Итория одной картины.Бар в Фоли-Бержер Мане. Сочинения по картинам мане Девушка реальная и зазеркальная

Итория одной картины.Бар в Фоли-Бержер Мане. Сочинения по картинам мане Девушка реальная и зазеркальная
Итория одной картины.Бар в Фоли-Бержер Мане. Сочинения по картинам мане Девушка реальная и зазеркальная

Легендарное кабаре Фоли Бержер (Folies Bergère), которое скоро отметит 150-летний юбилей, находится в самом центре Парижа неподалеку от Монмартра. Здание кабаре, построенное архитектором Плюмре по образцу театра Альгамбра в Лондоне, легко узнаваемо благодаря большому панно с танцовщицей на фасаде.

Фоли Бержер – современная площадка для творчества

Хотя помещение Фоли Бержер давно требует некого обновления и косметического ремонта, это отнюдь не уменьшает количества его зрителей, а скорее наоборот, добавляет атмосферности и колорита. Многочисленные посетители восхищаются мерцающими золотом стенами, дорогим интерьером холла в желто-голубых тонах и роскошной лестницей, ведущей в зрительный зал.

Одно из старейших парижских кабаре неизменно следует своим традициям: здесь до сих пор регулярно проходят концерты музыкальных групп, яркие танцевальные шоу, спектакли и выступления комиков. В репертуаре Фоли Бержер десяток динамичных спектаклей, среди которых особо популярны танцевально-цирковое шоу с элементами эротики Ohlala, музыкальный спектакль Jersey Boys и шоу фокусников The Illusionists.

История кабаре

Датой рождения Фоли Бержер принято считать 1 мая 1869 года. Именно тогда на пике популярности варьете в Париже был открыто еще одно заведение, завоевавшее сердца парижской публики. Однако тогда кабаре называлось Фоли Тревиз (Folies Trevise) и своим названием было обязано улице rue Trevise, на которой располагался вход для работников заведения. Смена названия на Фоли Бержер произошла по инициативе герцога де Тревиза. Он был категорически против того, чтобы заведение подобного рода носила его имя, поэтому кабаре переименовали в честь соседней улицы rue Bergere.


Кроме обеда посетители кабаре отдельно оплачивали представление, во время которого могли свободно перемещаться по залу, курить и вести беседы за своими столиками. В Фоли Бержер царила непринужденная атмосфера: под бокал вина зрители наслаждались танцевальными и гимнастическими номерами, а также выступлениями фокусников.В годы франко-прусской войны кабаре временно использовалось для собраний, на которых выступали многие известные личности того периода.

Начало этапа головокружительного успеха кабаре приходится на 1871 год. После того, как предприниматель Лион Сари приобрел Фоли Бержер, популярность заведения стремительно выросла. Он организовал в концертном зале зимний сад и просторный холл. В 1886 году художественный руководитель кабаре Эдуард Маршан придумал для знаменитого кабаре новый формат выступлений – ревю мьюзик холла. Шоу включало не только танцевальные элементы, но и выступления певцов и комиков. Между номерами на сцене выступали конферансье с короткими монологами и пародиями на политиков.


На фоне растущей популярности кабаре было принято решение увеличить зрительный зал почти в два раза и украсить фасад панно в стиле арт-деко, автором которого является скульптор Пико.

Знаменитости в Фоли Бержер

Об успехе кабаре свидетельствует тот факт, что известный художник Эдуард Мане посвятил ему одну из своих работ. На знаменитой картине «Бар в Фоли Бержер», написанной в 1881 году, изображена официантка Сюзон, а за ее спиной – большое зеркало, в котором видны многочисленные посетители.

Мьюзик холл стал стартовой площадкой для многих известных артистов. В разное время на его сцене побывали певец-актер Морис Шевалье, актер Жан Габен, певица Мистенгетт, французская писательница Колетт и сам великий Чарли Чаплин. Афроамериканка Жозефина Бейкер, талантливая джазовая певица и танцовщица, принесла заведению огромную популярность в начале прошлого века, завоевав среди зрителей прозвище «черная жемчужина».


Здесь также выступали комик Бенни Хилл, актер-мим Марсель Марсо, певцы Фрэнк Синатра, Ив Монтан, Элтон Джон и многие другие знаменитости.

До сих пор Фоли Бержер продолжает пользоваться популярностью среди ценителей атмосферы классических кабаре, привлекая посетителей яркими танцевальными шоу и музыкальными спектаклями.

Как добраться

Адрес: 32 Rue Richer, Paris 75009
Телефон: +33 1 44 79 98 60
Сайт: www.foliesbergere.com
Метро: Cadet
Автобус: Provence - Faubourg Montmartre, Petites Ecuries
Обновлено: 03.08.2016

Картина Мане, о которой идет речь, стала одной из самых знаменитых художественных произведениях искусства. На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника, побудило его написать один из своих шедевров, изобразил это заведение кистью.

Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, нежели дома.

Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.

Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.

Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительнее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?

Первое, отражение барменши должно быть в другом месте. Кроме того, ее поза в отражении отличается. Чем можно это объяснить? Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.

На мраморной стойке и в зеркале, даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу.

Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.

Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, не может, скрасит одиночество и грусть барменши.

Игра черных цветов отличает картину Мане, от произведений других художников. Это очень трудно, заставить играть черный цвет на полотне, но у Мане все получилось.

Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.

Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристиками. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.

Картина «Бар в Фоли-Бержер» была представлена Эдуардом Мане в знаменитом парижском Салоне на выставке 1882 года, всего за один год до его смерти. Эта последняя большая работа стала кульминацией его интереса к сценам городского досуга, и в то же время, она остается самой загадочной картиной французского мастера. Шедевр, написанный более 100 лет назад, до сих пор вызывает споры искусствоведов и вдохновляет художников.

История варьете Фоли-Бержер

Увеселительные заведения, называвшиеся «фоли» (folies ), появились во Франции в конце XVIII века. В отличие от кафешантана, в них нужно было платить за вход, а не только за съеденное и выпитое. Зато, в отличие от театра, здесь разрешалось свободно заходить и выходить во время представления, выпивать и курить. Обычно заведения получали наименование согласно названию улицы, на которой они располагались. Однако владелец развлекательного заведения, расположенного на перекрестке улиц Рише и Тревиз, хотел избежать ассоциаций с герцогом Тревизским (наполеоновским маршалом), и потому дал месту имя соседней улицы Бержер. Так появилось увеселительное фоли, в будущем ставшее знаменитым парижским кабаре «Фоли-Бержер» (Fоlies Bеrgère ). Расположено оно на улице Рише 32, 9-й округ Парижа. После двух реконструкций фасада, кабаре внешне сохранило свой исторический вид, разве что выглядит посвежее.

На сцене этого развлекательного заведения, распахнувшего свои двери в 1869 гoду, проводились всевозможные представления. В первые годы существования здесь выступали гимнасты, ставились комические оперы, песенные и танцевальные номера. По сути, заведение больше напоминало цирк. В период 1880–90-х местными сценическими знаменитостями были: индийская заклинательница змей Нала Дамажанти (на самом деле – смуглая уроженка Франции Эмили Пупон), под псевдонимом Дельмонико тут выступал единственный чернокожий укротитель диких дверей Джозеф Леджер. «Фоли-Бержер» посещал с гастролями молодой и тогда еще неизвестный клоун-дрессировщик из цирка на Цветном бульваре Владимир Дуров. В фоли демонстрировал свое мастерство «Король револьвера» — американский стрелок Айра Пейн, который исполнял трюк Вильгельма Телля в паре со своей красавицей-женой.

С помощью примитивного проектора публике даже показывали коротенькие фильмы: братья-иллюзионисты Изола в 1895 году одними из первых оценили изобретение братьев Люмьер. Правда, предпринимательство оказалось интереснее, чем кино: на рубеже XIX–XX веков они занялись куплей-продажей недвижимости. (Примечательно, что в 1901 году братья приобрели и помещение «Фоли-Бержер»).

«Фоли-Бержер» стал одним из популярных ночных клубов Парижа, где вход стоил всего два франка. (Кстати, его не раз «посещали» герои романа «Милый друг» французского писателя Ги де Мопассана).

Но истинный успех пришел в 1918 году, когда управляющим клуба стал Поль Дерваль. Ему пришла в голову гениальная идея не только разнообразить постановки, но и сделать их зрелищными, выпустив на сцену танцовщиц «без комплексов». Они-то и стали главными героинями откровенных Show Girls со своим зажигательным и легкомысленным канканом.

К тому же, здесь выступали многие знаменитые артисты: от Чарли Чаплина и Марселя Марсо до Эдит Пиаф и Жозефины Бейкер.

Последняя не меньше танцовщиц канкана притягивала публику своим эпатажным образом на сцене, где в начале XX века девушка исполняла танцы в откровенных и экстравагантных нарядах. Самый знаменитый пример – ее юбка из бананов, в которой она выступала на сцене варьете «Фоли-Бержер». (На фото — Жозефина Бейкер, кабаре «Фоли-Бержер», 1920-тые годы).

Барменша из варьете «Фоли-Бержер».

Париж общепринято считать городом любви. Вот только «любовь, любовь и любовь » могут представлять три понятия, как говорил в одной репризе кукольный конферансье театра С. Образцова. И это было хорошо известно представителям парижской богемы. Художники иногда изображали на своих картинах «жриц любви» разного пошиба, хотя это вызывало шквал упреков и критики со стороны пуритански настроенных соотечественников.

К примеру, Ренуар написал чудесное полотно «Трактир матушки Антони» (1866), изобразив на ней реальную харчевню, где они с друзьями столовались. На картине вокруг стола сидят Сислей, Писсарро, Сезанн, чуть дальше сама хозяйка харчевни (со спины), а обслуживает их столик служанка Нана - девица, щедро дарившая всем свое тело, подрабатывая таким образом в комнатах жильцов гостиницы, где останавливались художники. Изображение «падшей девушки» на картине Огюста Ренуара немедленно вызвало гнев критиков.

Сюжеты некоторых картин Эдуарда Мане тоже воспринимались со скандалом. Большой дерзостью публика сочла его картины и «Олимпия», на которых он использовал обнаженную натуру. Современники Мане нашли его картины крайне непристойными и вульгарными.

Очевидно, для Эдуарда Мане осуждение общественности не играло решающего значения. Иначе, он не решился бы поставить подозреваемую в аморальности барменшу из «Фоли-Бержер» в центр композиции последнего в жизни полотна.

Барменш из кабаре «Фоли-Бержер» писатель Ги де Мопассан как-то назвал «продавщицами напитков и любви ». Все парижские ловеласы, посещавшие шоу с пляшущими канкан девицами, знали о менее публичной, но более доступной, чем дорогие куртизанки-танцовщицы, достопримечательности варьете. Речь шла о буфетчицах/барменшах — наивных простушках, набранных на работу из пригорода Парижа.

Подвыпившие и разгоряченные зрелищем полуобнаженных тел на сцене, франтоватые месье частенько заигрывали с ними, соблазняли девушек или покупали их любовь. После чего, позабавившись, их бросали, как ненужные игрушки. Униженные девушки обычно становились проститутками с несчастной судьбой. По мнению некоторых искусствоведов, именно такой момент общения запечатлен на картине «Бар в Фоли-Берже», написанной Эдуардом Мане в 1882 году.

В зеркале, за спиной стоящей девушки-буфетчицы, видно, что с ней о чем-то говорит некий состоятельный, усатый господин в котелке. По растерянному выражению ее раскрасневшегося лица и грустному взгляду можно судить, что разговор не доставляет ей удовольствия. Девушка чем-то напоминает беззащитную жертву. Впрочем, ее лицо и осанка выражает достоинство, не смотря на низкий социальный статус. Похоже, она в глубоком раздумье. Возможно у нее болен ребенок, нечем платить за аренду жилья и прочие житейские неурядицы. Поэтому она колеблется и боится одновременно и того, и другого. Некоторые искусствоведы вообще считали, что лицо барменши, изображенное Эдуардом Мане, более загадочно, чем портрет Моны Лизы.

Крупный медальон на шее барменши, окруженный кружевами воротника, тоже навевает размышления о ее секретах, о которых зритель может лишь предполагать.

Состояние барменши оттеняется шумным весельем в огромном зале, заполненном красиво одетыми женщинами и мужчинами в шляпах. Все они освещены огнями многоярусной люстры, доминирующей в верхней части картины. Особо выделены женщины на балконе: одна из них в оранжевых перчатках, ее соседка с биноклем, и дама в шляпе и платье с глубоким декольте, стоящая рядом с ними. (Зато, почти никто не замечает в самом верхнем углу картины слева, воздушного гимнаста на трапеции, обутого в зеленые туфли).

Загадка картины Мане

В дополнение к эмоциональной напряженности, картина представляет собой настоящую визуальную головоломку. Мане, как ловкий иллюзионист, сделал задником картины огромное зеркало. Отчего композиция обрела многомерность. Зеркало создает иллюзию объема, хотя зритель о нем скорее догадывается, чем видит его.

Композиционно картина выстроена так, что буфетчица смотрит прямо на зрителя, в то время как зеркало позади нее отражает большой зал и посетителей кабаре Фоли-Бержер. Кажется, что Мане рисовал образ барменши, находясь прямо напротив нее. В отражении за спиной девушки, мы видим якобы ее же, разговаривающей с господином в котелке. Тем не менее, этому противоречат отражения объектов – ни едва обозначенного в левом верхнем углу воздушного гимнаста, ни усатого собеседника девушки, исходя из перспективы не должно было быть видно из-за их расположения относительно точки зрения рисовальщика. Да и фигура барменши, что отражается в зеркале, кажется более полной и более оживленно беседующей с ухажером. Это заметно по наклону ее тела в сторону усатого кавалера. Справедливо возникает сомнение — одна ли и та же это девушка?

На первый взгляд кажется, что опытный живописец допустил очевидные графические несоответствия, рисуя картину. Но в это сложно поверить, так как можно утверждать, что трюк с зеркальными отображениями Эдуард Мане тщательно отрабатывал долгие годы. Наиболее явно выстроенное зазеркалье заметно на картине Мане, изображающей его музицирующую жену. Тут можно заметить использование эффекта отзеркаливания невидимого предмета. В зеркале отражается другое зеркало, висящее над камином на противоположной стене комнаты:


Элементы нарочитого «пародийного отзеркаливания» можно увидеть на его картинах «В кафе» и «Разносчица пива», где на заднем плане артистических кафе он помещает образы танцовщиц Дега. Они так умело встроены в композицию, что их легко спутать с отражениями в зеркале.

Одним словом, предположения об ошибочном построении картины «Бар в Фоли-Бержер» не имеют сильных обоснований. Тем более, что прочие ее детали нарисованы с большим педантизмом. Например, этикетки на бутылках в точности соответствуют действительности. Справа от бутылки красного вина, которое винные эксперты определяют как провансальской Бордо, можно увидеть коричневую бутылочку с красным треугольником на этикетке. Это логотип Bass Brewery - первого британского запатентованного пива. Компания была создана в 1777 году и производит свое пиво до сих пор.

Кстати, реальны и персонажи, изображенные на картине. Искусствоведы определили, что дама в оранжевых перчатках, сидящая в первом ряду на балконе — это Мери Лоран, содержанка богатого дантиста и приятельница Пруста, Мане и Золя. (Последний вывел ее в образе главной героини в романе «Нана»). Чуть сзади за ней стоит Жанна де Марси — актриса и модель Ренуара и Мане. А зеленые ботиночки, виднеющиеся вверху справа, принадлежали воздушной гимнастке, американке Катарине Джонс, выступавшей в «Фоли-Бержер» в 1881 году.

Искусствоведы до сих пор строят всевозможные догадки о том, что же происходит на картине Эдуарда Мане. «Автор первоначально заставляет нас поверить, что мы рассматриваем молодую барменшу, стоящую перед своим зеркальным отображением. Но присматриваясь внимательно, выясняется, что это не так. Таким образом, с самого начала мы сбиты с толку, и вынуждены искать подсказки на стороне ».

Кажется, помочь в запутанном вопросе мог бы первый вариант той же картины, нарисованный Эдуардом Мане годом ранее. Этот вариант картины также назвался «Бар в Фоли-Бержер» и был продан на аукционе 1995 года за сумму в 26, 7 миллиона долларов. Но эта картина была создана совсем в ином духе и настроении.

Моделью для этого варианта была совсем другая женщина. И она, с ее неестественно желтыми волосами, сутулостью, скрещенными на животе руками и с явной усталостью, выглядит реальной пожилой барменшей. В ней нет той тайны, которую олицетворяет девушка с медальоном и грустными глазами, появившаяся на картине годом позже.

В общем, как всегда, мнения разделились. Одни исследователи, опираясь на технические возможности, утверждают, что такой композиции картины не может существовать в реальной жизни. Хотя, анализ картины в рентгеновских лучах показал, что в финальной версии Мане нарочно сместил отражение женщины в зеркале чуть ближе к фигуре ухажера.

Искусствоведы тоже работали с этой картиной, как настоящие сыщики, пытаясь найти разгадку, какие-то логичные и естественные объяснения. И в конце концов решили, что их там нет.

Но иные полагают, что искажения допущены автором специально, якобы проявить две стороны характера барменши. В отражении она кокетничает, наклонившись к клиенту через прилавок. А в обычной перспективе она погружена в свои мысли и, кажется, ей нет никакого дела до шумной толпы.

У каждой из сторон есть еще десятки аргументов за и против. Очевидно, грустная Мадонна модернизма, созданная Эдуардом Мане в 1882 году, останется такой же загадкой, как и улыбчивая Джоконда, написанная несколькими веками ранее.

У знаменитой картины имеется не только персональная страница в Википедии, о ней написаны книги, научные труды и статьи, а также снято несколько фильмов, разбирающих финальную работу Эдуарда Мане по косточкам. К примеру, существует диссертация австралийского искусствоведа Малкольма Парка (Malcom Park ), написанная им на тему «Двусмысленность, или Столкновение пространственных иллюзий на поверхности картин Мане», в которой проведены тщательные исследования картины по разным аспектам

Хотя, в озможно, достаточно будет посмотреть/послушать 15-тиминутный видеоролик, в котором профессор-искусствовед Илья Доронченков рассказывает о картине «Бар в Фоли-Бержер»:

Знаменитая картина не могла не привлечь к себе внимание постмодернистов, для которых любая приметная художественная форма становится «источником стройматериала». Облекая всё в игровую, ироничную форму, этот стиль смог нивелировать расстояние между массовым и элитарным потребителем, низвел элитарное искусство к попкультуре. Не избежала этой участи и загадочная композиция картины Эдуарда Мане. Вот несколько примеров ее ироничных ремейков.

Сегодня поговорим о картине Эдуарда Мане БАР В ФОЛИ -БЕРЖЕР 1882г, которая стала одним из известных шедевров мирового искусства.
В 1881 году во французском Салоне Э. Мане вручают долгожданную вторую награду за портрет охотника на львов. Пертюизе. После чего Мане становится вне конкурса и может экспонировать свои картины, без какого либо разрешения жюри Салона.

Приходит долгожданная слава, но его болезнь прогрессирует просто неумолимо и он знает об этом и поэтому, его гложет тоска.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией - нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Мане пытается сопротивляться тяжелой болезни. Неужели он не сможет пересилить болезнь?

РАБОТА НАД КАРТИНОЙ.

Мане решает собрать все свои силы и волю, его еще рано пытаются похоронить. Его можно увидеть в кафе «Новые Афины», в кафе Бад, у Тортони, в Фоли-Бержер и у его приятельниц. Он все время старается шутить и иронизировать, веселится по поводу своих «немощей» и шутит по поводу своей ноги.
Он решает осуществить свою новую задумку: нарисовать сцену из повседневной парижской жизни и изобразить вид известного бара Фоли-Бержер, в котором за стойкой стоит прелестная девушка Сюзон, перед многочисленными бутылками.Девушку знают многие постоянные посетители бара.

Картина «Бар в Фоли-Бержер» - это произведение необычайной смелости и живописной тонкости: белокурая девушка стоит за стойкой бара, сзади нее большое зеркало, в котором отражается большой зал заведения с сидящей в нем публикой. У нее на шее украшение на черной бархатке, ее взор холоден, она околдовывающее неподвижна, она безразлично смотрит на окружающих.
Этот сложный сюжет полотна продвигается с большим трудом.

Художник бьется над ним и многократно переделывает. В начале мая 1882 года Мане дорисовывает картину и становится счастливым созерцая ее в Салоне. Над его картинами больше никто не смеется, всего его картины рассматривают с большой серьезностью, о них начинают спорить как о настоящих произведениях искусства.

Свое последнее произведение «Бар в Фоли-Бержер» создал как будто прощался с жизнью, которой столь дорожил, которой так восхищался и о которой много думал. Произведение впитало в себя все то, что художник так долго искал и находил в ничем непримечательной жизни.

Лучшие образы сплелись воедино, чтобы быть воплощенными в этой молодой девушке, которая стоит в шумном парижском кабаке. В этом заведении люди ищут радости контактируя с себе подобными, здесь царит кажущееся веселье и смех, молодой и чуткий мастер открывает образ юной жизни, которая погружена в печаль и одиночество.

Трудно поверить, что это произведение было написано умирающим художником, которому любое движение руки доставляло боль и страдание. Но даже перед смертью Эдуард Мане остается настоящим бойцом. Ему пришлось пройти сложный жизненный путь, прежде чем он обнаружил подлинную красоту, которую всю свою жизнь искал и нашел ее в простых людях, найдя в их душе внутреннее богатство, которому он отдал свое сердце.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника.
Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, чем дома.

Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.

Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.

Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительнее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?

Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.
Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане.

Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.

Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, неможет, скрасит одиночество и грусть барменши.

Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.

Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристиками. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.

Текст с иллюстрациями и обсуждение картины.http://maxpark.com/community/6782/content/3023062

"... В Салоне 1881 года Мане ожидает долгожданная награда - вторая медаль за портрет Пертюизе, охотника на львов. Теперь Мане становится художником "вне конкурса" и имеет право экспонировать свои произведения без согласия жюри Салона.

Мане надеется сделать "нечто" для Салона 1882 года - для первого Салона, где его полотна будут фигурировать с отметкой "В.К." ("вне конкурса"). Уж этого он не упустит!

Но сейчас, когда наконец к нему пришла слава, с таким трудом завоеванная, неужели ее дары попадут в бессильные руки? Неужели как раз тогда, когда ему наконец воздадут за труды и лишения. все будет кончено?.. Болезнь Мане неумолимо прогрессирует; он это знает, и тоска гложет его, и глаза заволакиваются слезами. Жить! Жить! Мане сопротивляется. Неужели его воля не сможет пересилить болезнь?..

Мане собирает всю свою волю. Его слишком рано хотят похоронить. И вот уже его можно встретить в кафе "Новые Афины", у Тортони, в кафе Бад, в Фоли-Бержер; у приятельниц, дам полусвета. И он всегда шутит, иронизирует, веселится по поводу своей больной ноги, своих "немощей". Мане хочет осуществить новый замысел: новую сцену парижской жизни, вид бара Фоли-Бержер - прелестная Сюзон за стойкой, уставленной винными бутылками; Сюзон, которую хорошо знают все постоянные посетители этого места.

"Бар в Фоли-Бержер" - произведение живописной тонкости и необычайной смелости: белокурая Сюзон за стойкой; позади - большое зеркало, где отражаются зал и заполнившая его публика. У нее на шее та же самая черная бархотка, что была у Олимпии, она так же околдовывающе неподвижна, ее взор холоден, он волнует своим безразличием к окружающему.

Это сложнейшее произведение продвигается с трудом. Мане бьется над ним, многократно переделывая. В мае 1882 года он познает счастье, созерцая в Салоне "Весну" и "Бар в Фоли-Бержер", сопровождаемые табличкой "В.К." Над его полотнами больше не смеются. Если кое-кто еще позволяет себе их критиковать, если, например, построение "Бара" с его зеркалом и игрой отражений находят слишком сложным, называют "ребусом", то все равно картины МАне рассматривают серьезно, внимательно, о них спорят как о произведениях, с которыми следует считаться. Впрочем, табличка "В.К." располагает публику к уважению. Волею этих двух букв Мане становится признанным художником; буквы эти призывают к размышлениям, поощряют симпатии (прежде их не решались высказывать вслух), затыкают враждебные рты... "

"В своем последнем большом произведении "Бар в Фоли-Бержер" художник словно прощался с жизнью, которой так дорожил, о которой так много думал и которой не уставал восхищаться. Пожалуй, никогда еще мировосприятие мастера не выражало себя в отдельном произведении с такой полнотой. В нем есть и любовь к человеку, к его духовной иживописной поэзии, и внимание к его сложным, незаметным поверхностному взгляду взаимоотношениям с окружающим, и ощущение зыбкости бытия, и чувство светлой радости при соприкосновении с миром, и ирония, возникающая при наблюдении его. "Бар в Фоли-Бержер" впитал все то, что Мане с такой настойчивостью и убежденностью искал, находил и утверждал в жизни ничем не примечательной. Лучшие образы, вошедшие в его творчество, сплелись воедино, чтобы воплотиться в этой юной девушке, стоящей за стойкой шумного парижского кабака. Здесь, где люди ищут радости в контакте с себе подобными, где царит кажущееся веселье, чуткий мастер вновь открывает образ юной жизни, погруженной в печальное одиночество. Мир, окружающий девушку, суетен и многолик. Мане понимает это и ради того, чтобы прислушаться только к одному, особенно близкому ему голосу, заставляет мир этот снова зазвучать "под сурдинку" - стать зыбким отражением в зеркале, превратиться в неясное, расплывчатое марево силуэтов, лиц, пятен и огней. Иллюзорная двойственность видения, открывающаяся художнику, физически как бы приобщает девушку к мишурной атмосфере бара, но ненадолго. Мане не позволяет ей слиться с этим миром, раствориться в нем. Он заставляет ее внутренне выключиться даже из разговора со случайным посетителем, прозаичный облик которого тоже принимает в себя зеркало, находящееся прямо за стойкой,где под углом видится со спины и сама барменша. Как бы оттолкнувшись от того отражения, Мане возвращает нас к единственной подлинной реальности всего этого призрачного зрелища мира. Затянутую в черный бархат стройную фигурку окружает светлое сияние зеркал, мраморной стойки, цветов, фруктов, сверкающих бутылок. Только она в этом цвето-световоздушном мерцании остается самой ощутимо-реальной, самой прекрасной и неопровергаемой ценностью. Кисть художника замедляет свое движение и плотнее ложится на холст, цвет сгущается, определяются контуры. Но возникшее наконец чувство физической устойчивости героини полотна неконечно: печальный, чуть рассеянный и недоумевающий взгляд девушки, погруженной в грезы и отрешенной от всего вокруг, снова вызывает ощущение зыбкости и неуловимости ее состояния. Ценность ее конкретной данности должна, казалось, примирить с двойственностью мира, ее окружающего. Но нет, далеко не исчерпанный до конца строй ее образа продолжает будоражить воображение, вызывать поэтические ассоциации, в которых к радости примешивается печаль.

Трудно поверить, что "Бар" создан умирающим человеком, которому каждюое движение доставляло жестокие страдания. Но это так. Эдуард Мане и перед смертью оставался бойцом, как в жизни был бойцом против буржуазной пошлости, обывательской лености мыслей и чувств, человеком редкостной души и ума. Он прошел трудный путь, прежде чем обнаружил ту подлинную красоту, которую искал в современной жизни: он хотел ее открыть и открыл в простых, незаметных людях, найдя в них то внутреннее богатство, которому отдал свое сердце."

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане" и послесловия М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.