"Лунная ночь на Днепре": мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи. «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

"Лунная ночь на Днепре": мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи. «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре написана художником в 1880 году. После написания картины Березовая роща и конфликта Куинджи с его коллегой Клодтом, Куинджи по своей воле вышел из членства художников передвижников.

Посетителями восьмой выставки ТПХВ сразу было замечено отсутствие картин Куинджи, что вызвало немалое разочарование у его поклонников, по этому поводу даже Третьяков П.М. писал художнику Крамскому И., выражая свое глубокое сожаление.

Произведение Лунная ночь на Днепре вызвало немалый интерес у тогдашней публики, во время работы над картиной быстро поползли слухи о необычайно лирической красоте Лунной ночи. Желающих посмотреть картину было так много, что художник еще во время работы над Ночью открывал для посетителей на 2 часа мастерскую по воскресеньям. Среди первых посетителей были известные личности Крамской И., Чистяков П., Тургенев И. Менделеев Д. И. и др.

У картины быстро нашелся и ее будущий покупатель, которого не смутила высокая цена 5 тысяч рублей, по тем временам это огромные деньги, оставив право покупки Лунной ночи за собой. Впоследствии Куинджи узнал, что это был ни кто иной, как сам Великий Князь Константин, давно мечтавший о подобной картине.

Картину Лунная ночь на Днепре было решено выставить в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице. Уникальность этой экспозиции было неординарным, то есть выставлялась всего одна картина, тем более небольшого размера холста 144 см на 105 см.

Так как, картина исполнена в темных тонах, художником было решено демонстрировать Лунную ночь на Днепре при электрическом освещении, занавесив все окна и направив луч света на полотно, при котором восприятие картины с эффектом лунного сияния было самым располагающим.

Все это зрелище восторгало гостей выставки, они восхищались, как самой картиной, так и уникальностью экспозиции. Некоторые зрители даже думали, что под полотном размещен источник света, луна на самом деле светила ярко.

Поговаривали, что Куинджи использует различные иллюзионистические приемы при демонстрации картины и даже хотели уличить его в шарлатанстве, другие думали, что художник использует необычные краски при написании Лунной ночи, секрет которых хотели узнать, третьи судачили, о связи художника с нечистой силой.

На самом деле художник всегда находился в новых поисках и ему часто удавалось находить нужные и верные решения дабы заворожить публику, поэтому Куинджи иногда еще называли художником света. Успех картины Лунный свет на Днепре был впечатляющим, Крамской очень восторженно отзывался о Лунной ночи и говорил, что так еще никто никогда не писал.

Художник демонстрирует зрителю уходящее в глубь картины ночное пространство, таинственно светит луна окруженная редкими облачками. Спокойная и величественная река Днепр извиваясь уходит в даль, магически отражая лунный свет. На берегу полноводного Днепра расположились ветхие украинские домишки. Тихое состояние природы завораживает и дает почву для глубокого размышления о не превзойденной красоте природы, которую раскрыл в своей картине замечательный художник Архип Куинджи.

Благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.

В 1880 году в Петербурге открылась одна необыкновенная экспозиция . У здания на Большой Морской улице выстроилась огромная очередь желающих попасть в выставочный зал. Прождав на улице несколько часов, посетители заходили внутрь, чтобы посмотреть на одну-единственную картину.

Это был пейзаж русского художника-передвижника Архипа Ивановича Куинджи под названием «». Совсем небольшое по размеру полотно, а на нем нарисованы небо, луна и река. Казалось бы, ничего особенного… Однако зрители были изумлены. В полутемном зале им казалось, что из серого питерского утра они каким-то волшебством перенеслись в лунную украинскую ночь.

Они видели широкую равнину, по которой неспешно несет свои воды Днепр, а в вышине затянутого облаками небосвода, сквозь небольшую прореху сияет луна, таинственным серебристым светом освещая реку и ее берег. Любуясь этим красивейшим пейзажем, посетители выставки вспоминали слова великого Н.В. Гоголя , воспевавшего красоту украинской ночи.

Певец света

По-своему воспел поэзию этой ночи и Куинджи , ведь его недаром называли «певцом просторов и света». Он как никто другой умел создавать потрясающую иллюзию света.

Этот серебристо-зеленый свет на картине был настолько ярким и зримым, что многие зрители пытались найти какой-то подвох, пытаясь понять, как художнику удалось добиться такого эффекта. Поговаривали, что картина написана не мазками масла на холсте, а какими-то таинственными лунными красками на стекле и подсвечена лампой с обратной стороны. Любопытствующие заглядывали за картину и не обнаруживали никакой лампы, а луна продолжала сиять загадочным колдовским светом.

Конечно, грамотно подобранное освещение зала играло свою роль. Картина особенно выигрышно смотрелась при искусственном освещении и задернутых шторах. И краски Куинджи , действительно, на самом деле были не совсем обычными и типичными. Художник очень много времени посвятил серьезному изучению свойств красок, проводя в университетской лаборатории немало часов, используя даже специальные приборы, чтобы добиться нужных ему оттенков и эффектов.

Процесс создания картины был у него длительным - Куинджи долго подбирал краски, долго обдумывал каждый мазок кистью, напряженно вглядываясь в создающуюся работу.

Краски или чувства?

Но все же главное в его полотне - это не особенные краски, а умение передать с их помощью все великолепие природы, ее настроение . Он смог передать простор, тишину и поэзию теплой украинской ночи. И именно поэтому люди подолгу стояли у картины, не в силах оторвать от нее свой взгляд. Многие даже уходили из зала со слезами на глазах, такое сильное впечатление оказывало на них это произведение Куинджи .

Публика была в восторге. Об этой выставке писала тогда вся пресса, репродукции картины разошлись огромными тиражами по всей стране. Вдохновленный этим произведением поэт К. Фофанов создал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже положили на музыку.

Сама картина за огромные деньги была куплена Великим князем Константином Константиновичем, который настолько дорожил ею, что не желал расставаться с шедевром, даже отправляясь в морское путешествие. К сожалению, морской воздух оказал на полотно пагубное влияние, и краски несколько потемнели, но не потускнел лунный свет, поэтому и сейчас люди не устают восхищаться этим выдающимся произведением искусства.

Подари мне красоту этого мира…

Куинджи разработал и мастерски применял свою, доселе невиданную систему декоративной пластики, придумал необычные изобразительные приемы со световыми эффектами, интенсивными тонами и острыми композиционными ракурсами.

Но главный секрет полотен Архипа Ивановича Куинджи в том, что он умел в своих работах передавать и доносить до зрителей чувства . И если в другом его знаменитом пейзажеБерезовая роща ») главное - это радость, которая буквально разлита в воздухе, то здесь это и покой, и гармония, и восхищение необычайной красотой природы.

В своих картинах живописец создавал свой идеальный мир, где жизнь и окружающее нас пространство воспринимается как благо, несущее людям добро, красоту и радость впечатлений.

И.Е. Репин писал, что А. Куинджи «вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира».

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Лунная ночь на Днепре Куинджи произвела настоящий фурор и практически сразу приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что так свет луны можно передать лишь художественными средствами.

Летом и осенью 1880 года Архип Куинджи работал над новой картиной. К тому времени он уже разорвал свои отношения с Товариществом передвижников, посчитав его слишком коммерциализованным. Слухи о том, что художник создает нечто феерическое, разнеслись по российской столице мгновенно. По воскресеньям на два часа открывал мастерскую и желающие могли познакомиться с произведением ещё до его завершения. Так что картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую Архипа Ивановича приходили писатель Иван Тургенев, художники Яков Полонский, Илья Крамской и Павел Чистяков, ученый Дмитрий Менделев. К картине приценивался известный издатель и коллекционер Козьма Солдатенков. Однако всех опередил великий князь Константин Константинович. Он выкупил «Лунную ночь на Днепре» ещё до её представления широкой публике за пять тысяч рублей.

Показали полотно в Петербурге, и это была первая в России выставка одной картины. Архип Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих работ. Размещал их так, чтобы каждая была хорошо освещена и ей не мешали соседние полотна. В отдельном зале Общества поощрения художников «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Помещение же при этом не освещалось, но на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого ещё более «углублялось», а лунный свет становился просто-таки ослепительным.

Посетители входили в полутемный зал и останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство. Равнина, пересечённая зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с тёмным небом, покрытым рядами легких облаков. Серебристо-зеленоватый диск луны залил таинственным светом землю. Людей на полотне нет, и главное в образе – не река и не луна сама по себе, хотя лучше Куинджи она не давалась никому из живописцев. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Этот фосфоресцирующий свет был настолько сильным, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Любопытных ожидало сильное разочарование - никакой лампы там, конечно, не было.

Так о Днепре пел лишь Гоголь

Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так о Днепре до Куинджи пел только великий Гоголь. Число искренних почитателей таланта художника росло. Равнодушных среди зрителей не нашлось, а кое-кто и вовсе посчитал картину колдовством.

Спустя десятилетия свидетели того триумфа продолжали вспоминать о потрясении, которое испытывали зрители, «достоявшиеся» до картины. Слово это как нельзя лучше подходит к описанию выставки. По словам современников, Большая Морская, где проходила выставка, настолько плотно была забита каретами, что приходилось ожидать часами, дабы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Николай Рерих ещё застал живым служителя Максима, который получал по рублю (по тем временам сумма просто огромная, - авт.) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, стало необычным событием. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.

Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Завистники с презрением утверждали, что рисовать ими – большого ума не надо. Суеверные вовсе обвиняли мастера в том, что он находится в сговоре с нечистой силой.

Секрет «художника света» заключался в его фантастическом умении играть на контрастах и долгих экспериментах над цветопередачей. В процессе создания картины он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. В этом Куинджи помогал его близкий друг Дмитрий Менделеев. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок полотно сильно потемнело.

Решающую же роль в создании впечатления использования фосфора сыграло необычное колористическое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник сумел добиться невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство. Мелкие тёмные мазки в освещённых местах создали ощущение вибрирующего света.

Люди уходили со слезами на глазах

Люди, по словам Ильи Репина, в «молитвенной тишине» стояли перед полотном Куинджи и уходили из зала со слезами на глазах. «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи», - писал великий художник.

На выставку восторженными статьями откликнулись газеты и журналы. Репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Яков Полонски написал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» А поэт Константин Фофанов под впечатлением от картины написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Илья Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины. До наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина, который из-за большой любви не хотел расставаться с ней и возил всюду с собой. Картина побывала даже в кругосветном плавании, что не могло не сказаться отрицательно на её сохранности.

Стоит сказать, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал две копии «Лунной ночи на Днепре». Одна из них хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая - в Ливадийском дворце в Ялте. Оригинал находится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.

Сюжет

Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».

«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)

Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.


«После дождя», 1879. (wikipedia.org)

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — так писал о Куинджи его друг и наставник Илья Репин.

Контекст

Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.

Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.


«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)

Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы. Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого. Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.

На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.

Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.

Судьба художника

Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.


Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)

Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.

Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.», — говорил Куинджи.

Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.