Страстный герой пушкинского романа «Евгении Онегин. Евгений онегин Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало»

Страстный герой пушкинского романа «Евгении Онегин. Евгений онегин Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало»
Страстный герой пушкинского романа «Евгении Онегин. Евгений онегин Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало»

Мне нравились его черты.

А. С. Пушкин

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры. Пушкинский герой - порождение общества, в котором живет, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой:

Нет, рано чувства в нем остыли,Ему наскучил света шум...

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше заботят свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Онегин отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразия натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохотни глупцов", В подавленном состоянии духа ("в тоске сердечных угрызений") Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее увидеть жизнь, понять, сколь бесплодно растратил он свои годы.

Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. ("Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал"). В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Татьяна отвергает любовь Онегина. В великосветской красавице, держащейся с таким холодным достоинством, он не может обнаружить и следов той, прежней Тани. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни. Онегин пишет Татьяне письмо. Раскрывающий душу перед любимой женщиной, он теперь вовсе не похож на того столичного денди, который когда-то прочитал ей "проповедь". Пушкин оставляет своего героя в "злую" для Онегина минуту, после прощальных слов Татьяны: "Я вас прошу меня оставить".

Последнюю главу романа Пушкин сжег, и мы не узнаем дальнейшей судьбы Онегина. Молодой дворянский интеллигент начала XIX века, Евгений Онегин - реалистический тип. Это человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой 18-20-х годов. На образе Онегина Пушкин показал путь, которым шла часть просвещенной интеллигенции. С одной стороны, они отказались прислуживать царизму, критически относились к укладу жизни дворянского общества, с другой - стояли в стороне от общественно полезной деятельности. Это обрекало их на бездеятельность. В Онегине Пушкин показал черты "лишнего человека", которые позже мы увидим в Печорине и других персонажах Лермонтова, Тургенева, Гончарова.

Урок 3. Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа

Цели: раскрыть незаурядность натуры Онегина, духовную эволюцию его характера, смысл его духовных исканий, итогов его жизненного пути;

развивать умение и навыки анализа главного героя;

воспитывать умение любить и бороться за свою любовь, воспитывать жизнестойкость учащихся.

Оборудование: портрет Пушкина, текст романа «Евгений Онегин».

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Ход урока.

I . Мотивация учебной деятельности.

Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало».

Ребята, из какого произведения данный отрывок?

Ответы учащихся.

Вопрос:

С каким произведением А.С.Пушкина мы познакомимся сегодня?

Ответы учащихся.

Формулировка темы и целей урока. Учитель корректирует и записывает тему урока на доске.

II . Работа по теории литературы.

Вчитаемся в тему. Слово «роман» – что это такое? Вспомним основные признаки романа: прозаический жанр эпоса большой формы; основную организующую роль играет сюжет (развитие характеров и событий); имеет несколько сюжетных линий; изображается история человеческих судеб на протяжении длительного времени; широко охватывает действительность.

Жанр «не роман, а роман в стихах дьявольская разница!» Почему?

Роман написан в стихотворной форме (стихотворная формапринадлежность лирики.)

Роман в стихах написан «онегинской строфой». Эту строфу специально создал Пушкин для своего романа. Она состоит из 14 строчек (как сонет). В ней применяются три главных способа рифмовки: перекрестная (абаб), смежная (аабб) и опоясывающая (абба) рифмы.

Для чего Пушкин создал особую строфу? Зачем такая разнообразная рифмовка? (Таким приемом автор сделал повествование живым, не однообразным, оно очень легко читается.)

III . Работа над темой урока.

Сообщение или проект творческой группы об истории создания романа в стихах «Евгений Онегин» (в качестве домашнего задания).

Анализ образа Евгения Онегина.

- О чём говорит заглавие романа? (Онегин – главный герой.)

Работа по граням кубика.
Учитель:

- Образ Евгения Онегина, как и всякого человека, многогранен. Используя гра­ни кубика, мы постараемся дать такое же коли­чество оценок пушкинскому герою, ответим на проблемный вопрос урока: «Трагичен ли путь Оне­гина?». Каждая грань характеризует какие-либо его черты. Каким же вы представляете себе Евгения Онегина – главного героя произведения? Сейчас вы нарисуете на листочках Евгения Онегина в вашем представлении.

Листы крепим на доску.

А теперь будем анализировать героя по граням. У меня в руках кубик.

Первая грань .

- Имя Евгений (древнегреческое) означает «благородный». А что мы можем ска­зать о герое, исходя из букв его фамилии и учи­тывая его характер и поведение?

одаренный , оригинальный ;

Н новый герой , начитанный , необычный ;

Е – европейского склада , э – эгоист ;

Г главный герой , гедонизм (удовольствие , направле­ние в этике , утверждающее наслаждение как выс­шую цель человеческого поведения );

И интеллектуал , интеллигент , интересный собесед­ник ;

Н – незаурядный , непонятный .)

Вторая грань.

- Что общего у Онегина с Чацким?

(Эти герои умные, ищущие и не находящие удовлетворения в обычной жизни дворянского общества, передовые люди своего времени, хотят не прозябать, а ощущать потребность в содержательной, полезной деятельности, испытывают недовольство собой, светским обществом.)

- Какие различия между Онегиным и Чацким?

(Чацкий точно знает, чего хочет, а Онегин – в поисках.)

Третья грань.

- Есть ли что-нибудь общее у Онегина с Мол чалиным?

(Только то, что они мо­лодые дворяне.)

- Какие различия между Онегиным и Молчалиным?

Молчалина низменные цели – успешная карьера и весело пожить. Онегина это не удовлетворяет.)

Четвертая грань.

- Что общего у Ленского и Онегина?

(Они раз­ мышляют и спорят на философские, научные те­ мы, о добре и зле, о судьбе и смысле жизни.)

- Чем отличаются Ленский и Онегин?

(Ленс­кий – романтик, Онегин – реалист.)

Пятая грань.

- Каков был его жизненный путь и каков итог?

Групповая работа.

    Исследователи первой группы, опираясь на текст 1,2,8 глав, рассказывают, как относи­лись к Онегину в светском обществе, как вос­приняло его поместное дворянство, петербург­ское общество, делают вывод, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а одиночество – удел каждого, кто возвышает­ся над ними.

    Вторая группа исследователей, опираясь на текст 1, 6, 8 глав, рассказывает о том, как про­водил время Онегин, живя в Петербурге, а потом в деревне; о внутреннем, духовном мире Евге­ния; об отношении автора к своему герою, дела­ют вывод о выздоровлении души Онегина, про­шедшего путь от любования своей исключитель­ностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет Онегина и надеется на луч­шее в его судьбе.

Шестая грань.

- Так трагичен ли путь Онегина? (Оказыва­ ется, у человека с «резким, охлажденным умом» есть сердце! Путь Онегина это мучительный путь исканий че­ловека, ставшего жертвой «бурных заблуждений необузданных страстей», путь от эгоистического миропонимания «мы почита­ем всех нулями, а единицами себя» к самопознанию и само­совершенствованию, к выздоровлению души, путь понятный и близкий самому автору .)

Вывод:

- А теперь мы составим характеристику Евгения Онегина.

Признаки, характеризующие Евгения Онегина: ирония, самоирония, сомнения, отрицание, притворство, маска, язвительность, разочарованность, независимость, рассудительность, трезвый расчет, самоанализ, «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», необычный и сложный характер, холодная прозаичность.

IV . Подведение итогов урока:

Можем ли мы в чем-то обвинить Онегина? Строго судить его? Обоснуйте свое мнение. Выскажите свою точку зрения, исполь­зуя метод «Пресс». Напоминаю вам 4 эта­па метода:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что...»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что...»;

3) приведите аргументы в поддержку ва­шей позиции: «Например...»;

4) сделайте вывод: «Таким образом...»

V . Домашнее задание.

1. Создайте страничку читательского дневика (Что понравилось, что запомнилось?):

Какие главы романа читались с наибольшим интересом?

К каким главам хотелось бы нарисовать иллюстрации? Опишите одну из них.

Кто из героев вызвал сочувствие, неприязнь и почему?

Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его в конце романа?

Какие вопросы возникают при чтении романа?

Что хотелось бы обсудить?

2. Выучите понравившиеся отрывки из романа.

VI . Оценка ответов учащихся.

Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого начала произведения я поняла, что Евгений Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он, конечно же, в чем-то походил на людей, окружавших его, имел те же увлечения и заботы, что и они, но и в то же время резко от них. отличался. Общество, в котором жил Онегин, которое его воспитало, делало все ради собственного удовольствия, по собственному желанию, а Евгений все

Делал машинально, ни в чем не видел смысла и заставлял себя это делать потому, что это модно, престижно.

Онегин не может познать счастье, его душа закрыта для настоящих человеческих чувств, а подвержена только мимолетным, бесконечным и бесполезным увлечениям. Для него, наверное, существует только чувство собственного достоинства, независимости и та гордыня, с которой он относится ко всем окружающим его людям. Он не презирает их, нет. Просто Онегин ко всему равнодушен, ему все безразлично. Герой романа как бы подчиняется обществу, ни с кем не спорит, никому не противоречит, но в то же время и конфликтует с ним:

Ему плевать, что о нем подумают. Евгений как будто шутил со своей жизнью, никогда не задумывался о завтрашнем дне. И это ему опять же ни к чему. Ведь каждый его день подобен следующему. Он просто существует, тихо плывет по течению. Моду он ставит перед собой наивысшей целью, в ней он видит почти закон жизни. Эта оглядка на мнение окружающих, эта зависимость от света лишает Онегина настоящей жизни, борьбы за счастье; он не может стать самим собой, ко всему относится поверхностно. Евгений Онегин даже иногда не задумывается, что делает: с поразительной легкостью переходит от одного занятия к другому.

Опять же, следуя той же моде, Евгений очень тщательно следил за собой, был ужасный пижон:

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

Прочитав дальше роман Пушкина, мы узнаем, что Онегин познакомился с Татьяной Лариной и что это знакомство в дальнейшем изменило его судьбу. Онегин, воспитанный таким обществом, конечно же, считает себя очень мудрым, уже все испытавшим, все повидавшим в столь молодые годы и, узнав, что юная Татьяна влюбилась в него, постарался наставить ее на путь истинный, посоветовал «просто взять и выкинуть» из головы эти слабости души - любовь и нежность.

Для него это было все так просто. Как и ко всему, он и к высоким чувствам относился шутя, всего лишь играя в любовь. Мне кажется, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно построено в духе светского общества, главная цель которого - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Нет, он не насмехался над чувствами Тани. Он просто избрал сам для себя и хорошо сыграл роль наставника, старшего друга, поучая ее «учиться властвовать собою». Но в разговоре он, может быть по привычке, не удержался и оставил Тане маленькую надежду:

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней…

Эти слова опять же говорят нам о нескрываемом эгоизме Онегина. Он никогда не задумывался над чувствами других. В деревне Онегин познакомился со своим соседом Ленским, наверное, только из-за того, что умирал со скуки в этой глуши. Они вместе проводили время, заезжали к Лариным и уже считались друзьями. Но дружба их кончилась трагически из-за недоразумения, которое произошло по вине Евгения и Ольги - возлюбленной Ленского. Онегин решил пошутить и доказать всем, что любви не существует, не сознавая, что толкнет этим самым своего друга в могилу. Онегин и Ленский стрелялись на дуэли, которая тоже была как бы игрой для Евгения. Он просто не ощущал всей глубины событий. Только потом, когда Евгений убил человека, он не чувствовал уже своего прежнего превосходства. Я думаю, именно в этот момент произошел перелом в его душе. После этого случая Евгений Онегин отправился в путешествие, пытаясь забыть и вычеркнуть из памяти прошлое.

Несколько лет спустя Онегин вновь возвращается в столицу, уже теперь действительно повидавший мир. На одном из балов он встречает Татьяну. И образ Тани, который все это время жил где-то в глубине души Онегина, воскресает в памяти. Татьяна была все та же, но Евгений поразился, удивился и не смог скрыть своего восхищения ею:

Ужель та самая Татьяна?

Та девочка… иль это сон?..

Онегин влюблен. Наконец-то его сердце познало настоящее страстное чувство. Но теперь как будто судьба смеется над ним. Таня уже замужняя женщина и будет верна своему мужу до конца жизни. Она по-настоящему любит Евгения, но, несмотря на это, она преподнесла ему урок, который он будет помнить всю жизнь.

Стоит Евгений…

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

Не правда ли, в конце романа нам даже становится жаль Евгения. Но жизнь преподала ему незабываемый урок, благодаря которому ему будет дальше легче жить, не существовать, а жить!

Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах – авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни» , в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина» . В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием:

Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами. И воспитание и образование Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду, реальной жизни. Такое воспитание было характерно для огромного большинства столичных дворян.

В первой главе образ жизни Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени. Главная задача первой главы – показать те общественные условия, которые формировали Онегина, показать породившую его среду. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека: богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех в свете, успех среди женщин –

«Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но и театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Онегина больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло. С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился и зевнул. И молвил: «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.

Автор отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум» , чувство чести и благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года. Какими словами говорит поэт о своей дружбе с Онегиным? Что нравилось в нем Пушкину? Как пишет поэт о сходстве и различии их настроений и взглядов? Перечитаем последние три строки строфы 45: Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней. Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «шутки с желчью пополам» ; говорит о «злости мрачных эпиграмм» , о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежит к числу тех, кто «жил и мыслил» . Так постепенно проясняется образ Онегина и проступают черты человека талантливого, умного, полного благородных стремлений. Прежняя ирония, когда речь шла об Онегине – рабе светских привычек и взглядов – заменяется сочувственным и серьезным тоном, автор подчеркивает свою близость к Онегину, общность некоторых их взглядов и настроений.

Порвав со светом (« условий света свергнув бремя»), Онегин взялся за самообразование: «Отрядом книг уставил полку, Читал, читал – а все без толку…» Говоря о чтении Онегина, нужно вспомнить и о тех книгах, которые он привез в деревню, - их просматривает Татьяна, когда приходит в его опустевший дом. Пушкин называет здесь (глава седьмая, строфа 22) прежде всего Байрона («Певца Гяура и Жуана»). Байрон был в глазах современников олицетворением свободолюбивого человечества. Пушкин неоднократно указывает на то, что Байрон – любимый поэт Онегина: в его кабинете «лорда Байрона портрет» . Так раскрывает Пушкин интеллектуальное превосходство Онегина над его средой.

Ряд нераскрытых автором намеков показывает и другие стороны внутренней жизни Онегина. И хоть он был повеса пылкий, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. (глава 1, строфа 37) Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. (глава 4, строфа 9) То видит он врагов забвенных, Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых,

Здесь Пушкин сближает переживания Онегина со своими настроениями: вспомним такие признания Пушкина, как: «Я жертва клеветы и мстительных невежд» (Посвящение к «Каквказскому пленнику») или строки из элегии «Погасло дневное светило. Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной… (1820) Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые, Мне вас не жаль, изменницы младые… (1820)

Так постепенно рисует поэт положительные черты Онегина: он человек незаурядный, у него острый критический ум, он недоволен окружающей жизнью, ему душно в светской среде, у него передовые литературные симпатии, любимые книги и герои, у него благородная душа, он честен и горд. Вот эти особенности жизни и характера Онегина делают его образ сложным и богатым, внутренне значительным.

Третий период жизни Онегина Пребывание Онегина в деревне, продолжавшееся около года, во многом примыкает к периоду светской жизни. - Что объединяет их? Изменилось ли настроение Онегина? (« В деревне скука та же») - Что сделал Онегин для улучшения жизни своих крестьян? Как оценили это крестьяне? - Как отнеслись к этому

Онегин выступает как представитель нового в своем благородном поступке. Влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения преодолеваются Онегиным. Но этот процесс сложен и не мог быть быстрым. Предрассудки света, закрепленные всем ходом и условиями воспитания и юношеской жизни Онегина, были прочны в его душе, их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевным страданием за себя и за людей, только тесным соприкосновением с реальной жизнью народа, и Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа – Ленским и Татьяною, сплетая их судьбы.

Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо Татьяны? Перечитаем строфу 11 четвертой главы: Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. Все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не замутненное, не загрязненное светом и светской моралью проснулось в Онегине: «Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства» .

Глубина и значительность душевного мира Татьяны, искренность и сила ее чувства поняты и оценены Онегиным, они родили в его душе такое же чистое и глубокое ответное чувство: «Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней » . А несколько ранее он сказал Татьяне: «Нашед мой прежний идеал, Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных, Всего прекрасного в залог…» В восьмой главе герой объясняет через несколько лет свой отказ ответить на ее чувство: «Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверил не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел… Я думал: вольность и покой Замена счастью» .

Безразличие к жизни, пассивность, желание «покоя» , равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с молодым, теплым и искренним чувством – и победили, подавили его. Еще трагичнее столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. -

Глава 6, строфы 9 -11 Онегин и его мотивы Онегин сказал Зарецкому, получив вызов Ленского «… что он всегда готов» . В эту первую и очень важную минуту в истории дуэли Онегин не думает, не анализирует своего поведения, а отвечает готовой, обязательной, внушенной ему светской средой формулой. Так вступили в действие светская автоматика мыслей и поступков, нормы светской морали. За что обвинял себя Евгений «наедине с своей душой» ? В чем он был неправ перед Ленским? Мог ли и должен ли он был предотвратить дуэль? Сумел бы он «обезоружить младое сердце» ? Почему он не сделал этого, что удержало его? Опять светские нормы морали властвуют над поведением Онегина: Но дико светская вражда Боится ложного стыда. Так дуэль стала убийством. Именно это слово употребляет Пушкин для обозначения трагической гибели Ленского. Ну, что ж? убит, - решил сосед. (глава 6, строфа 35) Убив на поединке друга… (глава 8, строфа 12) Убийца юного поэта… (глава 6,

Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали было осознано как преступление прежде всего самим Онегиным. Началась мучительная трагедия его совести. Он бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской. Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день (гл. 8, строфа 13) А перед ним воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как – будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит! (гл. 8, строфа 37)

4. Четвертый этап в жизни Онегина начинается его трехлетним путешествием по России: «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест» . Путешествие Онегина по России дало ему возможность впервые в жизни узнать Родину, увидеть ее действительное положение, узнать правду о страданиях народа, о всеобщем угнетении. Онегин хотел найти себе новый жизненный путь, какое-то полезное дело. В черновике мы читаем: Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели и трудов До двадцати шести годов, Томясь в объятиях досуга, Без службы, без жены, без дел, Быть чем-нибудь давно хотел. Путешествие должно было наметить путь перерождения Онегина, помочь ему найти свое место в жизни («быть чем-нибудь») Белинский говорил: «В 26 лет так много пережить, вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!» Впечатления от картин народной жизни наполнили душу Онегина новой тоской: она стала болью за Родину, за ее позорное настоящее, за бесцельную и никому не нужную жизнь.

Последний этап жизни Онегина, описанный в законченных главах романа, рисует его возвратившимися в светское петербургское общество. Изображение этого общества в восьмой главе резко отличается от картины светской жизни, нарисованной в первой главе. Если там преобладали добродушная ирония и шутка, то теперь Пушкин изображает светскую среду с чувствами негодования и гнева. Это новое настроение автора созвучно настроению его героя. Онегин теперь совершенно другой человек. Резко изменилось к нему и отношение к нему светского общества. Если свет ласкал юношу, то теперь его ненавидят. Перечитаем 7 -12 строфы восьмой главы. Среди ненавистной Онегину среды новым светом засияла для него Татьяна. Онегин полюбил ее. Нельзя сомневаться в глубине его чувств. Письмо Онегина написано Пушкиным с необычайным подъемом и силой. Взволнованность, потрясенность, страстность заменили холодное равнодушие, модную разочарованность в жизни молодого Онегина.

Онегин никогда не переставал думать о Татьяне. Раскроем четвертую главу: приехал Ленский. Вопрос Онегина: «Ну, что соседки? Что Татьяна? Что Ольга резвая твоя? » (строфа 48)- сперва задан вопрос о Татьяне, а не о невесте Ленского. Так Пушкин подготовлял нас к восприятию искренней и глубокой вспышки любовного чувства Онегина, которая нашла выражение в его письме к Татьяне. «А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? » Но любовь Онегина далека от «мелкого чувства» . Читателю

Белинский заканчивает анализ образа Онегина: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать…» В русскую литературу Онегин вошел как образ лишнего человека, не нашедшего своего жизненного пути, не обладавшего должной силой характера, чтобы вырваться из