Александр Васильев уходит из «Модного приговора»? Художник Бартенев заменил Александра Васильева в «Модном приговоре Модный приговор сегодняшний ведущие.

Александр Васильев уходит из «Модного приговора»? Художник Бартенев заменил Александра Васильева в «Модном приговоре Модный приговор сегодняшний ведущие.
Александр Васильев уходит из «Модного приговора»? Художник Бартенев заменил Александра Васильева в «Модном приговоре Модный приговор сегодняшний ведущие.

Новый ведущий программы "Модный приговор" Андрей Бартенев рассказал, почему историку моды Александру Васильеву потребовалась замена. По словам дизайнера, ему очень понравилось принимать участие в съемках.

"Передача, которую мы недавно отсняли, выйдет в эфир 1 марта. С огромным удовольствием я встретился с моими старыми друзьями Эвелиной Хромченко и Надеждой Бабкиной, в очередной раз восхитился их профессионализмом, героизмом, стойкостью и здоровьем. Потому что для того, чтобы вести "Модный приговор", нужно быть очень здоровым человеком – не только психически, но и физически", – объяснил Бартенев корреспонденту сайт.

ПО ТЕМЕ

Андрей подчеркнул, что раньше часто смотрел передачу с участием Александра Васильева. "У меня уже тогда возникали мысли, что в ней нужно что-то менять. Мне не нравились декорации, я бы поменял музыку, но оказалось, мы имеем дело с таким накатанным блокбастером, что изменить какую-то деталь – это значит убить зрительский интерес", – поделился новый ведущий.

Модный судья признался, что тщательно готовился к съемкам. "Продюсеры сообщили мне о том, что хотели бы видеть меня в качестве ведущего, когда я был в командировке. Я собрал целый чемодан классических английских костюмов, подумал, что зрители привыкли меня видеть в яркой одежде, и решил их удивить. Однако продюсеры сказали: "Нет-нет, вы нам нужны именно таким! Верните свои яркие костюмы!.

Художник добавил, что зрители увидят всего лишь восемь выпусков программы с его участием – затем Александр Васильев вернется в кресло ведущего. "Сейчас он готовится к своей выставке костюмов XVIII – XIX веков, как только она завершится, он вновь станет ведущим", – отметил Андрей.

Заинтриговал поклонников сообщением, что Раскрывать все детали историк моды тогда не стал и предложил подписчикам самим выдвинуть версии, чего же им стоит ожидать. В конце сентября : кресло главного защитника «Модного приговора» в новых выпусках займет не только . Из-за большой занятости артистка не смогла присутствовать на съемках части программ, поэтому было принято решение подменять ее звездными гостями. Так, в популярном шоу появятся , и .

Вчера зрителей программы «Модный приговор» ждала еще одна неожиданная новость. На этой неделе впервые в качестве ведущих шоу выступят и . Актер и фигурист на пару передач заменили эксперта моды Александра Васильева. Выпуск с Дмитрием Харатьяном вышел в эфир сегодня, а программа с Алексеем Ягудиным появится на телеэкранах завтра. Знаменитый фигурист анонсировал выпуск со своим участием в своем микроблоге в Instagram. «Поверьте, я и сам не знаю, где связь @modniy.tv со мной, но решил всё-таки испытать себя) завтра в 10:00 на @1tv и увидим», - написал Ягудин (орфография и пунктуация автора даны без изменений. - Прим. ред. ).

Алексей Ягудин выступил в роли ведущего шоу «Модный приговор»


Дмитрий Харатьян выступил в роли ведущего шоу «Модный приговор»

Отметим, что в новом сезоне «Модного приговора» зрители могут увидеть не только звездных ведущих, но и известных героинь. Так, в середине октября в эфир вышел . Она пришла на проект, чтобы эксперты помогли ей подобрать наряды в деловом стиле, которые так нравятся ее мужу, уставшему от пышных платьев, преобладающих в гардеробе супруги. В результате один из предложенных стилистами комплектов так понравился Алене, что она захотела забрать вещи с собой и даже иногда их надевать.

В специальном цикле со звездами программы «Модный приговор» также приняла участие телеведущая . Правда, по словам звезды, ее преображение прошло не так, как она ожидала. В своем микроблоге в Instagram Дана намекнула, что . Борисова опубликовала в Stories несколько фотографий и видео, по которым можно судить о плачевном состоянии ее шевелюры. По словам телеведущей, ей обещали «изысканный дорогой цвет, волшебное преображение», но в результате просто испортили волосы, сделав их тусклыми и безжизненными. «Это работа профессионалов? Вот уже четвертый день я не услышала даже извинений», - не скрывала своего возмущения Борисова.

Алексей Ягудин и Дмитрий Харатьян выступили в роли ведущих шоу «Модный приговор»

Программа «Модный приговор» решила встретить весну ударно и официально объявила о том, что с 1 марта кресло Александра Васильева на время займет художник и модельер Андрей Бартенев. Эпатажный дизайнер известен тем, что придумывает самые экстравагантные костюмы и головные уборы, которые с удовольствием носит сам. Теперь на него возложена задача стать модным судьей и переодеть простых российских женщин, обратившихся за помощью к профессионалам.

Уже было отснято целых восемь программ. И этот факт не на шутку обеспокоил многочисленных поклонников Александра Васильева. А не собирается ли он уйти из проекта, в котором проработал столько лет? По Москве поползли разные слухи.



Фото: предоставлено Первым каналом

Историка моды тут же стали терзать журналисты с подобными вопросами. Александр поспешил всех успокоить: «Я никуда не ухожу из программы. Это временно. Могу я взять впервые за несколько лет отгулы? И использовать временный отпуск с пользой для дела! Мне надо готовиться к очень важной выставке, которая в марте откроется в Историческом музее. Она посвящена мужской одежде прошлых веков. И я предоставляю для экспозиции 200 костюмов».


Фото: предоставлено Первым каналом
Фото: @alexandre_vassiliev (Instagram Александра Васильева)

Кроме того в данный момент Александр находится на киностудии "Мосфильм", где полным ходом идут съемки программ на вторую половину марта.

Программа «Модный приговор» идет уже почти 10 лет. По сюжету, в «Модный приговор» обращаются родственники или друзья женщины, которые обвиняют ее в «неумении хорошо одеваться». Задача ведущего и экспертов ( и приглашенной звезды) — помочь женщине преобразиться.

Дав героине несколько советов, команда модного суда отправляет ее к стилистам и парикмахерам, которые превращают серую мышку или вульгарную мадам в элегантную даму. Ведущий в программе играет скорее второстепенную роль: критику и рекомендации героиня получает в основном от экспертов.

Изначально передачу вел художник-модельер , затем эстафета перешла к историку моды Александру Васильеву, который с 2009 года восседал на троне модного судьи. С 1 марта Васильев отправляется в небольшой отпуск, поэтому ближайшие восемь серий проведет Андрей .

Эпатажный художник известен не только своими перформансами, но и экстравагантными костюмами и шляпами, которые сам придумывает и носит.

Концепция передачи, экспертный состав и интерьер программы не изменились, за исключением разве что трона ведущего. Вместо царского черного кресла с резной металлической спинкой, на котором восседал Васильев, в студии появилось кресло с геометрическим принтом — вполне характерное для стиля нового ведущего.

Первый выпуск начался с обращения к телезрителям, который предупредил поклонников о временных перестановках и пообещал, что его «заместитель» подарит массу позитива. И не обманул. Бартенев появился в студии одетым в костюм, внешне напоминающий арт-инсталляцию.

Эвелина Хромченко тут же окрестила образ костюмом «воинствующих бигуди» и обратилась к телезрителям со словами: «То, что Андрей демонстрирует здесь сегодня, называется «живая скульптура». Андрей — художник, мастер арт-перформанса. Пожалуйста, не ассоциируйте его конструкцию с последними модными тенденциями». После фееричного выхода Бартенев отправился переодеваться и предстал перед зрителями уже в более консервативном (хотя бы по фасону) наряде.

На нем был костюм с принтом в стиле поп-арта, малиновая рубашка и белая шляпка с козырьком, декорированная желто-серыми полосками и объемными фигурками трех котов.

Модный суд рассматривал «Дело о кукольных нарядах и настоящих слезах». По сюжету, 37-летняя героиня одевалась в кукольные наряды, короны и детские украшения, чем довела супруга до желания развестись.

Платье в розово-золотых оборках, декорированных малиновыми перьями на рукавах, в котором появилась героиня, Бартенева не удивило. Очевидно, увидев в героине родственную душу, ведущий изо всех сил старался отстоять ее перед мужем, убеждая, что она «невероятный сюрреалистичный стих, который должен украшать жизнь».

Разница между Васильевым и Бартеневым в роли ведущего сразу бросается в глаза. Историк моды подавляет авторитетом, а его ссылки на модные тенденции и комплименты природной красоте и фигуре каждой из героинь смотрелись очень гармонично.

Бартенев же полностью оправдывает свой образ. Любовь к эпатажу ведущего прослеживается как в его поведении в студии, так и в речи. Например, вешалку для одежды, на которой висят наряды из личного гардероба героини, Андрей называет «кронштейном с шедеврами». Забавно Бартенев выглядит и в образе психолога, поддерживающего героиню, — все-таки любовь к перформансам в нем побеждает, превращая сочувственные речи ведущего в часть театрального представления.

В качестве временного ведущего эпатажный художник выглядит интересно: артистизм, свобода самовыражения и строгое следование своему личному стилю освежает формат передачи, существующей далеко не первый год.

Только теперь воспринимать программу как гид по стилю становится затруднительно: недостает сурового взгляда историка моды Васильева.

Художник и модельер Андрей Бартенев. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

Свою карьеру Бартенев начал еще в 90-х. Он устраивал перформансы в галерее МАРС и принимал участие в фестивале авангардной моды в Юрмале, где, кстати, получил Гран-при. Художник работает в жанре коллажа, декупажа, линейной графики, пастели, инсталляции. Многие перформансы Бартенева связаны с культурой Крайнего Севера — от «Полетов чаек в чистом небе» до «Ботанического балета» и тем более «Снежной королевы», не говоря уже о забавном «Лондоне под снегом», показанном на «Арт-Москве» в 2003 году.

Сейчас художник очень востребован за рубежом. Например, в Нью-Йорке Андрей делал перформанс «Лестница красного» для : в его рамках выходили реальные оперные певцы и пели арии, например, второй реинкарнации собаки. Постановщики активно использовали звуки падающих пустых банок из-под кока-колы и шлепания пасты, поданной на огромных блюдах. Специально приглашались «крикуньи», которые со второго этажа опрокидывали макароны на сцену.