Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды

Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды

(по рассказу И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Хамидуллина К. Т.,

Токушинской школы-гимназии

Аккайынский район

к[email protected]

Всегда ли любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»?

Для одних людей любовь – это счастье, для других – подарок, а для третьих она является испытанием. Я, как и все, мечтаю встретить любовь. Она, надеюсь, будет для меня божьим даром, который поможет мне состояться как человеку, так и гражданину. Я согласна с мнением Куприна, говорящего словами генерала Аносова, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Именно такой была любовь Желткова. Без сомнения, «маленький человек» несказанно счастлив: благодаря любви жизнь наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Желтков не требует ничего, он счастлив, что княгиня ходит по той же земле, по тем же улочкам; что дышит она тем же воздухом.

Мне жаль членов семейства Шейных и Булат-Тугановских, потому что они никогда не смогут понять искренность и нежность любви: их удел только надсмехаться над всеми и жить в бездушном мирке, где главное деньги, положение в обществе; где нет места мечте; где не могут понять самоотверженности. Именно в мирке, потому что слово «мир» включает в себя безграничное множество чувств, звуков, цветов. В таком мире я и хочу жить.

К сожалению, в литературе бездушных людей мы встречаем неоднократно. Это Элен Курагина, Молчалин. Для них между любовью и богатством стоит знак равенства. Такие люди страшны. В жизни, надеюсь, их немного. А вот примеров искренней любви предостаточно, например, вечная верная любовь Маргариты и Мастера, которой не помеха даже дьявол.

Удивительно, что смерть не страшит Желткова. Искреннее чувство словно рассеялось в окружающем мире, слилось с бетховенской сонатой №2 Largo Appasionato. Значит, любовь сильнее смерти. Значит, любовь – чувство, которое может не требовать взаимности; чувство, которое поможет переродиться из омертвевшей души в настоящую человеческую.

Комментарии

Данная работа выполнена в формате эссе «за и против». Микротемы выделены абзацами. Выразительность мысли и речи достигается вводными конструкциями, вопросительно-ответной формой изложения, цитатным материалом, разнообразием синтаксических конструкций. Чувствуется авторское отношение. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к рассказу Куприна, к романам «Воина и мир» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, но при этом нет примеров из реальной жизни.

Нет уз святее товарищества (Н.В.Гоголь)

Хамидуллина К. Т.,

учитель русского языка и литературы

Токушинской школы-гимназии

Аккайынского района СКО

Без сомнения, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - одно из лучших исторических произведений. Автор изображает жизнь казаков, раскрывает их быт, нравы и обычаи; говорит о важности товарищества. В самом ли деле нет ничего важнее товарищества?

Мне кажется, что именно в Запорожской Сечи люди становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны. Поэтому-то сюда так стремились Остап и Андрий. Для молодых людей Запорожский стан – это вольная республика, в которой есть законы, поддерживаемые всеми, и которые нельзя было нарушить. Но некоторые из них, на мой взгляд, современнику покажутся жестокими, например, закапывать живого человека вместе с убитым. Я с глубоким уважением отношусь к казачеству, но все же заповеди Библии и Корана – я уверена – нарушать нельзя, а ведь казаки – глубоко верующие люди. Конечно же, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в войне. Для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба, как и положено, говорит казакам: «Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?». Эти слова, по-моему, являются девизом не только запорожцев, но и каждого настоящего человека. Вспомним подвиги советских солдат, которые так же, рискуя жизнью, освобождали пленных. Это солдаты полковника Млынского, партизаны Ковпака и многие другие.

Без сомнения, суть казачьего товарищества раскрывает Тарас Бульба словами: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..». Сегодня эти слова объединяются емким понятием «патриотизм». Все знают, что предавать Родину нельзя, что предательство не имеет оправдания и срока давности. Этому правилу следуют все казаки, кроме Андрия. Доказательством может служить спасение Тараса его соратником Товкачом и смерть героя: погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни веры. Именно поэтому Бульба остался для товарищей героем, настоящим запорожским казаком.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего важнее и крепче, чем «узы товарищества».

Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах – снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе. Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности. И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым, сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают. Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения. А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным - даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет».

Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.

Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в тоже время, не разгорается из ничего, но и потушить сильную, настоящую любовь невозможно. Она, разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а, скорее, исключение из правил. И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны привносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

Куприн а. и. - Любовь бескорыстная самоотверженная не ждущая награды

Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»)
Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах – снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе. Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности. И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым сделав его шире и светлее. тем самым сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают. Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения. А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным -даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет».
Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.
Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в тоже время, не разгорается из ничего, но и потушить сильную, настоящую любовь невозможно. Она, разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а, скорее, исключение из правил. И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны привносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Мусатова Г.В.

Гуманизация процесса обучения требует творческого подхода педагога к конструированию учебного занятия. Поскольку, роль образования в современном обществе не сводится только к простому сообщению определенного количество знаний, образование должно превратить эти знания в инструмент творческого освоения окружающего мира, и при этом происходит не только приращение знаний, умений, навыков, но и развитие самой личности. Поэтому актуальным является поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым методам обучения, когда студент поставлен в ситуацию получения знаний в процессе активного познания.

Изучение литературного произведения - это серьезный труд для студента. И задача педагога состоит в том, чтобы сделать этот труд привлекательным, организовать его таким образом, чтобы общение с книгой стало для студента открытием жизненных ценностей, доставило радость самого процесса познания, а не разочарование. Поэтому предлагаемый студенту материал должен быть построен на основе личностно-смысловой и эмоционально-психологической значимости. Вовлечение студента в процесс познания, исследования изучаемой проблемы происходит на диалоговой основе, а именно вопрос педагога вызывает у студента не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос. Поэтому ценность такого диалога не только в том, что процесс обучения становится личностно значимым, но и в том, что процесс обучения реализуются как в сфере знаниевой, так и нравственно-этической, основанный на обогащении субъектного опыта личности студента.

Метод исследования организуется на основе совместной деятельности студентов, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста.

Применяемые элементы исследования на учебном занятии развивают у учащихся умение структурирования информации, коммуникативные способности, навыки группового взаимодействия, повышают познавательную мотивацию у студентов к изучаемому материалу. Так как с самого начала урока стимулируется их самостоятельная поисковая активность, а в конце занятия непременно возникает общее ощущение продвижения вперед на пути познания, самообогащения, радостное осознание успеха.

Для педагога главной задачей становится умение создавать соответствующую эмоциональную и интеллектуальную обстановку на уроке, атмосферу психологической поддержки, ситуацию успеха. Групповое исследование превращает каждого студента и всю учебную группу в субъекты самообучения.

СПО, специальность «технология продукции общественного питания», 2 курс.

Литература.

Тема: Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы проведения: урок-исследование.

Цели урока:


  1. Создать условия для формирования у студентов интереса к теме любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет», вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью, которая «никогда не пройдет и не забудется, ради которой жертвуют жизнью», помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.

  2. Способствовать развитию способности к аналитическому прочтению текста художественного произведения, к мобильной работе с текстом.

  3. Содействовать формированию любви к классической литературе, трепетного отношения к такому высокому понятию как любовь.
Оснащение: Потрет А.И. Куприна, выставка книг А. Куприна, запись второй сонаты Л.В. Бетховена.

Подготовительный этап : Студентам предлагается опережающее задание:


  1. Прочитать повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

  2. Пересказ (или выразительное чтение) эпизодов (индивидуальные задания):
1-й студент: Письмо Желткова к Вере Николаевне (Глава V.)

2-й студент: Последнее письмо Желткова (Глава XI.)

Основной этап: Эпиграф.

Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

А.И. Куприн

Ход урока

I. Организационный этап.


  • Приветствие.

  • Проверка присутствующих и готовности студентов к уроку.
II. Мотивация.

        • Вступительное слово преподавателя: (Звучит музыка Свиридова, создающая эмоциональный настрой к уроку).
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами сонета 130 Вильяма Шекспира: Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Строки эти посвящены всевозвышающей, прекрасной, вечной любви. Шекспир посвятил теме любви немало произведений, как и многие поэты и писатели. С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви.


        • Целеполагание.
Преподаватель: Давайте проведем небольшое исследование темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и попробуем определить смысловое значение понятия «любовь», вдумаемся в смысловые оттенки этого слова и по-новому посмотрим на уже, казалось знакомое нам слово «любовь».

III. Актуализация субъектного опыта студентов.

Преподаватель предлагает студентам объяснить смысл высказывания А.И. Куприна «Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти», основываясь на сюжетах его произведений.

Предполагаемый ответ: Любовь в произведениях Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна; она не ждет награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией. В произведениях Куприна любовь та, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Именно такая любовь коснулась полеской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. «Чистый и добрый» Ромашов, герой повести «Поединок», жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне (повесть «Гранатовый браслет»), поглотившая все его существо.

Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь – это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Желтков умирает, благословляя любимую женщину. Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает, но вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

Преподаватель: А сейчас, предлагаювместе с автором заглянуть в каморку бедного чиновника, чтобы посмотреть на удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви. Дома вы прочитали повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это трогательное произведение повествует о безнадежной любви мелкого чиновника Жеткова к очень уважаемой светской даме. Оно в который раз рисует читателю нелегкую жизнь «маленького человека». Она полна маленьких радостей и связанных с ними больших эмоций, скромных желаний и огромных искренних чувств. Желтков – Яркий представитель этого класса людей. Но, к сожалению, необъятная любовь «маленького человека» уже изначально обречена на неудачу. Пока не будем углубляться в основной конфликт. Попробует емко передать сюжет повести.
Студент пересказывает сюжет повести: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленность, очерствевших душ, герой повести погибает.

Преподаватель: Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой половины XIX века Николая Ленау, которое имеет связь с содержанием повести «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть… Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы?

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова!

Как свет застенчивый лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд ее бездонный!..

«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви, страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызывает в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького» человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».

Студент: Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Преподаватель: В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. (зачитывается отрывок)

Преподаватель: Как знаете, у Куприна не так. Почему, по вашему мнению, он отступил от реальных событий? (трагический исход рассказа «сильнее действует на нервы», производит большее впечатление, придает необычайную силу и весомость чувству Желткова).

IV. Изучение нового материала.


  • Анализ повести «Гранатовый браслет».
Преподаватель предлагает студентам вопросы и организует беседу по содержанию повести:

  • Где происходит действие?

  • Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны?

  • Как вы думаете, почему рассказ открывается пейзажем?

  • Как княгиня воспринимает день своих именин?

  • Как Вера Николаевна относится к мужу?

  • Как характеризует княгиню ее портрет?

  • Будет ли она способна на пылкую, страстную любовь?

  • Какое значение имеют начальные главы рассказа, в которых описываются именины Веры Николаевны?

  • Какое событие нарушает спокойный ход именин?

  • Прочитайте описание браслета. (Студент читает Главу 5- описание браслета)

  • Что почувствовала княгиня, когда его увидела?

  • А что подумала Вера Николаевна, когда увидела письмо?

  • Зачитайте письмо(чтение письма Глава5) Какие свойства имеет зеленый гранат?

  • Какие чувства испытывает ГСЖ?

  • Есть ли в рассказе и предметы-противопоставления. Как вы думаете, какие?

  • Какой подарок получила Вера от своей сестры?

  • Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление?

  • Что входит в домашний юмористический альбом князя Шеина?

  • Кто из гостей изображен с симпатией?

  • Какова история генерала Аносова и почему она дается так подробно?

  • В чем драма этого человека? (Пересказ студентом главы 8).

Преподаватель: Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви для которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». По мнению писателя, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Такую любовь Куприн пытался найти в реальной жизни и воспел в своем рассказе. И когда Вера рассказывает «дедушке» о гранатовом браслете и благоговейном обожании ее неким ГСЖ, Аносов произносит фразу, ставшую для Веры пророческой: «Может быть, твой жизненный путь… пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»

«Каждая женщина мечтает о любви, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Таков идеал любви по Куприну.
Преподаватель предлагает вопросы студентам:


  • Вспомните, как ведет себя брат Веры Николай Мирза – Булат-Тугановский, узнав о браслете?

  • Найдите в его репликах слова, свидетельствующие о его сословной спеси, о глубоком презрении к людям ниже его круга.
Преподаватель делает вывод: Куприн сатирически изображает помощника прокурора. Интересны фамилия героев: незначительная и даже приниженная Желтков и преувеличенно громкая, тройная Мирза-Булат-Тугановский – это тоже средство противопоставления героев.

Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы хранить доброе имя Веры и ее мужа. Облик телеграфиста необычен: « Очень бледный, нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине». Он очень взволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Семь лет «безнадежной и вспыльчивой любви» прошли, но заглушить чувства нельзя. Желтков видит единственный выход – смерть. «Громадная трагедия души» разрешается самоубийством.

(Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы -продолжение диалога)


  • Как ведет себя при встрече Мирза-Булат –Тугановский?

  • А как ведет себя Желтков?

  • Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

  • Найдем в словах автора, рисующих поведение Желткова, свидетельство того, что его поступкам движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным?

  • О чем думает Вера, узнав о гибели Желткова?

  • Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова? (чтение наизусть студентом Главы XI )

  • Какова судьба гранатового браслета? Что поняла Вера Николаевна в сцене прощания с Желтковым?

  • Определите кульминацию рассказа? (После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем своем письме. Эпиграфом к рассказу является название этой сонаты).

  • Почему? (Видимо, эта музыка раскрыла Вере Николаевне красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной).

Звучит музыка Бетховен «Лунная соната», студент читает конец XIII главы, где писатель передает слагающиеся в воображении Веры Николаевны под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова.»


  • Простил ли Желтков княгиню? (Вера чувствует, что влюбленный простил ее. Не мог не простить, ибо в скорбный час расставания, на пороге смерти, все-таки пел славу своей богине?)

  • А вы бы простили человека, которого страстно любили, и который не ответил вам взаимностью?

  • Какой видит писатель истинную любовь? (Истинная любовь по мнению Куприна – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Эта святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы).

  • Почему Куприн озаглавил рассказ «Гранатовый браслет» ? (С этим украшением связаны в рассказе главные события. Да и гранаты на браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями» - символ любви и трагедии в судьбе героя).

  • Каким настроением проникнут финал рассказа? (Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет. Герои любили друг друга только одно мгновение, но навеки).
V. Закрепление.

Преподаватель предлагает студентам обсудить вопросы:


  1. Какова идея рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путем противопоставления героя высшему обществу).

Преподаватель читает слова К. Паустовского о том, что «Куприн плакал над своей рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами, говорил, что ничего более целомудренного не писал».


  1. Какие чувства оставляет в душе рассказ Куприна и у вас?
VI. Подведение итогов.

  • преподаватель оценивает работу каждого студента на уроке.

  • задание на дом: Написать сочинение на тему: «Безумная любовь или сумасшествие?» (По произведениям И. Бунина и А. Куприна).
VII. Рефлексия.

Продолжите фразу: Любовь - это….

Таким образом, элементы исследования, применяемые на уроках литературы, активизируют познавательную деятельность студентов, развивают логику мышления, формируют умения работать с текстом художественной литературы, вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать собственные выводы, аргументировать свою точку зрения. Метод исследования способствует продуктивному, творческому усвоению знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, и тем самым инициировать активный диалог через анализ проблемных ситуаций, разрешения противоречий, самостоятельную работу.

Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»

(по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»).

Цели: а) раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа (воспевание любви как высшей ценности мира); роль символического звучания деталей в поэтике рассказа);

б) способствовать воспитанию благородства, духовности;

в) развитие навыков аргументированной речи.

Метод: беседа; дискуссия; анализ художественного текста; выразительное чтение; защита творческих работ.

Оборудование: запись «Лунной сонаты» Бетховена.

При подготовке к уроку учащиеся получили дифференцированные домашние задания : 1-ый уровень (обязательный для всех). Прочитать рассказ «Гранатовый браслет». Подумать над вопросом: « Почему М.Горький назвал рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет» превосходной вещью?

2-ой уровень (интеллектуальный). Сделать сопоставительный анализ темы «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М. Достоевского и в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

3-ий уровень (творческий). Подобрать эпиграф к уроку «Тема любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет», обосновать свой выбор письменно (сочинение-миниатюра); подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил»

    Вступительное слово учителя.

Любовь – лейтмотив всего творчества А.Куприна. Этой «вечной» теме посвящены литературные, музыкальные произведения, полотна художников, потому что любовь – самое чистое и первозданное чувство. Любовь - это жизнь, и каждый живущий на земле пишет свою страницу в книге любви, ибо «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность, но в любви». Свою страницу в вечной книге любви заполнил и скромный чиновник Желтков – герой рассказа Куприна «Гранатовый браслет». О чём она? Как вы её поняли? И совпадает ли ваше понимание рассказа с авторским замыслом? На эти вопросы мы попытаемся ответить.

    Выявление восприятия рассказа.

М.Горький был в восторге от рассказа «Гранатовый браслет»: «Какая вещь…Чудесно! И я – рад, что начинается хорошая литература». Согласны ли вы с такой оценкой рассказа?

Мнения учеников, прочитавших рассказ, различны. Большей части ребят рассказ понравился. Они отмечают интересный, захватывающий сюжет. Их не оставляют равнодушными страдания и радость любви «маленького человека», его способность умереть ради любимой. Они говорят об очищающем воздействии на душу этого рассказа о печальной, возвышенной любви. Считают, что высокая оценка рассказа вызвана тем, что скучной, пошлой действительности писатель противопоставил романтическую устремлённость героя, который и в унизительной бедности не потерял способности к яркому, всепоглощающему чувству. Достоинством рассказа, по их мнению, является и то, что «Гранатовый браслет» заставил задуматься о вечных и преходящих ценностях, о том, что богатство, положение в обществе не определяют нравственную ценность человека, а способность любить по-настоящему дана не каждому, её нельзя купить. И поэтому способность любить – бесценное духовное сокровище.

Другие не разделяют такую точку зрения на рассказ. По их мнению, в настоящее время рассказ потерял свою значимость, потому что не отвечает жизненной правде. Рассказ воспринимается как сказка. Он о том, чего нет в жизни, и поэтому не вызвал живого интереса. Героя рассказа обвиняют в слабости, безволии, в том, что он не умеет добиваться поставленной цели. Да и вообще он не интересен как личность. Желтков вызывает жалость, что унижает человека, но не уважение и тем более не желание подражать. Они не согласны с горьковской оценкой рассказа.

После того как выступили все желающие, учитель говорит о том, что прочитанный ими рассказ, при диаметрально противоположных мнениях о нём, никого не оставил равнодушным, каждый по-своему прочитал его. Но первоначальное восприятие не даёт полного представления об идейной глубине произведения, не способно дать правильного понимания авторского замысла, и поэтому предлагает обратиться к смысловой сути рассказа.

    Защита эпиграфов к рассказу.

Выступающие ученики аргументированно доказывают, что подобранный ими эпиграф наиболее полно выражает основную идею рассказа, после чего следует дискуссия-беседа, направляемая учителем, в ходе которой учитель предлагает обратиться к тексту рассказа, с тем чтобы утверждения выступающих не были голословными.

Первый эпиграф : «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Всё-таки лучше, чем ничего». (А.П.Чехов)

Второй эпиграф: (А.Куприн) Третий эпиграф: «…Большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет» ( А.Куприн)

    Выступление по 1-ому представленному эпиграфу.

Мираж, по словарю Ожегова, – « обманчивый призрак чего-то; нечто кажущееся». Вот таким «обманчивым призраком» и была любовь бедного чиновника Желткова к княгине Вере Шеиной, вызванная давлением на него «томительно однообразной» жизни.

Восемь лет романтически настроенный молодой человек слепо преклонялся перед незнакомой дамой из высшего общества, благоговел перед нею, не смея показаться ей на глаза, не обмолвившись с нею ни единым словом, потому что с первого взгляда на неё понял: « на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше», в ней « воплотилась вся красота земли». Вера для Желткова с первого и до последнего мгновения его любви была не земной женщиной, человеком, а была некоей идеей прекрасного. Он любил не Веру Шеину, потому что он её совсем не знал, а любил образ, созданный своим воображением, образ небесной красоты. Он сам пишет в письме к ней, что каждое мгновение его жизни заполнено мыслью о ней, мечтами о ней – «сладким бредом».

Кроме «сладкого бреда» что их ещё связывало? Забытый ею на балу платок, который он украл? Обронённая ею Программа художественной выставки? Одна-единственная записка, в которой она просила не писать ей? Это единственные ниточки, связывающие его « сладкий бред» с живой женщиной. Но ведь этого мало. Разве поднятая им Программа или её платок заменят живое общение, раскроют душу любимой женщины, дадут возможность обогреть её сердце, утешить её в горе, порадоваться за неё в радости, защитить, уберечь от жизненных невзгод? Конечно же, нет. Его отношение к ней нельзя назвать любовью. Это, скорее, преклонение, обожествление земной женщины, одним словом – мираж.

А княгиня Вера была обыкновенной, имела, как и все, недостатки, она была не ангел, не божество. В рассказе упоминается о таких «земных» мелочах, которые совершенно не соотносятся с романтическими представлениями Желткова о ней. Например, Вера любила вкусно поесть, увлекалась азартной карточной игрой, была надменна, высокомерна в отношениях со слугами. И когда Желтков в письме к ней обращается: «Ваше сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!» (каждое письмо в обращении написано с заглавной буквы) или пишет в этом же письме: «Я осмеливаюсь препроводить Вам моё скромное верноподданческое подношение…» – он вызывает своим уничижением лишь чувство презрительной жалости. И не случайно Вера, прочитав лишь начало его письма, подумала с неудовольствием: «Ах, это тот!» Влюблённый чиновник придумал для себя образ Веры, совершенно не соответствующий образу реальной героини. Таким образом, и Вера Шеина – тоже мираж.

Желтков не любил княгиню Веру – он мечтал о любви, он любил свои страдания, свой восторг, свою преданность. Бедный молодой человек был счастлив своими мечтами, своим «бредом», потому что это была его единственная радость в жизни. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», и если в реальной жизни всё тускло, серо, обыденно, то он восполняет недостаток радости своими мечтами. В рассказе мало говорится о жизни самого Желткова. Мы знаем только, что он снимал расположенную под чердаком комнату, тёмную, бедно обставленную, подниматься в которую надо было по грязной, неосвещённой лестнице. Портрет Желткова, его поведение, манеры выдают типичного разночинца – городского бедняка, жизнь которого – безрадостное существование, лишь на какой-то миг осветившееся любовью-миражом.

Призрачность чувства Желткова подчёркивается сопоставлением с земной, обыкновенной любовью самой Веры и её мужа – князя Василия Львовича. Их отношения строятся на взаимном доверии, понимании, уважении. Они помогают друг другу, дарят счастье, радость. Их любовь – любовь-дружба, любовь-счастье, любовь-радость, но не любовь-мираж.

Дискуссия- беседа после защиты предложенного эпиграфа.

Подавляющее большинство не приняли предложенную концепцию рассказа.

На мой взгляд, данный эпиграф совершенно не выражает основную идею рассказа. Нельзя любовь Желткова назвать миражом, то есть чем-то кажущимся. Он любил Веру Николаевну возвышенной, неземной, идеальной, но реальной любовью. Он расстался даже с жизнью, чтобы избавить её от тревоги, волнения, суеты вокруг её имени. С первого взгляда на неё он увидел не только небесную красоту, но и душевную, поэтому и полюбил её. И эта любовь принесла ему счастье, радость обожания, преклонения перед любимой. Он сам писал в письме: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

Нельзя назвать миражом такое сильное чувство, такую любовь. Наоборот, писатель показывает, что эта любовь переродила и саму Веру Шеину, и её мужа, и самого Желткова, потому что «настоящая любовь сильнее смерти». До встречи с бедным чиновником князь Василий Львович смеялся «над бедным телеграфистом П.П.Ж.», рисовал карикатуры, шаржи на него, серьёзно не воспринимал любовь бедного чиновника, считая его отношения к Вере «нелепым ухаживанием, курьёзным флиртом. И лишь познакомившись с Желтковым, Василий Львович понял, что бедный молодой человек искренне любит и страдает. «Я не сомневаюсь в искренности этого человека… я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим», - признаёт он в разговоре с Верой. Да и сама Вера, холодная аристократка, в конце рассказа поняла, что её жизнь пересекла настоящая любовь. И она уже после смерти Желткова испытала к нему глубокую благодарность, поняла его страдания, оценила его самоотверженную, всепоглощающую любовь, а может быть, хоть на миг полюбила его. Изменился и сам Желтков за эти восемь лет безответной, но самоотверженной любви. Вспомним, первые два года письма его носили вульгарный, курьёзно пылкий характер. Но чувство большой любви очистило, облагородило его душу. Он стал писать лишь изредка: на Новый год, на Пасху и в день её именин. И его письма полны самоотречения, благородства, любви. Таким образом, замысел автора – показать, что настоящая любовь творит чудеса, ей всё подвластно, для настоящей любви нет ничего невозможного, она облагораживает душу, дарит счастье, но не в показе того, что любовь Желткова - мираж.

Учитель предлагает обратиться к эпизоду прощания Веры Николаевны с Желтковым, который может служить иллюстрацией к высказанному утверждению. Для анализа предлагаются следующие вопросы: - С какой целью княгиня Вера Шеина решила пойти на квартиру покойного Желткова - Что поняла Вера Шеина, вглядываясь в лицо того, кто так преданно любил её? - Какая деталь подчёркивает величие Желткова? - Каковы другие символические детали, присутствующие в этом эпизоде, какова их роль?

Ученики говорят, что Вера Николаевна испытала чувство любви перед трагически погибшим Желтковым и чувство благодарности за ту большую любовь, которую он подарил ей. Эта любовь стёрла все преграды между нею, княгиней, и безродным мелким чиновником. Эта любовь возвысила его в глазах княгини. Она поняла, глядя на мёртвого Желткова, что он велик в своей любви, в своих страданиях. Именно поэтому он напоминает Вере Николаевне Пушкина и Наполеона – двух великих страдальцев. И другая символическая деталь – красная роза, которую принесла княгиня и положила под голову Желткова. Красная роза – символ любви и смерти. Красная роза напоминает красные гранаты подаренного ей браслета, которые ассоциировались в сознании Веры тоже с любовью и кровью. Смерть соединила их на духовном уровне.

После анализа эпизода следует продолжение дискуссии по 1-ому эпиграфу.

У Желткова не было жизни в обывательском понимании: он был бедный, занимал скромное место на служебной лестнице, вёл трудовую жизнь городского бедняка. Социальное положение героя угадывается и через его портрет, и описание жилища, и слова героя о самом себе – всё это есть в рассказе, но не на первом месте. Бедность героя и сопутствующая ей серая, однообразная жизнь не выступают в рассказе как первопричина любви чиновника, который якобы стремился убежать в мир мечты от томительно однообразной жизни. Авторский замысел в другом – показать, что настоящая любовь возвышает даже самого скромного человека, величие человека заключается не в титулах, не в богатстве, не в положении в обществе – но в способности любить. Именно поэтому Желтков противопоставляется привилегированному обществу.

Далее следует анализ эпизода посещения Желткова мужем и братом Веры Шеиной по следующим вопросам: 1.Как ведут себя Желтков и Мирза-Булат-Тугановский в этом эпизоде? 2. Какова роль портрета, авторской характеристики в описании внутреннего состояния героев? Как выражено авторское отношение к героям?

3. Как в этом эпизоде показано нравственное превосходство скромного чиновника над князем Мирза-Булат-Тугановским?

Ученики говорят, что в начале разговора Желтков находится в смятении, он растерян, испуган, чувствует свою вину перед пришедшими. Он очень неловок, вызывает жалость своей незащищённостью, уязвимостью. Но уже в портрете угадывается скрытая сила, способность на решительные поступки. Ребята отмечают в портрете романтическую бледность, нежность, большие голубые глаза в сочетании с «упрямым подбородком и ямочкой посередине». Его внутреннее смятение передаётся авторскими словами: «в замешательстве потирал руки»; «худые нервные пальцы» застёгивали и расстёгивали пуговицы «пиджачка»; он неловко кланялся; «пролепетал омертвевшими губами»; глядел на Шеина «умоляющими глазами» и др. А брат Веры Николаевны ведёт себя высокомерно, выказывая презрение к «черни», «плебею», осмелившемуся считать себя равным им, князьям Тугановским. Он не замечает протянутой ему руки, высокомерно и демонстративно отвернулся, продолжал стоять, несмотря на приглашение хозяина присесть. В авторской речи, которая сопровождает его реплики, чувствуется отношение автора к герою как отрицательное. Николай Николаевич разговаривал с Желтковым « с лёгкой наглостью»; «он почти закричал» на Желткова, когда тот осмелился перебить его. Но как же меняется поведение бедного чиновника, когда он услышал от князя, что они могут обратиться к властям, чтобы оградить Веру Николаевну от его преследования! Желтков «рассмеялся», усевшись поудобнее на диване, закурил, предварительно обратившись исключительно к мужу Веры Николаевны с извинениями за то, что он сидит. Исчезли страх, смятение, неловкость. Теперь он разговаривал только с мужем Веры Николаевны, который «с серьёзным любопытством» глядел на него. Причина этой метаморфозы заключается в том, что князь Тугановский проявил свою душевную недоразвитость и Желтков понял ущербность князя и почувствовал своё человеческое превосходство. Знатный помощник прокурора и не подозревал, что нельзя заставить разлюбить и полюбить, что это не в силах сделать даже власть. Потому что сам он не умел любить. Не любил никогда. Он не способен на такое чувство, как любовь. Сам Желтков осознал своё нравственное превосходство над князем. Муж Веры Николаевны признал это превосходство и с уважением стал разговаривать с Желтковым, а от Николая Николаевича «нетерпеливо отмахнулся». Василий Львович понял, что Желтков не виноват в своей любви, что нельзя управлять таким чувством, как любовь. Он произнёс слова, которые говорят о его чуткости, благородстве души: «Мне жалко этого человека. И я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души. И я не могу здесь паясничать». Таким образом, князь Василий Львович сумел подняться над презрительным отношением к анонимному поклоннику княгини Веры, узнав его лично, и склониться перед его душевной трагедией.

Учитель говорит, что Куприн в этом рассказе продолжает и развивает «тему маленького человека», являющуюся одной из главных в русской литературе. Подготовленный ученик делает сообщение «Тема маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.Куприна»

Русская классическая литература отличается глубоким гуманизмом, демократизмом, и поэтому «тема маленького человека является сквозной в творчестве русских писателей. А.С.Пушкин впервые в русской литературе главным героем своей повести «Станционный смотритель» сделал «маленького человека» – чиновника 14 класса Самсона Вырина. Писатель показал его бедственное положение не столько в материальном, сколько в духовном плане. Он увидел горечь и унижение «маленького человека», с которым не считаются, которого унижают, у которого можно отнять самое дорогое – единственную дочь. И которого можно просто выкинуть из передней, как опостылевшую вещь. Пушкин своей повестью обращал внимание общества на «человеческую сущность маленьких людей», призывал к жалости, состраданию по отношению к ним.

Эту тему продолжил Н.В.Гоголь. В своей повести «Шинель» он рассказал о судьбе Башмачкина. Это робкое существо, приниженное, способное лишь переписывать бумаги. Больше никакого просвета в его жизни не было. И никаких целей, никакой радости. И, наконец, появилась цель – покупка новой шинели. Как долго он копил гроши на приобретение шинели! Как тщательно! С каким удовольствием выбирал сукно, приклад! И вот шинель, новая, добротная, тепло и уютно прикрыла его тело от холода и ветра. Но у «маленького человека» грабители отняли эту единственную радость, как у Самсона Вырина. Так же, как и пушкинский герой, бедный Башмачкин пытается вернуть отобранное, и так же его робкие попытки кончаются очередным унижением и затем смертью. Гоголь не пошёл дальше Пушкина в раскрытии темы « маленького человека». Он тоже призывал лишь к жалости, состраданию. И вот в конце 40-х годов появился роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди», где главными героями являются бедная швея Варенька и чиновник Макар Девушкин. Но это уже не Самсон Вырин и не Башмачкин. «Сердцем и мыслями я человек!» – провозглашает Макар Девушкин. Он беден в материальном плане, а в духовном – богаче многих. И это духовное богатство проявилось в его способности любить. Любить и заботиться о бедной, больной девушке. В его письмах к Вареньке видна большая душа, такт, человечность. Он духовно богаче дворянина, помещика Быкова, который видит в бедной Вареньке лишь предмет утехи. «Маленький человек» Достоевского вызывает не столько жалость, сколько уважение. Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» продолжает традиции Ф.М.Достоевского. Способность любить возвышенно, чисто, страстно он подарил бедному чиновнику Желткову. Всю жизнь он посвятил любви к княгине Вере Шеиной. Но эта любовь изначально обречена, так как этот благородный молодой человек не одного круга с княгиней. Он беден, стеснителен, неловок, его жизнь была бы томительно однообразна, если бы не великая, святая любовь, которая озарила его судьбу, пробудила в нём человеческое достоинство, раскрыла громадные силы его духа. После смерти бедного чиновника княгиня поняла, что мимо неё прошла любовь, которая рождается раз в тысячу лет. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего общества» и возвысил «маленького человека»

    Защита следующего эпиграфа к рассказу: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (А.Куприн).

О волшебной силе любви, которая несёт счастье и муки, толкает на безрассудные поступки, испепеляет душу человека – и очищает, возвышает её, размышляли философы, писатели во все времена. О такой любви и рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Основная идея этого рассказа заключается в утверждении того, что любовь – это тайна, что настоящая любовь обязательно сопряжена с трагедией. Эта мысль раскрывается в истории любви скромного, бедного чиновника Желткова к знатной даме из высшего общества – княгине Вере Шеиной. «Маленький человек « оказался способен на огромное, всепоглощающее чувство, заключающее в себе весь смысл жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас», - так писал самоотверженно влюблённый Желтков любимой женщине.

Его любовь была безответной, безнадёжной, тайной – княгиня даже ни разу не видела того, кто всю жизнь посвятил любви к ней. Они не сказали друг другу ни единого слова, но он боготворил её, преклонялся перед нею, ради её счастья, её спокойствия добровольно расстался с жизнью. Это любовь от Бога, посланная ему как награда, как величайшее счастье. Невозможно понять и объяснить, почему он, незаметный, бедный молодой человек, полюбил с первого взгляда незнакомую знатную даму, заведомо понимая, что эта любовь будет безответной и горько-счастливой. Почему эта далеко не идеальная женщина возвысилась в его глазах до божества? «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё» - любовь таинственна и всесильна. Она сильнее даже смерти, сильнее законов логики. Любовь и смерть – эта трагическая коллизия часто повторяется, когда речь идёт о настоящей любви. Трагедией смерти окрашена и любовь Желткова. Разлюбить Веру он был не в силах, потому что «разве можно управлять таким чувством, как любовь, чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». И любить её он тоже не мог больше, не мог ради Веры, потому что его любовь стала омрачать жизнь любимой женщины. Вот истинно трагическая ситуация, выход из которой – только в смерти. Желтков закончил жизнь самоубийством. Но и уходя из жизни, он думал о Вере. Он не хотел, чтобы даже косвенно его смерть запятнала её имя, поэтому в предсмертной записке причину трагического ухода из жизни он объяснил растратой казённых денег. Не всякий добровольный уход из жизни можно назвать трагедией, потому что в основе трагического противостояния лежат высокие нравственные или общественные мотивы. Смерть Желткова продиктована высоким, одухотворённым чувством любви. Её можно назвать трагедией. Настоящая любовь изначально трагична, потому что несёт счастье и большое страдание, потому что во всякой радости много печали.

Беседа-дискуссия после защиты представленного эпиграфа.

Эпиграф выражает идейную суть рассказа: истинная любовь – это тайна, трагедия. Такая любовь возвышается над земными страстями, земной суетой, её не касаются жизненные удобства, компромиссы, расчеты. О такой любви нельзя судить исходя из обычных представлений о разумности, нравственности. Настоящая любовь не укладывается в житейскую мудрость, и в этом плане она является величайшей тайной в мире. Эта мысль звучит не только в истории любви Желткова, но в рассказе есть второстепенные персонажи со своей любовью-тайной, любовью-трагедией. Например, молодой прапорщик, чистый, пылкий юноша, полюбил неизвестно за что старую, некрасивую, безнравственную особу – жену командира полка, и бросился под поезд, чтобы доказать ей свою любовь. А другой герой – капитан, любимец солдат, храбрый офицер - превратился в посмешище для окружающих, потому что так любил свою жену, что ради неё оберегал её любовника во время походов от опасностей, трудностей. Жертвовал своей жизнью, спасая его. Настоящая любовь – тайна, трагедия.

Учитель спрашивает, можно ли назвать эти истории трагическими, какую роль они играют в рассказе. Мнения учеников разделились.

Можно, потому что любят не за что-то, не за достоинства какие-то, а любят вопреки чему-то. Да, женщина, которую полюбил молодой, чистый юноша, далеко не идеальна. И в этом-то заключается трагедия. Молодой прапорщик, ослеплённый сильным чувством, боготворил мерзкую особу, которая не могла быть иной, и поэтому, посылая на смерть влюблённого в неё молодого человек, она была естественна в своей глупости, самовлюблённости, спесивости. Несмотря на низость этой женщины, вопреки этому, молодой человек был готов на всё, даже на смерть, чтобы доказать, проявить свою любовь. Самоотверженная любовь и человеческая низость – разве это не трагическое противоречие в жизни?

Эту историю нельзя назвать трагической. Во-первых, сам генерал Амосов называет её глупостью, а старый генерал является в рассказе рупором идей Куприна. Он один из положительных героев рассказа, которому можно доверять. Во-вторых, авторская характеристика героев этой истории доказывает, что от великого до смешного один шаг. Это не трагедия, а фарс. Авторская речь нарочито приземлённая, иронично-сатирическая. О высоком не говорят такими словами: «рожа преестественная»; «старая лошадь»; «какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать»; «так ему обе кисти и оттяпало». В сопоставлении с трагической любовью Желткова эта история доказывает, что « любовь у людей приняла такие пошлые формы…и дошла до маленького развлечения».

    Защита эпиграфа «…Большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет » ( А.Куприн)

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн показал удивительную по красоте и силе чувства любовь, любовь возвышенную, идеальную, « о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Робкий и одинокий мелкий чиновник Желтков восемь лет тайно и безнадёжно любил недоступную для него княгиню Веру Шеину. Ничто в жизни не интересовало его, все мечты свои, лучшие помыслы и стремления, самые сокровенные движения души своей он посвятил ей – своей недоступной Мадонне. В мире пошлости, жестокости, расчётливости одинокий романтик сохранил душевную чистоту, восторженный порыв к идеальному, способность к самопожертвованию во имя любви. Даже перед лицом смерти он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над суетным миром, подарившее ему огромное счастье. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё».

Любовь бедного чиновника Желткова идеально-романтическая, которая, по словам старого генерала Аносова, «встречается один раз в тысячу лет». Это доказывается в рассказе при помощи приёма сопоставления. Чистая и бескорыстная любовь Желткова противопоставлена продажной любви, основанной на меркантильных интересах, расчёте, фальши. Именно так «любит» своего мужа сестра Веры Шеиной, выйдя за него замуж только потому, что он сказочно богат. О таких браках по расчёту и легкомыслию рассказывает много повидавший на своём веку старик Аносов. А вот настоящей любви, любви самоотверженной, бескорыстной, не ждущей награды, по его же словам, ему встречать не приходилось.

Возвышенно-романтический, неземной характер любви «маленького человека» к княгине подчёркивается словесной и образной символикой. Так, в рассказе неоднократно повторяется слово «старинный», способствующее тому, что сама история любви воспринимается как легенда, передаваемая из поколения в поколение, навеянная мечтой об идеальной, сказочно-прекрасной любви. Уже в портрете княгини Веры Шеиной подчёркивается её незаурядность, непохожесть на других: «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку…с той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах».На день рождения Вера получила в подарок от сестры записную книжку в старинном переплёте от молитвенника с орнаментом, который делает форму креста, прикреплённую к очень древней настоящей венецианской цепочке старого золота. Наконец сам гранатовый браслет был « весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», а среди красных гранатов переливался один зелёный гранат, который, « по старинному преданию, имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам».

И образ возлюбленного бедного романтика, и вещи, которые её окружают – всё дышит глубокой стариной, антикварной ценностью, так же, как и любовь скромного чиновника к его Богине.

Обсуждение предложенного эпиграфа

Эпиграф выражает мысль об исключительности, романтической приподнятости любви скромного чиновника к княгине. Рассказ «Гранатовый браслет» - произведение реалистическое. В нём достоверно, правдиво изображена социальная, бытовая действительность, но в тоже время чувствуется тяготение к романтической приподнятости над серой жизнью, стремление приукрасить обыденность. В рассказе сочетаются черты реализма и романтизма. Уже в портрете Желткова подчёркиваются черты внешности героя романтических произведений: бледность, длинные волосы, большие голубые глаза. Его жизнь окружена ореолом таинственности6 мы ничего не знаем о нём, можем только догадываться по некоторым признакам о его социальном положении в обществе, но его прошлое, настоящее – всё тайна. Как у всякого романтического героя, любовь у него таинственная, загадочная, приобретает даже черты стихийности, не подвластной человеческой воле. Любовь – самоотречение, любовь – подвиг. Желтков любит страстно, бескорыстно. Он благодарен той, которая подарила ему счастье любви: «Да святится имя Твоё». Любовь самоотверженная, бескорыстная, чистая – большая любовь.

Учитель спрашивает, в каких ещё произведениях русской литературы любовь показана как самоотвержение, преклонение, подвиг. В числе прочих ученики называют стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил»

    Чтение учеником наизусть стихотворения «Я вас любил»

    Заключительное слово учителя.

Подобранные эпиграфы выражают и читательское восприятие рассказа, и авторскую позицию. Куприн показал любовь как вечное светлое начало, способное возвысить душу любящего. Он показал вечную загадку любви как «величайшую тайну в мире». Он противопоставил большую любовь низменным чувствам, соединив реализм с романтизмом. Авторским эпиграфом к рассказу является название бессмертной бетховенской сонаты, потому что эта музыка раскрыла Вере Николаевне красоту чувства Желткова как редкой ценности и помогла всё понять и почувствовать себя прощённой. Любовь Желткова так же бессмертна, как эта соната. Она заслуживает преклонения.

Чтение учителем конца рассказа под звуки «Лунной сонаты».