Некоммерческое что значит. Некоммерческие организации: примеры заботы о людях

Некоммерческое что значит. Некоммерческие организации: примеры заботы о людях
Некоммерческое что значит. Некоммерческие организации: примеры заботы о людях

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются , создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ , относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Читайте также: Хозяйственные товарищества и общества

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

» рассказал о том, что такое НКО и какие особенности есть у этого типа организаций.

В закладки

В интернете полно статей о подходящих для бизнеса формах (мы тоже об этом ). В большинстве этих статей речь идёт о выборе между ИП и коммерческой организацией (ООО или АО), но про некоммерческие организации (НКО) почти ничего нет. Можно сказать, что это «сумеречная зона» российского корпоративного права.

Мы решили восполнить пробел и развеять распространённые мифы. Если статья понравится - пишите об этом в комментариях, продолжим разрушать легенды.

Миф первый: некоммерческих организаций мало и у них нет денег

По официальной статистике, НКО составляют по численности до 17% российских юридических лиц. Некоммерческих организаций в несколько раз больше, чем тех же акционерных обществ; оборот у них соответствующий.

К некоммерческим относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и весь общественный сектор, почти все образовательные организации, все государственные поликлиники, потребительские кооперативы (парковки, ТСЖ, дачные кооперативы и так далее), институты развития вроде ФРИИ или АСИ и множество других самых разных структур.

При этом сфера НКО очень плохо урегулирована. Не в смысле «не урегулирована вообще», как криптовалюты, а в смысле, что регулирование очень фрагментарное и внутренне противоречивое.

Центральный закон «О некоммерческих организациях» покрывает максимум половину видов НКО, остальные прячутся в специализированных законах вроде «О благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и так далее. Многие из этих законов написаны ещё в 1990-х годах и с тех пор не обновлялись до соответствия изменившемуся Гражданскому кодексу.

В получившемся месиве неспециалисту разобраться очень трудно: нигде нет даже перечня действующих форм некоммерческих организаций. При этом учредительные документы НКО в отличие от того же ООО тщательно вычитывают специалисты Минюста - с первого раза зарегистрироваться без опыта практически невозможно.

У некоммерческих организаций также бывают дополнительные статусы, связанные с видом их деятельности. Например, благотворительный статус - это ачивка для обычного некоммерческого фонда, позволяющая платить меньше налогов, но она удваивает количество бумаг.

Теперь применять нужно не только закон «Об НКО», но и «благотворительное» законодательство, а также подавать специальную отчётность. Получение и обновление лицензий (например, на образование, лечение и так далее) ещё сильнее усложнит работу юриста организации.

Миф второй: некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность - это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль - это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации - что коммерческой, что некоммерческой - будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву - или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике - учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Миф третий: некоммерческие организации не платят налоги

Кажется логичным - пока некоммерческие организации не конкурируют с коммерческими, государство должно их поддерживать ради создаваемого общественного блага. Но не в России.

Российская налоговая система предусматривает практически одинаковые налоги для всех организаций, в том числе некоммерческих. Не очень справедливо, но как есть. Зато НКО вправе использовать все те же самые налоговые режимы, что и «большие» общества: например, упрощёнку, чтобы не платить НДС.

Из этого правила есть исключения в пользу НКО, но их совсем мало. Не платят налоги с членских взносов ассоциации и союзы (например, профсоюзы); также НКО не платят налоги с безвозмездных пожертвований.

Существует целый ряд льгот для благотворительных организаций, которые применяются при условии, что не менее 80% поступлений такая организация раздаёт в порядке благотворительной помощи. В остальном некоммерческие организации платят налоги наравне с коммерческими.

Миф четвёртый: некоммерческие организации используют для манипуляций

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции - и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты - отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов - это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта - это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

Зачем вообще нужны НКО

После всего перечисленного у вас закономерно возникает вопрос: если НКО не дают преимуществ, то кто их вообще создаёт?

Во-первых, социальные предприниматели, которые уже занимаются некоммерческой деятельностью, - НКО позволяет получать гранты и пожертвования, что запрещено для коммерческих организаций. При наличии грамотных юристов и бухгалтеров можно построить целый холдинг из НКО и немного сэкономить на налогах.

Во-вторых, некоторые виды деятельности доступны только для некоммерческих организаций - например, обучение (кроме дополнительного образования), саморегулирование (СРО), управление жильём (ТСЖ) и так далее. Поэтому чтобы создать детский сад или школу, профсоюз или торгово-промышленную палату, нужно зарегистрировать НКО в Министерстве юстиции.

Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.

Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы некоммерческих организаций является то, что имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов организации относится возможность участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и другие. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов организации. Участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из некоммерческого партнерства участник имеет право на получение части имущества организации или стоимости этого имущества.

Фонд

это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.

Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

Благотворительный фонд

Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.

Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.

Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.

Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета - контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.

Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.

Учреждение

Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.

Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.

Ассоциация или союз

Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов . В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Общественное объединение

Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.

Общественные объединения могут быть созданы в виде:

  • общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
  • общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение , преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
  • общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
  • общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
  • политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).

По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица - общественные объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Коллегия адвокатов

Некоммерческая организация, основанная на членстве и функционирующая на принципах самоуправления добровольно объединившихся граждан, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензии.

Целью создания и последующей деятельности коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Учредительными документами, на основании которых коллегия адвокатов осуществляет свою деятельность, являются устав, утверждающийся ее учредителями, и учредительный договор.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, имеет печать и штамп со своим наименованием.

Имущество коллегии адвокатов принадлежит ей на праве частной собственности юридического лица и используется только для реализации уставных целей.

Адвокатское бюро

Это некоммерческая организация, созданная двумя или более адвокатами для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Сведения об учреждении адвокатского бюро вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, а его учредители заключают между собой партнерский договор, содержащий конфиденциальную информацию и неподлежащий государственной регистрации. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются объединить свои усилия и направить их на оказание юридической помощи от имени всех партнеров.

По истечении срока действия партнерского договора члены адвокатского бюро вправе заключить новый партнерский договор. Если в течение месяца со дня прекращения действия прежнего не заключен новый партнерский договор — адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения действия партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам в отношении своих доверителей и третьих лиц.

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом называется добровольное, основанное на членстве, объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками кооператива могут быть юридические лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста, причем один и тот же гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.

Единственным учредительным документом кооператива является устав, утверждающийся высшим органом внутреннего управления данной организации — общим собранием членов кооператива.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, для кооператива Закон предусматривает осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные в результате этой деятельности доходы распределяются между участниками кооператива либо идут на иные нужды, установленные общим собранием участников.

Имущество кооператива принадлежит ему по праву собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.

К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы.

Наименование кооператива указывает на специфику и виды деятельности данного юридического лица. Так, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы подразумевают, что на момент учреждения кооператива полностью готового к эксплуатации объекта (многоквартирного жилого дома, дачного строения, гаражей и т.п.), на который кооператив впоследствии приобретает права, не существует. В то время как при учреждении жилищного, дачного или гаражного кооператива данные объекты уже существуют.

Паевые взносы используются для ведения торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (например, жилищно-строительные кооперативы), так и в форме потребительского общества (районного, городского и т. д.), и как союз потребительских обществ (районный, областной, краевой и т.д.), представляющий собой форму объединения потребительских обществ. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз». Все эти требования нашли свое отражение в законе.

Религиозное объединение

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.

Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в ее собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Национально-культурная автономия

Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Некоммерческая организация в форме национально-культурной автономии создается на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Согласно Закону РФ «О национально-культурной автономии», национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными или федеральными.

Сегодня многие слышали про некоммерческие организации, которые сокращённо именуются НКО, но смутно представляют что это такое. Давайте попытаемся разобраться, что такое НКО, чем они занимаются, какие технологии используют в своей работе и кто, собственно, в них работает, кому нужна их деятельность и кто их поддерживает.

По закону

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Деятельность НКО охватывает самый широкий спектр вопросов жизнедеятельности современного человека. В законе указывается, что:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ был введён п. 2.1, который выделил особую группу социально ориентированные НКО (СО НКО), т.е. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Отметим, что ни государственные корпорации, ни государственные компании, ни политические партии не могут быть социально ориентированными НКО, точнее иметь этот юридический статус.

Для того, что НКО стала СО НКО необходимо, чтобы в учредительных документах организации были прописаны нижеперечисленные виды деятельности, ну и, соответственно, на практике организация занималась такими вопросами. Статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организация» определяет перечень видов деятельности СО НКО:

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; (пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. (пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

Формы НКО

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК).

Корпоративные юридические лица (корпорации)
- это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Таким образом, теперь НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • общественных организаций , к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (гл. 3 §6 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) , к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (гл. 4 §6 ГК РФ);
  • казачьих обществах , внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (гл. 6 §6 ГК РФ);
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (гл. 3 §6 ГК РФ).

Унитарные юридические лица - это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды (гл. 1 §7 ГК РФ);
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (гл. 2 §7 ГК РФ);
  • автономных некоммерческих организаций (гл. 3 §7 ГК РФ);
  • религиозных организаций (гл. 4 §7 ГК РФ).

Меры поддержки

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
  2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Также орган государственной власти и орган местного самоуправления могут передавать во владение и (или) в пользование СО НКО государственное или муниципальное имущество, которое должно использоваться только по целевому назначению.

На практике такая мера поддержки развита недостаточно, так как цель деятельности муниципалитета позиционируется как «привлечение прибыли в казну», а деятельность некоммерческого сектора не может быть направлена на получение прибыли. Поэтому, передавать муниципальную собственность в аренду СО НКО не выгодно, если применять в качестве меры деньги. Есть и другая точка зрения со стороны чиновников, которая заключается в том, что раз учредители НКО приняли решение о её создании, значит они должны позаботиться и о том, чтобы у организации было своё помещение. Такая точка зрения отчасти опирается на статью 26. анализируемого закона, где в качестве источников формирования имущества НКО указываются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Собственная предпринимательская деятельность

Законом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности НКО но «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах». Необходимо, чтобы деятельностью НКО, приносящая прибыль, отвечала целям создания некоммерческой организации.

Но, порой, на практике складывается такая ситуация, когда общественники не готовы выходить на рынок со своими услугами и причин для этого много. Основная из них - это не готовность изменить свое мировоззрение. Традиционный общественник делает добрые дела, делает это потому, что такова его потребность, такова суть его духовного мира. И он сталкивается с тем, что необходимо оказывать эту услугу - «делать добрые дела» за деньги, то есть за определённый процент. Эта ситуация похожа на то, что сейчас происходит в системе образования: учителям настойчиво объясняют, что их задача - не воспитывать и обучать ребёнка, а предоставлять «образовательную услугу», где учитель выступает в качестве продавца. Такой подход является для многих людей, служителей по своей натуре, неприемлемым.

В тоже время, услуги, которые производят НКО, должны быть стандартизированы и систематизированы тем или иным образом, особенно это важно, когда необходимо производить расчёт стоимости этой услуги. Государство ожидает, что НКО будут производить свои услуги минимум на 20-30% дешевле, чем в среднем на рынке услуг. При этом, если НКО получается субсидию от органа власти в Карелии, то она обязывается оказывать заявленную услугу бесплатно для населения региона.

Кадровый вопрос - Кто работает в НКО

В социальном партнерстве очень важно стремление добиваться результата. Одно дело - отстаивать политические права и заниматься болтологией, другое дело решать практические задачи на местности. Важно, не подменять деятельность органов власти, помощью волонтёров и лидеров НКО, а совместными усилиями решать проблемы.

При этом, сегодня ощущается неготовность бОльшей части НКО к систематической практической деятельности, направленной на решение проблем. Вместо этого, организации реализуют серии мероприятий, часто не связанных друг с другом. И только по истечении определённого времени, организация начинает обозначить стратегические цели деятельности своей НКО. Нередко пересмотр целей деятельности НКО приводит и к её реорганизации, и к её ликвидации.

Для того, чтобы деятельность НКО перешла на другой уровень: от небольших, почти спонтанных проектов к системный работе - необходимо иметь подготовленные кадры, которые способны не только организовать мероприятие, но и обладают достаточными управленческими компетенциями. В условиях карельской реальности, практически ничем не отличающейся от средних показателей по России, чаще всего в НКО, которые созданы для решения социально-экономических вопросов, трудятся волонтёры, люди, по своему типу эмоциональные, которых интересуют вопросы служения обществу. Эти люди, как правило, работники социальной сферы: образования и науки, культуры и искусства. За исключением профессиональных объединений и НКО, которые по своей сути являются коммерческими организациями, но зарегистрированы в форме НКО.

Помимо принятия стратегически важных решений, руководитель НКО должен быть подготовленные как в правовом, экономическом, так и социально-политическом поле. Согласно действующему законодательству, руководитель НКО несёт ответственность, как руководитель юридического лица. При чём, деятельность НКО в российских реалиях зависит целиком и полностью от её руководителя. Так как работа, как правило, не систематизирована, процессы не отлажены, коммуникации происходят спонтанно и каждый раз повторяется одна и та же ситуация, возникают одни и те же сложности, совершаются одни и те же ошибки. Функциональные обязанности специалистов НКО не определены и часто сам руководитель в одном лице выполняет функции и бухгалтера, и организатора, и лектора и т д.


Он и бог, он и жнец, он и жрец.

Выводы

На сегодняшний день, подготовка профессиональных кадров для некоммерческого сектора проводится как силами самих НКО (как российских, так и иностранных), так и в некоторых вузах на специальности «социальная работа». Но эта работа носит не системный характер и не обеспечивает постоянного притока кадров в сферу некоммерческого сектора, так как работа в НКО, в большинстве случаев, не приносит большого дохода.

Представляется, для того, чтобы некоммерческий сектор стал реальным партнёром государства в решении ключевых социально-экономических вопросов, необходимо создание условий для его постоянного совершенствования. Это, как мы уже говорили, и подготовка и переподготовка профессиональных кадров, понятная и чёткая система финансирования, система мер имущественной, административной и информационной поддержки. До тех пор, пока в системе НКО нет инфраструктуры, очень сложно говорить о развитии отрасли.

Сами НКО должны больше работать со средой - как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения системной работы, повышать доверие населения к своей деятельности и выходить на долгосрочное планирование и сотрудничество. Привлечение как добровольцев, так и включение новых членов в свои организации – один их механизмов для развития некоммерческого сектора. Люди уже созрели для того, чтобы переходить от обсуждения проблем местного сообщества к их решению.

Объединение НКО в союзы и ассоциации также может приносить определённые результат, так как при объединении усилий результат становится более значимым. Даже сейчас мы видим результаты от слаженной работы ресурсных центров НКО, но количества таких ресурно-методических центров, особенно в регионах, явно не достаточно.

Учреждение (некоммерческая организация)

Виды

В зависимости от собственника выделяют

  • Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы
  • Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования
  • Частные учреждения - учредителями выступают коммерческие организации .

Государственное или муниципальное учреждение бывают

  • бюджетными
  • автономными

Особенности функционирования

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными , т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Cоздавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество - правом оперативного управления . Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления , владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Учреждение (некоммерческая организация)" в других словарях:

    - (НКО) организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных … Википедия

    НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - в соответствии со ст. 46 ГК некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся… … Юридический словарь современного гражданского права

    Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера. Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на… … Википедия

    Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество… … Бухгалтерская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения). Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и… … Википедия

    Справочник технического переводчика

    У этого термина существуют и другие значения, см. Организация (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии … Википедия

    УЧРЕЖДЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество… … Большой бухгалтерский словарь

    УЧРЕЖДЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество… … Большой экономический словарь

    Учреждение - 1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера...