Изображение русского национального характера. Изображение русского национального характера в произведениях русской литературы XIX–XX вв

Изображение русского национального характера. Изображение русского национального характера в произведениях русской литературы XIX–XX вв

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового он сказал о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами и вкусами народа [Курляндская 2004: 14].

К теме русского национального характера обращались в разные времена многие писатели: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, Н.М.Карамзин, Н.В.Гоголь, М.Горький, С.А.Есенин, В.Шолохов, А.Твардовский и др.

А.С.Пушкин в своих произведениях воспел жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его великую творческую мощь. Вспоминая Отечественную войну с Наполеоном, поэт писал:

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены.

Пушкин видел силу русского народа прежде всего в патриотическом чувстве. Поэта восхищали храбрость, отвага, самопожертвование, презрение к смерти, свойственные русским людям. В каждом ратнике России Пушкин видел богатыря, у которого цель «иль победить, иль пасть в пылу сраженья». Пушкин гордится своим народом, который дал сокрушительный отпор иноземному завоевателю и отстоял честь и независимость своего отечества. Но поэт выступал и защитником угнетенного народа, обличителем «барства дикого», «насильственного» присвоившего себе «и труд, и собственность, и время землевладельца». Не будучи поэтом-революционером, Пушкин выступал против бесчеловечной тирании:

Тираны мира, трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

В поэме Гоголя «Мертвые души» тема русского народного характера занимает одно из ведущих мест. Автор показывает безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Помещики безжалостно эксплуатируют их, относятся к ним, как к своим рабам, могут покупать и продавать их, как вещи. «Дубиноголовая» Коробочка, боясь продешевить при продаже мертвых душ, сетует гостю: «…никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую…». Крестьяне обязаны выполнять все прихоти своих господ. Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, вспышек протеста, представляет автор в своих произведениях. Но автор рисует не только ужасные картины народной доли. Гоголь показывает, насколько русский человек талантлив и богат душою. Эти люди привыкли хорошо работать, знали свое ремесло. Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сороколлехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей». Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: «Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове. Гоголь с огромной нежностью пишет о «расторопном ярославском мужике», собравшем русскую тройку, о «бойком народе», «бойком русском уме» [Лебедев 2000: 121].

Черты характера русского человека замечательно передал Н.Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». В образе Гриши Добросклонова мы видим собирательный образ революционной интеллигенции, борца крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Ему не нужно богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовского революционера не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ побуждает его к борьбе. Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. тяжел его путь, но и славен; на него вступают лишь «души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных [Лебедев 2000: 118].

Совершенно по-особенному изобразил русский национальный характер в своем творчестве М.Горький. Герои Горького - одаренные вольнолюбцы, склонные к размышлениям о своей судьбе или судьбе таких же обездоленных людей. Это «беспокойные» и в то же время «задумавшиеся» люди, которым чужды стяжательство, мещанское самодовольство, стремление к покою. Неудовлетворенность своей жизнью, чувство собственного достоинства, не позволяющее мириться с долей рабов, - вот, что, прежде всего, характерно для горьковского русского человека. Стихийный протест нередко приводит их к разрыву со своей средой. Они становились бродягами, босяками, гордо заявлявшими: «Хоть голодно, да свободно!» [Грачева 2008: 15].

У М.Горького его очерки и рассказы из народной жизни, в которых он, по его собственному признанию, хотел изобразить «некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей», образуют цикл под названием «По Руси». Для автора здесь характерной и глубоко осознанной является горячая любовь к народу. Наиболее же плодотворные стороны его миросозерцания выражены «в философской идее человека-творца, в понимании труда, как высшей ценности» [Грачева 2008: 21].

С.А.Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа, Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть:

Как прекрасна земля

И на ней человек…

М.Шолохов - один из немногих, кому удалось правдиво изобразить русский характер. В рассказе «Судьба человека» он исследует великую тайну русской души. В Андрее Соколове отразилась, как потом отмечал сам писатель, «одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины» [Бугров 2000: 281]. В нем чувствуется подлинное нравственное величие, чистая и благородная душа, огромная душа, огромная сила воли, недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства, великолепное понимание своего солдатского долга перед Родиной. Образ Андрея Соколова - это шолоховское решение проблемы русского национального характера. Рассказ вызывает гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой души, рождает веру в необъятные возможности человека. Это короткое произведение является символом стойкости, мужества, самопожертвования и гуманизма, отражает истинные ценности национального самосознания.

Образ простого русского воина запечатлел в своем творчестве А.Твардовский. «Василий Теркин» - это книга про бойца. Теркин появляется на первых страницах поэмы как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеиваясь над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль, герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Поэт не приукрашивая, но и не приземляя героя, воплотил в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду [Самсонов 1999: 112].

Какое бы произведение В.Шукшина мы ни взяли, в каждом из них мы чувствуем живое русское слово и душу русского человека. Он создал целый мир народных характеров и сделал это щедро и талантливо. В.М.Шукшин с чуткостью большого художника уловил зреющий в народной среде протест против усреднения, схематизма, выхолащивания жизни и отразил его в своеобразной трагикомической манере. Однако ни анекдотические случаи, ни эксцентричное поведение персонажей не мешают писателю разглядеть в них главное -- народную жажду справедливости, заботу о человеческом достоинстве, тягу к наполненной смыслом жизни. Герои В. Шукшина действительно импульсивны и крайне естественны. У них обостренная реакция на унижение человека человеком, которая приобретает самые различные формы и приводит иногда к самым неожиданным результатам. Герои В. Шукшина - максималисты, и в этом их желание перерасти себя, вырасти из того роста, который предопределен им обстоятельствами, а не скрытым «талантом», их величие. Боль и тревога мысли - это самая человеческая мука, свидетельство напряженной жизни души, поднявшейся над прагматическими заботами.

Пристальное внимание к народу, глубокая заинтересованность в его судьбах и участи отдельных его представителей, гуманизм и демократизм, присущие этим писателям, сближают их в известной степени с И.А.Тургеневым. Главная тема их творчества - показ духовного богатства русского народа, своеобразие национального характера.

Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был \"причислен\" к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти \"против течений\", как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у \"передовых\" читателей.

Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков. Раскрытие сущности характера русского человека находим во многих его произведениях: в повести \"Очарованный странник\", в романе \"Соборяне\", в рассказах \"Левша\", \"Железная воля\", \"Запечатленный ангел\", \"Грабеж\", \"Воительница\" и других. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Таков рассказ \"Леди Макбет Мценского уезда\", ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени.

Написанный в 1864 году рассказ имеет подзаголовок \"Очepк\". Но ему не следует доверять буквально. Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя: Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, вымыслу, часто тенденциозно искажавшему правку жизни, очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений. Название рассказа, кстати, весьма емкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера, мценская купчиха Катерина Измайлова - один из вечных типов мировой литературы - кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия.

Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из \"Грозы\" Островского. В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее муж, то лесковская \"леди\" взята в Измайловскую семью из бедности, возможно, и не из купечества, а из мещанства или крестьянства. То есть героиня Лескова - еще большая простолюдинка и демократка, чем у Островского. А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, попреки свекра и мужа, что \"неродица\" (детей нет), и, наконец, первая и роковая любовь. С сердечным избранником лесковской Катерине повезло гораздо меньше, чем Катерине Кабановой с Борисом: мужний приказчик Сергей - пошлый и корыстный человек, хам и подлец. А дальше разворачивается кровавая драма. Ради соединения с любимым и возведения его в купеческое достоинство леденящие душу своими подробностями убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника - законного наследника измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах.

Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия калиновской Катерины, и в глаза бьет пошлость. Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская \"леди\" в бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством \"хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут\" пошлую и страшную песню. Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущается нами как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже культуры. Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира. Он цитирует слова жены библейского Иова: \"Прокляни день своего рождения и умри\", а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: \"Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою вериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо\". Причем, этот отрывок - единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования.

Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на этого простого человека, звавшая к топору Русь, этих вот простых людей, не пожелала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале \"Эпоха\" братьев Ф. и М. Достоевских. Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с \"Левшой\" наиболее часто переиздаваемым произведением Лескова. У Пушкина есть строки: \"Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман\", т.е. поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков. Сила поэтического вымысла Островского действует на душу, вспомним Добролюбова, освежающе и ободряюще, возвышает ее Лесков \"низкую истину\" о тьме (в другом смысле) души русской простолюдинки. В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь. Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить \"звериную простоту\", \"не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство\". Рассказ Лескова поучителен, он заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, \"что вы за нация такая?\", какие мы и почему такие.

Исследовательская работа

на тему

«Русский национальный характер в произведении

Н.С. Лескова «Очарованный странник»»

Работу выполнил:

учитель русского языка и литературы МКОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Клочкова Ирина Васильевна


Лесков – самобытный писатель русский…

Читая его книги, лучше чувствуешь Русь

со всем её дурным и хорошим…

М.Горький «Н.С. Лесков». 1923


Цели:

Показать, каким изображён русский национальный характер в произведении

Н. С. Лескова «Очарованный странник»


Задачи:

1. Изучить характер русского народа в произведениях Н. С. Лескова.

2. Изучить язык Н.С. Лескова.



«Очарованный странник».

Уже в названии произведения – «Очарованный странник» –

зашифрован определённый смысл. Н.А.Бердяев считал

странничество важным элементом русского национального

самосознания. Для русской почвенной культуры характерно

ощущение безграничного пространства. От него идёт

стремление освоить эти просторы, пройти по ним. Калики

перехожие, старцы без пострига, бродячие проповедники,

святители русской земли – все они пускались в странствие

по Руси, чтобы, подобно «русскому Христу», «исходить её,

благословляя». Освоение мира проходит через

странничество. При этом странник

не имеет на земле своего дома,

так как ходит в поисках Царства Божия и проповедует

его пришествие. Поиски Царства Божия – это вечное

странничество в поисках смысла жизни, ибо, как считал

С.Л. Франк, «единственное человеческое дело только

в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел

искать и найти смысл жизни».


Иван Северьяныч Флягин

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому сопутнику … по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого»


« Очарованный – это значит «околдованный», находящийся во власти мифологических сил.

«Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносятся в самой повести два её начала – национальное и мифологическое.



Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением "постраждовать". Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его "зачеркнула". Думает он "только одно, что Грушина душа теперь погибшая" и его обязанность - "за нее отстрадать и ее из ада выручить".


Русский национальный характер в повести Лескова .

Название эпизода

О герое, цитаты

Форейское озорство, спасение графа

История с кошкой

«молитвенный сын» Голован-форейтор монаха «жизни решил»и спас графскую семью от неминуемой гибели (воз оказался на краю пропасти). «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало». В благодарность «выпросил» у графа гармонию и «пошёл от одной стражбы к другой, всё более и более претерпевая»

Особенности языка

«Вражеский немец» осудил графского спасителя «за кошкин хвост целую гору камня перемусорить», но «цыган спас меня», тогда «заплакал» Иван и «пошёл в разбойники».

Разговорная лексика

Озорство,

беспечность, откровенность, бесстрашие.

Разговорная лексика

Обида, месть


Глава

Название эпизода

О герое, цитаты

Нянька барского дитяти.

Особенности языка

«Стал на торжок, чтобы наниматься». « Русский человек со всем справится». Не взял ассигнации от офицера. «Отдал барыньке дитя», с ними уехал.

Бой с киргизом

Савакиреем.

Вывод

Устаревшие слова

«Сечётся нагайками» за коня. Убивает противника. «Диво, - говорю, какая лошадь!». Умеет управлять лошадьми, усмирять их нрав. Попадает в плен к татарам. У них за лекаря был. Его женят, рождаются некрещёные дети.«Всё я нигде места под собой не согрею»

«То дитя любил». Неподкупность, доброта.

Состязание напоминает былинный поединок русского богатыря с бусурманином.

Умеет переносить боль: «…я в рот грош взял, чтобы боли не чувствовать».Присуще чувство прекрасного. Безответствен-ность по отношению к детям.


Глава

Название эпизода

О герое, цитаты

Побег от татар

Особенности языка

Жизнь у князя.

«Самый большой фейверк пустил и ушёл», «очутился в остроге, оттуда по пересылке в свою губернию послали, высекли в полиции и в своё имение доставили».

Вывод

Конэсер у князя. «Жил три года не как раб, а больше как друг и помощник»

Разговорный стиль

Встреча с Грушей

Оказывается сильнее враждебных обстоятельств

Устаревшие слова.

«Вот она, где настоящая красота!» «Она меня красотой и талантом уязвила».

История «погибели Груши».

Открылось «природное дарование».

Восклицательные предложения

«Пожалей меня, родимый мой, ударь меня раз ножом против сердца». «Колоть её не стал, а взял да так с крутизны в реку спихнул».

Умеет ценить прекрасное

Диалогическая речь.

Чувствует вину, грех за содеянное. Новое странствие во имя искуп-ление греха.


Глава

Название эпизода

Скитания

О герое, цитаты

Уходит в солдаты на многолетнюю службу вместо молодого крестьянского парня – сына старых, немощных родителей. «Пробыл на Кавказе более 15 лет» Назывался Пётр Сердюков. Вызывается исполнить смертельный приказ (протянуть канат через реку).

Особенности языка

Жизнь Флягина в монастыре

Монастырь – последнее из описанных в повести мест его обитания. Искушение праведника бесом. В пустом погребе пророчествовал.

Вывод

Добрый, готов пожертвовать собой ради другого. Смелый. «Полюбил монастырскую жизнь».

Сближают повесть с житиями пророческие сны и видения, комическое снижение образа.

Пророчество, повиновение, покой и послушание. Ему это нравится, в монастыре ему хорошо.


Противоречивость характера

Ивана Северьяныча Флягина:

Чёрствый

По-детски наивен

Откровенный

Замкнутый

Бесстрашный

Жестокий

Гармония с окружающим миром

Нет покоя в душе

Чувство собственного достоинства

Покорность судьбе

Напоминает былинного богатыря

Похож на героя авантюрного романа


Герой повести, - считает М.Л.Чередникова - «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви».

Н. И. Пруцков пишет:«Вся его жизнь проходит в разнообразных очаро-ваниях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исто-рической жизни».

ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.ЛЕСКОВА

Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был "причислен" к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти "против течений", как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков- Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у "передовых" читателей.

Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков. Раскрытие сущности характера русского человека находим во многих его произведениях: в повести "Очарованный странник", в романе "Соборяне", в рассказах "Левша", "Железная воля", "Запечатленный ангел", "Грабеж", "Воительница" и других. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Таков рассказ "Леди Макбет Мценского уезда", ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени.

Написанный в 1864 году рассказ имеет подзаголовок "Очepк". Но ему не следует доверять буквально. Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя: Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, вымыслу, часто тенденциозно искажавшему правку жизни, очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений. Название рассказа, кстати, весьма емкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера, мценская купчиха Катерина Измайлова - один из вечных типов мировой литературы - кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия.

Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из "Грозы" Островского. В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее муж, то лесковская "леди" взята в Измайловскую семью из бедности, возможно, и не из купечества, а из мещанства или крестьянства. То есть героиня Лескова - еще большая простолюдинка и демократка, чем у Островского. А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, попреки свекра и мужа, что "неродица" (детей нет), и, наконец, первая и роковая любовь. С сердечным избранником лесковской Катерине повезло гораздо меньше, чем Катерине Кабановой с Борисом: мужний приказчик Сергей - пошлый и корыстный человек, хам и подлец. А дальше разворачивается кровавая драма. Ради соединения с любимым и возведения его в купеческое достоинство леденящие душу своими подробностями убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника - законного наследника измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах.

Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия калиновской Катерины, и в глаза бьет пошлость. Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская "леди" в бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством "хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут" пошлую и страшную песню. Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущается нами как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже культуры. Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира. Он цитирует слова жены библейского Иова: "Прокляни день своего рождения и умри", а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: "Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо". Причем, этот отрывок - единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования.

Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на этого простого человека, звавшая к топору Русь, этих вот простых людей, не пожелала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале "Эпоха" братьев Ф. и М. Достоевских. Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с "Левшой" наиболее часто переиздаваемым произведением Лескова.

У Пушкина есть строки: "Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман", т.е. поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков. Сила поэтического вымысла Островского действует на душу, вспомним Добролюбова, освежающе и ободряюще, возвышает ее Лесков "низкую истину" о тьме (в другом смысле) души русской простолюдинки. В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь. Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить "звериную простоту", "не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство". Рассказ Лескова поучителен, он заставляет нас задуматься, прежде всего, над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, "что вы за нация такая?", какие мы и почему такие.

Русский национальный характер

Многие люди считают Н. С. Лескова самым русским писателем, так как он шире всех знал русский народ таким, каков он на самом деле. Одной из вершин его творчества является повесть «Очарованный странник» о настоящем русском богатыре, в чьем лице наиболее широко раскрыт русский национальный характер. Повесть отличается глубиной и искренностью, обнажая как светлые, так и темные стороны характера. Главный герой Иван Северьяныч обычный человек из народа, родившийся и выросший в Орловской губернии. Вся его жизнь - это череда разнообразных событий, как важных, так и второстепенных. Через эти связанные между собой события писатель раскрывает истинный образ героя, подводя повесть к логическому завершению.

Чем больше читаешь про скитания Ивана Флягина по необъятной стране, тем яснее проглядывают в нем черты русского человека. У него дерзкий и в то же время добрый характер. Он обладает неуемной силой духа и жизненной силой. Прослеживая путь его жизни, можно понять, что он достиг очищения. Все грехи, которые он когда-то осознанно или неосознанно совершал, были вымолены и выстраданы. В своем отношении к жизни он достиг истинно народной мудрости и, в конце концов, превратился в настоящего русского богатыря. Детство и юность у Ивана были тяжелыми. Он не раз становился на неверный путь, но следуя своему внутреннему голосу, сходил с него. Однажды, будучи молодым форейтором, он забил до смерти бедного монаха. Это событие мучило его до конца жизни. Все остальные грехи его были оправданными.

Автор показывает, что его герой далек от идеала, но он настоящий, живой человек, который в равной степени обладает как недостатками, так и достоинствами. Судьба Ивана не раз делала крутые повороты, что соответствовало его импульсивному характеру. Но каждый раз он руководствовался своими внутренними порывами, а не рассудком и был по-своему прав. Некоторые его действия были и вовсе необъяснимы. Например, его желание повеситься, когда невмоготу было больше в саду бить камешки молотком, или нежелание возвращать ребенка родной матери, а затем побег с той же самой матерью и ребенком. Нет в его поступках ни капли логики или рациональности, но именно так проявляется искренность русского характера.

Особенно ярко показана наивность и простосердечность этого героя. На определенном этапе он спас семью графа, который предложил ему за это выбрать любое вознаграждение. Иван, недолго думая, пожелал гармошку, которую тут же выбросил. Все свои деньги, которые он зарабатывал у князя, обманувшего Грушеньку , он оставлял хозяину, перед тем как пойти в трактир. В итоге он отдал все сбережения в монастырь, как вклад за душу глубоко любимой им Груши и отправился на войну. Ради красивой лошади, которая ему понравилась, он готов вступить в бой с татарином и терпеть десять лет плена. Услышав пение Груши, он бросил ей под ноги пять тысяч казенных денег, восхищаясь ее красотой. Одним словом, русский характер настолько противоречив, что его сложно до конца понять. Но именно в этих контрастах и противоречиях и кроется гармония.