Малые корелы. Малые карелы Музей под открытым небом малые корелы

Малые корелы. Малые карелы Музей под открытым небом малые корелы
Малые корелы. Малые карелы Музей под открытым небом малые корелы
February 14th, 2017

Архангельск — это не только большой город у устья Северной Двины. Это ещё и центр большой области, площадью в полтора раза превосходящей Германию (да, европейские страны — это единица измерения российских территорий!). Область Архангельская богата старинными сёлами и деревянным зодчеством, которое представлено в действующем с 1973 года музее под открытым небом в 20 километрах от областного центра. Несмотря на название, деревянное зодчество русское, как и большинство населения региона. Происходит название музея от деревни Малые Карелы, где он расположен (у названия деревни закрепилось написание через А). Впрочем, обо всём по порядку.

Добраться до музея из города можно на автобусе, ходящем от МРВ (морского-речного вокзала). 22 километра по дороге вдоль правого берега Северной Двины через несколько деревень. Дорога эта продолжается далеко на восток, сначала вдоль Двины, потом вдоль Пинеги, и так до самой Мезени (туда её достроили совсем недавно). Но в автобусе, на котором я ехал, деревня Малые Карелы является конечной. Хоть и сама деревня маленькая, но значительная часть пассажиров едет именно до неё, — возможно, музей популярен и просто как хорошее место для прогулок.

2. Сами Малые Карелы выглядят вот так. Несмотря на название, деревня эта русская, как и почти вся Архангельская область. Впрочем, некогда эти края населяли финно-угорские племена, уже много сотен лет назад ассимилированные русскими. В том числе и племя корела (предки современных карел), от которых получила название речка Корелка (Корелы), впадающая здесь в Двину. По соседству есть и деревня Большие Карелы, по размеру, впрочем, примерно такая же.

3. Деревня небольшая, и наверное, многие дома — это дачи архангелогородцев и северодвинцев. Поток машин по дороге довольно оживлённый, и может быть, кто-то из них едет даже в далёкую Мезень...

4. Изба с солнцем под коньком крыши. Это типично северная традиция, которую я наблюдал и в .

5. А вот так оригинально в Малых Карелах выглядит автобусная остановка. Тоже, однако, деревянное зодчество!

Но направимся теперь в музей. Он достаточно большой (площадь 140 гектар, заметно больше деревни) и насчитывает около ста деревянных построек, свезённых сюда из разных мест Архангельской области. Для приближения обстановки к реальной музей, как это обычно бывает, вписан в окружающую природу, — деревянные постройки стоят под сводами хвойного леса. По географическому делению Архангельской области музей разделён на четыре сектора — Онежско-Каргопольский, Двинской, Пинежский и Мезенский.

6. Первым встречает Онежского-Каргопольский сектор (отражающий западную часть региона) и колокольня Вознесенской церкви из села Кушерека (Онежский район), построенная в середине 19 века.

7. Сама по себе Вознесенская церковь старше — 1699 год. Архитектура типичная для Поонежья — пятиглавие на кубическом объёме, такой же конструкции церковь в селе Архангело.

8. А это уже артефакт гораздо более поздней эпохи — ветряная мельница шатрового типа 1902 года из Кожеозерского Богоявленского монастыря (находится в глуши Онежского района и в наше время возрождается после десятилетий запустения).

9. Внутри мельницы:

10. Другая ветряная мельница — с юго-запада области, из деревни Большая Шалга Каргопольского района. Одно из крыльев, видимо, сняли на реставрацию.

11. А это уже жилая постройка — дом-двор Пухова из села Ошевенск (а точнее, деревни Большой Халуй) Каргопольского района, куда я так и не добрался. Жилые дома на Русском Севере огромны и подчас суровы своим внешним видом. Во-первых, жилая часть делится на зимнюю и летнюю, а во-вторых, она объединяется с хозяйственной. В холодном климате всё под одной крышей!

12. На фоне леса — часовня Илии Пророка (конец 18 века) из ныне опустевшей деревни Мамонов Остров на Кенозере (Плесецкий район).

14. Ландшафт здесь достаточно холмистый. Вроде, чуть дальше музея есть горнолыжные трассы. Впрочем, летом это не было актуально.

15. Это овраг, по дну которого течёт ручей. В Малых Корелах я был 18 июля. Забавно, но уже не первый год подряд я именно в эту дату попадаю в место с длинными деревянными лестницами.

17. Следующий сектор — Двинской. Опять же, несколько собранных в одном месте деревянных построек фактически воссоздают цельный облик деревни.

18. Дом-двор Щеголёва (1826 год) из деревни Ирта на берегу реки Вычегды в Ленском районе (райцентр — село Яренск), недалеко от Котласа. Эта изба уже не пяти-, а шестистенная, с двумя параллельными перерубами.

19. Слева — ветряная мельница второй половины 19 века из деревни Медлеша (Шенкурский район).

20. Другие постройки сельской усадьбы: на переднем плане баня "по-чёрному", а на дальнем справа — амбар-ле дник для хранения продовольствия.

21. Ещё два шестистенных жилых дома: дом Туробова (1820-е годы, тоже из деревни Ирта) и дом Цигарева (19 век, деревня Выемково Ленского района).

22. В центре Двинского сектора — церковь Георгия Победоносца (17 век, село Вершино Верхнетоемского района). Это уже шатровая конструкция (как, например, в селе Саунино возле Каргополя).

23. А это дом Шестакова из села Цивозеро Красноборского района (1861 год). Маленький он потому что это лишь часть целой в прошлом избы, разделённой при её перестройке.

24. Крылечко. Дом закрыт, поскольку я был здесь в понедельник, когда интерьерные экспозиции не работают. А вообще в глубинке Русского Севера во многих деревнях даже не принято запирать дома...

26. Окошки в северных избах. как правило, маленькие:

27. А это усадьба Тропинина из деревни Семушинская Устьянского района. Хозяин был зажиточным человеком.

28. Даже конёк крыши двуглавый!

29. Усадьба Ермолина (1880 год, деревня Кривец Холмогорского района). Изба пятистенная, и уже не такая огромная.

30. С обратной стороны к жилой части примыкает амбар:

31. Хозяин усадьбы был кузнецом, поэтому есть на заднем дворе и сельская кузница:

32. А это дом Русинова (19 век, ныне нежилая деревня Кондратовская Верхнетоемского района). Разумеется, деревянные мостки тоже есть.

33. За домом растёт рожь:

34. И снова лес. Следующий сектор — Пинежский. Именно в нём на момент моего посещения было наиболее малолюдно, больше всего комаров, и именно в момент прихода туда солнце скрылось за тучами. Пинежский сектор во всём музее мне показался каким-то особенно отрешённым и загадочным, — как, наверное, и сам Пинежский край в глухих и труднодоступных лесах.

Кстати, возле Архангельска, как и в Северной Карелии, растёт сибирская ель. А вот лиственницы именно здесь нет, потому что климат слегка смягчается Белым морем, — она встречается южнее, в Плесецком районе, и восточнее.

35. На переднем плане — амбар из села Сура Пинежского района (19 век), а слева вдалеке — бани.

36. Несколько амбаров 19 века из Пинежского района. "На курьих ножках" они стоят специально чтобы в них не забирались грызуны.

37. Жилые дома с задней (хозяйственной) части. В данный момент они, видимо,на реставрации.

38. Интерьер бани:

Короткую экскурсию по Пинежскому сектору мне провела сотрудница музея, которая сама родом из Пинежского района (в этнографических музеях, в том числе таких, это довольно частая практика — специально брать на работу людей из соответствующих мест). В её речи я обратил внимание на характерный говор (особенно запомнилось произношение слова "ещё" как "ишшо").

39. У опушки леса стоит Свято-Троицкая часовня (1728 год) из деревни Вальтево Пинежского района.

40. На переднем плане — дом П. П. Филина (1876 год, деревня Городецк Пинежского района), а дальше — дом Дородной (начало 20 века, деревня Шеймогоры Пинежского района).

41. Колодец-"журавль". В деревнях я сейчас такие вижу очень редко, — в основном в музеях и на старых фотографиях.

42. А в лесу — охотничий лабаз:

43. Рядом есть и охотничья избушка:

44. Выйдя из леса, попадаем в Мезенский сектор, посвящённый самому далёкому и трудноступному краю в Архангельской области, куда я ещё обязательно надеюсь добраться (Мезенский и Лешуконский районы). Мезенский сектор расположен у обрыва, — здесь начинается спуск в долину Северной Двины.

45. Дом зажиточного мезенского крестьянина:

46. Другой дом — уже шестистенный. Перерубы расположены рядом.

47. Ещё одна шестистенная мезенская изба:

48. А эта пятистенная. С расписными ставнями и свесами.

50. Рядом есть и амбары:

52. И колодец:

53. В конце Мезенского сектора — ветряная мельница из деревни Азаполье Мезенского района (19 век).

54. И поклонный крест. Для поморов они также служили навигационными знаками и ставились на берегу моря. Если видишь крест прямо с лицевой стороны, значит смотришь на восток.

55. Вокруг расстилаются живописные овраги и леса:

56. А с другой стороны — где-то внизу Северная Двина, поделённая на множество проток (воду, впрочем, не видно из-за деревьев). А на другом берегу — город Новодвинск, спутник Архангельска в 38 тысяч жителей, и его градообразующее предприятие — мрачноватый Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Пейзаж этот мне напомнил вид на Кирово-Чепецкий химкомбинат с высокого берега Вятки.

Такое вот музейное отображение сельской Архангелогородчины рядом с её столицей. В музее постоянно ведётся работа в области пополнения его коллекции, сейчас создаются Поморский и Важский сектора. Так что вполне вероятно, в будущем он станет ещё интереснее. На этом и закончим рассказ о музее "Малые Корелы".

«Корелы» или «Карелы»?

Дискуссии о правильном написании слова долго не утихали. Масла в огонь подливал и тот факт, что музей расположен неподалёку от деревни Малые Карелы, а чуть выше раскинулось село Большие Карелы. Происхождением топонимы обязаны беломорскому племени корелов, которые жили на территории современного Архангельска в XII-XIV веках. В пользу гласной «о» говорит и Николо-Корельский монастырь (расположен в 60 километрах от него), и река Корелы, прежде называемая местными жителями Корелкой. Летописи являются документальным подтверждением, поскольку в них отражено написание племени корел с буквой «о».

Аканье трансформировало безударную гласную в «а», тем самым отразившись в названиях деревень. Ассоциации с Карелией и расположенный неподалёку туристический комплекс «Малые Карелы» создавали дополнительную путаницу и порождали новые споры.

В итоге закон закрепил за деревнями названия «Малые Карелы» и «Большие Карелы», а государственный музей по-прежнему остался с гласной «о».

История Малых Корел

Говоря о начале строительства музея, нельзя не упомянуть 1963 год. Именно тогда Лапин Валентин – главный архитектор Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской – проявил инициативу создать уникальное собрание памятников деревянного зодчества, количество которых с каждым годом уменьшалось по разным причинам: пожарам, частым грозам, быстрому гниению стен. Старинные здания были собраны и бережно перевезены из многих деревень и сёл Архангельской области на место, где планировалось создание музея. Если до 1973 года туристам приходилось бы много путешествовать для того, чтобы составить мнение о мастерстве древних народов, с появлением Малых Корел их маршрут ограничивался одной прогулкой по живописной местности. Отличительные черты архангельского плотницкого искусства, исторический дух и этнографическая ценность – именно так можно описать культовые постройки музейного комплекса.

Экспозиция музея

Музей Малые Корелы формируют четыре сектора: Пинежский, Двинский, Каргопольско-Онежский и Мезенский. На их территории сосредоточено 120 образцов деревянной архитектуры. Среди них – церкви и сооружения общественного и гражданского назначения. Их расположение повторяет традиционную планировку деревень того времени. Руководство музея в дальнейшем планирует открыть ещё два сектора – Важский и Поморский.

Самыми древними постройками на территории музея являются Вознесенская и Георгиевская церкви, а также колокольня из деревни под названием Кулига-Дракованово.

Вознесенская церковь

Этот кубоватый храм построили в 1669 году. Форма здания служила творческим ответом архитектора на запрет шатёрной конструкции патриархом Никоном. Вознесенская церковь имеет при себе алтарь и паперть, к которой ведёт крыльцо.

Изначально храм, возведённый «тщанием крестьян», располагался в селе Кушерека Онежского района. За год до открытия музея Малые Корелы его перевезли, и с тех самых пор церковь Вознесения Господня является главной достопримечательностью площади Каргопольско-Онежского сектора.

Георгиевская церковь

В 1672 году в селе Вершина старинным способом был возведён храм. Он представлял собой увенчанный шатром восьмигранник. В XVII веке такие постройки считались вершиной зодчества. Вопреки упомянутому запрету патриарха Никона, пользуясь отдалённостью села от церковных властей, церковь возвели не «о пяти верхах». Материальной основой послужили собранные крестьянами средства.

Сейчас Георгиевскую церковь можно увидеть в Двинском секторе Малых Корел.

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово

Конец XVI века ознаменовался появлением уникального сооружения – шатровой колокольни из дерева. Сдержанные формы и грубоватый бревёнчатый сруб навевают ассоциации с неприступной сторожевой башней, которые были характерны для крепостей того времени.

Примечательна колокольня и тем, что среди аналогичных построек России является самой древней. Вы непременно прочувствуете её неповторимость, прогулявшись по Двинскому сектору музея.

Чем ещё заняться в Малых Корелах

Ни один год в «стенах» этого удивительного музея не обходится без традиционных русских гуляний. С особым трепетом в Малых Корелах справляются и религиозные праздники: Пасха, Вознесение Господне, Рождество и другие. Неизгладимое впечатление на туристов производят такие необычные торжества, как Праздник хлеба, Праздник лошади и Праздник сенокоса. Развлекательная программа поразит своим разнообразием: езда на лошадях, состязание в приготовлении самого большого бутерброда, конкурс на самый красивый каравай, выступления фольклорных коллективов, воссоздание старинного обряда сенокоса… Мысли о том, что музей Малые Корелы ограничивается одной лишь экспозицией, – самое большое заблуждение туристов, направляющихся сюда!

Помимо возможности принять участие в многочисленных празднествах, посетители заказывают обзорную или тематическую экскурсию. Можно познакомиться поближе лишь с одним из секторов Малых Корел или же выбрать более продолжительный вариант, охватывающий всю территорию музея. Тематические экскурсии не столько представляют познавательную ценность, сколько позволяют путешественникам полностью погрузиться в уникальную атмосферу земли русской. Если монолог гида наскучил вам, присоединитесь к игровой программе или примите участие в этнографическом занятии. Для бронирования доступно катание на санях в упряжке лошадей под весёлые переливы бубенчиков, ароматный чай и блины в деревянных избах и многое другое.

Что купить на память о музее Малые Корелы

Самый лучший подарок – это книга. Именно она поможет освежить воспоминания о визите в музей под открытым небом. Выберите близкую по душе тематику: животный и растительный мир, узорное вязание, предметы древнерусского быта, элементы национальных костюмов, лоскутное шитьё, главные достопримечательности Малых Корел. Главное преимущество заключается в том, что вам не придётся стоять в очереди: официальный сайт музея позволяет оформить заказ в режиме онлайн. Цены варьируются от 30 до 1000 рублей.

Туристы, предпочитающие оригинальные изделия народных мастеров, могут заглянуть в сувенирную лавку. Там непременно найдётся что-то необычное, ради чего не жалко расстаться с парой-тройкой сотен рублей.

Информация для туристов

Посетить музей Малые Корелы можно с 10:00 до 18:00 (с октября по май включительно) и с 10:00 до 20:00 (с июня по сентябрь). В сравнении со многими музеями России стоимость билета невысока. Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь он обойдётся в 200 рублей с понедельника по пятницу и в 250 рублей с субботы по воскресенье. Посетители пенсионного возраста, дети старше 16 лет и студенты очной формы обучения могут купить билет дешевле: за 100 и 150 рублей соответственно. За единый билет придётся выложить 500 рублей независимо от дня недели.

Стоимость посещения выставок и экскурсий уточняется отдельно на официальном сайте. Помимо этого, вы можете заказать свадебный обряд, традиционное приветствие хлебом-солью, а также профессиональную фото- и видеосъёмку.

Программа Малых Корел кажется настолько привлекательной, что вы готовы в прямом смысле поселиться здесь на несколько дней? К счастью, в 200 метрах от музея находится туристический комплекс «Малые Карелы». Туристам доступна возможность заселиться в коттедж или гостиничный номер. После соприкосновения с историей русского зодчества как нельзя лучше подойдут современные развлечения: пейнтбол, бильярд, боулинг, ресторан и традиционная русская баня.

Как добраться

Музей Малые Корелы можно найти по адресу: деревня Малые Карелы, улица Правды, 15. В этом направлении ходят автобусы № 104 и № 108. Точка отправления – железнодорожный вокзал и автовокзал соответственно. Транспорт курсирует каждые 20-30 минут, поэтому у вас будет достаточно времени для того, чтобы подготовить себя к увлекательному путешествию по страницам русского зодчества!

Музеев под открытым небом существует не так много, и, как правило, они создаются для того, чтобы посетитель смог наглядно увидеть жизнь народов, которые проживали в определенном месте или увидеть экспонаты, которые смогли создать люди в прошлых веках, то, что поистине стало достоянием. Так, например, существует очень интересный Архангельский музей деревянного зодчества "Малые Корелы". В Новгородской области есть музей "Славянская деревня Х века", а в Тольятти открыли технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Но более подробно будет описан музей Архангельской области. Желаем приятного чтения!

Описание и месторасположение

В приморском районе Архангельской области, а точнее, в Уемском сельском поселении, расположился музей под открытым небом, в 25 км от административного города области.

Площадь архангельского музея "Малые Корелы" составляет 139 га, где можно увидеть жизнь прежнего севера, и это является фактически единственным местом, рассказывающим о жизни прежних народов. Весь музей поделили на несколько секторов, и экскурсии часто проходят по частям территории, как, например, Мезенский или Каргопольско-Онежский сектор.

История

Архангельский Государственный Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" появился не так давно, а точнее в 1963 году по инициативе архитектора Лапина. Однако открытие его состоялось только спустя 10 лет, потому что воссоздать все, что сегодня представлено, было непросто. К созданию музея были привлечены не только архитекторы, но и зодчие, художники, реставраторы, этнографы, для которых было очень важно сохранить национальное достояние севера России и показать это туристам, которые приезжают со всех уголков нашей страны и не только.

Например, из отдаленных районов области, из деревень и поселков, были привезены некоторые здания, которые несли историческую ценность и сохранились до настоящего времени.

В 1983 году музей вошел в список Европейских музеев под открытым небом, а в 1996 году его включили в свод важных исторических и ценных объектов РФ.

Происхождение названия

Отдельно стоит упомянуть о происхождении названия, которое получил музей благодаря находившейся неподалеку деревни, Малые Карелы, а чуть дальше есть и Большие Карелы.

Часто возникают споры, как же правильно пишутся Карелы, через а или о, и откуда вообще появилось данное слово. Когда-то, в XII—XIV веках, на территории Беломорья проживали такие народы, как корелы угро-финского племени. Следует сказать, что это один из факторов, что слово Корелы нужно писать через "о", также в пользу данной версии стоит отметить и реку, протекающую недалеко от музея, которая носила названия Корелка, а сейчас Корелы.

Почему же возникают споры? А потому, что в процессе аканья безударный звук "о" превратился в "а", что наложило определенный отпечаток.

Обзорные экскурсии

Музей "Малые Корелы" в Архангельске, а точнее недалеко от него, может посетить каждый желающий. Здесь можно просто прогуляться, либо взять интересную экскурсию, которых насчитывается немалое количество.

Экскурсия "Северная Деревня" - захватывает несколько секторов музея и длится около 3-4 часов. Здесь можно узнать о культуре Русского севера, познакомиться с памятниками зодчества и образом жизни крестьян области. Например, гости смогут увидеть часовню святого Макария, мельницу из деревни Азаполье, дом Тропина из деревни Семунинская и многое другое. О стоимости можно узнать в кассе музея, такая экскурсия подойдет как взрослым, так и детям.

Экскурсия "Путешествие по Каргополью" займет около одного часа, где можно будет познакомиться с культурой Русского Севера и увидеть такие строения, как дом Третьякова, архитектурный ансамбль из села Кушерека, дом Пухова. Эта экскурсия является частью первого осмотра, поэтому возможно лучше взять обзорную, чем такую маленькую. Также частью являются и такие экскурсии, как "Путешествие по Двине" и "Путешествие по Мезени".

Есть очень интересная тематическая экскурсия для школьников в музее «Малые Корелы», фото которого можно увидеть в интернете, называется "В гости к Дарьюшке", продолжительность которой составит 1 академический час и очень понравится детям, где хозяйка будет рассказывать о том, как проживали местные народы, каков был их уклад, какие были постройки и во что играли с детьми.

Другой интересной тематической экскурсией является "Небывальщина-неслыхальщина", которая подойдет не только школьникам, но и студентам и взрослым. Здесь можно познакомиться с традициями Архангельского края, увидеть колокольню из села Кулига-Дракованово, дом Попова, дом Третьякова и амбар из деревни Кондратовская. Экскурсия будет проводится в народных костюмах и займет один час.

Есть и такие тематические экскурсии, как «Завивайся березка, завивайся кудрявая», «Северное летечко», «Деревня наша города краше», а также очень интересная экскурсия «Свадьба в Северной Деревне».

Мероприятия

На территории Архангельского музея деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, и сотрудники музея заранее просят ознакомятся с календарем, чтобы выбрать для себя наиболее понравившееся событие. Есть мероприятия, которые всегда проходят в музее, повторяясь из года в год, как например, Новогодние каникулы, Масленичная неделя или Троицкие гуляния.

В сентябре, например, проходит День лошади или Праздник святых Флора и Лавра, или Праздник Хлеба, 10 сентября.

Несколько интересных событий, которые проходили летом 2017 года:

  • 30 мая "Огонь в мерцающих сосудах", где была представлена коллекция приборов, которые использовались в прошлых столетиях, как керосиновые лампы, свечи, переносные фонари, фаянсовые лампы и т.д.
  • 25 июня - Праздник Усадьбы Куницыной, где можно было познакомиться с этим домом, с семьей Куницыных, принять участие в забавах.
  • В середине августа мероприятие "Ожившие ремесла", где можно было ознакомиться с тем, как раньше люди работали и проводили свое свободное время: вязание, роспись, плетение из бересты, резьбы по дереву и т.д.

Ближайшее событие, которое пройдет в сентябре - это мероприятие под название "Оставь город будням", где пройдут различные мастер-классы, народные игры и выступление различных коллективов.

Прежде чем отправиться в музей, обязательно загляните на официальный сайт, так как там можно немного познакомиться с музеем и прочитать полезную информацию, в том числе и о том, как добраться и сколько будет стоить посещение.

Следует помнить, что Архангельский Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" находится под открытым небом, поэтому важно одеться по погоде, особенно если это будет зимой или ранней весной. Если же будет желание посетить музей летом, то следует не забыть прихватить с собой средство от комаров. А в зимний период лучше запланировать посещение на первую половину дня, пока светло.

Заранее изучите какие выставки и мероприятия будут проходить, может что-то будет не интересно и лучше перенести посещение. На сайте заранее выставляется график работы на месяц вперед и указывается, какие выставки временные, а какие постоянные. Например, выставка "Дома Пухова" постоянная, а выставка «Крестовый образ Русского Севера» временная и возможно уже в октября нельзя будет ее посетить.

Если вы отправляетесь на машине, то около входа музея есть стоянка, где можно будет оставить машину и не волноваться за парковочное место.

Что зимой, что летом, вы останетесь под впечатлением от музея под открытым небом и будете каждому его советовать, как обязательное посещение, если окажетесь в Архангельской области.

Режим работы музея "Малые Корелы"

Прежде чем отправиться в музей, зайдите на официальный сайт, и прочитайте необходимую информацию не только о времени работы музея, но и о том, когда состояться интересующие мероприятия.

Но для всех музей работает ежедневно. Стоит отметить, что только время посещения меняется в зависимости от сезона. Так, с июня по сентябрь, музей можно посетить с 10.00 часов до 20.00 часов, а с октября по май музей работает с 10.00 до 18.00.

Стоимость билета

В Архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, о которых можно узнать, зайдя на официальный сайт, или позвонив по телефону. Соответственно стоимость на них может быть различной.

На обзорные экскурсии устанавливается своя фиксированная цена. Так, например, чтобы осмотреть деревню с экскурсией, где набралось больше 6 человек, нужно заплатить 150 рублей взрослым, для пенсионеров, студентов и школьников цена билета составит 100 рублей. Цена будет другой, если наберется группа менее 5 человек, а также возможна индивидуальная экскурсия.

Стоимость билета для посещения храмового комплекса в селе Ненокса или посещения "Дома Коммерческого собрания" либо "Усадьбы Куницыной" составит 150 рублей для взрослых и 100 рублей для льготной категории. На каждое посещение нужно покупать отдельный билет, либо возможно приобрести единый билет, стоимость которого составит 500 рублей.

Адрес музея и как добраться

Музей "Малые Корелы", как было сказано выше, находится в Архангельской области, в Приморском районе, в деревне Малые Корелы, в 25 км от Архангельска.

Добраться до него можно как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте, а точнее на автобусе № 104, который отходит из Архангельска, от железнодорожного вокзала. А также от автовокзала идет другой автобус под №108.

Музей "Малые Корелы": последние отзывы

В Интернете можно прочитать много отзывов о том, как люди посетили данный музей и остались очень довольны. Кто-то приезжает из Архангельска или соседних городов и сел, кто-то приезжает издалека, но все посетители оценивают высокий уровень обслуживания, хороших экскурсоводов, которые рассказывают много интересного, а также отмечают, что не только взрослым интересно посетить данное место, но и дети в восторге от музея.

География

Экспозиция музея

Происхождение названия музея

Малые Корелы - государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.

География

Музей под открытым небом расположен в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 25 км к югу от центра Архангельска.

Площадь территории музея - 139,8 га.

История

Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996 года музей «Малые Корелы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Экспозиция музея

В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком - колокольня из села Кулига Дракованова и XVII веком - Вознесенская церковь из села Кушерека и Георгиевская церковь из села Вершина. Среди экспонатов - крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.

Экспозиция музея разделена на секторы: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». В настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы. Однако, часть строений очень ветхая и ожидает реставрации, а потому закрыта для посещений.

Музей - популярное место туризма Архангельска. Вблизи него расположен почти одноимённый туристический комплекс «Малые Карелы» (одна буква в названии изменена из-за юридических проблем). Также поблизости расположен лыжный стадион «Малые Корелы».

Происхождение названия музея

Музей назван по имени деревни Малые Ка релы, находящегося неподалеку. Чуть далее, на горе, находится деревня Большие Ка релы.

Часто возникают споры о правильном написании названия (Корелы или Карелы ). В данном названии музея (и населённого пункта) отражён факт проживания на территории Беломорья в XII-XIV веках угро-финского племени корелы, именем которых славянские поселенцы, заселившие эти территории, и назвали деревню. Для сравнения можно привести находящийся неподалеку Николо-Корельский монастырь, названный по имени Корельского, а ныне Никольского рукава Северной двины, правильное название которого пишется через «о». Также, в пользу версии написания названия музея через «о», говорит название речки Корелка (в настоящее время - река Корелы), протекаюшей недалеко от музея. Вообще, историческое написание народа корел в русском языке ранее всегда было через букву «о», и именно это написание отражено в летописях («В то же лето ходиша корела на емь…», «Беют челом корила погоская Кюлолакская и Кюриеская Господину Новугороду…») и многих исторических названиях (крепость «Корела», Корельский уезд).

Впоследствии, благодаря аканью безударный звук «о» в слове «корелы» превратился в «а», что наложило отпечаток и на написание названия деревни, хотя изначально новгородскому диалекту (а жители Беломорья в основе своей являются потомками новгородцев) и северо-великорусским говорам было присуще оканье.

Немалую путаницу добавляют также современное название региона Карелия, которое также пишется через «а». Национально-культурная автономия поморов в 2004 году обратилась к журналистам и жителям Архангельской области, обращая внимание на, по их мнению, неправильное название деревень на дорожных указателях (на которых указано «М.Карелы»), на что неоднократно обращали внимание и представители Архангельского отделения ВООПИиК.

Также путаницу вносит наименование коммерческого туристического комплекса «Малые Карелы», находящегося между деревней и музеем со схожими названиями.

Таким образом, правильное написание названия музея - Малые Ко релы, а деревни, в соответствии с законом, именуются: Малые Ка релы и Большие Ка релы. В муниципальном образовании «Повракульское» Приморского района Архангельской области есть деревня Ко релы.

Трудно не поддаться очарованию русского Севера. Не он ли вдохновлял художника И. Я. Билибина, создавшего зримый мир русских народных сказок? Дивные города с суровыми сторожевыми башнями, островерхие храмы, причудливые терема с крыльцами и переходами. И вот мне посчастливилось убедиться в том, что все это не сказка, не вымысел, а реальная действительность музея-заповедника. Здесь, в Малых Корелах, едва ступив на территорию заповедника, попадаешь в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев.

НА ФОТО: Часовня св.Макария из д.Федоровская Плесецкого района, XVIII век. Малые Карелы Аргангельской области

Музей-заповедник Малые Карелы занимает два лесистых холма. В нем собраны все типы деревянных построек, присущие Северу. Так и хочется назвать его энциклопедией русского народного зодчества. Все экспонаты — избы, амбары, бани, мельницы, часовни, колокольни,утварь, орудия труда, одежда и многое другое — собирали по Архангельской области в самых глухих и труднодоступных местах. Конечно, многое из разысканного и привезенного находилось в довольно плачевном состоянии и вот теперь, отреставрированное, помолодевшее, снова дарит радость людям своими формами и красками.


НА ФОТО: Вознесенская церковь из села Кушерека Онежского района (1669 года). Музей-заповедник Малые Карелы Архангельской области.

Идея спасения памятников народной архитектуры — перенесение их в специально созданные музеи под открытым небом — не нова. Впервые ее высказал швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен почти двести лет назад. Мысль очень понравилась, но дальше разговоров тогда не пошло. Понадобилось сто лет, чтобы она стала претворяться в жизнь.

В 1872 году в Стокгольме был основан первый в Европе этнографический музей под открытым небом, в 1901 году появился музей под Копенгагеном, в 1902 году — в окрестностях Осло. Так в Скандинавских странах возник новый тип музеев.

Мировую известность приобрел парк-музей «Скансен» в Швеции. Его организаторы преследовали две цели: сохранить лучшие образцы народной архитектуры и возможно полнее показывать и популяризировать богатства народного зодчества. В «Скансене» посетители знакомятся с историей и культурой своей страны и в то же время могут отдохнуть и развлечься.

НА ФОТО: Троицкая часовня из д.Вальтово Пинежского района, 1728 год. Музей Малые Корелы Архангельской области

Музей «Малые Корелы» сравнительно молод: первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 году, а уже в 1973-м музей был открыт для посещений. Восемьдесят гектаров музейной территории делятся на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. В каждой зоне населенные пункты имеют свои характерные особенности. Это отражено в экспозиции музея.

НА ФОТО: Музей-заповедник Малые Карелы, мельница

Вот, скажем, Мезенскому сектору отведен участок возле крутого обрыва к реке Корелке. Дома стоят вдоль берега, как их ставили на Мезени, где было мало пригодных для обработки угодий. Потому и прижимались строения к берегу, чтобы не занимать хорошую землю под жилье.

В каждом секторе-деревеньке умело, с любовью воссоздан архитектурный облик северных российских сел, но этого мало. Посетитель видит картину жизненного уклада прошлого. Каждая деталь тщательно продумана. Избы повсеместно на Севере ставили высоко над землей, на высоком хозяйственном подклете — так теплее, зимой снегом не занесет, да и припасы удобно под полом хранить. Хозяйственный двор объединен с жильем общей крышей, поэтому в суровую северную зиму можно и на улицу не выходить, разве что по воду. При этих общих чертах в каждом районе области жилище устраивали по-своему, привнося какую-то свою деталь в конструкцию; что-то свое в декоративное оформление избы.

НА ФОТО: Дом-двор Полуянова из деревни Гарь Каргопольского района, XIX в. Музй Малые Карелы.

В Каргопольско-Онежском секторе интересен дом из деревни Гарь. Это образец древнейшей простой четырехстенной избы, самый распространенный в Древней Руси тип жилища. В такой избе все помещения — жилые и хозяйственные — выстраиваются друг за другом по продольной оси, поэтому такой тип называют «изба-брус». Она предельно проста и цельна. Жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин. Бревна раскалывали с помощью клиньев, а затем поверхность доски или плахи протесывали топором. Поперек избы под потолком проходит балка-матица, на которую опираются потолочины. Вся, обстановка, кроме стола, традиционно врублена в стены.

В доме минимум украшений: резные причелины и водометы, конек да дымник. Дощатые трубы с задвижкой, или дымники, через которые выпускался дым в курных избах, характерны для Севера. В центральной части России дым выпускали через дверь или окно, что менее удобно. Чтобы усилить тягу, в дымнике прорезали сквозные отверстия самых различных форм, таким образом дымник становился одной из самых декоративных деталей кровли.

В Северодвинском секторе можно увидеть избы более совершенные и более приспособленные для жизни. Здесь есть уже избы, разделенные рубленой стеной на две комнаты, одна из которых — холодная горница. Это избы-пятистенки. Дом-шестистенка также имеет две жилые комнаты, а между ними заулок, помещение между двумя срубами, которое использовалось как чулан или сени.

В избе Щеголева из вычегодского села Ирта к сеням ведет большое и нарядное крыльцо. Оно стало главным элементом художественной композиции уличного фасада. Крыльцо как бы приглашает войти в избу. Такие крыльца не только отмечали вход, связывая наружное пространство с внутренним, но и были местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно.

НА ФОТО: Колодец с деревянным колесом, Малые Корелы.

Есть в Малых Корелах очень большие двухэтажные избы. Во втором этаже было столько же жилых помещений, сколько и внизу, но горницы были неотапливаемыми. Изба с большой русской печью располагалась в первом этаже. Такие двухэтажные дома возводили в расчете на большие семьи, где жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки.

Особую прелесть и живописность музейным деревням придают овеянные студеными ветрами мельницы. Они свезены из различных уголков области и отличаются большим разнообразием. Здесь и мельницы-столбовки, в которых амбар с крыльями поворачивается вокруг осевого столба. Здесь и более позднего происхождения мельницы-шатровки. В этих мельницах амбар остается неподвижным, а вращается лишь завершение.

НА ФОТО: Поклонный крест. Музей-заповедник Малые Корелы

Привлекают внимание высотные сооружения музейного комплекса — церкви и колокольни. В центре Каргопольско-Онежского сектора над лесом возвышается двухэтажный храм Вознесения из села Кушерека. Этот храм, построенный в XVII веке, завершается сложным пятиглавым кубом. Кубоватое покрытие, кокошники, шеи глав и сами главы одеты в чешуйчатые одежды из осинового демеха. Рядом — шатровая колокольня. Резные свесы кровель дают красивую игру света и тени на монументальных стенах.

В Северодвинском секторе установлена сорока-метровая церковь Георгия, также XVII столетия. От этого здания веет торжественной и богатырской силой. В зелени деревьев прячутся небольшие часовни простых и непритязательных форм. Одни из них отличаются от обычного амбара лишь главкой над кровлей да небольшой галереей, над другими поднимаются очаровательные, в виде восьмигранной башенки, звоннички.

Ходишь по заповеднику и дивишься таланту народных мастеров, могуществу творческих сил народа. В музее можно зайти в любой дом — двери гостеприимно распахнуты. В избах чисто прибрано, отскобленные песком и мочалкой сосновые стены сияют медовой желтизной, на полу лоскутные половики, возле печи ухват с помелом, на полке посуда, на столе пузатый самовар. Так и кажется, что хозяева отлучились на минутку и вот-вот войдут в горницу.

Все бытовые предметы в избе сработаны с большим художественным вкусом, Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о внешнем виде вещей не меньше, чем о хлебе насущном. Что ни возьми — прялки, ковши, вальки для стирки белья — Все эти вещи с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой, веселящей глаз росписи или узорчатой резьбы, но ведь известно, когда красота предивная радует душу, работа лучше спорится…

Здесь можно увидеть охотничьи лыжи, крестьянские сани-розвальни с расходящимися врозь от передка боками, широкие сани-пошевни с сиденьем, одноконные легкие телеги, одноколки с волочагами (это такие двухколесные телеги, к которым сзади прикреплены два бревна. Они волочились по земле за телегой, а при подъеме в гору, при остановке упирались в почву, и одноколка не скатывалась вниз). В каждом экспонате народная смекалка, выдумка и художественный вкус, особенно ярко проявившийся в украшении самой приметной части упряжи — дуги. Они такие разные: расписные и резные, с медными бляхами, с колокольчиками.

Исстари повелось, что на Севере народные празднества и гулянья были многолюдными и красочными. Все праздничные действа разыгрывались на широкой сельской улице, на лугу, на берегу реки. В них участвовало все население, не было равнодушных наблюдателей, потому и слышались отовсюду смех и оживленный говор. Ну, а уж веселиться в праздники на Руси всегда умели: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием с ледяных гор и на тройках. В Малых Корелах ожили давние традиции, музей стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь отчетливо проявляется характерное для старинных праздников единство места и действия.

Колокольный перезвон — составная часть праздника. Мерным басовитым ударам колокола откликаются малые, вступая в перекличку на трех колокольнях музея. Искрометные, озорные «Северные звоны» открывают фольклорный праздник. И это не случайно. С незапамятных времен звон колоколов сопутствовал людям на жизненном пути. Он созывал на вече, предупреждал о появлении врага или иной беде. К колоколам всегда проявляли очень серьезное отношение, почти как к предметам одушевленным. История помнит, как отправили в ссылку колокол, тревожный звон которого поднял народ на бунт в Угличе после загадочного убийства царевича Дмитрия. А императрица Екатерина II повелела вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля — его голос звал к восстанию 1771 года, известному как «чумной бунт».

О колоколах складывали легенды. Рассказывают, что после покорения Новгорода великий князь Московский приказал снять и перевезти в Москву вечевой колокол, который три с половиной столетия звучал над вольным городом. Когда его, привязанного к саням, везли через горушки Валдайской возвышенности, колокол не захотел покидать родной земли. Он высоко подпрыгнул, упал и разбился на множество валдайских колокольчиков. Тысячами отголосков донесся до нас их звон.

Отливали колокола с большим искусством, вкладывая в это дело всю душу. Украшали их затейливым орнаментом, клеймами,и надписями. Определенным жизненным ситуациям соответствовал свой звон: будничный, торжественный, красный, плясовой, с малиновым перезвоном. Тут важен был и подбор колоколов, и выучка звонаря. А вот на пасхальной, неделе разрешалось звонить каждому, кто пожелает. И тогда нередко с колоколен на всю округу раздавались «Камаринская», «Во саду ли в огороде», плясовые наигрыши и другие веселые праздничные мелодии.

Двадцать три колокола московского, петербургского, ярославского, харьковского и местного литья, а также голландской работы подвесили на трех колокольнях музея. На вершине холма стоит могучая шатровая колокольня XVI века из северодвинской деревни Кулига-Дракованово. Это древнейшее сооружение музея-заповедника представляет собой стройную башню с открытым ярусом звона, завершенную шатром. Каркас колокольни состоит из семнадцати вертикально стоящих толстых столбов: шестнадцать стоит по периметру и один — в центре. Эти столбы с внешней стороны до яруса звона защищены восьмигранным срубом. Восьмерик начинается не от земли, а поставлен на своеобразное основание — четверик, который придает колокольне большую устойчивость и зрительно связывает ее с землей. Шатровое покрытие стропильной конструкции опирается на обвязочную балку столбов каркаса и на центральный столб. Открытые части столбов украшены резьбой в виде овальных дынек и жгутов.

Колокольня своим видом напоминает сторожевые башни древнерусских деревянных крепостей. Это и понятно, ведь в давние времена колокольни помимо своего основного назначения служили еще и наблюдательными вышками. Поднявшись на колокольню из деревни Кулига-Дракованово, убеждаешься, как далеко просматривается вся округа. Широко разлилась Северная Двина и щедро несет свои воды в Белое море. Протянулась она на семьсот с лишним километров, и здесь, вблизи устья, мы видим ее во всей красе и мощи.

С давних пор, еще со времен Ивана Грозного и Петра I, по этой реке в Архангельск, главный порт государства, сплавляли лес, шли суда со смолой, солью, рудой и другими богатствами Севера. В порту все это перегружалось в трюмы английских, голландских и иных заморских кораблей. Вдоль реки селились люди, они жили рекой и лесом. Здесь, среди леса, — одна, вторая, третья… деревеньки заповедника. Чтобы увидеть их, стоит приехать в Архангельск.

адрес: 163502, Архангельская область,
Приморский район, д. Малые Карелы