Какие картины нарисовал рафаэль санти. Детские и юношеские годы

Какие картины нарисовал рафаэль санти. Детские и юношеские годы
Какие картины нарисовал рафаэль санти. Детские и юношеские годы

Рафаэль Санти — итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ - «Мадонна Конестабиле» (1502- 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506-1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти, и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы. Но уже в «Обручении Девы Марии » (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

Флорентийский период творчества Рафаэля

С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Произведения Микеланджело , Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. Тонкое чувство и верная передача душевных движений, прелесть фигур и переливов тонов, которые отличают картины Леонардо да Винчи, благоговейное выражение и умелое расположение групп, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры.

Рафаэль. Три грации. 1504-1505

Флорентийский период творчества Рафаэля начинается аллегорическими картинами «Три грации » и «Сон рыцаря ».

Рафаэль. Аллегория (Сон рыцаря). Ок. 1504

К этому времени относятся также известные панели на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом, картины «Христос Благословляющий » и «Святая Екатерина Александрийская »

Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508

Мадонны Рафаэля

Но вообще время, проведённое Рафаэлем во Флоренции – это эпоха мадонн по преимуществу: «Мадонна со щеглёнком », «Мадонна дома Темпи », «Мадонна дома Колонна », «Мадонна дель Балдахино », «Мадонна Грандука », «Мадонна Каниджани », «Мадонна Террануова », «Мадонна в зелени », так называемая «Прекрасная садовница » и превосходное по драматичности композиции «Положение Христа во гроб» – главные произведения Рафаэля за этот период.

Рафаэль. Мадонна в зелени, 1506

Здесь, во Флоренции, Рафаэль принимается за портреты и пишет портреты Аньоло и Маддалены Дони .

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

Римский период творчества Рафаэля

Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил; близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей.

Живопись Рафаэля в Станца делла Сеньятура

Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой, и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение . В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. На небе восседает Христос среди Богоматери и Иоанна Крестителя, несколько ниже его апостолы, пророки и мученики; над Христом – Бог-Отец с державою, окруженный ангелами, ниже Христа – Святой Дух в вид голубя. На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. На небе все спокойно; здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.

Рафаэль. Спор о евхаристии (Диспут). 1510-1511

Сцена «Афинской школы» – античный портик, украшенный статуями. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. Они окружены внимательными слушателями. Под фигурою Юриспруденции на стене, прорезанной окном, помещены наверху, над окном, три фигуры, олицетворяющие благоразумие, силу и умеренность, а по бокам окна – слева император Юстиниан , принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII , вручающий декреталии адвокату.

Рафаэль. Афинская школа, 1509

Против этой фрески, под фигурой поэзии – «Парнас», на котором собраны великие древние и новые поэты.

Живопись Рафаэля в Станца ди Элиодоро

Во втором покое (di Eliodoro), на стенах, с сильным драматическим вдохновением изображены «Изгнание Илиодора из Храма», «Чудо в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Аттила, остановленный при нападении на Рим увещаниями папы Льва I и грозным явлением апостолов Петра и Павла».

Рафаэль. Изгнание Илиодора из Храма, 1511-1512

В этих произведениях представлено божеское заступничество, охраняющее церковь от врагов внешних и внутренних. При расписывании этой комнаты Рафаэль впервые прибег к помощи своего любимого ученика Джулио Романо.

Рафаэль. Встреча папы Льва I и Аттилы, 1514

Живопись Рафаэля в Станца делль Инчендио

Третий покой (dell"Incendio) украшен четырьмя стенными фресками, изображающими пожар в Борго, прекращенный словом папы, победу над сарацинами при Остии, присягу Льва III и коронование Карла Великого . Только первая из них несомненно вполне принадлежит Рафаэлю, остальные написаны его учениками по его картонам, которым иногда Рафаэль не имел времени придать окончательную отделку.

Живопись Рафаэля в Зале Константина

В смежной Зале Константина, наконец, рядом с другими сценами из жизни Константина Великого , поборника церкви и основателя её светского могущества, создано Рафаэлем мощное изображение битвы Константина – одна из величественных батальных картин нового искусства, хотя она и выполнена большею частью Джулио Романо.

Рафаэль. Битва Константина Великого на Мульвийском мосту, 1520-1524

Живопись Рафаэля в Ватиканских лоджиях

Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджийоткрытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета, известные под именем «Рафаэлевой Библии». Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле, то ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, отдающим предпочтение отрадному, идиллии, грации.

Гобелены для Сикстинской капеллы

Третьей обширной работой Рафаэля в Риме были картоны со сценами из «Деяний апостолов» для 10 гобеленов в Сикстинскую капеллу, заказанные папою Львом X. В них Рафаэль является одним из величайших мастеров исторической живописи. В то же время Рафаэль написал в вилле Фарнезине «Триумф Галатеи» и для галереи той же виллы сделал эскизы из истории Психеи, успевая составлять по просьбе папы рисунки для блюд и ящиков с благовониями.

Жизнь Рафаэля в Риме

В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим; портреты Юлия II и Льва X; мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская»; «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов, и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

Заваленный работой с 1515 г., Рафаэль не имел ни минуты покоя, В деньгах он не нуждался, не успевая тратить своих заработков. Лев X сделал его своим камергером и рыцарем золотой шпоры. Со многими лучшими представителями римского общества Рафаэль был связан узами дружбы. Когда он выходил из дому, его окружала толпа человек в 50 его учеников, ловивших всякое слово любимого учителя. Благодаря влиянию мирного, чуждого зависти и недоброжелательства характера Рафаэля, эта толпа составляла дружную семью без зависти и ссор.

Смерть Рафаэля

6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках; она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника, и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана. Современники отзываются с глубоким уважением о нравственном складе Рафаэля, Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта, и останки Рафаэля найдены в полной целости.

Особенности творчества Рафаэля

В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.

Рафаэль. Преображение, 1518-1520

Жизнь и творчество Рафаэля Санти описана в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de" più eccellenti architetti, pittori e scultori»), 1568.

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну ». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации » и «Амур и грации » посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.

Текст: Ksusha Kors

Биография

Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.

Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.

Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.

Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации », «Сон рыцаря » и знаменитая «Мадонна Конестабиле ». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.

Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.

В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии », знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.

Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.

Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.

Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука » (1505), «Мадонна Темпи » (1508), «Орлеанская мадонна », «Мадонна Колонна ». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн » – расцвет его лирического дарования.

Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб » (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.

Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год . Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.

Тема фрески «Диспута » («Диспут ») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа ». «Афинская школа » символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе » живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.

Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас » – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса », прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.

Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.

В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала », «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе » (друга Рафаэля)…

И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба » (1509), «Мадонна в кресле » (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо » (1511-1512), «Св.Цецилия » (1514).

Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна » (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.

Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года . Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.

Рафаэль - художник, оказавший монументальное влияние на то, как развивалось искусство. Рафаэля Санти заслуженно считают одним из трех великих мастеров итальянского Высокого Ренессанса.

Введение

Автор невероятно гармоничных и безмятежных полотен, он получил признание современников благодаря изображениям мадонн и монументальным фрескам во дворце Ватикана. Биография Рафаэля Санти, так же как и его творчество, делится на три основных периода.

За 37 лет жизни художник создал несколько самых красивых и влиятельных композиций за всю историю живописи. Композиции Рафаэля считаются идеальными, его фигуры и лица - безупречными. В истории искусства он фигурирует как единственный художник, которому удалось достичь совершенства.

Краткая биография Рафаэля Санти

Рафаэль родился в итальянском городе Урбино в 1483 году. Отец его был художником, но умер, когда мальчику было всего 11 лет. После смерти отца Рафаэль стал учеником в мастерской Перуджино. В первых его работах чувствуется влияние мастера, но к концу обучения молодой художник стал находить собственный стиль.

В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. В культурной столице он начал создание серии прекрасных мадонн; там же ему поступили первые заказы. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело - мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной - судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.

Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра.

Творчество Рафаэля

Композиции, созданные художником, славятся изяществом, гармонией, плавностью линий и совершенством форм, с которыми могут соперничать лишь полотна Леонардо и произведения Микеланджело. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.

Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.

При жизни Рафаэль был очень влиятельным деятелем культуры и искусства, его произведения считались эталоном художественного мастерства, однако после безвременной смерти Санти внимание переключилось на творчество Микеланджело, и вплоть до XVIII века наследие Рафаэля пребывало в относительном забвении.

Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508-1520 гг.).

Флорентийский период

С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.

Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода - «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.

Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.

Римский период

В 1508 году Рафаэль приехал в Рим и жил там до конца своих дней. Дружба с Донато Браманте, главным архитектором Ватикана, обеспечила ему теплый прием при дворе папы Юлия II. Практически сразу после переезда Рафаэль начал масштабную работу над фресками для Stanza della Segnatura. Композиции, украшающие стены папского кабинета, до сих пор считаются идеалом монументальной живописи. Фрески, среди которых особое место занимают «Афинская школа» и «Спор о причастии», обеспечили Рафаэля заслуженным признанием и нескончаемым потоком заказов.

В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения - под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).

Римский период характеризуется и архитектурными изысканиями Рафаэля Санти. Непродолжительно он был одним из самых влиятельных архитекторов Рима. К сожалению, немногие из разработанных планов удалось реализовать из-за безвременной его кончины и последующих изменений в архитектуре города.

Мадонны Рафаэля

За свою богатую карьеру Рафаэль создал более 30 полотен с изображением Марии и младенца Иисуса. Мадонны Рафаэля Санти подразделяются на Флорентийские и Римские.

Флорентийские мадонны - созданные под влиянием Леонардо да Винчи полотна, изображающие молодую Марию с младенцем. Часто рядом с Мадонной и Иисусом изображен Иоанн Креститель. Флорентийские мадонны характеризуются спокойствием и материнской прелестью, Рафаэль не использует темных тонов и драматичных пейзажей, поэтому главным фокусом его картин являются прекрасные, скромные и любящие матери, изображенные на них, а также совершенство форм и гармония линий.

Римские мадонны - картины, на которых кроме индивидуального стиля и техники Рафаэля не прослеживается больше никакого влияния. Еще одним отличием римских полотен является композиция. В то время как Флорентийские мадонны изображены на три четверти, римские чаще написаны во весь рост. Основным произведением этой серии является великолепная «Сикстинская Мадонна», которую называют «совершенством» и сравнивают с музыкальной симфонией.

Станцы Рафаэля

Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.

Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие - композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).

Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая - божественное покровительство церкви.

Рафаэль Санти: портреты

Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.

Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II - люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.

Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля - «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.

Архитектура

Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.

К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.

Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.

Графические работы

Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.

На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.

Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.

Художественное наследие

Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.

Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну ». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации » и «Амур и грации » посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.

Текст: Ksusha Kors

Биография

Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.

Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.

Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.

Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации », «Сон рыцаря » и знаменитая «Мадонна Конестабиле ». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.

Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.

В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии », знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.

Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.

Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.

Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука » (1505), «Мадонна Темпи » (1508), «Орлеанская мадонна », «Мадонна Колонна ». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн » – расцвет его лирического дарования.

Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб » (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.

Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год . Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.

Тема фрески «Диспута » («Диспут ») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа ». «Афинская школа » символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе » живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.

Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас » – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса », прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.

Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.

В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала », «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе » (друга Рафаэля)…

И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба » (1509), «Мадонна в кресле » (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо » (1511-1512), «Св.Цецилия » (1514).

Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна » (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.

Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года . Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.