Роль социальной культуры в развитии общества. Роль культуры в развитии общества

Роль социальной культуры в развитии общества. Роль культуры в развитии общества

Культура - является важным фактором общественного развития.
Культура в жизни человека играет неоднозначную роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных образцов поведения и передачи их следующим поколениям. С другой стороны, культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов как внутри групп, так и на личном уровне.
Культура, как и общество, основывается на системе ценностей.
Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и с окружающей средой
Ценности - это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов. То есть представления о нормах жизни общества, социально одобрены и приняты большинством людей. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеал для всех людей. Такие понятия, как добро, справедливость, патриотизм, дружба, любовь - устоявшиеся категории человеческих отношений. Если верность с ценностью, то отступление под нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость осуждается как неприличное поведение. В сознании существует одновременно множество ценностей. Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены одни относительно других. Система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.
Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, управляющих ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире.
Существуют следующие ценности: личные, ценности, присущие определенной пола или возраста, ценности больших или малых групп людей, разных эпох и государств и общечеловеческие. Поэтому в науке принято культурные ценности разделять на две основные группы. К первой из них относятся совокупные достижения интеллектуальной, художественной и религиозной творчества (выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные достижения ремесел, археологические и этнографические раритеты и т.д.), а во вторую - те культурные ценности, которые оправдали себя и доказали свою эффективность на практике (обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и др.), ведущие к интеграции общества, роста взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи и т. д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют "ядро" любой культуры и определяют ее неповторимость.
В процессе межкультурных контактов оказывается огромная разница между тем, как воспринимаются одинаковые ценности людьми разных культур. Среди них можно выделить те, которые совпадают и по характеру оценки, и по содержанию. Такого рода ценности называются универсальными, или общечеловеческими. Их универсальность обусловлена??тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на общих свойствах социального взаимодействия. Так, нет никакой культуры в мире, где оценивались бы как положительные убийство, ложь и воровство. В каждой культуре есть только свой предел терпимости этих явлений, но общая их оценка однозначно отрицательная.
В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру
Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют различное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие-индивидуализма. Так, человек в США прежде всего считает себя индивидом, а уже потом членом социума, а во многих других странах, в частности в Японии, люди сначала считают себя членом социума и только потом - индивидом. Если люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации недоразумение. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет награжден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому-в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы.
Какие ценности для людей имеют важное значение и большое влияние, а какие не принимаются во внимание, зависит от типа культуры. Значительная часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как должное. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит межкультурное взаимодействие.
Без ценностей не обходится-ни одно общество. Каждая - человек может выбирать те или иные ценности: одни - сторонники коллективизма, а другие-ценностей индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других-нравственная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для характеристики того, что является определяющим в обществе, социологи ввели термин "ценностные ориентации". Они включают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей как норму своего поведения.
Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. Заботясь о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добро и все то, что высоко ценится окружающими. Руководством к своему поведению он выбрал позитивные ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией.
Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью заключается в том, что нормы - это правила поведения, а ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, обязательное и необязательное. Ценности имеют общую основу с нормами.
Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Да, жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма; ребенок - социальная ценность, а обязанность родителей заботиться о ней - социальная норма.
Разные культуры могут отдавать предпочтение одинаковым ценностям (героизму на поле боя, материальном обогащению, аскетизма и т. п.). Каждое общество устанавливает, что для него является ценностью, а что нет.
Основной функцией ценностей является регулятивная функция, а именно регулирования поведения личностей в определенных социальных условиях. Лицо, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и поведение с позиций соответствия требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности человека устоявшимся в обществе нормам и правилам создает у него чувство личной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и наоборот, чувство несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний и психических отклонений.
Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле по степени своей социальной зрелости. Внешний контроль за этим осуществляется институтом социальной мысли, правовыми органами и т.д. Внутренний контроль про ¬ водится самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации, и выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, поскольку предполагает последовательную коррекцию его поведения согласно указанным нормам.
Для осуществления самоконтроля по степени своей социальной целостности, лицу необходимо сопоставить себя с определенным идеалом, принятым в обществе, посмотреть на себя с позиций другого человека.
Ценности являются также критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей будто фильтруется вся информация, которая воспринимается и перерабатываются лицом. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и ослабляет другую.
Таким образом, ценности - это ядро??структуры личности, определяющее их направленность и уровень их социальной направленности.
Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, поскольку на ее основе зиждется жизненная позиция и программа создания образа будущего, перспективы развития личности и ее жизнедеятельности. Следовательно, ценности регулируют не только нынешнее состояние и определяют не только принципы жизни человека, но и ее цели, задачи, идеалы.
Вовлечения личности к культуре является прежде всего процессом формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе освоения культуры индивид становится личностью, что дает человеку возможность жить в обществе как полноправному и полноценному его члену, взаимодействовать с другими людьми и разворачивать деятельность по созданию предметов культуры.
Влияние культуры на личность противоречив. С одной стороны, он осуществляется как социализация через привлечение личности к существующим в обществе ценностей, норм, знаний, а с другой - через индивидуализацию человека, развитие его неповторимых черт и способностей. Индивидуализация личности осуществляется путем выборочного усвоения всех накопленных обществом ценностей, ограничиваясь направленностью личности, системой тех ценностей, которые направляют человека.
Итак, ценности - важные компоненты человеческой культуры на уровне норм и идеалов. Их существование основывается на активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми. Понятие "ценности" связано с понятием "ценностная ориентация".
Ценностная ориентация выступает как детерминанта и индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально-психологических образований, которые имеют позитивную оценку. Такими детерминантами могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и т.д.
Наличие ценностных ориентаций характеризует зрелость человека. Например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие человеческие качества, как активность жизненной позиции, упорство в достижении цели, верность определенным традициям и идеалам, цельность, надежность, и наоборот, противоречия в ценностных ориентациях влечет непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость социально значимых ценностных ориентаций личности определяет ее инфантильность, преимущество внешних стимулов в ее поведении. Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей находятся между различными системами ценностей и поэтому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении, у них нет самобытности и тождества себе.
Таким образом, ценностные ориентации и ценности культуры выступают мотивацией культурного поведения человека, стимулами для достижения целей и защиты некоторых ценностных приобретений. С помощью ценностных ориентаций и ценностей культуры в обществе формируются стандарты культурных оценок, определяются приоритеты жизненных целей и выбор методов их достижения.


Для социолога, культура общества - это система ценностей, представлений о жизни и образцов поведения, общая для людей, связанных одним определенным образом жизни. (Н. Смелзер)

Культура - система регулирующих механизмов, во многом управляющих человеческим поведением. Муравьи, птицы и другие общественные насекомые и животные обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу, строить жилище и т.п. Они обладают и некоторыми социальными навыками - у них есть иерархия, разделение функций при коллективных действиях и т.п. Но принято считать, что культуры у них нет, культура - это чисто человеческий образ жизни! Потому что, человеческое поведение менее обусловлено генетически, у человека есть некоторые врожденные рефлексы, но во всем остальном значительную роль играет именно приобретенная культура.

Культура формируется длительное время и в основном стихийно, усваивается бессознательно. Но культуре и обучаются, ее воспроизводят и передают. Присвоение культуры - основа процесса социализации. Формирование личности и есть результат усвоения ценностей, норм, верований, правил, законов, символов и т.п.

Составные части культуры

Н.Смелзер выделяет четыре основные части культуры:

Понятия. Они содержатся главным образом в языке. В одной культуре может быть всего 300 понятий, в другой же – 300000 понятий. В них упорядочивается опыт людей, алгоритмы деятельности. В разных культурах одни и те же понятия могут иметь разный смысл.

Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но так же выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве, во времени, в причинно-следственной обусловленности. Например, в одной культуре понимают, что Земля вращается вокруг Солнца, в другой - наоборот.

Ценности. Это общепринятые убеждения относительно того, что должно почитаться, уважаться, относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они - основа нравственных принципов. В разных культурах разные ценности.

Нормы. Это правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Где есть нормы, там всегда есть и санкции (наказания и поощрения), способствующие соблюдению норм.

В целом, можно выразиться так: культура содержит образцы, помогающие решить что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (как это связано), как относиться к тому, что есть и может быть (ценности), как это делать (нормы).

Как формируются эти базисные элементы культуры? На основе представлений об устройстве мира и месте человека в нем (изначально это представление дает религия, потом наука) формируются ценности. Ценности - разделяемые большинством людей представления о том, что должно почитаться, уважаться, о целях, к которым нужно стремиться. Ценности - то, что не подвергается сомнению. Это не писанные предписания, но о них практически все люди данной культуры знают. Правда, не все люди ими руководствуются. Поэтому социологи говорят, что ценности - это то, что относится к социуму, а у человека - ценностные ориентации, то есть то, что ориентирует лично его на то или иное поведение, что определяет его личный выбор в критических ситуациях. Далее складываются социокультурные нормы.

Социокультурные нормы - требования к деятельности и отношениям индивидов, групп. Они складываются исторически и всегда выражают какую-то общественную необходимость, обусловлены объективными условиями. В социокультурных нормах более, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Культурные нормы: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы. Как они складываются?

Привычка - психологическая склонность человека повторять одни и те же действия в аналогичных ситуациях. Сначала они формируются у отдельных людей, потом перенимаются группами людей и становятся коллективными привычками.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Потом обычаи, уже как массовые образцы действий передаются из поколения в поколение, то есть превращаются в традиции. К нарушителям обычаев уже применяют санкции.

Нравы - это обычаи, приобретающие моральное значение. Близкое к нравам понятие мораль - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде добра или зла, справедливости и т.п. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабых. Для верующего безнравственно не ходить в церковь, но для неверующего это не так. То есть, в разных субкультурах понятия о нравственном могут и различаться.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном порядке. Эта разновидность социокультурных норм требует уже безусловного подчинения.

Разнообразие культурных форм

Традиционно считали, что есть высокая культура (изящная, классика...) для элиты, народная (сказки, фольклер, мифы...) для остальных. С появлением СМИ (газет, радио, и особенно телевидения) появилась массовая культура. Она не связана с региональными, этническими, религиозными и др. особенностями. Ее продукция стандартна, рассчитана на массового “среднего” потребителя, поэтому и “среднего” качества. Есть основания полагать, что ее влияние на человека уже сравнимо с влиянием семьи на ребенка и что ее влияние на детей скорее негативно.

Субкультура

Это система ценностей, норм, представлений, характерная для определенных социальных групп, отличающихся от общепринятых. Формируется она под влиянием различных факторов - этнических, религиозных, места жительства и т.п. и сильно влияет на личность членов группы. Есть субкультуры молодежи и пожилых, мужчин и женщин, богатых и бедных, православных и мусульман, русских и евреев и т.д. и т.п.

Контркультура - разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей, общепринятой (например, у криминальной молодежи).

Поскольку даже в одном в обществе различные социальные группы имеют различные условия жизнедеятельности, в обществе всегда имеется множество субкультур.

Культурные универсалии

Это универсальные черты, свойственные всем культурам. Дж. Мердок выделил более 70 таких культурных универсалий: танцы, спорт, приготовление пищи, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, украшения, образование, совместный труд, законы, личное имя, музыка, траур, празднества, язык, гадание, ухаживания, учение о душе, шутки, обращения с беременными, приветствия, этикет и т.п.

Отношение к чужим культурам

Можно выделить два полярно различающихся вида отношения к другим культурам - культурный этноцентризм и культурный релятивизм.

Культурный этноцентризм - тенденция судить о других культурах с позиции изначального превосходства собственной. Почему миссионеры, стремятся обратить варваров в свою веру? Потому что полагают, что их собственная культура выше, лучше, правильнее и пр.

Однако важно понимать, что какими бы красивыми словами не оправдывался этноцентризм, в его основе всегда одно - ксенофобия (страх, неприязнь к чужим взглядам и обычаям). На самом деле не бывает культур лучших или худших, правильных или не правильных - они просто разные! Особенности каждой культуры определяются особенностями ее формирования - природно-географическими, религиозными, экономическими, традициями и пр.

Культурный релятивизм - утверждает, что чужую культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте.

Не торопитесь осуждать или критиковать чужую культуру! Сначала постарайтесь понять ее. Вас никто не заставит любить другую культуру, но уважайте ее самобытность, и находясь в чужой культуре ведите себя так, чтобы не нарушать ее ценности, правила. А если чужая культура, защищаясь, нанесет урон вам, то поймите, что “виновата” не она...

Этот тип отношения к чужой культуре более способствует пониманию тонких различий между близкими культурами.

Каждая культура формирует у людей чувства принадлежности к «своей» группе, укрепляет солидарность, но может быть причиной конфликтов с другими группами.

Культурная статика и динамика

Культурная статика - элементы и комплексы, описывающие культуру в покое. Элемент культуры - неделимая единица поведенческого образца или материального продукта. Культурный комплекс - совокупность элементов, функционально связанных между собой.

Элементы культуры: Культурные комплексы:

Галстук ношение галстука

Мяч игра в футбол

Езда по правой стороне дороги, правила дорожного движения

Поцелуй, как форма приветствия светский прием

Материальная и нематериальная культура

Элементы культуры бывают материальные и нематериальные. Совокупность первых создает материальную культуру (физические объекты, созданные людьми - книги, храмы, украшения, оружие и пр.) Физические предметы, созданные людьми и имеющие определенное символическое значение, выполняющие определенную функцию и представляющие известную ценность для группы или общества называют артефактами.

Совокупность нематериальных культурных единиц и комплексов - образует нематериальную или духовную культуру (ценности, законы, ритуалы, символы, знания, язык и пр.) Их нельзя потрогать, увидеть, услышать, но они существуют в нашем сознании, поддерживаются нашим общением, являются неотъемлемой частью культуры. Это тоже артефакты, созданные разумом и чувствами. Попробуй нарушить эти элементы культуры - и тут же ощутишь на себе их мощь!

Культурная динамика - описывает культуру в движении. Это механизмы, процессы, описывающие трансформацию культуры. Здесь первокирпичики: открытия и изобретения. Изобретение - новая комбинация известных элементов и комплексов. Открытие - получение принципиально новых знаний о мире. Ранее неизвестное в соединении со старым порождает новые элементы и комплексы.

Язык

Всегда занимает важное место в культуре. Есть вербальный и невербальный язык. Все элементы культуры могут быть выражены в языке.

Язык - это система коммуникации, осуществляемая посредством звуков, символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явления социальное, им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, общения. Язык организует опыт людей. Коммуникация возможна, только если есть однозначно понимаемые значения. Язык способен сплачивать и разобщать людей.

Культура национальная, профессиональная, организационная

Различают культуру национальную, особенности которой всегда уходят корнями в исторически сложившиеся условия жизни людей (естественно-географические, экономические и политические). Она проявляется в таких особенностях, как соотношение духовных и материальных ценностей, значение религии, отношение к другим культурам, уважение к женщине, уважение к возрасту и старшинству, критерии успеха в обществе и т.п.

Общие особенности культур выделил голландский социолог Ховстеде и обратил внимание, что национальные культуры весьма различаются по признакам:

Властная дистанция (в США и Голландии не большая, а в России и Франции - большая),

- “коллективизм- индивидуализм” (в Западных культурах ближе к индивидуализму, в России - к коллективизму)

- “уровень ценностей” в Голландии мал, в России - очень велик (мы всегда склонны к великим идеям, масштабным планам и пр.)

Тревожность о будущем (в США мала, у нас велика: мы всегда хотим определенности, детальности будущего, склонны верить тем, кто “краше” нарисует близкое будущее, больше наобещает...)

Организационная культура - оригинальная смесь ценностей, традиций, форм поведения, и т.п., присущих какой-либо организации, учреждению, предприятию. Она тоже обычно имеет свою историю - сколько лет существует эта организация, какова ее “материнская” кампания, кто стоял у ее истоков, какие идеи и ценности доминируют сейчас и пр. На оргкультуру всегда влияет национальная культура.

Культура профессиональная - особенности ценностей, норм поведения и пр, разделяемые людьми одной профессии, во многом определяется полученным профессиональным образованием, содержанием работы, ее ролью в обществе. Менее зависит от национальной культуры, способствует взаимопониманию представителей разных национальностей, но одной профессии.

Культурный конфликт

Можно выделить по крайней мере 3 вида конфликтов, связанных с развитием культуры:

Аномия (Э.Дюркгейм) нарушение единства культуры, в связи с отсутствием (или потерей) ясно сформулированных социальных норм. В состоянии аномии может находиться общество в целом или отдельные социальные группы (например, во время революций, когда быстро и резко меняются привычные представления, нормы, отношения и теряется привычное понимание всеми “что такое хорошо и что такое плохо”). В состояние аномии попадает и каждый из нас, если попадает в незнакомую или малознакомую культурную среду (в чужую страну, в другой коллектив или семью).

Культурное запаздывание (Огборн), когда перемены в материальной культуре опережают перемены в ее духовной составляющей, что всегда чревато социальными проблемами.

Чуждое влияние (при вторжении одной культуры в другую). Каждая культура защищается посредством своих носителей и всеми доступными для нее средствами.



Вопрос №1 . Культура в жизни современного общества

Общество - это не толпа, а совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Осуществление любого социального взаимодействия невозможно вне культуры, потому что именно в ней закреплены способы и приемы человеческой деятельности, образцы человеческого отношения к миру. Все, что происходит в обществе, и то, как это происходит, находит свое основание в культуре.

Какую бы сферу общества мы ни взяли: материально-производственную (в которой осуществляется производство материальных средств, необходимых для жизни), социальную (в которой происходит физическое воспроизводство индивидов), политическую (здесь разворачивается борьба за руководство и за власть в обществе), духовную (в которой, собственно, и осуществляется духовное производство) - везде есть культура.

    Культура является всеобщей формой человеческой деятельности, формирует ее программы, цели, способы, средства.

    Она пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и позволяет человеческому духу, воле и разуму воплощать себя в жизни и деятельности.

    Культура выступает неотъемлемым свойством человека.

Но кого считать культурным человеком? Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей, как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель утверждал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что умеют делать другие.

Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем информации и знаний, культурных ценностей слишком велик. В то же время в современную эпоху стало гораздо больше возможностей быть культурным человеком.

    Основными характеристиками такого человека выступают глубокие знания, широкая эрудиция, сформированные общеинтеллектуальные и профессиональные умения и навыки, отличающиеся высоким уровнем квалификации и мастерства, нравственная и эстетическая зрелость. Современный культурный человек должен также уметь пользоваться компьютерной техникой.

Французский социолог Р. Дебре отметил, что основным средством культурного влияния в XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. - театральная сцена, в конце XIX в. - речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. - ежедневная газета, в 60-е гг. XX в. - иллюстрированный журнал, во второй половине XX в. - регулярная телепередача. В начале XXI в. мы с полным основанием можем сказать, что к телевидению и радио как основным средствам информации и культурного влияния добавились компьютер и Интернет.

В любом случае культурный человек - это человек, который способен направить свои духовные способности на совершенствование себя и мира, а сама культура выступает необходимым и решающим условием существования и развития человеческого общества.

Роль культуры в современном обществе.

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

    Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

    Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию.

Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

    В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.

1.процессы глобализации .проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности). 2. процессы регионализации , национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

    В современный период развития общества создание компьютерных и информационных сетей привело к информатизации всей системы общественной жизни, породило экранную культуру , потеснившую устную и письменную. Сегодня информационные потоки через компьютерную сеть проникли во все сферы деятельности человека.

    Состояние современной культуры во многом определяется культурой постиндустриального общества. Вследствие научно-технической, компьютерной и технологической революций современная культура перетерпела фундаментальные изменения. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие – гуманитарную, научно-техническую и массовую.

1.Гуманитарная культура включает в себя религию, философию, мораль, классическое искусство. Хотя эта культура сохраняется и развивается, ее влияние в современном обществе падает, особенно среди молодежи, которая воспринимает ее устаревшей, скучной и трудной, требующей слишком много времени для осмысления и понимания.

2. научно-техническая (интеллектуальная культура), включающая в себя прежде всего новые течения модернизма и авангардизма в искусстве, непосредственно связанные с наукой, техникой и новейшей технологией, обращенные главным образом к интеллекту, а не к чувствам человека.

3. массовая культура. (возникновение книгопечатания и появлением газет и журналов, ставших впоследствии важным средством распространения массовой культуры. В ХІХ веке к ним присоединяются фотография, радио, кинематограф, а в ХХ веке возникает телевидение, положившее начало новой, телевизионной и экранной, цивилизации)

Характерными чертами массовой культуры стали сегодня ее доступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность, ориентация на не развитое сознание людей.

    Современная культура в целом основывается на европейской культуре городского типа сильно потеснившей народную культуру.

    В современном обществе происходит смещение центра культурного и духовного влияния на людей от школ, вузов, классического искусства и церкви к моде и телевидению. Вместе они становятся определяющим ядром культуры и всей современной жизни людей, выполняя ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука.

    В целом, современная культура становится все более упрощенной.

Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура Человек действует не в чисто природной среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благодаря труду и культуре.

Культура -- это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

В культуре существует внутренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных типа: материальную и духовную . Под материальной культурой понимается совокупность материальных объектов, созданных творчеством человека -- книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм, идей, правил, ритуалов, обычаев, традиций, символов и т.п.

Именно духовная культура представляет главную часть целостной системы культуры. В ее состав входят: художественная культура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.

Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и Своеобразие социологического исследования культуры заключается в том, что на передний план в нем выдвигается человекотворческая сущность культуры . Она понимается в двух взаимосвязанных смыслах: 1)человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект; 2)человек выступает как творение культура, ее объект , как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.



В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора: 1)деятельность человека , направленная на созидание материальных и духовных ценностей; 2)возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность материальных и духовных ценностей; 3)процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей. Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека .

Важную роль культуры в структурировании общества раскрыл американский социолог Р. Мертон . Он выделил два главных фактора влияния культуры на социально-стратификационные изменения: 1)культурные цели, намерения и интересы, выступающие в качестве законных целей для общества или его отдельных слоев; 2)регулирующее и контролирующее воздействие культуры на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей.

Американский антрополог и культуролог Л. Уайт считал, что человеческое поведение -- функция культуры . Культура в его концепции предстает в качестве организованной интегрированной системы, внутри которой вычленяются три подсистемы: технологическая, социальная, идеологическая.

Выдающийся русско-американский социолог П. Сорокин , как уже отмечалось в 7 главе данного учебного пособия, структурировал сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития, первоценности, первосмысла на три основных типа: 1)чувственная; 2)идеациональная; 3)идеальная (идеалистическая) культура.

Американский социолог Т. Парсонс осуществил структуризацию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влияния компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной структуре действия функциональной социальной системы, с его точки зрения, высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: общество, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).

В отличие от американских концепций структурной динамики культуры в рамках европейской философско-социологической традиции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и всесторонне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Вебера, Х. Ортега-и-Гассета и др., сформировалась несколько иная теоретическая картина внутрикультурной иерархии. В основании этой иерархии находится народная культура . Из нее вырастает в воплощает в себе национальное своеобразие данного народа национальная культура . Наряду с народной культурой развивается, особенно во второй половине ХХ века, массовая культура, ориентированная своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития потребителей духовных (нередко псевдодуховных) и материальных ценностей. Ее воплощением становятся телесериалы, триллеры, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу (зрелища). В противоположность массовой культуре выделяется элитарная культура , ориентированная на избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью. Она находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые адресованы узкому кругу избранной публики, эстетически развитой социальной элиты. В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура , представляющая собой систему смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов поведения определенной социальной группы, -- например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в рамках субкультур развивается контркультура -- комплекс идей, ценностей, стереотипов поведения, который принят определенной социальной группой в качестве контркультуры по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения (например, контркультура преступной банды).

Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культуры , т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов типологизации культур мы только что изложили, описав особенности народной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также субкультуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие варианты типологизации культур.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей и норм культуры подразделяются на дописьменные и письменные . В структуре дописьменных культур выделяются культура собирателей и культура охотников . Письменные культуры появляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на большие географические расстояния и временные длительности путем передачи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пределах письменной культуры развиваются земледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая , затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриальная культура и, наконец, на рубеже II и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриальная культура.

В зависимости от особенностей социальных общностей, являющихся носителями культур, последние подразделяются на доминирующие и негосподствующие . Доминирующая культура -- это совокупность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которая влияет на меньшинство этого общества, является негосподствующей. Доминирующая культура может быть этнической или национальной в зависимости от того, какого уровня развития общность людей -- этнос или нация -- выступает ее создателем и носителем.

По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные и светские . Первые, в свою очередь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддистскую и т.п. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные формирования. В частности, христианская культура включает в себя такие типы культур, как католическая, православная, протестантская.

В зависимости от специфических особенностей сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, городскую, сельскую.

В свою очередь, каждый из названных типов культур может быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например, рассмотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем довольно отчетливо выражена дифференциация на художественную литературу, изобразительное искусств, музыку, танец, театр, кинематограф, архитектуру, дизайн. В известной степени, сюда же можно отнести мифологию с ее разнообразием в виде мифов, сказок, былин и т.п. Все эти виды художественной культуры органично связаны с религией, философией, нравственностью, наукой. С другой стороны, все многообразие художественного творчества нерасторжимо от внешней окружающей среды, включающей в себя социальные отношения, экономику, политику и, конечно же, окружающую природу.

Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями . Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры, -- это ее полифункциональность . Из множества функций культуры выделим некоторые, наиболее существенные.

Исходной функцией культуры является ее адаптационная функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей, норм, образцов поведения каждый индивид и социальная общность (семья, этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.

Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для выработки в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.

Важное значение имеет социализирующая функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей, норм, образцов поведения, формироваться как личность, становится активным членом общества.

Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способ деятельности.

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать последующим поколениям определенные образцы и ценности при одновременном обновлении культуры.

Велика роль присущей культуре функции производства новых , ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. .Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модерн, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.

Важную роль играет свойственная культуре функция целеполагания . Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.

Культуре присуща информационная функция, позволяющая давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни.

Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры. Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, но вместе с тем создает пространство для творческой игры духовных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.

Существенное значение имеет сигнификативная (от анг. sign -- знак) функция культуры, предписывающая определенные значения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело никакого значения для первобытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку.

С сигнификативной функций тесно связна коммуникативная функция культуры. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их общностей, организаций и т.д.

Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.п.

Культуры выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.

Кроме того, культура выполняет еще одну существенную функцию -- накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценностями на духовный мир человека, способна побуждать его совершать определенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания, опыт на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким образом, она способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно рельефно проявляется в переломные эпохи развития общества, например, в период Великой Отечественной войны.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну чрезвычайно важную функцию -- воспитательную . Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом всех охарактеризованных функций выступает еще одна, самая важная и решающая функция культуры -- человекотворческая . Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.

Всеми своими функциями, своим содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс совершенно обоснованно утверждал, что "удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных систем", т.е. без систем культуры. Сама же система культуры оказывается общеразделяемой данным обществом или общностью ценностно-нормативной системой символов, значений, образцов поведения, регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия индивидов и социальных групп. Причем дифференциация таких групп, т.е. стратификация общества, в существенной степени детерминируется именно специфическим набором символов, значений, норм и ценностей, разделяемых определенной социальной группой и отличающих ее от всех других социальных групп. Каждая более или менее отдиффицированная и обособленная от других социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) осуществляет свою жизнедеятельность в специфическом мире своих обычаев, норм, обрядов, традиций, языка, религиозных верований и т.п. Принадлежность к различным национальным общностям или социальным слоям (богатые, бедные), в свою очередь, диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения, которые составляют важные компоненты культуры.

Обстоятельную характеристику роли культуры в структурировании общества раскрыл Р. Мертон. Он установил пять различных типов социального структурирования в зависимости от интегрированности или дезинтегрированности предписываемых культурой норм и институционализированных средств их достижения: 1)тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения; 2)инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отвергает социально одобряемые способы их достижения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов, творцов новых стилей, мод и др.); 3)ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурд) использовать социально-одобряемые средства (пример, действия бюрократов, беспрекословно требующих выполнения тех предписания, которые в определенных ситуациях не только не содействуют успеху дела, но и могут привести к его провалу); 4)ретреатизм , т.е. бегство от действительности, проявляется в поведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реального мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их поведение не соответствует общепринятым в обществе нормам; 5)бунтарство -- поведение, которое выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает создавать новую, т.е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализуется в действиях революционеров, мятежников и др.

Существующие в обществе социокультурные нормы и образцы не только оказывают мощное влияние на социально-стратификционные изменения, но и социализируют каждую формирующуюся личность, развивают и обогащают ее духовный мир и практику повседневного поведения. Поэтому вполне можно согласиться с Р. Мертоном, который утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всем жизненном пути, эффективное функционирование индивидов и общества без него невозможно.

При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности

Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

Культура в обществе представляется:

1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;

2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;

3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;

4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;

5) как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.

Основные социальные функции культуры

Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

1. Адаптивная функция культуры . Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры , обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры.

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры . Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает средства общения -знаковые системы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получил и необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме.

4. Функция социализации . Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.

5. В качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Она заключается в следующем. Творчество: научное, техническое, управленческое невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает и развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное. Не случайно А. Эйнштейн сказал: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаус".

В нашей печати в "Литературной газете" сообщалось о своеобразном эксперименте, проведенном в США. Группа администраторов одной компании освобождалась от профессиональной деятельности и в течение десяти месяцев осуществляла гуманитарную программу, в которой большое место занимало искусство (чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, концертов). Это очень положительно сказалось на их профессиональной активности, их действия стали более творческими, нестандартными.

6. Компенсаторная функция культуры позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает частное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой, творческих увлечений. Важной формой компенсации являются праздники, на время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения. Во время праздника происходит концентрация культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление, театрализованные действия, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы и состязания. Гражданские, и особенно народные праздники, заключают в себе не только торжественные, но и игровые элементы.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

2) Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Заключение

Следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.

Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Ценностями культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.


Похожая информация.