Как снимали фильм «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда

Как снимали фильм «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда
Как снимали фильм «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда

Все мы знаем, что одним из самых культовых и грандиозных фильмов является сага «Звездные войны» Так чем же она была так увлекательна и интересна? В первую очередь к экранам привлекали поразительные для того времени визуальные эффекты и близость к открытому космосу. Давайте приоткроем тайну над классической трилогией и узнаем, как буквально из простого картона и рисунков создавалась легендарная трилогия.

Как любой шедевр, «Звездные войны» начались с идеи.

Великий сказочник новой эпохи кинематографа Джордж Лукас задумал эпопею, когда ему еще не было и 30 лет. В середине 1970-х был готов предварительный сценарий, который, правда, не раз почти полностью переписывался. Как вам, например, одна из идей Лукаса сделать Люка Скайуокера 60-летним генералом, а Хана Соло - инопланетянином с зеленой чешуей и жабрами?

Написанная история включала в себя сюжет всех известных сегодня шести эпизодов. Существует версия, будто Джордж Лукас решил снимать серии с середины потому, что на первые три эпизода в то время якобы не хватало мастерства специалистов по визуальным эффектам. Это не так, режиссер вполне мог реализовать свою задумку начиная с самых первых эпизодов. Он изначально решил взяться за экранизацию четвертого эпизода. Во-первых, это было сделано для того, чтобы заинтриговать зрителей. Во-вторых, Джордж Лукас вообще не знал, получится ли у него снять больше одной серии «Звездных войн», поэтому взялся за самый «драйвовый» момент сценария.

Дальше было только хуже. Долгое время ни одна студия не хотела браться за экранизацию сказки с, мягко говоря, странным сюжетом. На дворе все еще ощущалось влияние движения хиппи, маститые режиссеры снимали серьезные фильмы о войне во Вьетнаме, а бездари клепали трэш-поделки про злобных пришельцев из космоса. Работу Джорджа Лукаса сразу же причислили к последним, вот только бюджет в данном случае требовался немаленький - $8 млн. Благо нашелся продюсер, который поверил в гений молодого режиссера и выделил необходимую сумму.

И все равно в успех «Звездных войн» верили лишь единицы. Сам Лукас и то порой сомневался, что из его затеи получится что-нибудь путное. Позднее актеры вспоминали о съемках как о самом нелепом эпизоде в их жизни. Высокий парень в костюме обезьяны, карлики, простые пафосные диалоги… Фильм воспринимали как детскую сказку или трэш, но никак не приключенческую фантастику, претендующую на культовый статус.

«Сцена в баре напоминала бред обкуренного: какие-то лягушки, свиньи, сверчок - кошмар!» - с улыбкой рассказывали исполнители главных ролей. Видимо, такой же точки зрения придерживались голливудские боссы, которые почему-то одним из главных вопросов картины считали, должен ли вуки носить трусы. В какой-то момент «Звездные войны» вообще хотели прикрыть, потом решили выбросить из фильма все спецэффекты и превратить в телесериал. Только настойчивость и упрямство Джорджа Лукаса спасли ленту.

Львиная доля съемок проходила в пустыне Туниса. В этой же стране нашли подходящее наименование для планеты, на которой происходят действия в первой трети фильма. Название города Татауин незаметно трансформировалось в Татуин. Здесь же, в Северной Африке, нашлись подходящие декорации: дом опекунов Люка Скайуокера не был построен специально для фильма, это обычная хижина в одной из деревень Туниса. Подходящие же интерьеры нашли в местной гостинице.

А вот город Мос-Эйсли, из космопорта которого Люк наконец отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», пришлось строить с нуля. Тонны декораций пришлось переправлять из Голливуда на самолетах. Около двух месяцев ушло на то, чтобы из поступившего материала возвести поселение, идеально вписывающееся в пустынный антураж.

Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов в Англии. Длина махины достигала 50 метров, а вес составлял несколько десятков тонн. Гигантский макет «Тысячелетнего сокола» иногда мелькает в кадре, но больше всего съемочной группе пригодились его «внутренности», ведь главные герои немало времени проводят в корабле. Правда, кабину все же пришлось делать отдельно.

Джордж Лукас хотел буквально поставить зрителя на место героев. «Тысячелетний сокол» мчится со скоростью света, корабль обстреливают, его мотает из стороны в сторону. Все это должно сопровождаться тряской внутри. 40-тонный макет сложно заставить вибрировать, поэтому было решено построить небольшую кабину и поместить ее на пружинную платформу. В прописанных по сценарию сценах ее трясли вручную.

Еще один гигантский макет пришлось делать, чтобы воссоздать описанный в сценарии краулер, на котором джавы разъезжали по Татуину в поисках роботов. Для некоторых эпизодов был построен огромный металлический «ящик» с гусеницами от карьерного экскаватора. Для съемки же общих сцен использовали компактную модель краулера.

Как и в большинстве фантастических лент докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» было много «игрушек». Все космические корабли, которые мы видим в фильме (от «Тысячелетнего сокола» до истребителей), были сделаны в виде миниатюрных пластиковых или даже картонных макетов. «Звезда смерти» и вовсе была нарисована, а для съемки финальной масштабной сцены атаки съемочная группа построила макет размером 15×15 метров. На нем тщательно воспроизвели каждую из сотен башенок и орудий, которыми ощетинилась «Звезда смерти». Тоннель, по которому летали игрушечные истребители повстанцев, стал доминантой макета.

Кто знает, получили бы «Звездные войны» культовый статус, будь в фильме одни лишь космические перестрелки, без всего того «зоопарка», который все-таки поселился в картине. Сотни кукол и масок, огромное количество грима и, конечно же, парк из десятков роботов. Все это органично вписалось в новую вселенную и даже сейчас смотрится неплохо.

Роботов придумали самых разных

Сегодня трудно себе представить «Звездные войны» без роботов C-3PO и R2-D2. Делать настоящие механизмы было слишком накладно, поэтому Джордж Лукас согласился, чтобы астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры. В пластиковые «доспехи» C-3PO поместился Энтони Дэниелс. По его словам, пластины были настолько хрупкие, что сломались уже в первый день, повредив актеру ногу.

Энтони Дэниелс был абсолютно слеп в своем костюме

Внутри R2-D2 сидел карлик Кенни Бейкер, сыгравший юркого робота на колесиках во всех шести фильмах франшизы. Актер вспоминает, что не мог самостоятельно выбраться из металлических недр R2-D2 и порой ему приходилось проводить внутри по несколько часов, так как о нем просто забывали. Всего же в фильме в том или ином виде присутствует более 30 роботов, большинство из которых управлялись дистанционно.

На площадке у Кенни Бейкера и Энтони Дэниелса были напряженные отношения

Порой ассистентам приходилось катить R2-D2

Истинное лицо «Чубакки»

Но тяжелее всего пришлось Чубакке, то есть, простите, Питеру Мейхью, который сыграл вуки. До прихода в кино мужчина работал санитаром в больнице, но благодаря росту в 221 сантиметр пробился на большой экран. Каждый день во время съемок «Звездных войн» ему приходилось облачаться в шерстяной костюм, надевать «голову» и обувать «ступни» уроженца Кашиийка. В Тунисе актера преследовала невыносимая жара, а в павильонах порой мешали слишком низкие для него проемы.

Джордж Лукас уже после съемок рассказывал, что во многом образ Чубакки он позаимствовал у своей собаки Индианы. Что касается имени, то говорят, что это производное от русского слова «собака» - уж очень оно понравилось молодому режиссеру.

Во время съемок вуки не издавал ни слова, ни рыка, лишь открывал рот, как того требовал сценарий. Позже звукооператорам пришлось экспериментировать с сотнями самых разных звуков, чтобы найти подходящие для речи Чубакки. Например, когда вы слышите рассерженного и возмущенного вуки - это в основном звуки, которые издает медведь, а довольному Чуви досталось тигриное «мурлыканье». Знаменитое сиплое дыхание Дарта Вейдера удалось получить благодаря маске для аквалангистов, R2-D2 «разговаривает» смесью из самых разных бибиканий синтезатора и даже младенческого бормотания, а звук истребителей пришлось комбинировать из рева слона и звука мчащегося по мокрому шоссе автомобиля.

Макет участка «Звезды смерти»

Камера проплывает над макетом, снимая финальную битву

И все-таки в первую очередь «Звездные войны» запомнились потрясающими спецэффектами. Когда я в конце 1980-х впервые увидел четвертый эпизод и с отвисшей от удивления челюстью выходил из кинотеатра, никак не мог поверить, что такое могли снять больше десяти лет назад. По словам Джорджа Лукаса, когда он увидел первые варианты монтажа своей ленты, у него опустились руки. Фильм получился настолько слабым и убогим, что даже режиссер не мог поверить в светлое будущее картины. Однако впечатление кардинально изменилось, когда к «Звездным войнам» добавили спецэффекты.

А вот и знаменитый тоннель - одна из главных «фишек» фильма

За все красивости пришлось отдуваться студии Industrial Light & Magic (ILM), которую Лукас создал специально для своей космической эпопеи. Всего в фильм попало почти четыре сотни спецэффектов - невероятный для того времени показатель. На создание полетов кораблей, выстрелов из бластеров, светящихся мечей ушла треть бюджета ленты и бóльшая часть затраченных на производство картины человеко-часов.

IMDb Мос-Эйсли (Mos Eisley), Татуин

Тунис — самое известное из мест съемок «Звездных войн». Здесь Джордж Лукас снимал начало «Новой надежды» — пустынную планету Татуин, на которой родился главный герой классической трилогии Люк Скайуокер. В отеле Sidi Driss (город Матмата) находится дом Люка, недалеко от него снималась Мос-Эспа, где Квай-Гон Джин встретил Энакина («Эпизод I: Скрытая угроза»), город и космопорт Мос-Эйсли и его кантина, в которой Хан Соло выстрелил первым.

Shutterstock Остров Джерба, Тунис

Но Татуин снимался не только в Тунисе. Для части сцен с пейзажами этой планеты Лукас выбрал национальный парк «Долина смерти», расположенный в Калифорнии и Неваде между пустыней Мохаве и горами Сьерра-Невада.

База повстанцев на Явине IV — Гватемала

IMDb Аванпост Массаси на Явине IV

Еще одна локация из «Новой надежды». Сбежав со звезды Смерти, Люк и его товарищи отправились к повстанцам на Явине IV, чтобы все же доставить чертежи грозного оружия Империи. Для съемок базы Лукас использовал руины Тикаля — древнего города индейцев майя, входящего в состав национального парка Гватемалы. Именно на вершинах тысячелетних пирамид стоят дозорные повстанцев. Эта же локация мелькнула в одном из трейлеров «Пробуждения Силы».

Shutterstock Национальный парк «Тикаль», Гватемала

Еще одна база повстанцев — на планете Хот из пятого эпизода «Империя наносит ответный удар» — снималась в Норвегии у деревни Финсе. Там Лукас нашел ледник Хардаргер Йокулен для пейзажей заснеженной планеты.

Планета Эндор — Калифорния

IMDb Планета Эндор — родина эвоков

Большая часть наземных сцен финального эпизода классической трилогии «Возвращение джедая» происходит на спутнике газового гиганта Эндора, где обитают забавные существа эвоки, похожие на мишек Гамми.

Shutterstock Национальный парк «Редвуд», Калифорния

Снимались леса этой планеты в национальном парке «Редвуд», расположенном в Калифорнии (США). А название для эвоков Лукас придумал по аналогии с местным племенем индейцев мивоков.

Планета Набу — Великобритания

IMDb Планета Набу — родной мир Джа-Джа Бинкса и принцессы Амидалы

Родной мир Джа-Джа Бинкса, королевы Амидалы и канцлера Палпатина оказался в гуще событий первого эпизода саги — фильма «Скрытая угроза». Снимались пейзажи этой планеты недалеко от Лондона, в лесу Уиппенделл Вудс (Whippendell Woods). Там же, недалеко от города Уотфорда, расположена студия «Ливзден» — место съемок фильмов о Гарри Поттере (и, конечно, «Звездных войн»).

Shutterstock Лес Уиппенделл Вудс (Whippendell Woods) недалеко от города Уотфорда

А вот для того, чтобы снять королевский дворец Тида, место пребывания главы человеческого населения Набу, Лукасу и его команде пришлось ехать в Севилью (Испания), где находится построенное для Иберийско-американской выставки 1929 года здание Plaza de Espana. Именно среди его колоннады прогуливаются Падме и повзрослевший Энакин из второго эпизода «Атака клонов».

Планета Кашиик — Гуйлинь, Китай

IMDb Кашиик — родной мир Чубакки

Родной мир Чубакки и других представителей расы вуки в фильмах саги показан очень мало — лишь несколько сцен в третьем эпизоде «Месть ситхов». Правда, Лукас предполагал снять на Кашиике «Возвращение джедая», но эвоки ему понравились больше.

Shutterstock Гуйлинь, Китай

Но ради этих немногочисленных кадров съемочной группе «Звездных войн» пришлось съездить в китайский Гуйлинь и посетить Таиланд — там жарковато для покрытых шерстью вуки, но безумно красиво.

Планета Мустафар — Италия

IMDb Огненный мир Мустафар

Огненный мир Мустафар, на котором произошла одна из самых трагических схваток саги между Оби-ван Кеноби и уже перешедшим на темную сторону Силы его учеником Энакином Скайуокером, принявшим имя Дарт Вейдер.

Shutterstock Вулкан Этна, Италия

Понятно, что сражались джедай и ситх не среди настоящих лавовых потоков, а в павильоне. А натурой для пейзажей Мустафара послужил вулкан Этна на итальянском острове Сицилия.

Планета Джакку — ОАЭ

IMDb Планета Джакку

Седьмой эпизод «Звездных войн» тоже начинается на пустынной планете — только это не Татуин, а Джакку. По канону саги через год после битвы у Эндора эта планета стала местом нового сражения повстанцев с войсками империи (ему посвящено дополнение к игре «Star Wars: Battlefront»), во время которого на поверхность упал звездный разрушитель.

Shutterstock Пустыня рядом с Абу-Даби, ОАЭ

Этот разрушитель обшаривала Рэй, героиня Дэйзи Ридли, в трейлерах к «Пробуждению Силы». А снимались песчаные пейзажи Джаку в настоящей пустыне недалеко от Абу-Даби.

База повстанцев из «Пробуждения Силы» — Великобритания

IMDb База повстанцев из «Пробуждения Силы»

В трейлерах и роликах к седьмому эпизоду была показана новая база повстанцев. Где она находится в фильме, пока неизвестно, а вот на нашей планете ее можно увидеть, если добраться до базы Королевских ВВС в английском Беркшире (RAF Greenham Common military base).

Shutterstock Заброшенная военная база в английском Беркшире (RAF Greenham Common military base)

Когда-то во время «холодной войны» эта база активно использовалась, а сейчас оказалась заброшенной и только благодаря кинематографистам не затерялась на карте Англии.

Остров из «Пробуждения Силы» — Ирландия

IMDb Неизвестное место из «Пробуждения Силы»

Сюжет «Пробуждения Силы» так, видимо, и останется неизвестным широкой публике до премьеры фильма 17 декабря. И пока неизвестно, какую роль этот остров выполняет в саге.

Shutterstock Руины монастыря VII века на острове Скеллиг-Майкл (Skellig Michael) в 12 км от юго-западного берега Ирландии

А снимался он на реальном острове Скеллиг-Майкл (Skellig Michael или Скала Михаила), расположенном в 12 км от юго-западного берега Ирландии. На острове находятся и руины монастыря, который датируется VII веком.

История создания самой легендарной Саги. Полная версия

ДО СЪЁМОК

По причине:

Мифологизации вещей и событий, имеющих огромное значение для колоссального числа людей;
- прошествии без десяти полувековой громады времени;
- разрозненных заявлений самого Джорджа Лукаса

на сегодняшний день не существует единодушно одобренной Партией версии, которая чётко объяснила бы нам чудо возникновения идеи создания «Звёздных войн ». Например, сам Лукас упоминал об озарении на стадии работы над своей первой полнометражкой «THX 1138 »; его друзья намекают на куда более раннее просветление, уходящее корнями в давнишнюю привязанность Лукаса к столь любимой Марком Уолбергом вселенной Флэша Гордона . Но больше всего мне нравится версия, что «Star Wars» - это своеобразное переосмысление картины «Апокалипсис сегодня », которую Лукас лично собирался снимать во Вьетнаме в самый разгар войны.

Идеи - идеями, а вот реальные действия имеют весьма конкретную привязку к дате. И если Днём рождения Саги является май ’77 -го, то, скажем так, Днём её зачатия является апрель ’73 -го. Именно 17 -го числа Лукас приступил к написанию.., нет, даже не сценария, а коротенькой истории о живущем с гномами (!) пареньке, воспитываемом в примерного падавана (в 1-ых версиях сценария - падавААн) уважаемыми джедаями-бинду… В то время Джордж мог себе позволить вволю пофантазировать: на фестивалях и в прокате только что хорошо прошёл его второй фильм – «Американское граффити » - и у молодого режиссёра был карт-бланш на проект мечты.

Сжав синопсис этой самой мечты до двух страниц печатного текста, Лукас отправился по студиям, но получил от ворот поворот с формулировкой «слишком запутанно»: простая на вид история была мощно перегружена придуманными автором именами и терминами… Конечно, ничто даром не пропало и всё это было использовано потом (придуманный одним из первых Мэйс Винду появится спустя 20 лет в новой трилогии), но на том этапе Лукасу пришлось заправлять в свою печатную машинку новый чистый лист.

Со второго захода дела пошли куда лучше: возможно, секрет в том, что Джордж просто напросто слямзил сильно вдохновился сюжетом фильма Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости ». Под переработанный синопсис ему тут же удалось выбить аж $150.000 , которые он сам называл «инвестициями не фильм, но в меня», намекая на то, что студию больше вдохновила не его история, а его энтузиазм.

К маю 1974 -го был готов сценарный скелет №2: теперь в нём были Джедаи с Ситхами (кстати, слово Джедай происходит от «Jidai Geki » - разновидности японской мыльной оперы о самураях); появляется Кореллианский контрабандист Хан Соло (правда, пока что как безносый зеленокожий громила-пришелец с жабрами) и Чубакка (срисованная с собаки Лукаса). С главным героем пока была неопределённость: Лукас всерьёз подумывал сделать Люка бывалым Генералом или даже женщиной!.. И, самом собой, появляется Дарт Вейдер , но тогда он был весьма далёк от образа мегазлодея.

После значительного перерыва (Лукас параллельно был занят в других проектах), работа над сценарием возобновляется в январе 1975 -го. Но история по-прежнему содержит существенные отличия в описании героев от того, что мы знаем сегодня. Так, образ главного героя должен был раскрываться через отношения с многочисленными братьями. А звать Люка и вовсе должны были не Скайуокером , а Старкиллером … Нет, серьёзно, Джордж так и написал - «Старкиллер ».

Окончательный писательский рывок происходит с августа по январь: появляются версии №3 (с гордым названием «Звёздные Войны: приключения Люка Старкиллера ») и, ставшая итоговой, версия №4, которую хотели назвать не то «Приключения Люка Старкиллера », не то «Сага I: Звёздные Войны »… Кстати, на определённом этапе сценарийпомогал писатьБрайан Де Пальма, он же принимал участие в кастинге.

Итак, имея безымянный сценарий и $8.250.000 (которые он чудом выбил у нового главы студии), Лукас приступает к кинопробам. На роль Люка Де Пальма предлагал Уильяма Кэтта , которого он снял в «Кэрри » (внимательные зрители видели Кэтта в «Докторе Хаусе »), но в итоге режиссёр практически без раздумий отдал роль 25-летнемуМарку Хэмиллу.

С образом Принцессы Леи было кудааааа сложней. Сисси Спэйсек , Гленн Клоуз , Джессика Ландж , Мэрил Стрип , Сигурни Уивер , Ким Бэйсингер, Кэтлин Тёрнер , Джина Дэвис, Мелани Гриффит -в общей сложности за роль боролось более 30 (!) актрис! Но досталась она Кэрри Фишер , которую идти на пробы чуть ли не заставил её друг-актёр Мигель Феррер , с которым они вместе читали сценарий. Самое интересное, что единственный персонаж, которого она жгуче захотела сыграть, был… Хан Соло !

Хан наш Соло. Как вы помните, он должен был быть зелёным пришельцем, но ближе к съёмкам Лукас решил сделать его… чёрным! Но не пришельцем, а человеком. И только на пробы потянулись потомки освобождённого Джанго , как Лукас вновь меняет решение – «Хочу белого мужчину !»… В очередь вмиг выстроились самые разные мистеры: от Ника Нолти , Кристофера Уокена , Пачино , ДеНиро , Николсона , Слая и Курта Рассела , который даже проходил кинопробы…

…до Стива Мартина , Чеви Чейза , Билла Мюррея , Траволты и даже Роберта Инглунда! Но всех их обошёл удачливый плотник Харрисон Форд (который, опять таки, снимался у Лукаса в «Американском граффити» )… Кстати, образ Хана Соло был во многом списан с друга Лукаса – некоего Френсиса Форда Копполы … Ну, у которого ещё дочка режиссёр.

Роль старца-джедая Оби-Ван Кеноби (чьи молодые годы в новой трилогии изобразил Юэн МакГрегор ) режиссёр очень хотел отдать Тосиро Мифунэ - любимому актёру Акиры Куросавы , чьими работами, как я уже упоминал, наверняка вдохновлялся сам Лукас . Другим кандидатом был извечная головная боль хаммеровского Дракулы - Питер Кушинг . Но ни Ван Хельсинга , ни японца заполучить так и не удалось - зато раздобыли очень непростого англичанина: оскароносного рыцаря, сэра Алека Гиннесса , который хоть и со скепсисом относился к фантастике, но принял предложение под впечатлением от уже упоминавшегося выше «Американского граффити» .

Кстати, имя Оби-Ван Кеноби – не простой набор красивых звуков. Лукас составил его из вполне осмысленных компонентов: слог Оби означает распространённый в Вест Индии, Африке и в Южной Америке языческий ритуал, что-то сродни колдовским практикам; Ван – архаичное обозначение тьмы и грусти; Кен – подружка Барби знания и диапазон видения… И откууууда он всё это выковырял?

Как обойти вниманием самого Дарта Вейдера ? На роль антагониста пригласили ещё одного жителя Туманного Альбиона - бывшего атлета, двухметрового Дэвида Проуза . Между прочим, персонаж Дарта был придуман Лукасом одним из первых.

А тройка оруженосцев? С3-РО был сыгран Энтони Дэниелсом , благодаря британскому акценту которого робот, описанный в сценарии как «типчик, схожий манерами с продавцом подержанных авто», приобрёл черты чопорного дворецкого. Крошечного R2-D2 изобразил ещё один подданный Её Величества –Кенни Бейкер, чей рост – чуть выше 110 см! Кстати, парочку милых роботов Лукас хотел назвать А-2 и С-3.

Роль Чубакки отошла обычному больничному санитару Питеру Мэйхью всего через десять секунд после встречи с Лукасом. Всё, что Питу пришлось сделать – встать из-за стола: 220 см роста, знаете ли. Кстати, в лагере последователей вселенной стыдно не знать, что имя Чубакки созвучно со словом sobaka. То же касается и Джаббы-zhaba… Казалось бы, при чём тут русские?

Итак, собрав под своим крылом такую пёструю публику, Лукас был готов, сломя голову, ринуться в смелый бой за право войти в вечность. Бой ему и впрямь предстоял серьёзный, ведь студия была настолько уверена в ожидавшем её коллапсе, что начала переговоры о продаже прав на картину. Ту самую, которая первой в истории преодолеет планку в $ 300.000.000 и станет оглушительным поп-культурным феноменом.

СЪЁМКИ

Решив кастинговые вопросы, режиссёру предстояло создать вселенную, в которую можно было поместить всех своих актёров. С досадой обнаружив, что отдел спецэффектов студии XX век Фокс распущен, Лукас основывает компанию ILM: Industrial Light & Magic , производственные мощности которой расположились… на обычном складе в крохотном калифорнийском городке Ван Найс !

Столь скромное начало не помешало ILM стать истинными пионерами: первый в истории полностью трёхмерный персонаж - разумная вода-колбаса в «Бездне »; первый в истории главный трёхмерный персонаж - Т-1000 ; первые в истории трёхмерные животные и динозавры в «Парке Юрского периода » - всё это и многое другое на совести ILM! На сегодняшний день ILM создала спецэффекты к таким хитам как «Мстители », «Люди в чёрном III », «Хранитель времени », «Супер 8 », «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2 », «Октябрьское небо », «Звёздный десант », «Титаник », «Лабиринт », «Инопланетянин » - всего более 300 фильмов! Неплохо для ребят, начинавших в сарае, правда?

Кстати, любитель разрушить какую-нибудь легенду Джейми Хайнеман и режиссёр таких нетленок как «Джуманджи » и «Дорогая, я уменьшил детей » Джо Джонстон – выходцы из ILM ! Более того, Бобба Фетт и Йода , такими, как вы их знаете, созданы именно Джонстоном : именно он разработал и довёл до ума концепцию их «лука».

Вернёмся к съёмкам.

Фраза «Мотор! » впервые прозвучала на тунисской земле, и было это 22 марта 1976-го. Очень скоро в процесс съёмок вмешался всесильный полковник Каддафи . Лидеру Джамахирии не понравилось, что у его границ располагается какая-то подозрительная военная техника. Не желая конфликтовать, правительство Туниса вежливо попросила Лукаса переехать. А подозрения ливийского правителя вызвал…Jawa sandcrawler – корабль работорговцев!

Увы, проблемы только начинались: постоянно сдыхала электрика, были проблемы с декорациями. Вдобавок ко всему в пустыне, где шли съёмки, начался многодневный ливень… впервые за 50 (!) лет! Лукас решает перебраться в комфортную студию под Лондоном … Кстати, и по сей день в Тунисе работает отель, где снимались некоторые интерьерные сцены дома Люка . А располагается отель в небольшом городке… Татуин !

Оставив Тунис позади и выстроив в Англии декорации, Лукас пришёл к интересной мысли: почему бы не показать футуристические локации/реквизит/etc не космостерильными, а, как он сам говорил, «загаженными». Идея состояла в том, чтобы всё выглядело обжитым, причём довольно давно. Так, по R2-D2 прошлись пилой, вываляли в пыли и отпинали… Но и тут были проблемы, которые пришли откуда не ждали: однажды вечером на площадку заглянула бригада уборщиков, которая тщательно вылизала всю грязь – на утро Лукасу опять пришлось наводить всю красоту.

Однако трудности были не только внешними – на борту тоже было не всё гладко. Лукаса высмеивали за глупо выглядящих персонажей и общую странность происходящего, причём охотнее всех зубоскалили… его же актёры! Форд , например, недоумевал от великана в костюме обезьяны, булочек на голове Леи и убойных диалогов, которые «можно написать, но произносить вслух этот shit просто невозможно!».

Режиссёр в долгу не оставался - недовольство было взаимным. Ви дению Лукаса не соответствовала отснятая картинка, декорации и костюмы. Он стал редко общаться с актёрами и всё, что от него было слышно, это «Быстрей! ». Однажды Лукас разорался так сильно, что потерял голос; его команда тут же подарила ему табличку с одним единственным словом – «FASTER! ».

С такими «успехами» Джордж перестал укладываться в сроки и смету (её в итоге превысили на $3.000.000 !!) – студия обрывала его телефон, грозясь закрыть проект. Видя, что капитан впадает в депрессию, команда стала подбадривать его, пытаясь заставить хоть изредка улыбнуться. Но перфекционист и трудоголик Лукас таки заработал диагнозы «гипертония и истощение» и загремел в больницу.

Но приятные моменты всё же случались. Так, в одной из сцен из-за неправильно поставленного света через одежды принцессы Леи отчётливо стала видна её грудь… Как позже отшучивалась Кэрри Фишер «Насколько мне известно, в космосе не носят нижнее бельё ».

Кстати, об одеждах.

Знаменитый костюм Дарта Вейдера был разработан на основе одежд воинов-бедуинов дизайнером Ральфом МакКуорри (именно он создал убедившие студию промо-арты наподобие тех что были в «Арго »). Так вот Ральф шил-кроил с мыслью о том, что в подобных одеяниях Дарт мог бы даже парить в невесомости. А вот почему злодей ходит в нём всегда – объяснялось лишь в сиквеле. И, да, легендарная маска – она была столь велика даже для великана Проуза , что на его лице её закрепляли специальной пеной.

К слову, на экране злодей из злодеев блистает жалких для личностей такой величины 12 минут! 12 невзрачных минут. Почему невзрачных? Да потому, что легендарный «Имперский марш », сопровождающий любое его появление, был попросту ещё не написан и в первом фильме не звучал!

Пока Дэвид Проуз потел в тишине, Харрисон Форд и Марк Хэмилл веселились во всю. Форд , например, не всегда удосуживался учить текст и порой занимался чистой импровизацией. Но дуракаваляния Форда и Хэмилла сразу прекращались, когда на площадке появлялся Сэр Алек Гинесс : он на них действовал очень организующее.

Увы, Силы организации хватало не всегда. Или не всем: во время съёмок не обходилось и без инцидентов.

В эпизоде «мусоросборник», Хэмилл задерживал дыхание, спасаясь от зловоний, и так расстарался, что у него лопнул глазной капилляр, да так, что в последующих сценах его приходилось снимать всё время с одной стороны. Ну, глаз зажил, а вот Чубакке повезло меньше: костюм пропитался смрадом, который до конца съёмок так и не вывели… Кстати, студия порывалась заставить Лукаса одеть Чуи в шорты – видите ли, их смутил этот косматый срам.

Косматый срам так и остался неприкрытым, зато лампочку и пистолет 19-го века прикрыли так качественно, что первая превратилась в световой меч (его рукоять как раз деталь лампы-вспышки, сдобренная резиной и петельками; лампу эту можно купить и поныне… за баснословные деньги, конечно); а второй – в бластер Хана Соло (под слоем «грима» можно найти обычный Маузер ).

Кстати, снимал Лукас всё это маскарадное великолепие на камеры VistaVision . Нет, не потому что они были какие-то крутые: просто Лукас смог арендовать лишь такое старьё родом из 50 -ых. Зато потом такие камеры просто взлетели в цене!

ПОСЛЕ СЪЁМОК

По завершении съёмок наступил черёд монтажа. Увидев, что в итоге получается, Лукас пришёл в ужас: сцены выглядели неэнергичными, с каким-то сонным книжным темпом. Более того, в первой версии использовались совершенно другие варианты дублей сцен, а общее число «совпадений» с каноничной версией достигало жалких 40 %!

Горе-монтажёр тут же лишился работы. По совету своего приятеля Скорсезе , Лукас прибегает к услугам кудесницы монтажа, чьей работой в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Мартин был очень доволен… Доволен остался и Лукас, да так, что даже взял мастерицу в жёны.

Тем временем в ILM колдовали над спецэффектами. Но количество требовавших обработки сцен было столь велико, что вместо положенных 6 месяцев работы грозили растянуться на год. Вырос на треть и бюджет. Желая смотивировать команду и показать то, что бы ему хотелось видеть в итоге, Лукас регулярно устраивал просмотры старых записей воздушных боёв. Кстати, пять из восьми миллионов бюджета «съела» ILM , и половина этих денег ушла на эффекты к 4 -ём сценам.

Большая работа предстояла и по озвучке. Была создана внушительная библиотека звуковых эффектов, которую Лукас прозвал «органическим саундтреком». Так, бластер озвучили обрубаемым высоковольтным проводом; а ставшее каноничным звучание светового меча создали из микширования гула холостого хода 35-мм кинопроектора и оголённого кабеля.

С парочкой дроидов тоже повозились. Голос для С-3РО искали среди 30 кандидатов, пока один из них не намекнул Лукасу, что прононс самого Дэниелса (игравшего С-3РО ) весьма неплох. На том и порешили. Что касается звуков, издаваемых R2-D2 , то это – пропущенные через синтезатор голоса Бейкера (игравшего R2), Лукаса и даже младенцев.

Если С-3РО повезло оставить свой голос, то Вейдер оказался в двойном пролёте.Во-первых , Лукасу очень не нравился Бристольский акцент Проуза (на съёмочной площадке его даже величали Дарт Фермером). В итоге за него говорит оскароносный король Замунды , заклятый враг Конана и Муфаса всея Диснея —Джеймс Эрл Джонс . Во-вторых , знаменитые сипы-хрипы – тоже не принадлежат Вейдеру: они принадлежат мастеру по звуковым эффектам, который записал своё дыхание через систему подачи кислорода в аквалангах.

Несмотря на то, что Джонс и Проуз никогда не встречались лично, Проуз по сей день таит обиду, называя поступок Лукаса «расизмом наоборот»: мол, в касте не было чернокожих и пригласив Джонса, режиссёр выкрутился перед студией…

Не знаю, насколько искренен Проуз , но эта нарезка сцен, в который Вейдер говорит оригинальным голосом смешна до безобразия: и вправду, Дарт Фермер .

Разобравшись с голосами всего и вся в фильме, Лукасу предстояло наделить голосом сам фильм. Сначала он хотел использовать только классическую музыку (по примеру «2001: Космическая одиссея» ). Но Спилберг познакомил его с Джоном Уильямсом , который и создал легендарный саундтрек, тоже ставший классикой современности.

Не могу не сказать пару слов о Уильямсе . Удивительный дар владения семью нотами позволил создавать такую музыку, которая сама по себе – достояние Республики: темы из «Челюстей », «Звёздных войн », «Индианы Джонса » или «Парка Юрского периода » тому подтверждение… “John Williams is a man !!” (c)

Итак, фильм был готов. Студия хотела выпустить его к Рождеству ’76-го, но из-за задержек релиз сдвинулся к маю ’77-го. Боссы негодовали и боялись конкуренции с новой работой Бёрта Рейнольдса . О, какие недальновидные глупцы! Премьера «Star Wars » просто взорвала бокс-оффис!

Фильм не просто побил рекорд «Челюстей », которые первыми в истории собрали $100.000.000. Фильм побил этот рекорд трижды (!) и оставался недосягаемым лидером до выхода «Инопланетянина », а после ререлиза в 90-ые вернул себе пальму первенства… Правда, ненадолго… «Титаник », знаете ли. Кстати, баснословная выручка позволила студии ХХ век Фокс в следующем году выпустить вместо обычных 20 фильмов – меньше десяти.

Вслед за кассовым успехом пришло и признание критиков, чьи восторги осыпали Лукаса и его команду 11-тью (!) номинациями на Оскар , 7 из которых Джордж увёз с собой. К слову, это единственная из всех частей Саги и первый сай-фай в истории, который боролся за звание Лучший фильм года.

С такой-то славой взрывная волна от фильма начала распространяться на всё вокруг. Так, именно «Звёздные войны » породили индустрию мерчандайза, которая ранее была в зародышевом состоянии. Примечательно, что студия не хотела много платить Лукасу и согласилась отдать ему чуть ли не все права на сопутствующие товары. Надо ли пояснять, что из-за недальновидности руководства Джордж быстро сколотил феноменальное состояние.

И даже музыкальный мир не смог отвертеться. Диско-обработка музыки из фильма, выполненная аранжировщиком Meco в течение нескольких недель возглавляла (!) чарт Биллборд. Кроме того, заглавная композиция, выпущенная в виде сингла, стала самым продаваем инструментальным синглом всех времён.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Звёздные войны» - несомненный «водораздел», изменивший и повлиявший на всю индустрию.

Так, именно изобретённую Лукасом концепцию «потасканного будущего» тот же Ридли Скотт успешно применил в «Чужом » и «Бегущем по лезвию ». Среди других «впечатлившихся» можно смело назвать Питера Джексона , Роланда Эммериха , Кевина Смита , Кристофера Нолана , Дэвида Линча

Но круче всех отжёг Джеймс Кэмерон , который бросил работу водителя грузовика, чтобы всецело посвятить себя кинопроизводству! А что ты сделал для хип-хопа в свои годы?!

Копирование материалов возможно
только c указанием активной ссылки на сайт

"Звездные войны: Пробуждение силы", вышедшие в декабре 2015-го, стали самым громким кинособытием года, собрав в прокате больше 2 миллиардов долларов. Сейчас зрители с нетерпением ждут очередного, восьмого эпизода саги, который выйдет в прокат в декабре 2016-го. В ожидании нового фильма давайте заглянем на съемочную площадку фильма "Звездные войны: Пробуждение силы" и узнаем, как снимались саме яркие эпизоды картины.

Появление Кайло Рена
Кайло Рен, он же Бен Соло - сын Хана Соло и принцессы Леи Органы, главный злодей седьмой части "Звездных войн", получивший образование джедая, перешедший на темную сторону Силы и, в конце концов убивший собственного отца. Он обожает своего деда Дарта Вейдера и хочет быть похожим на него - наверное, поэтому тоже постоянно ходит в маске. Кстати, создание этой маски стало для реквизиторов нетривиальной задачей. Им поручено было сделать ее такой, чтобы ее легко могли запомнить дети. Специалисты справились с этой задачей: маска, отсвечивающая серебром, безусловно, бросается в глаза. В этой сцене Кайло Рен (актер Адам Драйвер) прибывает на пустынную планету Джаффа, чтобы заполучить карту с координатами Люка Скайуокера. Как мы видим, съемки проходят в павильоне, и все вокруг затянуто зелеными полотнищами. Пустынный пейзаж Джаффы добавят позднее на компьютере.

Возвращение R2D2
В "Пробуждении силы" к нам вновь вернулся маленький, но шустрый робот R2D2, обожаемый всеми без исключения фанатами "Звездных войн". Среди миллионов обожателей, между прочим, числится и Джей Джей Абрамс, сценарист и режиссер седьмой части саги. Он настолько влюблен в R2D2, что, будучи режиссером фильмов "Стартрек" и "Стартрек: Возмездие", ухитрился засунуть R2D2 в обе картины! Правда, робот из "Звездных войн" появляется в каждой всего на несколько секунд. Таким вот необычным образом Абрамс отдал дань с детства любимым "Звездным войнам". Излишне говорить, что Абрамс заранее нашел местечко для своего любимца в сценарии "Пробуждения силы" и с удовольствием работал с роботом на съемочной площадке.

Инструкции для ВВ 8
Поскольку Джей Джей Абрамс заранее решил вернуть в "Пробуждение силы" знаменитую парочку роботов R2D2 и C3PO, было только логично добавить к ним еще одного, более современного товарища, который мог бы поразить воображение нового поколения, для которого старые роботы - вчерашний день. И новому герою, BB 8, это удалось! У него очаровательный дизайн, одновременно традиционный и модерновый, и выглядит он, словно мини-пагода для медитации. Но что совсем замечательно, управляется С3РО с пульта дистанционного управления, так что, в отличие от предшественников, ему не требуется, чтобы артисты напрягались, таская его на себе туда-сюда. По этому поводу, рассказывают, робот не знал на площадке ни минуты покоя: все то и дело гоняли его туда-сюда. На фото он - в один из редких моментов простоя.

Дейзи Ридли, Джон Бойега и Оскар Айзек на фестивале Comic Con - 2015 в Сан-Диего
Comiс Con в Сан-Диего, крупнейший в США костюмированный фестиваль на темы кино и комиксов - это Мекка для фанатов самых разнообразных фильмов, комиксов, мультиков и сериалов. В 2015 году в мероприятии четырехдневном приняли участие 167 тысяч человек - рекордное число в истории конвента! Одним из крупнейших шоу фестиваля стала в этом году презентация фильма "Звездные войны: Пробуждение силы". Началась она со встречи Абрамса и команды актеров с фанатами, а закончилась тематическим концертом и фейерверком. Фанаты неистовствовали, а молодые актеры с удовольствием позировали со световыми мечами в руках на радость публике.

Хан Соло, Чуббака, Рей и Финн - на "Соколе тысячелетия" во время перерыва
Фанаты ликовали, когда вновь увидели на экранах непотопляемого Хана Соло и его верного товарища Чуббаку - естественно, на знаменитом "Соколе тысячелетия". Между прочим, вернуть на экран знаменитый космический корабль контрабандиста Соло было отнюдь не легкой задачей: ведь предстояло восстановить его во всех деталях, чтобы зрители не заметили разницы. Дизайнер Даррен Гилфорд получил в свое распоряжение все эскизы и чертежи прежнего "Сокола". Ему также помогал Марк Харрис, ветеран киноплощадки, принимавший участие в создании корабля Хана Соло на съемках фильма "Звездные войны: Империя наносит ответный удар". Даже Харрисон Форд, вспомнив, что когда-то работал плотником, принял участие в постройке корабля. И, надо признаться, "Сокол тысячелетия" удался просто идеально!

Возвращение Люка Скайуокера
Возвращение Люка Скайуокера, да еще в исполнении того же Марка Хэмилла, стало для зрителей полным сюрпризом. До выхода фильма его держали в строжайшей тайне, не включая Скайуокера в рекламные материалы. При этом фанаты, разумеется, разузнали о присутствии Люка и до самого конца гадали, каким оно будет. Быть может, он перейдет на темную сторону Силы? К счастью, этого не случилось. А вот то, что Люк появляется лишь в конце картины, к тому же совсем ненадолго, многих разочаровало. Но тут сценаристы ничего не могли поделать: всякий раз, когда они пытались сделать присутствие Люка более весомым, он подминал под себя весь сюжет, и создатели боялись, что на его фоне зрители не заметят новых героев саги. В итоге, Люк появился лишь в одном эпизоде - но тем весомее оказалось его появление.

Энди Серкис в роли Сноука - использование технологии захвата движения
Энди Серкису не привыкать к впечатляющим изменениям внешности, сложному гриму и компьютерным эффектам: он переиграл множество уродливых тварей - от Голлума во "Властелине колец" до главы обезьяньей империи Цезаря в "Планете обезьян". На сей раз пришел черед главного злодея, магистра наводящего страх Первого ордена Сноука. Физиономия у него устрашающая, но на сей раз проводить по несколько часов в гримерной Серкису не пришлось. Кинематографисты применили современную технологию захвата движения, которая позволяет накладывать нужный образ на движущийся объект. Световые точки, которые видны на лице Серкиса, фиксируют мельчайшие движения мышц, а потом компьютер заменяет его собственное лицо жуткой маской, которая двигается так же, как и лицо актера.

Маз Каната - новый цифровой персонаж
Еще один новый персонаж, до неузнаваемости видоизмененный на компьютере, - старая контрабандистка Маз Каната, таинственным образом наделенная Силой. Узнать в ней симпатичную кенийку Лупиту Нионго просто невозможно. Сначала планировалось, что Маз Каната будет кукольным персонажем, но потом режиссер решил, что персонаж должен быть более живым - и Лупите вслед за Энди Серкисом пришлось надевать костюм для съемки сцен по технологии захвата движения и учиться пользоваться им.

Люк, Лея и Хан Соло воссоединяются в Сан-Диего
Этой сцены много лет ожидали фанаты звездных войн: на фестивале ComicCon в Сан-Диего на одну сцену вышли Керри Фишер, исполнительница роли принцессы Леи в первых фильмах трилогии, Марк Хэмилл, исполнивший роль Люка Скайуокера, и бессменный Хан Соло, несравненный Харрисон Форд! Герои объединились на глазах у фанатов после того, как после многолетнего перерыва вместе пришли на съемочную площадку "Пробуждения силы". Марк и Керри сказали, что искренне рады возвращению. "Сейчас все, как тогда, только еще душевнее", - призналась Керри Фишер. Вслед за ними на сцене появился Харрисон Форд, поразивший фанатов заявлением: "Никогда не думал, что вернусь. Но, прочитав сценарий, я увидел там действительно замечательные идеи, и рад, что участвую в этом". Из уст Форда, известного своим многолетним скептическим отношением к "Звездным войнам", это было воистину ценное признание!

Возвращение Питера Мейхью
Имена Керри Фишер, Марка Хэмилла и Харрисона Форда известны всем фанатам "Звездных войн". А вот имя Питера Мейхью отнюдь не у всех на слуху, и уж тем более мало кто знает этого актера в лицо. А между тем, он - такой же ветеран саги, как и Форд, и, более того, его бессменный напарник. Питер Мейхью, актер с впечатляющим ростом 2 метра 20 сантиметров, играл Чуббаку в первых трех фильмах трилогии - и сейчас возвратился к своему персонажу в "Пробуждении силы". Правда, сейчас актеру уже 71 год, и ему трудно двигаться по площадке в тяжелом костюме Чуббаки. Поэтому большинство сцен, требующих активного движения в костюме, играл финский актер Йоонас Суотамо, а Мейхью постоянно был рядом с ним и при необходимости давал технические консультации.

Кайло Рен смеется
Адам Драйвер, исполнитель роли Кайло Рена, обладает отличными способностями комедийного актера. Он с успехом демонстрировал их как в сериале "Девчонки", до сих пор выходящем на канале HBO, так и в фильме "Когда мы были молоды". В "Пробуждении силы", однако, Адаму досталась роль злодея без тени нитом телешоу лыбки. Тем не менее, зрители могли наблюдать смеющегося Кайло Рена в знаменитом американском телешоу "В субботу вечером", которое в январе 2016 года показало пятиминутную пародию на "Звездные войны: Пробуждение силы", в которой Кайло Рен, скрывшись под личиной простого техника, инкогнито проводит инспекцию звездной базы "Старкиллер". Пародия получилась веселой, и Адам, глядя на экран, не смог удержаться от смеха.

Керри Фишер и Джей Джей Адамс - дружба на съемочной площадке
Во время съемки между Керри Фишер и Джей Джей Адамсом сложились по-настоящему теплые отношения. "Она просто гениальна, - говорит Адамс. - У нее свободное ассоциативное мышление, ее великолепное умение во всем найти смешное, божественное чутье на игру слов... Я от нее в восторге!"
Впрочем, этот снимок намекает, что, возможно, между актрисой и режиссером сложилось нечто большее, чем дружба. Керри Фишер не слишком везло в личной жизни - быть может, "Звездные войны" станут для нее началом нового звездного романа?

Самый преданный фанат "Звездных войн" Саймон Пегг на съемочной площадке
Актер, сценарист и продюсер Саймон Пегг - величайший фанат "Звездных войн". На его счету десятки фильмов, включая совместные работы с Джей Джей Адамсом в картинах "Миссия невыполнима-3" и "Звездный путь". Но он никогда не скрывал, что готов отдать левую руку за то, чтобы получить хотя бы эпизодическую роль в "Звездных войнах". И он ее получил! В "Пробуждении силы" Пегг сыграл угрожающего вида гоблина с огромным отвисшим носом". И хотя роль была самой что ни на есть проходной, Саймон был счастлив!

Рей, Финн и Кайло Рен: последняя битва
Финальный бой Рей и Финна с Кайло Реном - кульминация всей картины. Хореография битвы была отработана до мельчайших деталей. Чтобы добавиь сцене правдоподобия, создатели ленты не стали полагаться на компьютерные технологии, создав в павильоне декорации заснеженной планеты, превращенной в смертоносную базу "Старкиллер". Зловещий замерзший лес добавляет сцене эмоционального напряжения.

Джон Бойега на мировой премьере "Пробуждения силы"
Мировая пьемьера фильма "Звездные войны: Пробуждение силы" прошла 14 декабря 2015 года в знаменитом "Китайском театре" в Лос-Анджелесе. Именно там в 1977 году публика впервые увидела четвертую (хронолгически первую) часть "Звездных войн", мгновенно ставшую культовой. Премьеру "Пробуждения силы" посетила не только вся съемочная группа, но и множество знаменитостей: чтобы вместить всех, организаторам пришлось протянуть ко входу в кинотеатр красную ковровую дорожку длиной почти в полкилометра! А шатер для приема протянулся на четыре квартала вдоль Голливудского бульвара. Событие стало по-настоящему культовым, под стать фильму.

Источник: en.wikipedia.org

«Звездные войны» – культовая киносага, первую часть которой придумал и снял режиссер Джордж Лукас в конце 1970-х годов. К тому времени уже вышел фильм «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, показавший, что публика готова к массовому развлекательному кино. Тем не менее проект Лукаса поначалу не воспринимали всерьез. Никто не верил, что высокобюджетный фантастический фильм без единого известного актера может стать успешным. Однако вскоре в индустрии произошли значительные перемены, вызванные в том числе выходом на большой экран космической оперы, события которой разворачиваются «давным-давно, в далекой-далекой галактике...».

Подписание контракта


«Бюджет и кассовые сборы фильмов серии “Звездные войны”»
Источник: sivilink.ru

Студия «Двадцатый век Фокс» подписала с Лукасом предварительный контракт на первые «Звездные войны» еще до выхода его предыдущей полнометражки «Американские граффити» (1973), успех которой позволил режиссеру договориться о пересмотре условий. Бюджет новой картины «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» должен был быть увеличен до 11 миллионов долларов, а сам Лукас получал права на распространение саундтрека и других сопутствующих товаров. В то время индустрия мерчендайза была еще в зачаточном состоянии, и студия с готовностью согласилась на требования режиссера. Только через несколько лет стало понятно, что Лукас заключил невероятно удачное соглашение, которое принесет ему миллиарды долларов. Фильмы о «Звездных войнах» породили несметное количество продуктов с символикой саги: книги, видеоигры, детские игрушки и многое, многое другое – фактически серия стала первой франшизой, которая успешно обосновалась сразу в нескольких сферах культурного пространства.

Источники вдохновения



Источник: codigoespagueti.com

Лукас хотел снять фильм для подростков, что в то время было делом беспрецедентным. Сценарий «Звездных войн» он начал писать в 1972 году под влиянием работ Джозефа Кэмпбелла и Карлоса Кастанеды. Из книг последнего он позаимствовал понятие о Силе, краеугольном камне мифологии в «Звездных войнах», а кастанедовский Дон Хуан вдохновил его на создание персонажа Оби-Вана Кеноби. Считается, что стилистическую основу для своей киновселенной Лукас взял из «Космической одиссеи 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика и фантастического телесериала о Баке Роджерсе, а главную сюжетную линию – из фильма Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Многие другие элементы перекочевали в «Звездные войны» из жизни: Сенат и Империя имеют неслучайное сходство с правительством США, повстанческое сопротивление во многом скопировано с движения хиппи, а в дружбе Люка и Хана Соло легко увидеть отношения самого Лукаса с Фрэнсисом Фордом Копполой.

Сценарий



Источник: albaillustration.com

Работа над сценарием продвигалась медленно, и к концу года у Лукаса были готовы только 13 страниц: режиссер с трудом нащупывал нужную тональность повествования. Реплики некоторых персонажей то и дело вымарывались и возвращались обратно, а сами персонажи претерпевали нешуточные трансформации. Интересный факт: в одном из черновых вариантов сюжета Дарт Вейдер и Оби-Ван задумывались как один персонаж, но впоследствии превратились в двух отдельных. Сила была поделена между светлой и темной сторонами, а Анникин Старкиллер стал Люком Скайуокером. Два с половиной года спустя, находясь на грани умственного и физического истощения, Лукас наконец дописал сценарий и начал подготовку к съемкам, которые стали не менее тяжелым испытанием для режиссера.

Подбор актеров



Источник: 24smi.org, ifitshipitshere.com, screenertv.com, geektyrant.com

Большой кастинг для фильма проводился в Лос-Анджелесе. Лукас принял решение, что в его картине не будет ни одной кинозвезды, – отчасти, чтобы сэкономить на гонорарах, а отчасти для того, чтобы привлечь новые лица. Сотни актеров пробовались на роль Люка Скайуокера, но Лукас отдал предпочтение Марку Хэмиллу, открытое молодое лицо которого убедило режиссера, что он нашел героя для своей саги. Многие известные голливудские актрисы стремились заполучить роль Леи, среди них Джоди Фостер и Эми Ирвинг, но роль досталась Кэрри Фишер. Хана Соло сыграл давний знакомый Лукаса, Харрисон Форд, – при том что на роль обаятельного контрабандиста претендовали сразу несколько молодых звезд 70-х, от Курта Рассела до Сильвестра Сталлоне. Единственным актером с именем, который в итоге принял участие в съемках, стал оскароносный Сэр Алек Гиннесс, сыгравший в «Новой надежде» Оби-Вана Кеноби.

Музыка



Источник: Getty

Для написания музыки Лукас пригласил стремительно набиравшего популярность Джона Уильямса. Вдохновленный музыкальным сопровождением к фильму «Кингс Роу» (1942), Уильямс сочинил свою блистательную тему к начальным титрам. Его саундтрек к «Звездным войнам» – величественный и торжественный, мрачный и тревожный – идеально дополнил фильм Лукаса и до сих пор считается одним из самых узнаваемых в истории кино.

Съемки


«Лукас и модель “Звезды смерти”»