Спасенная красота: портреты Ф.С. Рокотова, Д.Г

Спасенная красота: портреты Ф.С. Рокотова, Д.Г
Спасенная красота: портреты Ф.С. Рокотова, Д.Г

Культурология и искусствоведение

: Портрет в творчестве Ф. Новый этап в развитии портретного искусства которое теперь не ограничивается запечатлением индивидуальных черт человека но проникает в его внутренний мир ознаменовался творчеством Ф. Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни где расцвел талант художника в области интимных камерных портретов. Созданный Рокотовым тип портрета камерный интимный портрет составляет целую эпоху в русской портретной...

Ответ на вопрос № 49 «Русское искусство к.18в.: Портрет в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского».

Новый этап в развитии портретного искусства, которое теперь не ограничивается запечатлением индивидуальных черт человека, но проникает в его внутренний мир, ознаменовался творчеством Ф. С. Рокотова. Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе, но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни, где расцвел талант художника в области интимных, камерных портретов. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. Примеры работ: “Портрет Майкова” -травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение называют “Русская Джоконда”. “Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. Рокотовские портреты — это история в лицах.

Менее субъективно портретное Д. Г. Левицкого. Его живопись материальнее и тверже, колорит — интенсивнее, он умеет, и любит извлекать декоративные эффекты, меняя характер расположения насыщенных цветовых пятен на полотне. Поэтому Левицкий охотно писал парадные портреты, не уступавшие лучшим западноевропейским образцам по репрезентативности, умению использовать аксессуары, фон, позу, жест, по живописному блеску. В его картинах чувствуются весомость бархата, шуршание массы шелка, холодный блеск металла, колючая шероховатость золотого шитья, прозрачность и игра драгоценных камней. Однако вся эта живописная роскошь не мешает художнику в лучших парадных портретах продемонстрировать и зоркость психолога. Активно работал над камерными портретами. Левицкий создавать на редкость убедительные и исчерпывающие портретные характеристики людей его времени. Классическим примером стиля классицизма в портретном жанре служит знаменитый «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия».Условно-риторический пафос образа воплощен с помощью характерной для этого стиля пластической выразительности позы и жеста. В портретной характеристике Екатерины Великой на первый план выступает столь ценимое в классицизме общезначимое, должностное и высокое, заслоняющее личностную и эмоциональную сторону души. К их числу лучших произведений принадлежат портреты «смолянок», воспитанниц Смольного института. Серия, написанная Левицким, состоит из семи больших портретов в размере натуры. Институтки изображены во весь рост на фоне условного декоративного пейзажа или пышных занавесей, ниспадающих тяжелыми широкими складками. Этим приемом художник подчеркивает, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр. В композиции всех портретов намеренно выбран несколько пониженный горизонт — художник показывает своих героинь с той же точки, с какой зритель из партера смотрит на сцену. Своеобразие замысла заключается, прежде всего, в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины, в которых раскрывается то или иное действие. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности, во всех портретах с одинаковой силой утверждается светлое, оптимистическое жизнеощущение художника, отмеченное подлинным гуманизмом. Огромный дар живописца-декоратора, свойственный Левицкому, проявился в той поразительной точности, почти материальной осязаемости, с какой переданы в «Смолянках» ткани одежд, прозрачность кружева, блеск атласа, мерцание золотых нитей, вплетенных в матовый бархат. Рисунок Левицкого отличается безупречной верностью и острой выразительностью.

В.Л. Боровиковский - от своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов.
Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он создал портрет Павла I, также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, портрет Державина. Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Для прекрасных женских образов Боровиковский в стиле сентиментализма создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Портрет М. И. Лопухиной - этот портрет призван выявлять не социальную значимость и общественное положение портретируемого лица, а глубоко интимные стороны его характера. Примером ампирного портрета может служит произведение «Портрет М.И. Долгорукой» - в этом произведении ярко выражен идеал женщины эпохи Отечественной войны 1812 года. Одушевление, подъем чувств, пробуждение национального самосознания было благодатной почвой, готовой взрастить семена возвышенно-героических идей. В образе Долгорукой нет томной неги, расслабленности и задумчивости молодых дам 1790-х годов. Напротив, глубина чувств изображенной гармонично соединяется с внешней сдержанностью в их проявлении. Чувства М.И. Долгорукой подчинены воле, затаенная грусть скрыта нежной улыбкой. Строгая простота, отличающая облик княгини, выразилась в сдержанной грации движений, в простоте костюма, прекрасно выявляющего стройность ее фигуры, в характере украшений (жемчужные украшения на голове и в длинной нитке жемчуга на шее). Довольно подробная разработка лица сочетается здесь с обобщенностью идеально-прекрасных форм ее фигуры, шеи, рук.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22216. Пластмассы, как материал для строительных конструкций. Основные виды конструкционных пластмасс и области их применения 138 KB
Пластмассы в большинстве своем представляют многокомпонентные смеси. Наполнители компоненты вводимые в пластмассы с целью улучшения их механических и технологических свойств повышение теплостойкости снижения стоимости. В зависимости от вида смол под влиянием на них температуры пластмассы делятся на два вида: а термопластичные пластмассы или термопласты на основе термопластичных смол; б термореактивные реапласты на основе термореактивных смол.
22217. Несущие конструкции из пластмасс. Пневматические конструкции 308 KB
Пневматические конструкции. Первому приему в наибольшей степени отвечают тонкостенные профили трубчатые коробчатые волнистые второму пространственные конструкции одинарной или двойной кривизны своды купола оболочки а также конструкции из объемных блоков пирамидальных воронкообразных саблевидных и др. Можно выделить два основных вида пластмассовых несущих конструкций: 1 решетчатые конструкции из стеклопластиковых и винипластиковых труб; 2 конструкции из объемных элементов и пространственные конструкции.
22218. Свойства древесины как конструкционного материала. Виды и свойства строительной фанеры 1.39 MB
Запасы древесины в наших лесах составляют около 80 млрд. деловой древесины т. Однако это количество далеко не исчерпывает естественного годового прироста древесины в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока.
22219. Основы расчета по предельным состояниям. Расчет элементов конструкций цельного сечения 2.29 MB
Расчет элементов конструкций цельного сечения. Расчет элементов конструкций цельного сечения Элементами деревянных конструкций называют доски бруски брусья и бревна цельного сечения с размерами указанными в сортаментах пилёных и круглых материалов. Проверка прочности и прогибов элемента заключается в определении напряжений в сечениях которые не должны превышать расчетных сопротивлений древесины а также его прогибов которые не должны превосходить предельных установленных нормами проектирования. Растягивающее усилие N действует вдоль оси...
22220. СОЕДИНЕНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 735.5 KB
Соединения являются наиболее ответственными деталями деревянных конструкций. Разрушение деревянных конструкций начинается в большинстве случаев в соединениях. Более сложно решаются соединения изгибаемых элементов в которых для передачи усилий требуются рабочие связи.
22221. Дощатые и клеефанерные настилы покрытий 2.93 MB
Клеефанерные панели выполняют функции настила прогонов водо и пароизоляции. По форме поперечного сечения клеефанерные панели могут быть следующих видов: 1 коробчатые; 2 ребристые обшивкой вверх; 3 ребристые обшивкой вниз Коробчатую клеефанерную панель применяют в утепленных покрытиях с рулонной кровлей и гладким потолком Она имеет двухсторонние обшивки образующие вместе с ребрами ряд полостей в которые по слою пароизоляции укладывают утеплитель. Наиболее распространенными являются коробчатые клеефанерные панели которые используют не...
22222. Балки и прогоны цельного сечения. Составные балки на податливых связях 3.02 MB
Балки и прогоны цельного сечения Основное функциональное назначение балок и прогонов в том что они служат несущими конструкциями покрытий. Балки и прогоны цельного сечения выполняются из досок на ребро брусьев и бревен чаще окантованных с двух сторон. Ввиду ограниченности размеров сечений и длины лесоматериалов такие балки применяют при пролетах до 6 м.
22223. Государство и право в период нэпа 22.6 KB
Еще в годы гражданской войны Зиновьев Каменев Бухарин говорили о диктатуре уже не пролетариата а о диктатуре партии. Троцкий диктатура партии при содействии красной армии национализация средств производства монополия внешней торговли. С одной стороны речь идет о диктатуре партии. Большинство соратников Ленина придерживались позиции диктатуры партии.
22224. Право в периода новой экономической политики 21.33 KB
Как поднять доходы налоги. Налоги. Мы говорили что государство может существовать без каких то отношений но сказать то мы можем не собирать налоги невозможно Первым декретов в 1918 г. Эти налоги падали на в прошлом господствующие классы.

Разработка урока по Искусству в 9 классе
Тема урока. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих
соотечественников.
Цель: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, познакомить с историей
возникновения портрета; формировать умение находить прекрасное во внутреннем и внешнем
облике человека; развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться
характер человека.
Рассмотреть произведения художников Рокотова и Боровиковского, изображающих женские
портреты. Прочитать стихи, написанные к женским портретам. Воспитывать интерес и любовь к
искусству.
Оборудование: Презентация, план конспект, учебник.
Ход урока
Орг.момент. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы,
именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России
называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.
Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью,
утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова
(1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений
зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и
таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность
душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник
открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного
мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов
наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является
ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера
письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов
мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое
целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской
Джокондой».
Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819-
1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной,
написанный русским художником Владимиром Лукичом
Боровиковским (1787-1825). Портрету к тому времени
тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в
задумчивости перед небольшим холстом. Он практически

ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего­то сложилась
несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все
давным­давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .»
И в голове его начали складываться стихи:
Она давно прошла - и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча, выражали
Страданье - тень любви и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела.
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. . .
Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали,
кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет!
Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ
женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы.
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова.
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают.
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими
художниками.
Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно­
инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий
более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с
особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их
роднит, что различает?
Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом
они усиливают восприятие образа А. Струйской?
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве
русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Обращение к портретной галерее этого художника дает
возможность современным зрителям узнать о его многочисленных
творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры,
искусства - учеными, писателями, живописцами, музыкантами,
меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие
России.
Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных
душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А.
Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер,
И.Репин Автопортрет основатель Петербургской
консерватории А. Рубинштейн),
спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого
раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской
галереи П. Третьяков).
На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми
предметами, которые составляют суть их профессиональной
деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкант­исполнитель у
дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в
окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.
И.Репин А.Г.Рубинштейн дирижер

В данной статье мы рассмотрим портрет в искусстве России. Ценность этого жанра заключается в том, что художник старается передать с помощью материалов образ реально существовавшего человека. То есть при должном мастерстве мы можем познакомиться посредством картины с определенной эпохой.

Кроме этого, живописцы стараются не только изобразить внешние атрибуты, но и передать внутреннее состояние личности, которая позирует.

в искусстве

Портрет в так, как мы его понимаем сегодня, выделился относительно недавно. Только в середине семнадцатого века историк при дворе французского короля Людовика XIV, Андре Фелибьен, предложил называть этим словом исключительно изображения людей.

До этого времени под данным термином понимались все образы, будь то животное, растение или минерал. В к зверям было немного другое отношение, чем сейчас. Их могли вызвать в суд, пытать и судить, согласно юридическим нормам.

Вслед за Фелибьеном выразил мысль, что животным присущи исключительно родовые признаки, у них нет человеческой индивидуальности. Также сегодня портретами не считают иконы, ведь они не написаны с оригинала.

Таким образом, портрет в искусстве и литературе появился давно, но в древности под ним понимали любое «изобразительное произведение».

Развитием этот жанр обязан двум вещам - усовершенствованию техники письма (композиция, анатомия и прочее), а также изменению восприятия места человека в мире. Наибольший расцвет портретов приходится на восемнадцатый век, когда в Западной Европе преобладали идеи об индивидуальности и реализации идеального в личном.

Ранний период

Собственно портрет в искусстве России зародился лишь на границе семнадцатого и восемнадцатого веков. До этого были изображения в средневековом стиле, когда индивидуальность отходила на второй план.

Основу раннего периода русской живописи составляют иконы. Именно такие произведения просуществовали вплоть до семнадцатого столетия.

Но изменения начались еще в поздний период Киевской Руси. До наших дней дошли подобия групповых портретов семьи Святослава, дочерей Ярослава Мудрого. Также есть несколько примеров рисунков с некоторой индивидуальностью, например, с храмом в руке. Так он был вознагражден за пожертвование на строительные работы.

Первые попытки отхода от канонического и церковного письма в сторону светской живописи произошли во время правления Ивана Грозного. Мы видим его изображения в некоторых книгах. Такой шаг был сделан исключительно благодаря который постановил и узаконил отражение царей, князей и народа на иконах.

Парсуна

В семнадцатом веке продолжает совершенствоваться живопись. Мы видим, что портрет в искусстве России приобретает все более индивидуальные черты. Появляется такой жанр, как «парсуна». Это искаженное слово «персона».

Подобные произведения еще создавались на дощечках темперой, то есть в стиле иконописцев, но отображали прижизненные образы людей. Самой древней такой картиной была парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Правда, она создавалась как надгробный портрет «оплечье». Но изображенный на ней князь писался «воскрешенным», ожившим в лучшем мире, поэтому его черты отличны от канонических ликов на иконах.

Постепенно происходит отход от церковной догмы, заимствуются технологии из Европы. Так, с территории Речи Посполитой приходит «сарматский портрет», жанр изображения шляхтичей.

Кроме этого, в Московское царство приезжают живописцы из стран Западной Европы, чтобы обучать местных художников. Создаются «титулярники» (специальные книги, в которых изображались примерные портреты европейских правителей).

Петровская эпоха

Собственно «портрет» в искусстве России появляется только во время правления Петра Первого. Именно этот период стал переломным в жизни страны. Искусство отразило веяние новых тенденций.

У портретов появляется объемность и глубина, художники осваивают перспективу. Рождается понимание игры света и тени, начинаются эксперименты с цветами на полотне. Также происходит окончательное разделение церковного и светского искусства.

Теперь живопись разделяется на три течения - архаизирующая, россика и отечественная школа.

Первой присущ переход от «парсуны» к станковой живописи. Вторая представлена работами иностранных мастеров в России. Отечественная же школа выразилась в произведениях Никитина, Антропова, Вишнякова, Матвеева и Аргунова.

Примечательно, что русские художники этого периода сначала осваивали, так сказать «догоняли», европейцев. Но через несколько лет уже появляются работы полностью самостоятельные, со своим видением. То есть начинается развитие местных центров живописи мирового уровня.

Конец XVIII века

Постепенно портрет в русском искусстве становится достоянием средних слоев общества. Если до середины восемнадцатого века изображались только знатные лица, приближенные к царской семье, то теперь появляются портреты не только дворян и помещиков, но даже нескольких крестьян. Последнее, в частности, имело место исключительно благодаря просветительским идеям в обществе.

В пятидесятых и шестидесятых годах восемнадцатого века особый тон задавали портреты императрицы Елизаветы Петровны. Многие дворянские семьи заказывали себе полотна, похожие на этот образец.

Также важным исследователи видят самостоятельный путь отечественных мастеров. Они выражали свое видение в цветах и атрибутах, более присущих барокко, в сравнении с европейскими художниками, которые работали в стиле рококо.

Произведения русских живописцев просто переполнены красочными образами, лицами, наполненными жизнью, румяными и розовощекими барынями.

Классицизм и Серебряный век

Постепенно происходит отход в сторону камерности. В конце восемнадцатого века уже сложно различить западноевропейский и русский портрет. Жанр в изобразительном искусстве выходит на мировую арену. Только теперь нет ярких и пышных барочных форм.

Идет переход через рококо к неоклассицизму и предромантике. Появляются сентиментальные и легкие нотки. Главной чертой этого периода был историзм. То есть тон задавался парадными портретами императорской семьи.

Данная эпоха отражена в работах Щукина, Рокотова, Боровиковского и Левицкого.

Позже приходит реализм, который присущ полотнам Репина, Сурикова и Серова.

Серебряный век русской живописи подарил миру таких мастеров, как Малевич, Врубель, Малютин, Сомов, Кончаловский и другие.

Портрет в современном искусстве определяется не идеологией, как было в советское время, а финансовой стороной вопроса.

Но между картинами Малевича и нашим временем есть целая эпоха Советского Союза.

Здесь развиваются идеи первой волны авангардизма, московская и ленинградская школы, «Строители Братска». Основополагающей чертой был социалистический реализм.

Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с историей портрета в российском искусстве.

Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века. Всему этому есть объяснение. Поскольку художник обратил взор от лика Спаса и богоматери к лику человека - самая характерная черта ренессансного миросозерцания и искусства, то естественно ведущим жанром, в течение XVIII века почти единственным, становится портрет и высшие художественные достижения связаны с ним. Человек во всей его трепетной жизненности - вот что одно волнует и занимает художника, то как образец гражданских добродетелей, то сам по себе, самоценна личность человека, она достойна всяческого уважения, внимания и восхищения. Эта человечность чувств и самосознания личности проступает уже у Матвеева в «Автопортрете с женой» и становится отличительной чертой русского портрета в творчестве Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского.

Ф.С.Рокотов (1735 или 1736 - 1808)

«Портрет неизвестной в розовом платье», написанный в 1770-х годах, особенно примечателен. Открытость человека к другому и миру предполагает интимность, затаенное внимание и интерес, возможно, где-то снисходительность, улыбку про себя, а то задор и веселость, порыв, исполненный благородства, - и эта открытость, доверие к другому человеку и к миру в целом - свойства юности, молодости особенно в эпохи, когда новые идеалы добра, красоты, человечности витают в воздухе, как дуновения весны.

Ренессанс, как было в эпоху Возрождения в Италии, - обращение к античности и к человеку, каков он есть, вне религиозной рефлексии.

И подобная атмосфера зародилась в России впервые, может быть, еще в пору детства Петра, и его игры с "потешными", учение и труды были овеяны этим предчувствием и ощущением новой жизни. Недаром Петр, построив корабль, спустив его на воду, призывал художников запечатлеть его на бумаге, холсте или на меди, чтобы отпечатать гравюры. Также и с городом, пока он рос, также и с людьми.

Ренессанс - это культура, ее сотворение, изучение природы и природы человека через анатомию и искусство портрета. До сих пор отношение человека к другому опосредовалось Богом, присутствием сакрального, теперь сам человек опосредует это отношение к другому и миру, что и есть гуманизм в самом общем и непосредственном виде. Человек предстает перед самим собой - через другого, словно глядясь в зеркало, в нашем случае, художник. Новизна этой ситуации - один из феноменов новой жизни, Ренессанса. И это мы видим, ощущаем, чувствуем в портретах Рокотова, который при этом виртуозно владеет кистью и обладает неповторимым чувством цвета. Это редкий мастер даже в ряду величайших художников эпохи Возрождения в Италии.

Великолепны и мужские портреты Рокотова. «Портрет А.М.Римского-Корсакова» (Конец 1760-х годов.) Художник не просто схватывает облик модели, у него живой облик явлен во всей новизне его впечатления и самой жизни, как по весне бывает, при этом и прическа, и кафтан с тонкими штрихами отделки - все ново также, а новизна создает ощущение легкости. Это молодость модели и поразительное мастерство художника, который играючи владеет кистью гения.

«Портрет графа А.И.Воронцова». (Около 1765 года.) Здесь еще яснее проступает отличительное свойство портретов Рокотова - это артистизм, присущий как художнику, так и его моделям. В отношении созданий Рафаэля говорят о «грации», она несомненно присутствует и у Рокотова. О графе А.И.Воронцове нам известно, как о крестном отце Пушкина в будущем. Это значит, Пушкин в детстве мог видеть портрет его крестного отца в юности и даже его автора.

«Портрет В.И.Майкова» (Между 1775 и 1778 годами). Известно, Василий Иванович Майков служил в Семеновском полку, и карьера военного для него была естественна, как и сочинение стихов, ведь так начинал и Державин. Но молодой офицер или поэт проявил «леность» и вышел в отставку в 1761 году. Он поселился в Москве, откуда и был, вероятно, родом и, по его словам, «жаром собственным влеком спознался я со Аполлоном и музам сделался знаком». В 1763 году он издал героико-комическую поэму «Игрок ломбера». Он писал басни, сатиры, его трагедии шли на сцене.

«Портрет Н.Е.Струйского» (1772). Это еще один поэт из круга семейств, в которых Рокотова, очевидно, ценили. Николай Еремеевич служил в Преображенском полку; выйдя в отставку в 1771 году, он жил в своем имении Рузаевка Пензенской губернии. Он завел собственную типографию, чтобы печатать на дорогой бумаге свои стихи, и, говорят, с такой же решительностью наказывал крестьян в зале искусств под названием «Парнас», где висели портреты Рокотова, которого высоко почитал поэт, обращался к нему в стихах и прозе как к другу.

«Портрет А.П.Струйской» (1772). Дисгармония в облике мужа проступает в облике его жены сосредоточенной гармонией. Можно ничего не знать об этой женщине, художник запечатлел ее образ с пленительной полнотой, это воплощение грации и женской красоты. Приглушенное драгоценное сияние платья на словно устало опущенных плечах. В больших глазах с выпуклыми зрачками нет открытости, словно внутренняя завеса опущена, с пеленою слез, угаданных художником.

«Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х годов). Он висел в доме Струйских. Это молодой человек или молодая женщина в маскарадном костюме, поскольку в рентгеновских лучах проступает женский портрет, то есть высокая прическа, серьги, декольтированное платье, при этом лицо остается без изменений. Здесь тайна, а скорее всего просто игра в маскарад художника и его друзей.

Но особенно знаменательно в этом плане творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Родился он на Украине в семье священника, который вместе с тем был известным гравером. Учился он в Петербурге у А.П.Антропова с 1758 по 1762 год и в его команде занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II.

Портрет Марии Алексеевны Дьяковой (Львовой) (1778 г.)

Портрет воспитанниц императорского Воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущевой и княжны Екатерины Николаевны Хованской (1773 г.)

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семеновны Борщовой (1776 г.)

Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова (1769 г.)

Весьма знаменательно, что в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора. "Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги, - пишет исследователь. - На Кокоринове светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него - шелковый кафтан, опущенный легким коричневым мехом".

Портрет князя Александра Михайловича Голицына (1772 г.)

Портрет флигель-адъютанта Александра Дмитриевича Ланского (1782 г.)

"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Он стоит у стола на террасе, опершись локтем левой руки о лейку; у основания колонн, за которыми виден вдали Воспитательный дом, горшки с растениями, - их-то хозяин, видимо, поливал, выйдя утром, одетый, но в халате и ночном колпаке. Атласная одежда, алая и серебристая, сверкает. Крупная фигура, крупное лицо - энергия и сила лишь угадываются, а жест руки в сторону чертежей на столе и выражение глаз выказывают затаенную усталость или грусть. И парадный портрет с выработанными приемами и необходимыми аксессуарами выявляет личность во всей ее жизненной непосредственности.

"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), "села Выжигина поселянин", гласит надпись на обороте холста. Бородатый, дородный, в длинном, на меху, кафтане, подпоясанный ниже выступающего живота, мужик? Это крепостной графа П.Б.Шереметева, откупщик, наживший огромное состояние, то есть купец новой формации. Он пожертовал двадцать тысяч рублей в пользу Московского Воспитательного дома, и по этому случаю был заказан Левицкому его портрет, парадный, но с темным фоном, без особых аксессуаров, лишь бумага на опущенной руке, а другая рука показывает на нее, бумага с планом Воспитательного дома, с изображением младенца и с текстом из Священного писания. Это знамение времени. Два портрета, два героя - уже их соседство уникально, но оно характерно именно для ренессансной эпохи.

"Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах. Голова без парика, с остатками волос на затылке, чистый покатый лоб; голова не откинута и все же впечатление, что Дидро смотрит не просто в сторону, а в высоту, то есть дает себя знать, видимо, внутренняя устремленность мысли вдаль.

Три портрета всего - и целая эпоха преобразований Петра Великого на новом этапе общественного развития встает воочию.

Боровиковский. «Портрет М.И.Лопухиной (1797, ГТГ) принадлежит к той поре, когда наряду с господством классицизма утверждается сентиментализм. Внимание к оттенкам индивидуального темперамента, культ уединенно-частного существования выступают как своеобразная реакция на нормативность общественного по своей природе классицизма. Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда».

Портрет – это художественное изображение лица конкретного человека и в то же время его интерпретация художником. На портрете изображаются внешние черты человека, а через них – его внутренний мир.

Для чего создаются живописные портреты?
Это не риторический вопрос. Вот как отвечал на него Альбрехт Дюрер: «Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти». Примерно так говорил и художник Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Картина делает отсутствующих людей присутствующими, а мёртвые кажутся живыми». Так могли бы ответить и многие другие художники прошлых веков.
Но вот изобрели фотографию, и портрет можно получить быстро, не вкладывая в него столько труда, сколько требуется для написания живописного портрета. Почему же портретный жанр не исчезает, а продолжает развиваться и совершенствоваться? Да, за долгую историю своего существования портрет претерпел и взлёты, и падения, но не исчерпал себя.

Разновидности портрета

Не всегда портрет ограничивается только лишь внешними данными человека. Внутри жанра портрета существуют свои поджанры: исторический портрет, портрет-картина (человек изображён в окружающей природе или архитектуре. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы), портрет-тип (собирательный образ), аллегорический портрет (например, «Екатерина II в виде Минервы»), семейный портрет, автопортрет, групповой портрет и др.
Вот пример исторического портрета.

В. Васнецов «Портрет Ивана Грозного» (1897)
Такой портрет можно написать только на основе изучения художником древностей и впечатлений от театральных постановок.
А вот портрет-тип.

Б. Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918)
Групповые портреты обычно предназначались для парадного интерерьера.

И. Репин. Групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета»
Этот портрет был предназначен для зала петербургского Мариинского дворца, интерьеры которого отличаются чрезвычайной роскошью, и «скромный» портрет на их фоне терялся бы.

По характеру портрет может быть парадным (обычно на архитектурном или пейзажном фоне, как правило – в полный рост), камерным (чаще поясное или погрудное изображение), миниатюра.

Сходство портрета с оригиналом

Важно ли в портрете сходство? Безусловно. Но, кроме сходства внешнего, должно быть и сходство внутренне, т.е. именно внутреннее сходство убеждает зрителя, в том, что таким и должен быть портретируемый человек.
Но люди, изображённые на полотнах старых художников, нам не известны, мы не можем убедиться в том, что их внешность соответствует оригиналу. Как же тогда определить, хороший портрет или нет? Значит, есть что-то в портрете, что важнее точной внешности?
Хорошо написанный портрет должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника: не только физические, но и духовные черты. Эта необходимость была сформулирована ещё во время утверждения европейского портрета. В 1310 г. Пьетро д"Абано сказал, что портрет должен отражать и внешний облик, и психологию модели. Французский портретист Морис Кантен де Латур говорил о своих моделях: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком».
Очень важным моментом в заказных портретах является воплощение в полотне одновременно и ожиданий модели, и её реальной внешности. Как писал А. Сумароков:

Фуфана свой портрет писати заказала,
Но живописцу то сказала:
Ты видишь, я крива;
Однако, напиши, что я не такова.

Суждения человека о собственной личности, о своей внешности, характере и внутреннем мире далеко не тождественны с тем, что думает на этот счёт художник. И чем сильнее расходятся их взгляды, тем острее может быть конфликт между требованиями заказчика и волей художника

Эпоха и портрет

Хороший портрет – это ещё и представление об образе жизни людей определённых эпох, их идеалах и представлениях о человеке. Хороший портрет даёт современному зрителю возможность узнать о быте, нравах того времени, к которому относится портрет. Портрет – это своего рода история.

О. Кипренский «Портрет Евграфа Давыдова»
Вот перед нами портрет гусара Евграфа Давыдова кисти Ореста Кипренского. Это портрет конкретного человека, но, глядя на этот портрет, мы узнаём о том, какой была форма гусаров того времени, причёска, внутреннее состояние военного – картина изображает эпоху. И, конечно же, портретный жанр даёт возможность узнать тот идеал личности, который был характерен для того времени. То есть это своеобразный художественный портрет героя своего времени.
Социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и прочее – всё это должно присутствовать в хорошем портрете. Можно научиться передаче сходства с моделью, но при этом не приобрести способности к выражению её характера – добиться этого гораздо труднее.

Особенности портрета

Важным моментом является взгляд: модель может смотреть прямо на зрителя, будто приглашая его к разговору, или же мимо. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Если поворот головы направлен в одну сторону, а зрачки в другую, то есть человек как бы оглядывается, то в портрете возникает движение. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойной. Для портрета не характерно выражение сильных чувств, т.к. они кратковременны и не характеризуют человека полностью.
Через выражение глаз видна душа, особенно через взгляд, устремлённый на зрителя. К тому же «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству» (А. Карев).

В. Перов «Портрет Владимира Ивановича Даля»
Другое важнейшее средство психологической характеристики – руки. Взгляните на портрет В.И. Даля кисти В. Перова. Кто-то из критиков описал портрет так: «...его взгляд выражает спокойствие: он свое дело сделал. Нельзя не обратить внимание на прекрасные руки старика: этим длинным пальцам позавидует любой хирург». Действительно, Даль был замечательным хирургом, причём он одинаково успешно владел обеими руками, что очень важно во время операции.
Многое может сказать о человеке и его осанка.

В. Серов «Портрет актрисы Ермоловой»
Подчёркнуто гордая осанка подчёркивает величие человека. Бывает, что так изображают самомнение, но Мария Николаевна Ермолова действительно была великой актрисой. По словам Станиславского, величайшей из виденных им актёров.
Портреты современного художника А. Шилова привлекают фотографической точностью, но этого, как мы уже знаем, недостаточно для хорошего портрета. Через выражение глаз героев его портретов всегда видна душа. Вот как на этом портрете.

А Шилов «Портрет Оленьки» (1981)