которую тщетно пытается понять сейчас. Но все в этой душе пока еще так призрачно, так туманно и неопределенно, что автор не выдерживает и срывается на грубую шутку:

Он так привык теряться в этом, Что чуть с ума не своротил Или не сделался поэтом. Признаться: то-то б одолжил!

Беда Онегина заключается в том, что его интеллект, его ум не опирается на высокую культуру человеческих чувств. Чувства Онегина, при всей их искренности и силе, остаются темными, поврежденными «наукой страсти нежной». Онегин не знает одухотворенной культуры любви, поднимающейся над элементарной человеческой чувственностью, которая шутит злые шутки с героем, превращает его в раба стихийной, неуправляемой страсти. И Татьяна права, когда в сцене последнего свидания упрекает Онегина в «обидной страсти»:

А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?

Любовь Онегина, лишенная национальной нравственной опоры, потому и обречена, потому и обидна Татьяне, что при всей ее силе и безоглядности она не выходит за пределы светского «стандарта». В основе ее – нравственная облегченность, неуемная чувственность. А потому, с досадой и упреком обращаясь к Онегину, Татьяна говорит:

А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест в тени ветвей Над бедной нянею моей…

Так понять всю силу онегинской любви-страсти и всю разрушительную бесплодность ее могла только Татьяна, высокий ум и интеллект которой питался ее «русской душой». Во имя любви к Онегину, не плотской, не чувственной, а высокой и одухотворенной, нашла в себе силы Татьяна произнести самые мужественные и мудрые в романе слова:

Я Вас прошу меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь, Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Прав В. С. Непомнящий, утверждающий, что чувство, любовь Татьяны – «вовсе не проявление „потребностей“ и „страстей“ эгоистического „естества“»: «Для понимания романа, в первую очередь Татьяны, это имеет первостепенное значение. Все споры, все недоуменные или осуждающие взгляды в сторону Татьяны в связи с ее поведением в последней главе романа объясняются тем, что поступки Татьяны рассматриваются в привычном плане борьбы „чувства“ и „долга“. Но это не коллизия Татьяны – миросозерцание ее коренным образом отличается от описанного выше. Чувство Татьяны к Онегину вовсе не „борется“ с долгом, совсем напротив: Татьяна расстается с Онегиным во имя любви, ради него – и в этом столкновении героя с совсем иными, незнакомыми ему основаниями нравственной жизни заключается весь смысл финала романа».

Именно Татьяна поняла глубочайшее, трагическое несоответствие между назначением Онегина и его существованием, отделив от Онегина «онегинское» и убедившись, что это «онегинское» – «призрак», «пародия», «подражание». Именно она почувствовала, что у Онегина есть другое, более высокое предназначение, которое «онегинство» в нем давит, не давая ему раскрыться и развернуться, превращая Онегина в жертву «бурных заблуждений и необузданных страстей».

«Роман движется в глубины души неподвижного героя, – замечает В. С. Непомнящий, – туда, где может забрезжить свет надежды на возрождение этой души, – и останавливается в момент, когда „Стоит Евгений, / Как будто громом поражен“». Отказ любящей его Татьяны «показал, что существуют – не в мечтах, но в действительности – иные ценности, иная жизнь и иная любовь, чем те, к каким он привык, – и стало быть, не все в жизни потеряно и можно верить „мира совершенству“». Своим поступком Татьяна показала ему, что человек не игра «природных» стихий и «естественных» желаний, что у него в этом мире есть более высокое предназначение.

В. Г. Белинский, который совершенно не понял всей глубины и значимости поступка Татьяны, так охарактеризовал смысл открытого финала романа: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»

Такой безотрадный взгляд на итог романа прямо вытекает из непонимания смысла финальной его сцены. Сам вопрос Белинского, «воскресила ли» Онегина «страсть», свидетельствует о непонимании губительной и разрушительной основы этой страсти. Такая страсть не способна воскресить никого. Уровень осмысления Белинским поступка Татьяны оказывается даже ниже онегинского. Если Евгений «стоит… как громом поражен», то Белинский не без иронии резонерствует: «Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства чистоты и женственности, потому что некоторые отношения, не освященные любовию, в высшей степени безнравственны…»

В скрытой полемике с Белинским иначе оценил поступок Татьяны в речи о Пушкине Ф. М. Достоевский. Он утверждал, что свой отказ Татьяна твердо высказала Онегину, «как русская женщина, в этом ее апофеоз. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака, – нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним… что она, „как русская женщина“… не способна на смелый шаг, не в силах пожертвовать обаянием честей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она „другому отдана и будет век ему верна“. Кому же, чему же верна?… Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему и ею гордящемуся. Пусть ее „молила мать“, но ведь она, а не кто другая дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честной женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа… Скажут: да ведь несчастен же и Онегин; одного спасла, а другого погубила!… Я вот как думаю: если бы Татьяна стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегиным. Надобно же понимать суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой… Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, – это „крест и тень ветвей“ над могилой ее бедной няни… Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею. А у него что есть и кто он такой?… Нет, есть глубокие и твердые души, которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы из бесконечного сострадания. Нет, Татьяна не могла пойти за Онегиным».

Таков ответ Достоевского, как будто бы более глубокий и правильный, за исключением одного: из рассуждений писателя так и осталось неясным, за что же Татьяна любит Онегина? В той интерпретации, какую дает Онегину Достоевский, все в нем убито и вытеснено «онегинским», «светским», поверхностным и легкомысленным. Эту грань в характере Онегина Татьяна прекрасно понимает и любить Онегина за его «онегинство», конечно, не желает и не может. Все дело в том, что за светской развращенностью, беспочвенностью и опустошенностью «онегинства» Татьяна прозревает в Онегине не вполне осознанное им самим духовное ядро, опираясь на которое он может развернуть свою жизнь в другую, прямо противоположную сторону. Татьяна любит в Онегине то, что он сам в себе еще не понял и не раскрыл.

Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши,

обращается Татьяна с вопросом еще в девическом письме к Онегину. Такой же высокий духовный запрос по отношению к нему она сохраняет и сейчас, говоря, что любит другое в нем. «Другому отдана» Татьяны значит не только верность старому мужу, но и преданность той величайшей святыне, которая открылась ей и которую она прозревает в разочарованном, мятущемся Онегине. Но эту святыню нельзя никому навязать. Онегин сам должен открыть ее в себе страдальческим опытом жизни.

Как громом пораженный последним свиданием с Татьяной, Онегин остается на пороге новой жизни и нового поиска. Пушкин разрешает в конце романа основной, узловой конфликт его, указывая Онегину устами Татьяны «путь, истину и жизнь». Одновременно в характере Онегина он дает художественную формулу будущего героя русских романов Тургенева, Толстого, Достоевского. Все эти писатели «раскроют скобки» пушкинской формулы и поведут своих героев путями, векторы которых, а также границы и горизонты очерчены Пушкиным. То же самое можно сказать и о Татьяне. К ней восходит галерея женских образов Тургенева, Гончарова, Толстого, Некрасова, Островского и Достоевского. «Даль свободного романа» открывается у Пушкина в будущее русской жизни и русской литературы.


Татьяна росла в деревне в помещичьей семье. Она, в отличие от своей сестры Ольги, не блистала красотой и свежестью. С самого раннего возраста она была задумчива и печальна, никогда не ласкалась к родителям, никогда не играла в куклы:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Любимым занятием Татьяны было чтение.

Больше всего ей нравились романы; она любила мечтать о настоящей любви, и романы ей в этом помогали:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

После первой встречи Евгения и Татьяны, Онегин сразу понял, что Татьяна не похожа на таких людей, которые его окружали раньше. А Татьяна, увидев человека практически с другой планеты, влюбилась в Онегина. Он так запал ей в душу, что она лишилась спокойствия и сна:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

Наконец, Татьяна решается написать Онегину письмо, в котором раскрывается ее прекрасная невинная душа, исполненная неизведанным чувством любви.

Она с нетерпением ждет ответа, но письма от Онегина все нет.

Следующая встреча происходит в саду, где Онегин произносит свое признание.

Он говорит о том, что их брак будет ошибкой, а семейная жизнь – мукой. Думаю, он был прав, когда говорил о том, что их ждет:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его.

Татьяна же спокойно выслушала его и не промолвила ни слова. По-моему, Евгений поступил справедливо, «явил души прямое благородство», не подумав, однако, про чувства Татьяны.

Вскоре Ларины отмечают день рождения Татьяны, на котором Онегин (за то, что Ленский втянул его в эту затею) начинает ухаживать за Ольгой. Это задевает не только Ленского, который впоследствии вызывает Онегина на дуэль, но и Татьяну, которая прячет свою боль внутри, и никто не знает о ее страданиях.

Последний этап их отношений разворачивается в Петербурге. Но теперь Татьяна – не наивная деревенская девушка, а светская дама, жена князя. Каждое ее появление в свете полно достоинства, при этом люди испытывают тайную робость и уважение.

Теперь очередь Онегина писать письма, но Татьяна на них не отвечает, что вполне понятно. Последняя их встреча происходит в доме князя. Когда Евгений входит в одну из комнат, то видит:

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой.

Пораженный Евгений падает перед ней на колени. В этот момент становятся лишними слова, потому что и так все понятно. Но молчание прерывается словами Татьяны:

Довольно, встаньте. Я должна

Вам объясниться откровенно.

Татьяна поступает так, как и должна поступить: она просит Евгения прекратить преследование, потому что она замужем и уважает своего супруга:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана:

Я буду век ему верна.

Несмотря на то что Евгений и Татьяна очень разные, между ними немало общего. Во-первых, родители к ним относились почти одинаково: они не знали ласки и прямого проявления чувств. Во-вторых, каждый из них проводил время за чтением книг, когда хотел отдалиться от жизни.

В-третьих, они рано или поздно научились скрывать свои чувства под маской. Но только Евгений скрывал скуку и безразличие, когда хотел выглядеть влюбленным и страстным. А Татьяна скрывала свои чувства и страдания под безжизненной маской. Также им двоим трудно прямо говорить о своей любви, поэтому и были написаны эти письма. И, конечно, самое важное их сходство – это богатый внутренний мир.

Различий между Татьяной и Онегиным можно подобрать не так уж много. Онегин рос в Петербурге, а Татьяна – в деревне. Воспитание их также различалось. Ребенком Евгений был «резов и мил», а Татьяна – грустна и задумчива. Но главное отличие этих героев заключается в отношении к чувствам любимого. Татьяна, будучи княгиней, не винит Онегина за то, что он отверг ее когда-то, она ему даже благодарна. А Онегин, наоборот, считает ее жестокой и холодной дамой, так как она не отвечает ему взаимностью.

Когда Татьяну привозят в Москву (в надежде найти ей хорошего жениха), она не может находиться в этом блеске, ей плохо, она мечтает вновь вернуться в деревню, к нетронутой природе, к простым людям:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она метой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

Там, в Москве, она встречает своего будущего мужа, который увозит ее в Петербург. Там она привыкает к постоянным балам, светским вечерам. Втайне все восхищались ею, потому что она была выше всех этих людей, достойнее и благороднее:

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

И даже самые блестящие красавицы не могли сравниться с ней, своей безжизненной мраморной красотой они не могли ее затмить.

В каждом слове, связанном с Татьяной, выражается преклонение Пушкина перед ней. Действительно, в ней воплощается идеал женщины. Такой и должна быть настоящая женщина; в юности она испытывала глубокие страдания, которые тяжело ее ранили, она готова была умереть за свою любовь, но она достойно приняла отказ, хотя и испытывала невыносимую боль. А когда она стала женщиной, то спокойно отказала любимому мужчине, потому что благородство души не позволило предать мужа. Думаю, такие женщины рождаются нечасто, если они вообще есть. Конечно же, мудрость была спутницей Татьяны, пожалуй, с самого рождения.

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Как негой грудь ее полна!

Как томен взор ее чудесный!..

Белинский писал о Татьяне: «В ней нет тех болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».

1. Реализм в романе Пушкина «Евгений Онегин».
2. Образ Татьяны.
3. Образ Онегина.
4. Трагический финал романа.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. Пушкин изображает жизнь молодого человека светского общество. Очень интересно время, на фоне которого разворачиваются события в романе. Писатель изображает последние годы царствования Александра I и первые годы царствования Николая I. Исторические реалии романа заслуживают пристального внимания. Но еще больше читателей привлекает сюжет, то есть история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина — главная героиня романа, сам Пушкин называет ее «милый идеал». Поэт не скрывает этого: «...я так люблю Татьяну милую мою». Татьяна — собирательный образ, в котором Пушкин воплотил те черты, которые больше всего нравились ему самому. Татьяна близка к народу. Ее мировоззрение сформировалось на основе «преданий простонародной старины», верований, сказаний. Не последнюю роль в жизни девушки сыграло и увлечение любовными романами. Именно поэтому она сделала Евгения предметом своих романтических грез. Татьяне показалось, что Онегин сочетает в себе все те качества, о которых написано в романах. Чувство любви поглощает Татьяну полностью. Письмо героини свидетельствует о том, насколько велико ее чувство. Девушка нарушает все правила, действующие в обществе. Она сама открывает свою душу в письме,
«отдает себя»... в руки Онегина, полагаясь на его честь и благородство («Но мне порукой ваша честь...»).

Татьяне не суждено было узнать счастье взаимной любви. В душе девушки буря чувств, мечтаний, надежд. Но холодная отповедь Евгения оказалась тяжелым ударом для Татьяны. В романе есть мистические мотивы. Это сон девушки. Мы знаем, что Татьяна «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. / Ее тревожили приметы; таинственно ей все предметы провозглашали что-нибудь». Не случайно девушка, верящая во все потустороннее, видит сон, который предвещает судьбу.

После трагических событий, дуэли и гибели Ленского, Татьяна стала посещать дом Евгения. Она читала его книги с пометами на полях, узнала о том, чем жил и о чем думал ее любимый. Девушка поняла, что Евгений только «пародия»:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Кто же он на самом деле? Неужели Евгений Онегин — только подражательный образ? На самом деле Пушкин рисует судьбу типичного русского дворянина. Онегина можно назвать «лишним человеком», ведь ему не удалось реализовать себя, найти себе применение.
Однако сам автор с симпатией относится к своему герою:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Онегину быстро надоедало все, с чем он соприкасался. Любое занятие казалось неинтересным, пустым и никчемным. Юноша получил неплохое образование, однако применение себе найти не мог. Во многом трагедия Евгения и в том, что он с высокомерием относится к окружающим людям и к самой жизни. Он презирает всех и все. Даже любовь не привлекает Онегина, кажется ему игрой, несерьезной и сиюминутной. Евгению всегда все давалось слишком легко, поэтому он и разучился ценить это. Пушкин с сожалением констатирует:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели...

Нетрудно представить себе, что жизнь Онегина была пустой и неинтересной. Тем не менее он делает робкие попытки что-то изменить. Однако «труд упорный ему был тошен». Можно сделать вывод, что молодой человек был ленив и это существенно усугубляло его скуку. Онегин решает покинуть шумный и суетной город, отправляется в деревенскую глушь. Ему кажется, что так он будет счастливее. Возможно, на лоне природы, в тиши деревни, жизнь Евгения могла бы измениться. Но это было бы реальностью только в том случае, если бы молодой человек сам был заинтересован в духовном росте. Между тем лень и апатия Евгения поработили его полностью, так что перемена места жительства в данном случае была бесполезной. Любовь могла бы стать спасением. Судьба была к Онегину столь благосклонна, что послала ему искреннюю, любовь доброй и нежной девушки. В городе Евгений не встречал подобных Татьяне. Но разочарованный герой отказывается от семейного. счастья, любовь Татьяны не трогает его сердца. Сама мысль о домашнем уюте, о семье тяготит Евгения. Он привык к одиночеству и его все вполне устраивает. Онегин не скрывает своих убеждений, он честно говорит Татьяне:

Когда бы семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Татьяна слышит жестокие и холодные слова. Они как нельзя лучше характеризуют Евгения:

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я.

Противоречивость поведения Онегина в том, что, несмотря на наличие положительных качеств, он как бы сознательно лишает свою жизнь главной составляющей. Ум и интеллектуальность героя не помогают ему осознать пустоты своей жизни. Жизнь молодого человека, в сущности, бесцельна. Не случайно Пушкин говорит:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Однако судьба жестоко подшутила над Евгением. Ему суждено было встретить Татьяну, которая когда-то не затронула тонких струн его души. Мы знаем, что Татьяну отправили в Москву. Ее стали возить по балам, потому что девушке пришла пора выйти замуж. Героиня крайне неуютно чувствует себя в обстановке московских гостиных. Светское общество вызывает у нее скуку, Татьяна мечтает о родной деревне, о природе. Девушка вспоминает, как хорошо ей было там, где прошло детство. Но жизнь идет своим чередом. Татьяна вышла замуж за военного, стала светской блистательной дамой. Вот тут-то и произошла знаменательная встреча с Евгением. Он не сразу узнает Татьяну, ведь она давно утратила облик юной провинциальной девушки. В Онегине пробудились любовь и страсть. Но теперь ему не суждено узнать счастье взаимной любви. Татьяна сильно изменилась, это было обусловлено правилами светского общества, в котором ей приходилось постоянно находиться. Она стала «равнодушною княгиней», «неприступной богиней». Признание Евгения не находят в Татьяне отклика. Пусть в глубине души она и любит его. Ответ ее: «Но я другому отдана, / Я буду век ему верна». Татьяна не может разрушить брачные узы. Моральные принципы для нее слишком важны, чтобы она могла ими поступиться.

Онегин, словно утопающий за соломинку, хватается за любовь к Татьяне. Он предчувствует скорую гибель. И последним утешением жизни для него становится чувство любви:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.

Увы, мы не знаем дальнейшей судьбы главного героя. Вероятно, ему так и не суждено было стать счастливым. Остается только сожалеть, что мимо него прошло счастье, любовь, радость. Конечно, во многом он был виноват сам.

Всех нас в школе заставляли читать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но в таком возрасте большинство детей вряд ли задумываются над глубинным смыслом этого произведения, глядя на отношения Онегина и Татьяны через призму своего чувственного опыта. Однако и многие критики не могут понять задумки автора, предпочитая ограничиться поверхностным анализом исключительно действий персонажей, не акцентируя внимания на духовной составляющей.

Антитеза

С первого взгляда может показаться, что два центральных персонажа «Евгения Онегина» противопоставляются друг другу. Татьяна Ларина - высокоморальный, духовный человек, она чиста духом и телом. И Онегин - петербургский денди, искушенный в уже знакомый со страстью и ее последствиями. Они притягиваются друг к другу, как одноименные заряды, между ними возникает определенное взаимопонимание, потому что оба переросли свою среду и ищут истину в чем-то другом, непонятном и даже пугающем.

Особенности воспитания

Сравнение Онегина и Татьяны можно начать с рассмотрения того, в каких условиях они выросли. Любимица Пушкина появилась на свет в богатом доме, пусть и находящемся в глуши. В младенчестве и детстве за ней ухаживала няня, выбранная родителями из живших рядом крестьян. Она пела колыбельные, рассказывала сказки и, конечно, читала над девочкой молитвы. Это привязало Татьяну к народу сильнее, чем можно было себе представить. По натуре задумчивая и молчаливая, девушка мало времени проводила со сверстниками, избегала шумных игр и забав. Ее больше увлекали книги, созерцание природы и размышления. Младшая дочь Лариных жила согласно народным обычаям, вставала рано, чтобы успеть встретить рассвет, верила в приметы и выполняла традиционные обряды, несмотря на религиозность.

Онегин же вырос в европейском обществе. Няню ему заменил гувернер, воспитавший мальчика согласно своему представлению о светском человеке. Рано повзрослев, Евгений с головой окунулся в блестящую и шумную жизнь, приобретя статус юного повесы. Образованность и любовь к популярным авторам придавала ему шарм и обещала благосклонность дам. Он быстро понял все тонкости чувственной любви и научился ими манипулировать. Стал скептически относиться к проявлению человечности, доброты, сострадания. Подвергал критике и сомнению все, что происходило с ним и вокруг него, как того советовали европейские авторы.

Мир через окно

Характеристика Татьяны в «Евгении Онегине» не может обойтись без упоминания о природе. Описывая панорамные виды, Пушкин делает это, как бы глядя из окна комнаты, принадлежащей главной героине. Любой пейзаж в романе отражает душевное состояние девушки. По мере развития сюжета меняется не только время года и погода на улице, но и та часть суток, которую Татьяна проводит в размышлениях о своем избраннике.

Байроническая и сентиментальная литература

Проследить различия между Евгением и Татьяной можно еще и по книгам, которые они читали. Для Онегина примером для подражания был Байрон, иронично и скептично смотревший на мир. Именно таким представлялся юноше идеальный мужчина. Эгоистичный, обаятельный, немного саркастичный и язвительный. Европейская литература того времени культивировала подобный образ мыслей.

Татьяна Ларина, наоборот, обращает внимание на сентиментальные романы, показывающие ценность искренности, доброты и отзывчивости. Конечно, они несколько наивны для девушки, которая будет вращаться в высшем обществе, но благородство и честь, воспитанные благодаря им, долгие годы помогали ей сохранить себя неизменной под воздействием обстоятельств.

Именно о герое из сентиментального романа мечтает девушка. И когда в их краях появляется презираемый и гонимый отовсюду Онегин, она принимает его за идеал, который так долго ждала.

Письмо

Письмо Татьяны к Онегину отражает ту возвышенную любовь, которую питала девушка к своему избраннику. Именно в нем хорошо можно проследить особенности характера девушки: искренность, доверчивость, впечатлительность. У нее нет поводов сомневаться в своем выборе. Для юной красавицы союз с таким человеком, как Евгений - это не только исполнение заветного желания и долгожданное воссоединение с любимым, но и возможность духовного роста, самосовершенствования.

Онегин, напротив, видит во влюбленной Татьяне только наивную, восторженную простушку, которая вдохновилась его рассказами и внешностью. Он не принимает всерьез ее чувство, хоть и подозревает, что так просто оно не пройдет. Светские «игры в любовь» раньше времени сделали его сердце невосприимчивым к подобным знакам внимания. Возможно, если бы не богатый жизненный опыт на этом поприще, у пары все могло сложиться иначе.

Письмо Татьяны к Онегину пронизано чувствами, которые девушка уже не может держать в себе. Она признает, что пропасть в воспитании, образовании и опыте между ними огромна, но надеется когда-нибудь преодолеть ее, чтобы быть ближе к любимому.

Отказ

Как известно, Евгений отказал Лариной, мотивируя это тем, что он ее не достоин, так как столь возвышенных чувств не испытывает и не хочет ее оскорбить неизменностью своих побуждений. По мнению большинства критиков, именно отказ Онегина вызывает отторжение у читателя. Это был, возможно, самый благородный поступок за всю его жизнь, но светила литературы смотрят на эту ситуацию несколько иначе. Они считают, что страх побудил молодого повесу отказаться, разум возобладал над чувствами, которые «русская душою» Татьяна пробудила в нем.

Встречи

Онегин и Татьяна в романе встречаются трижды. В первый раз - когда Евгений приходит в имение Лариных. Второй - когда он вынужден объясниться с Татьяной относительно ее письма, и последний - на ее именинах, через год после трагических событий. И каждая подобная встреча меняет что-то в душе Онегина, не дает ему остаться в стороне, отмахнуться от чувств и эмоций. Страшась того, что с ним происходит, повеса предпочитает уйти и выбросить из головы образ девушки, чем быть рядом с ней и измениться.

Дуэль

Именно отношения Онегина и Татьяны делают характер произведения несколько мрачным. Главный герой сердится: на себя, на Ларину, на лучшего друга Ленского, на судьбу, которая привела его в это поместье, на дядю, умершего так не вовремя. Это толкает его на безрассудные поступки, например, на флирт с Ольгой. Конечно, дуэль была необходима, но убивать друг друга было не обязательно. Однако события сложили именно таким образом, что из-за всевозрастающего ненавистного чувства Владимиру пришлось отойти в мир иной.

Последний бал

Сравнение Онегина и Татьяны продолжается на протяжении всей последней сцены романа. Бал в честь именин в поместье Лариных будто копирует страшный сон девушки о своей свадьбе с Евгением. Больного, недовольного, угнетенного угрызениями совести мужчину окружают гротескные персонажи, которые настолько контрастируют с его внутренним миром, что создается впечатление, словно они издеваются над ним.

Не в силах перенести эти муки, Онегин уезжает, мотивировав это тем, что им овладела охота к перемене мест.

Петербург

Прошло совсем немного времени, и главные герои встречаются вновь, теперь уже на светском рауте в Петербурге. Отношения Онегина и Татьяны практически не изменились. Они стали сложнее, но внутренний жар все еще продолжает пульсировать у обоих. Ларина вышла замуж, стала княгиней и теперь высоко держит голову. Теперь уж нет и следа той сельской девушки, которая пылко признавалась в своих чувствах молодому повесе.

Ситуация оборачивается против Евгения, так как он понимает, что влюблен, и страдает от этого. Он пишет письма предмету своего обожания, пытается вернуть все обратно, но девушка непреклонна. Так эту ситуацию видит Пушкин. Онегин к Татьяне испытывает чувства, но теперь она пытается избежать отношений. В конечном итоге девушка отказывает мужчине в тайной связи, мотивируя это тем, что дала клятву быть верной другому мужчине, несмотря на то, что до сих пор любит Евгения. Это ставит последнюю точку в романе но, по мнению некоторых критиков, финал все-таки остается открытым.

Отношения Онегина и Татьяны складывались сложно, они были запятнаны кровью друга, отказами и признаниями... Но в итоге их любовь продолжила жить даже тогда, когда они вместе подписали ей смертный приговор.