Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах. Анализ эпизодов «Сборы Наташи Ростовой на бал» и «Сватовство князя Андрея» (по роману Толстого «Война и мир»)

Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах. Анализ эпизодов «Сборы Наташи Ростовой на бал» и «Сватовство князя Андрея» (по роману Толстого «Война и мир»)

Семья – это кристалл общества
В. Гюго

Роман-эпопея «Война и мир» рассказывает об исторических событиях начала XIX века. Но это произведение не только об истории, о жизни общества, но и о людях. Не случайно автор на протяжении всего романа рассказывает читателю о жизни целых семейств. Например, семьи Курагиных, семьи Болконских, Ростовых. Семьи, как и герои Толстого, во многом противопоставлены друг другу. Именно от семьи, как считает автор, зависит, каким станет человек в будущем, что выберет для себя жизненными принципами, жизненными идеалами. Одни живут лишь для себя, другие – для ближнего, готовы пожертвовать самым дорогим ради семейного счастья.
Уже в первом томе мы знакомимся с главными героями. В салон А.П. Шерер приезжает семья Курагиных. Князь Василий – один из представителей того общества, того пустого света, которое так ненавидит автор. В его движениях, жестах, речи отсутствует индивидуальность: внешне он одинаково мило общается со всеми. В душе же Василий Курагин – карьерист, он мечтает лишь об обогащении собственной семьи, не имея твердых моральных принципов. Какими же могут вырасти его дети? Конечно, такими же расчетливыми эгоистами.
Дочь Элен – светская красавица, звезда. Но кроме внешности, в ней нет ничего привлекательного. Элен – лишь пустая кокетка, мертвая статуя, не способная к живым, человеческим переживаниям. В свете у нее – дурная репутация. Но отец мечтает о выгодном браке для своей дочери. Узнав, что все наследство графа Безухова переходит его незаконнорожденному сыну Пьеру, Курагин женит его на своей дочери. Для Элен важен не сам Пьер, нескладный и некрасивый, а его огромное состояние. И мы видим, как страдает Безухов, попав в сети великосветских интриг.
Сын князя Василия Анатоль Курагин – под стать своей сестре. И для него, великолепного красавца, отец подыскивает богатую партию – княжну Марью Болконскую. Однако эта девушка отказывает Анатолю, понимая, что он женится на ней лишь из-за денег. Честолюбивый Анатоль пытается сделать блестящую карьеру военного, и наказан за это: в одном из боев он теряет ногу. Эгоизм и тщеславие для автора неприемлемы.
Совсем по-другому на страницах романа выглядя семьи Ростовых и Болконских. Здесь воспитание строится на других принципах, и они намного ближе к сердцу автора. Именно в такой семье вырос сам граф Толстой.
С семьей Ростовых мы знакомимся на именинах Наташи. Как сильно отличается обстановка этого дома от лжи и лицемерия салона А.П. Шерер, дома Курагиных! Здесь все просто и искренне, вместо французской речи звучит русская. Родители воспитывают своих детей, руководствуясь другими принципами: честность, порядочность, доброта – вот что отличает семью Ростовых.
Николай Ростов – порядочный человек, у него нет того честолюбия, как у Анатоля Курагина. Он идет на войну по долгу службы. В романе есть эпизод, когда Ростов струсил, испугался боя. Однако герой делает усилие, чтобы переломить себя, не уронить честное имя русского офицера.
Николай сумел под внешней некрасивостью Марьи Болконской разглядеть ее душевную теплоту и красоту, ее кротость, порядочность. Конечно же, читателю жаль Соню, кузину Ростовых, которой он предпочел княжну Марью. Но Болконская ближе ему по духу, по своим нравственным качествам. Вот что привлекает в ней Николая, а вовсе не ее богатство.
Милая и непосредственная Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. За ее внешней некрасивостью – богатый внутренний мир. Наташа восхищена красотой ночи в Отрадном, она счастлива в простом доме у дядюшки, счастлива на своем первом балу. Потеряв князя Андрея, страдает, и готова все ему простить, лишь бы вернуть возлюбленного.
В эпилоге Наташа и Пьер Безухов создают новую семью. И я думаю, что здесь будут такие же принципы воспитания детей, как и в доме Ростовых.
Читателям безумно жаль столь рано погибшего Петю Ростова, столь же милого и непосредственного, как его брат и сестра. Петя живет по принципу любви ко всем людям, окружающим его, и эта бесконечная любовь – из его семьи. Война приносит горе в любой дом, и очень жаль семью Ростовых, потерявших самого младшего и любимого сына.
Андрей и Марья Болконские очень схожи с Ростовыми. Андрею тесно в мире пустых сплетен, он мечтает вырваться из него на войну. Конечно же, Андрея нельзя считать только положительным героем. И ему присуще честолюбие, и он мечтает о славе. Однако, пройдя через жизненные испытания, герой преображается, становится другим. И теперь его жизненный принцип – жить для людей, быть полезным. Не случайно солдаты в полку называют его «наш князь».
Его сестра княжна Марья – образец для подражания. Для нее жизнь – это самопожертвование. Марья получила хорошее образование, у нее богатый внутренний мир. Она очень религиозна, строит свою жизнь по библейским заповедям. Марья очень любит своего отца и живет с ним в Лысых Горах, несмотря на то, что могла бы стать светской дамой Петербурга. Она искренне любит свою невестку, и после ее смерти заменяет сыну Андрея мать. Для нее страшно известие о смерти брата, и его она так же самоотверженно любит, как и остальных близких. И именно за эту доброту и самопожертвование полюбил ее Николай Ростов.
На страницах романа Толстого судьбы различных семей пересекаются. И все же нам понятно то, что является для автора самым дорогим в людях, семье. Это честность, порядочность, любовь к ближнему, душевное благородство, самопожертвование, умение признавать свои ошибки и учиться на них. Вот чем нам дороги его герои, и многому у них, на мой взгляд, можно учиться.

Два сватовства в романе
в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
(опыт сопоставления)

Для анализа предлагаются два эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (3 часть первого тома главы 1-2 и 3-5).
- Почему именно эти два эпизода выбраны мною? Что их объединяет?
(Тема сватовства.)
Неслучайно я захотела коснуться этой темы. Во-первых, тема эта является сквозной в русской литературе и искусстве.
- Вспомните, в каких произведениях она встречается.
(Сцены сватовства встречаются и у А.С.Пушкина в «Дубровском», и у Н.В. Гоголя в «Женитьбе», и на полотнах русских художников, например, «Сватовство майора» Федотова.)
Во-вторых, сватовство – это обряд, за которым следует свадьба, создание семьи. Семьи как части общества, мира. Ведь роман Толстого не только о войне, но и о мире.
- Вспомните об истории названия романа.
(Учебник Кутузова 10 класс стр.345. Мир – не война; мир – общность людей, народ. В романе Толстого именно во втором значении употреблено слово «мир»).
В ходе урока мы будем заносить свои наблюдения в таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе над романом (в таблицу заносятся ключевые слова и сочетания, характеризующие героев данных эпизодов).

Сватовство Пьера и Элен
Сватовство Анатоля и кн.Марьи

Отец-князь Василий Курагин:
Отец-князь Николай Андреевич Болконский:

Жених – Пьер:
Жених- Анатоль Курагин:

Невеста – Элен Курагина:
Невеста- княжна Марья Болконская:

Почему в начале эпизода возникает образ кн. Василия? Каковы его планы?
(Он- завсегдатай светского общества, ему встретился человек «в силе», и инстинкт подсказал князю, что Пьер может быть ему полезен).
Почему именно Пьера кн. Василий прочит в женихи Элен, «не выпускает» его из рук, ведь многие другие претенденты обращали внимание на его дочь?
(Пьер богаче всех. Князь Василий мог извлечь из этого выгоду.
Пьер беспомощен и кн.Василий не имел права бросить на произвол судьбы сына друга с таким огромным состоянием (ирония автора).
Что думает кн.Василий о счастье своей дочери?
(«Своя выгода», удастся «пристроить сыновей»).
Какой видит кн.Василий дальнейшую судьбу своих сыновей?
(Он называет их обузой и хочет Ипполита определить на место первого секретаря в Вене, а Анатоля выгодно женить).

Какие черты характера кн. Василия мы могли бы отметить в таблице?
(заполнение соответствующей графы в таблице).

Князь Василий был постоянным завсегдатаем петербургских салонов. Какую роль в частной жизни семьи Курагиных играет мнение светского общества?
(Именно там молва соединяла людей, формировала мнение о человеке, здесь делался выбор).
Какую роль в этом эпизоде сыграла А.П. Шерер? Искренна ли она, когда проявляет интерес к Пьеру и Элен?
(А.П.Шерер – хозяйка салона. Толстой сравнивает ее с хозяйкой прядильной мастерской. «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Пьер стал богат, следовательно, интересен для общества).
7. Под влиянием общества у Пьера возникает та же мысль, он тоже проявляет интерес к Элен. Но в отличие от светского общества он честен и искренен.
(Докажите текстом).
Что Пьер думает об Элен?
(«Умеет держать себя», красива, умеет быть достойно молчаливой в свете).
Как вы понимаете слова «уменье держать себя»? Приведите цитаты, доказывающие эту мысль.
(Элен демонстрирует свое тело, понимая, что она очень красива. Упивается этой красотой. Но красота эта «мертвая» . Она «не допускала возможности, чтобы кто-либо мог ее видеть и не быть восхищенным»; Улыбка ясная и красивая, которой она улыбалась всем; в весьма открытом платье; мраморный бюст; прелесть тела).
Какие чувства она испытывает к Пьеру? Говорит ли что-нибудь об этом автор?
(Нет. Она, как статуя, которой можно любоваться, но любить ее нельзя, и она любить не умеет).
Почему же тогда она «подходит так близко к Пьеру», привлекает его внимание. «Глаза ее как будто говорят» Что она думает о будущей семейной жизни?
(Она выполняет «заказ» отца. Толстой ничего не говрит о ее чувствах. Героиня не мучает себя мыслями, ей не даны внутренние монологи. Только жесты, позы, физиология).
Какие же черты характера Элен мы могли бы отметить в таблице? (заполнение соответствующей графы).

А что же происходит с Пьером?
(Внутренняя борьба).
В чем проявляется эта внутренняя борьба?
(Верит в искренность; «в состоянии опьянения; не хотел огорчать людей.
Чувствует влечение к этой красоте и обязанность перед другими людьми; неопытен в жизни.
Уже знал, будет стоять под венцом с нею).
Любит ли он ее?
(Нет. Мучается, постоянно задает себе вопросы, не может дома уснуть. «Она была страшно близка ему»; «краснеет»; «она глупа»; «это не любовь»; «в этом браке что-то нечестное». Элен более опытна, сама делает первый шаг – целует Пьера).
Ни Пьер, ни Элен не испытывают друг к другу чувства любви. Почему же тогда достиг своей цели кн.Василий?
(Пьер только принят в светское общество, не знает его законов, у него нет опыта, впервые почувствовал себя в центре внимания).

Обобщите все сказанное о Пьере, заполните соответствующую графу в таблице.

Кстати, кто еще из героев романа женится так же, попадая под влияние женской красоты, без любви?
(Кн. Андрей за полгода до этого создает семью, женится на Лизе).
Случайно ли в следующей главе Толстой рисует еще одну сцену сватовства?
(Нет. Автор рисует параллельный мир, противопоставляет отношение героев к вопросу создания семьи.)
Опять возникает образ отца семейства – Николая Андреевича Болконского. Каково его отношение к замужеству дочери кн. Марьи?
(Недоволен сложившейся ситуацией. Презирает эту семью.)
В чем это проявляется?
(Рад выпавшему снегу, требует закидать дорогу, называет дочь дурой, иронизирует над ней при гостях, придирается ко всем: «тарелка ему показалась не чиста»).
Почему он так груб с дочерью? Он не желает ей счастья?
(Он любит Марью, но по-своему; кн.Болконский умен и проницателен – он все понимает, ему «больно за дочь»).
Эта боль выразилась в отчаянном крике души героя во время разговора один на один с кн. Василием.
(«Пускай выходит, мне все равно», - закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощании с сыном.)

Не забывая о таблице, вносим в нее мысли о кн.Болконском в соответствующую графу.

Семья Курагиных опять внесла смуту в умы и сердца героев. Давайте остановимся на характеристике образа Анатоля Курагина.
Что представляет он из себя? Почему старый кн.Болконский постоянно «хмурится»?
(Анатоль все время проводит в увеселениях, «числится» в армии. Для князя Болконского служить отечеству- святой долг каждого мужчины (сцена проводов на войну сына кн.Андрея).
А каким Анатоль видится Марье? Каково ее первое впечатление от встречи?
(«Она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное». Она не видит его, но чувствует нежную руку, прекрасные русые волосы. Красота его поразила ее.)
Как он ведет себя?
(Молчит. Чувствует тщеславное удовольствие, видя свое влияние на окружающих. Весело наблюдает прическу Марьи. Осознает свое превосходство. Обращает внимание на Бурьен, рад тому, что скучать не придется.)
А какова же кн.Марья в этой сцене?
(Волнуется, переживает. Это доказывают внутренние монологи.
Ей совестно за себя и за других).
Какая художественная деталь подчеркивается автором во внешнем облике княжны в этой сцене?
(«Глаза ее потухли», «глаза, полные слез и мысли», «глаза, полные грусти и мысли»).
Какие же мысли ее мучают? Какой она видит свою будущую семейную жизнь?
(Стр. 246.)
Толстой внешне изуродовал героиню, сделал ее некрасивой. А как он относится к ней?
(Любит. Неоднократно упоминает о «лучистых» глазах Марьи. А ведь глаза человека – зеркало души. Она умеет чувствовать, переживать, мыслить (внутренние монологи). Сцена игры на фортепиано (стр. 253). Княжна преображается. Неслучайно автор не дает восторжествовать злу в образе Анатоля Курагина.)
На решение вопроса о женитьбе Толстой отводит героям только одну ночь. Как ведут себя герои?
(Анатоль заснул тот час (стр. 253). Все остальные не спят: Марье чудится дьявол с белым лбом, черными бровями и румяным ртом (стр. 254), кн. Николай Андреевич чувствует себя оскорбленным за дочь, все понимает (стр.254).
Что повлияло на решение, которое принимает кн.Марья?
(стр.256).
Как характеризует ее этот поступок?
(Благородна, способна на самопожертвование ради счастья других (стр.257).
Заполним до конца таблицу, отметив в ней наши мысли об Анатоле и Марье.

К какому выводу подводит нас автор?
(Противопоставляет героев).
В чем смысл антитезы? Какую модель семьи Толстой не принимает, зачеркивает?
(Обе модели не принимает).
А что же дальше ждет героев?
(Толстой делит героев на «любимых» и «нелюбимых». Пройдя через испытания, любимые герои: Пьер, кн.Марья, Наташа - обретают счастье, дом, семью. Нелюбимые: Элен, Анатоль – лишены будущего. (Об этом мы узнаем в эпилоге романа (4том, стр.336)). Одним из испытаний для героев стала любовь, женитьба!)

Вывод: В своей книге Толстой показал нам, что хорошо, а что плохо, как можно и нужно жить, а как нельзя. По существу, «Война и мир» - модель жизни.

Домашнее задание: На страницах романа еще образовываются семьи (Берг, Друбецкой). Как возникают эти семьи, что их отличает. Продолжите свои наблюдения в таблице.

Курагин Анатоль - сын князя Василия, брат Элен и Ипполита, офицер. В отличие от «спокойного дурака» Ипполита князь Василий смотрит на А. как на «беспокойного дурака», которого всегда надо выручать из неприятностей. А. -- высокий красавец с добродушным и «победительным видом», «прекрасными большими» глазами и русыми волосами. Он щеголеват, нагл, глуп, не находчив, не красноречив в разговорах, развращен, но «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Будучи другом Долохова и участником его кутежей, на свою жизнь А. смотрит как на постоянное удовольствие и увеселение, которое должно было быть кем-то устроено для него, он не заботится о своих взаимоотношениях с другими людьми. К женщинам А. относится презрительно и с сознанием своего превосходства, привыкнув нравиться и не испытывая ни к кому серьезных чувств.

После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея, намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль. Их последняя встреча состоится в лазарете после Бородинского сражения: А. ранен, ему ампутируют ногу.

Образ Анатоля Курагина в романе "Война и мир" (2 вариант)

Любимые герои Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» сопоставляются по принципу контраста с героями-эгоистами, лицемерами, представляющими самодовольный, развращенный свет. Среди них особенно выделяется образ Анатоля Курагина.
С первых страниц знакомства с ним дается его личностная характеристика, которая незначительно эволюционирует, усложняется на протяжении всего романа. Выбор имени и фамилии этого героя неслучаен. Автор очень ответственно подходил к выбору имени для каждого своего героя. Имя Курагина французского происхождения. Большую часть жизни он провел за границей, получив типичное для Европы домашнее образование. Отсюда его крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям.
Анатоль привык прожигать жизнь легко, не задумываясь. Немало хлопот доставляют его отцу, тонкому дельцу князю Василию, похождения сына. Ежегодно Анатоль тратил значительные финансовые средства семьи. Именно поэтому отец выхлопотал для него место в штабе. Всему Петербургу были известны вечера «золотой молодежи» с кутежами, вином, медведями, в которых Анатоль не мог не принять участие. Вместе с Долоховым он был настоящей знаменитостью в мире «повес и кутил Петербурга».
Лишь в 3 гл. 4 ч. 1 тома автор приводит психологический портрет своего героя: красивый, самоуверенный взгляд, учтивый вид, постоянное выражение «добродушного веселья и довольства» на лице, «надушенная красивая голова», сдержанная молодецкая походка. На первый план здесь выходят не душевные, личностные качества, а внешний блеск, антураж. Видно, что Анатолю доставляло удовольствие привлекать к себе взгляды молодых барышень, нравилось производить впечатление. Главная, определяющая черта характера Анатоля – его самовлюбленность. Она выражается во всем. Законы морали, нравственности для него не существуют. На людей он привык смотреть, как на пешек. Психологический портрет Курагина контрастен образу Андрея Болконского и Пьера Безухова, в характере которых определяющим было духовное, нравственное начало.
В потоке жизни судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи, Пьера Безухова, княжны Марьи, Андрея Болконского. Он принимал участие в масштабных исторических событиях (Бородинской битве). При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. С семьей Болконских связан эпизод сватовства Анатоля Курагина. От княжны Марьи ему были нужны только деньги, наследство, он с иронией относился к ее внешности, с презрением отзывался о старом князе.
Его сватовство больше напоминало фарс. Бравый внешний вид Анатоля оказал влияние на княжну Марью. Ей показалось, что в лице этого статного, сильного героя она обретет защиту, опору, избранника. Но за внешним блеском Анатоля скрывалась пустота, животные инстинкты, которые безошибочно угадал в нем старый князь. Герой не переставал смотреть на ножки мадмуазель Бурьен, с которой впоследствии изменил княжне Марье. Щегольство, бесконечные любовные интриги сделались для него привычными: «На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него».
В чем же скрыт секрет его развращающего обаяния? По натуре Анатоль не был карьеристом, он не обладал находчивостью или красноречивостью. Но «у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». В имении старого князя он чувствовал «тщеславное удовольствие, видя свое влияние на трех женщин». Чувство искренней любви, уважения, нежности к женщине незнакомо Анатолю. Для него каждая девушка является объектом удовольствия, игрушкой. При этом герой был абсолютно убежден в том, что никогда не сделал ничего дурного, что «ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил». Анатоль – это средоточие и логическое развитие порока. Его единственной страстью было веселье и женщины.
Под чудовищное влияние Анатоля попала и Наташа Ростова в один из переломных моментов своей жизни. Разлука с князем Андреем стала для нее тяжелым испытанием. Растерянностью, неопытность героини с легкостью воспользовался Анатоль. Их встреча произошла в театральной ложе, во время исполнения оперы. Толстой всячески подчеркивает искусственность, пошлость атмосферы представления на сцене и в жизни героев. Всему свету было известно печальное прошлое Анатоля. Когда-то за неосторожную связь на границе один польский помещик заставил его жениться на своей дочери. Впрочем, скоро Анатоль оставил свою жену и ребенка, снова вернувшись к привычному образу жизни. Он не сводил своих наглых глаз с Наташи так долго, что бедная девушка уже не чувствовала границы стыдливости между ними.
Анатоль не останавливается ни перед чем ради своей прихоти. Не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, он пытается тайно увести из Москвы Наташу и жениться на ней. Но, к счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления. На столько глубоко очерствело сердце этого человека. Даже во время решающего разговора с Пьером с лица Анатоля не сходит «робкая подлая улыбка», которая было так характерна и для жены Пьера. Недаром он говорит Анатолю: «Где вы – там разврат, зло». Анатоль – олицетворение подлости, лжи всего светского общества, оторванного от национальных корней, погрязшего в бесконечных удовольствиях и кознях. А зло рано или поздно разрушает себя изнутри. Наступает неминуемая расплата за содеянное.
Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Эта битва - сюжетный узел всего романа. Сюда стянуты все линии развития героев. Это своеобразный момент истины, в котором проверяется характер человека, стоящего перед лицом смерти. Но, вероятнее, важнее всего для Анатоля было не само участие в исторически важной битве, а закономерная встреча с Андреем Болконским. После произошедших с Наташей событий князь Андрей возненавидел ее обидчика и поклялся отомстить ему. Но, увидев Анатоля, у которого только что отняли ногу, сердце его дрогнуло. Перед Болконским лежал не франт или столичный щеголь, а несчастный, «страдающий, обессилевший человек». Князь Андрей сразу же вспомнил детство, первые обиды и неудачи. Он осознал, что истинный смысл жизни заключается в любви и прощении.
Как известно, эго и любовь несовместимы. В этой характеристике заключена гуманистическая позиция автора, для которого не существует деления людей по уровню их успешности, положения в обществе. Главное – к чему приходит человек, какие духовные открытия он совершает. Противопоставляя эгоизм и порочность Анатоля Курагина нравственному стержню Андрея Болконского и Пьера Безухова, автор высвечивает подлинные, непреходящие ценности жизни. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении. Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Он привык не жить, а казаться. Постоянные страхи потерять сферу влияния на других, отсутствие искренней привязанности погубили его душу. Жизненный путь Анатоля в который раз доказывает, что страсть и эгоизм разрушают своего носителя.

Образ Анатоля Курагина в романе "Война и мир" (3 вариант)

Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль – помогает в раскрытии других образов романа.

Анатоль - сын князя Василия Курагина, офицер, брат Ипполита и Элен. Как и все члены семейства Курагиных, Анатоль эгоистичен и испорчен. Все Курагины используют других людей в своих целях, для удовлетворения своих собственных желаний. Элен открыто изменяет мужу, не щадит его самолюбия. Элен, зная, что Наташа является невестой Андрея Болконского, нисколько не задумываясь, сначала устраивает для брата и Наташи свидания, а потом помогает Анатолю похитить девушку. Пьер пытается объяснить Анатолю неправильность его поведения: «... кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, ... вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». Князь Василий называет своего сына «беспокойным дураком», который приносит ему много хлопот: «... этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год...»

Внешняя характеристика Анатоля Курагина довольно привлекательна. Это высокий красавец, имеющий добродушный и «победительный вид», «прекрасные большие» глаза и русые волосы. Но такое описание уже настораживает читателя. Познакомившись с другими героями, мы обращаем внимание, что самые любимые герои Толстого некрасивы внешне, но имеют богатый внутренний мир. За внешней красотой Анатоля ничего не скрывается, там пустота. Он щеголеват, глуп, нагл, развращен, «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Его жизнь проходит в непрерывных кутежах, он живет лишь для своего удовольствия и увеселения. Героя не заботят взаимоотношения с другими людьми: "Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Женщины вызывают у него презрение, он чувствует свое превосходство над ними, поскольку привык нравиться, но сам при этом не испытывал ни к одной из них серьезных чувств.

Князь Василий пытается женить сына на княжне Марье Болконской. Анатоль и на нее поначалу произвел впечатление, однако его недалекость, а также порочность спасают княжну от этого брака. Курагин отсылает Анатоля из Петербурга в Москву, рассчитывая, что там сын вступит в должность адъютанта главнокомандующего, а также постарается составить хорошую партию. Только самые близкие люди знали, что Курагин два года назад был женат. Когда его полк стоял в Польше, Анатоль вынужден был жениться на дочери одного помещика, однако "Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека".

Наташа Ростова тоже поддалась обаянию героя и уже была готова бежать с ним. Лишь узнав о том, что Курагин женат, она отказывается от своей мысли, но эта история нанесла ей глубокую душевную травму. Роман Наташи с Анатолем стал ударом и для Андрея Болконского, который желает отомстить обидчику, вызвав его на дуэль. Но встречается князь Андрей с Курагиным лишь будучи тяжело раненным, видя в таком же состоянии Анатоля, которому ампутировали ногу. Болконский прощает Курагина, и на этом мы тоже прощаемся с этим героем. Он выполнил свою роль в романе, больше ему нет места среди героев.

Анатоль – привлекательный внешне, совершенно пустой внутри, тем не менее выполняет важную роль в романе. Через его образ проходят другие герои произведения и получают жизненные уроки, которые помогают им в своих духовных исканиях найти правильный путь.

Тема урока: «Отец и дочь». (По роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»). Анализ эпизода.

Цель урока: продолжить изучение произведения «Война и мир», показать истинные чувства князя Н.А. Болконского к своей дочери, проанализировав эпизод сватовства Анатоля Курагина к княжне Марье.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его дочери Татьяны Львовны, цитаты (высказывания Грибоедова, Крылова, Карамзина, Шекспира и др.)

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

А.С. Грибоедов

Отцы и матери! Вам басни сей урок

Я рассказал её не детям в извиненье…

Но если выросли они в разлуке с вами

И вы их вверили наёмничьим рукам,

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам?

И.А. Крылов

Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

Несмотря на все школы, институты и пансионаты.

Н.М. Карамзин

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью,

которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная,

которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

Мудр тот отец, который знает

своё собственное дитя.

В. Шекспир

Ход урока:

    Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока «Отец и дочь». Вы дома внимательно прочитали 3-ю, 4-ю, 5-ю главы из 3-ей части 1 тома романа «Война и мир», выписали главные, на ваш взгляд, фразы, отрывки, которые характеризуют душевное состояние, мысли князя Болконского и его дочери Марьи, в эпизоде сватовства Анатоля Курагина.

Давайте обратимся к цитатам, написанным на доске, прочитаем и подумаем, какое из высказываний может служить подтверждением тому, что вы прочитали к уроку.

(Учащиеся высказываются, делают вывод, что так или иначе, но все предложенные высказывания соответствуют теме урока).

Скажите, впервые ли мы встречаемся с темой «отец и дочь»? (Да, впервые).

До этого мы говорили об отце и сыне. Из какого произведения? («Отцы и дети» И.С. Тургенева), свекровь и сноха (Кабановы в драме Островского), мать и дочь (Огудаловы из «Бесприданницы» Островского).

Слово учителя:

Старшее и младшее поколения, отцы и дети постоянно в этом учебном году в центре внимания на наших уроках. Почему? Потому что на примере героев произведений мы учимся понимать те, возможно, тщательно скрываемые тревоги, боль «отцов» за своих детей.

А каким отцом был Л.Н. Толстой, глава большого семейства?

(Проверка домашнего задания. Сообщение учащегося.)

Слово учителя:

В книге Н. Домениной «По страницам «Войны и мира» есть главы «Князь и княгиня», «Отец и сын», «Два императора» и др. Но нет главы с названием нашего урока. Так вот на сегодняшнем уроке мы и попытаемся понять, что чувствуют два этих родных человека в ситуации испытании для обоих – сватовства по расчёту.

II. Проверка домашнего задания.

Какие строки романа о Николае Андреевиче Болконском и княжне Марье вы записали в тетрадь? Как они передают внутреннее состояние героев?

(Учащиеся читают и кратко комментируют домашнее задание. Например, о князе Болконском:

Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима;

И кто возьмёт её из-за любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство;

Убралась, как дурра! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет! А он её и знать не хочет. И так далее.

О княжне Марье:

-…тщательно пыталась преодолеть внутреннее волнение…;

Одна мысль о взгляде её отца приводила в ужас;

Она вспыхнула, прекрасные глаза её потухли, лицо её покрылось пятнами;

В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главное, сильнейшею и затаённою её мечтой была любовь земная;

И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем.

Беседа по вопросам:

Какой он, старик Болконский?

(Он сильный, деспотичный, деятельный, с причудами, прямой, крутого нрава, вспыльчивый, немного смешной, противоречивый, страшный, живой – рядом с ним и князь Василий, и гости Анны Павловны Шерер – духовные мертвецы).

Почему, когда мы читаем страницы, рассказывающие о Николае Андреевиче и княжне Марье, мы невольно думаем: «Бедная княжна Марья!»

Как к причудам отца относится княжна Марья, а как князь Андрей?

(По-разному. Сын позволял себе судить отца. Он понимал его слабости.

Обратимся к главам, которые перечитали к уроку. Как, чем живёт Болконский сейчас, когда идёт война с Наполеоном и на фронте его сын, от которого он получает ежедневно письма; о чём думает во время ежедневных прогулок по парку, что заботит его?

(Индивидуальное задание. Сообщение учащегося на тему: «Мир мыслей князя Болконского»).

III. Основная часть урока. Анализ эпизода сватовства Анатоля Курагина.

Слово учителя:

Князя Болконского заботят совсем другие мысли. Идёт война, он полностью погружён в военные события. А тут Курагины с визитом, да ещё с намерением посвататься к его единственной дочери. И в данный момент он должен думать об этом.

Почему старый князь кричит на Алпатыча? (Прочитать сцену Алпатыч и князь Николай Андреевич 3глава.)

(Ему стыдно, что он поднял палку на Алпатыча, но в глубине души рад, что тот уклонился от удара, но всё равно продолжает кричать: «Прохвосты! Закидать дорогу!» - потому что он, властный человек, в отчаянии от своей беспомощности перед ненавистной силой, которая врывается в жизнь.)

В чём выразилось волнение в доме Болконских в связи с приездом Анатоля?

(Княгиня Лиза приоделась, мадемуазель Бурьен прибавила ленточку к своему наряду, обе от чистого сердца хотят принарядить княжну Марью, но бедняжка так нехороша.)

Что испытывает княжна Марья в момент переодевания, о чём её думы?

(Выразительное чтение со слов: «Княжна Марья чувствовала себя оскорблённой в чувстве собственного достоинства…

До слов: «Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она.)

Найдите строки, передающие первое впечатление княжны Марьи от Анатоля.

Как Толстой характеризует Анатоля в этот момент? (Прочитать.)

«…Анатоль, заложив большой палец правой руки… до слов…и ничем не изменяемая уверенность».

Какой вопрос мучает старика Болконского в момент одевания перед выходом к гостям?

(Уч-ся читают: «Старый князь неторопливо одевался в кабинете …» до слов: «Это-то мы и посмотрим».)

Обобщить прочитанное, что войдя в комнату, князь увидел всё: платье Лизы, ленточку Бурьен, и главное, «одиночество своей княжны в общем разговоре».

Слово учителя:

Он растил дочь, он её учил и воспитывал, хотел сделать её умной, образованной – потому так и сердился, когда она не понимала геометрии. И он любит её, видит за этим некрасивым лицом её доброту и благородство; он-то знает, как прекрасны бывают лучистые глаза, -кто достоин этой души, этих глаз? Что они, эти, могут видеть в его княжне? Богатую дурнушку? Эта мысль просто нестерпима.

А каков идеал мужчины для княжны Марьи?

Давайте выразительно прочитаем диалог князя Николая Андреевича с Анатолем. Этот разговор важен для Болконского и «потеха» для Анатоля, который сразу заявил отцу, князю Василию: «Я этих стариков терпеть не могу». (Со слов: «Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут?») (Николай Андреевич увидел, что он из себя представляет.)

Что он может сейчас сделать? Может выгнать?

Слово учителя:

И ведь может выгнать! Прямо может сказать: уезжайте, скатертью дорога, позвать Алпатыча, приказать снова расчистить нарочно закиданный снегом «прешпект» - пусть катят гости восвояси. А нужно сдерживаться, говорить с князем Василием. Более того, надо звать дочь и объявить ей о предложении. Она ещё и согласиться может, ведь гордости-то у неё нет: «…первый встречный показался – и отец, и всё забыто, и бежит, кверху чешется и хвостом винтит, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца!»

А что за разговор произошёл между князем и княгиней Марьей в кабинете отца?

Слово учителя:

И снова нам хочется сказать: «Бедная княжна Марья!» Как он мучает её, злой старик! А думает ли кто-нибудь о нём, об этом старике? Каково ему всё понимать и видеть, что дочь готова полюбить Анатоля, уже мечтает о нём и надеется быть счастливой – с ним! Легко ли ему говорить: «От твоего решения зависит счастье твоей жизни. Обо мне говорить нечего»?

Что стоит за этими словами?

(Он переламывает себя, свой властный нрав, подчиняясь тем правилам, которые он сам избрал. Но как тяжело это ему, как он уязвим в своей любви к дочери!)

Слово учителя:

Когда через час Тихон пришёл звать княжну Марью к отцу для ответа, перед нами предстала другая княжна Марья. Давайте это прочитаем.

Какое решение она принимает?

В чём же видит своё призвание княжна Марья? Что главное в ней?

(«Моё призвание – быть счастливой другим счастьем любви и самопожертвования.)

А какие выводы из события сделал князь Николай Андреевич? Этих слов мы не услышим, но можем «додумать» сами.

IV. Задание на дом: что мог бы написать в своём дневнике старик Болконский после отъезда отца и сына Курагиных? Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Из дневника Н.А. Болконского. Декабрь 1805 года».

V. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, какой же вывод можно сделать, заканчивая наш урок?

Был ли этот урок полезен для вас? Что вы поняли? (ребята делают выводы, высказывают своё мнение об отношении родителей к своим детям).

Слово учителя. (Учитель обобщает сказанное).

Итак ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели один из эпизодов романа-эпопеи «Война и мир» - сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской. И анализ этого эпизода нам показал истинные чувства князя Н.А. Болконского к своей дочери Марье. Мы увидели, что отец до глубины души любит свою дочь, переживает за неё, хочет видеть её счастливой. Хотя внешне нам, читателям, казалось, что Болконский недолюбливает свою дочь. Я думаю, что окажусь права, сказав, что и вам кажется порой, что родители к вам несправедливы, что делают всё не так, как вам хотелось бы. Даже может возникнуть мысль, что они вас не любят. Но уверяю вас, что это не так. Любая мама, любой папа желают своим детям только самого лучшего, готовы в любую минуту придти на помощь.

Урок закончен, можете быть свободными.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец

Задонского муниципального района Липецкой области

Открытый урок по литературе

в 10 классе

Тема урока:

( по роману эпопее Л . Н . Толстого

« Война и мир »)

Анализ эпизода

Тюрина Н.А.

Хмелинец - 2014