Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя. Стихи о зиме Пушкина А

Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя. Стихи о зиме Пушкина А
Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя. Стихи о зиме Пушкина А

Смотрю я этта уже давненько программу Время и показывают там как Станислав Говорухин пеняет президенту Путину на современных детей. Его, мол, знакомый учитель словесности им предложил значение слов из стиха Пушкина Зима объяснить. ,Таки не знают”,- пенял мэтр кино. К чести президента он за детишек то как то заступился, сказал что то типа, не так всё плохо”…
А надобно сказать что теперь уже расхитованный тест по сути на знание русской архаики это ведь изобретение вашего покорного слуги в 2005 году. Именно тогда я повесил на сайт Ром-коллекция этот опус. А жена моя под ником Кити вбросила его на сайт Семья:
…Зима!.. Крестьянин*, торжествуя,
На дровнях** обновляет путь;
Его лошадка***, снег почуя****,
Плетётся рысью***** как-нибудь;
Бразды****** пушистые взрывая*******,
Летит******** кибитка********* удалая**********;
Ямщик*********** сидит на облучке************
В тулупе*************, в красном кушаке**************.
Вот бегает дворовый мальчик***************,
В салазки**************** Жучку***************** посадив;
Себя в коня****************** преобразив;
Шалун******************* уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(из романа,Евгений Онегин”)
и учебника для учащихся начальной школы.
Сравни четыре заголовка:,Зима”,Зима?”,Зима!”, и,Зима!..”.
Прочти каждый из них и сопоставь со всем содержанием стихотворения.
Какой заголовок больше всего подходит к этим стихам?
Немного статистики:
В стихе 44 слова, из них 19 непонятны современным детям, они или архаизмы или редки, или их значение с течением времени изменилось(ZB-взрывая).
Этта же / намедни значит, тверское народное слово, не путать с это// моя дочура подошла ко мне в слезах и сказала, что им задали два ужасных стиха учить наизусть. Она тогда была во 2-м классе гимназии и ей было 7лет8мес.
Это, конечно, не то, что раннее развитие на Руси, когда Петра 1-го в 5 лет посадили псалтырь на ум учить. Результат мы все знаем – он усвоил псалмы Царя Давида наизусть и стал свиреп и зломогуч! Памятники везде стоят. А Л.Толстой, когда его спросили, когда книга о Петре будет (он одно время материалы собирал), окрысился в ответ:
Пьяница и развратник! и писать не буду...
… я обнаружил, что ребенок не понимает 50% слов и 100% содержания этого текста, вроде бы написанного на русском, да ещё на каком русском! языке…
Я готов объяснять детям, что такое Грузия и ночная мгла столько, пока не поймут!
Но я не готов оказался изъяснять, какие-такие бразды пушистые взрывает удалая кибитка и почему эта коробочка на полозочках, тащимая лошаденкой, двигаясь со скоростью в лучшем случае, 20 км/час, летит…:);
По смыслу получается что это что-то вроде вертолета МИ-8, оснащенного ПТУРСами…
Текст этот из детских учебников надо, конечно убирать, он безнадежен ввиду его архаичности, но что дать взамен, когда вся последующая стихотворная цивилизация не создала на русском языке про зиму ничего сравнимого с А.С.Пушкиным!?
…Олжас Сулейменов вспоминает в интервью:
Помнится, первый вечер советской поэзии в Париже в 1977году. Константин Симонов говорил, что вывез,поэтическую сборную СССР”. Мы собрали большой четырёхтысячный! Зал. Обычно парижские вечера поэзии – несколько человек в небольших кафе. А тут Париж впервые слушал стихи в таких залах. И слушали нашу, советскую, трибунную поэзию, которая в Москве собирала большие аудитории…
…мы выступали вдевятером(Вознесенский не поехал – узнал, что будет Евтушенко:))
- Высоцкий, Окуджава, Рождественский…
А современные стихи, для всех возрастов, про зиму, кто будет писать!?
Опять Пушкин… Александр Сергеевич?
Не знаю сравнимого рейтинга стихов, ей-же богу нечего предложить детям!
Интонационно в великом и могучем можно смысл любой фразы изменить с точностью на противоположный!
Помните Есенинский, я считаю, гениальный, стебок:
Небо – как колокол…
Месяц – язык…
Матть моя Родина!!
Я-а-а… большевик???
АС тоже любил:
…шалун уж заморозил…пальчик... :);
Мне ещё в детстве казалось, а сейчас тем более, что не пальчик он имел ввиду!
В рифму там идет другой, парный, орган…
Вот я и закончил о зиме:
Пушкин, это наше всё?
:))))))))
Пушкин – это наше всё! /Т.Толстая, КЫСЬ, раньше-А.Блок/
Или:
Пушкин, это наше всё?
А дальше и пошло и поехало – все бросились детишек проверять на знание архаики:
Из публикаций сети:
Коллега прислала мне душераздирающую страшилку о пушистых браздах. По прочтении стало понятно, что историю с браздами нужно проверить на бородатость. И точно – я никогда не знаю, как употреблять слово «баян», но похоже это то самое:

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак".
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
http://children.kulichki.net/parents/pushkin.htm (описание геноцида обнаружилось в самых разных закоулках русского Интернета).

Впрочем, смутило меня совсем не это. Я видала-слыхала всякие-разные ошибки, но никогда не поверю, чтобы первоклашки с родным и единственным русским языков вдруг наделили браздов душой. Не могло их это не смутить! Бразды можно взорвать, но они никогда не были живыми!
Горя исследовательским пылом, я не поленилась дать то же задание русскоязычным студентам разной степени русскоязычности, а потом и собственной четырнадцатилетней дочери.
Результаты поразили мое воображение. Большая часть людей, закончивших от одного до шести классов российской (!) школы не поняли в этой строфе ни одного существительного. Самым продвинутым (пока все совпадает с результатами упомянутого исследования) были знакомы слова «тулуп» и «кушак». Кибитка таки, как и было объявлено у Пушкина, летела, взрывая, и у многих художников выглядела чем-то вроде зенитки с вертикальным взлетом. Да, она палила по пушистым браздам, но никаких признаков кровавой расправы не было, хотя кое-какие брызги наблюдались. Ни один из испытуемых не счел ямщика копателем ям. Облучок, кажется, выглядел чем-то вроде пенька.
Самые знающие все же догадывались, что такое «кибитка» (в конце концов, армянское радио тоже ведь сообразило, что такое «горжетка»!), и поняли, что на самом деле это не летит, а мчится. Удивительно, что в кибитку было запряжено что угодно, кроме лошади – от верблюда до чего-то вроде африканского слона! И при этом кибитка все равно взрывала многострадальные бразды, так что опять-таки была слегка зениткой и самую малость тачанкой. Сообщение о том, что кибитка – это повозка, превращало экзотических животных в лошадей, но не влияло на раскрытие темы браздов. Тема эта не была раскрыта ни у кого! Но и пушистость этих браздов не заставила художников поверить в геноцид.

После пережитого на занятиях, от собственной дочери я уже ничего не ожидала. Да и до этого она не подавала надежд: http://lila-krik.livejournal.com/31353.html. И дочь снова не подвела! Единственное существительное, которое ей удалось семантизировать в контексте, - тулуп. Судя по картинке, тулуп был теплой верхней одеждой. Красный кушак ей пришлось обмотать вокруг головы мужика, похожего на грузчика. Мужик (все-таки пушкинский гений взрывал какие-то бразды) был бородатый! Кибитка оказалась огромной ухмыляющейся птицей (почему бы нет, бывают же галки-сойки-канарейки, про птицу-тройку она вряд ли знала), а облучок, приютивший мужика, (привет от Алисы) – немного облачком, немного бочкой. Бразды, понятно, взрывались, а их пушистость была обусловлена пернатостью птицы. Возможно, кибитка была жар-птицей, и отлетающие перья взрывались при сбрасывании... Я заскулила и отправила ее дочитывать заданный на дом первый том "Войны и мира", раз уж с "Онегиным" ничего не получается.

А весьма интересно, всё–таки, оказалось мнение народа...
Если не брать некоторые частные, то общее, таково:
да и не вредно заучить побольше умных слов, безразлично, к чему они приложены!
...ну,у не согласен вовсе я с такой формулировкой!... Петрушу Первого вспомните, уж его-то с пяти до семи, когда он, по традиции, псалтырь наизусть шпарил, учил дьячок отменно преимущественно словам незнакомым!!
Монтеня ещё хочется вспомнить, Мишеля многострадального, когда сумасшедший папаша его, сначала бедной крестьянке с рождения до двух лет, сыночка сбачил – для народного вскармливания?! – а затем запретил всем в округе ста верст иначе как по латыне говорить…
Таким вот образом, мазес лэнгвич, у него латинь была! Если бы господь не вразумил родителя, быть бы сыночку в сумасшедшем доме, но: сдался тату, отдал в нормальную школу французскую, где Миша благополучно латинь-то и позабыл, кроме как для того, чтобы школу эту закончить с отличием да депутатом местного совета стать:)))
Я не сторонник играться с множеством непонятных слов, в незрелом возрасте - в особенности. Билингва ведь как выращивается? - нужен минимум второй носитель языка с рождения. А если ты не носитель - не берись! Сделаешь сшибку в мозгах ребенка и не будет знать никакого языка толком.
Вредны умные слова в большом количестве без понимания их! А понять, это меня ещё батя (а его самого, в армии в 1937г) учил:
Понять, это значит, запомнить и - уметь применять...:)))))))))))
А Пушкин здесь, действительно – ни при чём…
Зима, снег...
На улице темно, как в день творенья,
Да сыплет снег, всё также сыплет снег,
Как сыпал он всегда. Без промедленья
Растут сугробы шапками наверх.

Сегодня снег и, завтра то же будет.
Но, не пугает меня поздняя заря –
Вся суть моя так снег безбожно любит,
Безгласно, безответно, может, зря

С утра я здесь, снегами занесённый,
То ль лес в снегу, то ли душа моя.
Как тихо в них, покой спасённый,
Пусть спит в обоих радость жития.

Надеюсь, жду, с тобою снова выйдем
В мои снега, там чисто и светло.
Там несть любви, не больно, не обидно,
Недобрый хищник, замерзает зло.

Зима пройдёт и все снега растают,
Появится опять зелёная трава
Однажды мне не увидать её, я знаю,
Снег падает и сыплются слова.

Минор, правда...а деткам в учебник мажорное что то нужно...

Евгения Онегина я иногда про себя пою – на мотив Златые горы. Не пробовали? подлечивает однако, попробуйте:
Когда б имел златые горы-
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И: Лучше выдумать не мог!

>"Крестьянин, торжествуя..."

В 1926 году я занимался в Ленинградском университете в семинарии (тогда говорили "семинарий", а не "семинар", как сейчас) по Пушкину у Л. В. Щербы. Занятия шли по методике "медленного чтения", которая приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов. За год мы прочли только несколько строк из "Медного Всадника". В нашем распоряжении были всевозможные словари и грамматики. Мы доискивались грамматически ясного, филологически точного понимания текста, углублялись в историю изучения значений каждого слова. Помню, что несколько занятий мы посвятили выяснению того, к чему относится местоимение "их" в следующих строках:

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...

Это затруднение реальное, решить его однозначно нельзя. Но в пушкинских стихах есть затруднения мнимые, вызываемые тем, что мы плохо знаем уже некоторые реалии, особенности быта, которые были близки Пушкину.

В "Евгении Онегине" в главе пятой строфа II начинается всем знакомыми с детства строками:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

Почему "торжествуя"? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему "обновление пути" по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?

Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.

"Торжество" крестьянина относится не к "обновлению пути" по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом "на третье в ночь" спасен урожай.

Что такое толкование верно, доказывает начало стихотворения "Домовому" (1819):

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!

Малопонятны сейчас и следующие слова - "снег почуя". Почему лошадь "чует снег", а не видит? Почему она "плетется рысью как-нибудь"? По этому поводу я обратился к известному литературоведу и одновременно мастеру конного спорта, автору книги "Железный посыл" Д. М. Урнову. Вот что он мне ответил в письме. Привожу с любезного согласия Д. М. Урнова текст его ответа мне.

""Как-нибудь" означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота - земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает. Это - обычное дело со всякой лошадью, необязательно крестьянской. Лошади, как правило, подслеповаты, всякое пятно под ногами кажется им ямой. Некоторые из них ни за что не пойдут через тень, лужу, а начнешь понукать - прыгнут, именно как через яму, а так не пойдут. Кроме того, как я уже сказал, лошадь очень не любит, когда дорога зыбкая, нога у нее ползет, куда-то уходит, проваливается. И вот выезжаешь по первому снегу, и начинает лошадь упираться. Иногда упирается она буквально, останавливается перед какой-нибудь чернеющей на снегу палкой и не идет (еще вчера по грязи мимо той же палки шла как ни в чем не бывало!), но вообще это конники так говорят- "упирается", то есть идет неохотно, и Пушкин, много в деревне ездивший, это, конечно, хорошо знал.

"Снег почуя" - лошадь прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное - чутье".

Очень часто у читателя вызывает недоумение - как это можно "плестись рысью". В современном русском языке рысь ассоциируется с быстрым бегом лошади. Но это с точки зрения знатока лошадей не совсем так. Рысь - это родовое понятие. Бывает медленная рысь. С нее по разъяснениям Д. М. Урнова, рысь начинается: "трюх-брюх". Лошадь трусит рысцой, потом - "средняя рысь" и, наконец, "мах" - быстрая рысь.

Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни.


На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

Эта строфа Пушкина из «Евгения Онегина» изучается в младших классах, как стихотворение о природе. Удивительно красиваые и живописные строки о зиме, о первом снеге.

У Пушкина нет ничего лишнего, каждое слово многозначительно и полновесно. Зима! Крестьянин торжествуя. Исследователи обратили внимание на то, что Пушкин в поэме слово крестьянин упоминает только один раз. На дворе святки – дни, значимые для христианина. Крестьянин и христианин не просто созвучны. Крестьянин, – человек который несет крест, христианин. Он торжествует. Напомним, что события относятся к 3-му января. В те времена бытовало поверье, что если снег не выпадет до 2-го января – дня поминовения Сильвестра Печерского, то людей ждет страшный неурожай. Но снег выпал на 3-е в ночь. Отсюда и торжество крестьянина, который наверняка накануне был в отчаянии и вымаливал у Всевышнего, чтобы тот послал снег, и защитил его от недорода.

Снег выпал, и крестьянин позволил себе запрячь лошадку в сани (дровни). Может быть, он выехал в лес за дровами. Спешить некуда, и он позволил своей лошадке плестись, не спеша. Картина жизни русского села нашла отражения в 16 строках Пушкина.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Войти чтобы добавить комментарий

Ответы и объяснения

Итак, тема стихотворения (о чем произведение) - лирика, произведение посвящено любви и чувствам, описание природы (пейзаж). может быть философия (рассуждения о смысле бытия и других категориях). а также стих может быть посвящен социально значимым проблемам.
Главная мысль (о чем хотел сказать и что хотел донести автор)
Мотив- устойчивая тема, проблема, идея стихотворения.
Художественные образы - включают в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Это определенный образ (личности) в произведении со всеми достоинствами, недостатками и индивидуальным характером.

Что ты хочешь узнать?

Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Зима. Крестьянин, торжествуя. ". Три вида рифмы – три разных образа»

Цели урока. познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки – “онегинская строфа”.

Задачи. рассмотреть виды рифмы (парная, перекрестная, охватная) в “онегинской строфе”, их сочетание и содержательность; учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства; прививать любовь к чтению;

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!”.

На доске оформлена выставка детских рисунков.

Вопросы по прочитанному:

– Что вы скажите о рифмах?

– Какое настроение создает каждая рифма?

– Почему поэт использует в одном стихотворении разные виды рифм?

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. (Три вида рифмы – три разных образа).

3. Актуализация опорных знаний.

Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.

Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина (1745-1818г.г.), была первой наставницей А. С. Пушкина в русском языке. По словам П.И.Бартенева, ". любила вспоминать старину, и от нее А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии".

Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне.
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный.
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина.

В сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни, видел хороводы и другие народные увеселения.

Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Яковлева Арина Родионовна (1758 – 1828),крепостная. В 1799 году получила вольную, но предпочла остаться в семье Пушкиных. Когда–то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их своему питомцу.

4. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать задачи урока. (Учиться выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать словарный запас)

5. Изучение нового материала.

1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”. (Аудиозапись)

3) Словарная работа. Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть, а это будет вашим домашним заданием. Почему? Потому

что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок…”

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

4) Анализ стихотворения.

А почему кибитка “удалая”?

Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал “летит”.

Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”

Кто управляет кибиткой?

Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.

Кто главный участник в третьей части?

Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.

Чем занят дворовый мальчик?

Катает на санках собаку.

Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы?

Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки, поэтому Пушкин и пишет это слово с маленькой буквы.

Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?

5) Наблюдение над рифмами стихотворения – “Поэтическая мастерская”. Работа в группах.

Задание. какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии? Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.

Вывод. В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.

Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывком из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?

Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”

Сколько строчек составляет эта строфа, названая “онегинской”?

6) Выразительное чтение стихотворения. Несколько детей, по желанию, читают выразительно стихотворение.

7) Заключительное слово учителя. В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек и на весь текст только два эпитета (бразды пушистые, кибитка удалая). Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А.С.Пушкин в XIX веке.

Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме:
Зима! Пушкин

Предварительный просмотр:

Тема. А Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…»

Цели: создать образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»

Задачи: 1 Формировать у детей умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, уметь воссоздавать образ, создаваемый автором произведения для понимания мысли автора, чувствовать настроение произведения; учить выразительному чтению стихотворения; 2 Развивать творческое воображение, обогащать и развивать читательский опыт учащихся, расширять словарный запас; формировать способность содержательно выражать собственные мысли и чувства, развивать умение классифицировать предметы. 3 Воспитывать любовь к Родине и её истории.

  1. Введение в тему. Игра «Да -Нетка» Я загадала слово, с помощью вопросов, на которые можно ответить только да или нет, отгадайте его.(прием из ТРИЗ – педагогики) Слово САНИ. -Когда нужны САНИ? - Когда слышите слово ЗИМА, что себе представляете? Какие ваши любимые произведения о зиме? – Хотите познакомиться еще с одним? – Определите тему урока.
  2. Постановка учебной задачи. - На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А.С.Пушкина. Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения. А задача наша как читателей - понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.
  3. Изучение нового материала. (Лягте на парты и закройте глаза) Прослушивание записи стихотворения. О чем это произведение? Какие картины возникли в воображении при прослушивании? (фиксация на доске). Вам понравилось, как актер прочитал это стихотворение? Что надо уметь, чтобы так читать7 (Надо уметь понимать смысл произведения, его настроение.) Хотели бы вы научиться выразительно читать стихи? Мы с вами уже знакомы с алгоритмом подготовки выразительного чтения. Давайте его вспомним:

Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, все ли слова вам понятны.

Какие слова не понятны? Запишите их в тетрадь(фиксирую на доске) Попробуем объяснить их смысл. Что нам в этом поможет? Что делать, если в нашем словарике нет такого слова? (обратиться к взрослому словарю или выйти в интернет) Урок мы начали со слова САНИ. Что это такое? А кроме саней, на чем еще можно было раньше ездить зимой? Как сейчас есть много видов машин, так много средств передвижения зимой было раньше, когда люди использовали для этого лошадей. Прочитайте стих –е еще раз, может оно вам подскажет, на чем еще можно было ездить? КИБИТКА ДРОВНИ САЛАЗКИ Объясните как выглядит каждый предмет.

  1. Работа в группах. Разделитесь на две группы, кто хочет узнать, как выглядит кибитка подойдите к компьютеру и выйдите в интернет, а остальные подойдите к словарю и найдите описание дровен. Проверка работы групп.

Слайд 1 Посмотрите на рисунки и определите, где дровни, а где кибитка.

Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки

Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять. Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой? Устно нарисуйте эту картину(вопросы на уточнение – какой снег? Небо? Как выглядит крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.

О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях? Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет? Какие кони в нее запряжены, как вы думаете? Устно нарисуйте эту картину(вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)

Слайд2 Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?

Прочитайте стих-е до конца.

О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят? Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама? А вы играли когда-нибудь так? Расскажите. Устно нарисуйте эту картину(вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении. Изменилось ли ваше понимание произведения?

  1. Выразительное чтение стихотворения. В начале урока мы хотели понять о чем хотел рассказать автор, для того чтобы научиться выразительно читать и передавать слушателю наше понимание произведения мы работали по алгоритму: работали с содержанием текста, сейчас давайте определимся с задачей чтения – для чего мы будем читать для слушателей это произведение (оно нам понравилось, надо, чтобы и другим понравилось, хочу чтобы другие тоже увидели картины, хочу передать радостное настроение автора от прихода зимы и первого снега.)

Ну а средства выразительности пусть каждый выберет сам при самостоятельной подготовке к выразительному чтению.

Проверка самостоятельной работы – Выразительное чтение по желанию

Какие задачи мы ставили на урок? Чего ты достиг на этом уроке?

Моисеевская базовая школа Мозырского района

СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА О ПРИРОДЕ. А. С. ПУШКИН.

Ярец Татьяна Антоновна, учитель русского языка и литературы

Раздел: урок русской литературы

Осень» (отрывки), отрывок из романа «Евгений Онегин». «Зима. Кре-стьянин, торжествуя…»

Цель: продолжить начатое ранее знакомство с творчеством А. С. Пуш-кин ;

учить воспринимать пушкинский ритм; способствовать развитию умения видеть гармонию в произведении; развивать навыки работы с лирическим произведением, объяс-нить роль метафор, эпитетов, олицетворений; создавать условия для воспитания чувства единения человека и природы.

Оборудование: пейзажные картины, фотографии с изображением разных времен года, портрет А. С. Пушкина.

I. Организационный момент

II. Ориентационно-мотивационный этап

Вступительное слово учителя

— Ребята, наш очередной раздел называется«Пойми живой язык природы». В нем мы познакомимся с произведениями ав-торов, которые не только понимали язык природы, но и умело, талантливо передали его нам. А начнем мы с лирических про-изведений. С творчеством А. С. Пушкина можно знакомиться всю жизнь. И вашему восхищению, поверьте, не будет конца. Больше других времен года Александр Сергеевич любил осень. В эту пору ему легко работалось, к нему приходило вдохнове-ние, поэтические строки сами так и ложились на бумагу.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Осень», вернее, с отрывком из стихотворения. Это стихотворе-ние было написано, когда поэт был охвачен грустью, мало было веселого и радостного в его жизни. Но он не хотел поддаваться тоске и в красоте и гармонии природы искал утешение и душев-ное успокоение. Читая стихотворение «Осень», мы чувствуем

грусть лирического героя. Он присматривается, прислушивается, восхищается. И ведет за собой читателя, полностью доверяем ему свои чувства и раздумья.

Чтение отрывка из стихотворения «Осень» учителем

Темп чтения — медленный, спокойный.

После прочтения учитель обращает внимание учащихся на длинную строку, которая может прерываться точкой. Этим поэт как бы показывает нам, что читать стихотворение нужно мед-ленно.

1. Проверка восприятия произведения.

Нарисуйте словесно, какую картину вы увидели. (Октябрь. роща без листьев, холодно и т. п.)

2. Знакомство с художественными средствами.

Первая строфа стихотворения — это будто итог многих прогулок поэта по окрестностям. Надо сказать, в стихотворени-ях Пушкина природа живая, действующая. Это достигается при помощи художественных средств. Обратите внимание на доску.

Найдите в стихотворении примеры этих трех художествен-ных средств. (Например, эпитет: «последние листы с нагих сво-их ветвей»; метафора: «дохнул осенний хлад», олицетворение: «будит. уснувшие дубравы».)

3. Продолжение работы с текстом стихотворения.

Чем отличается следующая строфа стихотворения? (Рит-мом. Здесь поэт говорит о своих чувствах прямо, доверяет их читателю, надеясь на понимание.)

Определите настроение и характер героя. (Искренность, одиночество, мягкость натуры, восхищение осенью.)

Учитель делает вывод: «В первой строке Пушкин говорит об осени, но называет ее «унылая пора» и в то же время «очей очарованье». Поэт любит контрасты и открывает их в одном предмете, в одном явлении. При этом замечает, что краса про-щальная, последняя. Он выражает ей свои чувства:

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Таким образом, жизнь природы и жизни человеческой души сливаются.

Где живет природа в стихотворении? (В душе и памяти человека, в его чувствах и переживаниях.)

Докажите, что между природой и лирическим героем су-ществует гармония. (Пора года и настроение героя совпада-ют: осенняя свежесть, ее краски и настроение грусти, любви, восхищения.)

Работа над стихотворением «Зима. Крестьянин, торжествуя»

А. С. Пушкин написал несколько прекрасных стихотворе-ний о зиме. Мы познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин», который вы будете изучать в старших классах.

1. Чтение стихотворения учителем.

2: Анализ стихотворения.

Какие картины чередуются в стихотворении? (Зима. Кре-стьянин обновляет путь по первому снегу.)

Каким настроением проникнуто произведение? (Радост-ное, торжественное, бодрое, веселое.)

Определите ритм стихотворения.

3.Самостоятельная работа учащихся по вариантам.

Вариант 1: найти в стихотворении эпитеты. (Пушистые бразды, удалая кибитка.)

Вариант 2: найти в стихотворении метафоры. (Кибитка ле-тит.) Подумать, на сколько картин можно разбить это стихот-ворение. (На 3: 1) «Зима! Крестьянин торжествуя», 2) «Ле-тит кибитка удалая» 3) «Вот бегает дворовый мальчик».)

4. Взаимопроверка работ.

Подведение итогов урока

Каждый из нас наблюдал подобные картины природы, но в стихах поэта они согреты любовью к человеку, к природе, по-

казаны как нечто значительное, достойное внимания и восхище-ния, т. е. приподняты, опоэтизированы. Прекрасное, гармоничное звучание стихов придает им особенную, незабываемую красоту. Читая и изучая такие стихи, мы учимся понимать и любить жизнь, природу, человека во всем многообразии их обычных вы-ражений, а это значит, что мы учимся гуманно чувствовать.

Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок

Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение «Осень» или «Зима. Кре-стьянин, торжествуя».

Презентация Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Презентация познакомит учеников со стихотворением «Зима! Крестьянин торжествуя…». К мультимедийному ресурсу прилагается документ, где педагоги найдут рекомендации по практическому использованию слайдов на предметных уроках. Данная разработка поможет сделать урок ярким, познакомит учеников со значением устаревших слов, будет способствовать развитию интереса к творчеству Пушкина.

Основу демонстрации слайдов составляют иллюстрации. На экране дети увидят зимние пейзажи, которые помогут в восприятии духа стихотворения. Некоторые изображения представлены в сопровождении стихотворных строк, что помогает легко запомнить литературное произведение. Некоторые элементы учебной презентации представлены в оформлении анимации, такой прием привлечет учеников к важному содержанию урока.

Для знакомства со стихотворением созданы шестнадцать слайдов. Учить может воспользоваться следующими разделами:

Проверка домашнего задания;

Словарная работа (крестьянин, рысью, бразды, кибитка, ямщик, облучок);

Предметы одежды в старину (зипун, кушак, тулуп);

Послушайте стихотворение Пушкина Зима крестьянин торжествуя

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Зима крестьянин торжествуя

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Этот маленький отрывок из "Евгения Онегина" знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни - это сани, на которых возили дрова. Бразды - колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка - крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, "капюшон", это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке - сидении для кучера впереди повозки. Тулуп - шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком - поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик - маленький слуга в барском доме. Салазки - наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке "Репка"?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие "Зиме..." и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все - ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу - для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается...

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.

В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова "Не в духе" (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав - полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):

"- "Зима... Крестьянин, торжествуя... - монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. - Крестьянин, торжествуя... обновляет путь..."

- "Торжествуя..."" - размышляет невольно слушающий пристав. - "Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил...

- "Его лошадка, снег почуя... снег почуя, плетется рысью как-нибудь..."" - слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:

"- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча - кляча и есть...

- "Вот бегает дворовый мальчик... дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив..."

- Стало быть, наелся, коли бегает да балуется... А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол...

- "Ему и больно и смешно, а мать грозит... а мать грозит ему в окно..."

- Грози, грози... Лень во двор выйти да наказать... Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить... А то, гляди, выйдет из него пьяница... Кто это сочинил?" - в конце концов не выдерживает Прачкин.

"- Пушкин, папаша.

- Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут - и сами не понимают! Лишь бы написать!"

Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям - младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: "Пушкин - это наше все" .

Татьяна Лавренова

Комментировать статью "Зима. Крестьянин торжествует"

Наверно, плохо объясняю. Например, долго объясняла значение слова поезд - это вагоны, сцепленные друг с другом и паровоз. Он плохо понимал значение русских слов, куда уж про английские говорить? Ушли из гимназии по прописке, пошли в обычную школу.

Обсуждение

Можно (как такой же коллега в борьбе за дело и страдалец) просто изо всех-всех сил пожелаю, чтобы все быстрее наладилось!

По делу не подскажу, но вот у моего какая-то странная проблема с памятью (абстрактной?) : многие вещи помнит из глубокого детства или просто мелочи, а таблицу умножения до сих пор может запнуться:(У всех свое какое-то...

сходите к психоневрологу, попросите направление в центр паталогии речи и нейрореабилитации, там специалисты подскажут в каком направлении работать.

Ведь слово молоко можно объяснить чередованием ОЛО ЛЕ: молоко-млеко, но ребёнок то слово млеко не слышал ни разу и провести аналогию не Я своего ребенка глухим и звонким звукам смогла научить только показывая различая в осцилограммах и спектограммах звуков.

Обсуждение

Небольшая подсказка- при проверке написания прилагательных с непроизн согласными удобнее всего ставить прил в краткую форму: прелестный - прелестен, известный - известен. Но если вообще проблема с подбором проверочных слов, то посоветую больше упражнений делать и читать, читать, читать

Непроизносимые согласные обычно все-таки проверяются. Главная идея, что после подозрительного места должна быть гласная.
то, что ребенок не может сам придумать проверочное - очень неудобно.
В чем именно ей не удается придумать? Не удается придумать никаких однокоренных? Не удается придумать однокоренных, чтобы после подозрительной согласной гласная была?
Соответственно и разбираться с проблемой. Обычно помогает выполнение довольно скучных упражнений, когда есть много пар слов "подозрительное" - "проверочное" и нужно вставить или не вставлять букву.
Пока делаешь много таких упражнений приходит понимание, какого типа слова нужно искать в проверочные.

Объясню, почему. Ребенку нравится читать о том, что ему интересно. Какой может быть интерес, если после получаса пыхтения ребенок наконец Ребенку, который только учится читать, сложно прочитать такое длинное слово как трансформеры, с тремя согласными вместе.

Обсуждение

Я увидела интерес по вывескам. Когда начал пытаться читать их, поняла что интерес проснулся
Учила слогам и виду слов. То есть короткие читали сразу словами, длинные- кусками, но не совсем по слогам, а удобными для чтения, как бы пели слово
Читать научился за несколько месяцев, в 5,5. Но потом были проблемы, когда приходилось в школе читать по слогам, ему нужно было разбиение на слоге изображать.
До 4го читал лучше всех в классе.

Можно совет всем на будущее? НЕ УЧИТЕ ДЕТЕЙ БУКВАМ до тех пор, пока не придёт пора взять в руки Букварь Жуковой. И будет вам счастье.

устаревшие слова. Интересное в сети. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с Именно из-за этих устаревших слов моя чучундра прочла вначале перевод Рыльского. А потом у нее было любимое занятие сравнивать...

Обсуждение

Я впервые прочла "Конька-Горбунка" на открытках, потом бабушка декламировала целыми кусками по памяти. Сейчас у нас прелестное издание, иллюстрации стилизованы под гравюры. Именно из-за этих устаревших слов моя чучундра прочла вначале перевод Рыльского. А потом у нее было любимое занятие сравнивать украинскую версию с ершовским текстом:) И я уже в Именах рассказывала перл: "Мама, а почему в русской книжке тоже Данило и Гаврило? Это же по-украински, а по-русски должно быть Даниил и Гавриил!"

Спряжение глаголов. Уроки, продленка. Образование детей. Помогите пожалуйста объяснить ребенку (дочкиной подружке) иностранке, изучающей Брить, стелить, зиждиться, почить А то в учебниках школьных их забывают давать, вроде как устаревшие, а в ЕГЭ могут дать на засыпку.

Обсуждение

Ребенок французский знает? Какой язык родной? Я своей лично абсолютно русской дочери это объясняла по аналогии с глаголами 1-2-3 групп во франц яз (спряжение французских глаголов в школе проходят почему-то раньше). Сразу стало понятно. Может и в других языках что-то подобное? В финском - точно, но там сложнее.

Жили были два царства-государства.
Напали на них враги и кричат: "Отдавайте нам своих женщин и детей!!!"
В ПЕРВОМ государстве (I) ответили "ЕШЬте их, ЕШЬте!" (I дорисовывается до Е)
Во ВТОРОМ государстве (II) ответили "ИШЬ чего захотели!" (II дорисовывается до И)

Если у глагола окончание с Е, то это первое спряжение
Если окончание с И, то второе

Как объяснить 71-летнему человеку, что сейчас инфляция 30% в год, а проценты в банке 10% - непонятно. Сумма не очень большая - всего 6 тясяч баксов, но как факт 100% отвечающие за свои слова и воспринимаемые родственниками, как адекватные люди, а не дети малые.