Основные черты раннего творчества М. Горького

Основные черты раннего творчества М. Горького

Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где он живет и что за народ вокруг. Именно этот период жизни писателя нашел отражение в таких его ранних произведениях, как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, и других.

Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них - живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им автор противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу,

гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку.

Удалой молодец Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье - это свобода. Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, - век свой будешь свободной птицей”. Свобода, толкающая на убийство? Парадокс, казалось бы, но и в других рассказах это понятие толкуется неоднозначно.

Среди гордых и свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки. Эта героиня, рассказывающая чудесные легенды и так любящая “красивых и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”. Она была подчинена этой ненасытной страсти, но не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал. “Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. И все же иногда в ее голосе звучит “рабская нота”. Откуда такой диссонанс в, казалось бы, цельном образе? Может быть, ее свободная любовь на самом деле была проявлением крайнего эгоизма? Такого, как у сына орла Ларры? Горький не дает однозначных ответов, но предлагает размышлять. Свобода? Да! Но свобода от чего и ради чего? Ради самого себя или ради других людей, как у второго героя из легенд старухи Изергиль - Данко?

Герой Горького, запечатленный в рассказе “Челкаш” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”),.- это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности и превращающийся в обычного индивидуалиста, которого жизнь толкает на преступления. В Челкаше автора привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Этот герой, конечно, романтичен. Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он завидует: “сам себе хозяин”. Опять мы видим неоднозначность образа “свободного” человека.

В целом Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своей независимостью, широтой души и человечностью. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. Но, возвеличивая понятие свободы, писатель не освобождает нас от вопроса: ради кого свобода? Так Горький связывает это понятие с понятием нравственности. Свобода, отвергающая любовь к людям, превращается в крайний индивидуализм.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности....
  2. Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая...
  1. Романтизм в ранней прозе Горького.
  2. Радда и Зобар - идеал свободного человека.
  3. Эгоизм Ларры и самопожертвование Данко.
  4. Художественные особенности прозы Горького.

О творчестве М. Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью «О М. Горьком и его героях», в которой анализировал ранние рассказы М. Горького, написанные им с 1892 года («Макар Чудра») и до 1898 г. Он пишет о том, что М. Горький разрабатывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького стоят на точке переоценки всех ценностей и слишком много философствуют. Я думаю, что с данным утверждением трудно согласиться. Ранняя проза М. Горького пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений. Персонажи ранних рассказов писателя - почти сплошь люди незаурядные и поступки их также необычайны, как и сами герои.

В своем первом рассказе «Макар Чудра» Горький передал легенду, услышанную во время своих странствий по средней и южной России. Эта легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком. В подтверждение мысли о том, что самым дорогим в человеке является чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красоту Радды нельзя описать словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?» У Лойко Зобара «очи как ясные звезды горят, а улыбка - целое солнце... Стоит, весь как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!».
Герои горячо любили друг друга, но еще больше каждый из них любил свою волю, боялся потерять ее. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» - говорит Радда. Лойко отказывается поклониться своей возлюбленной в ноги и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался на высоте своего идеала, который достоин ее любви. Автор подводит читателя к мысли о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покоряться другому. Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей; в основе рассказа лежит иная идея: человек не может быть борцом, если сам не добился внутренней свободы. У Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «...Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Для романтических рассказов Горького характерно то, что среди людей, обла-дающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза - в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларре за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом - обречь преступника-эгоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. «В жизни... всегда есть место подвигам». Эти ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, - подтверждение этой мысли. Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, - их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проведена в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем - противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а той трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются...» Соплеменники Данко «ослабли от дум»; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой».

В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи...»); олицетворение («великаны-деревья гудели сердитые песни», «болото разевало свою жадную гнилую пасть»); яркие эпитеты («холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.

51. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3)Вариант 1

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ-размышление о смысле жизни. В нем Горький - романтик, влюбленный в красивых, сильных, свободных людей, создает романтический идеал человека, способного во имя людей принести себя в жертву, совершить подвиг.

Рассказ состоит из трех самостоятельных частей. Первая часть - легенда о Ларре, вторая - рассказ старухи Изергиль о своей жизни, и третья часть - легенда о Данко, При этом первая и третья части -" легенды о Ларре и Данко - противоположны друг другу. В легендах предельно укрупнены возвышенные и низменные проявления души - до «огненного сердца» подлинного героя Данко и «каменного серд­ца» жестокого Ларры. Герои, безусловно, являются антиподами.

Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиноче­ство он обрекал себя». Отчуждение от себе подобных - вот корень трагедии и смысл наказания этого человека. Продуманно избран орел, одинокий, хищник, в отцы юноше. Ларра попытался презреть свя­щенные законы человечности, любви, единения. И потерпел пора­жение. В разрушении связей между людьми М. Горький видит утра­ту смысла жизни. Тусклой, бессмысленной становится она для тех, кто хочет замкнуться на себе.

Легенде о Данко предшествуют воспоминания старухи Изергиль о прошлом. Отдельные впечатления старухи безрадостны. Ее окру­жали равнодушие, жадность, похоть, подлость. Сама она жила высо­кими чувствами, во имя любви, не боялась жертвовать собой. Лишь немногих возлюбленных сберегает в своей памяти старая женщина. С восторгом говорит она о людях с сильной волей, могучими и ярки­ми характерами, способных к подвигу.Она вспоминает своего воз­любленного: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Легенда о Данко обобщает долгие наблюдения женщины. Данко ведет свой народ на волю из рабской жизни. На пути возникают необычайные трудности, непреодолимые препятствия. И когда, утом­ленные трудным путем, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколебались и готовы были по­вернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их. Романтический герой не бежит от своего несостоятельного окруже­ния, а отдает силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душе светлые порывы. Подвиг венчается освобождением пле­мени. Кажется, должно начаться внутреннее совершенствование спа­сенных. Но они жестоки: не замечают смерти Данко, а кто-то даже наступает на гордое сердце ногой.

Две легенды обрамляют повествование о жизни старухи. Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, она прожила «мятежную» жизнь и никогда не была « рабой ничьей». Без сомнения, осуждая индивидуализм Ларры, старуха Изер­гиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви к людям и само­пожертвования.

Люди, среди которых живет Изергиль в старости, любят ее, им нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди «не живут, а все примеряются... и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут - судьба? Каждый сам себе судьба», - говорит старуха Изергиль.

И она, и Данко свои судьбы творили сами, и каким бы горестным ни был итог их жизни, они все-таки жили, а не «примерялись», и каждый прожил свою жизнь для людей, а это, по мнению Горького, и есть настоящий подвиг.

Вариант 2

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ "Старуха Изергиль", которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных его легендах о Лар-ре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель - быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. "Идем! - крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные... И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.

Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры - образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: "Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще". За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. "В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира". Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.

Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит Свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: "Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно". В рассказе "Старуха Изергиль" Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

1. Темы раннего творчества писателя.
2. Романтический герой.
3. Подвиг во имя людей.

Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я - романтик.
М. Горький

Рассматривая раннее творчество М. Горького, критики расходились во мнениях - одни утверждали, что творческий метод Горького - реализм, так как он придерживался натурализма в деталях, другие называли его метод романтизмом. Было даже компромиссное название - «романтический реализм» или «неореализм». Сейчас принято называть характерной особенностью раннего творчества Горького синтез романтизма и реализма. Сам Горький считал себя романтиком. Он перенес романтические традиции из XIX в XX век, чтобы в литературе его времени появился такой герой, за которым пошли бы люди. Писателя всегда волновали вечные вопросы - о движущих силах истории, назначении человека и смысле жизни, соотношении личности и коллектива, веры и религии, свободы и необходимости, гуманизма и жестокости. Искоренить в мире злобу и насилие - вот какую цель ставил Горький. Возрождение романтизма в это время происходило не только в русской, но и в зарубежной литературе. В книгах того времени отражалось предчувствие глобальных перемен. Это толкало писателей на поиск романтического идеала. Горький воспевал Человека с большой буквы: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все. Он создал даже Бога... Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность - вместе с ним тоже будет развиваться, - вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа». По мнению Горького, разум и воля могут многое изменить в жизни.

Романтическим обычно называют ранний период творчества Горького, когда были написаны «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Эти произведения отличались большим многообразием жанров - Горький писал рассказы, легенды, сказки, поэмы. Все эти произведения объединяют характерные герои. Это не люди современности - Горький прибегает к форме легенд, преданий, песен, чтобы обозначить идеал человека, который до сих пор живет в памяти людей. Активные борцы за справедливость, красивые внешне и духовно, его свободолюбивые герои жаждут бури, подвига, они готовы бескорыстно посвятить людям всю свою жизнь или отдать ее ради счастливого будущего других поколений.

В рассказе «Макар Чудра» писатель обращается к самому воплощению свободы - цыганам, рисует гордого романтического героя, свободного от всего, неспособного на компромиссы с чувством собственного достоинства. Лойко Зобар напоминает сказочного добра молодца - красивого, удалого, мудрого, отважного. Его характерные черты - стремление к свободе, воле, гордость. Макар Чудра, который рассказывает легенду, тоже считает вольную цыганскую жизнь своим идеалом. Поэтому Лойко в итоге предпочитает смерть, нежели жизнь и любовь без свободы. Красивых, смелых и сильных героев приводит к смерти конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Гибель героев в устах Макара Чудры воспринимается как торжество жизни и воли. Автор же показывает, что в его герое были зачатки борца, способного совершить подвиг во имя людей, но ему мешает гордыня.

Герой рассказа «Старуха Изергиль», высокомерный гордец Ларра, сын женщины и орла, находит наказание в себе самом: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Вечное одиночество - вот к чему приводит гордость. Второй, о ком рассказывает старуха Изергиль - Данко. Как и Ларру, его можно назвать сверхчеловеком, но если Ларра совершает преступление в мире людей, то Данко, наоборот, подвиг. Он способен повести за собой окружающих, вселить в них надежду, веру. Этот романтический герой жаждет посвятить себя людям до такой степени, что вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь, и умирает. А сердце продолжает светить.

Подвиг во имя людей - вот что должен совершить романтический герой, преодолевая даже их неверие. Данко любит соплеменников, поэтому и выводит их из мрака к свету, а вот они относятся к герою по-разному, начиная от неверия и заканчивая тем, что один «осторожный человек» тушит ногой его горячее сердце. Старуха Изергиль считает, что «в жизни всегда есть место подвигам». Она сама не раз рисковала жизнью ради кого-то. Она не стала героиней, но каждый человек должен стремиться стать лучше.

В «Песне о Соколе» героическая личность - Сокол - сталкивается с миром обыденности, с обывателем Ужом. В в произведении мы узнаем того же свободолюбивого романтического героя-борца, что и в рассказах. Сокол говорит о счастье битвы с врагом, о подвиге. Уж воплощает мещанские взгляды на жизнь: «- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал: "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет"...».

Горький воспевает «безумство храбрых», в котором и есть «мудрость жизни», говорит о том, что смерть Сокола не напрасна: «Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

«Песня о Буревестнике» воспевает грядущую революцию. Буревестника автор называет «пророком победы», смелым, в чьем крике смешались «жажда бури, сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе». Черная молния, стрела, черный демон бури - вот он новый герой революции. Горький стал создателем нового направления в русской литературе - социалистического реализма, который он называл «социалистическим романтизмом», и его истоки - в ранних произведениях писателя.

Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввёл в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям Горького. Главный мотив произведения – это жажда подвига во имя счастья людей. В этом писатель видит положительный идеал человека, поэтому главными героями в рассказе являются люди полусказочные.

Рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, легенды о Данко и повествования о жизни самой рассказчицы, Изергиль. Получается как бы «рассказ в рассказе».

Ларра, герой первой легенды-притчи, - сын женщины и орла. Он одержим гордыней, высокомерием по отношению к людям, с которыми он живет. Крайнюю степень эгоизма проявляет герой, когда убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним. Он, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в этом оскорбление своей чести.

Убивает юноша не из-за любви, а из-за эгоизма. Он видит в девушке только вещь, которая должна принадлежать ему, потому что ему так хочется. На вопрос жителей, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Я убил ее потому, мне кажется, что меня оттолкнула она… А мне было нужно её… Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще».

Собрались тогда люди, чтобы придумать казнь гордецу, достойную его поступка. Самый мудрый сказал: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Сначала Ларра (его имя означает «отверженный») громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей.

Многие годы герой ходил одиноким, смерть была не властна над ним, даже тогда, когда он сам захотел её: «… он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен молодой человек за гордость!»

Ларра отказывается от предоставленной ему свободы, пытается погибнуть, лишь бы освободиться от ненавистной воли. Жизнь становится для него каторгой.

Герой второй легенды - юноша Данко. Ради свободы своего племени идет на величайшую жертву, испытывая при этом счастье. Если от Ларры тень осталась блуждать на земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.

От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности.

Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады.

Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и беспомощными, а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»:

«- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям».

Горящее сердце юноши спасло людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».

Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в способности пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.