Повесть Быкова "Сотников": главные герои. В помощь школьнику

Повесть Быкова "Сотников": главные герои. В помощь школьнику

Повесть «Сотников», написанная в 1970 году, относится к так называемому «партизанскому» циклу . Первоначальное название было «Ликвидация». Это произведение открыло новый этап в творчестве В. Быкова. Нужно отметить, что повесть появилась главным образом в результате поиска ответов на жизненно важные для автора вопросы. Во-первых, «что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств?», и, во-вторых, «на что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?». Повесть писалась быстро и легко. Начав с образа ночной зимней дороги, для Быкова несложно было отразить логику поведения героев, их характеры, реакцию на происходящие события.
Действие повести развивается почти непрерывно и продолжается двое суток. Особенности композиционного построения дают возможность автору сопоставить и сравнить не только поведение героев, но и мотивы, которыми они руководствовались. Таким образом, внутренне диалогичная структура повести предоставляет героям равные возможности для самораскрытия. Сотникову – чтобы постоянно судить себя, проверять нравственную обоснованность своих поступков; Рыбаку – для самооправдания.
Сюжет повести строится на хронотопе дороги . Два партизана, Рыбак и Сотников, идут в ближайшую деревню за провизией для оставшегося на болоте отряда. Дорога очень трудна и опасна, так проходит через захваченное врагом пространство. Кроме того, действие происходит зимой, когда не дают пощады жгучие февральские морозы. В результате целого ряда случайностей Сотников и Рыбак оказываются в ситуации, где им оставлен единственно возможный выход.
В произведении Рыбак и Сотников прижаты друг к другу обстоятельствами, когда один непременно присутствует в мире другого. У героев много общего: сближающее армейское прошлое, бой в лесу, пребывание в партизанском отряде. Уклонения от общей жизни, помимо воспоминаний и снов случаются лишь тогда, когда Сотников в одиночку отстреливается и когда их порознь допрашивают. То, что происходит в последней главе, касается только Рыбака, потому что Сотникова уже нет в живых. Поэтому в тот роковой день они поначалу не разделяли своих судеб. Так, уже связанный, на телеге Рыбак окончательно убеждается, что «они пропали». Однако наряду с общим счетом у него пошел свой, отдельный от Сотникова, который пересилил и взял верх.
Пристально и неторопливо воссоздает писатель в Сотникове характер человека цельного и последовательного в своей героической жизни и героической смерти. Но есть в повести свой поворот в изображении героического. Автор стремится не к описанию еще одного образца мужественного поведения, а к исследованию тех нравственных качеств, которые дают человеку силу перед лицом смерти.
Образ Сотникова отличается категоричностью, неуступчивостью, несгибаемостью, высокой принципиальностью. Для него любая жизненная ситуация, даже самая обыденная и заурядная, непременно проходит проверку нравственностью. Не быть обузой для других ни при каких условиях, не стараться уменьшить меру своей ответственности, всегда требовать от себя больше, чем от других – вот каким принципам следует Сотников неукоснительно. Поэтому он ведет перестрелку с немцами, когда другие отошли, поэтому, несмотря на болезнь, он идет на задание. Суровые уроки войны, укрепившие его волю к сопротивлению обстоятельствам, показали, что тем, кто преодолел страх смерти, фашистские палачи уже ничего не смогут сделать: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом шталаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии…
Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя».
Однако, жизнь - сложнее схемы. Так, первоначально осудив деревенского старосту, Сотников был уверен, что нельзя «сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев и, так или иначе, исполнял эту службу». Но в подвале у полицаев, узнав причины, побудившие его к такому действию, герой поймет, что был не прав по отношению к старику. Заметна у Сотникова и недоверчивость, даже жестокость к людям. Только к концу произведения он преодолеет в себе эту прямолинейность.
Нужно отметить, что в Сотникове живет какая-то внутренняя готовность к смерти, выступая частью его военного существования. Ему, как и Рыбаку, всего двадцать шесть лет, но молодости в нем нет. В отличие, например, от Ивановского, героя повести «Дожить до рассвета», у него позади целая жизнь: учительский институт, работа в школе, служба в армии, командование гаубичной батареей. Однако эти события лишь упоминаются автором. Отсутствие мирной жизни в памяти героев, кроме двух эпизодов детства, является одной из отличительных особенной данного произведения. В воспоминаниях Сотникова только ближайшее, бередящее военное: разгром полка, неравный бой с танками, события в партизанском отряде. Таким образом, его сознание не способно вместить ничего, кроме войны.
Такая твердая и бескомпромиссная, порой доходящая до жестокости, позиция помогла герою устоять перед смертью, не предав ни себя, ни других, ни дело, которому он служил. Однако, безразличия к своей жизни, «тяги» к смерти, смирения в Сотникове нет. Герой повести до последнего борется за свою жизнь и когда бежал из плена, и когда вел перестрелку с полицаями, так как знал, что только жизнь является «единственной реальной ценностью для всего сущего и человека тоже».
Сцена казни – момент особенного внутреннего напряжения в развитии сюжета. Сотникову теперь особенно дороги и далекая церквушка, и заснеженное пространство, и чахлые деревца, и пригорюнившиеся фигурки людей.
В произведении Быков находит способ преодоления внешней пространственно-временной замкнутости. Так, особое значение приобретает образ мальчика в буденовке. Он становится «носителем» дорогой для Быкова идеи – взаимосвязи времен. Мальчик принимает «эстафету» мужества, долга, совести.
Безусловно, поведение Сотникова выражает подлинную авторскую позицию . При попытке взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших в застенок за помощь партизанским разведчикам: «Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его Я перед тем, как оно навсегда исчезнет». Своеобразной кульминацией этой сложной, диалектической мысли стали принадлежащие автору и герою слова: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому». У Рыбака же была просто жажда жить, ничем значительным не «отягощенная»: «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Таким образом, автор подчеркивает, что в Сотникове проявление его собственного Я нераздельно с ответственностью перед людьми.
В сознании Сотникова мукой, виной, вопросами все соединяется в единую цепь: и та маленькая девочка, бегавшая за полицаями, и эта могилка, и страдание Демчихи, оторванной от детей. В сознании же Рыбака все существует в отдельности, и потому сочувствие к Демчихе легко сменяется безразличием к ней, а отчаянное желание выручить Сотникова вытесняется мыслью о том, что смерть его была бы кстати. Как видим, нравственные принципы являются соединяющей, скрепляющей и обязывающей силой, влекущей человека к постоянству и к твердой убежденности. Таким образом, в поведении Сотникова воплощена мысль писателя не о пользе и смысле смерти, а о смысле и достоинстве жизни.
С первых страниц повести кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Во всех поступках Рыбака (до чердака у Демчихи) чувствуется партизанская и житейская опытность, предприимчивость, энергия, сила и надежность. Он во время пути постоянно оказывает помощь Сотникову. Отдает свое вафельное полотенце, чтоб замотал горло, отсыпает горсть паленой ржи, предлагает вернуться в отряд («Если плох, топай назад»). Это он сообразит, как держать себя со старостой, и раздобудет у того овцу, а на пепелище, огорченный невезением, подумает не о себе, а о товарищах, что «мерзли теперь на болоте», и, наконец, уже убежавший от полицаев, вдруг поймет, что «уходить нельзя», вернется и сделает все, чтобы спасти Сотникова. Да и в трудном разговоре с Демчихой, понимая какую огромную беду могут они навлечь на ее дом, находит, может быть, не лучшие, но ясные и необходимые слова. Таким образом, нет никаких оснований говорить, что все это – проявление показного, неискреннего чувства, скрывающего темную суть. Но в какое-то мгновение в герое произошел пока неясный для него самого душевный переворот: лицо Сотникова, «потемневшее на стуже, истерзанное болью», вдруг показалось Рыбаку почти незнакомым и чужим. С этого момента в его сознании все чаще смешивались «невольная жалость» к Сотникову, «неопределенная досада-предчувствие – как бы этот Сотников не навлек беды на обоих», и все чаще напоминала о себе, «временами заглушая все остальное, тревога за собственную жизнь». И то, что в начале пути как-то прощалось и вызывало сочувствие, теперь все чаще осознается Рыбаком как причина невезения, а позднее – катастрофы. Так, в доме Демчихи он «почти с неприязнью слушал нездоровое дыхание товарища». И только теперь читатель понимает, что это была забота, прежде всего, о самом себе: как объяснить в отряде, что он бросил товарища в беде; стоит ли нагружать Сотникова, если из-за этого они будут идти медленнее и т.д.
В этой повести, пожалуй, впервые сфера психологического вместила не только жестко мотивированное и осознанное, но и то, что поднимается из глубины души в ответ на вызов и давление чрезвычайных обстоятельств. В тот момент, когда герои были схвачены, состояние и мысли Рыбака стали передаваться словами, допускающими все новые варианты и возможности выйти из положения.
Это стремление отодвинуть неприятное, забежать как-нибудь со стороны, «немного и в поддавки сыграть» проявляется и в отношении Рыбака к старосте и Демчихе. Рыбак удивляется, как это старосте не пришло на ум свалить вину на разведчиков, и легко смиряется с тем, что «пожалуй, придется отказаться от непосильного теперь намерения выгородить Демчиху… До Демчихи ли тут, когда неизвестно, как выкарабкаться самому». Возможность потом причинить вред врагу полностью оправдывает для него любые средства сегодня.
Вряд ли это можно назвать его сознательной жизненной программой, но ведь так трудно бывает провести грань между намереньем бороться впоследствии и желанием подальше отодвинуть выбор. Так всю жизнь подальше отодвигал от себя неприятности Рыбак, не желая задуматься над тем, что нравственная смерть часто приходит прежде смерти физической.
В одной из литературных бесед с Л. Лазаревым Быков отметил, что «причины падения Рыбака в его душевной всеядности, несформированности его нравственности <…> Он не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям, в трудную минуту игнорируя интересы ближнего, заботясь лишь о себе. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения».
Нельзя не заметить, что для Рыбака граница между нравственным и безнравственным – понятие смутное и неопределенное. Например, ему кажется, что напарник, идя на задание, из упрямства и самолюбия не стал говорить о своей болезни. В то время как Сотников объясняет это так: «Потому и не отказался, что другие отказались». Постепенно, чем круче будет затягиваться вокруг партизан узел обстоятельств, тем больше будут раздражать Рыбака «твердолобое упрямство, какие-то принципы» Сотникова. Дело в том, что для него принципы – сфера сугубо дисциплинарная, внешних установлений, а не внутренней убежденности. Вместе со всеми – в строю, под началом командиров – он не ударит лицом в грязь, так как здесь действуют заранее определенные правила, приказы, которым привычно и добросовестно следует. Предоставленный же самому себе Рыбак легко сбивается с истинного пути.
Добро и зло в единственном желании выжить теряют для Рыбака свою определенность. В те секунды, когда еще что-то можно было исправить и сделать верный шаг, в те секунды, когда Сотников принял вину на себя, решительно ничего не произошло в душе Рыбака, только вспыхнула «маленькая спасательная искорка», а вдруг поверят Сотникову? Как видим, Быковым достигнуто полное самораскрытие героя, где высказаны самые потаенные мысли.
Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака. У него не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Страх смерти, желание выжить любой ценой оказывается сильнее всех других чувств, которые еще могли бы связать его с прежней жизнью, с товарищами, с Сотниковым. Еще не веря в свое падение, Рыбак цепляется мыслью о том, что он и не собирается по-настоящему предавать и служить немцам, что, согласившись служить, он только сделает вид, что согласился, а там «может еще и вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами за его (Сотникова) жизнь и за свои страхи тоже». Оправдывая свой поступок, Рыбак смутно чувствовал, что «виноват в чем-то, но старался убедить себя, что большой вины за ним нет». Быков писал: «Рыбак не подлец по натуре; сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась бы совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в совсем ином свете. Но неумолимая сила военных обстоятельств вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор - умереть достойно или остаться жить подло. И каждый выбрал свое» . Духовная глухота не позволяет Рыбаку понять глубину падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак уже неумолимо скатываясь в бездну предательства.
Интересно, что одна из непрочитанных книг Рыбака названа в повести – это библия. В доме старосты он впервые видит и держит ее в руках. Параллельно в воспоминаниях Сотникова она возникнет как толстая книга «в черном тисненом переплете», лежащая на материнском комоде. Мальчишкой он иногда листал ее «желтые, источавшие особенный, обветшало-книжный запах страницы». В «странном» сне Сотников увидит отца, бывшего краскома, героя гражданской войны, закончившего свои дни часовщиком, и услышит его слова: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Уже перед самым концом, едва держась на ногах, Сотников бредет к месту казни и думает о том, что много человеческих жизней «со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества», да «многому ли они научили это человечество»? Эти соприкосновения с миром религии вряд ли случайны. Они позволяют острее ощутить и полную моральную безопорность Рыбака, и человеческие страдания, и трагическую их повторяемость.
Мир Рыбака сохраняет свою неоднородность, противоречивость до конца повести, в нем не прекращается какая-то внутренняя борьба.
В главах, организованных точкой зрения Сотникова, ощущается внутреннее напряжение, беспокойство, исповеднический тон отдельных повествовательных фрагментов.
Горечь нравственного урока, надежда на возмездие, вера в торжество добра и непрерывности духовного родства поколений наполняют повесть философским звучанием.

Новейший период в творчестве В. Быкова раскрыло его замечательное произведение "Сотников" - глубочайшее из произведений про войну не только самого автора, а и во всей советской многонациональной литературе. "Сотников" прочно соединен с предыдущими повестями писателя. Еще известные критики А. Адамович, Наумова, Лазарев подметили связь "Сотникова" с "Круглянским мостом".

Бесчеловечный выбор встает у Сотникова: "Лучше умереть человеком, чем жить скотиной". Про задумку "Сотникова" В. Быков писал: "Прежде всего, и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: "Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?" Как фронтовикам, так и партизанам одинаково памятны эти вопросы из их боевого опыта, когда их приходилось решать не умственно, а практически, ценою крови, ставя на карту жизнь. Но никому не хотелось терять свою одну и поэтому дорогую жизнь. И только необходимость до конца оставаться человеком заставляла идти на смерть. В то же время находились люди, которые пробовали совместить несовместимое: сберечь жизнь и согрешить против человечности, что в трагической обстановке оказывалось невероятно тяжелым, если не совсем безнадежным.

Во многих отношениях Сотников - обычный труженик войны. Он фактически один из рядовых представителей многомиллионной армии. Сотников - по натуре совсем не герой, и когда он умирает, то, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе, искать другой конец. Заметна у Сотникова недоверчивость, даже жестокость к людям. Только к концу произведения Сотников преодолевает в себе прямолинейность, становится намного выше.

Подвиг Сотникова, который имеет, прежде всего, моральный, духовный смысл, в том и заключается: человечность, высокая духовность, в которую, как безусловная стоимость, обязательно включается преданность Родине, и Сотников отстаивает ее до самого конца, до последнего дыхания, подтверждая идеалы самой смертью. "Для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации". Как подвиг рассматривается его стойкость и теми несколькими десятками людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

Сотников тоже "боялся иногда за свою жизнь, когда мог легко и незаметно погибнуть в бою". "Выходя из боя живым, он таил в себе тихую радость, что и пуля миновала его". Все это по-человечески было понятно и натурально. Известно, Сотников, как и другие герои В. Быкова, умел бороться с врагом "до последней минуты". В партизанах он перестал бояться и смерти. Для него важно было жить, когда он был командиром армии. Попав в плен к фашистам, он думает про смерть с оружием в руках как про большую роскошь. Тут он почти что завидовал тысячам тех счастливцев, что нашли свой конец на многочисленных полях боев.

Перед повешением у Сотникова появляется вновь очень натуральная для человека ненависть к смерти, нежелание прощаться с жизнью. Сотникову перед кончиной захотелось засмеяться, но он усмехнулся напоследок своей измученной, жалкой улыбкой. Идя на смерть, Сотников не столько думает о себе, сколько озабочен тем, чтобы "что-то сделать для других". А еще, чтобы смерть не была грязной.

Рыбак - это бывший товарищ по партизанской борьбе, а теперь предатель. Рыбак в первых разделах показан нам хорошим партизаном, который совсем по-товарищески держится с Сотниковым, думает о других партизанах. В армии Рыбак благодаря своей расторопности от рядового дошел до должности старшины. Словом, очень неплохой он человек, если брать его на бытовом уровне, в обычных, человеческих обстоятельствах. Можно сказать, что тут ему нет цены. Но дело в том, что война предъявляла свои жестокие требования, очень часто предлагала бесчеловечные. Рыбак это понимал и пробовал держаться. Он, когда попал с Сотниковым в перестрелку, и затем, когда она на некоторое время затихла, с облегчением вздыхает, думает, что все кончено, что Сотников погиб. Значит, не боль за его гибель возникла в Рыбаке в первую очередь, а чувство облегчения, вызванное тем, что в таком случае уже совсем точно не надо еще раз рисковать самому.

Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с недостаточным развитием его духовного мира. У него оказался очень маленьким человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной вышины, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах. Рыбак такую цену своей жизни заплатить не смог, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Быков писал: "Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор - лучше умереть или остаться жить подло. И каждый выбрал свой". Духовная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, все больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой. Уже неумолимо скатываясь в бездну предательства, Рыбак все время успокаивает себя, что это еще не конец, что он еще сможет обдурить полицаев.

Быков изображает самое последнее действие Сотникова: "Перед наказанием он выбивает у себя из-под ног подставку, чтобы не дать сделать это Рыбаку, который предал его". Сотникову очень хотелось бы, чтоб Рыбак, пока еще не замаравший своих рук ничьей кровью, имел возможность образумиться, не лишиться окончательно и бесповоротно своей собственной души. Общенародная этика человеколюбивого приличия постоянно предъявляла строгие требования, в особенности категорически порицала предательство, тянувшее за собой гибель ни в чем неповинных людей.

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть , написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

Сотников... О нем можно говорить долго. О его максимализме. И о его совестливости. Об ответственности его выбора. О мужестве и высоте духовных устоев этого человека. И о его молчании, которое стоит дороже иных громких слов. О том, что не сдался на милость обстоятельствам. О силе, заложенной в нем. О том, что лишь ему самому дано испытать себя. О его переживании, действительном и очень искреннем, чувстве страшного отчаяния, обнаженной тоски и полного одиночества — чувстве, которое должен был испытать и преодолеть герой В. Быкова в отведенные ему судьбой часы жизни.

Его, наверно, можно поставить в ряд тех героев-максималистов, стоиков, который в советской классике начинается с Павки Корчагина, а в мировой — с Овода. Мысли и чувства этого человека — история и содержание его поступков; как раз на всем этом и основана логика интенсивности повествования в «Сотникове». Без интенсивности нет наглядности, без наглядности нет изображения. Это почти как с верой: как она ни глубока, она никогда не бывает полной, если и беспрестанно не поддерживать или, во всяком случае, не давать ей разрушаться.

Если человек оказывается существом, обреченным рассчитывать исключительно на свои собственные силы,— а так именно и случилось с Сотниковым,— то единственной и высшей ценностью становится сама жизнь, которой надлежит придать полную, завершенную форму.

Сохранение дисциплины перед лицом смерти требует строгого контроля над воображением, пока оно еще не раскрутилось, не стало абсолютным. Это требует и полного сосредоточия человека на каждом действии, как если бы это единственное действие составляло в данный момент всю жизнь. Сотников в своих действиях с самого начала являет пример подобной сосредоточенности, хотя его максимализм, осознанный и очень последовательный, благодаря которому он и сможет в конце возвыситься над собственной судьбой, обретает полную силу тогда, когда герою приходится прибегать к мотивам более наглядным, чем только словесный метод выражения. Они-то и приводят в результате к огромной нравственной победе, заставляющей думать, что характер человека — это только до известной степени его судьба.

Но если Сотников обнаруживает свое подлинное — и, как оказалось, в высшей степени нравственное — лицо в те моменты, когда победа необходимости над свободой заставляет каждого из партизан сделать выбор, то он столь же серьезно рассматривает и другую сторону встающей перед ним проблемы — единственности человеческой жизни. Да, размышляет он, «физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?"

Читателя как бы завораживает этот вопрос: какой же именно из возможных трагедий разрешится следующее от эпизода к эпизоду нагромождение одного несчастья на другое? Но это не все. Помимо прочего, вопросы, которыми задается Сотников еще до того, как он познал все это в единстве — бесценность уходящей жизни и триумф духовного освобождения,— когда он вложил в доставшееся ему испытание всего себя, свое сердце и сделал все, что мог, — наглядно демонстрируют назначение этого и других любимых героев В. Быкова: они скорее защищают истинные ценности, нежели разрушают фальшивые. И автор точно выбирает финальные сцены, когда его загадочный персонаж, в глубинах которого происходит непрестанная работа души, символизирует твердость духа и на все попытки врагов запугать его отвечает молчанием, понимая, что нельзя показывать свою слабость врагам, точно так же, как и чувства, которые к ним испытываешь.

Давая читателю возможность приобщиться к прошлому своего героя, вжиться в его фронтовую судьбу, автор тем самым дает доказательства того, что поступки Сотникова продолжают отражать его прежнюю сущность. Внезапное нападение гитлеровцев, мужественное поведение Сотникова в бою, разгром батареи, плен, побег, потом партизанский отряд. И всюду и всегда он стремится выложиться полностью. Этот максималист везде идет до конца.

Именно он по-настоящему жалеет Демчиху. Он, а не Рыбак. Быков всякий раз это подчеркивает — деталью, скупым, но выразительным жестом, движением глаз героя. И везде у него видна совесть. Она у Сотникова, бывает, граничит с наивностью, как в тот раз, когда, голодный, наотрез отказался поесть у старика старосты. Но именно совесть объединяет собой все начала в этом человеке, накладывает четкий отпечаток на его поступки.

В мире войны, в котором он существует, Сотников научился смотреть открыто и брать причитающееся ему честно; он в бою не прятался за чью-то спину с видом мальчика, которого следует пожалеть. В партизанском отряде, где очутился волею судьбы, поступать, как все, для него было уже недостаточно, стало необходимо с каждым часом поступать лучше. Вот почему, будучи больным, он пошел с Рыбаком на задание. И вот почему, когда партизаны натолкнулись на полицаев, он, не раздумывая, вступил с ними в перестрелку.

В. Быков объясняет поведение Сотникова, стремясь к исследованию мира души этого человека, причем нередко — в ярких и сильных образах. На всем протяжении рассказа о нем герой проявляет самостоятельность духа, ответственное отношение к происходящему. Да, он переживает минуты слабости, колебаний, хотя и по другим, нежели Рыбак, причинам. И это как раз обогащает его собственную правду, делает ее вполне сознательной. Главное еще и в том, что ему ненавистна роль наблюдателя, чтобы жить, он должен участвовать. Смерть не является чем-то трагичным для этого человека, который столько раз имел с ней дело— на передовой, в плену. А в конце он ценой собственной жизни стремится вывести других из круга смерти.

Все, что рассказано В. Быковым о своем герое,— все настроено на взволнованно звучащую волну любви к этому человеку, которого трагедия приближала к более глубокому пониманию жизни. Ни в чем не спрямляя характер Сотникова, писатель нашел удивительно верные для его образа краски в картине воспоминаний об отце. Это когда избитый и совершенно обессилевший Сотников, сидящий в темном подвале вместе с Демчихой, Рыбаком, старостой Петром и тринадцатилетней Басей, «вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете». Его, Сотникова, последняя ночь. Именно тогда он и приготовился к смерти, окончательно примирившись с ней. Правда, он не знал еще, что его ждет не пуля, а полицейская веревка.

Все его чувства, способность переживания и осмысления, даже просто слух, а более всего память предельно обострились. Память — как одно из свидетельств внутренней силы Сотникова, его способности страдать и переживать это страдание. Тогда он и обрел бесценную поддержку. Она явилась перед ним в виде отца — человека бесконечной мудрости и терпения, к тому же обладающего преимуществом опытного наблюдателя, озирающего ход битвы сына с врагами. Именно мужеству и терпению этого человека, кавалерийского командира, инвалида гражданской войны и часового мастера, который «учил его правде и ответственности перед другими людьми» герой В. Быкова, поглощенный своим сражением с полицаями, покрытый грязью и кровью, обязан тем, что устоял перед чувством безнадежности, которым сопровождались его усилия воплотить свой план в жизнь. Он не сдался потому, что отец не позволил ему сдаться. В тот момент бывший краском Сотников вряд ли мог сделать для сына больше того, что он сделал. Сотников услышал голос отца, и сразу же боль и страдание отступили, и пришло ясное сознание того, что он должен совершить.

Отец — это как бы начало тебя самого. Поэтому у каждого по всем законам жизни должен быть отец. Живой или мертвый. Главное, чтобы это был отец настоящий. Именно таким он был у Сотникова.

Признание Сотникова, на которое он решился,— это не только попытка спасти других — Демчиху, старосту Петра, Рыбака; в своем усилии — а оно для героя В. Быкова многого стоит, ибо надо прервать молчание и вступить в разговор с врагом, — он апеллирует не просто к чувству, но и к разуму своему. Он уже знал, что у смерти должен быть свой смысл и тогда она освещает всю жизнь, которая для Сотникова должна была вот-вот завершиться. Вот почему он смело решается на рискованную попытку превратить свое поражение в победу, взяв всю ответственность на себя. Ибо что еще можно было сказать врагам, когда все сделалось и, он это понимал, по-другому уже не переделается. Осталось лишь подарить им свою жизнь — воистину мощный финал.

Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шёл легко и быстро, Сотников отставал. Ему вообще не следовало отправляться на задание - он заболевал: бил кашель, кружилась голова, мучила слабость. Он с трудом поспевал за Рыбаком.

Хутор, к которому они направлялись, оказался сожжённым. Дошли до деревни, выбрали избу старосты.

Здравствуйте, - стараясь быть вежливым, поздоровался Рыбак. - Догадываетесь, кто мы?

Здравствуйте, - без тени подобострастности или страха отозвался пожилой человек, сидевший за столом над Библией.

Немцам прислуживаешь? - продолжал Рыбак. - Не стыдно быть врагом?

Своим людям я не враг, - так же спокойно отозвался старик.

Скотина есть? Пошли в хлев.

У старосты взяли овцу и не задерживаясь двинулись дальше.

Они шли через поле к дороге и внезапно уловили впереди шум. Кто-то ехал по дороге. «Давай бегом», - скомандовал Рыбак. Уже видны были две подводы с людьми. Оставалась ещё надежда, что это крестьяне, тогда все обошлось бы. «А ну, стой! - донёсся злой окрик. - Стой, стрелять будем!» И Рыбак прибавил в беге. Сотников отстал. Он упал на склоне - закружилась голова. Сотников испугался, что не сможет подняться. Нашарил в снегу винтовку и выстрелил наугад. Побывав в добром десятке безнадёжных ситуаций, Сотников не боялся смерти в бою. Боялся только стать обузой. Он смог сделать ещё несколько шагов и почувствовал, как ожгло бедро и по ноге потекла кровь. Подстрелили. Сотников снова залёг и начал отстреливаться по уже различимым в темноте преследователям. После нескольких его выстрелов все стихло. Сотников смог разглядеть фигуры, возвращавшиеся к дороге.

«Сотников! - услышал он вдруг шёпот. - Сотников!» Это Рыбак, ушедший уже далеко, все-таки вернулся за ним. Вдвоём под утро они добрались до следующей деревни. В доме, куда они вошли, партизан встретила девятилетняя девочка.

Как мамку зовут? - спросил Рыбак.

Демичиха, - ответила девочка. - Она на работе. А мы вчетвером тут сидим. Я самая старшая.

И девочка гостеприимно выставила на стол миску с вареной картошкой.

Мамка идёт! - закричали дети.

Вошедшая женщина не удивилась и не испугалась, только в лице её что-то дрогнуло, когда она увидела пустую миску на столе.

Что вам ещё надо? - спросила она. - Хлеба? Сала? Яиц?

Мы не немцы.

А кто же вы? Красные армейцы? Так те на фронте воюют, а вы по углам шастаете, - зло выговаривала женщина, но тут же занялась раной Сотникова.

Рыбак глянул в окно и отпрянул: «Немцы!». «Быстро на чердак», - распорядилась Демичиха. Полицаи искали водку. «Нет у меня ничего, - зло отругивалась Демичиха. - Чтоб вам околеть». И тут сверху, с чердака, грохнул кашель. «Кто у тебя там?» Полицаи уже лезли наверх. «Руки вверх! Попались, голубчики».

Связанных Сотникова, Рыбака и Демичиху повезли в соседнее местечко в полицию. В том, что они пропали, Сотников не сомневался. Мучила его мысль о том, что они оказались причиной гибели вот для этой женщины и её детей... Первым на допрос повели Сотникова.

Вы думаете, я скажу вам правду? - спросил Сотников у следователя Портнова.

Скажешь, - негромко сказал полицай. - Всё скажешь. Мы из тебя фарш сделаем. Повытянем все жилы, кости переломаем. А потом объявим, что всех выдал ты... Будилу ко мне! - приказал следователь, и в комнате появился буйволоподобный детина, огромные его ручищи оторвали Сотникова от стульчика...

Рыбак же пока томился в подвале, в котором неожиданно встретил старосту.

А вас-то за что посадили?

За то, что не донёс на вас. Пощады мне не будет, - как-то очень спокойно ответил старик.

Какая покорность! - думал Рыбак. - Нет, я все-таки за свою жизнь ещё повоюю.

И когда его привели на допрос, Рыбак старался быть покладистым, не раздражать зря следователя - отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. «Ты парень вроде с головой, - одобрил следователь. - Мы проверим твои показания. Возможно, сохраним тебе жизнь. Ещё послужишь великой Германии в полиции. Подумай». Вернувшись в подвал и увидев сломанные пальцы Сотникова - с вырванными ногтями, запёкшиеся в сгустках крови, - Рыбак испытал тайную радость, что избежал такого. Нет, он будет изворачиваться до последнего. В подвале их было уже пятеро. Привели еврейскую девочку Басю, от которой требовали имена тех, кто её скрывал, и Демичиху.

Дверь подвала отворилась: «Выходи: ликвидация!» Во дворе уже стояли полицаи с оружием на изготовку. На крыльцо вышли немецкие офицеры и полицейское начальство.

Я хочу сделать сообщение, - выкрикнул Сотников. - Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, - он кивнул на Рыбака, - оказался здесь случайно.

Но старший только махнул рукой: «Ведите».

Господин следователь, - рванулся Рыбак. - Вы вчера мне предлагали. Я согласен.

Подойдите поближе, - предложили с крыльца. - Вы согласны служить в полиции?

Согласен, - со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак.

Сволочь, - как удар, стукнул его по затылку окрик Сотникова.

Сотникову сейчас было мучительно стыдно за свои наивные надежды спасти ценой своей жизни попавших в беду людей. Полицаи вели их на место казни, куда уже согнали жителей местечка и где сверху уже свешивались пять пеньковых петель. Приговорённых подвели к скамейке. Рыбаку пришлось помогать Сотникову подняться на неё. «Сволочь», - снова подумал про него Сотников и тут же укорил себя: откуда у тебя право судить... Опору из-под ног Сотникова выбил Рыбак.

Когда все кончилось и народ расходился, а полицаи начали строиться, Рыбак стоял в стороне, ожидая, что будет с ним. «А ну! - прикрикнул на него старший. - Стать в строй. Шагом марш!» И это было Рыбаку обыкновенно и привычно, он бездумно шагнул в такт с другими. А что дальше? Рыбак провёл взглядом по улице: надо бежать. Вот сейчас, скажем, бухнуться в проезжающие мимо сани, врезать по лошади! Но, встретившись с глазами мужика, сидевшего в санях, и почувствовав, сколько в этих глазах ненависти, Рыбак понял: с этим не выйдет. Но с кем тогда выйдет? И тут его, словно обухом по голове, оглушила мысль: удирать некуда. После ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу не было.