Народ французы. Французский характер, особенности и отличия от других народов

Народ французы. Французский характер, особенности и отличия от других народов
Народ французы. Французский характер, особенности и отличия от других народов

Франция… Она такая загадочная и привлекательная, аристократическая и манящая… Наверное, каждый признаёт, что эта страна – законодательница мировой моды, а Париж – синоним изысканности. А уж об изяществе и шарме ее жителей ходят легенды. Мы уверены, что француженка должна быть непременно утонченная, стильно одетая, стройная мадемуазель на высоченных шпильках и в кокетливой шляпке.

Ах да, и непременно сумочка от кутюр. Француз же – невероятно обаятельный мужчина, темпераментный, любвеобильный, галантный. Он готов писать даме сердца стихи и отдать жизнь, защищая ее достоинство.

Франция – это Коко Шанель и Жан-Поль Готье, Александр Дюма и Виктор Гюго, Эдит Пиаф и Патрисия Каас… Великая родина великих людей.

Чем же французы отличаются от нас, славян? Почему даже в анекдотах французская женщина – тонкая и звонкая, в коротком кружевном пеньюаре, томно едящая с фарфоровой тарелки листики салата, а русская – этакая гром-баба в фартуке и со скалкой в руке, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу запросто войдет? Почему, защищая свою честь, француз из книжных романов, изящно двигаясь, дерется на шпагах, а русский мужик закатывает рукава, снимает лапти и начинает кулачный бой? В чем разница между французским менталитетом и нашим? Попробуем сравнить и разобраться.

Гордость и предубеждение

Французы, особенно парижане, очень любят себя. Они гордятся тем, что они – французы, и считают свою нацию самой прекрасной в мире. На порядок лучше всех остальных. Создается впечатление, что чувство собственного достоинства и уважения к себе они впитывают с материнским молоком. Француз знает, что заслуживает всего самого лучшего только потому, ведь он родился французом. Взять хотя бы церемонию приема пищи. Стол обязательно должен быть красиво сервирован, порция, пусть и небольшая, но изысканно украшена, все ингредиенты выложены со вкусом, каждый на своем месте. Французские десерты шедевральны – в крошечное пирожное шеф-повар, не жалея себя, вкладывает многие часы труда, хотя великолепно знает, что немногим позднее кондитерское чудо будет съедено за считанные минуты.

Здесь человек – в центре всего, а все делается для него и ради него. Если при школе находится детский парк, то, будьте уверены, это именно парк, а не место для выгула собак, распития пива и курения травки. Восхитительные цветы и свежеокрашенные лавочки, красивые фонтанчики с водой, пригодной для питья, и ухоженные дорожки. И даже специальный жандарм, совершающий обходы. Кроме этого, есть ворота, закрывающиеся на ночь на засов. Словом, все для маленьких парижан. Городские автобусы ездят четко по расписанию, которое, кстати, можно получить в любом киоске, а поезда метро в час пик ходят каждую минуту. Государство работает для людей, ни в коем случае не наоборот.

Умение жить и наслаждаться жизнью

Вторая черта французов – умение брать от жизни все. Так называемое «savoir vivre». Это очень многогранное и многокомпонентное понятие, осягнуть которое полностью под силу, наверное, только истинному сыну Франции. Это умение жить качественно, получая удовольствие от каждой минуты. Хорошие манеры, вежливость и элегантность во всем. Изысканная одежда – о, настоящий парижанин никогда не приобретет обновку, прибывшую из Китая! Это правила хорошего тона – настоящая парижанка никогда не станет прилюдно поправлять макияж.

Соблюдение этикета – мужчина во время встречи никогда не позволит себе снять пиджак или ослабить галстук. Это тонкое чувство юмора – каждый француз обязан уметь разрядить напряженную ситуацию остроумной шуткой. И, конечно, это чрезмерная французская учтивость. Ни в коем случае, даже будучи мертвецки пьяным, даже находясь при смерти, нельзя забывать об основах вежливости – здороваясь, пожать руку каждому мужчине; тепло поблагодарить за оказанную услугу; выражая просьбу, не забывать сказать «пожалуйста»; а уходя, пусть даже и в спешке, нужно обязательно со всеми распрощаться и поцеловать руки дамам. Иначе вас могут запросто перестать принимать в обществе. Проще говоря, savoir vivre – это умение жить со вкусом. Именно оно придает Франции столь сильную притягательность, настоящий магнетизм.

Свободолюбие и склонность к монументализму

Истинный парижанин считает себя свободным – в том смысле, что ставит свои интересы выше всего остального. Он может переходить дорогу на красный или подойти к кассе без очереди. Он с легким чувством собственного превосходства относится к представителям других национальностей. Британцы для него слишком скучны, славяне – дурно воспитаны, американцы – скупы и лицемерны. Как же, ведь он – парижанин, он – голубой крови! Он умеет вести переговоры и защищать свое мнение.

Однако при этом французская свобода подразумевает ответственность за свои поступки, в отличие от свободы русской, которая почти всегда равна анархии и хаосу. И, к сожалению, мало какой русский воспитывается в духе любви и уважения к себе – скорее это постоянное недовольство собой, неверие в свои силы, разочарованность и чувство неудовлетворенности.

Мы с благоговением относимся к европейцам, в то время как французы смотрят на всех, кроме себя, снисходительно и немного свысока. Может быть, поэтому парижские архитекторы страдают гигантоманией? Впрочем, даже ей присущи истинно французские черты – новые здания настолько хорошо вписываются в ландшафт и выглядят так эстетично, что порой и не поймешь, двести ему лет или пару десятков. И никакой нелепой безвкусицы, портящей пейзаж, – только утонченность и стиль.

Политкорректность

Французы очень щепетильны во всем, что касается политкорректности. Если в Париже орудует банда, в составе которой есть африканцы или арабы, на этом ни за что не сконцентрируют внимания! Скорее сосредоточатся на белых, даже если их там меньшинство. Постепенно подобное поведение привело к тому, что эмигранты стали все более разнузданными, они практически безнаказанно грабят и убивают, а французская пресса только укоризненно грозит пальчиком и объясняет все это пороками буржуазного общества.

Какой же он – портрет истинного парижанина?

Согласно романтическим стереотипам французы – большие дамские угодники и неутомимые любовники, они обольстительные и по-рыцарски вежливые, обходительные и остроумные, смелые и честолюбивые. Однако по большей части эти образы навеяны нам фильмами о Франции и героями романов Александра Дюма. На самом же деле не все так радужно. Среднестатистический француз в наше время достаточно нервный и раздражительный. Те, кому зарплата кажется низкой, постоянно недовольны, что ее не повышают. Те, у кого заработок достойный, жалуются, что его понижают.

Крестьяне бастуют из-за того, что в страну завозят огромное количество более дешевого иностранного продовольствия. Мелкие лавочники ругают супермаркеты, из-за которых их бизнес не выдерживает конкуренции и приносит убытки. Стабильно неплохую зарплату имеют государственные служащие, но и те не вполне удовлетворены – их не устраивает количество положенных им привилегий. Молодежь боится остаться без работы – хорошее место не гарантирует даже красный диплом.

Школьники курят и балуются спиртным. Не правда ли, знакомая картина? Франция тоже находится на распутье, однако люди не сдаются и ищут выходы. Ставка делается на развитие и продвижение высоких технологий в промышленности. Поэтому сегодня портрет успешного, самореализовавшегося француза таков: это квалифицированный специалист, сотрудник крупной международной компании, элегантно и дорого одетый, не расстающийся с ноутбуком и телефоном. Плюс ко всему он – вопреки всем представлениям о французах – примерный семьянин и заботливый отец. Сейчас во Франции это считается хорошим тоном.

Вот такие они, французы. Кое-чему, возможно, у них стоит поучиться, кое в чем – взять с них пример, не забывая о том, что каждая нация – по-своему прекрасна и неповторима!

Что обычный русский человек знает о французах? На самом деле, не так уж и много. Те, кто ни разу не бывал на родине Гюго, зачастую в своих представлениях о французах используют распространенные стереотипы. Портрет «типичного француза» в большинстве случае выглядит немного странным: этакий утонченный любитель лягушачьих лапок и «бордо», с непременным шарфом на шее и багетом под мышкой, пьющий по утрам кофе с круассаном, а по вечерам - шампанское в номере отеля… Но так ли это?

О стабильности

Если говорить об устойчивых привычках, то французы - безусловные противники экспериментов. Стабильность и постоянство ценятся ими больше всего. Доходить может до смешного: хлеб покупается всегда в одной и той же булочной, пятничные обеды проходят в излюбленном ресторане, а отпуска - на приглянувшемся еще в молодости курорте. Стоит ли говорить о привязанности француза к своей работе? Равно как и к своей стране. Типичный парижанин может знать несколько языков, особенно если это положено ему по долгу службы, но в любом случае он остается уверен: лучше Франции нет страны, и ездить за границу особого смысла тоже нет. По мнению француза, Земля вращается как раз вокруг Парижа. И представителей других национальностей французы откровенно жалеют, ведь они, увы, никогда не станут обладателями такого тонкого вкуса и такого широкого кругозора, как жители Франции.

Каждый француз искренне считает себя «самым-самым» - в политике, моде, искусстве, культуре, гастрономии… Всего и не перечислить. Ну а если в какой-то области француз не ощущает себя знатоком, то это, разумеется, лишь потому, что данная область знаний ему совершенно не интересна и в жизни не нужна.

О поцелуях и стиле

Еще один стереотип - о неповторимых французских поцелуях. Мужчина-француз вообще представляется большинству иностранок этаким героем-любовником. Но по факту же большинство «лягушатников» - обыкновенные парни, нередко, кстати, пасующие перед дамами. Причина этого - в известной раскованности француженок и их пресловутой независимости.

Кстати, о француженках. Далеко не всегда они выглядят так элегантно и стильно, как это пытается продемонстрировать масс-медиа. Увлеченные феминистическими настроениями, француженки часто забывают о своей внешности. А вот мужчины во Франции действительно следят за собой - порой даже более тщательно, нежели женщины.

Считается, что французы не выговаривают звук «р», но это верно лишь отчасти. Все зависит от того, в каком регионе страны родился и вырос человек - корсиканцы, к примеру, имеют акцент, в котором характерного французского «р» нет.

Французы довольно ленивы, и это действительно так. Среднестатистический француз использует все возможные случаи для отдыха: обеденный перерыв, кофе-брейк, выходной день, укороченный день, болезнь, забастовка… Особенно это касается офисных работников. Впрочем, торговцы в многочисленных лавках тоже подобным не брезгуют.

О еде

Кстати, о лавках. Французские хозяйки - одни из самых дотошных в мире. В Европе вообще не принято заранее заготавливать продукты, а уж во Франции это и вовсе смерти подобно. Типичная парижская домохозяйка ежедневно обходит магазины, придирчиво выбирая каждый кусочек сыра. Все купленное должно быть идеально свежим. Сам же процесс принятия пищи доставляет французам невероятное удовольствие - приятнее, пожалуй, становятся лишь разговоры о приготовлении еды.

В отношении пищи французы еще более консервативны, чем в плане работы или предпочтения марок автомобилей. Все должно быть так, как заведено: фуа-гра - только с сотерном, кофе - только после десерта, и упаси боже добавить в него молока! Да, сервировка стола и даже порядок рассаживания гостей за обедом также подчиняются строгим канонам.

О туристах

Отношение к туристам у французов настороженное, если не сказать, неприязненное. Искренне считая свою страну самой лучшей на свете, французы полагают, что любой приезжий по умолчанию не настолько умен и утончен. А уж если турист еще и активно нарушает правила поведения - например, раскрывает карту, останавливаясь посреди тротуара, - то это повод выразить ему свое открытое презрение.

Французы вообще не слишком-то приветливы. Однако это не повод отказаться от посещения Парижа: если турист ведет себя «правильно», то ему всегда и везде будут рады. А уж если вы сможете объяснить с местными на французском, отношение к вам будет особенно теплым.

Франция – самобытная страна с незаурядным населением более 64 млн. человек, 75,5% из которых потомственные французы, проживающие в городской местности, причем, только 74% из них говорят исключительно на родном языке. Ежегодный прирост населения более 230 тыс. чел.
Поближе познакомиться с устоем жизни французского народа, особенностями его характера и главными признаками сущности мужчин и женщин поможет этот своеобразный путеводитель.

Все как есть про французов

С годами сложившийся этнический образ любого француза отличается повышенной чувствительностью ко всему национальному и высокоразвитым честолюбием. По этническим признакам выделяют три типа личности по внешности.
Первая относится к потомкам галлов, для которой характерен высокий рост французов, белокурые волосы, светлая кожа и голубые глаза. Вторая – это потомки кельтов, характерный тип темноволосого брюнета (ки) среднего или низкого роста. Третья – явные потомки легуров – короткоголовые и низкорослые со смуглой кожей.
Кроме всего прочего для всех типов характерен прямой нос, слегка вытянутое лицо и в большинстве случаев явная склонность к худобе. Глядя на француза сразу можно понять, что это утонченная натура, с богатым внутренним потенциалом, полным романтики и благородства.
Наряду со всем шармом, так и веющим от всего французского имена имеют свою неповторимую оригинальность. Не зря многие сравнивают их с пением соловья – Луиза, Эльза, Поль, Мишель, которые часто когда-то принадлежали либо бабушкам, либо дедушкам. Однако современные семьи чаще всего дают своим детям имена, заимствованные у других стран.
С течением многовековой истории сформировались отличительные черты французов, которые проявляются в их характере и образе мышления. Аналитический склад ума, богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании нового – вот образ современного француза.
Им постоянно движет их неугомонный темперамент, поэтому для них характерно быстрое принятие решений порой вопреки здравому смыслу, но в любом случае это приводит к долгожданному результату благодаря их незаурядной интуиции.
Им характерна также быстрая возбуждаемость и вспыльчивость характера, что часто сопровождается повышенной эмоциональностью. Тем не менее, в повседневной жизни – это язвительные, жизнерадостные, искренние, немного хвастливые, но в тоже время поразительно галантные особы. Согласно статистике, Франция считается самой легкомысленной страной в мире. Многие жители увлекаются игрой в разные лотереи, на что тратят огромные средства и поэтому известны как слегка расточительный народ.

Личность каждого представителя сильного пола французского народа, несмотря на характерную оригинальность поведения, и характера наделены общими чертами, которые в совокупности складываются в определенный стереотип.
Первое – это непреодолимая радость к жизни, даже, несмотря на возникшие проблемы, истинный француз никогда не впадет в уныние и не раздует скандал на ровном месте, чаще всего все переводится в обычную шутку и остается за стенами дома. Ибо афишировать личные неурядицы у них считается дурным тоном.
Второе – повышенное внимание к собственной особе, им очень важно мнение окружающих. Для них характерен тщательный выбор гардероба и поддержание внешнего вида. Шик и вместе с тем душевная простота, переплетенная с настоящим французским юмором – то, что особенно влияет на формирование каждого индивидиума.
Третье – романтики от природы и галантные от далеких предков, для них семья – это стабильность, покой, надежный оплот и поддержка в трудной ситуации. Им совсем не трудно убраться в квартире или посидеть с ребенком, от которого до исполнения совершеннолетия требуется лишь одно – уметь вести себя за столом и не отставать в учебе.
К увлечениям можно отнести пристрастие к кулинарии, шопинг, хорошая машина, свой дом и званые праздничные ужины, которые так почитаемы во французских семьях.


С самого раннего детства представительниц слабого пола приучают к тщательному уходу за собой, подбору одежды, при этом не забывают о хороших манерах, так что сформировавшаяся француженка – это самодостаточная женщина, сияющая привлекательностью и наделенная особым шармом. По элегантности им нет равных, им удается невероятным образом следить за собой в любых жизненных ситуациях – они всегда на высоте и выглядят обворожительно. Выбор и покупка украшений – одно из главных пристрастий французских женщин, на которые им не жалко никаких денег.
Семья и работа для них не менее важный аспект в жизни, где воспитанию детей отдается особое внимание. В повседневной жизни, или же в ресторане – им присуще особое притягательное обаяние и внутренняя красота.

Культура французов

Чем отличаются французы, так это их рвением к особому почитанию своих культурных ценностей, чего они требуют от всех, хотя бы, в их присутствии. Признание чужих авторитетов им чуждо и это вполне оправдано. Стоит только упомянуть о величественных соборах и церквях, которые стали национальным достоянием не только этой страны, но и всего человечества.
Особое место в культурном сознании французского народа отдается моде, где сосредоточено все многообразие ее стилей и направлений. Причем создается впечатление врожденного чувства собственного стиля каждого жителя этой страны.
Более того, при выборе машины предпочтение отдается только отечественным производителям – это неукоснительное правило для большего числа населения.

Известные французы

Ни для кого не секрет, что Франция – «житница» великих умов человечества, произведения и изобретения которых стали настоящим достоянием всего человечества. Это всемирно известные писатели Жюль Верн, Адександр Дюма, Виктор Гюго, композиторы Шарль Лекок, Жак Оффенбах, кутюрье Пьер Карден и Коко Шанель, певицы Патрисия Каас и Марий Матье, ну и конечно Наполоен I.
Нельзя не вспомнить и о прославленных живописцах Альфреде Сислее, Анри Матисс, Эдгар Дега.

О раннем заселении Франции свидетельствуют многочисленные памятники древнейших культур, в частности прекрасные образцы первобытного искусства (статуэтки, каменные барельефы, пещерная живопись). Отдельные периоды палеолита (шелль, ашель, мустье, ориньяк, солютре, мадлен) получили в науке свои названия именно по тем французским местностям, где были обнаружены вещественные остатки этих культур. Во Франции лучше всего изучены многочисленные памятники мегалитической культуры неолита - менгиры, кромлехи, дольмены.

В античную эпоху в юго-восточной части Франции жили лигуры; эта область получила название Лигурийского побережья. В IV в. до н. э. часть лигуров была оттеснена кельтами на восток, к заливу недалеко от Генуи, а часть кельтизирована. Здесь же, на Средиземноморском побережье, в VII-VI вв. до н. э. были основаны финикийские и греческие колонии. Главной греческой колонией была Массалия (Массилия, современный Марсель), основанная в VI в. до н. э. фокейцами (Малая Азия). Позже были основаны и другие греческие колонии, давшие начало городам, до наших дней сохранившим видоизмененные древние названия: Nicea (Ницца), Antipolis (Антиб), A relate (Арль). Греки принесли с собою виноградную лозу, оливковое, фиговое и гранатовое деревья, кипарис.

На юге и юго-западе Франции обитали различные иберийские племена. Между Пиренеями и Гаронной жили аквитаны, по имени которых все юго- западные области страны долго назывались Аквитанией. В VI в. н. э. из Испании в Аквитанию пришли васконы. Смешавшись с аквитанами, они стали называться гасконцами, а область их поселения - Гасконью. Этноним «васконы» отложился в современном названии басков (об их происхождении см. стр. 498-499).

Самой многочисленной группой племен, которая легла в основу формирования французского народа, были кельты, или галлы, давшие наименование стране,- Галлия.

В середине I тыс. до н. э. галльские племена жили разбросанно на огромном пространстве Центральной Европы и в небольшой части Малой Азии. Зона распространения латенской культуры, носителями которой считаются галлы, тянется широкой полосой по территории современной центральной Франции через Швейцарию, юг ФРГ, Чехословакию, Австрию, Венгрию, Польшу, Югославию и Румынию.

В «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря даны седения о расселении кельтских племен в Галлии, а также свидетельства о их материальной культуре, социальных отношениях, семейном быте. К моменту римского завоевания Галлия была разделена на три части: южную занимали аквитаны, среднюю - собственно галлы, к северу от Сены жили белги - кельтские племена, до известной степени смешавшиеся с германцами.

В Галлии за первенство боролись эдуи и секваны. На западе находилось племя сентонов. В центре Галлии были земли карнутов, паризиев, пиктонов, туронов. Наименования галльских племен сохранились в названиях многих городов и местностей Франции. Паризии дали имя Парижу (в древности Лютеция), сентоны,пиктоны, туроны дали имя провинциям Сентонж, Пуату, Турень.

Основой хозяйства галлов было земледелие, от греков они переняли культуру винограда. Развито было и скотоводство. Основные сельскохозяйственные"орудия этого времени: плуг с железным лемехом, железные серпы и косы. У галлов были многочисленные железные и медные рудники. Латен- ская керамика изготовлялась на гончарном круге. Глиняные сосуды богато изукрашены. Стиль украшений свидетельствует о самобытности галльского искусства, несмотря на наличие греческих и восточных влияний.

Галлы создавали сложные фортификационные сооружения, они были искусны в постройке кораблей.

У галлов было распространено эмалевое производство, заимствованное с юга. Галлы создали своеобразную темно-красную эмаль, которой покрывали бронзовые и железные предметы.

Поселения галлов имели вид деревень. Существовали также сильно укрепленные поселения, служившие убежищем в военное время. Постепенно укрепленные пункты превратились в города, ставшие средоточием ремесел и торговли. Такими городами были Бибрактэ, главный город племени эдуев, расположенный по склонам горы Боврэ в средней Франции, и столица ман- дубиев Алезия (современный Ализ). Здесь было много мастерских кузнецов, медных литейщиков и эмалировщиков.

Кельтские племена стояли на различных стадиях общественного развития: некоторые еще жили общинно-родовым строем, другие переживали стадию разложения родовых порядков и у них выделилась родовая знать, владевшая обширными землями и большими стадами. Масса свободного галльского населения находилась в зависимости от аристократии. Существовало несколько категорий зависимости: рабы, должники, клиенты. Племена объединялись в союзы, которые часто воевали друг с другом из-за пригодных для обработки земель и пастбищ.

В 58-52 гг. до н. э. Галлия была завоевана римлянами, сюда были введены римские легионы. После завоевания началась усиленная романизация. В социально-экономическом отношении это проявилось в установлении развитого рабовладельческого строя. В конце II в. н. э. появились крупные латифундии галльской и римской знати. В латифундиях и фисках (поместьях императоров), на рудниках и на общественных работах трудилось множество рабов. Широкое развитие в Галлии получил и колонат.

Романизация шла, однако, неравномерно в различных частях Галлии. Густо населенные римлянами южные области страны с такими богатыми городами, как Нарбона,.Арелате, Немаузде, Вьенна, Грацианополис, местности по Гаронне и Бурдигала с округом составляли как бы естественное продолжение Италии. До сих пор в этих городах сохранилось множество памятников римской эпохи: амфитеатры в Арле и Оранже, которые и сейчас используются для спектаклей под открытым небом, арены, храмы, триумфальные арки, акведуки, мосты, гробницы.

Менее ярко выраженной и менее равномерной была романизация Лугдун- ской провинции, границы которой проходили по Луаре и Сене, областей севернее и северо-восточнее Сены и Аквитании, в которую входили все юго- западные земли.

В Лугдунской провинции наиболее романизовались южные области, особенно сам Лугдунум (теперь Лион). Там были сосредоточены торговля и ремесла. В остальной части провинции галльское население слабее смешивалось с римлянами. Здесь многие города сохранили старые кельтские названия. В Аквитании тоже не было сплошных массивов римских поселений. В гористых областях, по пустынным берегам Бискайского залива, в болотистых районах Пуату старые кельтские центры сохранились почти в нетронутом виде. Область к северу от Пиренеев (Гасконь) оставалась целиком иберийской.

В Бельгике, занимавшей почти весь северо-восток современной Франции и земли по Шельде и среднему течению Мааса и Мозеля, романизация была поверхностной. Там было мало римских колоний, только в городах стояли римские гарнизоны и жили римские купцы. Главным занятием населения было коневодство и овцеводство, производство шерсти и шерстяных тканей. Лишь в долине Мозеля разводили виноград и плоды. Здесь возникли богатые римские виллы.

У жителей наиболее романизованных частей Галлии господствовало зерновое хозяйство, виноградарство и виноделие, маслоделие.

Широко развернулся обмен между италийскими и галльскими областями. Из Галлии в Рим вывозили дешевое зерно, оливковое масло.

В городах процветали все известные древнему миру отрасли ремесла, существовали деятельные торговые и ремесленные корпорации. Города соединялись хорошими дорогами. В V в. в Галлии насчитывалось уже более 100 городов. Многие горожане были грамотны, в высших слоях общества процветало изучение греческой и латинской литературы. Массилия, Бурдигала (Бордо) и Августодунум (Отен) славились своими учеными и риторами. Уже в IV в. далеко за пределами Галлии известна была высшая школа в Бордо.

Длительное господство римлян в Галлии, культурное общение римского и галльского населения привели к образованию галло-романской народности. Римские школы, римская культура, римская администрация способствовали тому, что население - в первую очередь городское - стало усваивать латинский язык. Здесь, в завоеванных провинциях, распространялся язык народно-разговорный, так называемая вульгарная латынь. По мере проникновения из городов в деревню сама вульгарная латынь подверглась изменению. По-разному она усваивалась и в различных частях страны. Различные языки аборигенов, различная степень романизации севера и юга обусловили диалектальные черты вульгарно-латинской речи в Галлии. Словарный состав латинского языка обогатился за счет галльского языка. Галльские элементы речи сохранились в первую очередь в названиях рек, урочищ, населенных пунктов. Кроме того, во французском словаре сохранилось до трех сотен кельтских слов, относящихся преимущественно к сельскому хозяйству и крестьянскому быту: charrue (плуг), soc (сошник), mouton (баран), Ьоис (козел), ruche (улей), tonneau (бочка) и др. Так возникла новая этническая общность, говорившая на несколько трансформированном языке по- бедителей-римлян и сочетавшая культуру двух народов. Галлы восприняли римскую культуру и в то же время сохранили и передали победителям некоторые элементы своей культуры, например одежду: штаны, плащ с капюшоном, особую обувь - деревянные башмаки.

Процесс романизации Галлии был закончен к V в. н. э., ко времени распада Римской империи.

Важной вехой в этнической истории Франции было вторжение в Галлию германских племен. Оно началось в III в. В начале V в. южные области Галлии были захвачены вестготами, которые заняли почти всю Аквитанию от Луары до Гаронны и основали здесь Тулузское королевство; позже вестготы овладели Гасконью, Провансом и почти всей Испанией, и в конце V в. захватили центральные области (теперешние Берри, Лимузен и Овернь). В восточных областях страны, в долине Соны и Роны, бургунды основали королевство Бургундию.

Полуостров Арморику (современная Бретань) постепенно заселили бритты, бежавшие из Британии от нашествий англосаксов.

Северные области от Луары до Соммы и Мааса оставались еще галлоримскими, но они были отрезаны от непосредственного общения с Италией. В конце V в. эти области были захвачены мощным и воинственным племенным союзом франков под предводительством Хлодвига. К середине VI в. франки, подчинив своей власти вестготов и бургундов, стали господствовать над всей Галлией. Сложилась франкская держава Меровингов, в которую входили Галлия и коренные прирейнские земли франков. Франкская аристократия во главе с Хлодвигом приняла из Рима христианство, которое € конца V в. стало официальной религией государства.

Пределы Франкского государства были расширены при преемниках Хлодвига. При Карле Великом (около 800 г.) государство франков превратилось в огромную империю, охватившую западную часть Германии, всю Францию и северную часть Италии. Входя в состав Франкского государства, Галлия сохраняла, однако, свои культурные особенности.

Германские народы принесли в Галлию свои порядки: было сломано рабовладельческое государство и в корне изменился общественный строй страны. Свободная соседская община (марка) - основа аграрных отношений германцев-оказала большое воздействие на установленный римлянами аграрный; строй Галлии. Наиболее законченную форму общинные отношения имели в северных областях между Луарой и Соммой. Влияние рабовладельческого строя Галлии, наличие галло-римских колонов и рабов ускорило классовую дифференциацию среди германцев. В VI в. в Галлии началось складывание феодальной земельной собственности.

В конце VI и начале VII в. в сложных перипетиях междоусобных войн отчетливо оформились четыре части франкского государства: Нейстрия - северо-западная часть Галлии с Парижем, преимущественно с галло-роман- ским населением; Бургундия - бывшее самостоятельное королевство, в котором складывались особые диалекты романского языка; Аквитания - юго- западные земли, а также Австразия - северо-восточная часть, населенная восточными франками и подвластными им племенами; эта часть вошла в состав Германии. В Нейстрии рано сложилась крупная земельная собственность, светская и церковная. В Бургундии и Аквитании сохранялось мелкое и среднее землевладение, здесь было много оставшихся от римской эпохи городов, в которых развивались ремесла и торговля.

В условиях становления новой феодальной формации шел процесс изменения языка, процесс формирования северофранцузской и провансальской народностей. К началу IX в. под воздействием более высокой галло-римской культуры франки ассимилировались, утратили свой язык, усвоив галлороманскую речь. Галло-романский язык испытал некоторое влияние франкского языка, в его состав вошло немало германских слов, относящихся преимущественно к военной, административной, правовой и бытовой сфере ( werra - война, фр. guerre ; sporn - шпора, фр. ёрегоп; treuwa - перемирие, ст.-франц. trieve и т. д.). Галло-романская латынь к первой половине IX в. претерпела значительные изменения. Она стала уже не латинским, а «романским» языком, официальным языком Франкского королевства.

Разница между языком латинской литературы и тем романским, на котором говорило население, стала особенно ощутительной в период каролингского Возрождения. В эпоху Карла Великого были заложены основы цер- ковно-феодальной культуры средневековья. В знаменитой дворцовой Академии возродилось изучение классических поэтов, философов-ораторов, члены Академии создавали поэтические сочинения и ученые трактаты на правильном латинском языке, что углубило разрыв между письменным языком и разговорной речью. В Рейхенаусском глоссарии (конец VIII в.) были переведены на народную речь несколько сотен слов и выражений классической латыни. Решение Турского собора 813 г. предписывало священникам произносить проповеди на народном языке, так как латынь стала непонятна массам. Первый известный нам французский текст - это знаменитые «Serments» («Клятвы»)^которыми в 842 г. обменялись в Страсбурге короли КарлГ Лысый и Людовик Немецкий. Чтобы поняли их войска, Людовик принес присягу на романском языке, Карл - на немецком. Помимо этого документа, самые древние памятники французской письменности относятся к религиозной проповеднической литературе, например Кантилена Евлалии (около 900 г.).

Важным этапом в этнической истории французов было выделение в 843 г. из распавшейся Каролингской империи Западнофранкского королевства, которое стало называться Францией. Границы Франции более или менее соответствовали языковой границе, но все же с ней не совпадали."Так, за пределами ее остались бургундские земли и западная часть Лотарингии, где господствовал романский язык. Воссоединение этих областей с Францией продолжалось много столетий.

Различная этническая основа, различная степень романизации и развития феодальных отношений на севере и юге страны способствовали длительному сохранению различий между севером и югом. Диалекты северной части страны объединились в группу langue d ! oui . Диалекты юга, испытавшие влияние языка вестготов, составили langue d oc - окцитанский язык. Названия эти происходят от различного произношения слова «да» как « oui » на севере и «ос» на юге. Языковая граница проходила по северному краю Центрального массива, который разделял сложившиеся к IX в. родственные северофранцузскую и провансальскую народности.

В середине IX в. в пределы Франции вторглись норманны, захватившие север страны. В 911 г. один из норманских вождей - Роллон - установил свою власть в устье Сены. Здесь было образовано герцогство Нормандия. Завоеватели-норманны вскоре были ассимилированы более многочисленным местным населением, но наложили некоторый отпечаток на его язык и культуру.

В X в. Франция была разделена на графства и герцогства, которые в большинстве своем соответствовали областям распространения старых племенных групп и почти совпадали с административным делением Галлии во времена римского владычества. С XI в. французские короли начали объедине

ние французских земель. По мере присоединения к королевскому домену герцогства и графства становились провинциями.

В условиях феодальной раздробленности и обособленности в провинциях сложились самостоятельные диалекты. Северофранцузский язык включал в себя нормандский, пикардский, валлонский, лотарингский, пуатвинский и центральнофранцузский (иль-де-франсский) диалекты. Южнофранцузский (окцитанский, провансальский) язык включал лионский диалект, диалекты Дофинэ и Савойи и швейцарских кантонов, которые вместе с диалектами Франш-Конте объединялись в группу юго-восточных диалектов.

В X-XII вв. этническая и языковая обособленность юга от севера была очень заметна. Города Юга (Ним, Монпелье, Нарбонна и др.), достигшие в этот период расцвета, были экономически более связаны с Средиземноморьем, чем с внутренней частью страны.

На юге уже в XII в. был создан первый в Западной Европе романский литературный язык и расцвело творчество поэтов-трубадуров (см. раздел «Фольклор», стр. 397).

На севере страны в XII в. особое положение занимал диалект Иль-де- Франса. Постепенно, с ростом Парижа и Иль-де-Франса как центра Северной Франции, этот диалект развился в язык, общий для всех северных французов. К концу XIII в. сохраняли еще свое значение только диалекты Пикардии и Нормандии.

В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, дошедший до нас в виде поэм, так называемых песен о деяниях (chansons de geste ).

В формировании национальной культуры в связи с ростом свободных юродских общин - коммун - заметную роль стала играть демократическая городская культура, в частности литература.

В городе в этот период возник средневековый театр. В Париже, Тулузе, Монпелье появились первые университеты. Народные традиции и вкус выразились и в произведениях архитектуры. Северофранцузские города стали родиной готического стиля (соборы в Париже, Шартре, Амьене и многие другие).

До начала XIII в. уровень экономической и культурной жизни юга Франции, особенно Прованса, был выше, чем в северных областях, но в военнополитическом отношении северные области были сильнее. Короли и рыцари Северной Франции, воспользовавшись распространением на юге альбигойской ереси, подвергли южные области страшнейшему разгрому и присоединили Тулузское графство к домену короля (1208-1229 гг.).

Столетняя война (1357-1453 гг.) с Англией за французские земли тормозила развитие культуры, задержала объединение народностей Франции. Длительная оккупация французских областей сопровождалась их разорением и опустошением. Налоговый гнет и междоусобицы французских феодалов обостряли классовую борьбу. В 1358 г. началось крупнейшее в истории Франции и одно из крупнейших в истории Европы восстание - Жакерия (от насмешливого прозвища «Жак-Простак», которое дворяне дали крестьянам). В Париже вспыхнуло восстание горожан под руководством купеческого старшины Этьена Марселя.

Чувство национального самосознания, пробудившееся в народе в период Столетней войны, проявилось в массовой борьбе французского народа с иностранными захватчиками. Во главе войска, одержавшего победу над англичанами под Орлеаном (1429 г.), стояла простая крестьянская девушка, патриотка, героиня Франции Жанна д’Арк.

Возрождение экономики Франции после окончания Столетней войны укрепило королевскую власть. В свою очередь, экономическая политика Людовика XI (1461 -1483 гг.) способствовала оживлению ремесла и торговли, укреплению экономических связей. При Людовике XI окончилась длившаяся два столетия борьба за восточные пограничные области, входившие во владения бургундских герцогов.

Экономические связи и культурная общность севера и юга в XV в. и даже к середине XVI в. были еще слабыми. Культурные традиции южных областей связывали их теснее с Каталонией и Италией, чем с Северной Францией. В Северной Франции к концу XV в. существовал общенародный язык, хотя наряду с ним в отдельных областях, особенно на северо-западе и северо-востоке, сохранялись местные диалекты. В этот период началось проникновение северофранцузского языка на юг. Однако провансальский язык продолжал оставаться здесь разговорным языком.

Зарождение капиталистического уклада внесло важные перемены во все стороны жизни французского общества. Ускорились темпы экономического развития. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Обострилась классовая борьба, усложнилась политическая жизнь. Это была эпоха расцвета культуры. Национальный язык утвердился во всех тех областях общественной и культурной жизни, где раньше господствовала латынь. Большое значение для развития национального языка имел изданный в 1539 г. Франциском I закон, предписывавший употребление в судопроизводстве и в администрации французского языка вместо латинского и местных диалектов.

С самого начала XVI в. Франция подобно другим европейским странам была охвачена движением Ренессанса, или Возрождения. Это была борьба против феодально-церковного мировоззрения, за создание новой, светской культуры, основанной на принципах гуманизма. По размаху и глубине этого движения Франция уступала только Италии. Ренессанс положил начало формированию общенациональной культуры Франции.

Французскому гуманизму были свойственны народные традиции. Самая крупная фигура французского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), один из создателей общенациональной литературы и литературного французского языка.

В политическом отношении XVI-XVIII вв. были периодом господства абсолютизма, который принял во Франции наиболее законченную, классическую форму. Правда, в XVI в. и политическое, и экономическое, и культурное единство Франции было поставлено под угрозу религиозными войнами. На юге и в некоторых других провинциях распространился протестантизм; в нем проявился сепаратизм местных феодалов и стихийное недовольство крестьян. Религиозные войны (1562-1592 гг.) привели к еще большему перемешиванию населения, к стиранию областных различий. Многие протестанты (гугеноты) были вынуждены переселиться в другие страны. Католическая религия осталась во Франции господствующей. Король Генрих IV (1589-1610 гг.), восстановивший единство страны, заявлял претензию на все земли, «где говорят по-французски».

Абсолютная монархия во Франции, расцвет которой относился ко времени правления Людовика XIV (1661-1715 гг.), была исторически прогрессивной, она выступила «в качестве цивилизующего центра, в качестве основоположника национального единства» В этот период усилились экономические и национальные связи в стране, развились централизованные мануфактуры, создалась экономическая специализация по областям, вырос национальный внутренний рынок. Развитие экономических связей сопровождалось усилением политической централизации.

Укрепилась и политическая гегемония Франции в Европе, достигнутая ценой многочисленных войн, жестокого угнетения и эксплуатации народных масс. В деревне и в городах, в разных областях страны непрерывно вспыхивали народные восстания. Резким контрастом к народной нищете была роскошь королевского двора и придворной аристократии. При королевском дворе собрались виднейшие французские поэты, писатели, музыканты, художники. Французский двор задавал тон придворной и аристократической жизни всем странам Западной Европы. Широкая экспансия французской придворной культуры за пределы Франции привела к гегемонии французского языка, который стал в XVII-XVIII вв. языком дипломатии и международным языком «светского общества» всех стран Европы.

Франция в XVII в. стала родиной рационализма, нового философского направления, создателем которого был Ренэ Декарт.

Стиль, утвердившийся в литературе и искусстве Франции XVII в. и значительной части XVIII в., получил название классицизма. Абсолютное значение классицизм придавал «законам разума». Творцы классицизма во всех областях культуры стремились соблюдать четкость, меру, строгость. Принцип симметрии и гармонии особенно отчетливо выступал в произведениях изобразительного и прикладного искусства - планировке городов, в садах и парках того времени, геометрически распланированных. Корифеем классицизма в живописи XVII в. был Никола Пуссен (1594-1665 гг.), наиболее известными художниками этого направления - Клод Лоррен (1600-1682 гг.), Луи Ленен (1593-1648 гг.) и Жак Калло (около 1592- 1635 гг.).

В театре были возрождены строгие правила античных трагедий. В литературе французский классицизм достиг вершины в трагедиях Пьера Корнеля {1606-1684 гг.) («Сид», «Гораций») и Жана Расина («Андромаха», «Бере- ника», «Федра»). Жан-Батист Мольер (1622-1673 гг.) стал создателем классической комедии - реалистической, брызжущей весельем, здоровым народным юмором. Близкая к традициям народного творчества комедия Мольера оказала огромное влияние на развитие французской комедии XVIII в. от Реньяра и Лесажа до Бомарше и комедии всех европейских стран. До сих пор не сходят со сцены европейских театров, профессиональных и любительских, комедии Мольера «Дон Жуан», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве» и др. Образцовый французский театр Comedie frangaise именуется «Домом ^ Мольера». Крупнейшим после Мольера писателем, примыкавшим к вольнодумному течению внутри классицизма, был баснописец Лафонтен, широко известный и за пределами Франции. Язык его басен близок к живой народной речи. Теоретиком классицизма был Никола Буало, стихотворный трактат которого «Поэтическое искусство» имел общеевропейское значение кодекса классицизма.

Выразителями передовых идей этой эпохи стала буржуазия и лучшие представители либерального обуржуазившегося дворянства. Основным содержанием идейной жизни Франции того времени была напряженная борьба с политической и культурной системой феодального абсолютизма, идеологическая подготовка страны к буржуазной революции. Период в развитии французской культуры и общественной жизни, начавшийся со второго десятилетия XVIII в., именуется эпохой Просвещения.

Французское Просвещение было тесно связано с просветительным движением в других европейских странах, но активное участие народных масс в подготовке Великой французской буржуазной революции придало французскому Просвещению большую демократичность. Французские просветители выражали не только интересы своего класса, но и всего угнетенного народа. Ведущие французские писатели этой эпохи были не только художниками, но и мыслителями - публицистами, памфлетистами, моралистами, философами. Философия французских просветителей не была однородна. Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и Франсуа-Мари Вольтер (1694- 1778 гг.) подвергли критике деспотические формы правления, разоблачали церковь и христианскую религию. Жюльен Офре Ламетри (1709-1751гг.), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771 гг.), Дени Дидро (1713-1784 гг.),

Поль-Анри Гольбах (1725-1789 гг.) составили ядро философов-мате- риалистов эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII в. послужил одной из важнейших вех на пути развития диалектического материализма.

Радикальную критику феодальных форм собственности и эксплуатации* феодально-абсолютистского государства дал Жан-Жак Руссо (1712- 1778 гг.), идеи которого были унаследованы деятелями Великой французской буржуазной революции Максимилианом Робеспьером, Жан-Полем Маратом и другими вождями якобинцев.

14 июля 1789 г. восставший в Париже народ взял штурмом и разрушил крепость-тюрьму Бастилию, что послужило началом революции во всей стране. Крестьянские восстания и выступления охватили всю Францию.

Революция 1789-1794 гг. проходила под руководством буржуазии, но в ней участвовали самые широкие массы крестьян, ремесленников, рабочих т мелких торговцев. После бурных выступлений и прямых требований трудящихся в 1792 г. была свергнута монархия и введена демократическая избирательная система. Под давлением крестьянского движения Конвент летом 1793 г. завершил уничтожение феодальных отношений. Великая французская революция была первой в истории буржуазной революцией, в которой борьба против феодализма была доведена до полной победы буржуазии над господствующим классом феодального общества. Уничтожены были феодальные порядки в деревне, внутренние таможенные пошлины и цеховая система, отменены сословные привилегии дворянства и духовенства, распроданы церковные и эмигрантские земли, установлена демократическая республика, создана новая революционная армия.

В. И. Ленин, оценивая значение Великой французской революции, писал: «Весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии» 1 .

Завоевания революции имели решающее значение для национального сплочения народа Франции. С 1790 г. деление на провинции было упразднено. По новому административному делению страна была разделена на департаменты, получившие наименования рек, гор, озер. Постепенно преодолевалась диалектальная дробность, французский язык стал преобладать и на юге.

Рост промышленности, вызвавший отлив крестьян из деревень в города и переход их на положение рабочих, способствовал усвоению французского языка формирующимся пролетариатом, стекавшимся в города из разных диалектальных областей. Важным фактором утверждения единого национального языка было и создание единой национальной армии. С упразднением феодальных перегородок и таможенных преград, деливших Францию на изолированные районы, были созданы условия для развития единого национального рынка. В боях с армиями иностранных коалиций (против молодой буржуазной Франции ополчилась почти вся феодальная Европа), покушавшимися на завоевания революции, упрочилось национальное самосознание французского народа.

Великая французская революция оказала большое влияние на развитие французской и мировой культуры. Французскими учеными под руководством революционных властей была разработана метрическая система, принятая позже в большинстве стран мира. Много нового внесли в этот период французские ученые в металлургическое производство, в химическую науку, биологию и другие отрасли науки и техники. Крупнейшие математики этого времени - создатель теории аналитических функций Жозеф-Луи Лагранж (1736-1813 гг.), автор ряда работ по небесной механике, творец космогонической гипотезы Пьер-Симон Лаплас (1749-1827 гг.), творец начертательной геометрии Гаспар Монж (1746-1818 гг.), биологи Жан-Батист Ламарк (1744-1829 гг.) и Этьен-Жоффруа Сент-Илер (1805-1861 гг.), выдающийся химдк Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794 гг.), установивший закон сохранения вещества, были крупнейшими учеными своего времени.

Революция преобразила искусство и литературу Франции, приблизила их к народу, наполнила революционным содержанием. Крупнейший живописец Жак-Луи Давид (1748-1825 гг.) отразил в своих полотнах пафос революции, создал образы людей из народа. Широко распространились политические карикатуры, злободневные остроумные лубки. Художественная жизнь Франции била ключом; устраивались массовые празднества, выставки, большое внимание уделялось эстетическому воспитанию масс.

Театры ставили пьесы революционного содержания. Мари-Жозеф Шенье - наиболее известный автор трагедий революционного классицизма. Созданы были революционные песни, многие из которых являются произведением народного творчества. Революционными идеями проникнуто творчество композиторов Госсека и Керубини, создавших революционные гимны.

Одна из самых популярных песен того времени-«Марсельеза», написанная Руже де Лиллем, стала государственным гимном Франции.

Многие демократические завоевания Великой французской революции были уничтожены в последовавшие за революцией периоды термидорианской реакции, Директории, в период консульства и империи Наполеона. К власти пришла новая крупная буржуазия, разбогатевшая в революционные годы. Внутренняя политика государства была направлена на сохранение и укрепление созданного революцией буржуазного строя.

Главной целью наполеоновских войн была борьба за рынки, за экономическое и политическое преобладание Франции в Европе. Крушение империи Наполеона привело к торжеству дворянско-монархической реакции в Европе, к реставрации Бурбонов во Франции.

В период Реставрации политическое господство принадлежало дворянству и духовенству. Но экономика Франции продолжала развиваться по капиталистическому пути. Режим Реставрации вынужден был примириться с коренными изменениями в характере и распределении собственности, происшедшими во Франции во время революции и при Наполеоне.

Капиталистическая эксплуатация трудящихся, обнищание и разорение мелких ремесленников и кустарей вызвали стихийные выступления рабочих в разных местах страны. Передовые мыслители Франции поставили вопрос об изменении общественного строя, были созданы учения социалистов-уто- пистов Сен-Симона и Фурье.

Народные массы, недовольные политикой правительства Реставрации, 28 июля 1830 г. подняли восстание. 1830 год был переломным в истории нации. Власть окончательно перешла из рук дворянства в руки буржуазии, прежде всего финансовой аристократии. Во Франции установилась буржуазная монархия. Вместе с численным ростом французского пролетариата усиливалась его классовая солидарность и способность к революционному сопротивлению. Уже в первые годы июльской монархии произошли рабочие восстания в Лионе (1831-1834 гг.). Классовая борьба между буржуазией и пролетариатом стала определяющим фактором жизни страны.

События политической жизни 30-40-х годов (прежде всего революция 1848 г.) оказали громадное воздействие на рост сознания народа. В этот период сложились благоприятные условия для развития демократической культуры. Антибуржуазная тенденция в среде культурных деятелей мелкобуржуазной демократий была ограниченной и часто непоследовательной, но тот факт, что многие передовые писатели ставили себе задачу разоблачения общественной практики и идеологии капитализма, свидетельствовал о глубоком повороте в общественной жизни Франции.

К этому периоду относится творчество крупнейшего романиста Виктора Гюго (1802-1885 гг.). Одно из первых мест в европейской литературе заняли писатели-реалисты Стендаль (Анри Бейль, 1783-1842 гг.) и Оноре де Бальзак (1799-1850 гг.), которого справедливо называют историком нравов своего века. В этот период создал свои произведения замечательный художник- реалист Проспер Мериме (1803-1870 гг.), противопоставлявший пошлости и лицемерию буржуазного общества цельность и красоту характеров людей из народа. Угнетенное положение женщины в буржуазном обществе, жизнь крестьян ярко отразила в своих романах выдающаяся писательница Жорж Санд (Аврора Дюдеван, 1804-1876 гг).

В XIX в. жили и творили известные живописцы-романтики (Эжен Делакруа и др.)» вожди романтической школы. Они живо откликались на актуальные политические темы, реальная жизнь отразилась в их полотнах. Родоначальником критического реализма во французском искусстве XIX в. был Оноре Домье (1808-1879 гг.), обнаживший в своих карикатурах пороки французской буржуазии, давший правдивые изображения рабочих, ремесленников, бродячих актеров и нищих Парижа. В полотнах крупнейших представителей критического реализма Гюстава Курбе (1819-1877 гг.) и Жана Франсуа Милле (1814-1875 гг.) отразилась неприкрашенная действительность, картины крестьянской жизни, жизни трудового народа.

Творчество французских художников-импрессионистов XIX в. Клода Моне (1840-1926 гг.), Камиля Писсарро (1830-1903 гг.), Эдуара Мане (1832-1833 гг.), Огюста Ренуара (1841-1919 гг.),Эдгара Дега (1834-1917 гг.) было важной вехой в истории мирового искусства.

Творчество великих писателей-реалистов второй половины XIX в. Гюстава Флобера (1821-1880 гг.), Альфонса Доде (1840-1897 гг.), Ги де Мопассана (1840-1902 гг.), а в новейшее время - Анатоля Франса (1844- 1924 гг.) и многих других - неоценимый вклад французского народа в мировую сокровищницу культуры.

В XIX в. отчетливо проявилась раздвоенность, внутренняя противоречивость культурного развития французской нации. Демократическая культура и прогрессивная идеология развивались и укреплялись в борьбе с идеологией монархически-клерикальной реакции с ее охраной мещанского «порядка», боязнью прогрессивных изменений в общественной жизни.

Господствующие классы Франции неоднократно предавали национальные интересы, шли на национальную измену в страхе перед революционной активностью масс. Это было и в год Парижской коммуны (1871 г.), а в наше время - в 1940 г. (вишисты). На протяжении истории страны подлинными носителями национальной идеи, борцами за независимость Франции были народные массы и ее передовой отряд - рабочий класс.

Неоценим вклад французского народа в развитие мирового революционного движения и мировой революционной мысли. Рабочий класс Франции был наиболее активным и сплоченным отрядом европейского пролетариата. В февральской революции 1848 г. решающим было участие рабочего класса. В июньские дни 1848 г. рабочие Парижа впервые выдвинули лозунг «социальной республики», а 18 марта 1871 г. впервые в истории человечества взяли власть в свои руки, осуществив опыт диктатуры пролетариата. Парижская Коммуна оказала огромное влияние на последующее развитие международного рабочего движения. Опыт Коммуны обогатил революционную теорию Маркса и Энгельса.

В начале XX в. французский капитализм вступил в империалистическую стадию. Специфической чертой французского капитализма этой эпохи был его ростовщический характер. Франция стала одной из богатейших стран мира, хотя в промышленном отношении она была значительно слабее других империалистических держав. От одной трети до пол,овины всех накоплений страны обращались в займы, которые Франция предоставляла другим странам. Это сдерживало развитие производительных сил, внутреннего рынка.

Важной вехой в истории Франции стала первая мировая война, в которой Франция выступила в качестве активного члена Тройственного содружества. В 1914-1918 гг. во Франции образовались новые промышленные центры, возникли новые отрасли промышленности. В связи с развитием промышленности усилился и ускорился процесс концентрации производства и капитала, сложились гигантские промышленные монополии, возросла мощь крупнейших банков. Подлинными хозяевами Франции, определяющими ее политику, стали финансовые олигархи: де Вандели, Шнейдеры, Ротшильды.

Период между двумя мировыми войнами был отмечен попытками французских монополистов установить свою гегемонию в Западной Европе. Рост империалистических противоречий, противодействие Англии и США сорвали эти усилия. Захват фашистами власти в Германии усилил угрозу миру в Европе. Вместо того чтобы совместно с СССР и другими странами пойти по пути создания коллективной безопасности, французские правящие круги заняли позицию «умиротворения» агрессора. Результат был плачевным - в 1940 г. Германия разбила французскую армию и продиктовала Франции унизительные условия мира.

Против гитлеровской оккупации поднялись все здоровые силы нации. Во главе движения Сопротивления во Франции встали коммунисты. Отряды Сопротивления («маки») немало способствовали освобождению страны, оказывая помощь союзным войскам, высадившимся в Нормандии в 1944 г.

Вторая мировая война привела к ослаблению французского империализма. Франция лишилась четверти своих заграничных капиталовложений; в результате национально-освободительных войн в колониях начался распад французской колониальной империи.

В области культуры XX век отмечен возросшей ролью прогрессивной французской интеллигенции. Среди писателей, живописцев, деятелей науки, получивших мировое признание, немало коммунистов. Реалистические и гуманистические традиции французской литературы продолжены в произведениях Роже-Мартен дю Гара, Анри Барбюса, Поля Вайяна Кутюрье, Антуана де Сент-Экзюпери, Луи Арагона, Эльзы Триоле и др. В области живописи прогрессивные идеи современности отразились в творчестве Пабло Пикассо, Фернана Леже, Жоржа Эффеля и др. Из современных ученых всемирным признанием отмечена научная и общественная деятельность Фредерика Жолио-Кюри (1900-1958 гг.) и Ирен Жолио- Кюри (1897-1956 гг.), открывших явление искусственной радиоактивности.

В послевоенной Франции усилилась классовая борьба. Заметно укрепили свои позиции левые силы. Возросло влияние компартии. Довоенные буржуазные партии, большей частью запятнавшие себя либо непротивлением фашизму, либо открытым коллаборационизмом, потеряли свое былое влияние. Но на смену им крупная буржуазия создала новые партии. 1945-1958 гг. характеризовались во Франции острейшей политической борьбой.

Усиление внутриполитических и экономических трудностей, усугубленное ростом национально-освободительного движения во французских колониях (война в Индокитае в 1946 -1954 гг. и особенно война в Алжире в 1954- 1961 гг.) - все это побудило «200 семейств» подыскать «сильную личность», способную обеспечить неприкосновенность их доходов. С приходом к власти Де Голля в 1958 г. во Франции началась эра «пятой республики», отличительным признаком которой стало усиление власти президента за счет сокращения полномочий парламента.

Во внешней политике французская дипломатия стремится вести свою, не всегда согласованную с США и другими партнерами по НАТО, линию.

Прекращение колониальных войн, некоторые финансово-экономические меры правительства благоприятствуют развитию экономики. Однако наступление на демократические права граждан, сельскохозяйственная по литика (сокращение числа мелких хозяйств под флагом «интенсификации производства»), создание собственной ударной атомной силы вызывают недовольство трудящихся.

С одной стороны, понятие принадлежности к стране (гражданство, подданство) может основываться на кровном родстве. Это понятие органически вытекает из определения «страны - нации», определившей политическое деление Европы в XIX веке . Впервые правило было сформулировано во Франции, в 1803 году, в гражданском кодексе Наполеона I . Впоследствии это правило было принято большинством европейских стран, в том числе Россией (1964 год).

С другой стороны, принадлежность к стране может основываться на месте рождения. В силу ряда причин , в 1889 году Франция принимает закон, согласно которому любой человек, рождённый на французской территории, может претендовать на французское гражданство по достижении совершеннолетия. При этом сохранялось и старое правило: ребёнок двух французских граждан автоматически становился французом, вне зависимости от места рождения.

Третья возможность получения гражданства - принятие его спустя некоторое время проживания в стране - появилось во Франции в 1927 году, вследствие большого потока иммигрантов, в том числе первой волны русской эмиграции .

Таким образом, принципы получения французского гражданства существенно отличаются от принятых в России .

Этногенез и развитие

Современные мифы об античных предках

Французский национальный миф начинается с кельтов (галлов) - наиболее западной индоевропейской группе, рано отделившейся от праиндоевройцев и создавшей самобытную культуру за несколько веков до завоевания Цезарем . К наиболее могущественным племенам относились арверны (в гористой местности современной Оверни) и эдуи (между Соной и Луарой). Индоевропейские кельты вытеснили на юг более древнее население (к примеру, неолитических лигуров), лишь одна из ветвей иберов - аквитаны сохранились в небольшом количестве в западной части Пиренеев . Название исторической местности Гасконь напоминает о старом ареале басков , которые, однако, в отличие от Испании не сохранили здесь особый национальный статус.

Смешения эпохи Великого переселения народов

В ходе Великого переселения народов христианизированное галлороманское население было потеснено на юго-востоке бургундами , на юго-западе вестготами и в конечном итоге было подчинено салическими франками . Победа франков над алеманами в битве при Толбиаке позже преподносилась [кем? ] как начало французской истории. Несколько сотен тысяч языческих франков, составлявших высший слой общества, правили над католическим большинством галлороманов, насчитывавших 6-10 миллионов человек. После крещения короля франков Хлодвига I его соплеменники постепенно смешались с местной знатью. К германским народам эпохи Великого переселения в X веке добавились норманны . Способность галлороманского культурного большинства ассимилировать пришельцев в данном случае проявилась ярче всего: в течение всего нескольких поколений норманны стали полными франкофонами , завоевав впоследствии Англию и юг Италии . В отличие от них, переселившиеся с Британских островов в V веке кельтские бретонцы , сохранили свою культурную идентичность до наших дней.

В ходе образования могущественного Франкского государства в период правления Карла Великого галлороманская культура получила космополитический оттенок. После разделения государства в 843 году в появлении нового языка проявилось единство галлороманской нации. Тогда как в Восточно-Франкском королевстве (будущей Германии) доминировал германский язык, в Западно-Франкском королевстве (будущей Франции) доминировал галлороманский. До X века как со стороны западнофранкских каролингов , так и со стороны восточнофранкских правителей по крайней мере теоретически сохранялась идея единства Франкской империи. Поэтому появление первого французского государства большинством историков датируется 987 годом, начиная с коронации Гуго Капета .

Народ и государство в Средние века

Национальное сознание Нового времени

Религия, культура, искусство

Культурно-языковые группы французского происхождения

Язык

Франкофонные (говорящие по-французски) меньшинства других стран (например, валлоны в Бельгии или швейцарцы) французами не являются.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.
– Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя.
– Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу.
– Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?..
– Да оттого, что незачем.
– Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову.
– Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика.
– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.