Что означают Вьетнамские имена: толкование и история происхождения. Вьетнамские имена и фамилии Вьетнамские имена и фамилии

Что означают Вьетнамские имена: толкование и история происхождения. Вьетнамские имена и фамилии Вьетнамские имена и фамилии
Что означают Вьетнамские имена: толкование и история происхождения. Вьетнамские имена и фамилии Вьетнамские имена и фамилии

Современная вьетнамская антропонимическая система, как правило, трехчленна: первое слово - это фамилия, последнее - имя, а второе - так называемое подсобное, промежуточное имя, например: Нгуен Ван Хуен, Ле Ван Хао. Но нередко встречаются и двучленные имена, состоящие только из фамилии и имени, например Мак Дыонг.

Традиции выбора имени

Выбор имени у вьетнамцев достаточно свободен и произволен, но тем не менее здесь есть свои правила, которые во многом облегчают родителям такое важное и ответственное дело, как наречение ребенка. Обычно девочкам дают имена, означающие названия различных цветов, растений, тканей, драгоценных камней, а также животных, птиц, например: Кук «хризантема», Дао «персик», Луа «шелк», Лиеу «ива», Чай «жемчужная устрица», Лоан «феникс». Мужские имена чаще все¬го являются выражением абстрактных, отвлеченных понятий, положительных человеческих качеств, а также названий частей света, времен года, например: Дык «добродетельный», Кхием «скромный», Суан «весна», Тху «осень». Часто первого ре¬бенка в семье называют именем Ка «старший», а последнего - Ут «младший». В некоторых южных районах Вьетнама детям дают имена по порядку их появления в семье: Ка «первый», Хай. «второй», Ба «третий».

Факторы влияющие на присвоение имени

Имена вьетнамцев могут быть связаны с топонимами: с местом рождения - Куень (название местности близ Ханоя), Кхоа (Москва), с местом рождения одного из родителей или местом их знакомства - Тхай (город Тхайнгуен); имя может отражать то или иное семейное событие, например Кой «сирота» (то есть ребенок родился после смерти отца), профессию родителей-Май «портной», орудия труда - Тянг «долото», «стамеска», Бао «рубанок». Если семья большая, то имена детей могут составлять целую фразу. Например, в семье растут дети с именами: Вьет, Нам, Ань, Хунг, Тиен, Кнг, Ви, Дай. А произнесенные в такой последовательности эти имена означают: «Героический Вьетнам одержит великую победу». Давая ново-рожденным такие имена, как Гао «рис», Ныок «вода», Ня «дом», Зуонг «поле», родители мечтали, чтобы у их детей всегда был достаток и чтобы их жизнь была лучше.

До Августовской революции 1945 года в семье, где дети часто болели или умирали, суеверные родители не смели выбирать им красивые имена, а давали только такие, как Эть «лягушка», Зюн «червяк», Тхео «рубец». В представлении вьетнамцев, «злые духи» не обратят внимания на детей с такими именами и оставят их в покое.

Отдельные уникальные компоненты имен

Между именем и фамилией стоит обычно так называемое промежуточное, или подсобное, имя. В женских именах это обычно Тхи, а Ван - в мужских именах. Компонент Тхи раньше входил почти во все женские имена. Для мужских имен выбор «подсобных» имен шире: в качестве(«промежуточного» имени встречаются такие, как Нгок «яшма», «нефрит», Хыу «друг», «пра¬вый», Лиен «союз», Суан «весна». Вообще, «подсобное» имя непостоянно и необязательно, можно обойтись и без него. На¬пример, если человеку по имени Нгуен Ван Ан впоследствии не понравится такое сочетание, он может взять другое «подсобное» имя: либо Минь, либо Суан, то есть Нгуен Минь Ан, Нгуен Суан Ан, или совсем отказаться от «подсобного» имени и писать свое имя просто Нгуен Ан. «Подсобное» имя появилось намного позднее фамилий. Длительная историческая эпоха дала имена, состоящие лишь из фамилий и личного имени: Нго Куйен, Ли Би, Кхук Хао. Что касается женских имен, то в настоящее время, с одной стороны, Тхи гораздо реже употребляется в составе женских имен, особенно в городах и среди интеллигенции; с другой стороны, женские личные имена стали двусоставными, в результате чего стало труднее отличить их от мужских.

Если у женщин было одно «подсобное» имя, то с мужскими именами дело обстоит несколько сложнее. Раньше выбор таких имен был большим, а в настоящее время их количество сократилось до 12 (Зуй, Динь, Ден, Дык, Нгок, Вьет, Фу, Суан, Хыу, Си, Ван, Минь), из которых Вам -самое распространенное, за ним следует Ден и Динь. Все эти слова заимствованы из китайского языка.

Несмотря на то что во вьетнамской антропонимии отсутствует канонизированный список имен (индивидуальных и «про¬межуточных», «подсобных»), тем не менее выбор «подсобного» имени не был совершенно произвольным. Он регламентировался исторически сложившимися правилами, согласно которым все представители одного поколения в пределах одной родственной группы (хо) имели в составе имени общий элемент. Например, в роду Ле одно поколение имеет общий элемент Кам, второе - Хонг, третье - Фыок. Таким образом, по этому «подсобному» имени можно было определить степень родства с другими представителями этой же родственной группы. Однако существовала и другая практика, когда из поколения в поколение передавался один общий элемент, например, имя отца - Нгуен Ван Хуен, имя сына - Нгуен Ван Зуй.

Современные тенденции имянарячения во Въетнаме

В настоящее время эти традиции в городах и поселках «городского типа» нарушаются; часто «подсобное» имя стали заменять первым компонентом двусоставного личного имени, например Суан Хуа. Хотя каждое имя и имеет самостоятельное значение, но часто имена идут парами. Так что неудивительно, когда «а вопрос, обращенный к вьетнамской девочке по имени Хау, что означает ее имя, можно в ответ услышать, что ее имя и имя ее старшей сестры Хуанг вместе означают «королева» - Хуанг Хау, а в сочетании с именем младшего брата Фыонг - Хау Фыонг означает «тыл».

Кроме того, появилась тенденция заменять «подсобное» имя фамилией матери, например Чан Ле, Данг Нгием, что следует связывать с той большой ролью, которую стала играть женщина в современном Вьетнаме, хотя, впрочем, в истории Вьетнама и раньше существовала такая практика.

У вьетнамцев нет отчеств, так как в старые времена считалось, что нет ничего хуже, чем упоминать вслух имя родителя. Наоборот, в некоторых сельских районах родители носят имена своих детей, чаще всего называют себя по имени старшего сына. Если же старший сын умирал, к родителям обращались по имени их младшей дочери.

Как же в речи отличить одного человека от другого?

Помогает то, что во вьетнамском языке, в зависимости от отношений, степени уважения к собеседнику и речевой ситуации в разговорной (а иногда и в письменной) речи употребляется множество различных вспомогательных слов. Перед именем обычно называются следующие слова: при обращении к мужчине - ань «старший брат», онг «господин», тханг - слово, подчеркивающее фамильярность обращения, носящее пренебрежительный оттенок; при обращении к женщине - ти «старшая сестра»; при обращении к младшим - эм; при обращении к старшим - ку «дедушка», «бабушка» «ли слова со значением «дядя», «тетя», «товарищ». Нужно подчеркнуть, что употребление личных имен было ограниченно. Только иногда в кругу родственников или близких друзей, а также при обращении к младшим использовались имена. Например, по имени могут называть друг друга дети, молодежь; молодые люди могут обращаться к друг другу по имени, если они хорошо знают друг друга, а также юноша и девушка, любящие друг друга, муж и жена, но никогда в присутствии посторонних - до рождения детей.

Особенности в использовании имен

До сравнительно недавнего времени вьетнамец на протяжении своей жизни имел обычно не одно, а несколько имен. В раннем детстве мальчик мог носить «молочное» имя, известное только в кругу семьи. После достижения совершеннолетия он получал официальное имя, которое и сопутствовало ему до конца жизни. Очень часто при поступлении на службу родители, друзья давали молодому человеку еще и второе имя (ген хуан). Кроме того, каждый имел право выбирать себе псевдоним (ген хиеу). Например, настоящим именем президента Хо Ши Мина было Нгуен Шинь Кунг, а когда он пошел учиться, родители, по вьетнамской традиции, дали ему другое имя - Нгуен Тат Тхань.

После смерти человек обычно получает другое имя, ибо у вьетнамцев считается за большой грех упоминать настоящее, прижизненное имя умершего. Личное посмертное имя обычно состоит из двух слов, передающих достоинства или какие-либо особенные свойства характера покойного, например Тхуан Дык «непорочная добродетель».

Откуда берутся вьетнамские имена? После рождения ребенка, его отец швыряет на кухне об пол кастрюлю. Как прогремела, так и назвали - Бам Ван Донг, Хан Лонг Гонг…

Вьетнамский анекдот

Вьетнамские имена состоят из трех частей: семейного имени (аналог нашей фамилии), среднего имени и последнего, индивидуального или данного при рождении.

Например: Lã Xuân Thắng.

- семейное имя, Xuân - среднее, Thắng - последнее.

Средняя часть имени обычно одинакова у всех детей в семье. Фамилий во Вьетнаме всего 300 и почти половина населения страны носит фамилию Нгуен. Кроме Нгуен к распространенным фамилиям относят также Ле, Чан и Фам.

Имена женщин после фамилии дополняет четвертая часть - «тхи».

У многих вьетнамцев есть тайные имена, известные лишь им самим и их родителям. Существует поверье, что произнесенное вслух, это имя дает власть злым духам над его носителем. Потому в общественных местах детей часто зовут по порядку рождения, например Ти-хай/Chị Hai, Ти-ба/Chị Ba (Вторая дочь, Третья дочь) и тд.

Обычно на протяжении всей жизни вьетнамцы носят несколько имен. Так в деревнях маленьким детям многие вьетнамцы дают некрасивые имена (Крыса/Chuột, Щенок/Cún и тд). Делается это из-за суеверия, что ребенка с некрасивым именем боги не захотят забрать к себе или навредить ему. Поэтому считается, чем «проще» у ребенка имя, тем легче его растить. Впоследствии многие деревенские жители приезжают работать в город и выбирают себе новые, красивые, имена, как правило, имеющие буквальный смысл на вьетнамском языке.

Для женщин имена нередко олицетворяют красоту, как названия птиц или цветов. Имя мужчин же отражают желаемые атрибуты и характеристики, которые родители хотят видеть в своих детей такие, как например, нравственность или спокойствие. Во Вьетнаме очень развито исповедование культа предков, поэтому после смерти человек приобретает священное имя для поклонения, например: Cụ đồ“, ‛Cụ Tam Nguyên Yên Đổ“,“Ông Trạng Trình (дедушка/старец..). Это имя записывается в семейные анналы и считается главным именем.

Вьетнамские имена и их значение

Мужские имена:

Бао - «защита»
Бинь - «мир»
Ван - «облако»
Виен - «завершение»
Динь - «вершина»
Дык - «желание»
Зунг - «храбрый, героический»
Зыонг - «мужество»
Куан - «солдат»
Куанг - «ясный, чистый»
Куи - «драгоценный»
Минь - «яркий»
Нгуен - «начало»
Чай - «устрица»
Ту - «звезда»
Туан - «яркий»
Тхуан - «укрощенный»
Xоан - «весна»
Хунг - «храбрый, героический»
Тин - «вера» или «доверие»

Женские имена:

Бить - «нефрит»
Ким - «золотая»
Куен - «птица»
Куи - «драгоценная»
Лиен - «лотос»
Линь - «весна»
Май - «цветок»
Нгок - «драгоценный камень» или «нефрит»
Нгует - «луна»
Нюнг - «бархат»
Фыонг - «феникс»
Тиен - «фея, дух»
Ту - «звезда»
Туен - «луч»
Тует - «белый снег»
Тхань - «яркий, ясный, синий»
Тхай - «дружественный, лояльный»
Тхи - «поэма»
Тху - «осень»
Хоа - «цветок»
Хонг - «роза»
Xоан - «весна»
Хыонг - «розовая»
Тяу - «жемчуг»
Ти - «ветка дерева»

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Полное вьетнамское имя обычно состоит из трёх (реже - четырёх) частей: фамилии отца (реже фамилии матери), среднего имени или «прозвища» и собственного имени . В соответствии с восточноазиатской системой личных имён, во Вьетнаме полное имя традиционно строится в вышеназванном порядке (как у китайцев , японцев , корейцев и др.). Одну фамилию без имени у вьетнамцев использовать и писать не принято. Имя же без фамилии употребляется очень часто. (пояснения см. ниже).

При переводе полного вьетнамского имени на русский язык необходимо каждую часть писать отдельно и с заглавной буквы например, Фам Ван Донг (в отличие от перевода китайского имени, когда среднее и последнее имя могут сливаться в одно слово, например, Мао Цзэдун ) и придерживаться общих правил транскрипции .

Однако следует заметить, что на практике официальные правила транскрипции соблюдаются не всегда.

Фамилия

Первая часть полного имени - это фамилия отца.

Фамилия располагается в начале полного имени, она передаётся от отца к детям. Предполагается, что существует около ста фамилий в общем пользовании, хотя некоторые из них используются гораздо чаще, чем другие .

Вьетнамские фамилии традиционно совпадают с фамилиями правящих династий. То есть во время правления династии Ли эта фамилия приобрела наибольшую популярность. Логично, что в настоящее время около 40 % вьетнамцев носят фамилию «Нгуен» по последней императорской династии Вьетнама .

Ниже приведён список из 14 самых распространённых во Вьетнаме фамилий. Все вместе они составляют 90 % фамилий вьетнамцев. Фамилии приводятся со своими китайскими эквивалентами и числом носителей в процентном соотношении :

  • Нгуен - Nguyễn 阮 (38.4 %)
  • Ле - Lê 黎 (9.5 %)
  • Фам - Phạm 范 (7.1 %)
  • Хюинь/Хоанг - Huỳnh/Hoàng 黃 (5.1 %)
  • Фан - Phan 潘 (4.5 %)
  • Ву /Во - Vũ/Võ 武 (3.9 %)
  • Данг - Đặng 鄧 (2.1 %)
  • Буй - Bùi 裴 (2 %)
  • До - Đỗ 杜 (1.4 %)
  • Нго - Ngô 吳 (1.3 %)
  • Зыонг - Dương 楊 (1 %)
  • Ли - Lý 李 (0.5 %)

Среди остальных 10 % фамилий есть те, которые принадлежат китайцам, и те, которые принадлежат остальным малым народам, проживающим на территории Вьетнама. Однако китайские фамилии обычно наследуются по дальнему предку и в настоящее время уже не осознаются, как чужеродные.

Некоторые из прочих фамилий:

В связи с тем, что большинство вьетнамцев имеют одни и те же фамилии, одну фамилию без имени у вьетнамцев использовать и писать не принято.

Имя

Среднее имя

Среднее имя (tên đệm или tên lót) отбирается родителями из довольно узкого круга. В прошлом среднее имя указывало на пол ребёнка: все женщины имели среднее имя Thị (Тхи). Средних имён мужчин было много, к XX веку наиболее частыми стали следующие: Văn (Ван), Việt (Вьет), Đan (Дан), Đình (Динь), Ðức (Дык), Duy (Зуи), Minh (Минь), Ngọc (Нгок), (Ши), Xuân (Суан), Phú (Фу), Hữu (Хыу) . В настоящее время основная функция как мужского, так и женского среднего имени - показать принадлежность к одному поколению в роду (братья и сёстры имеют одно среднее имя, отличное от предыдущих и последующих поколений).

Личное имя

Данное имя является основной формой обращения у вьетнамцев. Имена выбираются родителями и, как правило, имеют буквальный смысл на вьетнамском языке. Для женщин имена нередко олицетворяют красоту, как названия птиц или цветов. Имена мужчин часто отражают желаемые атрибуты и характеристики, которые родители хотят видеть в своих детях - такие как, например, нравственность.

Существуют «наборы» имён, отражающих, например, четыре женские добродетели: Конг (вьетн. Công , умелая, хорошо работающая) , Зунг (вьетн. Dung , красивая) , Хань (вьетн. Hạnh , хорошо себя ведущая) , Нгон (вьетн. Ngôn , вежливая) ; четыре мифических существа: Ли (вьетн. Ly , цилинь) , Куй (вьетн. Qui , черепаха) , Фыонг (вьетн. Phượng , феникс) , Лонг (вьетн. Long , дракон) .

Полное имя из четырёх частей

Иногда после фамилии отца ребёнку дают и фамилию матери. Тогда его полное имя состоит из четырёх частей.

Также бывают ситуации, когда среднее или собственно имя может быть двойным. Тогда мы получаем имя из четырех частей, например Нгуен Тхи Ча Ми (Nguyễn Thị Trà My), где Нгуен (Nguyễn) - фамилия, Тхи (Thị) - среднее имя, а Ча Ми (Trà My) - личное имя, имеющее значение «камелия» .

Применение имени в написании и обращении

В связи с тем, что большинство вьетнамцев имеют одни и те же фамилии, одну фамилию без имени у вьетнамцев использовать и писать не принято. Имя же без фамилии употребляется очень часто и как правило, в этом случае подразумевается фамилия Нгуен, хотя встречаются и другие варианты.

Как правило, вьетнамцы обращаются друг к другу личными именами, даже в официальных ситуациях, хотя гоноративы «господин», «госпожа» и прочие тоже используются при необходимости. Это контрастирует с ситуацией во многих других культурах, где в официальных ситуациях используется фамилия.

Определение частей полного имени

Определить, какая часть полного имени у вьетнамца является фамилией, а какая средним или личным именем, зачастую весьма непросто.

Во-первых, некоторые слова, как например Ван (Văn) могут использоваться как в качестве фамилии (Ван Тиен Зунг), так и в качестве среднего или личного имени (Нгуен Ван Као).

Во-вторых, значительная часть вьетнамцев в настоящее время проживает за пределами Вьетнама. Их имена подвергаются изменениям в виде отбрасывания фамилий и перестановки частей полного имени наоборот, на западный манер. Иногда вместо вьетнамской фамилии добавляется европейский вариант имени. К примеру, известный актёр вьетнамского происхождения Нгуен Тянь Минь Чи по всему миру известен как Джонни Нгуен , а его напарница по фильмам Нго Тхань Ван известна как Вероника Нго .

Чтобы разобраться в таких именах, нужно помнить список наиболее распространённых вьетнамских фамилий и имён, а во всех сомнительных случаях смотреть на имена обоих родителей или родственников, проживающих во Вьетнаме, чьи полные имена не подвергались искажениям.

Напишите отзыв о статье "Вьетнамское имя"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Вьетнамское имя

В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении.
Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.
Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов.
Когда посланный вперед гайдук, чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей, встретил у заставы большую въезжавшую карету, он ужаснулся, увидав страшно бледное лицо княжны, которое высунулось ему из окна.
– Все узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова. Недалече, над самой над Волгой, – сказал гайдук.
Княжна Марья испуганно вопросительно смотрела на его лицо, не понимая того, что он говорил ей, не понимая, почему он не отвечал на главный вопрос: что брат? M lle Bourienne сделала этот вопрос за княжну Марью.
– Что князь? – спросила она.
– Их сиятельство с ними в том же доме стоят.
«Стало быть, он жив», – подумала княжна и тихо спросила: что он?
– Люди сказывали, все в том же положении.
Что значило «все в том же положении», княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку, сидевшего перед нею и радовавшегося на город, опустила голову и не поднимала ее до тех пор, пока тяжелая карета, гремя, трясясь и колыхаясь, не остановилась где то. Загремели откидываемые подножки.
Отворились дверцы. Слева была вода – река большая, справа было крыльцо; на крыльце были люди, прислуга и какая то румяная, с большой черной косой, девушка, которая неприятно притворно улыбалась, как показалось княжне Марье (это была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся девушка сказала: – Сюда, сюда! – и княжна очутилась в передней перед старой женщиной с восточным типом лица, которая с растроганным выражением быстро шла ей навстречу. Это была графиня. Она обняла княжну Марью и стала целовать ее.
– Mon enfant! – проговорила она, – je vous aime et vous connais depuis longtemps. [Дитя мое! я вас люблю и знаю давно.]
Несмотря на все свое волнение, княжна Марья поняла, что это была графиня и что надо было ей сказать что нибудь. Она, сама не зная как, проговорила какие то учтивые французские слова, в том же тоне, в котором были те, которые ей говорили, и спросила: что он?
– Доктор говорит, что нет опасности, – сказала графиня, но в то время, как она говорила это, она со вздохом подняла глаза кверху, и в этом жесте было выражение, противоречащее ее словам.
– Где он? Можно его видеть, можно? – спросила княжна.
– Сейчас, княжна, сейчас, мой дружок. Это его сын? – сказала она, обращаясь к Николушке, который входил с Десалем. – Мы все поместимся, дом большой. О, какой прелестный мальчик!
Графиня ввела княжну в гостиную. Соня разговаривала с m lle Bourienne. Графиня ласкала мальчика. Старый граф вошел в комнату, приветствуя княжну. Старый граф чрезвычайно переменился с тех пор, как его последний раз видела княжна. Тогда он был бойкий, веселый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким, затерянным человеком. Он, говоря с княжной, беспрестанно оглядывался, как бы спрашивая у всех, то ли он делает, что надобно. После разорения Москвы и его имения, выбитый из привычной колеи, он, видимо, потерял сознание своего значения и чувствовал, что ему уже нет места в жизни.
Несмотря на то волнение, в котором она находилась, несмотря на одно желание поскорее увидать брата и на досаду за то, что в эту минуту, когда ей одного хочется – увидать его, – ее занимают и притворно хвалят ее племянника, княжна замечала все, что делалось вокруг нее, и чувствовала необходимость на время подчиниться этому новому порядку, в который она вступала. Она знала, что все это необходимо, и ей было это трудно, но она не досадовала на них.
– Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню, – вы не знаете ее, княжна?
Княжна повернулась к ней и, стараясь затушить поднявшееся в ее душе враждебное чувство к этой девушке, поцеловала ее. Но ей становилось тяжело оттого, что настроение всех окружающих было так далеко от того, что было в ее душе.
– Где он? – спросила она еще раз, обращаясь ко всем.
– Он внизу, Наташа с ним, – отвечала Соня, краснея. – Пошли узнать. Вы, я думаю, устали, княжна?
У княжны выступили на глаза слезы досады. Она отвернулась и хотела опять спросить у графини, где пройти к нему, как в дверях послышались легкие, стремительные, как будто веселые шаги. Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей.
Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече.
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Вьетнамские имена

Вьетнамские мужские и женские имена

Вьетнамские имена – это имена, которые используются во Вьетнаме и в юго-Восточной Азии.

Вьетнамские имена состоят из трех частей: фамилии, среднего имени и личного имени. Например: Фам Ван Донг, Хо Ши Мин.

Фамилии

Фамилия располагается в начале полного имени, она передаётся от отца к детям. Поскольку большинство вьетнамцев имеют одни и те же фамилии, одну фамилию без имени у вьетнамцев использовать и писать не принято.

Самые распространенные фамилии во Вьетнаме : Нгуен, Чан, Ле, Фам, Хюинь, Хоанг, Ву (Во), Фан, Данг, Буй, Хо, До, Нго, Зыонг, Ли, Ван.

Среднее имя

Среднее имя может передаваться из поколения в поколение.

В прошлом среднее имя указывало на пол ребёнка: все женщины имели среднее имя Th? (Тхи). Средних имён для мужчин было много.

Самые распространенные средние имена во Вьетнаме : Van (Ван), Vi?t (Вьет), Dan (Дан), Dinh (Динь), ??c (Дык), Duy (Зуи), Minh (Минь), Ng?c (Нгок), Si (Ши), Xuan (Суан), Phu (Фу), H?u (Хыу).

Личное имя

Личных имен во Вьетнаме много. Некоторые имена одинаковы для мужчин и женщин, например: Хань (счастье), Хоа (мир), Тхюи (вода), Суан (весна), Ха (лето), Тху (осень).

У многих вьетнамцев, как и у других народов, есть тайные имена , известные лишь им самим и их родителям.

Вьетнамские мужские имена

Бао – защитник (B?o)

Бинь – спокойный, мирный (Binh)

Ван – облако (Van)

Виен – завершение (Vien)

Вуй – веселый

Вьет – вьетнамец

Данг – успех

Динь – вершина (D?nh)

Дык – добродетельный (D?c)

Зунг – храбрый (Dung)

Зыонг – солнце, мужественный (Duong)

Куан – воин (Quan)

Куанг – ясный, чистый (Quang)

Куи – драгоценный (Qui)

Кыонг – сильный

Лык – сила

Минь – яркий (Minh)

Нгиа – справедливый

Нгуен – начало (Nguyen)

Тин – вера, доверие (Tin)

Ту – звезда (Tu)

Туан – яркий (Tu?n)

Тхань – яркий, ясный, синий (Thanh)

Тхуан – укрощенный (Thu?n)

Тхык – истина

Хиеу – почтительный сын

Xоан – весна (Hoan)

Хунг – мужественный (Hung)

Чи – разум

Чунг – верный

Вьетнамские женские имена

Бич – нефрит (Bich)

Зиеп – листва

Зунг – терпеливая

Ким – золотая (Kim)

Куен – птица (Quyen)

Куи – драгоценная (Qui)

Лан – орхидея

Лиен – лотос (Lien)

Линь – весна (Linh)

Май – абрикосовый цвет (Mai)

Ми – красивая

Нгок – драгоценный камень, нефрит (Ng?c)

Нгует – луна (Nguy?t)

Нюнг – бархат (Nhung)

Тиен – фея, дух (Tien)

Ту – звезда (Tu)

Туен – луч (Tuy?n)

Тует – белый снег (Tuy?t)

Тхань – яркая, ясная (Thanh)

Тхай – дружественная, приветливая (Thai)

Тхи – поэма, поэтическая (Thi)

Тху – осень (Thu)

Тяу – жемчуг (Chau)

Ти – ветка дерева (Chi)

Фыонг – феникс (Phu?ng)

Ханг – луна

Хиен – добрая

Хоа – цветок (Hoa)

Хонг – роза (H?ng)

Xоан – весна (Hoan)

Хыонг – аромат (Hu?ng)

Чанг – луна

Чинь – целомудренная

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Вьетнамские имена. Вьетнамские мужские и женские имена

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

Вьетнам - такой малоизвестный, таинственный и контрастный. С первого взгляда - простой, «как две копейки», однако, если взглянуть на него широко открытыми глазами, то взору открывается такое, что даже и представиться раньше не могло. Улыбки местных жителей пропитаны искренностью, как Южно-Китайское море солью, тропический ландшафт, синтезирующий в себе горные хребты и рисовые поля, кухня, сводящая с ума ароматами, смешивающими в себе сладость и пикантность остроты, гуляющие в «пижамах» средь бела дня прекрасные вьетнамки и как будто бы вечно отдыхающие вьетнамские мужчины - все это - Вьетнам, не идущий ни в какое сравнение ни с одной из других азиатских стран. Иллюзорная простота бытия охватывает собой все повсеместно, в том числе и главное в жизни любого человека - имя. Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?

Позови меня тихо по имени

В России все понятно, широко используемая аббревиатура ФИО включает в себя три важных идентифицирующих признака: фамилию, имя и «по батюшке».

Что представляет собой ФИО во Вьетнаме?

Вьетнамское полное имя в совокупности складывается из трех составляющих элементов:

  1. Первое - фамилия отца.
  2. Среднее имя.
  3. Имя собственное.

Принятая в Восточной Азии структура построения имен предполагает использование вышесказанного в представленном порядке, при этом каждая часть пишется отдельно и с заглавной буквы.

Обращаться по фамилии, как в России, во Вьетнаме не принято, однако имя используется отдельно.

Как звучат Иванов/Петров/Сидоров по-вьетнамски

Фамилия перенимается от отца семьи, при этом бывают и случаи, когда используется фамилия матери, которая выступает четвертой составляющей полного вьетнамского имени. Первое упоминание фамилии (короля Нго) во Вьетнаме, как таковой, встречается в записях 939 года.

Если России характерно образование фамилии от ремесла или особенных характеристик, присущих семье, то во Вьетнаме фамилии происходят по традиции от династии, которая правит в тот или иной момент. Несмотря на то, что в общей сложности количество вьетнамских фамилий превышает рубеж 100, в основном используются всего порядка 14. На каждом шагу во Вьетнаме встречается фамилия «Нгуен» (правящая в настоящее время династия), причем используется она не только в составе полных имен, но и пестрит на вывесках магазинов, парикмахерских, кафе. Причем, после повального использования фамилии «Ли» (предшествующая династия), при смене власти присуще было принудительное изменение на «Нгуен». Второй по популярности фамилией является - Чан, третьей - Ле. Поэтому, знакомясь со вьетнамцем, можно даже попробовать поиграть в игру «угадай фамилию друг друга». Часть фамилий заимствованы у китайцев и присущи тем семьям, у которых китайцы - в дальних родственниках.

Особая фамилия - Тхить принимается людьми, которые решают посвятить свою жизнь буддизму, они от и до - монахи.

Вьетнамские имена

Продолжим знакомство. Как отмечалось выше, вьетнамские имена бывают средними и собственными.

Среднее имя ранее указывало на пол ребенка, женщина - Тхи (перевод - рынок и домашнее хозяйство), мужчину может обозначать несколько вариаций, например, Ван (литература), Вьет, Ши, Нгок. На современном этапе это деление ушло из употребления, и теперь среднему имени характерно отражать связь между прямыми родственниками (брат-сестра), то есть это символизирует поколение, тем самым, помогая при знакомстве определить кто есть кто и кому кем приходится.

Личное имя - основное имя, которое используется у вьетнамцев при обращении к человеку. Личное имя дается родителями не просто так, а с глубоким смыслом: девочкам через слово подразумевается пожелание красоты, мальчикам - тех, качеств, которые особо значимы для мужчин.

Для определения имени берутся за основу и простые нюансы: год рождения, география (место рождения), время года, сезон цветения тех или иных деревьев.

Большое значение придается звучанию имени. Для девочек предполагается нисходящая тональность и мягкость букв и слогов, имена мальчиков должны быть сильными, звонкими и твердыми.

Что в имени тебе моем: значение имени вьетнамских женщин

Женственность и красота во всех проявлениях: природа, погода, флора, фауна, космос, поэзия, культура и искусство - все это и не только находит свое отражение в женских вьетнамских именах.

Популярны имена, являющие собой:

  • Основные добродетели: красивая (Зунг), умелая (Конг), вежливая (Нгон), покорная (Хань).
  • Мифических существ: Ли, Куй, Лонг, Фыонг.
  • Времена года, стихии.

Как вьетнамца назовешь

Что касается мужских вьетнамских имен, то в первую очередь значение при определении имени мальчика имеет то, каким его хотят видеть родители с точки зрения характера и человеческих качеств: выносливость, отвага, опыт, целеустремленность, мощь и другие. Кроме того, родители вкладывают особое предназначение для мужских вьетнамских имен и фамилий, считается, что можно, одаривая именем мальчика, направить его на успех и победы в жизни. Герой, гора, удача, правитель, ветер - одни из самых популярных мужских имен. В совокупности с фамилией имя направлено на сохранение и укрепление семейных и народных ценностей.

Прочие особенности

Три составляющих вьетнамского полного имени, описанные выше, при определенных условиях могут вырасти до четырех-/ пятизначного.

Так, собственное имя зачастую бывает двойным (для усиления оттенков).

Учитывая то, что жена не берет фамилию мужа во Вьетнаме, возможна двойная фамилия у ребенка. Если же отца и вовсе нет, то единственной фамилией становится фамилия матери.

Обращение к вьетнамцу, как отмечалось ранее, не принято через фамилию. Более приемлемы в употреблении «господин/-жа».

Изменение имени и фамилии возможны, при этом одно из веских оснований - совпадение «один в один», которое мешает нормальной жизнедеятельности человека. При этом тот смысл, который закладывался изначально в человеке, когда его нарекали, желателен к сохранению и воспроизведению, потому что полное имя для вьетнамца означает судьба и несет в себе некую мистическую ноту.

Не секрет, что имя человека несет огромный смысл на протяжении жизни человека. Возможно, этим объясняется столь сильные и искренние улыбчивость, доброжелательность и человечность вьетнамского народа. Ведь плохого человека Морем (Хай) не назовут.

Во вьетнамском языке значения женских имен красивы и поэтичны. Вьетнамские женские имена можно классифицировать по смыслу значений.

Прежде всего, это цветочные имена. Самый простой вариант Хоа (цветок).
Издавна у вьетнамцев принято давать дочерям имена различных цветов: Хонг (роза), Кук (хризантема), Лан (орхидея), Ли (лилия), ), Куинь (ароматный цветок ночи). Встречаются во вьетнамском языке и имена со значением близким к цветочной тематике: Хыонг (аромат), Зиеп (листва), Лиеу (ива).

Луна на востоке считается символом женственности и красоты. И как следствие во вьетнамском языке встречается сразу несколько женских имен с нежным поэтическим значением «Луна»: Чанг, Ханг и Нгует. Притом словом Чанг в современном вьетнамском языке называется небесное тело, которое видно по ночам в окно. В то время как два других названия луны встречаются не в астрономии, а в старинной поэзии и изящной литературе.

Во вьетнамском обществе девочек часто называли именами традиционных женских добродетелей конфуцианской культуры: Хиен (добрая), Чинь (целомудренная), Зунг (терпеливая). Раньше в этот список входило также имя Конг (работящая). Однако в последние годы оно совсем непопулярно. Гораздо чаще встречается имя Ми (красивая).

Во вьетнамской традиционной семье выше ценят сыновей, чем дочерей. Именно сыну передается священный долг совершения обрядов на . Отсутствие наследника по мужской линии воспринимается вьетнамцами как трагедия: кто будет отправлять и делать подношения всем поколениям семьи?

Однако немало вьетнамских семей считают своих дочерей драгоценностями и дают девочкам соответствующие имена: Нгок (жемчуг, яшма), Ким (золото) и Нган (серебро). Сумма вышеназванных образует женские имена Ким Нган (золото+серебро) и Ким Нгок (золото+жемчуг).

Вьетнамцы понимают, что редко какой иностранец может запомнить и правильно произнести вьетнамское имя. Потому многие выбирают себе дополнительное имя, для деловой коммуникации и общения с иностранцами. Это имя печатается на визитных карточках вместо или в дополнение к вьетнамскому имени: Дженни Ким, Моника Нгуен, Ванесса Чан, Сесилия Хо, Вероника Нго.

Выбор иностранного имени обусловлен кругом общения. Так, среди вьетнамцев, учившихся в СССР и России, многие с гордостью называют себя Федя, Иван, Миша, Катя, Света, Наташа. В основе выбора имени лежат разные мотивации. Обычно выбирают имя с похожим значением (Винь = Слава) или начинающееся с той же буквы, что и вьетнамское имя (Хыонг = Хелен).

Однако самый решающий фактор: имя должно нравится и красиво звучать. Именно это и определяет выбор вьетнамцем дополнительного иностранного имени.