По картине аленушка художник васнецов. Картина Васнецова «Аленушка»: ее история и описание

По картине аленушка художник васнецов. Картина Васнецова «Аленушка»: ее история и описание

Виктор Васнецов. Аленушка.
1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры...

Если портреты близких людей помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и «Аленушка», картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

В основу сюжета положена русская народная сказка Композиция состоит из одного единственного персонажа – молодой девушки с русыми волосами, одетой в народное длинное платье.

Алёнушка по сказке была сиротой, которая на время потеряла единственного близкого человека – Иванушку. Именно поэтому первоначально данное произведение задумывалось под названием «Дурочка Аленушка» (дурочками раньше называли сирот).

Образ этой девушки пришел в голову великого художника задолго до написания картины, но воплотить в жизнь эту идею автору помогла простоволосая крестьянка, спустившаяся к пруду на Ахтынке и поразившая В. М. Васнецова своей красотой. Как впоследствии признавался сам художник, от неё веяло особой русской печалью, тоской и одиночеством, которое читалось в её глазах.

Васнецов передал все эти чувства в склоненной позе героини, грустно обвившей руками колени, и в её печальных, полуприкрытых ресницами, глазах. Настроению персонажа вторит природа.

Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне, списанном опять же с пруда Ахтынки, автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Закатилось в чащу солнышко.

Хмурый лес вокруг стеной.

Пригорюнилась Алёнушка:

Как теперь ей жить одной?

Нету с ней ни милой матушки,

Ни родимого отца

Слёзы капают на камушки

У лесного озерца.

Кто развеет думы горькие,

Кто поможет ей в беде?..

Лишь камыш один с осокою

Отражается в воде.

И родимая сторонушка

Всё печальней и грустней.

Жаль, не ведает Алёнушка,

Повстречает счастье девица

И любовь свою найдёт…

Ах, как весело надеяться,

Зная сказку наперёд!

    Художник В.М.Васнецов и его картины.

    Описание Алёнушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).

    Природа сочувствует Алёнушке.

    Какие приёмы и средства позволили художнику выразить содержание картины?

    Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чём заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)

Картина «Алёнушка» свидетельствует об огромной любви Васнецова к своему народу.

Э.И. Голубева

Вопросы, которые помогут подготовиться к сочинению

Описание Алёнушки

    Кого вы видите в центре картины?

    Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины?

    Где находится Алёнушка?

    Опишите позу девушки.

    Почему она приняла такую позу?

    Какое у Алёнушки настроение?

    Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки?

    Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки?

    С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба?

    Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

    С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки?

Описание природы (сопереживает главной героине)

    Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

    Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

    Какое время года изображено на картине?

    Какие детали об этом свидетельствуют?

    Как вы думаете, почему художник выбрал осень?

    При помощи каких средств художник показал, что природа грустит с бедной девочкой?

    Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? Почему вы так думаете?

    Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

Эпитеты для описания

Алёнушка: милая, одинокая, подавленная, безрадостная, грустная, задумчивая, унылая, пригорюнившаяся, босиком, склонённая голова, печальный взгляд, застывшая поза, тяжёлая судьба, старый рваный сарафан, поношенные вещи, поблёклая выцветшая кофта.

Осинки: задумчивые, тоненькие, трепетные, тревожные.

Вода: неподвижная, тёмная, застывшая, холодная.

Небо: неприветливое, тоскливое, сумрачное, серое, пасмурное, неласковое, хмурое.

Лес: угрюмый, дремучий, глухой, хмурый, таинственный.

Омут: глубокий, холодный, тёмный, печальный.

Краски: жёлтые, тёмно-зелёные, коричневые, холодные тёмные тона, неяркие, тусклые.

Используем слова

Вблизи, вдали, справа, слева, рядом, вверху, здесь, на переднем плане, на заднем плане.

Пишем без речевых повторов

Алёнушка, сестрица, героиня, она, девушка, сирота.

Художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, автор.

Создавать, писать, изображать, творить.

Картина, полотно, репродукция, холст, произведение, творение.

Краткие сведения о писателе.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848-1926). Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В. М, Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губер­нии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художни­кам Виктору и Аполлинарию.

Природу вятского края нельзя было не полюбить, не при­вязаться к ней всем сердцем. С детских лет слышал Вас­нецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие таланта.

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами: «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье». В этих картинах тесно переплелись историческое начало и поэтический вымысел. Васнецов открыл для русского искусства богатый и яркий мир образов народной поэзии.

Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

В.М. Васнецов

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (образец)*

Сюжет «Алёнушки» навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. На этой картине Васнецов показал нам образ простой русской де­вушки, выразил своё отношение к ней.

На переднем плане художник изобразил Алёнушку, ко­торая сидит на сером камне около глубокого омута. Она очень грустная. Видимо, девушка печалится о своей тяжё­лой жизни, тоскует. Алёнушка бедно одета: на ней старень­кий сарафан, выцветшая кофта, она босиком.

Лицо у неё, хотя и грустное, но красивое и доброе. Ти­хая осенняя природа дополняет трогательный образ крес­тьянской девушки-сироты. Печально застыли вокруг моло­дые берёзки, осины, ели. Деревца – хрупкие и тоненькие, как сама героиня. Они словно оберегают её от злого мира. Природа созвучна настроению Алёнушки: кажется, что она скорбит вместе с героиней.

В глубоком омуте отражается тёмный лес. Пожелтевшие листья лежат на поверхности воды неподвижно. В лесу нет ни единого лучика солнца, и на душе у Алёнушки нет ниче­го радостного и светлого.

Колорит картины подчёркивает её печальное содержа­ние. Не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлтых, красно-коричневых красок природы. В эту скромную цветовую гамму Васнецов ввёл иные тона, контрастные. Это розовые цветы на сара­фане, нежная голубизна кофты, сочная зелень осоки. Яр­кие тона усиливают эмоциональное воздействие картины, лучше помогают понять настроение героини.

Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Он верит в будущее счастье девушки. Своей кар­тиной Васнецов вызывает у нас сочувствие к судьбам бед­ных детей-сирот. Она нас трогает и волнует, заставляет пе­реживать вместе с героиней.

«Алёнушка» - одна из первых картин в русском искусст­ве, где поэзия народных сказок неразрывно слита с поэтич­ностью и задушевностью родной русской природы.

* Сочинение не списывать (и не пересказывать своими словами – это не изложение).


Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.



Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.



Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.



Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».



Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.



Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.



Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

как сложится судьба «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой.

Написана маслом в 1881 году по сказке «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка». Со слов автора, идея написания этой картины возникли ещё в далёком прошлом и сопровождали художника с самого детства. Художник посвятил много своих работ, именно народному фольклору, может, это отголоски его счастливого и беззаботного детства, когда мама или бабушка долгими зимними вечерами, рассказывали ему народные русские сказки, образы былинных героев, которые так надолго закрепились в сознании автора. Картина была написана с молодой крестьянки, проживавшей в селе Ахтырка.

Васнецова сразу же пленил образ девушки, в глубине его сознания чётко прорисовались наброски будущего шедевра, он давно носил идеи передать то неуловимое сочетание волшебного мира сказок в реальность. Лицо девушки и её стать настолько впечатлили художника, что он немедля приступил к написанию данной картины, боясь упустить момент нахлынувшего на него вдохновения.

Юная девушка, сидящая на камне у озера, казалось бы, что здесь примечательного? Но присмотритесь к деталям. Молодое лицо измождено усталостью, в глазах её непомерная грусть, голова на коленях возможно от того, что не осталось сил. Особенно художник талантливо передал момент грусти, кажется, что девушка уже на грани отчаяния и заплачет. Она словно на минутку присела на камень, что бы собраться с силами и пуститься снова на очередные поиски брата Иванушки. Об этом говорят и мелкие детали запутавшиеся, растрёпанные волосы, ноги, изодранная одежда говорит о том, как она долго бродила в чаще леса, в самых непроходимых местах, в поисках своего брата.

Она смотрит в глубину пруда, пытаясь найти в его глубинах ответ. Немой вопрос застыл на её растрескавшихся губах, она уже не замечает происходящего вокруг, дуновение ветерка, шелест листьев, палящего солнца. Возможно, её мучает жажда и голод, но физические трудности она будто и не замечает, на лице застыло отчаяние от потери брата. Художник, так же замечательно показал окружающий пейзаж, гладь озера, окружающие девушку деревья, на втором плане картины-берёзки и осины, словно сопереживают главной героине, склоняясь в её сторону, грустя вместе с ней, словно пытаясь её успокоить, что то сказать важное.

Обратите внимание, что автор картины сознательно указал на время года- это начало осени об этом свидетельствуют опавшие листочки на ровной глади, пруда и чуть пожелтевшие на ветках деревьев – это ещё более навевает грусть. Картина настолько реальна, порою кажется, что Алёнушка после недолгого отдыха вот –вот поднимется и пойдёт дальше, на поиски своего братца. Она словно поглощает зрителя, если смотреть на неё долго, то может показаться, что слышишь шелест камыша и листочков на деревьях, всплеск воды от падающих слёз девушки и даже начинают чувствоваться запахи хвойного леса, опавших листьев, дуновение ветерка. феру картины.

Картина навевает грусть на зрителя, начинаешь сопереживать вместе с ней. Исполненная по большей части в тёмно зелённых тонах, воздействует умиротворяюще. Работу В. М. Васнецова оценили и современники того времени. Великий художник своими работами внёс неоценимый, огромный вклад в развитие художественного искусства России.


Название картины: «Алёнушка»

Холст, масло.
Размер: 173 × 121 см

Краткая история создания

Описание и анализ

Картина «Аленушка» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Алёнушка»
Картина написана: 1880 - 1881 г.
Холст, масло.
Размер: 173 × 121 см

Аленушка, уставшая от безрезультатных поисков своего брата, сидит в сиротливой позе на большом камне у мрачного пруда, склонив голову к коленям. Тревожные мысли о братце Иванушке не покидают её. Тоскует Аленушка - не смогла уследить за братиком - а вместе с ней тоскует и природа вокруг…

Краткая история создания

Идея картины «Аленушка» была навеяна одноименным лирическим образом известной русской сказки «О сестрице Аленушке и её братце Иванушке». Прототипом для написания картины стала реальная девушка, которую художник встретил во время своего пребывания в усадьбе Ахтырка летом 1880 года. В случайной девушке художник увидел, по его словам, море тоски, одиночества и какой-то чисто русской печали. С неё же был сделан первый набросок и практически сразу Васнецов решил для себя концепцию будущей картины. Несмотря на незамысловатость сюжета, «Аленушка» имеет интересную историю.

Работу над картиной художник начал в 1880 году. До настоящего времени сохранилось несколько сделанных им в этот период этюдов, предшествовавших написанию «Аленушки»: «Пруд в Ахтырке», «Аленушкин пруд», «Осока». Васнецов также выполнил в красках несколько предварительных натурных эскизов сидящей на камне девушки. Мастер признавался, что при написании главной героини на основном полотне он вглядывался в черты лица Веруши Мамонтовой – дочери известного московского мецената Саввы Мамонтова. Сама картина была закончена зимой 1881 года, после чего автор отправил её на выставку художников-передвижников, которая проходила в Москве.

Изначально картине было дано название «Дурочка Аленушка». По некоторым источникам словом «дурочка» в то время называли сирот или юродивых. Художник не сразу упомянул о том, что картина имеет сказочный сюжет. Известно также, что Васнецов неоднократно её корректировал и дорабатывал. Специалисты сделали рентгеновские снимки картины, в результате чего удалось установить – лицо, шея, плечо девушки, а также колористическая гамма картины в целом, были переработаны. По-видимому, в первом варианте «Аленушка» вызвала в свой адрес немало критических замечаний со стороны знакомых и коллег художника. В настоящее время картина хранится в Третьяковской галерее, однако во время первой выставки, на которой она была представлена, Третьяков, несмотря на все старания Васнецова, не удостоил «Аленушку» своим вниманием, и картина была куплена А.И.Мамонтовым за пятьсот рублей.

Описание и анализ

Картина «Аленушка» является одним из самых популярных полотен мастера, написанным по мотивам русской народной сказки. Юная девушка, сидящая на камне на берегу заросшей реки, привлекает своей простой естественной красотой. В её грустных глазах читаются глубокие переживания – печаль и вместе с тем мечта о счастливом времени, которое когда-то наступит, девичьи грезы и тоска по младшему брату. Художнику удалось мастерски передать общее печально-умиротворенное настроение в картине, которое усиливается образами природы – неподвижными деревьями, медленно плывущими над головой облаками.

В картине «Аленушка» мастер великолепно отображает тесную взаимосвязь простого русского человека с окружающей природой. Кажется, что природа также опечалена, как и сама девушка, изображенная на полотне. Ни один фрагмент картины не отвлекает зрителя от главного сюжета, а, напротив, усиливает и подчеркивает его. Каждая деталь изображения наводит на грустные размышления.

Русским народом и русскими писателями написано множество сказок, передающихся от поколения к поколению. Заслуга Васнецова состоит в том, что ему удалось посредством живописных средств создать убедительные художественные образы, наполненные истинно народным русским духом.

Работая над сюжетом картины, Васнецов решил поместить беззащитную юную девушку в по-настоящему гиблое место. Видимо, автор стремился таким способом вызвать устойчивое щемление в сердцах зрителей. Художник удачно использовал сказочный сюжет, чтобы в полной мере раскрыть неоднозначный и сложный русский характер. Несмотря на юный возраст героини, она испытывает по-настоящему взрослую грусть. Внешний облик девушки с неубранными рыжими волосами, темными глазами и пухлым алым ртом выдает в ней ребенка с трудной судьбой.

На самом деле в облике Аленушки полностью отсутствует что-либо сказочное и фантастическое, а вся сказочность сюжета подчеркивается единственной деталью в композиции – группой ласточек, сидящих над головой девушки. Известно, что ласточки издавна являлись символом надежды. Этим необычным приемом Васнецов воспользовался, желая уравновесить полный тоски образ главной героини и привнести надежду на счастливое окончание русской сказки.

Художник мастерски наполнил общий пейзаж картины атмосферой грусти и тишины. Ему отлично удалось изобразить застывшую водную гладь пруда, осоку и неподвижные ели. Тишина, спокойствие – даже пруд отражает главную героиню едва заметно, очень деликатно. Слегка трепещут молодые деревца, чуть хмурится небо. Темно-зеленые тона окружающего пейзажа контрастируют с нежным румянцем на лице девушки, а осенняя печаль – с яркими цветами на обветшалом сарафане Аленушки. Согласно народным приданиям природа оживает на исходе дня и обретает волшебную способность чувствовать синхронно с человеком. Подобная уникальная способность жить в резонансе с природой была присуща и самому художнику. Поэтому так согласованы в картине чувства Аленушки с состоянием окружающего леса. У зрителя, всматривающегося в картину, возникает ощущение, что через мгновение сказка продолжится…

Лирический образ простой русской девушки с печальным взглядом побудил Васнецова к написанию картины, от которой веет исконно русским духом. Эта работа известного живописца отличается особой душевностью и простотой.

В 2013 году поисковая система Google в честь юбилея со дня рождения художника на своей главной странице изменила обычный логотип на дудл, основанный на сюжете «Аленушки». Кусты на заднем фоне логотипа были перерисованы таким образом, чтобы из них складывалось название компании.