Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Одиночество Философия как признак высокой классики

Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Одиночество Философия как признак высокой классики

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось и в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает такой вопрос, как одиночество личности в обществе.
На мой взгляд, эта тема прежде всего связана с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
Это очень одинокий человек, единственной привязанностью которого является его собака Банга. Прокуратор страдает тяжелой неизлечимой болезнью, которая приносит ему невыносимые страдания. У этого героя, по сути, нет смысла жизни. Он по необходимости выполняет свою работу.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Он находит интересного себе человека, может быть, даже друга. Кроме того, Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана». Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
Тема одиночества самым тесным образом связана и с Маргаритой, возлюбленной мастера. Эта женщина чувствовала себя несчастной, пленницей в окружающем ее обществе.
Можно сказать, что всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
После встречи с мастером жизнь ее переменилась, но ненадолго. После опубликования романа о Понтии Пилате начались страшные гонения на мастера, которые тот не в силах был выдержать. Герой сжигает свое произведение, попадает в сумасшедший дом и исчезает из жизни Маргариты.
Все это время героиня чувствует себя несчастной, она не живет, а существует. Маргарита вновь чувствует себя одинокой. Свободу и любовь ей возвращает нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность, перестает быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества.
С самых первых страниц романа мы сталкиваемся с представителями литературного общества Москвы: председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Из их беседы мы понимаем, что Бездомному была заказана большая антирелигиозная поэма. Поэт обязан был этим произведением показать, что Христа никогда не существовало на свете, а все легенды о нем являются не более чем байками. Иметь свою позицию, отличающуюся от вышеобозначенной, поэт не имел право. На мой взгляд, это явное проявление несвободы, рамок, запрета. Человек либо полностью подчиняется политике партии и имеет шансы быть напечатанным, либо имеет свою позицию и подвергается гонениям. Такой инакомыслящий обречен на одиночество в обществе, где принято думать одинаково.
Жертвой подобных гонений становится и мастер. Его поистине высокохудожественный роман не был оценен лишь оттого, что автор посмел затронуть запретную в стране библейскую тему. Но мастер написал именно то, во что по-настоящему верил. В конце романа он не заслужил света лишь потому, что имел слабость отречься от своего произведения. Но герой вместе со своей верной Маргаритой был награжден освобождением от страшной советской действительности и вечным покоем.
Таким образом, тема одиночества является одной из ведущих тем в «Мастере и Маргарите». Булгаков отмечает, что на одиночество в обществе, причем, совершенно любом, обречены люди, думающие нестандартно, творчески, по-другому. И преодолеть это одиночество им часто не под силу. Это его крест, который он должен нести до конца жизни. Лишь высшие силы могут помочь ему, спасти от тяжкой доли быть всегда одному.


Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «вершинным романом русской литературы 20 века». Это произведение освещает практически все философские проблемы, когда-либо волновавшие человечество и человека. Одним из важнейших вопросов такого рода является проблема одиночества, лейтмотивом проходящая через весь роман.
Интересно, что одним из первых героев, с которым мы знакомимся в «Мастере и Маргарите», является поэт Иван Понырев, имеющий псевдоним Бездомный. Его имя – это не только дань эпохе (Бедный, Горький и т.д.), но и важный символ. После революции 1917 года люди потеряли свой прежний Дом, свою прежнюю родину, прежних себя самих, а новых найти не сумели. И поэтому – все они чрезвычайно одиноки.
Конечно, с философской точки зрения любой человек одинок изначально, по определению. Каждый несет свой личный крест, каждый совершает свой индивидуальный земной путь от рождения до смерти. Но существуют вещи, которые объединяют людей – любовь, дружба, духовая близость, дом.
Всего этого нет у героев Булгакова. Так, все они лишены Дома в старинном смысле этого понятия. Временное пристанище им ненавистно: Понтий Пилат избегает находиться во внутренних покоях Иродова дворца, Маргарита страдает в своей части шикарного особняка на Арбате. Писательский дом Грибоедова, дом страданий доктора Стравинского, дом тайной службы с непотухающими окнами - все они отрицают изначальный смысл земного человеческого жилья.
Мотив бездомности в романе усилен тем, что только «нечеловеческий» Воланд со своей свитой расположился во временной квартире «по-человечески»: он здесь отдыхает, ужинает, лечится, принимает гостей, беседует. Больше никого мы не видим дома на фоне родных стен, за обычными житейскими, семейными занятиями. Люди живут, подчинившись странному закону бездомности, но развертывают жестокую борьбу за обладание квартирами и комнатами, стремясь заполнить душевную пустоту.
Эту особенность отмечает и Воланд, произносящий слова о квартирном вопросе, испортившем людей в новой Москве. Действительно, «эти бедные люди все перепутали», приняв квартирные страсти за строительство Нового Дома.
Лишь мастер и Маргарита получают свой вечный дом как вечный покой, оставив навсегда Землю и ее временные пристанища.
Безбытность и бездомность в булгаковском романе всеобъемлющи. Главные события в нем происходят на садовой скамейке, в пустой аллее, в крытой колоннаде «между двумя крыльями дворца», на Лысой горе и Воробьевых горах, но никогда – в доме.
Больше того, никто из персонажей романа не связан между собой узами родства, теплых семейных или дружеских отношений. Так, Иешуа не помнит отца, а мастер не помнит даже имени жены (был женат «на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню»). Между героями не обнаруживаются и социальные отношения, наоборот, подчеркнута их маргинальность, неприкаянность.
Левий Матвей, например, иудей, но служит Риму, поэтому он чужой и для своих, и для римлян. Его пограничное положение помогает ему «шагнуть еще дальше» - стать, как и Иешуа, нищим странником. «Оборванный бродяга Левий Матвей», - сказано об этом герое. «Бродягой», «бродячим философом» называют в романе и Иешуа.
Нищий, бездомный, странствующий, не помнящий родства, бессильный спасти себя от расправы, Га-Ноцри похож на миллионы прошедших и идущих по земле людей, лишенных крова, семьи, дела, одиноких, «выброшенных на поверхность». У этого героя нет свиты учеников, он не объявляет себя сыном Бога, оставаясь «подкидышем, сыном неизвестных родителей» и пророком из глухой провинции, осмеянным, презираемым, распятым.
Но именно Иешуа был готов помочь таким же, как и он, обрести истинный дом, кров, семью, достоинство и богатство. Настойчиво, терпеливо, жертвенно нищий философ призывал к главному - к «перемене мысли», которая повлечет за собой перемену жизни, мира.
И некоторые из одиноких героев романа в итоге слышат призыв Иешуа и следуют ему. Таков Понтий Пилат, только после смерти, в вечном наказании нашедший себе друга и учителя – Иешуа. Таков мастер, написавший роман о бродячем философе и во многом похожий на него. Этот герой, как и Га-Ноцри, нищ («Я нищий»), одинок (жил, «не имея родных и почти не имея знакомых в Москве»), бездомен («Идти мне было некуда», «холод и страх доводили меня до исступления»).
Написав роман, мастер отказался от имени, «как и вообще от всего в жизни». Он обрел свой дом лишь после смерти.
Такова и Маргарита, нашедшая свое счастье после отказа от земных благ («Я потеряла свою природу и заменила ее новой») в замен на истинную любовь.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось и в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает такой вопрос, как одиночество личности в обществе.
На мой взгляд, эта тема прежде всего связана с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
Это очень одинокий человек, единственной привязанностью которого является его собака Банга. Прокуратор страдает тяжелой неизлечимой болезнью, которая приносит ему невыносимые страдания. У этого героя, по сути, нет смысла жизни. Он по необходимости выполняет свою работу.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Он находит интересного себе человека, может быть, даже друга. Кроме того, Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана». Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
Тема одиночества самым тесным образом связана и с Маргаритой, возлюбленной мастера. Эта женщина чувствовала себя несчастной, пленницей в окружающем ее обществе.
Можно сказать, что всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
После встречи с мастером жизнь ее переменилась, но ненадолго. После опубликования романа о Понтии Пилате начались страшные гонения на мастера, которые тот не в силах был выдержать. Герой сжигает свое произведение, попадает в сумасшедший дом и исчезает из жизни Маргариты.
Все это время героиня чувствует себя несчастной, она не живет, а существует. Маргарита вновь чувствует себя одинокой. Свободу и любовь ей возвращает нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность, перестает быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества.
С самых первых страниц романа мы сталкиваемся с представителями литературного общества Москвы: председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Из их беседы мы понимаем, что Бездомному была заказана большая антирелигиозная поэма. Поэт обязан был этим произведением показать, что Христа никогда не существовало на свете, а все легенды о нем являются не более чем байками. Иметь свою позицию, отличающуюся от вышеобозначенной, поэт не имел право. На мой взгляд, это явное проявление несвободы, рамок, запрета.

С тех пор как вечный судия Мне дал пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
М. Лермонтов. «Пророк»
Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых - тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников но читателя задуматься над вопросами, так добро и зло, истина, справедливость, свобода. Не случайно именно в годы «строительства» (что так Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к В писатель находит для себя ответы на вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом «го донести людям? Не останется ли он одинок в
В романе глубоко осмысливает проблему одиночества. Не так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Пилата). Чем же это вызвано?
Главный Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. широко освещает проблему взаимоотношений Мастеи и с одиночеством творческой личности. Роман смысл всей его не принят обществом. Более того, он критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) Обществу чужды размышления об истине, о правде - о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. что в таком обществе личность творческая, но находит
В романе есть путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, пыл отвергнут Была отвергнута и правда, которую он проповедовал Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обраон не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от лювыше их в своем понимании жизни, в то же время не попс действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, для счастливой жизни: деньги, власть, славу... Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голова » имеет и переносный смысл). Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа в Пилате мысль и душу, пробудил
кдей, жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто заду о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.
Одиночество Пилата - это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший. Разве не его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше но в то же время сам преградил себе путь к Богу. никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И
она находит ее, она «заполняет собой» душу Мастера и ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь - это тоже безграничная доброта, готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита также совершила величайшую жертву во имя спасения своей любви.

Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы «возлюбить ближнего своего», полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к «царству истины и справедливости ». Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков.
Говоря об одиночестве, не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта, на потребу атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его находится на пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека противостоять злу.
Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом автор заявляет устами Воланда: как люди. Любят деньги, но ведь это всегда Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.
В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более знамением времени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется «царство истины и справедливо Только познав истину и любовь, слушая голос совести, чело век, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор высказывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят понимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Одиночество

Философско-мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» считается вершиной его творчества. Вот уже много десятилетий он будоражит общественность и вызывает жаркие споры. В одном все соглашаются, что это неоднозначное произведение, в котором автору удалось соединить столь разные составляющие. Примечательно то, что лейтмотивом романа избрана тема одиночества. С самого начала мы знакомимся с поэтом Иваном Поныревым, который неслучайно выбрал для себя псевдоним Бездомный .

Время, в которое жил и творил Булгаков, было не таким уж легким для страны и его соотечественников. После 1917 года многие оказались лишены свои дома, Родины, надежды, веры в светлое будущее. Поэтому быть одиноким и несчастным в таких условиях было совсем несложно. Автор тонко подмечает­ роль личного счастья в жизни людей. Любовь способна изменить все вокруг. Она меняет мировосприятия, мироощущение. В обоих сюжетах, описанных им, мы видим людей, которые страдают от одиночества в огромных домах и дворцах с избытком материальных благ.

Несчастен Понтий Пилат , поселившийся в Иродовом дворце. Несчастна Маргарита , живущая в красивом особняке. Истинное счастье и желание жить приходит только с любовью и верной дружбой. Не случайно автор рассматривает два параллельных времени: сегодняшний день и далекое прошлое. И только Воланд знает, что в поисках истины человечество мечется уже две тысячи лет. Неумение разглядеть его в простых вещах ведет к неминуемому одиночеству. Булгаков буквально проверяет своих героев на прочность и силу духа. Эту проверку с достоинством проходит только Маргарита.

Если рассматривать проблему Понтия Пилата, нельзя не заметить, что он сам виноват в своем одиночестве. Он пренебрег совестью, в чем раскаивался всю жизнь. Маргарита пошла другим путем. Она отдала все, что можно было, ради вечной и возвышенной любви. В конце концов, она нашла это чувство, и оно заполнило всю ее душу, не оставив места одиночеству. Не хочет ли автор таким поворотом событий сказать, что чем больше на свете будет людей, готовых жертвовать ради любви всем, тем быстрее воцарится справедливость и исчезнет угроза одиночества?

Этот роман заканчивается воссоединением влюбленных, но остальные люди не меняются, что беспокоит Воланда еще больше. Получается, что его приезд изменил жизнь только одной паре, а проживающие в Москве на тот момент десятки тысяч или миллионы других людей, так и остались на духовно низком уровне. Как отмечает мессир, за две тысячи лет почти ничего не изменилось. «Люди как люди», они всё также любят деньги и предпочитают оставаться в неведении.