Арт объект из мусора на тему экологии. Рожденные на свалке

Арт объект из мусора на тему экологии. Рожденные на свалке
Арт объект из мусора на тему экологии. Рожденные на свалке


Китайский художник и автор инсталляций Ванг Чжиюань создал арт-объект на экологическую тему. 11-метровый торнадо из пластиковых бутылок бродит по планете, охватывая картинные галереи и прочие «рассадники культуры» с высокими потолками: такую махину не всякий зал вместит. Впрочем, особенных разрушений пока не видать: экопроблемы – тема не новая, а посетители выставок поудивляются минут десять, да и разойдутся.

Живущий в Пекине Ванг Чжиюань (Wang Zhiyuan) непременно хочет, чтобы его искусство стало общественно важным и полезным: «Если оно не будет таковым, я буду чувствовать себя виноватым». Ну что ж, не только в России поэт – больше, чем поэт, и художник – больше, чем художник. Помянем же добрым словом и , и , и британской мастерицы.


53-летний Ванг Чжиюань за свою жизнь успел повидать и попробовать многое: он занимался живописью и скульптурой, в юности ощутил сильное влияние (если не сказать прессинг) соцреализма и пересматривал свой художественный метод в зрелости, эмигрировал в Австралию, но снова вернулся на родину.

Сейчас он пришел к тому, что искусство нужно всем людям. Чем больше будет охват аудитории, тем скорее наш мир изменится к лучшему. А чтобы расширить «штат» ценителей прекрасного, творчество должно быть понятным.


В духе своих воззрений Ванг Чжиюань создал инсталляцию с незатейливым месседжем: лучше пусть мусор будет арт-объектом в галереях и выставочных залах, а то и вовсе музейной редкостью, но не валяется где попало на улицах и не образует уродливые свалки.

Когда Ванг Чжиюань начал собирать бесхозную тару на пекинских свалках, он сомневался в том, что удастся создать из мусора что-то стоящее. Но потом понял, что искусство начинается там, где от перестановки слагаемых сумма как раз-таки меняется. Начав располагать бутылки на свой вкус, автор инсталляции так увлекся, что взрастил огромную пластиковую гору.


11 метров пластиковой тары с пекинских свалок впечатляют хотя бы размерами. Так ли уж велика художественная ценность торнадо – время рассудит. Но хорошо уже то, что на свете стало меньше мусора и больше арта.

С экохудожницей Гюзель Амировой и узнал, почему и зачем она создает арт-объекты из отходов, как это может спасти планету от загрязнения и нужен ли городу полноценный музей ресайклинга.

Вторая жизнь пластиковых бутылок

Уже семь лет я занимаюсь художественным артсайклингом (это разумное использование ресурсов и творческое перевоплощение вещей), так как уверена, что это направление однажды поможет человечеству решить глобальные проблемы, связанные с загрязнением нашей планеты. Например, это может привлечь внимание к многократному использованию отходов и к применению в творчестве материалов, которые пока невозможно сдать на переработку. Именно последний аспект – возможность вторичного использования – и заинтересовал меня когда-то: впервые об артсайклинге я задумалась на загрязненным берегу Черного моря.

Однажды вечером я сидела на пляже в кругу подруг, мы болтали и весело проводили время. Вдруг я огляделась и увидела, что на берегу и у самой воды очень много мусора и стеклянных бутылок. В тот момент что-то словно щелкнуло во мне, и я почувствовала единение с морем и упрек с его стороны. Оно ведь относится к нам со всей душой: качает на свой волнах, дарит хорошие впечатления и отдых, а мы кидаем в воду отходы цивилизации. Тогда я встала и просто начала убирать берег. При этом с детства я была очень творческим человеком - мне всегда было интересно создавать какие-то вещи и поделки своими руками. И когда я собрала с пляжа все бутылки, то сразу подумала, что их можно использовать снова. Вдохновленная этой идеей, я купила кое-что для декора, наклеила на сосуды ракушки с пляжа, побрызгала все золотистым спреем и подарила получившиеся сувениры работникам санатория. В Петербург я вернулась с мыслью, что хочу продолжать такую художественную и полезную для природы деятельность. Тогда, в 2011 году, как раз начали массово выпускать цветные пластиковые бутылки, и я стала активно работать с ними. Сначала создавала из них бижутерию и небольшие сувениры: вырезала лепестки из пластика, меняла их форму с помощью огня свечи, а потом добавляла бусины и насаживала все на скрученную пластиковую нить. Поток идей был неиссякаем, и вскоре я начала делать практичные в быту вещи, например, светильники. Кстати, мое резкое увлечение творчеством из вторсырья не на шутку удивило друзей. Однако, со временем они оценили мою настойчивость и начали помогать: поддерживать идеи и новые проекты, приносить вымытые бутылки редких цветов и присоединились к раздельному сбору отходов.

Первая выставка из вторсырья

Через несколько месяцев после той уборки на берегу моря, я провела первую выставку у себя в квартире, куда пригласила всех заинтересованных, включая экоактивистов Петербурга. Так я познакомилась с Денисом Старком, создателем общественного движения «Мусора.Больше.Нет». Благодаря его проекту я осознала, что проблема отходов и загрязнения окружающей среды очень глобальна и касается буквально каждого человека на земле. С тех пор моей задачей стало донести до людей, что пластик - не только мусор, но и ценный ресурс, который может использоваться крайне долго. А именно: до семи раз в пищевом производстве, после - в промышленно-техническом. Людям, которые ранее не сталкивались с этим вопросом, сложно осознать это, но когда они видят мои работы вживую, понимают, что любая выброшенная бутылка может стать частью творческого самовыражения, не навредив морским обитателям и окружающей среде. Более того, она универсальна, и ее жизнь не заканчивается после однократного использования. Поэтому для меня принципиально важно работать именно с выброшенными материалами - только так можно привлечь людей к сортировке мусора и многоразовому использованию ресурсов.

Ангел из пластика и рок-музыкант из пленки

Моей первой масштабной работой стал ангел с земным шаром в руках (на его создание ушло около 300 бутылок и один глобус). Я сделала каркас из пластика, а потом лепила статую в технике наращивания - создавала объемы пластиковыми лентами. При этом вся работа обошлась без капли клея - пластик обладает уникальным свойством сцепления при повышении температуры. Кстати, это скульптура стала одновременно и добротным вторсырьем - ее целиком можно сдать на переработку. А вот уже в другой работе - статуе музыканта к рок-фестивалю - я слепила лицо из стрейч-пленки, которую грузчики выбросили на дорогу прямо передо мной. К слову, она, в отличие от бутылок, не утилизируется.

Конечно, собирать мусор даже для творчества - неприятная и грязная работа, и я, медик по образованию, очень щепетильно к этому отношусь. Все бутылки и прочее вторсырье я замачиваю в ведре и тщательно мою. И хотя из года в год я спрашиваю себя, сколько еще буду собирать материалы с улицы, все равно продолжаю это делать, и даже в путешествиях ищу красивые бутылки. Так, например, из Таиланда я привезла полчемодана удивительных фиолетовых бутылок, которых нет в Петербурге. Однако все же в последнее время я работаю с материалами, которые не принимаются на переработку. Например, с заклепками от хлебобулочных изделий. Они содержат и металл, и пластик, даже эко-активисты не знают, что с ними делать. Поэтому многие люди в городе собирают для меня этот материал через библиотеки и школы – я плету из заклепок панно. Судя по активности горожан, его размер будет не меньше пяти метров. Также я планирую что-то сделать из прессованных подложек для продуктов - такой вид пенопласта тоже пока нигде не принимают.

Будущее планеты и музей ресайклинга

Сейчас я нахожусь в большом путешествии: из Таиланда переехала в Армению, а оттуда в Грузию. И во всех этих странах, к сожалению, встречаю много мусора. В Паттайе, например, пляжи и океан настолько грязные, что отдыхающие ездят купаться на крошечный остров рядом. В Армении и Грузии много бутылок, пакетов и прочих упаковок на обочинах среди гор и цветущих абрикосов. Кроме того, в этих двух странах пока нет системы по раздельному сбору отходов, а оборот одноразовых материалов растет с каждым годом. Я с ужасом думаю, к чему приведет такое отношение к мусору в ближайшем будущем.

В отличие от других стран и небольших городов России, в Петербурге можно без проблем жить по европейским стандартам благодаря городским экопрограммам, общественным движениям, активистам и их огромной ежедневной работе. Конечно, многие горожане все еще консервативны в этом вопросе, а кому-то просто не хватает информации и экопросвещения. Поэтому я мечтаю открыть музей ресайклинга и артсайклинга в Петербурге. Для этого, полагаю, нужна помощь государства - на одних общественных началах такой проект неосуществим. Этот музей мог бы рассказать людям, как придумали пластиковую бутылку, показать весь цикл ее производства и возможности дальнейшей переработки (из нее можно сделать даже наполнитель для куртки или подушки, а большинство людей ничего не знает об этом!). После посещения подобного места у многих возникло бы желание вести раздельный сбор мусора и сдавать материалы на переработку.

Текст: С. Чернякова/Город+

Этому и многому другому в минувшие выходные учили детей и взрослых преподаватели ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова».

Искусство из повседневности

«Мастерские художественного стекла» - уже звучит многообещающе, как начало волшебной истории. Её рассказали в субботу в Строгановке. И не просто рассказали, а дали самим написать её новые главы, почувствовать себя настоящими создателями прекрасного. А уже из того, что получилось, во внутреннем дворе академии устроили спонтанную выставку. Арт-объекты разного размера, сложности, выполненные в разных техниках «артистами» разных возрастов, - вот таким весомым и прекрасным оказался результат формума «Эко-стекло - искусство из повсе-дневности».

В любом большом городе, не говоря уже о Москве, слово «экология» всегда звучит рядом со словом «проблема». Юлия Мерзликина, завкафедрой художественного стекла, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат искусствоведения , рассказала ребятам и их родителям о том, как мало мы задумываемся, что тонны самых обычных бытовых отходов могут не просто получить вторую жизнь, но стать предметом искусства. Обычно использованные стеклянные бутылки, банки, электрические лампочки превращаются в горы мусора. Но волшебники Строгановки в каждом осколке видят драгоценный материал. Решительно всё - от стеклянной бутылки до старого кинескопа - превращается в концептуальные арт-объекты, город-скую скульптуру, инсталляции и предметы декора, украсить которыми можно самый изысканный интерьер.

Стеклотара? Арт-объект! Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Повторите это дома

Гости Строгановки распределились на группы и разошлись по мастер-ским, одни названия которых интригуют: спекание стекла, витражей, алмазной грани, песко-струйная, расписная... Хочется попробовать себя всюду! Что-то, конечно, можно сделать только здесь, с помощью специальных инструментов и приспособлений, а что-то - дома, дав вторую жизнь тому, что вот-вот окажется в помойке. Как просто взять пустую банку из-под каких-нибудь маринованных огурцов, помыть, высушить и наклеить сверху самый причудливый узор из разноцветных стекляшек, оставшейся от ремонта мелкой плитки или осколков зеркала! Получится эксклюзивная ёмкость для мелочей. Ну а если найти цветную бутылку, обмотать её тонким скотчем и покрасить акриловой краской? Акрил быстро высохнет, вот и вышла отличная вазочка.

В Строгановке, правда, делали вещи посложнее: «полосатые» бутылки надевали на заранее приготовленный гигантский металлический «стебель» и головку «цветка». Закрепили, покрасили - и установили гигантский цветик во дворе академии.

Алмазная гравировка: когда простое стекло становится утончённым. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Стеклянная выпечка

Мастерская спекания стекла поразила с первого взгляда и первого шага. Потому что сразу в глаза бросаются они - плоские, разноцветные, непохожие на самих себя. Это расплавившиеся в печи винные бутылки: форму не потеряли, а объём - уже да. В горлышки вплавлены верёвочки - значит, всё это станет одной большой инсталляцией... Тем временем ребята творят своё искусство: те, кто поменьше, выкладывают цветы из уже нарезанных стеклянных полосок. Те, что постарше, делают по-взрослому: рисуют эскизы, выкладывают сложносочинённые композиции из стекла разных видов. Всё это отправится в одну из трёх печей, нагреется до 700 с небольшим градусов и превратится во что-то удивительное, неожиданное и, как говорят подростки, прикольное.

На полках, стенах, подоконниках - работы студентов. Здесь и скрученная в узел коричневая бутыль, и Медуза горгона - тоже стеклотара в прошлой жизни, и радужные «окаменелости»... Преподаватель рассказывает о том, как и из чего готовят «стеклянную выпечку» ученики. Особенно всех поражают большие прозрачные крылья - каждое из них явно занимало целую печь... Цвет стекла - отдельная история. Зеленоватое - это оконное; прозрачное, коричневое, голубое, зелёное, - всё бутылки. А серое, самое редкое, - от старого телевизора. Если у вас такой есть, приносите кинескоп в Строгановку, здесь вам только спасибо скажут!

«Что-то вы спеклись, ребята!» - хочется сказать, заглянув в печку для стекла. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Пескоструйное селфи

Ольга Чистякова, доцент, член Союза дизайнеров РФ , - в тренде. Её подопечные делают инсталляцию из раскроенного зеркала и бутылок 0,33 л, которые почему-то оказались закреплёнными вверх тормашками. «Это причёска. Доделаем, повесим на нашей выставке. Вы подходите, видите своё лицо, а на голове у вас как будто вот такое чудо. И делаете селфи!» - говорит она. Идей для селфи у Ольги Анатольевны вообще масса. Вот, например, большое стекло, оклеенное двумя слоями специальной бумаги, - ребята старательно вырезают кленовые листья, клеят прожилки. «Потом, - объясняет Ольга Анатольевна, - мы обработаем это в пескоструйной мастерской, покрасим. Будет не только матовость, но и рельеф. А тут мы установим бутылки в качестве ножек. Получится стол. На него - вазу с осенним букетом. Представляете, какое селфи выйдет?»

Она показывает работы своих студентов, вдохновенно объясняет, как слой за слоем снимают стекло, как делают алмазную грань... «А откуда же все эти красивые бутылки?» - спрашиваю я. «Вы не поверите! - отвечает Ольга Чистякова. - Вчера объехала несколько баров с необычной просьбой. Вот мне и выдали стеклотару... Не представляете, какое алкогольное амбре было у меня в машине... Потом мы всё отмывали: ладно, этикетки под горячей водой легко отходят, а вот следы клея - здесь пришлось попотеть». Вот уж действительно: знать бы, из какого сора растут цветы!

На кончике металлического прута - вот где сосредоточено волшебство стеклодува. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Дыхание лета

Работа художника, дизайнера - это колоссальный труд. Не заметить этого было нельзя всем тем, кто попробовал себя в искусстве создания витража. Всего-то и надо было обточить четыре цветных стёклышка, подобрать круглую серединку (кстати, это были донышки от бутылок), оклеить стеклянные детали по краям лентой из медной фольги и сложить всё в ровный квадрат. Не тут-то было! С непривычки между деталями остались зазоры, но Сергей Есипов, мастер 1-й категории , способен исправить всё. Он спаивает кусочки оловянным припоем с обеих сторон и по-правляет меня: «Нет, это не витраж в технике Тиффани. Витраж плоский. Это будет объёмный арт-объект!»

Школьники помладше сделали из маленьких баночек, пузырьков и бутылочек, какие обычно ставят в мини-бар в отеле, шмелей, стрекоз и пчёл - тоже помогли медная фольга, припой и стеклянные крылышки, которые сделали ребята в стеклодувной мастерской. Стрекозы разлетелись по мастерской - словно летом повеяло... «Ребята, не забывайте хорошо мыть руки, - напоминает Сергей. - Вы всё-таки с кислотой работали!»

730 по Цельсию

Ох и непроста профессия стеклодува! Зато какие красивые вещи можно создать... Ребята ждут своей очереди к газовым горелкам. Задача у них вроде бы несложная: расплавить кусочек стекла, а потом сформировать из него крылышко бабочки. Однако даже придать осколкам состояние пластилина оказывается непросто. «Ты грей стекло, а не металлический стержень, - наставляет парня лет двенадцати Дмитрий Унтевский, мастер-стеклодув 1-й категории , - а то стекло ещё не «растает», а металл уже нагреется. Да, вот так, двигай его, двигай...» «Газовые горелки здесь небольшие, - объясняет Дмитрий, - да и нужно всего градусов 730-750 по Цельсию, именно в этих границах стекло становится пластичным, но не «течёт».

У соседнего стола Галина Криволапова, старший преподаватель, член Союза художников РФ , показывает, как сплющить обжигающий стеклянный комочек так, чтобы он стал похож на крылышко. «Ну вот, - говорит Галина Анатольевна, когда «запчасть» арт-объекта готова, - теперь при взгляде на бутылку вы будете видеть бабочку!» «Выражение «бабочки порхают в животе» приобретает новый смысл», - смеются взрослые, наблюдающие за успехами своих отпрысков.

Если лампочка перегорела, ей время стать шедевром! Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Лампа как арт-объект

Пока я бродила по мастерским Строгановки, любуясь на работы больших и маленьких, то никак не могла решить: хорошо ли поступила, не взяв с собой своих соб-ственных детей-детсадовцев? Всё-таки ломать стекло специальными щипцами, клеить кусочки зеркала и вырезать ножом для бумаги - дело довольно-таки ответственное. Но оказалось, занятие тут найдётся любому - и ловкому старшекласснику, занимающемуся в художественной школе и, возможно, уже видящему себя студентом академии, и малышу, лишь недавно освоившему кисточку. В мастерской росписи самые юные посетители форума экостекла вовсю расписывали перегоревшие лампочки. Оказывается, немного фантазии - и этот, казалось бы, совсем никчёмный предмет может стать уникальной дизайнерской игрушкой для новогодней ёлки! Преподаватель лишь показал ребятам образцы орнаментов, а уж те включили воображение и начали делать смелые мазки... Как же немного нужно, для того чтобы каждый из нас начал по-своему защищать окружающую среду и наполнять этот мир большими и маленькими экошедеврами!

Одной из серьёзных и актуальных проблем, существующих в мире, является глобальное загрязнение окружающей среды. Любая сфера деятельности человека может внести свой вклад в решение данной проблемы, и представители искусства не остались в стороне. Многие столетия природа воодушевляла деятелей изобразительного искусства, и ее красота запечатлена в пейзажах, скульптурах, фотографиях.

Но некоторые художники делают еще один шаг в развитии взаимоотношений между искусством и окружающей средой, создавая работы из самой природы или творя произведения искусства, которые подчеркнуто выражают идею о мире природы и о следе, оставляемом человечеством на нем. Их работы позволяют не только дать вторую жизнь использованным материалам и создать произведения, необходимые для духовного развития человека, но и призвать человечество к сохранению экологии.

Это направление изобразительного искусства называется Recycle-Art (он же Trash-Art или Junk-Art). Современное общество привыкло к потреблению, не отдавая себе отчет в том, что ресурсы планеты не безграничны. Множество предметов быта довольно быстро отправляются на утилизацию, не утратив при этом своих физических свойств. Однако эти вещи могут служить и дальше, если из них создать новые арт-объекты.

Ресайклинг-арт ставит своей задачей уменьшение негативного воздействия различного вида отходов на окружающую природную среду, а поэтому он может рассматриваться
как направление экологического движения глобального масштаба. Его основными принципами являются экономия природных ресурсов и максимальная экономия материалов, а задачами - сокращение избыточного количества продуктов, пересмотр материалов и технологий изготовления объектов, а также изменение потребительских требований.

Трэш-арт (в переводе с английского trash означает «мусор») - направление современного искусства, в котором для создания арт-объектов используются отходы промышленного производства, детали сломанных механизмов и другой бытовой мусор. Сегодня оно приобрело наибольшую актуальность и является одним из
распространенных способов творческой "борьбы" с загрязнением окружающей среды. «Трэш-арт» - новое, достаточно распространенное направление в современном искусстве. Однако еще в 1918 г. немец Курт Швиттерс из Ганновера начал экспериментировать в области абстрактного искусства, наклеивая на поверхность обертки от папирос, обрывки билетов и другие клочки бумаги с текстом, заменявшие обычные краски. Так что его можно назвать основателем данного стиля.

В наше время «трэш-арт» является «альтернативным искусством», протестом против шаблонов и правил. Художники этого стиля создают изумительные арт-объекты, используя производственные, бумажные, синтетические отходы, а также собранный на свалке мусор - все то, что либо выбрасывается на свалку, либо захламляет антресоли, сараи или гаражи.

В 2017 году в Архангельске активисты-экологи возвели статую огромного слона высотой более 8 метров, длиной 12,5 метров, а шириной около 6 метров, использовав для её создания 44 500 пластиковых бутылок. Пластиковой посуды и тары в мире производится очень много, а после использования пластик, в основном, идёт на утилизацию. И это при том, что он почти не разлагается, хотя в тоже время его можно переработать на все 100%. Организаторы проекта решили таким образом привлечь внимание людей к проблеме мусора, вторичной переработки сырья и раздельного сбора отходов.

Художники, скульпторы из бытовых отходов создают различные произведения искусства: пейзажи, портреты, натюрморты, инсталляции, скульптуры, коллажи... Так что не всегда роющийся в мусоре человек голоден, беден и бездомен. Возможно, он просто скульптор или художник, собирающий материалы для очередного шедевра.

Но не каждый может понять высокое «мусорное» искусство, поэтому иногда происходят и курьезные случаи: в 2001 г выполненное из окурков и пивных жестянок произведение одного из самых дорогих художников современности Дэмиена Херста уборщица галереи по ошибке выбросила на помойку. А швейцарская художница Кэрол Мэй лишилась одной из работ на арт-ярмарке в Гонконге. Речь идет об инсталляции «Unhappy Meal», напоминавшей коробку из-под «Хэппи Мил» - набора с едой и игрушкой сети ресторанов быстрого питания McDonald"s. Разницу между арт-объектом и пустой картонкой из-под фастфуда не заметила уборщица и выбросила работу Мэй. А когда поняла, что ошиблась, «Unhappy Meal» уже была серьезно повреждена.

Подготовлено на основе материалов ресурсов Интернета