Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Диагностирование детей по методике О.С. Ушаковой

  Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Диагностирование детей по методике О.С. Ушаковой
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Диагностирование детей по методике О.С. Ушаковой

Методика выявления уровня развития активного словарного запаса.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина .

Цель: выявить уровень развития активного словаря.

1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1)Ребенок объясняет значение слов;

2)называет отдельные признаки, действия;

3)называет 1 - 2 слова.

2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?

1)Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному;

2)подбирает слова к 2 - 3прилагательным;

3)подбирает слово только к одному прилагательному.

3.Что называют словом ручка?

1)Называет несколько значений этого слова;

2)называет два значения этого слова;

3)перечисляет предметы у которых есть ручка.

4.Придумай предложение со словом ручка.

1)Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.

2)называет два слова (словосочетание);

5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно…

1)Правильно заканчивает разные типы предложений;

2)называет два слова;

3)подбирает только одно слово.

6.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок бел веселый и радостный, то он не просто шел, а …»

1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;

2)называет 2 - 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

7. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…

1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу;

2)называет 2 - 3слова;

3)подбирает только одно слово.

8.Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

9.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много…

Аналогичные вопросы задается про других животных.

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задание.

10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два - три слова;

3)говорит одно слово.

11.Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?

1)Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2)называет только одно значение этого слова;

3)повторяет слово за взрослым.

13.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1)Ребенок называет несколько предметов;

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1)Ребенок называет разные действия;

2)называет два действия;

3)называет одно действие.

15.Составь предложение со словом игла.

1)Ребенок составляет сложное предложение;

2)составляет простое предложение;

3)называет одно слово.

16.Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2)правильно исправляет два предложения;

3)повторяет предложения без изменения.

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни развития словаря:

I - высокий (48 - 37 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно. Правильно употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи.

II - выше среднего (36 - 25 баллов). Ребенок отвечает на все вопросы, допускает неточности, иногда пользуется помощью взрослого.

III - средний (24 - 12 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого.

IV - низкий (11 - 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 4, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 3, это уровень выше среднего, 2 - средний уровень, а с оценкой 1 - низкий уровень.

Ни для кого не секрет, что речь человека - это не только способ общения друг с другом. Прежде всего, это психофизический портрет самого человека. По тому, как выражаются те или иные люди, можно сразу сказать об уровне их образования, мировоззрения, пристрастиях и увлечениях. Основной период формирования правильной речи происходит в В это время у ребенка идет активное познание мира.

Когда стоит начинать?

В рамках нового стандарта (ФГОС) очень большое внимание уделяется именно развитию речи у детей дошкольного возраста. В возрасте 3 лет при нормальном развитии ребенка в его словарном запасе должно быть около 1200 слов, а у 6-летнего - около 4000.

Все специалисты усиленно работают над развитием речи своих воспитанников. Цель у всех едина, а вот способы каждый использует свои, в зависимости от выбранной в ДОУ методики. Та или иная методика развития речи предоставляет возможность педагогам-воспитателям воспользоваться успешным опытом профессионалов, работающих по данной проблеме.

Кто и чему учит детей?

Если заглянуть в диплом воспитателя, а речь идет именно о квалифицированных специалистах, то там можно увидеть такую дисциплину, как «теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». Изучая данный предмет, будущий специалист получает теоретические знания о развитии речи детей по возрастным категориям, а также знакомится с различными методиками проведения занятий в ДОУ соответственно возрастной группе обучаемых.

Каждому человеку известно из уроков истории, как формировалась речь человека. Ее построение шло от простого к сложному. Сначала это были звуки, затем отдельные слова, и только потом слова стали объединяться в предложения. Каждый ребенок проходит в своей жизни все эти ступени формирования речи. Насколько правильной и литературно богатой будет его речь, зависит от родителей, воспитателей и общества, которым окружен малыш. Педагог-воспитатель является основным показательным образцом по использованию речи в повседневной жизни.

Цели и задачи формирования речи

Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой.

Основной по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи, решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие:

  • воспитание ребенка;
  • обогащение, закрепление и активация словаря ребенка;
  • совершенствование грамматически правильной речи ребенка;
  • развитие связной речи ребенка;
  • воспитание у ребенка интереса к художественному слову;
  • обучение ребенка родному языку.

Добиться решения поставленных задач и достичь конечного результата поставленной цели при выпуске ребенка из ДОУ помогает методика развития речи детей дошкольного возраста.

Методики по развитию речи в ДОУ

Любая методика, независимо от предмета, всегда сконструирована от простого к сложному. И невозможно научиться выполнять сложные задания, если нет навыка в выполнении более простых. На сегодняшний момент существует несколько методик по развитию речи. Наиболее часто в ДОУ используют две методики.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева дает возможность теоретически узнать о развитии речи детей с самого раннего возраста (2 месяцев) и до семи лет, а также содержит практические рекомендации для педагогов-воспитателей. Данным пособием может воспользоваться не только специалист, но и любой заботливый родитель.

Книга Ушакова О.С., Струнина Е.М. "Методика развития речи детей дошкольного возраста" - это пособие для воспитателей. Здесь широко раскрыты аспекты развития речи детей по возрастным группам дошкольного учреждения, приведены разработки занятий.

В данных методиках по развитию речи детей все начинается со звуковых занятий, где воспитатели обучают и следят за чистотой и правильностью произношения звуков. Кроме того, только специально обученный человек может знать, в каком возрасте и какие звуки нужно ставить ребенку. Например, звук «р» нужно пытаться начинать произносить только в возрасте 3 лет, конечно, если ребенок не нашел его раньше самостоятельно, но это совсем не значит, что до этого с этим звуком работа не ведется. Чтобы малыш своевременно и правильно научился произносить звук «р», педагоги-воспитатели проводят подготовительную работу, а именно занимаются с детьми гимнастикой язычка в форме игры.

Игра - основной способ развития речи

В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы. А чтобы побудить ребенка к эмоциям, ведь именно они служат толчком к речи, на помощь приходит игра. Знакомые малышу предметы становятся вновь интересны. Например, игра «прокати колесо». Здесь сначала воспитатель катит колесико с горки, проговаривая: «Колесико круглое с горки скатилось и по дорожке потом покатилось». У детей обычно это вызывает восторг. Затем педагог предлагает прокатить колесо кому-нибудь из ребят и снова проговаривает те же слова.

Дети, сами того не подозревая, начинают повторять. Таких игр в методиках для ДОУ достаточно много, все они разнообразны. В более старшем возрасте занятия уже проводятся в форме ролевых игр, здесь уже общение идет не воспитатель-ребенок, а ребенок-ребенок. Например, это такие игры, как «дочки-матери», «игра в профессии» и другие. Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности протекает наиболее эффективно.

Причины плохого развития речи у ребенка дошкольного возраста

Одной из наиболее часто встречающихся причин плохого развития речи у ребенка является недостаток внимания со стороны взрослых, особенно если ребенок сам по себе от природы спокоен. Чаще всего такие дети с самого раннего возраста сидят в кроватке или манеже, закиданные игрушками, и лишь изредка родители, занятые своими делами, заходят в комнату посмотреть, все ли в порядке.

Другая причина тоже происходит по вине взрослых. Это односложное общение с ребенком. В виде таких высказываний, как «отойди», «не мешай», «не трогай», «отдай». Если ребенок не будет слышать сложных предложений, то и требовать от него нечего, ему просто не с кого брать пример для подражания. Ведь совсем нетрудно сказать ребенку «дай мне эту игрушку» или «не трогай, здесь горячо», а уже сколько слов прибавится в его словаре.

Тонкая грань между развитием речи и психологическим развитием малыша

Если две вышеперечисленные причины плохого развития речи у ребенка полностью исключены, а речь развивается слабо, то надо искать причины в его психическом здоровье. С самого раннего возраста и до школы большинство детей не умеют мыслить абстрактно. Поэтому обучать малыша речи нужно, используя какие-то конкретные примеры или ассоциации. Методика развития речи детей дошкольного возраста построена на основе изученного психологического развития детей. Существует очень тонкая грань между развитием речи и психическим развитием. В возрасте 3 лет у ребенка начинает развиваться логика и воображение. И часто родители бывают обеспокоены появлением фантазий, начинают обвинять ребенка во лжи. Ни в коем случае делать этого не нужно, потому что ребенок может замкнуться в себе и перестать разговаривать. Не нужно бояться фантазий, их просто надо направлять в правильное русло.

Как помочь ребенку, если речь развивается плохо?

Конечно, каждый ребенок индивидуален. И если ребенок к четырем годам выражается только отдельными словами, не связанными даже в простые предложения, то нужно звать на помощь дополнительных специалистов. Методика предусматривает включение в процесс образования таких специалистов, как педагог-логопед и педагог-психолог. Деток таких чаще всего определяют в логопедическую группу, где с ними занимаются более интенсивно. Не нужно бояться логопедических групп, ведь сколько будет радости у ребенка, когда он сможет говорить связанно и логически правильно.

Необразованность родителей - источник плохого развития детей

Методика развития речи детей дошкольного возраста - это настольная книга не только воспитателей, но и родителей. Потому что необразованность родителей ведет к плохому развитию детей. Кто-то требует от ребенка слишком многого, а кто-то, наоборот, пускает все на самотек. В данном случае необходим тесный контакт родителей с воспитателем, возможно даже проведение тематических родительских собраний. Ведь лучше ошибки предотвратить, чем потом их долгое время исправлять. А если действовать правильно, совместно и согласованно, то ребенок к окончанию ДОУ обязательно будет обладать прекрасной литературной речью с необходимым словарным запасом, который в дальнейшем, на следующих ступенях обучения, будет становиться только глубже и шире.

(СНОСКА: Исследование А.И. Лаврентьевой)

Развитие семантической стороны речи является одним из основных условий становления навыков связной речи и речевого общения дошкольника. Это объясняется тем, что степень сформированности лексико-семантической системы ребенка-дошкольника оказывает непосредственное влияние на его умение точно и адекватно отбирать слова в соответствии с ситуацией общения и контекстом высказывания. «В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», - пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина. (СНОСКА: См.: «Дошкольное воспитание», 1981 № 2.)

Выявление уровня семантического развития детей дошкольного возраста должно отразить не столько количественный состав его словаря, сколько качественное состояние лексики.

Лексико-семантическая система представляет собой совокупность лексических единиц, связанных между собой семантическими отношениями. В ней зафиксированы все отношения, в которые данная лексическая единица вступает с другими лексическими единицами. Любая вновь поступающая семантическая информация так или иначе перестраивает эту систему, поэтому она находится в постоянном движении. Наиболее интенсивное развитие лексико-семантической системы происходит именно в дошкольном возрасте: ознакомление с окружающей действительностью несет новую информацию о предметах, явлениях и их свойствах, а она, в свою очередь, воплощается в изменениях складывающейся у ребенка лексико-семантической системы. Развитие детей старшего дошкольного возраста представляет собой в определенной степени результат предшествовавшего семантического развития, так как структура основных семантических шкал уже может считаться вполне сложившейся. Видимо, по этой причине диагностика состояния лексико-семантической системы детей 5-6 лет не представляет особых сложностей: дети способны адекватным образом реагировать на слова-стимулы в условиях ассоциативного эксперимента, не испытывают трудностей при подборе синонимов и антонимов, дают толкования значениям слов по просьбе экспериментатора. Но этому результату развития семантической системы ребенка старшего дошкольного возраста, которая уже приближается по своей организации к семантической системе взрослого носителя языка, предшествует длительный процесс ее становления. Этот процесс начинается на самых ранних этапах речевого развития, и к возрасту 2-3 лет у ребенка стихийно складывается некоторая лексико - семантическая система. При этом значения многих слов понимаются неточно, что обусловлено, в частности, небогатым речевым и коммуникативным опытом ребенка. Существенные семантические связи не учитываются, а несущественные начинают играть неоправданно важную роль, что и вызывает неадекватное употребление слов в ситуациях речевого общения.

(СНОСКА: Исследование А.И. Лаврентьевой)

Развитие семантической стороны речи является одним из основных условий становления навыков связной речи и речевого общения дошкольника. Это объясняется тем, что степень сформированности лексико-семантической системы ребенка-дошкольника оказывает непосредственное влияние на его умение точно и адекватно отбирать слова в соответствии с ситуацией общения и контекстом высказывания. «В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», - пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина. (СНОСКА: См.: «Дошкольное воспитание», 1981 № 2.)

Выявление уровня семантического развития детей дошкольного возраста должно отразить не столько количественный состав его словаря, сколько качественное состояние лексики.

Лексико-семантическая система представляет собой совокупность лексических единиц, связанных между собой семантическими отношениями. В ней зафиксированы все отношения, в которые данная лексическая единица вступает с другими лексическими единицами. Любая вновь поступающая семантическая информация так или иначе перестраивает эту систему, поэтому она находится в постоянном движении. Наиболее интенсивное развитие лексико-семантической системы происходит именно в дошкольном возрасте: ознакомление с окружающей действительностью несет новую информацию о предметах, явлениях и их свойствах, а она, в свою очередь, воплощается в изменениях складывающейся у ребенка лексико-семантической системы. Развитие детей старшего дошкольного возраста представляет собой в определенной степени результат предшествовавшего семантического развития, так как структура основных семантических шкал уже может считаться вполне сложившейся. Видимо, по этой причине диагностика состояния лексико-семантической системы детей 5-6 лет не представляет особых сложностей: дети способны адекватным образом реагировать на слова-стимулы в условиях ассоциативного эксперимента, не испытывают трудностей при подборе синонимов и антонимов, дают толкования значениям слов по просьбе экспериментатора. Но этому результату развития семантической системы ребенка старшего дошкольного возраста, которая уже приближается по своей организации к семантической системе взрослого носителя языка, предшествует длительный процесс ее становления. Этот процесс начинается на самых ранних этапах речевого развития, и к возрасту 2-3 лет у ребенка стихийно складывается некоторая лексико - семантическая система. При этом значения многих слов понимаются неточно, что обусловлено, в частности, небогатым речевым и коммуникативным опытом ребенка. Существенные семантические связи не учитываются , а несущественные начинают играть неоправданно важную роль, что и вызывает неадекватное употребление слов в ситуациях речевого общения.

Специальная работа педагогов, направленная на формирование лексико-семантической системы, призвана преодолевать эти стихийные моменты, помогать детям учиться вычленять важную семантическую информацию. Но специальному обучению, претендующему на успех, должна предшествовать теоретически обоснованная диагностика семантического развития ребенка на данном возрастном этапе, в данной точке развития лексико - семантической системы. Известно, что у каждого конкретного ребенка свой путь в язык и, следовательно, свой способ овладения богатейшей системой языковых значений, пронизывающей все уровни языка. Поэтому методика диагностики семантического развития младших дошкольников должна помочь педагогу выявить индивидуальные особенности ребенка в освоении им лексических единиц и их отношений и на основе знания этих индивидуальных особенностей в каждом конкретном случае строить дальнейшую работу по формированию осознания детьми языковых значений и их связей с другими языковыми значениями.

Диагностике семантического развития ребенка младшего дошкольного возраста, а также коррекции его семантического развития в дальнейшем поможет знание главной закономерности рассматриваемого этапа становления лексико-семантической системы. Как показали работы некоторых психолингвистов, а также наши наблюдения, первоначально дети овладевают операциями противопоставления языковых элементов, в том числе элементов лексики. Возможно, это объясняется тем, что элементы языковой системы на любом ее ярусе (фонологическом, грамматическом, семантическом) функционируют в совокупности с противопоставляемыми им коррелятами. Овладевая семантическим уровнем языковой системы, ребенок осваивает прежде всего шкалы противопоставлений, или антонимические шкалы. Эти шкалы образуют определенную структуру, и новые семантические элементы, поступающие «на вход», занимают свое место в пределах этой структуры. Усвоив «полярные» точки антонимической шкалы , ребенок затем овладевает некоторыми ее промежуточными точками: только усвоив значения полярных слов горячий и холодный, ребенок может овладеть значением промежуточных слов теплый и прохладный и т. п.

Опираясь на положение о ситуативное мышления детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также учитывая большую роль личного опыта при использовании языковых знаков в их речевой деятельности, мы предположили, что выявление того смыслового содержания, которое младшие дошкольники вкладывают в слова, может происходить в условиях игровых речевых ситуаций, поскольку эти условия максимально приближаются к естественным.

Детям младшего дошкольного возраста лучше предлагать задания, которые связаны между собой общей темой или определенным сюжетом. Это позволит создать и поддерживать В процессе обследования эмоциональный контакт экепериментатоpa с испытуемыми, а заинтересованность ребенка в развитии сюжета, сопереживание героям сказки или рассказа, «придумываемых» совместно со взрослым в настоящий момент, вызовут стремление к наиболее точным ответам, отображающим более или.менее адекватно семантические связи в языковом сознании ребенка. Таким образом, все обследование можно проводить, используя один и тот же сюжет. Экспериментатор начинает каждое очередное предложение, а завершить его предоставляет ребенку Строить же предложения следует таким образом, чтобы они были не только связаны между собой , но чтобы и способ завершения их ребенком отражал состояние той или иной части его лексико-семантической системы.

Нашей задачей было выявление не только особенностей системной организации значений лексических единиц, но и грамматических элементов языка. Мы рассматривали систему организации значений некоторых словообразовательных элементов, в частности суффиксов, обозначающих детенышей животных, уменьшительно-ласкательных суффиксов, некоторых префиксов, а также понимание детьми младшего дошкольного возраста значений некоторых предлогов. Затрагивались особенности овладения значениями некоторых формообразующих аффиксов, не изменяющих лексическое значение слова (род, число, падеж существительных и прилагательных; вид глагола и т. п.).

В первую очередь проверялось умение называть предметы, их действия и качества, способность относить названия предметов к тематическим группам (I группа заданий); далее рассматривались навыки использования в речи противопоставляемых языковых единиц (II группа заданий); выявлялись навыки, позволяющие оперировать значениями грамматических элементов языка, а также навыки семантического отбора слов в связном монологическом высказывании (III группа заданий). При этом соблюдалась последовательность в развитии сюжета.

Для проведения обследования семантического развития младших дошкольников с использованием описанной системы заданий требуются следующие наглядные пособия: две куклы (большая и маленькая), три мета (большой, средний и маленький), две елки (высокая и низкая), два карандаша (длинный и короткий), зайчик, кукольная мебель (стул и шкаф); картинки - предметы посуды, предметы мебели, предметы одежды, два дома (большой и маленький), два человечка (веселый и грустный), две дорожки (широкая и узкая), изображение девочки, которая моет руки, изображение улицы в светлое и темное время суток; утка, утенок, утята; свинья, поросенок, поросята; лошадь, жеребенок, жеребята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.

Продолжительность беседы с одним ребенком составляет не более 20 минут. Все дети без исключения выразили желание участвовать в обследовании.

Ниже предлагается система заданий, разработанная нами для обследования семантического развития младших дошкольников. В скобках указываются возможные варианты ответов.

I группа заданий.


  1. Что это? (Кукла, куколка.)

  2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая...) Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос , можно
предложить ему помощь в виде соответствующего контекста: «Эта кукла большая, а эта... (маленькая)»; в этом случае задание может быть отнесено ко II группе.

  1. Что куклы делают? Что куклы умеют (любят) делать? (Играть, рисовать, танцевать...)

  2. Куклы захотели поиграть. Что они взяли? (Мячики.)

  3. Какой этот мячик? (Синий, разноцветный, красивый, круглый...)
Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, можно вновь предложить ему соответствующий контекст; при этом задание может быть отнесено ко II группе: «Этот мячик большой, а тот...» И далее: «Один мячик большой, второй маленький, а третий мячик - больше, чем маленький, но меньше, чем большой. Какой он?» (Средний.) Этот вопрос должен показать, владеет ли ребенок «промежуточным» членом шкалы «большой- маленький».

  1. А что могут куклы делать с мячиками? (Играть, кидать, катать...)

  2. Давай покатаем мячик вместе с куклами. Вот мячик к тебе прикатился, а теперь он от тебя... (укатился).
Это задание способствует выявлению навыков использованиям речи противоположных по значению префиксов и входит в «область пересечения» заданий II и III групп. В данном месте он приводится лишь для того, чтобы не нарушать последовательность изложения. В противоположном случае он может оказаться «вырванным» из контекста.

  1. Куклы, мячики, кубики, пирамидки - как это все мы можем назвать одним словом? (Игрушки.)

  2. Давай посмотрим, что надето на куклах. (Платье, брюки, кофта). Платья, рубашки, кофточки, брюки - как это все мы можем назвать одним словом? (Одежда.)

  3. Теперь куклам пора кушать. Что они поставят на стол? (Тарелки, чашки, блюдца...) Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли - как это все мы можем назвать одним словом? (Посуда.)

  4. Куклы будут пользоваться и мебелью. А какую мебель ты знаешь? (Стол, стул, шкаф, диван, кресло...)
Задания 8-11 показывают степень владения обобщающими словами и способность группировать слова, тематически близкие друг к другу. Используется как перечисление названий предметов, входящих в одну тематическую группу, после чего ребенку предлагается дать их обобщающее название, так и употребление самого обобщающего слова, после чего ребенку предлагается перечислить слова, входящие в данную тематическую группу.

  1. группа заданий.

  1. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая - ... (короткий).

  2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два человечка. Один - веселый, а второй - ... (грустный).

  3. Маленькая кукла нарисовала два дома: большой и маленький. А как мы можем назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
Если ребенок затрудняется ответить, ему предлагается помощь в виде контекста: «Кукла нарисовала большой дом и маленький... (домик)».

  1. А как называются люди, которые строят дома? (Строители.)
Задания 14 и 15 следует отнести к III группе. Здесь они приводятся лишь для того, чтобы не нарушить последовательность изложения.

  1. Куклы устали рисовать и пошли гулять в лес. Начался дождик. Большая кукла спряталась от дождя под высокой елкой , а маленькая - ... (под низкой).

  2. Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дорожке, а маленькая- ... (по узкой).

  3. Придя с прогулки, куклы стали мыть руки. Какой водой они мыли руки? (Горячей, холодной...)
Можно предложить детям следующий контекст: «Сначала они открыли кран с горячей водой, а потом... (с холодной)». И далее: «Если смешать горячую воду с холодной, то какая вода получится?» (Теплая, прохладная.) Это задание покажет, владеет ли ребенок «промежуточными» членами антонимической шкалы «горячий-холодный» (см. также задание 5).

  1. Сначала у кукол руки были грязными, а когда они их вымыли, руки стали... (чистыми).

  2. Куклы покушали, поиграли, посмотрели в окно и увидели, что на улице стало... (темно).
А днем, когда куклы гуляши, было не темно, а... (светло).

  1. группа заданий.

  1. Кто-то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.)

  2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На стул, под стул, за шкаф.)

  3. А теперь давай посмотрим вместе с куклами картинки, которые им принес зайка.
Это мама-утка. Кто у нее детеныш? (Утенок.) На этой картинке нарисованы (утята). У мамы - утки много... (утят).

Это мама-свинка. Кто детеныш у мамы-свинки? (Поросенок:) На этой картинке нарисованы... (поросята). У мамы-свинки много... (поросят).

Это мама-лошадь. Кто детеныш у мамы-лошадки? (Жеребенок.) На картинке нарисованы... (жеребята).

Это мама-курочка. Кто детеныш у мамы-курочки? (Цыпленок.) На картинке нарисованы... (цыплята). У курочки много... (цыплят).

Это мама-собачка. Кто детеныш у мамы-собачки? (Щенок.) На этой картинке нарисованы... (щенята). У собачки много... (щенят).

Задание 23 выявляет понимание значений как словообразовательных, так и формообразовательных элементов: проверяется умение образовывать названия детенышей животных, а также умение изменять слова по числам и падежам.


  1. группа заданий.

  1. Какая из игрушек, лежащих на столе, тебе больше нравится? (Кукла, мячик, елочка, зайчик...) Расскажи об этой игрушке.
Задание 24 выявляет навыки адекватного отбора языковых единиц при построении связного монологического высказывания.

Проведенное нами обследование семантического развития младших дошкольников подтвердило, что наряду с общей тенденцией, связанной с овладением стратегиями противопоставления и характерной для всех обследованных детей, имеют место некоторые весьма существенные индивидуальные особенности, отражающие процесс становления лексико-семантической системы в каждом конкретном случае.

Сравнение и оценка тех или иных элементов ситуаций вызывает появление в лексико - семантической системе ребенка антонимических шкал параметрических и качественнооценочных прилагательных. Однако для многих детей характерно такое состояние системы этих шкал , при котором наблюдается «склеивание» шкал. Эта тенденция проявляется в том, что все антонимические шкалы параметрических имен прилагательных (длинный - короткий, высокий -низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий и т. п.) включаются в шкалу «большой - маленький», а все антонимические шкалы качественно-оценочных имен прилагательных (добрый - злой, умный - глупый, чистый - грязный, темный - светлый, веселый - грустный и т. п.) включаются в шкалу «хороший-плохой». При этом встречается «смешивание» членов различных антонимических пар: У этой куклы волосы длинные, а у той - маленькие. Этот карандаш тонкий, а тот- большой («склеивание» шкал параметрических прилагательных); Сейчас на улице стало темно, а днем было не темно, а хорошо («склеивание» шкал качественно-оценочных имен прилагательных); Эта ленточка широкая, а та - низкая. Маленькая куколка придет по узкой дорожке, а большая - по толстой («смешивание» шкал параметрических имен прилагательных); Этот

Веселый, а второй - не веселый, а злой и грязный («смешивание» шкал качественно - оценочных имен прилагательных).

Индивидуальные особенности, характерные для становления семантической системы различных детей, проявляются и в способе организации лексических единиц: у одних детей слова организованы по тематическому принципу («темы» для группировки - материал, назначение предметов и т. п.), а в других по ситуационному; они воспринимаются детьми как элементы той или иной ситуации (ситуация укладывания спать, прогулки в парке).

Обращают на себя внимание индивидуальные особенности, отражающие понимание детьми значений грамматических элементов (словообразовательных и формообразовательных). Одни дети с легкостью оперируют значениями словообразовательных аффиксов, затрудняясь в то же время в случаях, когда требуется изменить форму слова: от слова заяц ребенок способен образовать несколько слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайка, зайчик, зайчонок, заинька, зайчуленька), но не способен пользоваться аффиксами, изменяющими слово и падеж существительного (Это цыпленок. У мамы-курочки много цыпленок). Другие дети, напротив, адекватно используют в своей речевой деятельности предлоги и формообразовательные аффиксы, но не могут образовывать названия детенышей животных. Все эти индивидуальные особенности детерминируются типом речевого (коммуникативного) поведения ребенка. Они должны учитываться педагогом в процессе специальной работы по формированию лексико-семантической системы в его языковом сознании путем создания игровых речевых (коммуникативных) ситуаций, изменяющих семантический статус лексических единиц.

Таким образом, успешность специальной педагогической работы, направленной на формирование осознания значений языковых элементов и отношений , в которые эти значения вступают в пределах семантической системы языка, Находится в прямой зависимости от качественного выявления Исходного состояния этой системы на основе наиболее приемлемой для данного возраста диагностической методики. Уровень же сформированное™ системы семантических связей слов является важнейшей предпосылкой успешности дальнейшего обучения дошкольника.

Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом.

Для проведения диагностики необходимо 2 предмета: хорошо знакомая детям кукла и мяч. Сначала необходимо замотивировать детей тем, что в гости пришла кукла, и она хочет познакомиться (сюрпризный момент). После этого осуществляется показ ребенку куклы.

1 задание: игра с куклой , (задаются вопросы в следующей последовательности):

Как зовут куклу? Скажи её имя.

1) Ребенок называет имя в кратком предложении (её зовут Таня)

2) Дает имя (одним словом, Таня)

3) Не даёт имени (повторяет слово кукла)

Что на кукле надето?

1) Самостоятельно называет 2 или более предмета (платье, носки, туфли)

2) С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это - носочки; начинает взрослый, ребенок договаривает)

3)Показывает предметы одежды, но не называет.

Что на тебе сейчас надето?

1)Называет 2 и более слова (кофта, шорты, штаны)

2)Называет 2 слова (штаны, кофта)

3)Называет 1 слово (платье)

2 задание: игра с мячом

Что у меня в руке? Что это? (держу в руке мячик большой)

1) Называет слово мячик и указывает размер (большой мяч)

2) Называет слово (мячик)

3) Называет другое слово или ничего не называет

Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос)

1) Называет 2 и более слова (катать, бросать, прятать)

2) Называет 2 слова (катать, бросать)

3) Называет 1 слово (играть)

3. Какой мяч? (дать мяч в руки ребёнка)

1) Называет два признака и более (красный, большой)

2) Называет одно слово (большой)

3) Не называет качеств, говорит другое слово (играть)

Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3 – 1 балл.

Высокий уровень оценивается в 3 балла – ребенок активен в общении, запас словаря достаточный.

Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря.

Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден.

Приложение 5

Таблица - Уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в
Алина средний
Семён низкий
Эллина высокий
Егор высокий
Катя высокий
Соня высокий
Лера средний
Глеб низкий
Виолетта средний
Влад низкий

Примечание:



Н - низкий;

С - средний;

В – высокий.

Приложение 6

Цель: выявление уровня развития словаря

ФИ ребёнка: Абатурова Эллина

Дата проведения: 24.10.2016 г.

Возраст ребёнка: 2,3 года

1 задание: игра с куклой



2 задание: игра с мячом

Протокол беседы с детьми по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

(на констатирующем эксперименте)