Ядерный реактор ic2 схемы уран. Ядерный реактор (схема) в "Майнкрафт"

Ядерный реактор ic2 схемы уран. Ядерный реактор (схема) в "Майнкрафт"

Так же при необходимости быстро охладить реактор используются ведро воды и лёд .

Элемент Теплоемкость
Охлаждающий стержень 10к (англ. 10k Coolant Cell)
10 000

Охлаждающий стержень 30к (англ. 30К Coolant Cell)
30 000

Охлаждающий стержень 60к (англ. 60К Coolant Cell)
60 000

Красный конденсатор (англ. RSH-Condensator)
19 999
Поместив перегретый конденсатор в сетку крафта вместе с пылью редстоуна можно восполнить его запас тепла на 10000 еТ. Таким образом для полного восстановления конденсатора нужно две пыли.
Лазуритовый конденсатор (англ. LZH-Condensator)
99 999
Восполняется не только редстоуном (5000 еТ), но ещё и лазуритом на 40000 еТ.

Охлаждение ядерного реактора (до версии 1.106)

  • Охлаждающий стержень может хранить 10 000 еТ и каждую секунду охлаждается на 1 еТ.
  • Обшивка реактора так же хранит 10 000 еТ, каждую секунду охлаждается с шансом 10 % на 1 еТ (в среднем 0.1 еТ). Через термопластины твэлы и теплораспределители могут распредилить тепло на большее число охлаждающих элементов.
  • Теплораспределитель хранит 10 000 еТ, а также балансирует уровень тепла близлежащих элементов, но перераспределяя не более 6 еТ/с на каждый. Также перераспределяет тепло на корпус, до 25 еТ/с.
  • Пассивное охлаждение.
  • Каждый блок воздуха, окружающий реактор в области 3х3х3 вокруг ядерного реактора, охлаждает корпус на 0.25 еТ/с, и каждый блок воды охлаждает на 1 еТ/с.
  • Кроме того, реактор сам по себе охлаждается на 1 еТ/с, благодаря внутренней системе вентиляции.
  • Каждая дополнительная камера реактора тоже обладает вентиляцией и охлаждает корпус ещё на 2 еТ/с.
  • Но если в зоне 3х3х3 есть блоки лавы (источники или течения), то они уменьшают охлаждение корпуса на 3 еТ/с. И горящий огонь в этой же области уменьшает охлаждение на 0,5 еТ/с.
Если суммарное охлаждение отрицательно, то охлаждение будет нулевым. То есть корпус реактора не будет охлаждаться. Можно посчитать, что максимальное пассивное охлаждение: 1+6*2+20*1 = 33 еТ/с.
  • Аварийное охлаждение (до версии 1.106).
Помимо обычных охлаждающих систем, есть «аварийные» охладители, которые могут быть использованы для экстренного охлаждения реактора (даже с высоким тепловыделением):
  • Ведро воды , положенное в активную зону, остужает корпус Ядерного реактора на 250 еТ в случае, если он нагрет не менее, чем на 4 000 еТ.
  • Лёд остужает корпус на 300 еТ в случае, если он нагрет не менее, чем на 300 еТ.

Классификация ядерных реакторов

Ядерные реакторы имеют свою классификацию: МК1, МК2, МК3, МК4 и МК5. Типы определяются по выделению тепла и энергии, а также по некоторым другим аспектам. МК1 - самый безопасный, но вырабатывает меньше всего энергии. МК5 вырабатывает больше всего энергии при наибольшей вероятности взрыва.

MК1

Самый безопасный тип реактора, который совершенно не нагревается, и в то же время производит меньше всего энергии. Подразделяется на два подтипа: МК1А - тот, который соблюдает условия класса вне зависимости от окружающей среды и МК1Б - тот, который требует пассивного охлаждения, чтобы соблюдать стандарты класса 1.

МК2

Самый оптимальный вид реактора, который при работе на полной мощности не нагревается более, чем на 8500 еТ за цикл (время, за которое ТВЭЛ успевает полностью разрядится или 10000 секунд). Таким образом, это оптимальный компромисс тепла/энергии. Для таких типов реакторов также есть отдельная классификация МК2x, где х - это количество циклов, которое реактор будет работать без критического перегрева. Число может быть от 1 (один цикл) до E (16 циклов и больше). MK2-E является эталоном среди всех ядерных реакторов, поскольку является практически вечным. (То есть, до окончания 16 цикла реактор успеет охладится до 0 еТ)

МК3

Реактор, который может работать по крайней мере 1/10 полного цикла без испарения воды/плавления блоков. Более мощный, чем МК1 и МК2, но требует дополнительного присмотра, ведь за некоторое время температура может достигнуть критического уровня.

МК4

Реактор, который может работать по крайней мере 1/10 полного цикла без взрывов. Наиболее мощный из работоспособных видов Ядерных Реакторов, который требует наибольшего внимания. Требует постоянного присмотра. За первый раз издаёт приблизительно от 200 000 до 1 000 000 еЭ.

МК5

Ядерные реакторы 5-ого класса неработоспособны, в основном используются для доказательства того факта, что они взрываются. Хотя возможно сделать и работоспособный реактор такого класса, однако смысла в этом никакого нет.

Дополнительная классификация

Даже несмотря на то, что реакторы и так имеют целых 5 классов, реакторы иногда подразделяют ещё на несколько незначительных, однако немаловажных подклассов вида охлаждения, эффективности и производительности.

Охлаждение

-SUC (single use coolants - одноразовое использование охлаждающих элементов)

  • до версии 1.106 эта маркировка обозначала охлаждение реактора экстренным способом (с помощью вёдер воды или льда). Обычно такие реакторы используются редко или не используются совсем ввиду того, что без присмотра реактор может проработать не очень долго. Это обычно использовалось для Mk3 или Mk4.
  • после версии 1.106 появились тепловые конденсаторы. Подкласс -SUC теперь обозначает наличие в схеме тепловых конденсаторов. Их теплоёмкость можно быстро восстановить, но при этом придётся тратить красную пыль или лазурит .

Эффективность

Эффективность - это среднее число импульсов, производимых твэлами. Грубо говоря, это количество миллионов энергии, получаемой в результате работы реактора, поделённое на число твэлов. Но в случае схем обогатителей часть импульсов расходуется на обогащение, и в этом случае эффективность не совсем соответствует полученной энергии и будет выше.

Сдвоенные и счетверённые твэлы обладают большей базовой эффективностью по сравнению с одиночными. Сами по себе одиночные твэлы производят один импульс, сдвоенные - два, счетверённые - три. Если в одной из четырёх соседних клеток будет находиться другой ТВЭЛ, обеднённый ТВЭЛ или нейтронный отражатель, то число импульсов увеличивается на единицу, то есть максимум ещё на 4. Из вышесказанного становится понятно, что эффективность не может быть меньше 1 или больше 7.

Маркировка Значение
эффективности
EE =1
ED >1 и <2
EC ≥2 и <3
EB ≥3 и <4
EA ≥4 и <5
EA+ ≥5 и <6
EA++ ≥6 и <7
EA* =7

Иные подклассы

На схемах реакторов вы можете иногда увидеть дополнительные буквы, аббревиатуры или другие символы. Эти символы хоть и используются (например, раньше подкласс -SUC официально не был зарегистрирован), но большой популярности они не имеют. Поэтому вы можете назвать свой реактор хоть Mk9000-2 EA^ dzhigurda, однако такой вид реактора просто не поймут и сочтут это за шутку.

Постройка реактора

Все мы знаем, что реактор нагревается, и может внезапно произойти взрыв. И нам приходится то выключать, то включать его. Далее написано, как можно защитить свой дом, а также как максимально использовать реактор, который никогда не взорвётся. При этом у вас должно быть уже поставлены 6 реакторных камер .

    Вид реактора с камерами. Ядерный реактор внутри.

  1. Обложить реактор укреплённым камнем (5х5x5)
  2. Сделать пассивное охлаждение, то есть залить весь реактор водой. Заливайте его сверху, поскольку вода потечёт вниз. С помощью такой схемы реактор будет охлаждаться на 33 еТ за сек.
  3. Сделать максимальное количество вырабатываемой энергии с охлаждающими стержнями и т. д. Будьте внимательны, поскольку если будет неправильно расставленный хотя бы 1 теплораспределитель , может произойти катастрофа! (схема приведена для версии до 1.106)
  4. Дабы наш МФЭ не взорвался от высокого напряжения, ставим трансформатор, как на картинке.

Реактор Mk-V EB

Многим известно, что обновления вносят изменения. Одним из этих обновлений были внесены новые твэлы - сдвоенный и счетверённый. Схема, которая находится выше, не подходит к этим твэлам. Ниже предоставлено подробное описание изготовления довольно опасного, но эффективного реактора. Для этого к IndustrialCraft 2 нужен Nuclear Control. Данный реактор заполнил MFSU и MFE примерно за 30 минут реального времени. К сожалению, это реактор класса МК4. Но он выполнил свою задачу нагревшись до 6500 еТ. Рекомендуется поставить на температурном датчике 6500 и подключить к датчику сигнализацию и экстренную систему отключения. Если тревога орёт дольше двух минут, то лучше выключить реактор вручную. Постройка такая же, как и сверху. Изменено лишь расположение компонентов.

Выходная мощность: 360 еЭ/т

Всего еЭ: 72 000 000 еЭ

Время генерации: 10 мин. 26 сек.

Время перезарядки: Невозможно

Максимум циклов: 6,26 % цикла

Общее время: Никогда

Самое главное в таком реакторе - не дать ему взорваться!

Реактор Mk-II-E-SUC Breeder EA+ с возможностью обогащения обеднённых твэлов

Достаточно эффективный но дорогостоящий вид реактора. За минуту вырабатывает 720 000 еТ и конденсаторы нагреваются на 27/100, следовательно, без охлаждения конденсаторов реактор выдержит 3 минутных цикла, а 4-й почти наверняка взорвёт его. Возможна установка обеднённых твэлов для обогащения. Рекомендуется подключение реактора к таймеру и заключение реактора в «саркофаг» из укреплённого камня. Из-за высокого выходного напряжения (600 еЭ/т) необходимы высоковольтные провода и трансформатор ВН.

Выходная мощность: 600 еЭ/т

Всего еЭ: 120 000 000 еЭ

Время генерации: Полный цикл

Реактор Mk-I EB

Элементы не нагреваются вообще, работают 6 счетверённых твэлов.

Выходная мощность: 360 еЭ/т

Всего еЭ: 72 000 000 еЭ

Время генерации: Полный цикл

Время перезарядки: Не требуется

Максимум циклов: Бесконечное число

Общее время: 2 ч. 46 мин. 40 сек.

Реактор Mk-I EA++

Маломощный, но экономичный к сырью и дешёвый в постройке. Требует отражателей нейтронов .

Выходная мощность: 60 еЭ/т

Всего еЭ: 12 000 000 еЭ

Время генерации: Полный цикл

Время перезарядки: Не требуется

Максимум циклов: Бесконечное число

Общее время: 2 ч. 46 мин. 40 сек.

Реактор Mk-I EA*

Средней мощности но относительно дешёвый и максимально эффективный. Требует отражателей нейтронов .

Выходная мощность: 140 еЭ/т

Всего еЭ: 28 000 000 еЭ

Время генерации: Полный цикл

Время перезарядки: Не требуется

Максимум циклов: Бесконечное число

Общее время: 2 ч. 46 мин. 40 сек.

Реактор Mk-II-E-SUC Breeder EA+, обогащение урана

Компактный и дешёвый к постройке обогатитель урана. Время безопасной работы - 2 минуты 20 секунд, после чего рекомендуется чинить лазуритовые конденсаторы (ремонт одного - 2 лазурита + 1 редстоун), из-за чего придется постоянно следить за реактором. Также из-за неравномерного обогащения сильно обогащенные стержни рекомендуется менять местами со слабо обогащенными. В то же время может выдать за цикл 48 000 000 еЭ.

Выходная мощность: 240 еЭ/т

Всего еЭ: 48 000 000 еЭ

Время генерации: Полный цикл

Время перезарядки: Не требуется

Максимум циклов: Бесконечное число

Общее время: 2 ч. 46 мин. 40 сек.

Реактор Mk-I EC

«Комнатный» реактор. Имеет невысокую мощность, зато очень дешёв и абсолютно безопасен - весь присмотр за реактором сводится к замене стержней, поскольку охлаждение вентиляцией превышает теплогенерацию в 2 раза. Лучше всего поставить его вплотную к МФЭ /МФСУ и настроить их на подачу сигнала редстоуна при частичной зарядке (Emit if partially filled), таким образом реактор будет автоматически заполнять энергохранитель и отключаться при его заполнении. Для крафта всех компонентов потребуется 292 меди, 102 железа, 24 золота, 8 редстоуна, 7 резины, 7 олова, 2 единицы светопыли и лазурита, а также 6 единиц урановой руды. За цикл выдает 16 млн еЭ.

Выходная мощность: 80 еЭ/т

Всего еЭ: 32 000 000 еЭ

Время генерации: Полный цикл

Время перезарядки: Не требуется

Максимум циклов: Бесконечное число

Общее время: около 5 ч. 33 мин. 00 сек.

Таймер реактора

Реакторы классов MK3 и MK4 вырабатывают действительно много энергии в короткие сроки, но они имеют тенденцию взрываться без присмотра. Но с помощью таймера, можно заставить даже эти капризные реакторы работать без критического перегрева и позволить вам отлучится, например, чтобы накопать песочка для вашей фермы кактусов. Вот три примера таймеров:

  • Таймер из раздатчика , деревянной кнопки и стрел (Рис. 1). Выпущенная стрела - это сущность , время её жизни равно 1 минуте. При подсоединении деревянной кнопки с застрявшей в ней стрелой к реактору, тот будет работать ~ 1 мин. 1.5 сек. Лучше всего будет открыть доступ к деревянной кнопке, тогда можно будет экстренно остановить реактор. Заодно меньшится расход стрел, так как при соединении раздатчика с ещё одной кнопкой, кроме деревянной, после нажатия раздатчик выпускает сразу 3 стрелы из-за множественного сигнала.
  • Таймер из деревянной нажимной пластины (Рис. 2). Деревянная нажимная пластина реагирует, если на неё упадет какой-либо предмет. У выпавших передметов «срок жизни» равен 5 минутам (в SMP возможны отклонения из-за пинга), и если подсоединить пластину к реактору, тот будет работать ~ 5 мин. 1 сек. При создании множества таймеров, можно поставить этот таймер на первое место в цепочке, чтобы не ставить раздатчик . Тогда все цепь таймеров будет запускаться выбрасыванием игроком предмета на нажимную пластину.
  • Таймер из повторителей (Рис. 3). Таймер из повторителей может использоваться для точной настройки задержки работы реактора, но он очень громоздок и требует большое количество ресурсов для создания даже малой задержки. Сам таймер - это линия поддержки сигнала (10.6) . Как видно, он занимает много места, и на задержку сигнала в 1.2 сек. требуется целых 7 повторителей (21

    Пассивное охлаждение (до версии 1.106)

    Базовое охлаждение самого реактора равно 1. Далее проверяется область 3х3х3 вокруг реактора. Каждая камера реактора добавляет к охлаждению 2. Блок с водой (источником или течением) добавляет 1. Блок с лавой (источником или течением) уменьшает на 3. Блоки с воздухом и огнем считаются отдельно. Они добавляют к охлаждению (число блоков воздуха-2×число блоков с огнем)/4 (если результат деления не целое число, то дробная часть отбрасывается). Если суммарное охлаждение меньше 0, то оно считается равным 0.
    То есть корпус реактора не может нагреться из-за внешних факторов. В худшем случае он просто не будет охлаждаться за счёт пассивного охлаждения.

    Температура

    При высокой температуре реактор начинает отрицательно воздействовать на окружающую среду. Это воздействие зависит от коэффициента нагрева. Коэффициент нагрева=Текущая температура корпуса реактора/Максимальная температура , где Максимальная температура реактора=10000+1000*число камер реактора+100*число термопластин внутри реактора .
    Если коэффициент нагрева:

    • <0,4 - никаких последствий нет.
    • >=0,4 - есть шанс 1,5×(коэффициент нагрева-0,4) , что будет произведён выбор случайного блока в зоне 5×5×5 , и если это окажется воспламеняющийся блок, такой как листья, какой-либо деревянный блок, шерсть или кровать, то он сгорит.
    То есть при коэффициенте нагрева 0,4 шансы нулевые, при 0,67 выше будет 100 %. То есть при коэффициенте нагрева 0,85 шанс будет 4×(0,85-0,7)=0,6 (60 %), а при 0,95 и выше шанс будет 4×(95-70)=1 (100 %). В зависимости от типа блока произойдёт следующее:
    • если это центральный блок (сам реактор) или блок коренной породы, то эффекта не будет.
    • каменные блоки(в том числе ступеньки и руда), железные блоки(в том числе и блоки реактора), лава, земля, глина будут превращены в поток лавы.
    • если это блок воздуха, то на его месте будет попытка зажечь огонь (если рядом нет твёрдых блоков, огонь не появится).
    • остальные блоки (в том числе и вода) будут испаряться, и на их месте тоже будет попытка зажечь огонь.
    • >=1 - Взрыв! Базовая мощность взрыва равна 10. Каждый ТВЭЛ в реакторе увеличивает мощность взрыва на 3 единицы, а каждая обшивка реактора уменьшает его на единицу. Также мощность взрыва ограничена максимумом в 45 единиц. По числу выпадения блоков этот взрыв аналогичен ядерной бомбе, 99 % блоков после взрыва уничтожатся, а дроп составит лишь 1 %.

    Расчёт нагрева или низкообогащённый ТВЭЛ , то корпус реактора нагревается на 1 еТ.

  • Если это ведро воды , и температура корпуса реактора больше 4000 еТ, то корпус охлаждается на 250 еТ, а ведро воды заменяется на пустое ведро.
  • Если это ведро лавы , то корпус реактора нагревается на 2000 еТ, а ведро лавы заменяется на пустое ведро.
  • Если это блок льда , и температура корпуса более 300 еТ, то корпус охлаждается на 300 еТ, а количество льда уменьшается на 1. То есть сразу весь стак льда не испарится.
  • Если это теплораспределитель , то проводится такой расчёт:
    • Проверяется 4 соседние ячейки, в следующем порядке: левая, правая, верхняя и нижняя.
Если в них есть охлаждающая капсула или обшивка реактора, то производится рассчёт баланса тепла. Баланс=(температура теплораспределителя-температура соседнего элемента)/2
  1. Если баланс больше 6, он приравнивается 6.
  2. Если соседний элемент - охлаждающая капсула, то он нагревается на значение вычисленного баланса.
  3. Если это обшивка реактора, то производится дополнительный расчёт передачи тепла.
  • Если рядом с этой пластиной нет охлаждающих капсул, то пластина нагреется на значение вычисленного баланса (на другие элементы тепло от теплораспределителя через термопластину не идёт).
  • Если есть охлаждающие капсулы, то проверяется, делится ли баланс тепла на их количество без остатка. Если не делится, то баланс тепла увеличивается на 1 еТ, и пластина охлаждается на 1 еТ, пока не будет делиться нацело. Но если обшивка реактора остывшая, и нацело баланс не делится, то она нагревается, а баланс уменьшается, пока не станет делиться нацело.
  • И, соответственно, эти элементы нагреваются на температуру, равную Баланс/количество .
  1. Он берется по модулю, и если он больше 6, то приравнивается к 6.
  2. Теплораспределитель нагревается на значение баланса.
  3. Соседний элемент охлаждается на значение баланса.
  • Производится расчёт баланса тепла между теплораспределителем и корпусом.
Баланс=(температура теплораспределителя-температура корпуса+1)/2 (если результат деления не целое число, то дробная часть отбрасывается)
  • Если баланс положительный, то:
  1. Если баланс больше 25, он приравнивается к 25.
  2. Теплораспределитель охлаждается на значение вычисленного баланса.
  3. Корпус реактора нагревается на значение вычисленного баланса.
  • Если баланс отрицательный, то:
  1. Он берется по модулю и если получается больше 25, то он приравнивается к 25.
  2. Теплораспределитель нагревается на значение вычисленного баланса.
  3. Корпус реактора охлаждается на значение вычисленного баланса.
  • Если это ТВЭЛ, и реактор не заглушен сигналом красной пыли, то проводятся такие расчёты:
Считается число импульсов, генерирующих энергию для данного стержня. Число импульсов=1+количество соседних урановых стержней . Соседние - это те, которые находятся в слотах справа, слева, сверху и снизу. Подсчитывается количество энергии генерируемое стержнем. Количество энергии(еЭ/т)=10×Число импульсов . еЭ/т - единица энергии за такт (1/20 часть секунды) Если рядом с урановым стержнем есть обеднённый ТВЭЛ , то число импульсов увеличивается на их количество. То есть Число импульсов=1+количество соседних урановых стержней+количество соседних обеднённых твэлов . Также проверяются эти соседние обеднённые твэлы , и с некоторой вероятностью они обогащаются на две единицы. Причём шанс обогащения зависит от температуры корпуса и если температура:
  • менее 3000 - шанс 1/8 (12,5 %);
  • от 3000 и менее 6000 - 1/4 (25 %);
  • от 6000 и менее 9000 - 1/2 (50 %);
  • 9000 или выше - 1 (100 %).
При достижении обеднённым твэлом значения обогащения в 10000 единиц, он превращается в низкообогащённый ТВЭЛ . Дальше для каждого импульса рассчитывается генерация тепла. То есть расчёт производится столько раз, сколько получилось импульсов. Считается количество охлаждающих элементов (охлаждающие капсулы, термопластины и теплораспределители) рядом с урановым стержнем. Если их количество равно:
  • 0? корпус реактора нагревается на 10 еТ.
  • 1: охлаждающий элемент нагревается на 10 еТ.
  • 2: охлаждающие элементы нагреваются каждый на 4 еТ.
  • 3: нагреваются каждый на 2 еТ.
  • 4: нагреваются каждый на 1 еТ.
Причём если там есть термопластины, то они будет также перераспределять энергию. Но в отличие от первого случая, пластины рядом с урановым стержнем могут распределить тепло и на охлаждающие капсулы, и на следующие термопластины. А следующие термопластины могут распределить тепло дальше лишь на охлаждающие стержни . ТВЭЛ уменьшает свою прочность на 1 (изначально она равна 10000), и если она достигает 0, то он уничтожается. Дополнительно с шансом 1/3 при уничтожении он оставит после себя исчерпанный ТВЭЛ .

Пример расчёта

Существуют программы, рассчитывающие эти схемы. Для более надёжных расчётов и большего понимания процесса стоит использовать их.

Возьмем к примеру такую схему с тремя урановыми стержнями.

Цифрами обозначен порядок расчёта элементов в этой схеме, и этими же цифрами будем обозначать элементы, чтобы не запутаться.

Для примера рассчитаем распределение тепла на первой и второй секундах. Будем считать, что вначале нагрев элементов отсутствует, пассивное охлаждение максимально (33 еТ), и охлаждение термопластин не будем учитывать.

Первый шаг.

  • Температура корпуса реактора 0 еТ.
  • 1 - Обшивка реактора (ТП) ещё не нагрета.
  • 2 - Охлаждающая капсула (ОхС) ещё не нагрет, и охлаждаться на этом шаге уже не будет (0 еТ).
  • 3 - ТВЭЛ выделит по 8 еТ (2 такта по 4 еТ) на 1ю ТП (0 еТ), что нагреет её до 8 еТ, и на 2й ОхС (0 еТ), что нагреет его до 8 еТ.
  • 4 - ОхС ещё не нагрет, и охлаждаться на этом шаге уже не будет (0 еТ).
  • 5 - Теплораспределитель (ТР), ещё не нагретый, сбалансирует температуру со 2м ОхС (8 еТ). Охладит его до 4 еТ и сам нагреется до 4 еТ.
Далее 5й ТР (4 еТ) сбалансирует температуру у 10го ОхС (0 еТ). Нагреет его до 2 еТ, и сам охладится до 2 еТ. Далее 5й ТР (2 еТ) сбалансирует температуру корпуса (0 еТ), отдав ему 1 еТ. Корпус нагреется до 1 еТ, и ТР охладится до 1 еТ.
  • 6 - ТВЭЛ выделит по 12 еТ (3 такта по 4 еТ) на 5й ТР (1 еТ), что нагреет его до 13 еТ, и на 7ю ТП (0 еТ), что нагреет её до 12 еТ.
  • 7 - ТП уже нагрета до 12 еТ и может охладиться с шансом 10 %, но мы не учитываем тут шанс охлаждения.
  • 8 - ТР (0 еТ) сбалансирует температуру у 7й ТП (12 еТ), и заберет у неё 6 еТ. 7я ТП охладится до 6 еТ, и 8й ТР нагреется до 6 еТ.
Далее 8й ТР(6 еТ) сбалансирует температуру у 9го ОхС(0 еТ). В итоге он нагреет его до 3 еТ, и сам охладится до 3 еТ. Далее 8й ТР (3 еТ) сбалансирует температуру у 4го ОхС (0 еТ). В итоге он нагреет его до 1 еТ, и сам охладится до 2 еТ. Далее 8й ТР (2 еТ) сбалансирует температуру у 12го ОхС (0 еТ). В итоге он нагреет его до 1 еТ, и сам охладится до 1 еТ. Далее 8й ТР (1 еТ) сбалансирует температуру корпуса реактора(1 еТ). Так как разницы температур нет, ничего не происходит.
  • 9 - ОхС (3 еТ) охладится до 2 еТ.
  • 10 - ОхС (2 еТ) охладится до 1 еТ.
  • 11 - ТВЭЛ выделит по 8 еТ (2 такта по 4 еТ) на 10й ОхС (1 еТ), что нагреет его до 9 еТ, и на 13ю ТП (0 еТ), что нагреет её до 8 еТ.

На рисунке красные стрелочки показывают нагрев от урановых стержней, синие - балансировку тепла теплораспределителями, желтые - распределение энергии на корпус реактора, коричневые - итоговый нагрев элементов на данном шаге, голубые - охлаждение для охлаждающих капсул. Цифры в верхнем правом углу показывают итоговый нагрев, а для урановых стержней - время работы.

Итоговый нагрев после первого шага:

  • корпус реактора - 1 еТ
  • 1ТП - 8 еТ
  • 2ОхС - 4 еТ
  • 4ОхС - 1 еТ
  • 5ТР - 13 еТ
  • 7ТП - 6 еТ
  • 8ТР - 1 еТ
  • 9ОхС - 2 еТ
  • 10ОхС - 9 еТ
  • 12ОхС - 0 еТ
  • 13ТП - 8 еТ

Второй шаг.

  • Корпус реактора охладится до 0 еТ.
  • 1 - ТП, не учитываем охлаждение.
  • 2 - ОхС (4 еТ) охладится до 3 еТ.
  • 3 - ТВЭЛ выделит по 8 еТ (2 такта по 4 еТ) на 1ю ТП (8 еТ), что нагреет её до 16 еТ, и на 2й ОхС (3 еТ), что нагреет его до 11 еТ.
  • 4 - ОхС (1 еТ) охладится до 0 еТ.
  • 5 - ТР (13 еТ) сбалансирует температуру со 2м ОхС (11 еТ). Нагреет его до 12 еТ, и сам охладится до 12 еТ.
Далее 5й ТР (12 еТ) сбалансирует температуру у 10го ОхС (9 еТ). Нагреет его до 10 еТ, и сам охладится до 11 еТ. Далее 5й ТР (11 еТ) сбалансирует температуру корпуса (0 еТ), отдав ему 6 еТ. Корпус нагреется до 6 еТ, и 5й ТР охладится до 5 еТ.
  • 6 - ТВЭЛ выделит по 12 еТ (3 такта по 4 еТ) на 5й ТР (5 еТ), что нагреет его до 17 еТ, и на 7ю ТП (6 еТ), что нагреет её до 18 еТ.
  • 7 - ТП (18 еТ), не учитываем охлаждение.
  • 8 - ТР (1 еТ) сбалансирует температуру у 7й ТП (18 еТ) и заберёт у неё 6 еТ. 7я ТП охладится до 12 еТ, и 8й ТР нагреется до 7 еТ.
Далее 8й ТР (7 еТ) сбалансирует температуру у 9го ОхС (2 еТ). В итоге он нагреет его до 4 еТ, и сам охладится до 5 еТ. Далее 8й ТР (5 еТ) сбалансирует температуру у 4го ОхС (0 еТ). В итоге он нагреет его до 2 еТ, и сам охладится до 3 еТ. Далее 8й ТР (3 еТ) сбалансирует температуру у 12го ОхС (0 еТ). В итоге он нагреет его до 1 еТ, и сам охладится до 2 еТ. Далее 8й ТР (2 еТ) сбалансирует температуру корпуса реактора (6 еТ), забрав у него 2 еТ. Корпус охладится до 4 еТ, и 8й ТР нагреется до 4 еТ.
  • 9 - ОхС (4 еТ) охладится до 3 еТ.
  • 10 - ОхС (10 еТ) охладится до 9 еТ.
  • 11 - ТВЭЛ выделит по 8 еТ (2 такта по 4 еТ) на 10й ОхС (9 еТ), что нагреет его до 17 еТ, и на 13ю ТП (8 еТ), что нагреет её до 16 еТ.
  • 12 - ОхС (1 еТ) охладится до 0 еТ.
  • 13 - ТП (8 еТ), не учитываем охлаждение.


Итоговый нагрев после второго шага:

  • корпус реактора - 4 еТ
  • 1ТП - 16 еТ
  • 2ОхС - 12 еТ
  • 4ОхС - 2 еТ
  • 5ТР - 17 еТ
  • 7ТП - 12 еТ
  • 8ТР - 4 еТ
  • 9ОхС - 3 еТ
  • 10ОхС - 17 еТ
  • 12ОхС - 0 еТ
  • 13ТП - 16 еТ

В этой статье я попытаюсь рассказать основные принципы работы большинства известных ядерных реакторов и показать как из собирать.
Статью разобью на 3 раздела: ядерный реактор, моксовый ядерный реактор, жидкостный ядерный реактор. В дальнейшем, вполне возможно, буду что то добавлять/менять. Так же просьба писать только по теме: к примеру моменты что были мной забыты или например полезные схемы реакторов которые выдают большой кпд, просто большой выход или предполагают автоматизацию. По поводу же отсутствующих крафтов рекомендую пользоваться русской вики или игровым НЕИ.

Так же перед работой с реакторами хочу обратить ваше внимание на то, что устанавливать реактор необходимо целиком в 1 чанке (16х16, сетку вывести можно нажав F9). Иначе корректная работа не гарантируется, ведь иногда в разных чанках время течет по разному! Особенно актуально это относится к жидкостному реактору имеющему в своем устройстве множество механизмов.

И еще один момент: установка более 3х реакторов в 1 чанке может привести к плачевным последствиям, а именно лагам на сервере. И чем больше реакторов - тем больше лагов. Распределяйте их равномерно по площади! Обращение игрокам играющем на нашем проекте: при нахождении администрацией более 3х реакторов на 1 чанке (а они найдут) все лишние уйдут под снос, ибо думайте не только о себе но и об остальных игроках на сервере. Лаги никому не по нраву.

1. Ядерный реактор.

По сути своей все реакторы являются генераторами энергии, но в то же время это довольно непростые для игрока многоблочные структуры. Работать реактор начинает только после подачи на него редстоун сигнала.

Топливо.
Ядерный реактор самого простого типа работает на уране. Внимание: прежде чем работать с ураном позаботьтесь о безопасности. Уран радиоактивен, и отравляет игрока не снимаемым отравлением что будет висеть до окончания действия или летального исхода. Необходимо создать комплект хим защиты (да да) из резины, он защитит вас от неприятного воздействия.
Урановую руду, что вы находите необходимо продробить, промыть (по желанию), и закинуть в термальную центрифугу. В итоге мы получаем 2 типа урана: 235 и 238. Соединив их на верстаке в пропорции 3 к 6 мы получим урановое топливо которое необходимо закатать в топливные стержни в консерваторе. Полученные стержни вы уже вольны использовать в реакторах как вам заблагорассудится: в изначальном виде, в виде двойных или счетверенных стержней. Любые урановые стержни работают в течении ~330 минут, это около пяти с половиной часов. После своей выработки стержни превращаются в обедненные стержни которые необходимо зарядить в центрифугу (больше с ними ничего не сделать). На выходе вы получите почти весь 238 уран (4 из 6 на стержень). 235 же уран превратится в плутоний. И если первое вы можете пустить на второй круг просто добавив 235, то второе не выкидывайте, плутоний вам пригодится в дальнейшем.

Рабочая зона и схемы.
Сам реактор это блок (ядерный реактор) имеющий внутреннюю ёмкость и ее желательно увеличивать для создания более эффективных схем. При максимальном увеличении реактор будет окружен с 6-ти сторон (со всех) реакторными камерами. При наличии ресурсов рекомендую использовать его именно в таком виде.
Готовый реактор:

Реактор будет выдавать энергию сразу в eu/t, что означает, что к нему можно просто подцепить провод и запитывать с него уже то что вам нужно.
Реакторные стержни хоть и выдают электроэнергию, но вдобавок они выделяют тепло, которое, если не рассеивать может привести к взрыву самой машины и всех ее компонентов. Соответственно помимо топлива вам необходимо позаботиться об охлаждении рабочей зоны. Внимание: на сервере ядерный реактор не имеет пассивного охлаждения, как самих отсеков (как написано на викии) так и от воды/льда, с другой стороны от лавы он тоже не нагревается. То есть нагрев/охлаждение ядра реактора происходит исключительно при взаимодействии внутренних компонентов схемы.

Схема это - набор элементов состоящих из охлаждающих реактор механизмов а так же самого топлива. От нее зависит сколько будет выдавать реактор энергии и будет ли он перегреваться. Смеха может состоять из стержней, теплоотводов, теплообменников, реакторных пластин (основное и наиболее часто используемое), так же охлаждающие стержни, конденсаторы, отражатели (редко используемые компоненты). Их крафты и назначение я расписывать не буду, все смотрите на викии, у нас это работает так же. Разве что конденсаторы сгорают буквально за 5 минут. В схеме помимо получения энергии необходимо полностью погасить выходящее тепло от стержней. Если тепла больше чем охлаждения то реактор взорвется (после определенного нагрева). Если больше охлаждения, то он будет работать до полной выработки стержней, в перспективе вечно.

Схемы для ядерного реактора я разделил бы на 2 типа:
Наиболее выгодные по кпд на 1 урановый стержень. Баланс затрат урана и выхода энергии.
Пример:

12 стержней.
Эффективность 4.67
Выход 280 еу/т.
Соответственно получаем 23.3 еу/т или 9 220 000 энергии за цикл (примерно) с 1 уранового стержня. (23.3*20(тактов в секунду)*60(секунд в минуте)*330(длительность работы стержней в минутах))

Наиболее выгодные по выходу энергии на 1 реактор. Тратим максимум урана и получаем максимум энергии.
Пример:

28 стержней.
Эффективность 3
Выход 420 еу/т.
Тут уже имеем 15 еу/т или 5 940 000 энергии за цикл на 1 стержень.

Какой вам вариант ближе смотрите сами, однако не забывайте, что второй вариант даст больший выход плутония ввиду большего количества стержней на реактор.

Плюсы простого ядерного реактора:
+ Довольно неплохой выход энергии на начальном этапе при использовании экономичных схем даже без доп реакторных камер.
Пример:

+ Относительная простота в создании/использования в сравнении с другими типами реакторов.
+ Позволяет использовать уран уже практически в самом начале. Нужна разве что центрифуга.
+ В перспективе один из мощнейших источников энергии в индастриал моде и на нашем сервере в частности.

Минусы:
- Все же требует некоторую оснащенность в плане индастриал машин а так же знаний по их использованию.
- Выдает относительно небольшое количество энергии (малые схемы) или просто не слишком рациональное использование урана (цельный реактор).

2. Ядерный реактор на MOX топливе.

Отличия.
По большому счету сильно похож на реактор работающий на уране, однако с некоторыми отличиями:

Использует как понятно из названия моксовые стержни, которые собираются из 3х больших кусочков плутония (останется после обеднения) и 6ти 238го урана (238 уран перегорит в кусочки плутония). 1 большой кусок плутония это 9 маленьких, соответственно чтобы сделать 1 моксовый стержень необходимо сперва пережечь в реакторе 27 урановых стержней. Исходя из этого можно сделать вывод, что создание мокса это трудоёмкая и длительная затея. Однако могу вас уверить, выход энергии с такого реактора будет в разы выше чем с уранового.
Вот вам пример:

Во второй точно такой же схеме вместо урана стоит мокс и реактор разогрет почти до упора. В итоге выход почти пятикратный (240 и 1150-1190).
Однако имеется и отрицательный момент: мокс работает не 330, а 165 минут (2 часа 45 минут).
Небольшое сравнение:
12 урановых стержней.
Эффективность 4.
Выход 240 eu/t.
20 за такт или 7 920 000 еу за цикл на 1 стержень.

12 моксовых стержней.
Эффективность 4.
Выход 1180 eu/t.
98.3 за такт или 19 463 000 еу за цикл на 1 стержень. (длительность меньше)

Основной принцип работы охлаждения уранового реактора - переохлаждение, моксового - максимальная стабилизация нагрева охлаждением.
Соответственно при нагреве 560 у вас охлаждение должно быть 560, ну или чуть чуть меньше (небольшой нагрев допускается, но об этом чуть ниже).
Чем больше процент нагрева ядра реактора, тем больше выдает энергии моксовые стержни не повышая при этом выработку тепла .

Плюсы:
+ Использует практически незадействованное в урановом реакторе топливо, а именно 238 уран.
+ При правильном использовании (схема+нагрев) один из самых лучших источников энергии в игре (относительно продвинутых солнечных панелей из мода Advanced Solar Panels). Выдавать часами заряд в тысячу еу/тик способен только он.

Минусы:
- Сложен в обслуживании (нагрев).
- Использует не самые экономичные (из-за необходимости автоматизации во избежании потери тепла) схемы.

2.5 Внешнее автоматическое охлаждение.

Немного отступлю от самих реакторов и расскажу про доступное для них охлаждение что есть у нас на сервере. А конкретно про Nuclear Control .
Для корректного использования нуклеар контроля так же необходим Red Logic. Касается только контактного датчика, для дистанционного это необязательно.
Из данного мода как можно было догадаться нам необходимы датчики температуры контактный и дистанционный. Для обычного уранового и мокс реакторов достаточно контактного. Для жидкостного (в силу конструкции) уже необходим дистанционный.

Контактный устанавливаем как на изображении. Расположение проводов (freestanding red alloy wire и red alloy wire) роли не играет. Температура (зеленое табло) настраивается индивидуально. Не забываем перевести кнопку в положение Пп (изначально она пП).

Контактный датчик работает так:
Зеленое табло - он получает данные о температуре а так же это означает что она в пределах нормы, он дает сигнал редстоуна. Красный - ядро реактора перешло указанную в датчике температуру и он перестал подавать сигнал редстоуна.
Дистанционный практически так же. Основное отличие как понятно из его названия он может выдавать данные о реакторе издалека. Получает он их с помощью набора с дистанционным датчиком (ид 4495). Еще он по умолчанию кушает энергию (у нас отключено). Так же занимает блок целиком.

3. Жидкостный ядерный реактор.

Вот и подходим к последнему типу реакторов, а именно жидкостному. Называется он так потому, что уже относительно нехило приближен к реальным реакторам (в рамках игры конечно). Суть такова: стержни выделяют тепло, охлаждающие компоненты это тепло переводят на хладагент, хладагент отдает это тепло через жидкостные теплообменники в генераторы стирлингов, те же преобразуют тепловую энергию в электрическую. (Вариант использования такого реактора не единственный, но пока, субъективно самый простой и эффективный.)

В отличии от двух предыдущих типов реакторов перед игроком стоит задача не максимально увеличить выход энергии с урана, а балансировать нагрев и возможность схемы отводить тепло. Эффективность выхода энергии жидкостного реактора основывается на исходящем тепле, но ограничена максимальным охлаждением реактора. Соответственно если вы поставите в схеме 4 4х стержня квадратом, вы просто не сможете их охладить, вдобавок схема будет не шибко оптимальна, и эффективный отвод тепла будет на уровне 700-800 ет/t (единиц тепла) во время работы. Надо ли говорить, что реактор с таким количеством стержней установленных вплотную будет работать 50 или максимум 60% времени? Для сравнения оптимальная найденная схема для реактора из трех 4х стержней выдает уже 1120 ед тепла на протяжении 5 с половиной часов.

Пока что более менее простая (бывает значительно сложнее и затратнее) технология использования такого реактора дает 50% выход от тепла (стирлинги). Что примечательно, сам выход тепла умножается на 2.

Перейдем к самой постройки реактора.
Даже среди многоблочных структур майнкрафта является субъективно очень большой и сильно кастомизируемой, но тем не менее.
Сам реактор занимает площадь 5х5, плюс возможно установленные блоки теплообменников+стирлинги. Соответственно итоговый размер 5х7. Не забываем про установку всего реактора в одном чанке. После чего готовим площадку и выкладываем реакторные корпуса 5х5.

Затем устанавливаем внутрь в самый центр полости обычный реактор с 6 реакторными камерами.

Не забываем использовать набор для дистанционного датчика на реакторе, в дальнейшем мы не сможем до него добраться. В остальные пустые слоты оболочки вставляем 12 реакторных насосов + 1 реакторный проводник красного сигнала + 1 реакторный люк. Получится должно к примеру так:

После чего необходимо заглянуть в реакторный люк, это наш контакт с внутренностями реактора. Если все сделали правильно то интерфейс изменит вид на такой:

Самой схемой мы займемся позже, а пока продолжим установку внешних компонентов. Во первых необходимо в каждый насос вставить по жидкостному выталкивателю. Ни в данный момент, ни в дальнейшем они не требуют настройки и будут работать корректно в варианте "по умолчанию". Проверяем лучше по 2 раза, не разбирать же это все потом. Далее устанавливаем на 1 насос по 1 жидкостному теплообменнику так, чтобы рыжий квадрат смотрел от реактора. После чего забиваем теплообменники по 10 теплопроводов и 1 жидкостному выталкивателю.

Проверяем все еще раз. Дальше ставим генераторы стирлинга на теплообменники так, чтобы они смотрели своим контактом на теплообменники. Развернуть их в противоположную сторону от стороны которой касается ключ можно зажав шифт и кликнув по необходимой стороне. Получится в итоге должно так:

Затем в интерфейсе реактора в левый верхний слот помещаем с десяток капсул хладогента. После чего соединяем все стирлинги кабелем, это наш по сути механизм что выводит энергию со схемы реактора. На проводник красного сигнала ставим дистанционный датчик, и устанавливаем его в положение Пп. Температура роли не играет, можно оставить и 500, ведь по факту он не должен греться вообще. Подводить кабель к датчику необязательно (у нас на сервере), он будет работать и так.

Она будет выдавать 560х2=1120 ет/т за счет 12 стирлингов мы их выводим в виде 560 еу/т. Что довольно неплохо с 3х счетверенных стержней. Схема так же удобна для автоматизации, но об этом несколько позже.

Плюсы:
+ Выдает около 210% энергии относительно стандартного уранового реактора при такой же схеме.
+ Не требует постоянного контроля (как к примеру мокс с необходимостью поддерживать нагрев).
+ Дополняет мокс используя 235 уран. Позволяя вкупе выдавать максимум энергии из уранового топлива.

Минусы:
- Весьма дорог в постройке.
- Занимает порядочно места.
- Требует определенных технических знаний.

Общие рекомендации и наблюдения по жидкостному реактору:
- Не используйте в реакторных схемах теплообменники. В следствии механики жидкостного реактора они будут аккумулировать выходящее тепло если вдруг будет происходить перегрев, после чего сгорят. По этой же причине охлаждающие капсулы и конденсаторы в ней просто бесполезны, ведь они забирают все тепло.
- Каждый стирлинг позволяет вывести 100ед тепла, соответственно имея в схеме 11.2 сотни тепла нам было необходимо установить 12 стирлингов. Если ваша система будет выдавать к примеру 850 ед, то их будет достаточно всего 9 штук. Учитывайте что недостаток стирлингов будет приводить к нагреву системы, ведь избыточному теплу будет некуда деваться!
- Довольно устаревшую, но все же юзабельную программу для расчета схем для уранового и жидкостного реактора, а так же отчасти мокса можно взять здесь

Имейте ввиду, если энергия с реактора не будет уходить, то буфер стирлингов переполнится и начнется перегрев (теплу будет некуда идти)

P.S.
Выражаю благодарность игроку MorfSD который помогал в сборе сведений для создания статьи и просто участвовал в мозговом штурме и отчасти реактора.

Разработка статьи продолжается...

Изменено 5 марта 2015 пользователем AlexVBG

Если вы играете в "Майнктрафт" и знаете о модификации под названием "Индастриал Крафт", то вам, вероятнее всего, знакома проблема ужасной нехватки энергии. Практически все интересные механизмы, которые вы можете соорудить с использованием данного мода, потребляют энергию. Поэтому вам определенно нужно знать, как ее при этом вырабатывать, чтобы ее всегда было достаточно. Существует несколько источников энергии - вы можете получать ее даже из угля при его сжигании в печи. Но при этом вы должны понимать, что получится совсем небольшое количество энергии. Поэтому вам нужно искать лучшие источники. Больше всего энергии вы можете получить, используя ядерный реактор. Схема для него может быть различной в зависимости от того, на что именно вы хотите нацелиться - на эффективность или производительность.

Эффективный реактор

В "Майнкрафте" очень сложно собрать большое количество урана. Соответственно, вам будет непросто построить полноценный ядерный реактор, схема которого была бы рассчитана на низкое потребление топлива при высокой отдаче энергии. Однако не стоит отчаиваться - это все же возможно, существует определенный набор схем, которые помогут вам в достижении вашей цели. Самое главное в любой схеме - это использование счетверенного уранового стержня, который позволит вам максимально повысить выработку энергии с небольшого количества урана, а также качественные отражатели, которые будут снижать расход топлива. Таким образом, вы сможете построить эффективный - схема для него при этом может различаться.

Схема реактора на урановом стержне

Итак, для начала стоит рассмотреть схема которого основывается на использовании счетверенного уранового стержня. Для начала вам нужно будет получить его, а также те самые иридиевые отражатели, которые позволят вам получить максимум топлива из одного стержня. Лучше всего использовать четыре штуки - так достигается максимальная эффективность. Также необходимо снабдить ваш реактор продвинутыми теплообменниками в количестве 13 штук. Они будут постоянно производить попытки сравнять температуру окружающих элементов и себя, тем самым охлаждая корпус. Ну и, естественно, не обойтись без разогнанных и компонентных теплоотводов - первых понадобится целых 26 штук, а вторых будет достаточно десяти. При этом разогнанные теплоотводы понижают температуру себя и корпуса, в то время как компонентные теплоотводы понижают температуру всех окружающих их элементов, а сами вообще не нагреваются. Если рассматривать схемы IC2 Experimental, то данная является самой эффективной. Однако при этом вы можете использовать и другой вариант, заменив урановый стержень на МОХ.

Схема реактора на стержне МОХ

Если вы создаете ядерный реактор в "Майнкрафт", схемы могут быть самыми разнообразными, но при этом если вы нацелены на максимальную эффективность, то вам не нужно выбирать среди многих - лучше использовать ту, которая была описана выше, или же воспользоваться данной, в которой основным элементом является стержень МОХ. В данном случае вы можете отказаться от теплообменников, используя исключительно теплоотводы, только на этот раз компонентных должно быть больше всего - 22, разогнанных хватит 12, а также добавится новый вид - реакторный теплоотвод. Он охлаждает как себя, так и корпус - таких вам нужно будет установить три штуки. Такой реактор потребует немного больше топлива, но при этом даст гораздо больше энергии. Вот так вы и сможете создать полноценный ядерный реактор. Схемы (1.6.4), однако, не ограничиваются эффективностью - вы можете сконцентрироваться и на производительности.

Производительный реактор

Каждый реактор потребляет определенное количество топлива и производит конкретное количество энергии. Как вы уже поняли, схема ядерного реактора в Industrial Craft может быть составлена таким образом, что он будет потреблять мало топлива, но при этом производить достаточно энергии. Но что делать, если у вас есть достаточно урана, и вы не жалеете его на производство энергии? Тогда вы можете позаботиться о том, чтобы у вас был реактор, который будет производить очень и очень много энергии. Естественно, в данном случае тоже нужно строить свою конструкцию не наобум, а очень детально все продумывать, чтобы расход топлива был максимально разумным при производстве большого количества энергии. Схемы для ядерного реактора в Minecraft в данном случае также могут отличаться, поэтому нужно рассмотреть две основные.

Производительность с использованием урановых стержней

Если в эффективных схемах ядерного реактора использовалось всего по одной штуке урановых стержней или стержней МОХ, то в данном случае подразумевается, что у вас имеется большой запас топлива. Так что производительный реактор потребует от вас 36 урановых счетверенных стержней, а также 18 охладителей 320К. Реактор будет сжигать уран для получения энергии, но охладитель будет защищать его от взрыва. Соответственно, вам нужно постоянно следить за реактором - цикл при данной схеме длится 520 секунд, и если за это время вы не замените охладители, реактор взорвется.

Производительность и стержни МОХ

Собственно говоря, в данном случае абсолютно ничего не меняется - вам нужно установить то же количество стержней и то же количество охладителей. Цикл также составляет 520 секунд, поэтому всегда контролируйте процесс. Помните, что если вы производите большое количество энергии, всегда существует опасность того, что реактор взорвется, поэтому внимательно за ним следите.

В этой статье я попытаюсь рассказать основные принципы работы большинства известных ядерных реакторов и показать как из собирать.
Статью разобью на 3 раздела: ядерный реактор, моксовый ядерный реактор, жидкостный ядерный реактор. В дальнейшем, вполне возможно, буду что то добавлять/менять. Так же просьба писать только по теме: к примеру моменты что были мной забыты или например полезные схемы реакторов которые выдают большой кпд, просто большой выход или предполагают автоматизацию. По поводу же отсутствующих крафтов рекомендую пользоваться русской вики или игровым НЕИ.

Так же перед работой с реакторами хочу обратить ваше внимание на то, что устанавливать реактор необходимо целиком в 1 чанке (16х16, сетку вывести можно нажав F9). Иначе корректная работа не гарантируется, ведь иногда в разных чанках время течет по разному! Особенно актуально это относится к жидкостному реактору имеющему в своем устройстве множество механизмов.

И еще один момент: установка более 3х реакторов в 1 чанке может привести к плачевным последствиям, а именно лагам на сервере. И чем больше реакторов - тем больше лагов. Распределяйте их равномерно по площади! Обращение игрокам играющем на нашем проекте: при нахождении администрацией более 3х реакторов на 1 чанке (а они найдут) все лишние уйдут под снос, ибо думайте не только о себе но и об остальных игроках на сервере. Лаги никому не по нраву.

1. Ядерный реактор.

По сути своей все реакторы являются генераторами энергии, но в то же время это довольно непростые для игрока многоблочные структуры. Работать реактор начинает только после подачи на него редстоун сигнала.

Топливо.
Ядерный реактор самого простого типа работает на уране. Внимание: прежде чем работать с ураном позаботьтесь о безопасности. Уран радиоактивен, и отравляет игрока не снимаемым отравлением что будет висеть до окончания действия или летального исхода. Необходимо создать комплект хим защиты (да да) из резины, он защитит вас от неприятного воздействия.
Урановую руду, что вы находите необходимо продробить, промыть (по желанию), и закинуть в термальную центрифугу. В итоге мы получаем 2 типа урана: 235 и 238. Соединив их на верстаке в пропорции 3 к 6 мы получим урановое топливо которое необходимо закатать в топливные стержни в консерваторе. Полученные стержни вы уже вольны использовать в реакторах как вам заблагорассудится: в изначальном виде, в виде двойных или счетверенных стержней. Любые урановые стержни работают в течении ~330 минут, это около пяти с половиной часов. После своей выработки стержни превращаются в обедненные стержни которые необходимо зарядить в центрифугу (больше с ними ничего не сделать). На выходе вы получите почти весь 238 уран (4 из 6 на стержень). 235 же уран превратится в плутоний. И если первое вы можете пустить на второй круг просто добавив 235, то второе не выкидывайте, плутоний вам пригодится в дальнейшем.

Рабочая зона и схемы.
Сам реактор это блок (ядерный реактор) имеющий внутреннюю ёмкость и ее желательно увеличивать для создания более эффективных схем. При максимальном увеличении реактор будет окружен с 6-ти сторон (со всех) реакторными камерами. При наличии ресурсов рекомендую использовать его именно в таком виде.
Готовый реактор:

Реактор будет выдавать энергию сразу в eu/t, что означает, что к нему можно просто подцепить провод и запитывать с него уже то что вам нужно.
Реакторные стержни хоть и выдают электроэнергию, но вдобавок они выделяют тепло, которое, если не рассеивать может привести к взрыву самой машины и всех ее компонентов. Соответственно помимо топлива вам необходимо позаботиться об охлаждении рабочей зоны. Внимание: на сервере ядерный реактор не имеет пассивного охлаждения, как самих отсеков (как написано на викии) так и от воды/льда, с другой стороны от лавы он тоже не нагревается. То есть нагрев/охлаждение ядра реактора происходит исключительно при взаимодействии внутренних компонентов схемы.

Схема это - набор элементов состоящих из охлаждающих реактор механизмов а так же самого топлива. От нее зависит сколько будет выдавать реактор энергии и будет ли он перегреваться. Смеха может состоять из стержней, теплоотводов, теплообменников, реакторных пластин (основное и наиболее часто используемое), так же охлаждающие стержни, конденсаторы, отражатели (редко используемые компоненты). Их крафты и назначение я расписывать не буду, все смотрите на викии, у нас это работает так же. Разве что конденсаторы сгорают буквально за 5 минут. В схеме помимо получения энергии необходимо полностью погасить выходящее тепло от стержней. Если тепла больше чем охлаждения то реактор взорвется (после определенного нагрева). Если больше охлаждения, то он будет работать до полной выработки стержней, в перспективе вечно.

Схемы для ядерного реактора я разделил бы на 2 типа:
Наиболее выгодные по кпд на 1 урановый стержень. Баланс затрат урана и выхода энергии.
Пример:

12 стержней.
Эффективность 4.67
Выход 280 еу/т.
Соответственно получаем 23.3 еу/т или 9 220 000 энергии за цикл (примерно) с 1 уранового стержня. (23.3*20(тактов в секунду)*60(секунд в минуте)*330(длительность работы стержней в минутах))

Наиболее выгодные по выходу энергии на 1 реактор. Тратим максимум урана и получаем максимум энергии.
Пример:

28 стержней.
Эффективность 3
Выход 420 еу/т.
Тут уже имеем 15 еу/т или 5 940 000 энергии за цикл на 1 стержень.

Какой вам вариант ближе смотрите сами, однако не забывайте, что второй вариант даст больший выход плутония ввиду большего количества стержней на реактор.

Плюсы простого ядерного реактора:
+ Довольно неплохой выход энергии на начальном этапе при использовании экономичных схем даже без доп реакторных камер.
Пример:

+ Относительная простота в создании/использования в сравнении с другими типами реакторов.
+ Позволяет использовать уран уже практически в самом начале. Нужна разве что центрифуга.
+ В перспективе один из мощнейших источников энергии в индастриал моде и на нашем сервере в частности.

Минусы:
- Все же требует некоторую оснащенность в плане индастриал машин а так же знаний по их использованию.
- Выдает относительно небольшое количество энергии (малые схемы) или просто не слишком рациональное использование урана (цельный реактор).

2. Ядерный реактор на MOX топливе.

Отличия.
По большому счету сильно похож на реактор работающий на уране, однако с некоторыми отличиями:

Использует как понятно из названия моксовые стержни, которые собираются из 3х больших кусочков плутония (останется после обеднения) и 6ти 238го урана (238 уран перегорит в кусочки плутония). 1 большой кусок плутония это 9 маленьких, соответственно чтобы сделать 1 моксовый стержень необходимо сперва пережечь в реакторе 27 урановых стержней. Исходя из этого можно сделать вывод, что создание мокса это трудоёмкая и длительная затея. Однако могу вас уверить, выход энергии с такого реактора будет в разы выше чем с уранового.
Вот вам пример:

Во второй точно такой же схеме вместо урана стоит мокс и реактор разогрет почти до упора. В итоге выход почти пятикратный (240 и 1150-1190).
Однако имеется и отрицательный момент: мокс работает не 330, а 165 минут (2 часа 45 минут).
Небольшое сравнение:
12 урановых стержней.
Эффективность 4.
Выход 240 eu/t.
20 за такт или 7 920 000 еу за цикл на 1 стержень.

12 моксовых стержней.
Эффективность 4.
Выход 1180 eu/t.
98.3 за такт или 19 463 000 еу за цикл на 1 стержень. (длительность меньше)

Основной принцип работы охлаждения уранового реактора - переохлаждение, моксового - максимальная стабилизация нагрева охлаждением.
Соответственно при нагреве 560 у вас охлаждение должно быть 560, ну или чуть чуть меньше (небольшой нагрев допускается, но об этом чуть ниже).
Чем больше процент нагрева ядра реактора, тем больше выдает энергии моксовые стержни не повышая при этом выработку тепла .

Плюсы:
+ Использует практически незадействованное в урановом реакторе топливо, а именно 238 уран.
+ При правильном использовании (схема+нагрев) один из самых лучших источников энергии в игре (относительно продвинутых солнечных панелей из мода Advanced Solar Panels). Выдавать часами заряд в тысячу еу/тик способен только он.

Минусы:
- Сложен в обслуживании (нагрев).
- Использует не самые экономичные (из-за необходимости автоматизации во избежании потери тепла) схемы.

2.5 Внешнее автоматическое охлаждение.

Немного отступлю от самих реакторов и расскажу про доступное для них охлаждение что есть у нас на сервере. А конкретно про Nuclear Control .
Для корректного использования нуклеар контроля так же необходим Red Logic. Касается только контактного датчика, для дистанционного это необязательно.
Из данного мода как можно было догадаться нам необходимы датчики температуры контактный и дистанционный. Для обычного уранового и мокс реакторов достаточно контактного. Для жидкостного (в силу конструкции) уже необходим дистанционный.

Контактный устанавливаем как на изображении. Расположение проводов (freestanding red alloy wire и red alloy wire) роли не играет. Температура (зеленое табло) настраивается индивидуально. Не забываем перевести кнопку в положение Пп (изначально она пП).

Контактный датчик работает так:
Зеленое табло - он получает данные о температуре а так же это означает что она в пределах нормы, он дает сигнал редстоуна. Красный - ядро реактора перешло указанную в датчике температуру и он перестал подавать сигнал редстоуна.
Дистанционный практически так же. Основное отличие как понятно из его названия он может выдавать данные о реакторе издалека. Получает он их с помощью набора с дистанционным датчиком (ид 4495). Еще он по умолчанию кушает энергию (у нас отключено). Так же занимает блок целиком.

3. Жидкостный ядерный реактор.

Вот и подходим к последнему типу реакторов, а именно жидкостному. Называется он так потому, что уже относительно нехило приближен к реальным реакторам (в рамках игры конечно). Суть такова: стержни выделяют тепло, охлаждающие компоненты это тепло переводят на хладагент, хладагент отдает это тепло через жидкостные теплообменники в генераторы стирлингов, те же преобразуют тепловую энергию в электрическую. (Вариант использования такого реактора не единственный, но пока, субъективно самый простой и эффективный.)

В отличии от двух предыдущих типов реакторов перед игроком стоит задача не максимально увеличить выход энергии с урана, а балансировать нагрев и возможность схемы отводить тепло. Эффективность выхода энергии жидкостного реактора основывается на исходящем тепле, но ограничена максимальным охлаждением реактора. Соответственно если вы поставите в схеме 4 4х стержня квадратом, вы просто не сможете их охладить, вдобавок схема будет не шибко оптимальна, и эффективный отвод тепла будет на уровне 700-800 ет/t (единиц тепла) во время работы. Надо ли говорить, что реактор с таким количеством стержней установленных вплотную будет работать 50 или максимум 60% времени? Для сравнения оптимальная найденная схема для реактора из трех 4х стержней выдает уже 1120 ед тепла на протяжении 5 с половиной часов.

Пока что более менее простая (бывает значительно сложнее и затратнее) технология использования такого реактора дает 50% выход от тепла (стирлинги). Что примечательно, сам выход тепла умножается на 2.

Перейдем к самой постройки реактора.
Даже среди многоблочных структур майнкрафта является субъективно очень большой и сильно кастомизируемой, но тем не менее.
Сам реактор занимает площадь 5х5, плюс возможно установленные блоки теплообменников+стирлинги. Соответственно итоговый размер 5х7. Не забываем про установку всего реактора в одном чанке. После чего готовим площадку и выкладываем реакторные корпуса 5х5.

Затем устанавливаем внутрь в самый центр полости обычный реактор с 6 реакторными камерами.

Не забываем использовать набор для дистанционного датчика на реакторе, в дальнейшем мы не сможем до него добраться. В остальные пустые слоты оболочки вставляем 12 реакторных насосов + 1 реакторный проводник красного сигнала + 1 реакторный люк. Получится должно к примеру так:

После чего необходимо заглянуть в реакторный люк, это наш контакт с внутренностями реактора. Если все сделали правильно то интерфейс изменит вид на такой:

Самой схемой мы займемся позже, а пока продолжим установку внешних компонентов. Во первых необходимо в каждый насос вставить по жидкостному выталкивателю. Ни в данный момент, ни в дальнейшем они не требуют настройки и будут работать корректно в варианте "по умолчанию". Проверяем лучше по 2 раза, не разбирать же это все потом. Далее устанавливаем на 1 насос по 1 жидкостному теплообменнику так, чтобы рыжий квадрат смотрел от реактора. После чего забиваем теплообменники по 10 теплопроводов и 1 жидкостному выталкивателю.

Проверяем все еще раз. Дальше ставим генераторы стирлинга на теплообменники так, чтобы они смотрели своим контактом на теплообменники. Развернуть их в противоположную сторону от стороны которой касается ключ можно зажав шифт и кликнув по необходимой стороне. Получится в итоге должно так:

Затем в интерфейсе реактора в левый верхний слот помещаем с десяток капсул хладогента. После чего соединяем все стирлинги кабелем, это наш по сути механизм что выводит энергию со схемы реактора. На проводник красного сигнала ставим дистанционный датчик, и устанавливаем его в положение Пп. Температура роли не играет, можно оставить и 500, ведь по факту он не должен греться вообще. Подводить кабель к датчику необязательно (у нас на сервере), он будет работать и так.

Она будет выдавать 560х2=1120 ет/т за счет 12 стирлингов мы их выводим в виде 560 еу/т. Что довольно неплохо с 3х счетверенных стержней. Схема так же удобна для автоматизации, но об этом несколько позже.

Плюсы:
+ Выдает около 210% энергии относительно стандартного уранового реактора при такой же схеме.
+ Не требует постоянного контроля (как к примеру мокс с необходимостью поддерживать нагрев).
+ Дополняет мокс используя 235 уран. Позволяя вкупе выдавать максимум энергии из уранового топлива.

Минусы:
- Весьма дорог в постройке.
- Занимает порядочно места.
- Требует определенных технических знаний.

Общие рекомендации и наблюдения по жидкостному реактору:
- Не используйте в реакторных схемах теплообменники. В следствии механики жидкостного реактора они будут аккумулировать выходящее тепло если вдруг будет происходить перегрев, после чего сгорят. По этой же причине охлаждающие капсулы и конденсаторы в ней просто бесполезны, ведь они забирают все тепло.
- Каждый стирлинг позволяет вывести 100ед тепла, соответственно имея в схеме 11.2 сотни тепла нам было необходимо установить 12 стирлингов. Если ваша система будет выдавать к примеру 850 ед, то их будет достаточно всего 9 штук. Учитывайте что недостаток стирлингов будет приводить к нагреву системы, ведь избыточному теплу будет некуда деваться!
- Довольно устаревшую, но все же юзабельную программу для расчета схем для уранового и жидкостного реактора, а так же отчасти мокса можно взять здесь

Имейте ввиду, если энергия с реактора не будет уходить, то буфер стирлингов переполнится и начнется перегрев (теплу будет некуда идти)

P.S.
Выражаю благодарность игроку MorfSD который помогал в сборе сведений для создания статьи и просто участвовал в мозговом штурме и отчасти реактора.

Разработка статьи продолжается...

Изменено 5 марта 2015 пользователем AlexVBG