Бунин легкое дыхание разум и чувства аргументы. Cочинение «Тема любви и смерти (по рассказу И

Бунин легкое дыхание разум и чувства аргументы. Cочинение «Тема любви и смерти (по рассказу И

Аргумент разум и чувство по произведению Бунина Легкое дыхание

Ответы:

Легкое дыхание - это талант жить, радоваться жизни, принимать ее как светлый дар. Это жизнелюбие, дерзость красоты, смелость, неординарность, женственность и чувственность Оли Мещерской. То, что поняла она в себе, и не могли понять безликие обитатели серого скучного города.

Похожие вопросы

  • Как называется масштаб записанный в виде цифра
  • Мы свернули с дороги и направились по лесной тропе среди укрытых снегом кустов и деревьев. Надо найти безударные гласные в корне слова
  • Длина Прямоугольника=15 см, а ширина в 3 раза меньше. Квадрат = Такой же P что и у Пря??оугольника Найти: Площадь квадрата. Решение: 1) 15:3=5 (см)-ширина P (нарисуй прямоугольник) = 2(15+5)=40 40:4=10 (см) - сторона квадрата S (нарисуй квадрат) = 10*10=100 (см 2) Ответ: S квадрата = 100 см 2.
  • Помогииите плиз эссе по географии:можно ли утверждать,что мировое хозяйство явля??тся исторической категории? почему?буду ну очень сильно благодарен плиз плиз плиииз
  • Разность двух чисел относится к их произведению,как 1:12, в сумма чисел в 3 раза боль??е их разности. найти эти числа
  • Помогите с векторами решить пж!
  • Как звали сына Эйрика Рыжего
  • Помогите пожалуйста) написать 4-5 предложения k:Если мы заботимся о себе, мы будем лучше подготовлены для решения проблем, когда они возникают.
  • Найдите частное и остаток от деления многочлена x^5+2x^4-3x^3+2x^2-3x, на многочлен x^2+x+1
  • Переведите плиз! Срочно! Летом мы с семьёй поехали в Грецию, на остров Крит. Там были очень хорошие пляжи, плавали рыбы, и даже маленькие карпы. Сначала мы были на одном из 100 самых лучших пляжей мира, а потом поехали путешествовать по острову. Когда мы приехали, несколько дней держалась тёплая погода, а потом начался жуткий шторм. На море были огромные волны, затапливающие берег.Все спрятались в дома, и я смотрела на бурю. Это было так завлекательно! Мы были на многих пляжах, но запомнился мне пляж, на котором был розовый песок. В нём лежали раковины и было очень увлекательно их искать... Там были скалы, а от берега до острова при отливе можно было дойти пешком. А на острове, если приглядеться, можно было увидеть фигуру оленя. Ливийское море было холодным, но не смотря на это в нём было много народу. Греция - чудесная страна!

Во многих произведениях Бунин обращается к вечным темам: любовь и трагедия, жизнь и смерть. Эти темы становятся главными и в рассказе «Легкое дыхание», поражающем именно легким дыханием бунинской прозы, ее особым ароматом.

Смысл названия рассказа связан прежде всего с главной героиней. Примечательна первая деталь описания облика Оли Мещерской, обнаруживающая ее личностную индивидуальность, - «живые, радостные глаза». Живость, простота, естественность, непосредственность, красота, наивность, женственность, легкость составляют бесконечное обаяние Оли, ее привлекательность, обольстительность, «манкость». «Легкое дыхание» ее женственности радостно и всепобеждающе торжествует в малейших деталях внешности и поведения. Всё это дано ей от природы, пришло к ней без малейшего ее усилия – «легко». Мотив легкости – основной в описании внешности, поведения и самой жизни Оли. Тяжела лишь смерть – «крест из дуба» на могиле Оли, «крепкий, тяжелый, гладкий». Принцип антитезы сохранится на протяжении всего рассказа, отразившись и в системе образов, и в композиции.

Героиня Бунина свободно и радостно шла по жизни, не задумываясь о ее темных, мутных потоках, смысл жизни для нее - в самой жизни. На пути ее легкого полёта были любовь учениц младших классов, танцы на балах, веселье, бег на коньках, влюбленность гимназиста Шеншина, но был и пятидесятишестилетний «ловелас» Малютин, был казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида». Оля опять-таки легко сделала шаг навстречу нравственному падению, ведь в ее отношении к Малютину не было и тени любви, легко призналась в этом гимназической начальнице, легко играла чувствами казачьего офицера. Не случайно Малютин упоминает о Фаусте с Маргаритой: в истории искушения Маргариты в Фаусте торжествует плотское над духовным; Малютин и не скрывает «мефистофелевского» начала в своем плотском желании обладать юной прелестью Оли, а Оля не подозревает о необходимых нравственных границах своего жизненного полета – только легкость, только свобода, только веселая игра.

О гибели Оли на вокзале сказано сухо, отрывисто, как в хронике уголовного дела. Полёт по жизни – вне осознанности и ответственности - вовлекает героиню Бунина в опасную сферу «плебейских» чувств, однолинейных и жестоких решений: казачий офицер увидел в Мещерской одно издевательство над собой, над его, так сказать, принципами, над его «нравственностью», он покарал Олю как легкомысленную, аморальную соблазнительницу – и полагал себя правым. Жизнь Оли была легка, и смерть тоже легко отняла эту хрупкую, «мотыльковую» жизнь.

Однако авторская задача не имеет ничего общего с мелодраматическим и морализаторским описанием жизни и смерти прелестной, но запутавшейся гимназистки. Произведение имеет необычную композицию: начинается и завершается описанием кладбища, хронология событий изменена писателем, фабула не совпадает с сюжетом. Появляются эпизоды, казалось бы, не имеющие с историей Оли никакой связи, - ее рассказ подруге о «легком дыхании» и приходящая на могилу классная дама.

Образ главной героини включен в систему антитез, одна из которых – Оля Мещерская и классная дама. Классная дама живет выдумкой, заменяющей ей подлинную жизнь. Жизнь Оли была полна энергии, стремительна и празднична – жизнь классной дамы одинока, скудна событиями, лишена любви и счастья. Эта уже «немолодая девушка» умна, однако в ней нет того «легкого дыхания», которым была наделена Оля, жизнь проходит мимо классной дамы, даруя ей лишь хрупкие иллюзии, отсюда такое ее притяжение даже к памяти о «легком дыхании».

«Легкое дыхание» - это энергия женственности, вечно живущая в мире, способная сводить с ума, даровать либо высшее счастье, либо трагедию. Эта энергия не связана (или менее всего связана) с красотой как гармонией внешних черт - не случайно Оля, говоря подруге о красоте, отвергла всё внешне-декоративное: «черные, кипящие смолой глаза», «колена цвета раковины», «нежно играющий румянец» и так далее – и выбрала лишь «легкое дыхание». Это великая тайна, которой можно изумляться, но которую нельзя разгадать до конца.

«Легкое дыхание» - это и энергия творчества, вдохновения, тоже необъяснимая и неразложимая на формулы и определения. Именно «легкое дыхание» творчества чувствуется в сцеплении событий рассказа Бунина. Наиболее точно об этом сказал искусствовед и психолог прошлого века Л.С.Выготский: «Жизнь гимназистки Оли Мещерской темная, мутная, запутавшаяся, но события соединены и сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть; они мелодически сцеплены друг с другом, и в своих нарастаниях, разрешениях и переходах они словно развязывают стягивающие их нити, они отрешаются от действительности. Так житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в легкое дыхание бунинского рассказа».

Сочинение на тему «Разум и чувства в произведениях Бунина и Куприна»

Тема чувств и разума поднималась многими поэтами и писателями, так как это всегда близко и интересно читателям. Именно об этом нам рассказывают произведения Куприна и Бунина. Они показывают то, насколько чувства могут быть сложными и многогранными. А разум не всегда является в приоритете, поскольку если есть любовь, то герои становятся на ее сторону и они не думают, что с ними случится потом.

Конечно же, герои историй данных писателей полны условностей, они подчиняются расчету, их амбиции во многом непонятны, а бывает порой настолько фальшивы, что иногда очень трудно увидеть настоящие чувства, поскольку они сильно замаскированы. Несмотря на это, в рассказах как Куприна, так и Бунина есть очень много жизнеутверждающего и прекрасного, ведь много строк они посвятили такому возвышенному чувству, как любовь. Но при этом стоит понимать, что произведения этих двух писателей хоть и объединяет часто общая тема, но передают они ее по-разному.

Так, следует заметить, что герои в рассказах указанных писателей любят по-настоящему, а ведь это так редко встречается в жизни. Данное чувство вырывает персонажей из круговорота обыденности, скуки. Конечно, это длиться не долго, иногда всего лишь миг, а даже некоторым героям приходится за это кратковременное счастье заплатить своей жизнью, но все же это того стоит.

Произведения Бунина и Куприна настолько реалистичны, что отображают с поразительной правдивостью бытовые подробности до мелочей. К примеру, в «Легком дыхание», которое было написано Буниным, автор обостряет внимание на, казалось бы, незначительной детали, как дневник одной из героинь рассказа, но именно этот момент предает правдивости данной истории.

Однако следует заметить, что писатели по-разному относятся к чувствам. Куприн больше склонен к трагичности, поэтому если его герои испытывают любовь, то им не удается быть счастливыми до конца. Его строки переполнены страданиями и болью. В тоже время Куприн считает, что любви следует отдаваться полностью, а мучение и счастье его персонажи испытывают одновременно. Так как он любовь возвышает к идеалу, поэтому разум в поступках героев часто отсутствует, поэтому их судьба всегда очень трагическая. Например, Ромашков, который является чистым и добрым человеком, жертвует собой, а все ради Шурочки, отличавшейся своей расчетливостью.

Чувства и разум в произведениях Бунина часто имеют противоречивый характер. Если этот автор говорит о любви, то она неистовая, если о счастье, то оно безудержное. Но все это быстро обрывается, после чего приходит осознание и понимание. Именно так он показывает встречу поручика и прекрасной незнакомки, о которой можно прочесть в «Солнечном ударе». Данное мгновение было пропитано счастьем, но его нельзя воскресить. Когда незнакомка уезжает, то поручик опустошен, он как будто постарел на много лет, а все из-за того, что счастье было таким внезапным и тем самым оно оставило в душе только боль.

Поэтому мне кажется, что те чувства, о которых пишет Бунин, во многом реалистичнее, они не идеальны, как у Куприна, но в тоже время прекрасны и настоящие. Оба писателя пишут часто о любви, эта тема является для них одной из самых главных. Но мало кто из героев ее познает, только по-настоящему чувственные и открытые люди. Тем самым писатели показывают, что любовь способна возникнуть только у тех людей, которые, прежде всего, сильные, которые не боятся пожертвовать собой ради любви. Поэтому чувства сильнее разума, они поглощают героя целиком, даже если после ничего не остается, все же они счастливы, что им удалось испытать любовь.

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней - как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина - добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она - идеал.Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине - «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вдыхаю, - ведь, правда, есть?»