Мухина вера игнатьевна - великие любовные истории. Биография и творчество советского скульптора веры мухиной Вера мухина первая дама советской скульптуры

Мухина вера игнатьевна - великие любовные истории. Биография и творчество советского скульптора веры мухиной Вера мухина первая дама советской скульптуры
Мухина вера игнатьевна - великие любовные истории. Биография и творчество советского скульптора веры мухиной Вера мухина первая дама советской скульптуры

Вера Мухина – известный скульптор советского времени, работы которого помнят и в наши дни. Она во многом повлияла на российскую культуру. Самой известной ее работой является монумент «Рабочий и колхозница», также она прославилась созданием граненого стакана.

Личная жизнь

Вера Игнатьевна Мухина родилась в 1889 году в Риге. Ее семья принадлежала к известному купеческому роду. Отец, Игнатий Мухин, был крупным торговцем и покровителем наук и искусств. Родительский дом выдающегося деятеля искусств можно увидеть и в наши дни.

В 1891 году, в возрасте двух лет, девочка теряет мать – женщина умирает от туберкулеза. Отец начинает беспокоиться за свою дочь и ее здоровье, поэтому перевозит ее в Феодосию, где они вместе проживают до 1904 года – в этот год умирает ее отец. После этого Вера с родной сестрой переезжает в Курск к своим родственникам.

Уже в детстве Вера Мухина начинает увлеченно заниматься рисованием и понимает, что искусство вдохновляет ее. Она поступает в гимназию и оканчивает ее с отличием. После Вера переезжает в Москву. Девушка отдает все время своему увлечению: она становится ученицей таких известных скульпторов, как Константин Федорович Юон, Иван Осипович Дудин и Илья Иванович Машков.

На Рождество 1912 года Вера едет в Смоленск к своему дяде, и там с ней происходит несчастный случай. 23-летняя девушка едет на санях с горы и врезается в дерево, ветка сильно травмирует ей нос. Врачи оперативно пришивают его в смоленской больнице, в дальнейшем Вера переносит несколько пластических операций во Франции. После всех манипуляций лицо известного скульптора приобретает грубые мужские формы, это смущает девушку, и она принимает решение забыть о танцах в именитых домах, которые обожала в юности.

С 1912 года Вера активно изучает живопись, учится во Франции и Италии. Больше всего её интересует направление Ренессанса. Девушка проходит такие школы, как студия Коларосси, Академия Гранд Шомьер.

Вера возвращается домой спустя два года, и Москва принимает ее совсем не радушно: начинается Первая мировая война. Девушка не боится тяжелых времен, быстро осваивает профессию медсестры и работает в военном госпитале. Именно в это трагичное время в жизни Веры происходит счастливое событие – она встречает своего будущего мужа Алексея Замкова, военного врача. Кстати, именно он стал для Булгакова прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце». После в семье появится сын Всеволод, который станет известным физиком.

В дальнейшем до самой смерти Вера Игнатьевна занимается скульптурой и раскрытием молодых талантов. 6 октября 1953 года Вера Мухина умерла от стенокардии, которая чаще всего является следствием тяжелой физической работы и больших эмоциональных стрессов. И первого, и второго в жизни скульптора было много. Такова краткая биография известной советской женщины.

Творчество и работа

В 1918 году Вера Мухина впервые получает государственный заказ на создание памятника Николаю Ивановичу Новикову, известному публицисту и просветителю. Макет памятника был изготовлен и даже одобрен, однако он был сделан из глины и простоял некоторое время в холодной мастерской, вследствие чего растрескался, поэтому проект так и не был реализован.

В это же время Мухина Вера Игнатьевна создает эскизы следующих памятников:

  • Владимиру Михайловичу Загорскому (революционеру).
  • Якову Михайловичу Свердлову (политическому и государственному деятелю).
  • Монумент «Освобожденный труд».
  • Монумент «Революция».

В 1923 году Веру Мухину и Александру Александровну Экстер приглашают декорировать зал для газеты «Известия» на Сельскохозяйственной выставке. Женщины своей работой производят фурор: они поражают публику своим творчеством и богатой фантазией.

Однако Вера известна не только как скульптор, ей принадлежат и другие работы. В 1925 году она создала во Франции коллекцию одежды для женщин совместно с модельером Надеждой Ламановой. Особенностью данной одежды было то, что создавалась она из необычных материалов: сукна, гороха, холста, бязи, рогожки, дерева.

С 1926 года скульптор Вера Мухина начинает вносить свой вклад не только в развитие искусства, но и в просвещение, работая как педагог. Женщина преподавала в Художественном техникуме и в Высшем художественно-техническом институте. Вера Мухина дала толчок творческой судьбе многих российских скульпторов.

В 1927 году была создана всемирно известная скульптура «Крестьянка». После получения первого места на выставке, посвященной Октябрю, начинается путешествие монумента по миру: сначала скульптура едет в музей Триеста, а после Второй мировой «переезжает» в Ватикан.

Наверное, можно сказать, что на это время приходится расцвет творчества скульптора. У многих людей существует прямая ассоциация: «Вера Мухина – «Рабочий и колхозница» – и это не случайно. Это самый известный монумент не только Мухиной, но и в принципе в России. Французы писали, что он является величайшим произведением мировой скульптуры XX века.

В высоту статуя достигает 24 метров, и в ее конструкции просчитаны определенные световые эффекты. По замыслу скульптора, солнце должно спереди освещать фигуры и создавать свечение, что визуально воспринимается, будто рабочий и колхозница парят в воздухе. В 1937 году скульптура была представлена на Всемирной выставке во Франции, а через два года вернулась на Родину, и Москва приняла монумент обратно. В настоящее время его можно увидеть на ВДНХ, а также в качестве знака киностудии «Мосфильм».

В 1945 году Вера Мухина спасает Памятник Свободы в Риге от сноса – ее мнение было одним из решающих в комиссии экспертов. В послевоенные годы Вера увлекается созданием портретов из глины и камня. Она создает целую галерею, в которую входят скульптуры военных, ученых, врачей, писателей, балерин и композиторов. С 1947 года до конца своей жизни Вера Мухина являлась членом президиума и академиком Академии художеств СССР. Автор: Екатерина Липатова

Вера Игнатьевна Мухина

Вера Игнатьевна Мухина – известный советский скульптор, лауреат пяти Сталинских премий, член Президиума АХ СССР.

Биография

В.И. Мухина родилась 19.06/1.07.1889 года в Риге, в семье зажиточного купца. После смерти матери Вера с отцом и старшей сестрой Марией в 1892 году переехала в Крым, в Феодосию. Мать Веры умерла в тридцать лет от туберкулеза в Ницце, где проходила лечение. В Феодосии неожиданно для семьи Мухиных у Веры проснулась тяга к живописи. Отец мечтал, что младшая дочь продолжит его дело, характером – упрямая, настойчивая – девочка пошла в него. Сына Бог ему не дал, а на старшую дочь он не рассчитывал - для Марии важны были лишь балы и развлечения. Но Вера унаследовала тягу к искусству от матери. Надежда Вильгельмовна Мухина в девичестве Мюде (она имела французские корни) умела немного петь, сочинять стихи и рисовала в своем альбоме любимых дочерей.

Первые уроки рисования и живописи Вера получила от учителя рисования в гимназии, куда поступила учиться. Под его наставлением она в местной картинной галерее копировала картины Айвазовского. Девочка делала это с полной самоотдачей, получая от работы огромное удовольствие. Но счастливое детство, где все предопределено и понятно, внезапно закончилось. В 1904 году у Мухиной умер отец, и по настоянию опекунов, братьев отца, она вместе с сестрой переехала в Курск. Там Вера продолжила обучение в гимназии, окончила ее в 1906 году. На следующий год Мухина с сестрой и дядюшками уехала жить в Москву.

В столице Вера делала все возможное, чтобы продолжить изучение живописи. Для начала она поступила в частную студию живописи к Юону Константину Федоровичу, брала уроки у Дудина. Очень скоро Вера поняла: ее интересует еще скульптура. Этому поспособствовало посещение студии скульптора-самоучки Н. А. Синицыной. К сожалению, в студии не было преподавателей, каждый лепил, как умел. Посещали ее учащиеся частных художественных школ и студенты Строгановского училища. В 1911 году Мухина перешла в ученицы к живописцу Илье Ивановичу Машкову. Но больше всего ей хотелось поехать в Париж - в столицу-законодательницу новых художественных вкусов. Там можно было продолжить образование в скульптуре, которого ей не хватало. То, что у нее есть к этому способности, Вера не сомневалась. Ведь сам скульптор Н. А. Андреев, который часто заглядывал в мастерскую к Синицыной, неоднократно отмечал ее работы. Он был известен как автор памятника Гоголю. Поэтому к мнению Андреева девушка прислушивалась. Только дядюшки-опекуны были против отъезда племянницы. Помог несчастный случай: Вера гостила у родственников в имении под Смоленском, когда съезжала с горы на санках, сломала нос. Местные врачи оказали помощь. Долечиваться Веру дядюшки оправили в Париж. Итак, мечта сбылась, пусть даже такой дорогой ценой. В столице Франции Мухина перенесла несколько операций по пластике носа. На протяжении всего лечения она брала уроки в Академии Гранд Шомьер у известного французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя, бывшего помощника Родена, чьим творением она восхищалась. Пополнить художественное образование ей еще помогла сама атмосфера города – архитектура, скульптурные памятники. В свободное время Вера посещала театры, музеи, художественные галереи. По окончании лечения Мухина отправилась в путешествие по Франции и Италии, посетила Ниццу, Ментону, Геную, Неаполь, Рим, Флоренцию, Венецию и др.

Вера Мухина в парижской мастерской

Летом 1914 года Мухина вернулась в Москву на свадьбу сестры, которая выходила замуж за иностранца и уезжала в Будапешт. Вера могла бы снова уехать в Париж, продолжить учебу, но началась Первая мировая война, и она предпочла поступить на курсы медсестер. С 1915 по 1917 годы она работала в госпитале вместе с великими княжнами Романовыми.

Именно в этот период она встретила любовь всей своей жизни. И опять несчастный случай стал решающим в судьбе Веры. Мухина, полная энергии и желания помогать раненым, неожиданно в 1915 году сама тяжело заболела. Врачи у нее обнаружили болезнь крови, к сожалению, они были бессильны, утверждали, что пациентка не излечима. Только главный хирург Юго-Западного («Брусиловского») фронта Алексей Замков взялся лечить Мухину и поставил ее на ноги. Вера в ответ влюбилась в него. Любовь оказалась взаимной. Однажды Мухина скажет: «В Алексее очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив». Они прожили в гражданском браке почти два года, расписались в 1918 году 11 августа, когда в стране вовсю бушевала гражданская война. Несмотря на болезнь и занятость в госпитале, Вера находила время и для творческой работы. Она участвовала в оформлении спектакля "Фамира Кифаред" И.Ф. Анненского и режиссера А.Я. Таирова в Московском Камерном театре, делала эскизы декораций и костюмов к постановкам "Наль и Дамаянти", "Ужин шуток" С. Бенелли и "Роза и крест" А. Блока (не осуществлены) того же театра.

Молодая семья поселилась в Москве, в маленькой квартирке доходного дома Мухиных, который уже принадлежал государству. Жила семья бедно, впроголодь, поскольку Вера лишилась также всех своих денег. Но жизнью она была довольна, всецело отдавалась работе. Мухина активно участвовала в Ленинском плане монументальной пропаганды. Ее работой стал памятник И.Н.Новикову – русскому общественному деятелю XVIII века, публицисту и издателю. Сделала она его в двух вариантах, один из них был одобрен Наркомпросом. К сожалению, ни один из памятников не сохранился.

Хотя Мухина приняла революцию, но ее семья не избежала бед от политики нового государства. Однажды, когда Алексей поехал по делам в Петроград, его арестовала ЧК. Ему повезло, что возглавлял ЧК Урицкий, иначе Вера Мухина могла остаться вдовой. До революции Замков прятал Урицкого от охранки у себя дома, теперь старому знакомому пришло время выручать его. В итоге Алексей вышел на свободу и сменил по совету Урицкого документы, теперь его происхождение было крестьянское. Но в новой власти Замков разочаровался и засобирался эмигрировать, Вера не поддержала его - у нее работа. В стране объявили скульптурный конкурс, она собралась в нем участвовать. По заданию конкурса Вера работала над проектами памятников "Революция" для Клина и "Освобожденный труд" для Москвы.

В первые послереволюционные годы в стране часто проводились скульптурные конкурсы, Вера Мухина активно в них участвовала. Алексею пришлось смириться с желанием жены и остаться в России. К тому времени Вера уже стала счастливой матерью, у нее рос сын Сева, родившийся 9 мая 1920 года. И опять в семью Мухиной пришло несчастье: в 1924 году сильно заболел сын, врачи у него обнаружили туберкулез. Мальчика осматривали лучшие педиатры Москвы, но все лишь безнадежно разводили руками. Однако Алексей Замков не мог смириться с таким вердиктом. Так, как когда-то Веру, он принимается сам лечить сына. Он идет на риск и делает ему операцию дома на обеденном столе. Операция прошла успешно, после нее Сева полтора года провел в гипсе и год ходил на костылях. В итоге он выздоровел.

Вера все это время разрывалась между домом и работой. В 1925 году она предложила новый проект памятника Я. М. Свердлову. Следующей конкурсной работой Мухиной стала двухметровая "Крестьянка" к 10-летию Октября. И снова в семью Мухиной пришла беда. В 1927 году мужа исключили из партии и сослали в Воронеж. Поехать вслед за ним Вера не могла, она работала - преподавала в художественном училище. Мухина жила в бешеном ритме – плодотворно работала в Москве и часто ездила к мужу в Воронеж. Но так долго продолжаться не могло, Вера не выдержала, переехала жить к мужу. Только такой поступок не прошел для Мухиной бесследно, в 1930 году ее арестовали, но вскоре выпустили, так как за нее вступился Горький. За два года, которые Вера провела в Воронеже, она оформила Дворец культуры.

Два года спустя Замкова помиловали и разрешили вернуться в Москву.

Слава к Мухиной пришла в 1937 году, во время всемирной выставки в Париже. Советский павильон, стоявший на берегу Сены венчала скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». Она произвела фурор. Идея скульптуры принадлежала архитектору Б.М. Иофану. Мухина трудилась над этим проектом вместе с другими скульпторами, но ее гипсовый эскиз оказался лучшим. В 1938 году этот монумент был установлен у входа на ВДНХ. В тридцатых годах Мухина так же трудилась над мемориальной скульптурой. Особенно ей удалось надгробие М.А.Пешкова (1934 г.) Наряду с монументальной скульптурой Мухина работала над станковыми портретами. Героями ее портретной галереи скульптур стали - доктор А.А.Замков, архитектор С.А.Замков, балерина М.Т.Семенова и режиссер А.П. Довженко.

В начале Второй Мировой Войны Мухина с семьей была эвакуирована в Свердловск, но в 1942 году уже вернулась в Москву. И тут снова на нее обрушилось несчастье – от инфаркта умер муж. Это несчастье произошло именно в тот день, когда ей присвоили звание заслуженного деятеля искусств. Во время войны Мухина трудилась над оформлением спектакля "Электра" Софокла в театре им. Евгения Вахтангова и над проектом памятника "Защитникам Севастополя". К сожалению, он не осуществлен.

Вера Мухина с мужем Алексеем Замковым

Скульптурография

1915-1916 гг. - скульптурные работы: "Портрет сестры", "Портрет В.А. Шамшиной", монументальную композицию "Пиета".

1918 г. – памятник Н.И. Новикову для Москвы по ленинскому плану монументальной пропаганды (памятник не осуществлен).

1919 г. - памятники "Революция" для Клина, "Освобожденному труду", В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову ("Пламя Революции") для Москвы (не осуществлены).

1924 г. - памятник А.Н. Островскому для Москвы.

1926-1927 гг. - скульптуры "Ветер", "Женский торс" (дерево).

1927 г. – статуя "Крестьянка" к 10-летию Октября.

1930 г. - скульптуры "Портрет деда", "Портрет А.А. Замкова". Проект памятника Т.Г. Шевченко для Харькова,

1933 г. – проект памятника "Фонтан национальностей" для Москвы.

1934 г. - "Портрет С.А. Замкова", "Портрет сына", "Портрет Матрены Левиной" (мрамор), надгробия М.А. Пешкову и Л.В. Собинову.

1936 г. – проект скульптурного оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года.

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница»

1937 г. - Монтаж скульптуры "Рабочий и колхозница" в Париже.

1938 г. - памятник "Спасению челюскинцев" (не осуществлен), эскизы монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста.

1938 г. - памятники А.М. Горькому для Москвы и Горького, (установлен в 1952 г. на площади Первого мая в Горьком, архитекторы П.П. Штеллер, В.И. Лебедев). Скульптурное оформление советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

Конец 30-х - По эскизам Мухиной и при ее участии сделаны в Ленинграде "Кремлевский сервиз" (хрусталь), вазы "Лотос", "Колокольчик", "Астра", "Репка" (хрусталь и стекло). Проект памятника Ф.Э. Дзержинскому для Москвы. 1942 - "Портрет Б.А. Юсупова", "Портрет И.Л. Хижняка", скульптурная голова "Партизанка".

1945 г. - проект памятника П.И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского). Портреты А.Н. Крылова, Е.А. Мравинского, Ф.М. Эрмлера и X. Джонсона.

1948 г. - проект памятника Юрию Долгорукому для Москвы, портрет из стекла Н.Н. Качалова, из фарфора композиция "Юрий Долгорукий" и "С.Г. Корень в роли Меркуцио"

1949-1951 гг. - совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, памятник А.М. Горькому в Москве по проекту И.Д. Шадра (архитектор 3.М. Розенфельд). В 1951 году он установлен на площади Белорусского вокзала.

1953 г. – проект скульптурной композиции "Мир" для планетария в Сталинграде (установлена в 1953 г., скульпторы С.В. Круглов, А.М. Сергеев и И.С. Ефимов).

Работы скульптора Веры Игнатьевны Мухиной считаются воплощением советского официоза. Она и умерла-то в возрасте 64 лет в 1953-м — в один год со Сталиным. Ушла эпоха — ушел и ее певец.

Трудно себе представить человека искусства, который бы улавливал генеральную линию коммунистической партии лучше, чем известный скульптор Вера Мухина. Но не все так примитивно: просто ее дарование как нельзя пришлось ко времени. Да, она не из тех несчастных творцов, которые опередили свою эпоху и которых оценили только потомки. Ее талант пришелся по вкусу вождям советского государства. Но судьба Веры Игнатьевны — это скорее история чудесно уцелевшей. Почти сказка про счастливое спасение из сталинских тисков. Ужас того времени лишь слегка коснулся крылом ее семьи. А ведь в биографии скульптора был целый ряд таких пунктов, за каждый из которых она могла бы заплатить головой. И за меньшее жизни лишались! Но Мухину, как говорится, пронесло. Вера Игнатьевна тяжело пережила его кончину. Но и овдовев, она продолжила в своих творениях воспевать «самое справедливое в мире общество». Соответствовало ли это ее истинным убеждениям? О них она не распространялась. Ее речи - бесконечные разговоры про гражданственность и советский патриотизм. Для скульптора главным было творчество, а в творчестве — монументализм. Советская власть предоставила ей полную свободу в этой области.

Дочь купца

Соцпроисхождение Веры Игнатьевны, по сталинским меркам, оставляло желать лучшего. Ее отец - чрезвычайно богатый купец — торговал хлебом и пенькой. Игнатия Мухина, правда, вряд ли можно было сравнить с купцами-мироедами из произведений Островского. Это был вполне просвещенный человек, по своим вкусам и пристрастиям тяготевший скорее к дворянству, чем к своему сословию. Его жена рано умерла от чахотки. Младшей дочери Вере тогда не было еще и двух лет. Отец обожал своих девочек - ее и старшую Марию - и потакал всем их прихотям. Как-то он, правда, осмелился сказать: мол, Маша — любительница балов и развлечений, а Верочка — нрава твердого, ей можно и дело передать. Но какое там дело... Дочка с детства не выпускала карандаша из рук — отец стал поощрять ее занятия рисованием...

Вскоре после того, как Вера закончила гимназию, девочки осиротели. С опекой над сиротами дело не стало: из родной Риги они переехали в Москву, к весьма состоятельным дядьям — братьям отца. Родным не пришлось по вкусу Верино увлечение искусством. В она занималась в мастерской Константина Юона и мечтала продолжить образование в Париже. Но родственники не разрешали.

Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло: как-то Вера упала с саней и сильно повредила себе лицо, сломав нос.

Дядья решили отправить несчастную племянницу в Париж на лечение с пластической хирургией в России дела обстояли не лучшим образом. А там пусть несчастная сирота занимается, чем хочет.

В столице Мухина стойко перенесла несколько пластических операций — лицо ей восстановили. Там же произошел главный поворот в ее жизни: она выбрала скульптуру. Монументальной натуре Мухиной претили мелкие штрихи, подбор оттенков цвета, которые требуются от рисовальщика и живописца. Ее влекли крупные формы, изображение движения и порывов. Вскоре Вера стала ученицей в студии Бурделя, ученика великого скульптора Родена. Он, надо сказать, не был от нее в особом восторге...

Двое неблагонадежных

Визит в Россию, чтобы проведать родных, закончился тем, что Вера осталась на родине навсегда: началась война 1914 года. Мухина решительно забросила скульптуру и поступила на курсы медсестер. Ближайшие четыре года она провела в госпиталях, помогая больным и раненым. В 1914-м же познакомилась с доктором Алексеем Замковым. Это был подарок судьбы, о котором можно было лишь мечтать. Красивый, умный, талантливый врач от Бога стал мужем Веры Игнатьевны.

Оба были из тех, про кого в скором времени будут говорить — «ходят по лезвию». Замков участвовал в петроградском мятеже 1917 года, а также сильно интересовался разными нетрадиционными методами лечения. Мухина была родом из купцов, ее сестра вышла замуж за иностранца и уехала жить в Европу. Трудно было себе представить более неблагонадежную, с точки зрения советской власти, пару.

Впрочем, когда Веру Игнатьевну спрашивали, за что она полюбила своего мужа, она отвечала: на нее впечатление произвела его «монументальность». Это слово станет ключевым в ее творческой биографии. Монументальность, которую она видела во многом и многих, ее окружавших, спасет жизнь ей и ее мужу.

Другие — не жена — отмечали необычайный врачебный талант Замкова, его поразительную медицинскую интуицию, его интеллигентность. Алексей Андреевич стал одним из прототипов Филиппа Филипповича Преображенского, героя повести Булгакова «Собачье сердце».

Шло время. В 1920 году родился единственный сын Мухиной и Замкова — Всеволод...

Вера Игнатьевна ушла из медсестер и вернулась к скульптуре. Она страстно откликнулась на призыв советской власти заменить памятники царям и их приспешникам на монументы героям новой эпохи.

Скульптор не раз выигрывала конкурсы: ее резцу, к примеру, принадлежат монументальные фигуры Свердлова и Горького. О верности Мухиной идеалам коммунизма говорит сам список ее наиболее значимых работ: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Хлеб», «Плодородие», «Крестьянка», «Рабочий и колхозница».

Тем временем сталинизм нарастал, и тучи над семьей стали сгущаться.

Завистники, маскировавшиеся под патриотов советской державы, обвинили Замкова в «знахарстве» и шарлатанстве. Семья попыталась бежать за границу, но в Харькове их сняли с поезда. Они чрезвычайно легко отделались: ссылкой в Воронеж на три года. Через пару лет их вызволил оттуда Максим Горький...

В Москве Замкову разрешили вернуться к работе, а Вера Игнатьевна стала прямо-таки паровозом для семьи. Страшный 1937 год стал для нее триумфальным. После него она стала неприкосновенной.

Любимый скульптор Сталина

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» долгое время стояла на ВДНХ. Нестоличные жители знают ее больше как эмблему киностудии «Мосфильм». Вера Мухина в 1937 году изваяла ее как исполинский монумент, который должен был венчать советский павильон на всемирной выставке в Париже.

Монтаж многотонной статуи шел, как и многое в сталинское время, в авральном режиме. Варить стальных «Рабочего и колхозницу» было трудно. Но особая проблема возникла с развевающимся шарфиком колхозницы. Вера Игнатьевна объясняла: шарфик — важная опорная деталь скульптуры. Кроме того, он придает ей динамизм. Оппоненты утверждали: колхозницы не носят шарфиков, это слишком легкомысленная и неуместная деталь для подобного «полотна». Мухина же не хотела лишать советскую крестьянку такого украшения!

Дело закончилось тем, что директор завода, на котором отливали статую, написал на Мухину донос. Он обвинял ее в том, что контур шарфика повторяет профиль Троцкого. Кляузник надеялся: в НКВД ей припомнят и купеческое происхождение, и сестру за границей, и сомнительного мужа.

В одну из рабочих ночей на завод прибыл сам Сталин. Он осмотрел шарфик и не узрел в нем признаков главного врага народа. Скульптор была спасена...

Парижские газеты, в целом, низко оценили советское искусство, представленное на выставке. На французов произвела впечатление только работа Мухиной, выше которой был лишь фашистский орел со свастикой, венчавший немецкий павильон.

Директора советского павильона по прибытии на родину расстреляли. А Мухину Сталин не тронул. Он считал ее искусство чрезвычайно реалистичным, насквозь советским, а также важным для советского народа. Знал бы малообразованный вождь, как сильно влияли на творчество Веры Игнатьевны кубисты и французский скульптор Аристид Майоль...

Сегодня бы сказали, что Сталин «фанател» от Мухиной: с 1941 по 1952 год она получила пять (!) Сталинских премий. Глава государства, правда, не был поклонником ее мужа. Замкова все время травили, не признавали его заслуг. Его давно арестовали бы, если б не успешная жена. В 1942 году Алексей Андреевич, не выдержав такой жизни, скончался.

Вера Игнатьевна тяжело пережила его кончину. Но и овдовев, она продолжила в своих творениях воспевать «самое справедливое общество в мире». Соответствовало ли это ее истинным убеждениям? О них она не распространялась. Ее речи — бесконечные разговоры про гражданственность и советский патриотизм. Для скульптора главным было творчество, а в творчестве — монументализм. Советская власть предоставила ей полную свободу в этой области.

"В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - единый образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет"

И скусствовед Аркин

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге 1 июля 1889 года в состоятельной семье и получила неплохое домашнее образование. Её мать была француженкой, отец был даровитым художником-любителем и и нтерес к искусству Вера унаследовала от него. С музыкой отношения у нее не сложились: Верочке казалось, что отцу не нравится, как она играет, а занятия дочки рисованием он поощрял. Детские годы Вера Мухина прошли в Феодосии, куда семья была вынуждена перебраться из-за тяжёлой болезни матери. Когда Вере исполнилось три года, её мать умерла от туберкулёза, и отец увёз дочь на год за границу, в Германию. По возвращении семья вновь поселилась в Феодосии. Однако через несколько лет отец снова поменял место жительства: перебрался в Курск.

Вера Мухина - курская гимназистка

В 1904 у Веры умер отец. В 1906 Мухина закончила гимназию и переехала в Москву . У неё уже не было сомнений в том, что она будет заниматься искусством. В 1909-1911 Вера — ученица частной студии известного пейзажиста Юона. В эти годы впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, Вера Мухина посещает студию скульптора-самоучки Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. От Юона в конце 1911 Мухина переходит в студию живописца Машкова.
В начале 1912 Вера Ингатьевна гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» лицо, на которое Вера боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. Она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Вера завершала лечение и одновременно училась у знаменитого скульптора Бурделя, параллельно посещала академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Коларосси.
В 1914 Вера Мухина совершила поездку по Италии и поняла, что её настоящим призванием является скульптура. Вернувшись с началом Первой мировой в Россию, она создаёт первое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета», задуманную как вариация на темы скульптур Возрождения и реквием по погибшим.



Война в корне изменила привычный жизненный уклад. Вера Игнатьевна оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестёр и в 1915-17 работает в госпитале. Там она встретила и своего суженого: Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете Менжинского (с 1923 возглавил ОГПУ), которому он помог в 1907 покинуть Россию. «Эх, Алексей, - сказал ему Менжинский, - ты в 1905 был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».
Впоследствии, когда Веру Игнатьевну спрашивали, что её привлекло в будущем муже, она отвечала обстоятельно: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».


Алексей Андреевич Замков действительно был очень талантливым доктором, лечил нетрадиционно, пробовал народные методы. В отличие от своей жены Веры Игнатьевны он был человеком общительным, весёлым, компанейским, но при этом очень ответственным, с повышенным чувством долга. О таких мужьях говорят: «С ним она как за каменной стеной».

После Октябрьской революции Вера Игнатьевна увлекается монументальной скульптурой и делает несколько композиций на революционные темы: «Революция» и «Пламя революции». Однако свойственная ей экспрессивность лепки в сочетании с влиянием кубизма были настолько новаторскими, что мало кто оценил эти работы. Мухина круто меняет сферу деятельности и обращается к прикладному искусству.

Мухинские вазы

Вера Мухина сближаетс я с авангардистскими художниками Поповой и Экстер. С ними Мухина делает эскизы для нескольких постановок Таирова в Камерном театре и занимается промышленным дизайном. Вера Игнатьевна разрабатывала этикетки с Ламановой , книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. На Парижской выставке 1925 года коллекция одежды , созданная по эскизам Мухиной, была удостоена Гран-при.

Икар. 1938

"Если теперь мы оглянемся назад и постараемся ещё раз с кинематографической быстротой обозреть и спрессовать десятилетие жизни Мухиной, — пишет П.К. Суздалев, — прошедшее после Парижа и Италии, то перед нами возникнет необычайно сложный и бурный период формирования личности и творческих поисков незаурядного художника новой эпохи, художника-женщины, формирующейся в огне революции и труде, в неудержимом стремлении вперёд и мучительном преодолении сопротивления старого мира. Стремительно-порывистое движение вперёд, в неизведанное, вопреки силам сопротивления, навстречу ветру и буре — это сущность духовной жизни Мухиной пройденного десятилетия, пафос её творческой натуры. "

От рисунков-эскизов фантастических фонтанов („Женская фигура с кувшином“) и „пламенных“ костюмов к драме Бенелли „Ужин шуток“, от предельной динамичности „Стрелка из лука“ она приходит к проектам памятников „Освобождённому Труду“ и „Пламя Революции“, где эта пластическая идея обретает скульптурное бытие, форму, пусть ещё не вполне найденную и разрешённую, но образно наполненную. Так рождается «Юлия» - по имени балерины Подгурской, служившей постоянным напоминанием о формах и пропорциях женского тела, потому что Мухина очень сильно переосмыслила и трансформировала модель. «Она была не такая тяжелая», - говорила Мухина. Утонченное изящество балерины уступило в «Юлии» крепости сознательно утяжеленных форм. Под стекой и стамеской скульптора родилась не просто красивая женщина, но эталон здорового, полного энергии гармонически сложенного тела.
Суздалев: «„Юлия“, как назвала свою статую Мухина, строится по спирали: все шаровидные объёмы — голова, грудь, живот, бёдра, икры ног, — всё, вырастая друг из друга, развёртывается по мере обхода фигуры и снова закручивается спиралью, рождая ощущение цельной, наполненной живой плотью формы женского тела. Отдельные объёмы и вся статуя целиком решительно заполняет занятое ею пространство, как бы вытесняя его, упруго отталкивая от себя воздух „Юлия“ — не балерина, мощь её упругих, сознательно утяжелённых форм свойственна женщине физического труда; это физически зрелое тело работницы или крестьянки, но при всей тяжести форм в пропорциях и движении развитой фигуры есть цельность, гармония и женская грация».

В 1930 налаженная жизнь Мухиной резко ломается: по ложному обвинению арестовывают её мужа, известного врача Замкова. После суда его высылают в Воронеж и Мухина вместе с десятилетним сыном едет вслед за мужем. Лишь после вмешательства Горького, через четыре года, она вернулась в Москву. Позже Мухина создала эскиз надгробного памятника Пешкову.


Портрет сына. 1934 Алексей Андреевич Замков. 1934

Вернувшись в Москву, Мухина вновь стала заниматься оформлением советских выставок за рубежом. Она создаёт архитектурное оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», которая стала первым монументальным проектом Мухиной. Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана шедевром искусства XX века.


В.И. Мухина среди студентов-второкурсников Вхутеина
Начиная с конца тридцатых годов и до конца жизни Мухина работает преимущественно как скульптор-портретист. В годы войны она создаёт галерею портретов воинов-орденоносцев, а также бюст академика Алексея Николаевича Крылова (1945), ныне украшающий его надгробие.

Плечи и голова Крылова вырастают из золотистой глыбы карагача, как бы возникая из естественных наростов кряжистого дерева. Местами резец скульптора скользит по сколам дерева, подчеркивая их форму. Возникает свободный и непринужденный переход от необработанной части кряжа к плавным пластическим линиям плеч и мощному объему головы. Цвет карагача придает особую, живую теплоту и торжественную декоративность композиции. Голова Крылова в этой скульптуре явно ассоциируется с образами древнерусского искусства, и в то же время - это голова интеллигента, ученого. Старости, физическому угасанию противопоставлена сила духа, волевая энергия человека, отдавшего всю свою жизнь на служение мысли. Его жизнь почти прожита - и он почти завершил то, что должен был сделать.

Балерина Марина Семёнова. 1941.


В полуфигурном портрете Семёновой, балерина изображена в состоянии внешней неподвижности и внутренней собранности перед выходом на сцену. В этом моменте "вхождения в образ" Мухина раскрывает уверенность артистки, находящейся в расцвете своего прекрасного дарования - ощущение молодости, таланта и полноты чувства. Мухина отказывается от изображения танцевального движения, считая что в нём исчезает собственно портретная задача.

Партизанка.1942

«Мы знаем исторические примеры, - говорила Мухина на антифашистском митинге. - Знаем Жанну д"Арк, знаем могучую русскую партизанку Василису Кожину. Знаем Надежду Дурову... Но такое массовое, гигантское проявление подлинного героизма, какое мы встречаем у советских женщин в дня битв с фашизмом, - знаменательно. Наша советская женщина сознательно идет на подвиги. Я говорю не только о таких женщинах и девушках-богатырях, как Зоя Космодемьянская, Елизавета Чайкина, Анна Шубенок, Александра Мартыновна Дрейман - можайская партизанка-мать, принесшая в жертву родине сына и свою жизнь. Я говорю и о тысячах безвестных героинь. Разве не героиня, например, любая ленинградская домашняя хозяйка, которая в дни осады своего родного города отдавала последнюю крошку хлеба мужу или брату, или просто соседу-мужчине, который делал снаряды?»

После войны Вера Игнатьевна Мухина выполняет два крупных официальных заказа: создаёт памятник Горькому в Москве и статую Чайковского. Обе эти работы отличаются академическим характером исполнения и скорее свидетельствуют о том, что художник намеренно уходит от современной действительности.



Проект памятника П.И. Чайковскому. 1945. Слева - "Пастушок" - горельеф к памятнику.

Вера Игнатьевна исполнила и мечту юности. фигурка сидящей девушки , сжавшаяся в комочек, поражает пластичностью, певучестью линий. Чуть приподнятые колени, скрещенные ноги, вытянутые руки, изогнувшаяся спина, опущенная голова. Плавная, чем-то неуловимо перекликающаяся с «белым балетом» скульптурка. В стекле она сделалась еще изящнее и музыкальнее, приобрела завершенность.



Сидящая фигурка. Стекло. 1947

http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulpto...479-vera-ignatevna-muhina.html

Единственной работой, кроме "Рабочего и колхозницы", в которой Вере Игнатьевне удалось воплотить и довести до конца свое образное, собирательно-символическое видение мира, является надгробие ее близкому другу и свойственнику великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Первоначально оно было задумано в виде гермы, запечатлевшей певца в роли Орфея. Впоследствии Вера Игнатьевна остановилась на образе белого лебедя - не только символе духовной чистоты, но более тонко связанном с лебедем-принцем из "Лоэнгрина" и "лебединой песней" великого певца. Эта работа удалась: надгробие Собинову является одним из прекраснейших памятников московского Новодевичьего кладбища.


Памятник Собинову на московском Новодевичьем кладбище

Основная масса творческих находок и замыслов Веры Мухиной так и осталась в стадии эскизов, макетов и рисунков, пополняя ряды на полках ее мастерской и вызывая (правда, крайне редко) поток горьк их слез бессилия творца и женщины.

Вера Мухина. Портрет художника Михаила Нестерова

«Он сам выбрал все, и статую, и мою позу, и точку зрения. Сам определил точно размер полотна. Все - сам» , - говорила Мухина. Признавалась: «Терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской. Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла н е уступить его настоятельному желанию».

Борей . 1938

Нестеров написал ее за лепкой «Борея»: «Я работала непрерывно, пока он писал. Разумеется, я не могла начать что-нибудь новое, но я дорабатывала... как верно выразился Михаил Васильевич, взялась штопать» .

Нестеров писал охотно, с удовольствием. «Что-то выходит», - сообщал он С.Н. Дурылину. Исполненный им портрет удивителен по красоте композиционного решения (Борей, срываясь со своего пьедестала, словно летит к художнице), по благородству цветовой гаммы: темно-синий халат, из-под него белая кофточка; чуть уловимая теплота ее оттенка спорит с матовой бледностью гипса, которую еще усиливают играющие на нем синевато-лиловые блики от халата.

За несколько лет пе ред этим Нестеров написал Шадра: «Она и Шадр лучшие и, быть может, единственные у нас настоящие ваятели, - говорил он. - Он талантливее и теплее, она - умнее и мастеровитее». Такой он и старался показать ее - умной и мастеровитой. С внимательными, будто взвешивающими фигурку Борея глазами, сосредоточенно сведенными бровями, чуткими, умеющими рассчитать каждое движение руками.

Не рабочая блуза, но аккуратная, даже нарядная одежда - как эффектно заколот бант блузки круглой красной брошкой. Шадр у него куда мягче, проще, откровеннее. До костюма ли ему - он за работой! И все же портрет далеко вышел из рамок, спервоначалу намеченных мастером. Нестеров знал это и был рад этому. Не об умной мастеровитости говорит портрет - о творческой фантазии, обуздываемой волей; о страсти, сдержив аемой разумом. О самой сути души художницы.

Интересно сравнить этот портрет с фотографиями , сделанными с Мухиной во время работы. Потому что, хоть Вера Игнатьевна и не пускала фотографов в мастерскую, такие снимки есть - их делал Всеволод.

Фотография 1949 - работает над статуэткой «Корень в роли Меркуцио». Сведенные брови, поперечная складка на лбу и та же напряженная устремленность взгляда, что и в портрете Нестерова. Так же чуть вопросительно и вместе с тем решительно сложены губы.

Та же горячая сила прикосновения к фигурке, страстное стремление влить в нее через трепет пальцев живую душу.

Ещё сообщение

Рассуждая о месте балета в культуре и связи балета со временем, Павел Гершензон в своем желчном интервью на OpenSpace заявил, что в «Рабочем и колхознице» — знаковой советской скульптуре — обе фигуры на самом деле стоят в балетной позе первого арабеска. Действительно — в классическом балете такой разворот тела именно так и называется; мысль острая. Не думаю, впрочем, что сама Мухина имела это в виду; однако интересно другое: даже если в данном случае Мухина и не размышляла о балете, то вообще на протяжении жизни размышляла — и не раз.

Прошедшая в Русском музее ретроспективная выставка работ художницы дает основания так полагать. Пройдемся по ней.

Вот, например, «Сидящая женщина», маленькая гипсовая скульптурка 1914 года, одна из первых самостоятельных работ Мухиной-скульптора. Маленькая женщина с крепким, молодым телом, реалистически вылепленным, сидит на полу, согнувшись и низко склонив гладко причесанную головку. Это навряд ли танцовщица: тело не тренированное, ноги присогнуты в коленях, спина тоже не слишком гибкая, но руки! Они вытянуты вперед — так, что обе кисти нежно и пластично лежат на ступне ноги, также вытянутой вперед, и именно этим жестом определяется образность скульптуры. Ассоциация мгновенна и недвусмысленна: конечно же, фокинский «Умирающий лебедь», финальная поза. Показательно, что в 1947 году, экспериментируя на Заводе художественного стекла, Мухина возвращается к этой своей совсем ранней работе и повторяет ее в новом материале — в матовом стекле: фигурка становится нежной и воздушной, и то, что было затушевано в глухом и плотном гипсе, — ассоциация с балетом — определяется окончательно.

В другом случае известно, что Мухиной позировала танцовщица. С нее в 1925 году Мухина слепила скульптуру, которую назвала по имени модели: «Юлия» (через год скульптура была переведена в дерево). Однако тут как раз ничто не говорит о том, что натурщица была балериной, — так переосмыслены формы ее тела, которое служило Мухиной лишь отправной точкой. В «Юлии» объединены две тенденции. Первая — кубистическое осмысление формы, лежащее в русле исканий художницы 1910-х — начала 1920-х годов: еще в 1912 году, учась в Париже у Бурделя, Мухина вместе со своими подружками посещала академию кубистов La Palette; подружками же этими были авангардистки Любовь Попова и Надежда Удальцова, уже стоявшие на пороге своей славы. «Юлия» — плод кубистических размышлений Мухиной в скульптуре (в рисунках кубизма было больше). За пределы реальных форм тела она не выходит, но осмысляет их как кубист: проработана не столько анатомия, сколько геометрия анатомии. Лопатка — треугольник, ягодицы — две полусферы, колено — выпирающий углом небольшой куб, натянутое сухожилие под коленом сзади — брус; геометрия живет здесь собственной жизнью.

А вторая тенденция — та, что через два года воплотится в знаменитой «Крестьянке»: тяжесть, весомость, мощь человеческой плоти. Этой весомостью, этой «чугунностью» наливает Мухина все члены своей модели, изменяя их до неузнаваемости: в скульптуре ничто не напоминает о силуэте танцовщицы; просто архитектоника человеческого тела, интересовавшая Мухину, была, вероятно, лучше всего видна на мускулистой балеринской фигуре.

А еще у Мухиной есть собственно театральные работы.

В 1916 году Александра Экстер, тоже близкая подруга и тоже авангардистка, одна из тех троих, кого Бенедикт Лифшиц назвал «амазонками авангарда», привела ее в Камерный театр к Таирову. Ставился «Фамира-кифарэд», Экстер делала декорации и костюмы, Мухина была приглашена выполнить скульптурную часть сценографии, а именно лепной портал «кубо-барочного стиля» (А. Эфрос). Одновременно ей поручили сделать эскиз недостающего костюма Пьеретты для Алисы Коонен в восстановленной Таировым пантомиме «Покрывало Пьеретты»: сценография А. Арапова из прежней, трехлетней давности постановки большей частью сохранилась, однако не вся. А. Эфрос писал тогда о «поправке силы и мужества», которую вносят в спектакль костюмы «молодой кубистки». Действительно, кубистически разработанные зубцы широкой юбки, похожей на гигантский плоеный воротник, выглядят мощно и, кстати, совсем скульптурно. А сама Пьеретта на эскизе выглядит танцующей: Пьеретта-балерина с балетными «выворотными» ногами, в позе динамичной и неуравновешенной и, пожалуй, даже стоящая на пальцах.

После этого Мухина «заболела» театром не на шутку: за год были сделаны эскизы еще к нескольким спектаклям, в том числе «Ужин шуток» Сэма Бенелли и «Роза и крест» Блока (вот сфера ее интересов в те годы: в области формы — кубизм, в области мировоззрения — неоромантизм и новейшее обращение к образам средневековья). Костюмы — совсем в духе Экстер: фигуры динамично вписаны в лист, геометричны и плоскостны — скульптор тут почти не чувствуется, а вот живопись — есть; особенно хорош «Рыцарь в золотом плаще», решенный так, что фигура буквально переходит в супрематическую композицию, которая дополняет ее в листе (или же это отдельно нарисованный супрематический щит?). А сам золотой плащ — жесткая кубистическая разработка форм и тонкая колористическая разработка цвета — желтого. Но осуществлены эти замыслы не были: сценографию «Ужина шуток» делал Н. Фореггер, а пьесу «Роза и крест» Блок передал в Художественный театр; впрочем, похоже, что Мухина сочиняла свои эскизы «для себя» — независимо от реальных планов театра, просто по вдохновению, ее захватившему.

Была и еще одна театральная фантазия, подробно нарисованная Мухиной в 1916-1917 годах (и декорации, и костюмы), и это был балет: «Наль и Дамаянти» (сюжет из Махабхараты, известный русским читателям как «индейская повесть» В. А. Жуковского, перевод — с немецкого, конечно, а не с санскрита). Биограф скульптора рассказывает, как Мухина увлеклась и как даже сама придумывала танцы: трое богов — женихи Дамаянти — должны были появляться перевязанными одним шарфом и танцевать как одно многорукое существо (индийская скульптура в Париже произвела на Мухину сильнейшее впечатление), а потом уже каждый получал свой собственный танец и свою пластику.

Три неосуществленные постановки за год, работа без всякого прагматизма — это уже похоже на страсть!

Но театральным художником Мухина не стала, и через четверть века она возвращается к театральной — балетной тематике иначе: в 1941 году она делает портреты великих балерин Галины Улановой и Марины Семеновой.

Созданные практически одновременно и изображающие двух главных артисток советского балета, которые воспринимались как две грани, два полюса этого искусства, портреты эти, тем не менее, парными ни в коей мере не являются, настолько они разные и по подходу, и по художественному методу.

Бронзовая Уланова — только голова, даже без плеч, и точеная шея; между тем здесь все равно здесь передано ощущение полета, отрыва от земли. Лицо балерины устремлено вперед и вверх; оно озарено внутренней эмоцией, однако далеко не бытовой: Уланова охвачена возвышенным, совсем неземным порывом. Кажется, что она отвечает на некий зов; это был бы лик творческого экстаза, не будь она столь отрешенной. Глаза ее чуть раскосы, и, хотя роговицы слегка намечены, взгляда почти нет. Раньше у Мухиной бывали такие портреты без взгляда — вполне реалистичные, с конкретным сходством, но с глазами, по-модильяниевски обращенными внутрь; и вот здесь, в разгар соцреализма, вдруг вновь проступает та же модильяниевская тайна глаз, а еще — едва читаемый полунамек на архаические лики, тоже знакомый нам по более ранним работам Мухиной.

Однако ощущение полета достигается не только выражением лица, но и чисто скульптурными, формальными (от слова «форма», а не «формальность», конечно!) методами. Скульптура закреплена лишь с одной стороны, справа, а слева низ шеи до подставки не доходит, он срезан, как крыло, распростертое в воздухе. Скульптура как бы взмывает — без всякого видимого усилия — в воздух, отрывается от основы, на которой должна стоять; именно так пуанты в танце касаются сцены. Не изображая тела, Мухина создает зримый образ танца. И в портрете, запечатлевшем лишь головку балерины, скрыт образ улановского арабеска.

Совсем иной портрет Марины Семеновой.

С одной стороны, он легко вписывается в ряд советских официальных портретов, даже не только скульптурных, но и живописных — эстетический вектор вроде бы тот же. И все-таки, если вглядеться внимательнее, в рамки соцреализма он до конца не вмещается.

Он чуть больше, чем классический поясной, — до низа пачки; нестандартный «формат» продиктован балеринским костюмом. Однако, несмотря на сценический костюм, образа танца здесь нет, задача иная: это портрет Семеновой-женщины. Портрет психологичен: перед нами женщина незаурядная — блистательная, яркая, знающая себе цену, исполненная внутреннего достоинства и силы; пожалуй, чуть насмешливая. Видна ее утонченность, а еще более ум; лицо исполнено покоя и в то же время выдает страстность натуры. То же сочетание покоя и страстности выражает тело: спокойно сложенные мягкие руки — и полная жизни, «дышащая» спина, необыкновенно чувственная, — здесь не глаза, не открытое лицо, а именно эта обратная сторона круглой скульптуры, именно эта эротическая спина приоткрывает тайну модели.

Но кроме тайны модели здесь есть некий секрет самого портрета, самого произведения. Он — в совершенно особом характере достоверности, которая оказывается значимой еще с одной, неожиданной стороны.

Занимаясь историей балета, автор этих строк не раз сталкивалась с проблемой использования произведений искусства как источника. Дело в том, что при всей их наглядности, в изображениях всегда существует некий зазор между тем, как изображаемое воспринималось современниками и как могло выглядеть на самом деле (или, точнее, как воспринималось бы нами). Прежде всего это касается, конечно, того, что сделано художниками; но и фотографии иногда сбивают с толку, не давая понять, где реальность, а где отпечаток эпохи.

К Семеновой это имеет прямое отношение — ее фотографии, как, впрочем, и другие балетные снимки того времени, несут в себе некое несоответствие: танцовщики выглядят на них слишком тяжелыми, почти что толстыми, а Марина Семенова — едва ли не толще всех. И все, что читаешь об этой блистательной балерине (или слышишь от тех, кто видел ее на сцене), вступает в предательское противоречие с ее фотографиями, на которых мы видим полную, монументальную матрону в балетном костюме. Пухлой, полной выглядит она, кстати, и на воздушном акварельном портрете Фонвизина.

Секрет мухинского портрета в том, что он возвращает нам реальность. Семенова встает перед нами как живая, и чем больше смотришь, тем больше усиливается это ощущение. Здесь, конечно, можно говорить о натурализме — однако натурализм этот иного свойства, чем, скажем, в портретах XVIII или XIX веков, тщательно имитирующих и матовость кожи, и блеск атласа, и пену кружев. Семенова вылеплена Мухиной с той степенью абсолютно осязаемой, неидеализированной конкретности, которой обладали, скажем, терракотовые скульптурные портреты Возрождения. И так же, как там, перед тобой вдруг открывается возможность увидеть рядом с собой совсем настоящего, осязаемого человека — не только через образ, но и совершенно впрямую.

Вылепленный в натуральную величину, портрет вдруг доподлинно показывает нам, какой была Семенова; стоя рядом с ним, обходя его кругом, мы почти касаемся реальной Семеновой, мы видим ее настоящее тело в его настоящем соотношении стройности и плотности, воздушного и плотского. Получается эффект, близкий к тому, как если бы мы, зная балерину лишь по сцене, вдруг увидели ее вживую, совсем близко: так вот же она какая! Около мухинской скульптуры сомнения оставляют нас: никакой монументальности на самом деле не было, была стать, была женская красота — вот же какой тонкий стан, вот же какие нежные линии! И, кстати, еще мы видим, каким был балетный костюм, как он облегал грудь, как он открывал спину и как он был сделан — это тоже.

Тяжелая гипсовая пачка, отчасти передавая фактуру тарлатана, ощущения воздушности не создает; между тем впечатление как раз точно соответствует тому, что мы видим на балетных фотографиях эпохи: советские крахмальные пачки середины века не столько воздушны, сколько скульптурны. Дизайнерская, как сказали бы мы сейчас, или конструктивная, как сказали бы в 20-е годы, идея взбитых кружев воплощена в них со всей определенностью; впрочем, в тридцатые-пятидесятые ничего такого не говорили, просто так шили и так крахмалили.

В портрете Семеновой нет ее танца; однако сама Семенова есть; причем такая, что нам ничего не стоит представить ее танцующей. То есть кое-что о танце мухинский портрет все же говорит. И как изобразительный источник по истории балета — вполне работает.

И в заключение еще один, совсем неожиданный сюжет: балетный мотив там, где мы меньше всего ожидали его встретить.

В 1940 году Мухина участвует в конкурсе на проект памятника Дзержинскому. Биограф Мухиной О. И. Воронова, описывая замысел, говорит о зажатом в руке «железного Феликса» огромном мече, который упирался даже не в постамент, а в землю и становился главным элементом памятника, оттягивающим на себя все внимание. Но в скульптуре- эскизе никакого меча нет, хотя, возможно, имелось в виду, что он будет в руку вставлен. Зато хорошо видно другое. Дзержинский стоит твердо и жестко, как бы впившись в постамент слегка расставленными длинными ногами в высоких сапогах. Лицо его тоже жестко; глаза сужены в щелки, рот между усами и узкой бородкой как бы слегка ощерен. Сухощавое тело пластично и стройно, почти по-балетному; корпус развернут на effacee; правая рука слегка заведена назад, а левая с напряженно сжатым кулаком слегка выброшена вперед. Возможно, она как раз и должна была сжимать меч (только почему же левая?) — вполне похоже, что этой рукой на что-то с силой опираются.

Мы знаем такой жест. Он есть в словаре классической балетной пантомимы. Он есть в партиях колдуньи Мэдж из «Сильфиды», Великого Брамина из «Баядерки» и других балетных злодеев. Именно так, как бы с силой придавливая что-то кулаком сверху вниз, мимируют они слова тайного приговора, тайного преступного замысла: «Я его (их) погублю». И завершается этот жест именно так, в точности так: горделивой и жесткой позой мухинского Дзержинского.

Ходила, ходила Вера Игнатьевна Мухина на балеты.