Циркачи карлик и его высокая женаг. Самые известные участники "цирка уродов" из прошлого

Циркачи карлик и его высокая женаг. Самые известные участники
Циркачи карлик и его высокая женаг. Самые известные участники "цирка уродов" из прошлого

Артисты цирка всегда привлекали к себе внимание, особенно в то время когда появился цирк уродов, который стал источником развлечений для большинства людей. Легендарный американский шоумен Финеас Тейлор Барнум объединил и превратил так называемых "уродов" в одну самую известную достопримечательность. Артисты этого цирка были несчастными жертвами жестокого мира, который отказывался принимать их и признавать "нормальными".

1. Франческо Лентини - человек с тремя ногами

Рожденный в Сицилии в 1889 году, Франческо Лентини был широко известен как "Король уродов". Франческо родился с третьей ногой (и, как сообщается, полностью функционирующими гениталиями). Состояние Лентини было результатом частично сформированного близнеца, который не смог отделиться должным образом от его тела. Родители отказались от сына. Он жил сначала у тети, а потом она сдала его в приют для детей-инвалидов. Франческо первое время стыдился себя, но потом понял, что в мире есть и другие необычные дети. В возрасте 8 лет он эмигрировал в США, где и стал уважаемым артистом цирка.

2. Стефан Бибровский - "Человек-лев"


Родившийся в 1891 году в современной Польше, Стефан Бибровский был обычным мальчиком, за исключением одного поразительного факта: он страдал гипертрихозом, расстройством, вызвавшее рост волос по всему телу и лицу. Его мать была убеждена в том, что ребенок проклят. Однажды она стала свидетельницей того, как на ее мужа, отца Стефана напал лев. Подумав, что ее сын станет бесчеловечным, мать Стефана отдала его немецкому артисту. Оказывается, Стефан вовсе не был "монстром". Он был добрым, нежным и умным человеком, который говорил на пяти языках. Он провел часть своих выступлений, просто разговаривая со своей аудиторией. Стефан был настолько успешным цирковым артистом, что смог уйти на пенсию в свои 30 лет и вернуться в Европу. К сожалению, он умер от сердечного приступа в возрасте 41 года.

3. Исаак Спрэг - "Живой скелет"


Исаак Спрэг был совершенно нормальным мальчиком до 12 лет, когда он начал страдать от таинственной болезни. Он потерял вес с невероятной скоростью, пока, наконец, его мышечная масса совсем не испарилась. В свои взрослые годы он весил не более 43 фунтов (около 19 кг). Это состояние сделало его неспособным выполнять обычную работу, поэтому, чтобы оплачивать счета, Исаак стал выступать в цирке. Спрэг провел большую часть своей карьеры, работая со знаменитым шоуменом П.Т. Барнумом, гастролировал с ним, а также выступал в музее. Исаак умер в возрасте 46 лет.

4. Элла Харпер - "Девочка-верблюд"


Элла Харпер родилась с необычным ортопедическим состоянием - рекурвация коленных суставов, что позволило ей полностью согнуть колени в обратную сорону. Она предпочитала ходить на четвереньках. В 1880-х годах Элла стала звездой крупного шоу Harris" Nickel Plate, где и получила прозвище "Девочка-верблюд". Газеты рекламировали Эллу, но сама она была скромной и не очень заинтересованной в славе. Через некоторое время она покинула сцену, вышла замуж и начала новую жизнь в Нэшвилле, штат Теннесси. В 1921 году она умерла от рака.

5. Чанг и Энг Банкеры - сросшиеся сиамские близнецы


Чанг и Энг Банкеры, пожалуй, самые известные артисты цирка в истории. Братья родились сросшимися в грудной клетке в Сиаме (ныне Таиланд). В то время врачи не знали, как безопасно разделять близнецов. Когда они были молоды, известный шоумен убедил их родителей отправить их в мировое турне, которое принесло им славу и удачу. После окончания контракта Чанг и Энг купили большую плантацию в Северной Каролине. Чанг и Энг, преисполненные решимости жить нормальной жизнью, женились на местных женщинах, тоже сестрах. В общей сложности у них родилось 21 ребенок.

6. Шлитци Сёртис


Шлитци Сёртис прославился, кога он снялся в классическом фильме "Уродцы" Тода Броунинга в 1932 году. Шлитци родился с микроцефалией, расстройством развития, из-за которого обладал очень маленьким мозгом и черепом, и сам был маленького роста. Из-за болезни он не мог выполнять обычную работу и мог говорить только короткие слова или фразы. Его иногда одевали как женщину в платья, поскольку он страдал недержанием и носил подгузники. Хотя это предположение так и не стало достоверным. В 1965 году Шлитци определили в окружную больницу в Лос-Анджелесе. Но ему там было плохо и он смог вернуться к своей привычной жизни. Он умер в 1971 году.

7. Джозеф Меррик - "Человек - слон"


Жизнь Джозефа Меррика изменила взгляд общественности на физические недостатки. Меррик родился в Лестере. Его странное состояние, которое медицинская наука все еще не в состоянии полностью объяснить, началось в первые несколько лет его жизни, став причиной деформации его лица и тела. Когда Джозефу было 11 лет, его мать умерла от бронхопневмонии, а его отец и новая мачеха жестоко обращались с ним. Не имея возможности выполнять обычную работу, Меррик связался с шоуменом по имени Сэм Торр и согласился продемонстрировать себя в роли "Человека-слона". В то время в Лондоне его посетил хирург по имени Фредерик Тревз, который взял его и стал его благодетелем. Тревз посещал его ежедневно, и у них сложилась довольно тесная дружба. Меррик также посещал богатых дам и джентльменов лондонского общества. Джозеф Меррик умер 11 апреля 1890 года в возрасте 27 лет.

8. Принц Рандиан - "Человек-змея", "Живой торс", "Человек-гусеница"


Принц Рандиан родился с синдромом тетраамелии, расстройством, из-за которого человек рождается без конечностей. Согласно легенде, его привез сам П.Т. Барнум в Америку в возрасте 18 лет. Рандиан стал известным, после того как сыграл "человека-змею" (он надел цельный наряд и ползал по сцене). Он умел писать своим ртом, скручивать сигареты и бриться. Рандиан был очень способным без конечностей. Фактически, он сделал все свои цирковые реквизиты и номера сам. Он был очень умным и мог разговаривать на многих языках.

9. Джеймс Моррис - "Резиновый человек"


Джеймс Моррис родился с синдромом Элерса-Данлоса, расстройством, которое позволило ему растягивать кожу до невероятной длины. Моррис воспользовался своим состоянием и стал выступать в цирке в роли "Резинового человека". Кожа Морриса была настолько эластичной, что он мог взять кожу с шеи и натянуть ее на глаза. Естественно это сказывалось на его здоровье. Растягивать кожу вскоре стало невероятно болезненно, и стали появляться рубцы и шрамы. Джеймс Моррис был вынужден покинуть цирк. Он открыл свою собственную парикмахерскую.

10. Грейди Стайлс - "Человек-краб"


Грейди Стайлс был цирковым исполнителем, который прославился своими деформированными руками и ногами. Стайлс страдал от состояния, известного как эктродактилия, из-за которого у него вместо рук и ног были клешни. Это расстройство передается по наследству. Отец Стайлса был также артистом цирка. Двое из четырех детей Стайлса страдали от эктродактилии. Вскоре Стайлс начал много пить. В 1978 году Стайлс убил жениха своей старшей дочери накануне их свадьбы. Он был осужден за убийство третьей степени и приговорен к пятнадцатилетнему условному сроку. Его первая жена, Мария Тереза заплатила одному из работников цирка, чтобы тот убил Грейди. Как оказалось, никто не любил Грейди и все его друзья и знакомые отказались нести его гроб.

11. Чарльз Шервуд Страттон - "Генерал Том-Там"


Чарльз Шервуд Страттон был маленьким человеком, который загадочно перестал расти, как только ему исполнилось шесть месяцев. Рост Страттона в течение всего раннего детства был около 63 см, хотя позже он вырос еще немного и достиг 99 см. Чарльз начал выступать в цирке П.Т. Барнума с 5 лет. Страттон пел, танцевал, шутил и даже пародировал знаменитостей. Он стал международной знаменитостью, так как гастролировал по Европе и встречал королеву Викторию, президента Авраама Линкольна и короля Эдуарда VII. В 1863 году Страттон женился на Лавинии Уоррен (которая тоже была маленького роста). Он умер в возрасте 45 лет.

12. Энни Джонс - американская бородатая женщина


Энни Джонс начала гастролировать вместе с цирком в возрасте 9 месяцев. Ее мать заключила трехлетний контракт с шоуменом П.Т. Барнумом. К пятилетнему возрасту у Энни появились бакенбарды и усы и она стала знаменитой "бородатой девочкой". Энни Джонс была также знаменита своими музыкальными способностями. Она была два раза замужем. В 1902 году Энни умерла от туберкулёза.

Цирк уродов – жанр цирковых выступлений, актёрами в которых выступают искалеченные и просто странные люди. Наибольшую популярность жанр имел в 19-м веке в США, ныне он запрещён в большинстве стран, как унижающий инвалидов и калек.
Зарождение жанра началось приблизительно в 16-м веке, когда цирковое и балаганное дело стало оформляться в прибыльный бизнес, цирковые труппы при этом начали состоять из множества людей, разных талантов и достоинств. При этом, в цирковой репертуар стали входить номера с демонстрацией людей, обладающих различными физическими уродствами и недостатками, однако данные номера никогда не становились «изюминкой» цирка.
В начале 18-го века, жанр «уродов» практически полностью отвалился от обычного цирка: предприимчивые дельцы начали подбирать на улице различных уродливых и убогих людей, дабы демонстрировать их на специализированных представлениях. Первым выступлением официального «Шоу уродов», считается показ в Европе, вывезенной из Гвинеи женщины, якобы обладающей обезьяньей головой.
В Европейских странах «Цирк уродов» так и не смог завоевать популярность в людских сердцах, оставаясь уделом эксцентричных ценителей подобных зрелищ. Настоящий «бум» в жанре произошёл в 19-м веке, когда идея «Цирка уродов» доползла до США и попала в руки бизнесмена Финеаса Тейлора Барнума, ищущего любой способ заработка. В 1835 году Барнум купил старую рыбыню-негритянку Джойс Хет и начал возить её по городам, рассказывая небылицы о том, что ей 161 год и она была няней будущего президента США - Джорджа Вашингтона. Звучит, как невероятные бредни, однако американцы табунами шли поглазеть на старую негритянку. Что интересно, среди зрителей ходили бурные слухи, что старушка ненастоящая, а является невероятным роботом-куклой.
Старуха умерла от старости спустя семь месяцев после начала гастролей, но даже на этом Барнум сумел заработать, устроив из вскрытия умершей шоу, на которое мог за 50 центов придти любой желающий и убедиться, что негритянка была настоящей – из плоти и крови. Также, во время вскрытия выяснилось, что Джойс было не более 80 лет на момент смерти, но, несмотря на это, среди зрителей пошли слухи, что Барнум подменил куклу-робота на тело реального человека.
Несмотря на смерть Джойс, Барнум нашёл своё признание. С 1841 года он начал заниматься организованной демонстрацией различных диковинок и уродцев - как настоящих, так и мастерски загримированных. Одним из наиболее популярных экспонатов Барнума можно назвать – дикую смесь из останков небольшой обезьяны и крупной рыбы.
Кроме того, каждому своему актёру Барнум придумывал подробную легенду и образ, которым актёр должен был неустанно следовать на сцене. При всём этом, Барнум щедро платил своим актёрам – самые популярные получали до 500 долларов за одно выступление, в то время это были бешеные деньги.
Широко известен был родившийся в Санкт-Петербурге Фёдор Евтищев, так называемый «человек-волк», полностью покрытый волосами. Согласно придуманной Барнумом истории, Фёдор был диким человеком, выращенным волками. Соответственно, что на сцене Фёдор лишь лаял и рычал.
Закат «Цирка уродов» пришёлся на 1930-е годы, после проявления тенденции к защите прав всех и вся, а после выхода фильма «Уродцы» (1932), показавшего жизнь цирка уродов изнутри, общественность и вовсе потребовала запрета подобных цирков. Многие актёры «уродского» жанра оказались на улице без средств к существованию, а до этого они были звёздами, имевшим колоссальные заработки.

Фрик-шоу или "цирк уродов" - популярная забава, зародившаяся в 16 веке в Англии. Люди с физическими дефектами, такие как карлики и великаны, гермафродиты и люди имеющие другие странные заболевания, стали рассматриваться, как объект развлечения и вызывали интерес сотен людей. В то время, людям имеющим физические недостатки, было сложно заработать себе на жизнь и они были вынуждены развлекать толпу зевак, демонстрируя свои дефекты. Участники фрик-шоу колесили по Европе и США вплоть до 1940 года.

Фрик шоу: артисты

Исаак В. Спрэг (Isaac W. Sprague), Живой Скелет

Этот мужчина, родившийся в 1841 году в Восточном Бриджуотере, штат Массачусетс, был известен из-за своей невероятной худобы. Он рос нормальным ребёнком до 12 лет, когда мальчик резко начал худеть.

К 44 годам его рост составлял 168 см, а весил он при этом 43 кг. Его наблюдали многие именитые специалисты того времени, но никто не мог поставить никакой другой диагноз, кроме как общий синдром потери веса.

Он регулярно съедал в два раза больше еды, чем обычный здоровый мужчина, а также всегда носил с собой флягу подслащённого молока на случай, если внезапно проголодается.

Мужчина был дважды женат, вырастил троих сыновей среднего роста и веса.

Умер Исаак в возрасте 46 лет, проработав на шоу фриков более 24 лет.

Стефан Бибровски (Stephan Bibrowski), Лайонел - человек с львиным лицом



Стефан (1891-1932) был известным актёром шоу фриков. Всё тело человека с львиным лицом было покрыто длинной шерстью, отчего он и получил своё прозвище. Стефан страдал от редкого состояния под названием «гипертрихоз».

Бибровски родился недалеко от Варшавы в Польше в 1891 году, а всё его тело при рождении покрывали волосы размером примерно в 2 см. Его мать обвинила отца мальчика в этой проблеме, которая появилась, якобы после того, как она во время беременности стала свидетелем общения мужа со львами.

После рождения она долго не могла смириться с особенностью сына и в возрасте 4 лет отдала его в руки немецкого импресарио по имени Мейер, который дав Стефану сценический псевдоним, стал путешествовать с ним по Европе.

К тому моменту, когда мальчик стал объектом таких зрелищ, волосы Лайонела выросли до 20 см на лице и до 10 см на всём теле. Волосяной покров был везде, за исключением лишь ладоней и подошв стоп.

В 1901 году Стефан стал выступать в американском цирке Barnum & Bailey. Однако, к концу 1920 года мужчина отказался от своей карьеры в шоу фриков и вернулся в Германию. Лайонел умер в Берлине в 1932 году от сердечного приступа в возрасте 41 года.

Отис Джордан (Otis Jordan), мальчик – лягушка

Отис Джордан был афроамериканцем, обладавшим телом 4-летнего ребёнка, головой нормальных размеров и очень умным лицом.

Начиная с 1963 года он выступал в своём шоу "Отис – мальчик-лягушка", во время которого он перекатывался, выкуривал сигарету, используя только губы, и проделывал другие различные трюки.

В 1984 году ему запретили заниматься "своим делом" после того, как поступила жалоба от одной женщины, посчитавшая неэтичным "выставку инвалидов". Тогда он переехал в Кони-Айленд, где продолжил свою работу, придумав выступлениям более политкорректное название – "The Human Cigarette Factory".

Рут Дэвис (Ruth Davis), девушка – пингвин

Цирковая артистка Миньон родилась в 1910 году с дефектом "фокомелия", который затрагивает все конечности человека, делая его похожим на пингвина.

Настоящее имя Миньон было Рут Дэвис. На маленьких и толстых ножках переваливающейся походкой девушка начала работать в начале 1930-х годов под псевдонимом Миньон, что с французского – "милая".

Она играла на музыкальном инструменте под названием маримба. Также помимо шоу фриков, она часто выступала и на обычных ярмарках, которые проводились в Нью-Йорке и Чикаго в 1930-х годах.

Рут дважды была замужем. Со вторым мужем Эрлом Дэвисом (Earl Davis) она последнее десятилетие своей карьеры выступала на шоу фриков. В 1965 году женщина решила оставить эту деятельность.

Люди с физическими уродствами

Милли и Кристина Маккой (Millie and Christine McCoy), двуглавый соловей


Эти девочки (1851-1912) были рождены в рабстве. Они и их мать были проданы шоумену Джозефу Смиту (Joseph Smith). Смит и его жена взялись за воспитание девочек. В конечном счёте, сиамские близнецы научились говорить на пяти языках, а также петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

Люди знали их как "двуглавый соловей". В 1880-х годах "девочки" вышли на пенсию и купили себе небольшую ферму. Милли умерла от туберкулёза в 61 год, несколько часов спустя умерла и Кристина.

Они – одни из первых сиамских близнецов, которым удалось прожить так долго.

Феликс Верле (Felix Wehrle), человек – суперэластичная кожа

Этот мужчина (1858) умел растягивать свою кожу с любой части тела до немыслимых размеров, а пальцы его загибались как вперёд, так и назад.

Феликс страдал от синдрома Элерса-Данло, при котором кожа человека делается невероятно эластичной. Он выступал во многих шоу Barnum & Bailey.

Луиза (Louise), девушка – леопард

Эта девушка была афроамериканкой, которая страдала от «витилиго», заболевания кожи, провоцирующее появление пятнистости.

Луиза была далеко не уникальна в своём роде. В течение более 200 лет философы, учёные и шоумены выставляли тела афроамериканцев с белой или частично белой кожей в тавернах, музеях, а также в качестве циркового аттракциона.

Термин "белый негр" тогда был очень популярен. Им называли людей, родившихся с альбинизмом или с витилиго.

Сюзи (Susi), девушка со слоновьей кожей



Шарлотта Линда Фогель (Charlotte Linda Vogel), родившаяся в Берлине 26 февраля 1908 года, была единственной в своей семье с таким особенным состоянием кожи. Её ихтиоз был другого типа в отличие от того ("крокодиловая кожа"), от которого страдали многие её современники.

Кожа Шарлотты не шелушилась, она была серой, толстой и формировала глубокие складки. Более вероятный диагноз – это эпидермолитический гиперкератоз.

Девушка сначала гастролировала по Европе, но в 1927 году переехала в США. Там она стала выступать в цирке Dreamland Circus Sideshow под руководством Карла Лотера (Carl J. Lauther), взяв псевдоним "Сюзи, девушка с кожей слона".

Одетая либо в купальник – бикини, либо просто "задрапированная" в вуаль, Сюзи рассказывала историю своей жизни, чем завораживала толпу.

В 1933 году Сюзи покинула Кони Айленд и стала работать на Ripley"s Believe it or Not?!, чикагской выставке-ярмарке, где её выступление не менее 80 раз посмотрели более миллиона любопытных зрителей.

Когда шоу стали слишком изнурительными для Сюзи, она отправилась в Нью-Йорк и устроилась на работу, уровень стресса которой был минимальным. Всего лишь один час в день она посвящала цирку, выступая вместе со слоном по имени Лу.

В 1960-х годах Сюзи создала собственное шоу. Умерла она не дожив несколько дней до своего 68-летия в Нью-Йорке.

Леопольд, Адмирал Дот


В 1870 году Финес Тейлор Барнум (Phineas Taylor Barnum) путешествовал вместе со своими друзьями на поезде по западной части Соединённых Штатов. В Сан-Франциско он встретил немца по имени Габриэль Кан (Gabriel Kahn), который предложил шоумену своего сына-карлика Леопольда.

Барнум с удовольствием купил мальчика. Леопольд тут же получил псевдоним "Адмирад Дот", также его знали как "Эльф Эль Дорадо", потому что он был, как выражался сам Барнум, "очень ценным самородком".

Адмирал Дот занял своё место среди других артистов музейной экспозиции Барнума. В 1872 году Финес назвал своё шоу "величайшим на земле".

Карьера Адмирала Дота длилась около 20 лет, несмотря на то, что нашлись "актёры", которые затмили его по росту. Часто он выступал вместе с Майором Атомом, который был ещё ниже. После "отставки" вместо того, чтобы потчевать на лаврах, Дот разработал себе сценический образ и заслужил репутацию как "самый маленький характерный актёр в мире".

Смит, музыкальный акробат


Смит был акробатом, который играл на банджо, закручивая своё тело в невероятные узлы. Выступал мужчина в 1910-х годах.

Люди всегда по-особенному относились к тем, кто как-то отличается от них. И хотя сейчас во всем мире говорят, что люди с физическими недостатками такие же как и мы, многие всё равно украдкой или открыто, смотрят на них как на диковинку.

Но сегодня мы не будем говорить на такую сложную морально-этическую тему, а поговорим об отношении к инвалидам в прошлом. А именно – об истории цирка уродов или фрик-шоу. Такие зрелища были популярны в Европе и Америке в XVIII-XIX веках. Фрик-шоу представляли собой бродячие цирки, где циркачами были инвалиды или люди с разнообразными физическими недостатками или аномалиями. Тут вам и бородатые женщины, и излишне худые или толстые, и люди с недостающими конечностями и многое другое.

История цирка уродов

Всё началось с перехода к рыночным отношениям. Казалось бы, при чем здесь цирк? Если вы не знаете, как выглядели цирки в 18 веке, то представьте себе ярмарку. Вокруг огромного пестрого шатра стояли палатки с едой, карусели и качели. Всё это занимало большие площади. Поэтому владельцы земли стали требовать плату за размещение таких шатров, причем, иногда плата была непомерно высока. Также, переезд бродячего цирка с места на место был очень дорог для транспортировки. Таким образом, цирки были довольно-таки дорогим бизнесом, и должны были приносить своим владельцам немалый доход. Сегодня можно подумать, если ты – стройная акробатка или высокий силач, то твоя жизнь удалась. Но не все так просто. Публика в те времена была пресытившаяся и весьма требовательная к чувственным удовольствиям. Никого не удивляли акробатические номера и клоуны. Знаменитые силачи и фокусники также не вызывали у публики восторг.

И однажды кому-то пришла в голову идея удивить публику глубокими, на грани отвращения, эмоциями от взгляда на несовершенства человеческого тела.

Так появились цирки уродов, где вместо акробатов и клоунов были «фрики». Это было шоу, построенное на самых низменных и некрасивых человеческих эмоциях. Публике нравилось смотреть на деформированные человеческие тела и другие физические уродства. Интерес и любопытство – вот чем руководствовались создатели первых фрик-шоу. Этические нормы того времени поощряли насмешки и издевательства над такими людьми. Так что публика в цирк уродов текла рекой. Они ходили и платили, потом уходили и приходили в другой раз, к уже другой труппе. Таким образом, на фрик-шоу можно было сколотить огромное состояние.

Но не все деньги шли в прибыль директорам цирков, часть отдавалась самим фрикам, и можем сказать, что это была неплохая часть. Многие циркачи обеспечивали себе спокойную старость и большое состояние, которому мог бы позавидовать среднестатистический «нормальный» человек.

Но с причинами мы разобрались. Вернемся к истории.

Какое-то время фрики были обычным явлением в обычных цирках. Карлики, люди с какими-то отклонениями могли присутствовать если не в каждом, то хотя бы в каждом третьем бродячем цирке. Никто специально не ходил по улицам в поисках больных и изувеченных, ведь их вид не очень эстетичен. А эстетика была для циркачей важна. Но в начале XVIII века появились первые цирки уродов. Они как бы отделились от стандартных цирков и стали путешествовать по миру и давать представления самостоятельно. Однако в консервативной и нравственной Европе не прижились. Не то чтоб людям было противно на это смотреть, но и большими поклонниками таких зрелищ европейцы не были. Тем более, большинство фриков, всё же, предпочитали работать с обычным цирком. Но вот весть о таких цирках доходит до Америки. Тут-то и начинается «золотой век».

Примерно до середины 1800-х годов американские фрик-шоу не сильно отличались от европейских. Разве что, были более гуманными. Так, например, фриков нанимали и платили им большие деньги за выступления, подписывали с ними контракты, и свободы у циркачей было гораздо больше.

А затем начала развиваться фотография, а вместе с ней и реклама. Люди решили, что будет лучше, если прежде чем прийти в цирк, зритель увидит часть того, что его ожидает. Фотографии «уродцев» заполонили города. Это стало толчком к тому, что появились другие фрик-шоу, этот «жанр» стал безумно популярен.

В конце 1800-х начале 1900-х годов и в Европе, и в США были сотни цирков, каждый из которых представлял своих фриков. Неожиданно грянула война. Во время Второй Мировой все цирки уродов, как и обычные, были в упадке. Людям некогда было ходить на представления. Да и не было особого желания смеяться, когда в мире массово гибнут люди. Однако, после окончания войны, для фрик-шоу всё стало еще хуже: ценность человеческой жизни возросла. Человека стали больше уважать и люди перестали смеяться над физическими уродцами. А значит — перестали ходить и платить. В итоге цирки уродов перестали существовать. На данный момент их нет вообще. А если бы появились, то вызвали бы такое осуждение со стороны общества, что не продержались бы на плаву и недели.

Знаменитые цирки уродов

На самом деле, цирков было так много, что всех и не узнаешь. Однако два из них заслуживают вашего внимания. Первый – Congress Of Living Freaks (Съезд живых фриков), с которого вы можете на сегодняшний день найти множество фотографий, а информации – ноль. Известно лишь, что в их «арсенале» были карлики, люди с необычно развитыми ногами и некоторые другие аномалии.

О втором, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth (Величайшем шоу Барнума и Бэйли на Земле) можно рассказать больше. Этот цирк знаменит в первую очередь из-за Финеаса Барнума, одного из основателей. Этот человек наверняка был бизнесменом от Бога, ведь он не только сделал свой цирк самым знаменитым, а еще и вывел рекламу саму по себе на новый уровень. Хотя за то, что он придумал некое подобие спама, благодарить его не хочется.

Началось всё с того, что Барнум решил подзаработать. Купив на часть своего нечестно заработанного состояния пожилую афроамериканку, он возил её по городам и говорил, что она была няней самого Вашингтона и ей больше ста лет. Люди верили, отдавали ему деньги лишь бы посмотреть на это чудо. Однако скоро интерес спал, и Барнум пустил слух, что старуха даже не живая, а робот. Популярность вернулась и возросла вдвое! Но женщина вскоре умерла, а Барнум пригласил врачей на вскрытие и по городу поползи слухи, что он заменил робота живым человеком, чтоб не раскрыть личность изобретателя. Подобные занятия пришлись Финеасу по вкусу, и он нашел своё призвание.

Первыми его фрик-шоу была небольшая труппа, состоящая из лилипута Чарльза Страттона (Генерал Том-Там), Чанга и Энга Банкеров (сиамские близнецы, которые родились в Сиаме. Понимаете в честь кого теперь называют сросшихся людей), а также женщины с нетипичной для общества белых внешностью: индианки и афроамериканки. Кстати, Страттон стал так популярен, что его стали приглашать на вечеринки высшего общества, а потом и вовсе нашли ему жену-карлицу.

Но настоящую популярность Барнум получил, когда создал цирк вместе с Джеймсом Бэйли. Из своего цирка он сделал целый мирок с его обитателями, где у каждого была своя история и свои особенности. Дошло до того, что люди специально наносили себе увечья, лишь бы попасть к нему в труппу, ведь Барнум и Бэйли платили очень даже неплохо. Но все мы смертны. И после смерти Финеаса цирк был продан за 400 тысяч долларов (с Бэйли Барнум, к тому времени, прекратил работать).

Знаменитые фрики

Разные люди населяли цирки уродов: инвалиды, больные, недоразвитые, покалеченные и фрики в современном значении этого слова. Ниже мы представим вам небольшой перечень из тех, кто мог блистать на фрик-шоу.

1. Бородатые женщины

Бородатые женщины — королевы фрик-шоу. Без бородатой женщины ваш цирк уродов был бы неполноценным. В своё время было множество знаменитых женщин с бородой, и их совсем не волновала эта растительность на лице. Это была скорее изюминка. У кого-то родинка, у кого-то нос велик, у кого-то волосы необычного цвета, а у них — бороды. Эти женщины были такими же популярными среди мужского пола, как и другие. Многие вышли замуж, родили детей и счастливо закончили свою жизнь.

На сегодняшний день эта аномалия изучена воль и поперек. У бородатых женщин — гирсутизм, болезнь, из-за которой в женском организме вырабатывается слишком много мужских гормонов. На сегодняшний день лечится.

2. Кожные аномалии

К этим аномалиям относятся различные кожные заболевания, из-за которых кожа человека имеет необычный цвет или структуру. Так же были популярны люди с синдромом Элерса-Данлоса, из-за чего их кожа становилась тягучей (как на картинке), а суставы такими гибкими, что человек мог выгнуть пальцы в обратную сторону (наверное, из них получались хорошие акробаты).

3. Карлики и великаны

Обычный рост был неинтересен – людям лилипутов и гигантов подавай! Слишком высокие или слишком низкие люди были неотъемлемой частью любого уважающего себя фрик-шоу. Зачастую они работали в парах, что смотрелось очень контрастно и усиливало эффект зрелища. Бывало, что лилипутов кутали как новорожденных, а потом они начинали рассуждать на философские темы в пеленках. Это очень веселило публику.

Подобные аномалии происходит из-за недостатка или избытка гормона роста. Но такие люди вполне свободно живут в современном мире, некоторые даже становятся знаменитыми. Хотя, как показывает история, продолжительность их жизни не велика.

4. Люди-волки

Возвращаясь к теме растительности на лице. Такие «оборотни» были очень популярны и должны были присутствовать в каждом приличном цирке уродов. В цирке Барнума, кстати, тоже был такой человек. Финеас заставил парня лаять и рычать на сцене, как будто он собака. А между тем, Фёдор Евтищев свободно говорил на трех языках: русском, немецком и английском. Причина такой аномалии в гипертрихозе, из-за чего волосы росли не только по всему лицу, но и по всему телу.

5. Люди без конечностей

Конечно, полное отсутствие конечностей было экзотичнее, но чаще всего встречались люди, у которых не было или ног, или рук.

Причин для появления такой аномалии масса: от неправильных родов до ампутации из-за, например, сильной травмы.

6. Сиамские близнецы

Очень толстые и очень худые люди обычно выступали в паре для усиления эффекта. Чаще всего: невероятно полная женщина и невероятно худой мужчина.

Да, несмотря на то, что в моде были «пышные формы», избыточная полнота всё равно была уродлива, и люди так же над ней смеялись. Но в цирке это было более-менее уместно.

8. Люди-лобстеры, пингвины и тюлени

Люди-лобстеры, пингвины и тюлени – это аномалии с деформацией конечностей. Когда кисти рук сросшиеся и напоминают клешни, иногда стопы или предплечья были прикреплены прямо к туловищу. Чаще всего это врожденные аномалии с отклонениями на генетическом уровне. Таких людей было довольно много.

Есть ещё множество «фриков»: люди с деформациями костей, микроцефалы, обладающие наростами на теле или дополнительными конечностями (вид сиамских близнецов). Обо всех рассказать, к сожалению, невозможно.

Кстати, отдельного упоминания заслуживает фильм Тода Браунинга «Уродцы», который был снят в 30-х годах. Цирки уродов тогда еще существовали (фрики в фильме были настоящие), но публика восприняла фильм плохо. Возможно, из-за сцен насилия, коими изобилует картина. Но называть его «аморальным» и «неправильным», и при этом по собственному желанию посещать шоу уродов как-то нечестно.

Глядя на всех этих людей, свои проблемы кажутся менее значительными. В конце концов, мы «нормальные», чем не могут похвастаться фрики. Особенно в наше время.

Человеческое чувство прекрасного и эстетическое удовлетворение - совокупность сложных и, зачастую, парадоксальных черт и качеств, объяснить которые довольно тяжело. Откройте самый прекрасный розарий, а напротив него - кунсткамеру, и понаблюдайте за толпой: посмотреть на уродства и несовершенства соберется куда больше людей, чем насладиться ароматом цветущих бутонов.

Сложно сказать, кто первым понял, что «неожиданное изувеченное» куда привлекательнее «ожидаемого прекрасного», однако совершенно точно можно утверждать, что первой нацией, сделавшей из этого шоу, стали американцы. Их цирки уродов славились на весь мир как качующие таборы бродяг-изгоев, которые умели лишь позировать и учились не реагировать на крики обескураженной толпы. Ввиду того, что этому культурному феномену Райан Мерфи и Брэд Фэлчак посвятили четвертый сезон своего сериала «Американская история ужасов», мы вспомнили историю появления и исчезновения в Европе и США бродячих шоу-уродов.

Еще до создания цирков, в Европе были кочевники-одиночки, выступавшие на площадях за еду и мизерное вознаграждение. Одними из самых известных «артистов» первой половины XVII столетия были братья Лазарь и Йоханнес Баптиста Коллоредо. Родившиеся в 1617 году в итальянской Генуе, сиамские близнецы, из тела одного из которых торчала грудь и голова другого, странствовали по тогда еще нищей, болезненной Европе. Историки считают, что братья были умственно отсталыми, немыми и плохо слышали. Прославились они, главным образом, благодаря визиту ко двору Карла I - король Англии, как и все монархи того времени, любил коллекционировать диковинки, однако эта при его дворе прижилась ненадолго.

Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата.

С XVI столетия физические аномалии при рождении перестали считаться предзнаменованием появления дьявольских отродий, злых духов и нечисти. В XIX веке, когда среди населения Европы фриков всех мастей хватило бы на создание, к примеру, национального или культурного меньшинства, с ними начали работать «менеджеры» - люди, которые гарантировали бродяжкам защиту в обмен на солидный процент их заработка, а также предоставляли артистам кров и еду. В США цирки уродов стали прибыльным бизнесом.

Цирковых программ при участии людей с теми или иными аномалиями было довольно много. Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата. Остальных артистов выставляли на помост, превращая на время шоу в музейные экспонаты. Обычно их было десять, отсюда и название - Ten in One. Аналогом отечественной кунсткамеры, помимо Египетского зала аномалий на Пикадилли в Великобритании, была американская выставка «pickled punks» («маринованная дрянь») - мероприятие, в рамках которого на полках стройными рядами стояли банки с заспиртованными изувеченными животными или детьми, эмбрионами или частями человеческого тела, включая татуированную кожу.

Первое «пробное» американское фрик-шоу появилось в 1829 году - главным экспонатом в нем были сиамские близнецы Чан и Эн. В 1844 году американский пионер цирка и менеджер П.Т. Барнум, путешествовал по Англии со своим компаньоном Томом Тамбом (прозвище, анологичное «мальчик-с-пальчик»). Крошечный человечек тешил публику смешными выступлениями и пародиями на военных того времени, за что позже получил прозвище Генерал Том Тамб. Год спустя Барнум и Том Тамб добрались до двора Королевы Виктории - с ними прибыла русалка, которую Барнум выдавал за странное существо, приобретенное у купцов с Фиджи - практически неизвестного тогда американцам и Европейцам государства. На самом деле «русалкой» был экспонат, сделанный из маленькой обезьянки с пришитой к ней хвостовой частью крупной рыбины и покрытый панцирем из папье-маше.

Вообще Барнум был тем еще шарлатаном - в 1860 году его табор пополнил Уильям Генри Джонсон, которого в разное время предприимчивый менеджер называл то «человеком-обезьянкой», то гномом. Джонсон был темнокожим микроцефалом, который бессвязно разговаривал на таинственном языке, придуманном самим Барнумом. Во время гражданской войны Барнум укрывал искалеченных диверсантов, придумывая им различные легенды.

Английским коллегой Барнума, выступавшим в Лондоне и молодой Америке, был Том Норман. В его цирке были «женщина-скелет», «шароголовый» ребенок, дама, откусывавшая головы живым крысам, толстухи, великаны и гномы, которых перед каждым выступлениям старательно гримировали и заставляли говорить на языке «таинственных зулусов».

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы.

Помимо добровольного прихода в труппу шоу уродов, были случаи, когда актеров забирали туда без их согласия. Самый известный из них произошел с китайцем Ху Лу, который прибыл в Англию для операции по удалению 25-килограммовой опухоли мошонки. На вокзале его встретил один из менеджеров цирка, предложив работу, но тот кое-как через переводчика объяснил, что приехал в Англию оперироваться. Менеджер проследил за тем, в какой госпиталь его отправят, и записался в зрители операции, которая завершилась неудачно. После процедуры он тайком от начальства клиники приобрел труп китайца, и возил его заспиртованные гениталии по стране добрый десяток лет.

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы. Его приглашали комментировать выставки, в качестве площадок для которых использовались захудалые продуктовые или любые другие магазины, снимаемые в аренду на время. Вопреки расхожему мнению, подобные шоу чаще всего проводили по вечерам, чтобы избежать проблем с полицией. Беспорядков на таких мероприятиях не было: с подпитыми гостями мероприятий обычно разговаривали вышибалы, а вот интеллигенцию на шоу часто не пускали купленные полицейские: дело в том, что менеджеры представлений боялись, что среди них окажется врач, который вместо восхищения поделится с толпой своими суждениями о том, как низко и подло использовать людей с различными медицинскими патологиями для заработка.


Шоу уродов начали исчерпывать себя с 1890 года, когда наука в США и Европе постепенно стала давать отпор мракобесию и религиозной оголтелости, падкой на чудеса. Почти полным исчезновением цирка диковинок ознаменовался 1950 год: с одной стороны, люди потеряли интерес к уродствам, с другой - среди общественно-политических деятелей США и Великобритании возрастало моральное давление на менеджеров подобных развлечений. В двадцатые годы законники впервые заговорили о правах инвалидов, которых после Первой мировой войны хватало, строительство железных дорог и рост числа водного транспорта позволил людям путешествовать самим, понимая, что за океаном нет никаких таинственных племен гномов и русалок. Большинство экспонатов цирка уродов были обследованы медиками; патологиями перестали восхищаться - их стали лечить.

В настоящее время современные, адаптированные цирки уродов, человеческие зоопарки, кунсткамеры и прочие диковинные места остаются в качестве развлекательных рудиментов, не имеющих коммерческого успеха. Лишившись былой массовости, они превратились в единичные случаи, не имеющие глобального культурного влияния.