Новый состав арии. Исторически значимый уход кипелова из легендарной группы

Новый состав арии. Исторически значимый уход кипелова из легендарной группы
Новый состав арии. Исторически значимый уход кипелова из легендарной группы

Почему Кипелов ушел из Арии? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, поскольку принятие столь серьезного и ответственного решения редко является следствием эмоционального порыва. Не был исключением и уход солиста Арии.

Решение уйти из коллектива возникло у Кипелова задолго до окончательного разрыва с Арией: причиной тому были непростые взаимоотношения как с руководством коллектива, так и между самими музыкантами. Состав Арии менялся неоднократно: культовая рок-группа пережила немало потрясений и расколов. Уход Кипелова, ставшего "лицом" Арии, означал рождение совершенно иного коллектива.

Из истории рок–ансамбля

1. Основу будущей рок-группы составил вокально-инструментальный ансамбль «Поющие сердца», директор которого задался целью создать принципиально новый коллектив, отвечающий современным запросам слушателей.

С этой целью в ансамбль начали приглашаться молодые музыканты, которым предоставлялась полная свобода творческой самореализации и использование технического потенциала коллектива. В 1983 году в новый ансамбль на некоторое время пришел Виталий Дубинин, впоследствии оставивший его с целью получения квалификации вокалиста в знаменитой «Гнесинке».

2. Через два года в ансамбль пришли Холстинин (Холст) и Грановский (Алик), а после распада вокально-инструментального ансамбля «Лейся, песня» он приобрел и нового вокалиста Валерия Кипелова.

Именно Грановскому и Холстинину (бывшим аккомпанирующими музыкантами группы) принадлежала инициатива создания параллельной группы, пробующей силы в стилистике хеви-метал. На этот момент Векштейн еще оставался директором и менеджером нового коллектива.

3. Название «Ария» появилось благодаря Холстинину, который в течение трех дней штудировал словарь иностранных слов в поисках определения, идеально отражающего суть исполняемой коллективом музыки.

Слово ария, на котором он остановил свой выбор, покорило его не только звучанием, но и тем, что его можно написать как русским, так и латинским шрифтом. Для честолюбивых молодых музыкантов было чрезвычайно важно признание не только отечественных, но и зарубежных поклонников.

4. Первый студийный альбом, работа над которым была закончена в последний день октября 1985 года, ознаменовала рождение новой группы. Именно эта дата и считается официальным днем ее создания.

5. 5 февраля 1986 года состоялось первое выступление группы Ария. Музыканты сначала поработали на разогреве публики, выступив с новыми композициями в стиле хеви-метал, а во втором отделении концерта вышли уже как участники группы «Поющие сердца».

6. 1986 год принес Арии успех сразу на двух рок-фестивалях: «Литуаника-86» отметила выступление группы специальным призом. «Рок-панорама-86» удостоила арийцев сразу двух наград: высокую оценку получило техническое обеспечение выступления и антивоенные композиции.

7. Советское телевидение не могло остаться в стороне от появления нового интересного коллектива и включило кусок фестивальной программы Арии в популярную молодежную программу «Веселые ребята». Так Ария впервые появилась на телеэкранах.

Двойная жизнь «арийцев»

Почти полгода Ария, не обладающая официальным статусом и не имеющая одобрения комитета по культуре, находилась на полулегальном положении. На афишах красовался одобренный Москонцертом ансамбль «Поющие сердца», а на концертах выступало два разных коллектива.

Первое отделение отдавалось композициям Арии, а во время второго те же самые музыканты сопровождали выступление Антонины Жмаковой. Подобные метаморфозы были возможны лишь во время гастролей в провинциальных городках, в которых отсутствовал жесткий идеологический контроль, характерный для столицы. Разумеется, подобные проделки были сопряжены с огромным риском (как для самих музыкантов, так и для прикрывающего их директора).

Название группы и программа ее сольных концертов были официально утверждены комиссией Министерства культуры в сентябре 1986 года во многом благодаря уловкам директора Векштейна.

Одной из хитростей Векштейна была махинация с припиской авторства. Автором одной из композиций был объявлен член Союза композиторов Давид Тухманов, а текст песни «Тореро» был якобы написан Федерико Гарсия Лоркой.

История конфликтов и расколов

Недовольство музыкантов (связанное с финансовыми вопросами и несогласием по поводу исполняемых ими композиций) сопровождало группу на протяжении всего периода, пока у руководства коллективом оставался Векштейн.

Осенью 1988 года Ария в полном составе покидает Векштейна и уходит к менеджеру Юрию Фишкину. Ария не развалилась благодаря позиции Кипелова, решившего сохранить целостность коллектива и уступить жестким требованиям гитариста Холстинина и вокалиста Дубинина, создавших к этому моменту композиции для нового альбома.

В 1994 году группа совершила двухнедельное турне по Германии. Из-за бездарной организации, вследствие которой музыканты не имели даже сносных условий проживания, «арийцы» не получили ни копейки. Разразившийся по этому поводу скандал, изначально обращенный против организаторов поездки, привел к очередному расколу коллектива.

После германских гастролей Кипелов получил приглашение в группу Мастер и некоторое время выступал вместе с ней. Это был вынужденный шаг, направленный на решение финансовых затруднений. Навсегда покидать Арию певец на тот момент не планировал.Однако остальные «арийцы» болезненно восприняли его уход и в качестве замены приняли в группу вокалиста Алексея Булгакова. Это обстоятельство послужило причиной полного прекращения отношений между Кипеловым и «арийцами».

Некоторое время Кипелов выступает в паре с ушедшим из Арии гитаристом Сергеем Мавриным. Основу программы «Назад в Будущее» составили песни Арии и кавер-версии композиций зарубежных рок-групп.

Летом 1995 года Булгаков уходит из Арии, вследствие чего группа снова остается без вокалиста. Александр Морозов (чья компания подписала пятилетний контракт с Арией) потребовал возвращения Кипелова в коллектив под угрозой выплаты крупной неустойки за срыв контракта. Приняв участие в записи нового альбома, певец вновь воссоединяется с группой.

Когда группа лишилась солиста?

К концу 2001 года взаимоотношения между «арийцами» были настолько напряженными (записывая альбом «Химера», музыканты осуществляли запись и сведение своих партий по отдельности), что Кипелов предложил временно распустить группу и давать сольные концерты.

Холстинин (Холст) и Дубинин (Дуб) наотрез отказались от этого предложения, аргументируя это тем, что почти готовы новые песни для очередного альбома. В ответ на эту категоричность Кипелов отказался принимать участие в этой записи.

Прощальные гастроли старого состава Арии (получившие название «Зеленая миля») прошли летом 2002 года. Финальный концерт Арии состоялся в последний день августа на стадионе Лужники. Его название («Судный день») было символичным, поскольку именно после него из Арии ушли Кипелов (Кип), Манякин (Маня) и Терентьев (Теря).

1 сентября 2002 года покинувшие Арию музыканты создали новую группу Кипелов. К ним присоединились Сергей Маврин и Алексей Харьков.

Холстинин пытался вернуть Валерия Кипелова в Арию. Переговоры состоялись, но закончились ничем, поскольку Кипелов соглашался вернуться только вместе с Терентьевым и Манякиным, а им было отказано в возвращении в группу.

Окончательный уход со сцены

Почему распалась группа Ария?

Ведущая роль в окончательном расколе коллектива принадлежит Рине Ли (ставшей администратором группы Кипелов). Ее приход в Арию был ознаменован скандальным увольнением бывшего директора. Ария того периода уже относилась к числу культовых коллективов, но расценки ее выступлений были крайне низкими.

Через год компания Harley-Davidson предложила группе спонсорскую поддержку. В это же время с группой начинает работать продюсер Юрий Соколов, с легкой руки которого одна из композиций Арии становится песней года после прокрутки на «Новом радио». В результате этого сотрудничества рейтинг коллектива значительно поднялся. Музыканты получили от Соколова предложение подписать контракт.

Контракт с Соколовым ослаблял позиции Рины Ли, поэтому, воспользовавшись близкими отношениями с Кипеловым, она повела двойную игру. После аншлаговых концертов в ряде больших городов и трех триумфальных выступлений в московских Лужниках летом 2002 года она уговорила Терентьева и Манякина принять участие в новом проекте.

Окончательный уход Кипелова из Арии был обусловлен непрекращающимися с 1995 года конфликтами с одним из лидеров группы, гитаристом Холстининым.

Немалую роль в развале коллектива сыграли и постоянные финансовые конфликты, возникающие как между участниками группы, так и в отношениях с административной группой.

«Ария» уходит корнями в молодость ее будущих участников, когда они были студентами Московского энергетического института. Пробный коллектив, созданный будущими музыкантами «Арии», прожил недолго и вскоре распался. Когда, наконец, Владимир Холстинин и Алик Грановский под чутким руководством Виктора Векштейна образовали собственный коллектив, переманив к себе Кипелова, Львова и Покровского, и записали свой первый студийный альбом «Мания величия» в 1985 году, тогда и родилась легендарная группа.

Чуть позже в «Арию» пришел Большаков, а Молчанов заменил Львова на ударных. Первое время группа вела несколько подпольный образ жизни, но с 1986 года начинаются активные гастроли и запись нового альбома «С кем ты?» в нынешнем составе. Группа набирает популярность, покоряя и радио.

К следующему году состав вновь меняется. Ряды «арийцев» пополняют Виталий Дубинин и Максим Удалов – новый барабанщик группы. Также приходит Маврин. Группа записывает виниловую пластинку «Герой асфальта».

В 1988 году производятся съёмки первого клипа «Арии», на песню «Улицы роз». Прежде чем записать очередной альбом, коллектив отправляется в масштабные заграничные гастроли в Германию и Болгарию. Внутри коллектива обостряется конфликт в связи с недовольством музыкантов политикой Виктора Векштейна. В итоге группа вынуждена расстаться со своим менеджером. В составе «Арии» также происходят преобразования, и свой четвертый альбом команда записывает с новым ударником – Александром Манякиным.

Дубинин и Маврин уезжают в Германию на несколько месяцев, и в это время группа успешно гастролирует с сессионными музыкантами. Позже следствием кропотливой работы «арийцев» становятся известнейшие альбомы: «Кровь за кровь» 1991 года, затем – «Ночь короче дня» 1993 года.

1994 год ознаменован для «Арии» крупным контрактом с компанией Moroz Records. Переиздаются старые альбомы группы. В 1996 году выходит первый концертный альбом «Арии».

Следующий год музыканты занимаются сольными проектами. В 1998 году группа вновь собирается, чтобы записать очередную пластинку – «Генератор зла». В 1999-м коллектив записывает лучшие баллады и каверы в едином сборнике «2000 и одна ночь».

Начало нового века «Ария» встречает новым альбомом «Химера» 2001 года, а также первым выступлением на фестивале «Нашествие». Валерий Кипелов покидает группу вместе с Мавриным и Манякиным. Дальнейшая работа происходит в следующем составе: Дубинин, Холстинин, Беркут, Удалов и Попов.

К 2006 году «Ария» набирает все большую популярность, выпуская синглы и давая многочисленные концерты. Выходит следующий альбом группы – «Армагеддон».

В 2008 году для масштабного тура, посвященного двадцатилетию альбома «Герой асфальта», коллектив объединяется с Кипеловым и Мавриным. Это было знаковое событие для обеих групп. В 2010 году «Ария» дает массу крупных концертов в разных городах России.

В 2011 году к группе присоединяется новый вокалист, которым стал Михаил Житняков. Таким составом группа записывает свой одиннадцатый альбом – «Феникс», продолжая существовать и по сей день, радуя своих поклонников.

Вклад в развитие российской рок-музыки

«Ария» - это уникальный коллектив, насчитывающий многолетнюю историю. Эта группа входит в десятку самых популярных российских рок-групп. Она внесла немалый вклад в развитие музыкального направления хэви-метал в его традиционной, английской манере.

Бывшие участники коллектива создали собственные музыкальные проекты и успешно занимаются творчеством схожего направления. Это такие группы как: «Кипелов», «Маврин», «Мастер», «Артур Беркут» и «Артерия».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы Ария

Идея создания группы, играющей бескомпромиссный heavy metal, родилась у Владимира Холстинина давно, ещё во времена его сотрудничества с Сергеем Сарычевым и группой "Альфа".

В "Альфе" Владимир познакомился с Аликом Грановским. Поделившись своими идеями, Владимир нашёл в нём единомышленника, и вскоре ребята приступили к работе над своим первым альбомом. К началу 1985 года большая часть материала была готова, открытым оставался вопрос о студии записи и вокалисте. В это время Алик и Владимир знакомятся с Виктором Векштейном - услышав материал, тот решает стать менеджером будущей группы и предоставляет ребятам свою студию для записи альбома. Вокалиста нашли достаточно быстро - им стал Валерий Кипелов.

Название группе придумал Владимир Холстинин - слово "АРИЯ", кроме краткости и удобства написания, как на русском, так и на английском языках, несло в себе определённый смысл: фанатов и музыкантов группы сразу стали называть "арийцами".

В записи первого альбома приняли участие Александр Львов (барабаны) и Кирилл Покровский (клавишные). Профессионально сыгранный альбом получился настолько непохожим на весь рок, исполнявшийся в то время в СССР, что группу сразу заметили и оценили поклонники серьёзной, тяжелой музыки.

На альбоме все партии были записаны одним гитаристом, но для выступления на концертах группе был необходим второй. Им стал Андрей Большаков. Игорь Молчанов (играл с Владимиром и Аликом в "Альфе") сменил Александра Львова за барабанами. Первый концерт АРИИ состоялся 5 февраля 1986 года в ДК МАИ. Большинство присутствовавших сошлись во мнении, что группа весьма перспективна, но достаточно было и недоброжелателей. Пессимистические прогнозы не оправдались - вскоре АРИЯ становится лауреатом "Рок-Панорамы-86", а на фестивале "Литуаника-86", проходившем в Вильнюсе, получает приз за профессионализм. И хотя пресса упорно обходит группу молчанием, АРИЯ продолжает стремительно идти вверх, собирая полные залы.

В ноябре 1986 года группа выпускает свой второй альбом "С кем ты?". Ко времени его выхода в группе назрел настоящий раскол, причинами которого стали как недовольство администраторской политикой Виктора Векштейна, так и разногласия музыкантов в вопросе дальнейшего стиля группы. После гастрольного тура в январе 1987 АРИЮ покидают, выразив желание играть другую музыку, Алик Грановский, Андрей Большаков, Игорь Молчанов и Кирилл Покровский.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вскоре на место бас-гитариста в группу приходит Виталий Дубинин (друг Владимира ещё по институту и коллега по "Волшебным сумеркам"), вторым гитаристом становится Сергей Маврин, а барабанщиком - Максим Удалов. Последние до АРИИ вместе играли в "Черном кофе" и "Металлаккорде".

Первое большое выступление обновлённой АРИИ состоялось в апреле 1987 на концерте, открывающем фестиваль "Мелодии друзей". Этот ежегодный фестиваль проходил по столицам и крупнейшим городам СССР и длился около месяца. Концерты доказали, что АРИЯ, вопреки витавшим слухам, не умерла. После фестиваля АРИЯ отправилась в концертный тур, продолжавшийся вплоть до августа. Во время него, в перерывах между выступлениями, музыканты работали над песнями для нового альбома.

В августе 1987 группа приступила к записи своего третьего альбома, закончив работу в течение месяца. После выхода "Героя асфальта" (изначально альбом должен был называться "На службе силы зла") стало ясно, что смена состава пошла коллективу на пользу. Многие характеризуют альбом как один из лучших дисков группы. Гастрольный тур в поддержку продолжался два года с аншлагами на каждом концерте. Изданный спустя год тиражом более одного миллиона винил разошелся мгновенно, через год найти его на прилавках было практически невозможно.

На песню "Улица Роз" был снят клип, в котором в качестве массовки приняли участие фанаты группы. Режиссёрами клипа стали Дмитрий Маматов и Сергей Комаров, клип появился на экранах в передаче "Музыкальный лифт" и сразу занял первое место в хит-параде.

Зимой АРИЯ отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин. Дав несколько успешных концертов, группа получает приглашение на фестиваль "Дни стены" летом 1988 года, где выступает перед аудиторией в 120.000 человек.

Всё это время продолжали накаляться отношения с менеджментом, наметился очередной конфликт, музыканты всерьёз задумались об уходе от Виктора Векштейна. Первым не выдержал Максим Удалов. В октябре 1988 года он уходит, а в ноябре на его место принимают Александра Манякина.

В январе 1989 года группа, уже без поддержки Виктора Векштейна, приступает к записи четвёртого альбома - "Игра с огнём". Менеджером АРИИ становится Юрий Фишкин (знакомый Холстинина и Дубинина по группе "Волшебные сумерки").

Альбом выходит в апреле 1989 года. После его выхода и съемок клипа на песню "Дай жару!" (режиссёр Евгений Пахоменков), группа отправилась в длительное турне по России и Германии. АРИЯ приняла участие в берлинском фестивале "Rock Summer" и отыграла весьма успешные концерты в четырёх крупных городах. Весной 1990 года Виталий Дубинин и Сергей Маврин подписывают контракт с группой "Lion Heart" и уезжают в Мюнхен, но уже в августе, найдя возможность разорвать контракт, возвращаются. АРИЯ, отметив свой пятилетний юбилей концертами в ДК ЗИЛ, начинает готовить к записи свой пятый альбом.

"Кровь за кровь" выходит осенью 1991 года на фирме "Синтез рекордс". С "Кровь за кровь" оформлением альбомов группы занимается художник Василий Гаврилов.В начале 90-х у АРИИ (как и у многих других групп) резко сокращается количество выступлений.

Концертный тур "Кровь за кровь", в котором в качестве звукорежиссёра участвовал Максим Удалов, записал в свой багаж всего 9 городов. Музыканты решают пойти по известному пути - созданию собственной студии звукозаписи. Так в середине 1994 года появляется "АРИЯ рекордс".

В том же году АРИЯ заключает пятилетний контракт с фирмой "MOROZ Records", одним из результатов которого становится издание летом 1994 года всех пяти ранних альбомов группы (включая не издававшиеся "Мания величия" и "С кем ты?").

Летом 1994 группа приступает к записи следующего альбома (первые наброски для него появились уже в конце 1992, а записанная в 1993 году новая песня "Ангельская пыль" вышла на сборнике "Russian Metal Ballads Vol.1", выпущенном в начале 1994 года фирмой "MOROZ Records"). В сентябре 1994, записав партии ударных, АРИЯ в четвёртый раз отправляется на двухнедельные гастроли по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном берлинском Hard Rock Cafe. В конце тура возникли серьёзные трения с организаторами, что послужило причиной напряжения отношений внутри самой группы. После возвращения в Москву, Валерий Кипелов ни разу не появился на студии, где полным ходом шла работа над альбомом. Через месяц стало известно, что он выступает с группой "Мастер". "АРИЙцы" занялись поисками нового вокалиста, продолжая записывать инструментальные партии к альбому. В декабре на место Кипелова пробуется Алексей Булгаков (солист группы "Легион"). А в январе 1995 группу покидает Сергей Маврин, заявив, что не верит в успех с новым вокалистом.

В качестве сессионного музыканта на место Маврина в АРИЮ берут Сергея Терентьева, который впоследствии остаётся в группе. Проблему с вокалистом решает Александр Морозов, президент фирмы "MOROZ Records", пригрозив штрафными санкциями за срыв контракта. В результате Валерий Кипелов возвращается в группу и записывает вокальные партии к альбому "Ночь короче дня", увидевшему свет в сентябре 1995 года.

После выхода нового альбома снимается клип на песню "Возьми мое сердце" (режиссер Дмитрий Великанов). В это же время менеджером АРИИ становится Сергей Задора, который, собрав мощную административную группу, организует серию концертов в Москве и других городах. Во время этого тура был записан и выпущен двойной концертный альбом "Сделано в России", неожиданно, но прочно и надолго занявший в хит-парадах высокие места.

20 августа 2004 АРИЯ отыграла последний концерт турне "Крещение Огнём" и тут же приступила к записи нового, уже десятого по счёту альбома, материал для которого группа начала готовить еще весной-летом.

Однако, в отличие от прошлых студийных сессий, "арийцы" не собираются запираться в своей студии пока не завершат творческий процесс. В подтверждение этого, уже в октябре группа вновь отправляется в дорогу, с обновленной концертной программой, условно названной "Лучшее". До конца 2004-го АРИЯ выходила на сцену почти 30 раз, посетив вначале Украину, а затем проехавшись по родной стране от Астрахани до Оренбурга и обратно. Завершили же год настоящим праздничным утренником – уже традиционным предновогодним концертом в московском CDK МАИ, который, вне всяких сомнений, стал самым оригинальным выступлением АРИИ уходящего года!

Неделей же раньше, вспомнили и самое запомнившееся событие года 2003-го – спустя чуть больше года после грандиозного действа в "Лужниках", наконец, поступил в продажу двойной концертный альбом и двойной DVD "Живой огонь", запечатлевшие историческое шоу.
Наступивший 2005-й – год для АРИИ юбилейный, а для ее поклонников – весьма многообещающий: помимо нового, кстати, уже десятого по счёту, студийного альбома, выход которого ожидается до наступления лета, и последующего турне в поддержку диска, ожидается масса сюрпризов, приуроченных к 20-летию легендарного коллектива! Так что, история продолжается!!!

Хочешь узнать, что такое настоящая слава и музыка? Не знаешь, как подняться на вершину успеха и продержаться на ней более 30 лет? Тебе интересно, как создаются твои любимые песни?

Вскоре началась концертная деятельность, для которой были приглашены: второй гитарист Андрей Большаков, а ударником вместо Львова стал Игорь Молчанов.

Однако «концертная деятельность» — это громко сказано, долгое время группа не могла выступать на сцене официально: на афише была группа «Поющие сердца», а «Ария» выступала в одном отделении концерта.

В этом вопросе надо отдать должное продюсеру Векштейну, на какие только ухищрения он не пошел, чтобы коллектив получил статус официального, даже авторство песен было приписано членам союза композиторов и классикам.

Но труды не прошли даром, и был утвержден первый концерт.

Вывод: для достижения цели хороши и уместны все средства, если они не причиняют вреда другим.

Не без проблем

За это время пришедший в группу Большаков стал активно предлагать свои идеи, которые были созвучны идеям Грановского, в результате чего сложился замечательный тандем.

Альбом практически полностью состоит из песен Большакова. Но Холстинин оказался практически отстраненным от создания песен, чем был крайне недоволен. В группе назревает внутренний раскол.

Кроме того, несмотря на активную концертную деятельность у части музыкантов растет недовольство деятельностью Векштейна. Особенно не устраивает их низкий заработок, чрезмерная опека (отсутствие возможности давать интервью журналистам) и вмешательство в творческий процесс.

После гастролей Большаков, Покровский, Грановский и Львов покидают группу, несмотря на то, что часть их требований выполнена. В таком составе рождается на свет новая группа «Мастер», в 1987 году она выпускает первый альбом с одноименным названием

Вывод: ищи компромисс и учитывай интересы коллег

Новый этап

Но появляется следующая проблема – группа лишается возможности исполнять самые популярные хиты, т.к. Большаков, ушедший из группы, запретил делать это.

Возникает необходимость записи нового альбома, который должен был называться «На службе силы зла», но был изменен в соответствии с требованиями компании «Мелодия», которая его выпустила, также были подкорректированы тексты, внесены изменения, касающиеся обложки. В результате получился альбом популярный и по сей день.

В течение 1987-88 годов группа активно гастролирует по СССР и даже выезжает в Германию. Публика высоко оценивает российских музыкантов.

Вывод: у тебя есть тысяча возможностей, умей ими воспользоваться

Очередной кризис

Успех и популярность не способствуют, тем не менее, сближению коллектива. Удалова не устраивает создаваемая музыка, и он хочет кардинальных перемен, Дубинин и Холстинин накопили материал и хотят записи нового альбома, а Кипелова и Маврина устраивает нынешнее положение, в то время как Векштейн хочет продолжения гастролей и записи альбома в подобном ключе.

В результате Маврин и Кипелов оказываются перед выбором: либо с Холстининым и Дубининым уходить от Векштейна и записывать новый альбом, либо оставаться с продюсером, но без написанного материала.

Принято решение и «Ария» уходит к Юрию Фишкину. Вскоре выходит их третий альбом – . Барабанщиком становится Александр Манякин.

В начале 90-х годов наступает в стране экономический кризис, доходы музыкантов резко снижаются, и они вынуждены подрабатывать.

Но после празднования пятилетнего юбилея, а также нескольких живых концертов группа начинается работа над альбомом , который выпущен в 1991 году.

Вывод: умей преодолевать трудности и принимать рациональные решения

И снова конфликт

После крайне неудачного двухнедельного тура по Германии в 1994 году назрел новый конфликт. Кипелов по предложению Грановского подрабатывал и исполнял песни вместе с . Дубинин и Холстинин же решили, что это можно считать уходом Валерия из группы и стали подбирать ему замену. На место вокалиста был приглашен Алексей Нелидов, а затем Алексей Булгаков.

Вывод: не делай поспешных выводов, умей выслушать

По отдельности

Несколько месяцев выступали с программой, состоящей из каверов песен западных групп и песен «Арии» — «Назад в будущее».

В «Арии» же тем временем снова встал вопрос о вокалисте, т.к. с Булгаковым отношения не сложились.

Плюс к этому в Moroz Records посчитали, что будущий альбом может стать успешным только при условии наличия на вокале Кипелова. И в 1995 году был записан альбом . После чего Валерию поступило предложение вновь вернуться в группу.

Т.к. Сергей Маврин планировал проект с длительным выездом в США, то Кипелов согласился. Вопрос о возвращении Маврина в коллектив не стоял, т.к. его место уже было занято Терентьевым.

Вывод: умей прощать

Снова вместе?

В таком составе прошли несколько концертов, после чего Кипелов и Маврин вновь объединились для записи альбома , а Дубинин и Холстинин создали свой проект – «АвАрия».

Интересный факт, что альбомы писались параллельно на одной студии

В 1998 году «Ария» выпускает ещё один альбом «Генератор зла», в 2001 году альбом «Химера». Этот период можно назвать очень спокойным и успешным в деятельности группы. Популярность растет, их песни звучат на радиостанциях и охватывают огромный круг аудитории. Группа выступает в качестве хедлайнера на «Нашествии», а на обложке альбома впервые появляется знаменитый Жорик, придуманный художником Лео Хао. Валерий Кипелов активно дает интервью и становится лицом группы.

Вывод: умей радоваться своим победам

Не долго счастье длилось…

Уже при записи «Химеры» у музыкантов начали возникать разногласия, конфликт всё нарастал и от создания следующего альбома Кипелов отказался, а Дубинин и Холстинин с уверенностью заявили, что найдут нового вокалиста, против лидеров группы выступили и Терентьев с Манякиным.

В 2002 году произошел окончательный раскол.

Вставал вопрос о правах на название , были предположения, что его никто не будет использовать, но случилось всё по-другому…

Вывод: не делай окончательных выводов, пока не будешь уверен

Возрождение

Обновленный состав выглядел так: вокалист – Артур Беркут, гитарист-Сергей Попов, а в качестве барабанщика приглашен Максим Удалов

Группе пришлось нелегко, ведь после ухода Кипелова многие фанаты были исключительно негативно настроены к новому вокалисту. Но они всё преодолели, и альбом вернул популярность группе.

В 2006 году был записан альбом под название «Армагеддон». Плотный гастрольный график, двадцатилетний юбилей и множество других положительных моментов было в этот период, но…

Всё хорошее когда-то заканчивается

И в июне 2011 объявлено об уходе Беркута. Сам вокалист не знал об увольнении, его коллеги объяснили это тем, что для записи нового альбома им потребовался вокалист другого плана.

Вероятно, всё было подготовлено заранее, только вот Артура предупредить забыли…

Вывод: будь честен

Бой продолжается

Исполнитель тепло был встречен поклонниками «Арии» за свой профессиональный и красивый голос и мощную энергетику на сцене, ну а что будет дальше – время покажет.

Вывод: верь в успех

Что же мы получаем в итоге?

  • Никогда не отступай
  • Для достижения цели используй все возможные средства, не причиняющие вреда другим
  • Ищи компромисс и учитывай интересы коллег
  • Помни, что у тебя есть тысяча возможностей – используй их все
  • Умей преодолевать трудности и принимать рациональные решения
  • Не делай поспешных выводов
  • Умей прощать
  • Умей радоваться своим победам
  • Не делай окончательны выводов, пока не будешь уверен
  • Будь честен
  • Верь в успех

«Ария» - это российская группа, которая играет музыку в стиле британского хеви-металла. Это одна из самых успешных и старейших в России металл-групп. В 2007 году она была лауреатом премии Fuzz, как лучшая live-группа. Участниками «Арии» были созданы многие известные группы («Маврин», «Мастер», «Артерия», «Кипелов»), составляющие плеяду название которой «семейка Арии».

Большинство текстов для группы писали поэты: Александр Елин и Маргарита Пушкина.

Предыстория :

Знакомство будущих музыкантов «Арии» Владимира Холстинина и Виталия Дубинина состоялось во время учебы в МЭИ, где была создана любительская рок-группа «Волшебные сумерки». Изначально Дубинин выступал в роли басиста, потом вокалистом стал Артур Беркут. В 1982 году Дубинин ушел из группы, чтобы закончить образование. Спустя время на место вокалиста в популярную арт-рок группу «Автограф» был приглашен Беркут, а «Волшебные сумерки» распались.

Бас гитарист Алик Грановский и Холстинин стали участниками группы «Альфа», которая исполняла хард-рок. Просуществовала группа всего несколько лет. В 1982-1984 годах, когда велась борьба с самодеятельными коллективами, музыканты были вынуждены подыскивать работу в официальных ВИА. В 1985 году Дубинин, Холстинин и Грановский присоединились к ансамблю «Поющие сердца». Туда же перешел Валерий Кипелов из распавшегося ансамбля «Лейся, песня». Спустя несколько месяцев Дубинин ушел из группы «Поющие сердца», чтобы учиться в Академии имени Гнесиных на вокалиста.

Ранняя история :

Параллельно с участием в «Поющий сердцах» Грановский и Холстинин создавали сайд-проект, который подразумевал создание группы, исполняющей хеви-метал. Художественным руководителем и менеджером новой группы стал Виктор Векштейн, который был директором «Поющих сердец». Он предоставил свою студию музыкантам. Название группы придумал Холстинин.

Впоследствии музыкантов и фанатов группы стали называть «арийцами». Холстинин, Векштейн и Грановский занялись подбором состава группы. За этот период в группу пробовались вокалист Николай Носков, гитарист Сергей Потемкин, клавишник Александр Мясников. Постоянного вокалиста «Арии» утвердили в феврале 1985 года, им стал Валерий Кипелов. Место ударника занял Александр Львов, который был звукоинженером «Поющих сердец», а бэк-вокалистом и клавишником стал Кирилл Покровский.

31 октября 1985 года считается днем рождением группы, именно в этот день был создан первый студийный альбом группы под названием «Мания величия». Материал, который был выпущен самиздатом на магнитной кассете, являлся традиционным хэви-металлом в духе модных в тот период американских и английских групп типа Black Sabbath и Iron Maiden. Этот альбом записали всего с одним гитаристом Холстининым в составе. Но для концертной деятельности все же пригласили второго гитариста Андрея Большакова. Помимо этого, за ударными Львов, который остался звукооператором группы, был заменен Игорем Молчановым.

5 февраля 1986 года в ДК МАИ состоялся первый концерт Арии. Они играли на разогреве «Поющих сердец». В этом же году группа сольно участвовала в фестивалях «Литуаника-86» и «Рок-панорама-86». «Арию» встретили на фестивалях весьма одобрительно, и группа завоевала даже несколько премий и Underground популярность.

В следующем году Ария записала второй альбом под названием «С кем ты?». В отличие от первого, этот альбом имел утяжеленное звучание. Большую часть композиций написал Большаков, который был поклонником Judas Priest, поэтому в его композициях присутствовал стиль этой группы. Для большинства песен тексты писал Александр Елин (за исключением «Без тебя» и «Память о…» - Маргарита Пушкина), из-за чего альбом имел остро-социальную и антивоенную тематику («Встань, страх преодолей», «Воля и разум», «Игры не для нас», «С кем ты?»). В роли звукоинженера снова выступил Александр Львов, который был в группе барабанщиком.

После ряда аншлаговых концертов в группе между менеджеров Виктором Векштейном и новым гитаристом Андреем Большаковым произошел конфликт. Кроме Кипелова и Холстинина, все остальные участники группы встали на сторону Большакова и разорвали отношения с Векштейном, однако права на название Виктор сохранил. Молчанов, Грановский, Покровский и Большаков создали группу «Мастер», и их первый одноименный альбом, в котором были несколько песен Арии, был выпущен в 1987 году.