Как выиграть в автомат по выталкиванию предметов. Автомат призов МТС: бесплатные розыгрыши, как играть, какие призы можно получить

Как выиграть в автомат по выталкиванию предметов. Автомат призов МТС: бесплатные розыгрыши, как играть, какие призы можно получить
Как выиграть в автомат по выталкиванию предметов. Автомат призов МТС: бесплатные розыгрыши, как играть, какие призы можно получить

Век советских игровых автоматов начался с 70-х годов прошлого века. Выпуском таких автоматов занимались абсолютно непрофильные заводы, которые зачастую входили в оборонно-военный комплекс, потому что там имелись свободные мощности и передовые для того времени технологии. Так, на всей территории СССР нашлось целых 22 оборонных завода, которые помимо всего прочего посвятили себя работе на радость советских жителей. По причине того, что все планы выпуска гражданской продукции у военных были финансовыми, те, кто разрабатывал модели, и инженеры пытались начинить игровой автомат наиболее современной электроникой. Отсюда и получалась огромная цена за аппараты: от 2, 5 до 4 тысяч рублей, почти целые «Жигули». Как следствие, не было такого предприятия, занимающегося выпуском игровых автоматов, которое бы стало таким мощным гигантом, как Sega. (Справка: компания SEGA, основанная в 1940 году, обеспечивала услугами американских предпринимателей, занимающихся развлекательными автоматами. В 1951 году она сменила дислокацию на Токио под названием «SErvice GAmes of Japan». Самый первый игровой автомат был симулятором подводной лодки “Periscope”, его выпустили в 1966 году, и он немедленно приобрел статус хита по всему миру. На сегодняшний день Sega – компания, у которой есть представительства как в США, так и в Европе, а также большое число дистрибьюторов, разбросанных по всей планете).

Всего в СССР выпустили около 70 видов автоматов, предназначенных для развлечения, активного отдыха, а также развития глазомера и реакции у игроков. Но, как и во многих других сферах, кризис 90-х эффектно завершил изготовление советского оборудования, точнее игровых автоматов, о которых речь пойдет ниже. Естественно, тому послужило большое количество причин. Перекройка экономики, всеобщая гнетущая обстановка в стране просто приводили к закрытию игровых залов, потому что они не были в состоянии содержать себя. Были, конечно, разнообразные парки, где тоже можно было найти значительное число автоматов, выходили на новый уровень, развивались, как следствие, уделяя основное внимание оборудованию и технике крупного калибра. Кризисное время не прошло мимо и всяческих мест отдыха и проживания детей, куда крупные предприятия и заводы устанавливали свои аппараты, и те функционировали бесплатно.

То время, как и многие принадлежащие ему события и вещи, стало историей. Как звучит: игровые аппараты времён СССР. Стоит уделить внимание каждому!

Безусловно, первым в списке становится любимый всеми без исключения как тогда, так и сейчас «Морской бой». Создан он был в 1973 году, и за всю историю своего выпуска никогда не сдавал позиции как самый популярный и запоминающийся автомат. По сути, он является имитацией торпедной атаки подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Безусловно, в то время устройство этого аппарата не представляла из себя чего-то сложного, что нельзя сказать о современных, тем более, иностранных аналогах, как например - изготовленный американцами «SEA WOLF».

Наша модель «Морского боя» строилась на принципе зеркального отображения панорамы «боевых» действий, надводных целей, представленных силуэтами кораблей и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий стоит вертикально, но зеркало, расположенное под углом 45°, отражает ее горизонтально. Рисунок моря для его правдивой имитации нанесли на стекло. Под стеклом находилось восемь лучей траектории запуска торпеды с десятью лампочками в каждом луче. Это значительно примитизировало конструкцию модели. Однако в США в 1970 году усовершенствовали этот аппарат, названный «Sea Devil», создав перемещаемую траекторию торпеды.

Игрок запускает торпеду при помощи кнопки «Пуск», расположенной на правой рукоятке перископа, смотря в который, человек мог окидывать взглядом все панораму «боевых» действий. Поворачивая перископ, можно было выбрать какую-либо из 8 возможных трасс запуска торпеды. Так получается, что трасса торпеды фиксируется и подобный принцип становился залогом технической надежности аппарата, однако, пуск торпеды переставал быть предсказуемым для игрока. Всего можно было запустить 10 торпед, но в случае абсолютного выигрыша игрок получал возможность призовой игры. Стоит отметить, что в те времена было огромное количество ценителей «Морского боя», и эти уже опытные ребята находили способы приобретения постоянных бонусов. Например, если повернуть «перископ» в крайне правое (при движении кораблей справа налево) и крайнее левое (при обратном движении кораблей) положение и пустить торпеду в момент появления корабля из-за ширмы-укрытия, гарантия попадания была стопроцентной.

Кажется смешным, но первая ассоциация у тех, кто любил эту игру, - это запах «перископа». Неописуемые ощущения детства возвращаются каждый раз, когда вспоминаешь, что маленький рост порой не позволял даже дотянуться до него. Но на этот случай имелась специальная выдвижная подставка.

МТС запустила для своих абонентов бесплатную акцию «Автомат Призов» с целью повышения лояльности. Участие в акции бесплатное. Выиграть может каждый. Какой приз можно получить в в игре вы можете посмотреть чуть ниже в этой статье.

Период проведения акции: 08.06.2017 по 31.05.2018 год

В акции могут участвовать все физические лица, достигшие 18 лет. Юридические лица с корпоративными тарифами к участию не допускаются.

Территория проведения: Вся Россия .

Стоимость участия: Бесплатно (три попытки каждый день)

Сайт акции: www.priz.mts.ru

Год: 2017-2018

Участвовать в акции «Автомат призов» можно двумя способами :

На сайте автомата призов



Как играть через специальные команды USSD

  1. Набираем на телефоне *878# и клавишу позвонить
  2. Далее выбираем пункт 1. Играть бесплатно (для этого нажимает «ответить» и вводим цифру 1)
  3. Произойдет розыгрыш приза. У вас так же будет три попытки, чтобы выиграть какой-нибудь приз.
  4. Розыгрыш можно повторить на следующий день с 00 часов.

Для каждого Участника как минимум одна попытка из трех является успешной. Попытки сделанные первым и вторым способом суммируются.

Получение приза

При выигрыше вы можете можете воспользоваться призом сразу, нажав на кнопку «Подключить»/»Получить». В случае выигрыша одного из призов на Сайте Акции Участник может отложить приз на сайте Акции, но не более чем на 24 часа.

Если вы выиграли с помощью USSD, информация о призе поступит в SMS с номера 8780. Участник может воспользоваться выигрышем, направив слово «ДА» в ответном бесплатном SMS на номер 8780 в течение 24 часов

В случае выигрыша приза категории B через канал участия — USSD информация о призе, сроке действия и порядке получения отправляется по SMS с номера 8780.

Какие призы можно выиграть в «Автомате призов»

Ниже указаны призы, которые можно получить в игре. Это различные скидки на услуги связи, тарифные планы, пакеты минут, смс и интернет.

Так же существуют призы категории B, информация о призе можно узнать только выиграв данный приз. Скорее всего это различные скидки на покупку телефонов и аксессуаров в офисах МТС и у партнеров.

Призы категории А

Призы от МТС Особенности
  • Скидка в размере 20%/25%/30% на ежемесячную плату по тарифному плану линейки Smart и тарифному плану Ultra в течение 30/90 дней.
  • Скидка в размере 20% на ежемесячную плату за Интернет-опцию «БИТ»,
    «СуперБИТ», «Интернет-Mini», «Интернет Maxi», «Интернет-VIP» в течение 90 дней.
  • Скидка в размере 10% на ежемесячную плату по тарифным планам линейки Smart при подключении услуги «Автоплатеж» в течение 12 месяцев — Скидка в размере 100% на ежемесячную плату за услугу «МТС Good’Ok» в течение 14 дней.
  • Скидка в размере 100% на ежемесячную плату за услугу «МТС ТВ» в течение 7 дней.
  • Скидка в размере 100% на ежемесячную плату за услугу «МТС Книги» в течение 14 дней.
  • Скидка в размере 100% на ежемесячную плату за услугу «МТС Пресса» в течение 14 дней.
  • Скидка в размере 100% на ежемесячную плату за услугу «Вторая память» в течение 30 дней.
  • Скидка в размере 100% на ежемесячную плату за услугу «Ребенок под присмотром» в течение 30 дней.
  • Скидка в размере 100% на ежемесячную плату за услугу «МТС Антивирус» в течение 30 дней.
Для получения скидки Участнику требуется перейти на тарифный план или подключить опцию, полученную в качестве выигрыша.

Срок действия скидки начинает отсчитываться с даты перехода на тарифный план/подключения интернет-опции.

По окончанию срока действия скидки, тарифный план /интернет-опция начнет тарифицироваться в соответствии с базовыми условиями домашнего региона Участника.

Срок действия скидки начинает отсчитываться с даты подключения соответствующей услуги.

По окончанию срока действия скидки, действие услуги продолжают оказываться в соответствии с базовыми условиями.

  • Скидка в размере 100% от стоимости Пакета SMS (50 или 100 шт.) на 30 дней
Срок действия пакета начинает отсчитываться с даты подключения.
Пакет включает в себя исходящие SMS на мобильные телефоны всех
операторов подвижной связи домашнего региона Участника при
нахождении Участника в пределах домашнего региона.
  • Скидка в размере 100% от стоимости Пакета минут разговора на номера МТС (30 или 60 мин.) на 30 дней

Пакет включает в себя минуты исходящих вызовов на мобильные телефоны МТС домашнего региона Участника при нахождении Участника в пределах домашнего региона.

Пакет по Акции расходуется в первую очередь, а далее – основные пакеты, подключенные Участником вне рамок Акции.

  • Скидка в размере 100% от стоимости Пакета интернет-трафика (500 МБ) на 60 дней использован по всей России. Пакет по Акции расходуется в первую очередь, а далее – основные пакеты, подключенные Участником вне рамок Акции.
Срок действия пакета начинает отсчитываться с даты подключения.

Пакет включает в себя интернет трафик, который может быть использован по всей России.

Пакет по Акции расходуется в первую очередь, а далее – основные пакеты,
подключенные Участником вне рамок Акции.

Призы категории В

Призы от партнеров МТС (скидки от партнеров ПАО «МТС», предоставляемые при предъявлении промокодов):

  • АО «РТК»
  • ООО «ЦТВ»
  • ООО «ФРИИЭТЛАСТ»
  • ООО «Информ-Мобил»

Подробная информация о том, как воспользоваться скидкой будет доступна Участнику в момент выигрыша.

Поддержка

Любые претензии относительно проведения Акции «Автомат МТС» можно отправлять по адресу организатора:

Претензия должна содержать фамилию, имя и отчество Участника, контактный номер телефона, электронный адрес Участника для отправки ему ответа.

Советские игровые автоматы - такая же достопримечательность времени, как мороженое в бумажных стаканчиках, значки с изображением и легендарная газировка с сиропом. «Сафари», «Настольный хоккей», «Морской бой» - у человека, детство которого прошло в 80-е, только эти названия сразу вызывают приятную ностальгию.

Экскурс в историю

История советских игровых автоматов началась в 70-х годах прошлого века. Именно тогда было решено наладить их выпуск и создать совершенно новую индустрию в стране, пригласив лучших американских и японских производителей. Импортные разработки были представлены на выставках игровых машин. Американцы хотели захватить данный рынок и иметь возможность продавать свои игровые автоматы. Партия СССР не могла допустить такого. В итоге пошли совершенно иным путем - сначала просто купили все выставочные экспонаты, а потом озадачили 23 военных завода. Так стало налаживаться производство игровых автоматов, которые были похожи на аналогичные машины в Японии и Америке.

Игровые автоматы СССР успешно просуществовали до самого распада Советского Союза, и причина их исчезновения вовсе не в частых поломках. Большинство из них могли развлекать детей и взрослых еще много лет. Все дело в том, что оплачивать игру надо было 15-копеечными монетами, а они в начале 90-х вышли из обращения. Проблема эта была вполне разрешима, и попытки вдохнуть в игровые автоматы СССР вторую жизнь все же предпринимались. Монетки достоинством в 15 копеек красили в черный цвет и продавали в качестве жетонов или выбивали на них аббревиатуры клубов, где стояли автоматы. Но такой нехитрый способ недолго просуществовал. Подобные жетоны мог подделать каждый уважающий себя школьник.

В игровые автоматы были почти в каждом крупном городе. Так куда же надо было отправиться, чтобы поиграть? Как правило, они стояли в парках и Домах культуры, кинотеатрах, на вокзалах и даже в Дворцах пионеров. Такого массового распространения, как современные платежные терминалы, они не получили и не стояли на каждом шагу. Игровые автоматы СССР в Москве было можно ставить в местах наибольшего скопления народа, порой даже открывались отдельные игровые залы. Иногда, чтобы сыграть, нужно было отстоять немалую очередь.

"Морской бой"

Это самый популярный игровой автомат в СССР среди детей и взрослых всех поколений. В морской бой не так уж просто выиграть. Чтобы потопить крейсеры и подлодки противника, надо запускать торпеды по вражеским кораблям. Но до цели они долетают не мгновенно, а с небольшой задержкой, так что стрелять приходится на опережение. Если глядеть во вращающий перископ, то кажется, что субмарины движутся далеко на горизонте. Эта иллюзия глубины создавалась при помощи зеркал, а на самом деле механизм передвижения крейсеров и лодок находился на уровне колен игрока. Почему был так популярен игровой автомат «Морской бой»? СССР был милитаризированным государством, и даже игры отображали суть политики страны.

"Воздушный бой"

Почти в каждом кинотеатре того времени стоял "Воздушный бой". Игровой автомат СССР создавал образ защитника Родины, а каждый школьник мечтал стать космонавтом или летчиком. Ручка управления имитирует штурвал, а яркий дизайн кабины, свето- и звуковые спецэффекты давали возможность очутиться в небе. При помощи прицела необходимо было сбивать вражеские истребители и набирать очки. Игра достаточно сложная, приходилось долго оттачивать мастерство, чтобы победить.

"Снайпер"

Самый известный стрелковый автомат, который напоминал знакомый каждому советскому гражданину тир. Стрельба производится при помощи игрового ружья, и имитация выстрела происходит за счет электромагнита. Любимый автомат мальчишек, ведь каждый хотел доказать свою меткость. Была и более усовершенствованная и сложная модификация данной игры с подвижными мишенями, а после набора максимального количества очков разыгрывался дополнительный тур.

"Сафари"

Еще одна не менее популярная «стрелялка» того времени. Но стрелять уже приходилось не просто по безликим мишеням, а по движущимся по просторах пустыни африканским животным. Игрок управлял наездником и должен был перескакивать через препятствия и отстреливать диких животных, которые перемещались по трех уровнях. Несмотря на примитивность графики, игра пользовалась огромным спросом у геймеров всех возрастов.

"Танкодром"

Еще один популярный автомат всех советских мальчишек, который давал возможность определить лучшего танкиста. На то время "Танкодром" был достаточно продвинутой игрой, а спецэффекты переносили игрока на поле танковой битвы. По сценарию необходимо вырваться из кольца окружения и при этом уничтожить все вражеские танки. За две минуты сеанса непросто было выиграть, а минные заграждения еще больше подогревали обстановку. В качестве награды геймер получал дополнительный бой и еще одну возможность доказать свое мастерство. Звуковое оформление игры вызывало восторг у мужчин и мальчишек - взрывы и канонады, рокот и стрельба пушек.

"Магистраль"

Советские разработчики были уверены, что игровые автоматы должны не просто развлекать, но и приносить пользу. Например, популярная игра «Магистраль» должна развивать внимание, скорость реакции и логическое мышление. В распоряжении игроков были разные трассы - учебная для новичков, а ночная дорога и езда в условиях гололеда покорялись только опытным гонщикам.

"Городки"

Пожалуй, это одна из собственных разработок страны. Действо отображалось на телевизионном экране. Многие дети хорошо знали эту забаву и играли в нее со своими сверстниками во дворах. По правилам, необходимо было разбить 15 движущихся фигур за 5 секунд времени на прицел. Такая игра развивала ловкость и реакцию школьников и не имела аналогов за рубежом.

Азарт и выигрыш

Игровые автоматы СССР никогда не имели ничего общего со стандартными азартными играми и никаких денежных призов они не выдавали. К тому же 15 копеек, которые тратил игрок, были совсем несущественной сумой и никаких инцидентов, связанных с крупными проигрышами, не происходило. Иногда, конечно, случалось, что в залах с игровыми автоматами школьники спускали все деньги, которые родители давали им на завтраки. Но это, скорее, исключение.

Единственным призом была призовая игра. Если игрок хорошо поиграл, запускался дополнительный тур. Например, менялась трасса, или выдавались дополнительные торпеды. Некоторые игровые автоматы выдавали мелкие подарки в виде значков. В аппарате «Пенальти» игрок мог получить в награду значок с символикой футбольной команды.

Но это быстро прекратилось, и автоматы начали стремительно сдавать свои позиции. На смену им пришли совсем другие игры, а сами они превратились в музейные экспонаты.

Музей в Питере

СССР в СПб являет собой просторное светлое помещение с более чем пятью десятками моделей игровых машин. Он предлагает посетителям не только полюбоваться своими любимыми автоматами, но поучаствовать в авторалли или сделать несколько метких выстрелов по мишеням. Начало этой частной коллекции было положено совершенно случайно. Создание музея началось с разговора товарищей, которые хотели поставить «Морской бой» у себя дома.

Создатели этого музея находили игровые автоматы СССР в самых неожиданных местах. Например, один из них был обнаружен на свалке в Московском парке. Он не работал, но его удалось отремонтировать, и он обрел вторую жизнь в музее. Экспонаты прибывают сюда со всей страны.

Один из автоматов, «Репка», а точнее, его половина, находилась в одной из подмосковных музыкальных школ.

Музей в Москве

Здесь сотрудники расскажут историю создания каждого автомата и проведут подробный инструктаж. В музее находится много интересного, позволяющего окунуться в прошлое и прочувствовать дух ушедшей эпохи. Кроме игровых автоматов, здесь представлены автоматы для приготовления легендарного лимонада и молочных коктейлей, для размена монет и другие чудеса советской электроники.

Также музей автоматов в Москве обставлен предметами декора прошлого, а старые печатные издания, диафильмы и ретро-магнитофоны создают особый настрой.

Как и в предыдущем музее, здесь можно поиграть и даже провести детский праздник.

Я родилась 14 августа 1974 года, скоро мне исполнится 36. Всего 36, но сколько событий произошло в мире за это время, как много изменилось с тех лет… Только задуматься!

Нам удалось захватить два века: пожить в 20 , радоваться 21-му. Мы получили уникальную возможность бурно встретить 3-е тысячелетие!

Когда-то мы с подружкой были первыми октябрятами и ходили строем вместе с другими под лозунг: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только всем вместе!» Мы вступали в пионеры, гордо вышагивая в 30 градусов мороза с распахнутыми шубами, показывая красные кусочки ткани, повязанные на шею («пионерский галстук», Прим. автора ) Через несколько лет мы же потихоньку комкали их в кармашке при выходе из школы. Мы с удовольствием пили газировку из автоматов: по одной копейке без сиропа, за три копейки с сиропом. Сейчас со страхом думаешь, что все пили из одного и того же стакана!

Попробовать газировку из того самого автомата можно и сейчас в Москве. Стоит всего 30 руб., которые платишь в кассу, получаешь 3-х копеечную монету, вставляешь её, по старой советской привычке, в автомат, выбираешь вкус - яблочный или грушевый, нажимаешь кнопочку, получая целый стакан живительного напитка как в те самые 70-80-е…

Помню первую бутылочку «Кока-колы», которая была тогда самой вкусной в жизни.… Не так давно мне удалось побывать в Музее «Кока-Колы» в г. Атланта (США) и оказалось, что всё совсем не так…

70-80 годы проходили в бурном строительстве коммунизма. СССР был мощнейшей страной с огромными территориями и численностью населения (около 250 млн. человек!!!)

Можно долго размышлять о том, что всё было «под одну гребёнку»: были одинаковые дома, одинаковая одежда, одинаковые машины и одинаковая мебель в квартирах. Но сейчас, спустя много лет, это вызывает лишь улыбку или сожаление, а по большому счету, вспоминая те времена, больше одолевает ностальгия.

Иногда появляется желание, хотя бы на чуть-чуть, волшебным образом, хоть на машине времени из когда-то любимого фильма «Гостья из будущего», попасть в то время, когда на сэкономленные на обедах деньги, мы ели очень вкусное эскимо, ходили в кино и бегали в залы игровых автоматов, горя желанием показать свою меткость и умения всего за 15 советских копеек.

Так сложилась судьба, что те давнишние игры плотно вошли в мою жизнь уже в наше время. Сегодня, после случайного вынужденного погружения в тему «советских автоматов» (ребята обратились за помощью в продаже 5 аппаратов), я не смогла удержаться и решила рассказать об истории советской развлекательной техники, смотря на которую сегодня, понимаешь, как далеко ушёл прогресс. Но, и со мной многие согласятся, при одном взгляде на громоздкие, с простеньким дизайном и примитивной «начинкой» аппараты, испытываешь только приятные положительные эмоции.

Для совсем молодых мой рассказ станет историей советской автоматной техники, для тех, кому ЗА…приятным путешествием в «игровые минуты» детства и юности…

Итак, поехали!

История игровых автоматов в нашей стране началась с 70-х годов прошлого столетия. Аппараты выпускались заводами, совершенно не профильными, чаще из оборонно-военного комплекса, где имелись свободные мощности и передовые на тот момент технологии. Целых 22 оборонных завода на территории всего СССР трудились на радость советских граждан. Из-за того, что план выпуска гражданской продукции у военных был финансовый, инженеры и разработчики старались вставить в игровой автомат как можно больше самой современной электроники. Поэтому аппараты получались страшно дорогими: от 2,5 до 4 тысяч рублей, почти как «Жигули». Соответственно ни одно предприятие, выпускающее на тот момент игровые автоматы, не выросло до мощнейшего гиганта, подобного Sega. (Из истории: компания SEGA была основана в 1940 году для предоставления услуг в сфере бизнеса развлекательных автоматов в США. В 1951 году она переехала в Токио под именем «SErvice GAmes of Japan». Первый игровой автомат - симулятор подводной лодки “Periscope” был выпущен в 1966 году и сразу стал хитом во всём мире. Сегодня Sega -компания,имеющая представительства в США и Европе и множество дистрибьюторов по всему миру)

За всё время в СССР было выпущено порядка 70 видов автоматов «для развлечения, активного отдыха и развития глазомера и реакции у населения». Кризисное время 90-х поставило жирную точку на производстве советского оборудования, а именно игровых автоматов, тех, о которых расскажу ниже. Причин тому было немало. Это и обесценивание тех самых 15 копеек, это общая тяжелейшая ситуация в стране, которая способствовала тому, что игровые залы попросту закрывались и не могли себя содержать, а многочисленные парки, в которых также работали автоматы, переходя на новый уровень, стремились к развитию и уделяли больше внимания «крупнокалиберной» технике. Кризис коснулся и мест отдыха и проживания детей (детских лагерей, интернатов и т.п.), куда аппараты приобретались шефами (крупные предприятия и заводы) и работали бесплатно.

Сегодня то время, как и многие вещи из того времени, стали историей. Историей времён СССР. Итак, аппараты времён СССР…Вспомним их поимённо?

Первое, что приходит на ум, всеми любимый, без ограничения по возрасту и полу «Морской бой».

Выпускался он с 1973 года и был самым популярным и запоминающимся автоматом. Аппарат имитировал торпедную атаку подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Надо заметить, что устройство аппарата не отличалось особой сложностью (в сравнении с сегодняшними аналогами, такими как современный, выпущенный американцами « SEA WOLF»)

В основе нашего аттракциона лежал принцип зеркального отражения панорамы «боевых» действий, надводных целей (силуэты кораблей) и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий расположена вертикально, но, отражаясь в зеркале, установленном под углом 45°, выглядела расположенной горизонтально. Имитация моря была выполнена из стекла, на которое нанесен рисунок моря. Под стеклом располагались 8 «лучей» траектории движения торпеды с 10-ю лампочками в каждом луче, что являлось упрощением конструкции игрового автомата, по сравнению с перемещаемой траекторией торпеды, что, например, было реализовано в игровом автомате-прототипе «Sea Devil»,выпущенном в 1970 году в США.

Управление пуском торпеды игроком осуществлялась через кнопку «Пуск» на правой рукоятке «перископа», через который играющий видел панораму «боевых» действий. При повороте перископа, выбиралась одна из 8 трасс пуска торпеды. Такой принцип фиксирования трассы торпеды делал аппарат более надежным технически, н
о в то же время пуск торпеды менее предсказуемым для игрока. Максимальное количество «торпед» было 10,но при 10 попаданиях появлялась возможность призовой игры. Надо заметить, что любителей этой игры, в то время было немало и, как и полагается в нашей стране, они таки находили варианты получения постоянных бонусов. При повороте «перископа» в крайне правое (при движении кораблей справа налево) и крайнее левое (при обратном движении кораблей) положение, если запустить «торпеду» в момент выхода корабля из-за ширмы-укрытия, корабль гарантированно поражался.

Я уверена, каждый из тех, кто много лет назад «торпедировал» корабли, смог не только вернуться в прошлое, но представить себе его, вспомнить ощущения от игры и запах. Вы помните запах «перископа»? Это первая ассоциация у всех, кто знает эту игру…А то, что небольшой рост зачастую не давал возможности дотянуться до него? Для исправления ситуации в автомате была предусмотрена выдвижная спец. подставка, позволяющяя быть выше.

Одной из любимых стрелялок советских граждан была игра в «Сафари».

Неповторимая захватывающая (да, тогда и такое впечатляло) охота на африканскую дичь собирала вокруг себя много народу. Игрок, управляя всадником, скачущим на лошади (скачки усложнялись препятствиями), должен был за отведённое время поразить движущихся на трёх высотах бегущих животных. Видеоавтомат с примитивной графикой и с полным отсутствием спецэффектов, которыми сегодня так насыщены современные симуляторы стрельбы , тогда имел большой успех, как у детей, так и взрослых. Женский пол также захаживал в игровые залы пострелять и не реже, чем мужское население. Я сама ходила в подобный игровой зал с друзьями и надо сказать, что получалось у меня лучше, чем у моих партнёров по игре мужского пола, потому масса положительных эмоций была обеспечена.

Самым известным из стрелковых был автомат «СНАЙПЕР», который выходил в двух версиях. По сути, он представлял тир с ружьем, сильно напоминающем настоящее. Задачей было поразить как можно больше мишеней за определённое количество времени. Тяжёлая винтовка в руках играющих была возможностью представить себя настоящим стрелком, снайпером. Толпы мальчишеских компаний и молодёжи простаивали у аппарата часами, играли, выбивая очки, соревнуясь между собой и показывая свою меткость рядом стоящим девушкам. Интересно то, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» — электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.

Если говорить о симуляторах стрельбы, то выпущено в то время их было немало. Кто-то наверняка вспомнит и советский «Тир» в виде автомата. В нём стрельба производилась по неподвижным, поворотным и движущимся спортивным мишеням. Оружием служил пластиковый пистолет, негабаритный, лёгкий по весу и удобный. В течение основного сеанса игры, который длился всего 2 минуты, можно было сделать до 200 выстрелов. Как и в любых аппаратах существовали и бонусы, которые добавляли азарта и веселья.

Выпущенный одним из приборостроительных заводов, он имел очень простой дизайн и несколько вариантов мишеней на выбор. Игрок мог выбрать падающие (в случае попадания, мишень падала) или двигающиеся мишени (при попадании она разворачивалась и двигалась в другую сторону) Была возможность стрелять и по стандартной круговой мишени. Для любителей была мишень в виде «совы» с «горящими глазами» (при попадании глаза гасли) При наборе 2500 очков после 20-ти выстрелов предоставлялась призовая игра. Число выстрелов в призовой игре равно 15-ти. По окончании игры на счетчике очков показывалось суммарное количество очков. Подобные игры для компаний вызывали бурю восторга, кто-то играл «на спор», кто-то «проигрывал» готовку ужина (реальная история из прошлого знакомой семейной пары), кто-то «продувал» кружку пива, а кто-то и жвачку (мятную или апельсиновую, помните тот вкус?)

В то время были первые попытки выпуска автоматов на космическую тему. Игровой аппарат «Астропилот» был менее распространен, но не менее увлекателен. Задача играющего была вести космический корабль с максимальной скоростью над поверхностью планеты, избегая столкновения с элементами пейзажа и посадить корабль на посадочную площадку за время посадочного сигнала. Управление космическим кораблем происходило перемещением джойстика. Очки начислялись за точную посадку без столкновений с различными объектами.

«Городки» были одним из любимых развлечений советских граждан. Увлекательная игра задерживала у себя на долгое время желанием добиться максимального результата и победить. На выбор игрока предлагалось сбить битой стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур, игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков. Были и постоянные клиенты, которые приходили, чтобы поставить свои личные рекорды.

Немало любителей было и у «Конька-горбунка» Игра, основанная на базе платформы ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной со сменными игровыми программами) стала первой разработанной в СССР аркадной игрой и основой для многих подобных «ходилок» с сюжетом (позднее были выпущены «Автогонки», «Кот-рыболов», «Остров Сокровищ», Снежная королева и др.). Задачей играющего было взять призы. Это были персонажи или вещи из художественного произведения или одноимённой сказки, в «Коньке…» это были жар-птица, сундук, царевна.), проводя в каждом кадре как можно быстрее главного героя Ивана на Коньке-горбунке к правому
краю экрана. Действия осуществлялись с помощью ручек управления и клавиш, которые заставляли его прыгать, ложиться, пятиться назад, идти вперёд, наносить удары. Все ошибки в действиях играющего (падение через камень, столкновение с летающим огнём, драконом, яблоком, камнем) наказывались потерями попыток. Красочная, музыкальная игра приводила в восторг детское население. На сегодняшний день подобные игры широкораспространены в виде компьютерных игр для детей младшего возраста.

Особый интерес представляет на сегодня игровой аппарат «Перехватчик» Уникальная очень показательная модель того времени. Задача игрока - отразить воздушную атаку капиталистического агрессора (!!!) Оформление, как и подобает, было предельно скромным. Для создания антуража (управления летательным аппаратом) внешность была стилизована имитацией самолётных приборов. Ручка («джойстик» того времени) позволяла не только маневрировать на большой скорости, но и совершать выстрелы. «Магистраль» - гоночный автомат, который развивал внимание, быстроту реакции, улучшал глазомер и совершенствовал логическое мышление. По крайней мере, так уверяли его создатели. Стоящий перед аппаратом игрок управлял своим транспортным средством при помощи большого руля, что добавляло интереса (ведь в то время не было сегодняшних возможностей «рулить» дома, смотря в компьютер и т.п.) Возможны были несколько режимов игры, среди которых «ночной» режим и режим «мокрой дороги». Волнение и азарт (столкновения-то хотелось избежать, очки заработать) были гарантированы.

Из автомобильных гонок был знаменит «Вираж» Это симулятор гонок того времени, предоставляющий возможность пройти на большой скорости по кольцевой трассе, ограниченной обочиной с зелёными насаждениями. Этот игровой автомат явился далёким предшественником сегодняшних автогонок. Модель имела экран и незаменимые атрибуты - кресло для водителя, ручку узла переключения скоростей. Цель игры, управляя с помощью руля, педалей «газа», «тормоза» и ручки переключения скоростей набрать максимальное число условно пройденных километров (очков) за время, отведённое на игру, избегая «аварийных наездов» на попутные автомобили и эстакаду. При нажатии педали «газ» включался двигатель панорамы и создавалась имитация движения по трассе, т.е чем сильнее жмёшь на педаль «газа»,тем быстрее вращается ландшафт и тем быстрее движешься ты, за рулём автомобиля. Как и все аппараты «Вираж» сопровождался музыкальными звуками столкновений, экстренного торможения и т.п. (конечно не было крутых стереосистем, динамиков, эффектов ветра, отдачи руля и т.п.) Игровой автомат имел бонусы. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах — целых три.

«Воздушный бой » любили все. На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты.

Невероятно интересными были «Скачки». Очень похожие на «Сафари» с наипримитивнейшим дизайном они были такими азартными! Игра позволяла играть как с автоматом, так и с друзьями, выбирая своего наездника с лошадью. Как выдерживали те бедные 6 кнопок я не знаю, потому как по ним и стучали, и ударяли, и колотили двумя руками…Ведь задачей было не только преодолеть все встречающиеся на пути препятствия, но и придти первым к финишу. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Самым замечательным (это моё субъективное мнение) был «Настольный баскетбол» . Автомат был рассчитан на парную игру. Задачей игрока являлось за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и более игроки поощрялись призовой игрой. Игровое поле было покрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками). Сегодня данная модель выпускается в современном обновлённом и усовершенствованном виде и называется SPASE BASKETBALL .



В то время выпускались и советские аналоги других спортивных аппаратов: настольный футбол, настольный хоккей (внешне он чем-то напоминал SUPER CHEXX ,а, по сути, домашний вариант игры в увеличенном исполнении).

Пик расцвета игровых автоматов в Советском Союзе пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку. Сегодня, когда те времена вспоминаются, как исторические моменты прошлого, аппараты, как и многое другое, является раритетом.

Некоторое время назад 2 выпускника московских ВУЗов-Александр Стаханов и Максим Пинигин организовали Музей Советских Автоматов в Москве. Свой первый экспонат для коллекции ребята обнаружили на... помойке Таганского парка. Им оказался «Морской бой». Через полгода коллекция выросла до шести автоматов. Руководство МАМИ (Московский Государственный Технический Университет) выделило под помещение музея подвал в общежитии. Сейчас коллекция насчитывает более 60 АИА. Более чем половину раритетов Максиму и Александру удалось вернуть «к жизни» при помощи паяльника и умелых рук. Останавливаться на достигнутом ребята не собираются, продолжая по крупицам собирать свою экспозицию. Одной из последних целей их поисков был автомат для производства газировки. Активно разыскиваются и 15-копеечные монетки, необходимые для запуска автоматов.

Но музеем жизнь советской игровой техники не ограничивается. Присутствием подобных автоматов в развлекательных центрах и барах поделились со мной их владельцы из разных городов нашей уже современной России. Как оказалось, они очень даже неплохо зарабатывают, а, главное, являются отличным привлечением в заведения разных направлений. Аппараты вызывают немалый интерес у сегодняшних детей, избалованных стремительно развивающимися компьютерными играми и не отстающим от них рынком развлекательного игрового оборудования. Но, как ни крути, история поучительна, а игровые автоматы СССР лучшее тому живое подтверждение.

В окончание хочу добавить, что, если у Вас, друзья, будут предложения по продаже, покупке, запчастям или ремонту этого «памятного оборудования», пишите нам. На них есть и спрос, и предложения. Мы поможем! Адрес

Директор компании «PlayKom» Пивченко Екатерина

Электронный выпуск "Киномеханик" № 28

Скачать электронный выпуск журнала "Киномеханик" №28 в формате pdf (980 Кб)

Музей советских игровых автоматов – один из самых удивительных столичных музеев. Уникальная коллекция этого музея представляет собой произведенные в СССР игровые автоматы. Вряд ли где-то еще вы сможете показать своим детям кусочек того мира, в котором жили, когда сами были ребенком.

Адрес музея : Бауманская улица, 11 (это в пяти минутах ходьбы от метро «Бауманская»).

Режим работы :
понедельник - четверг: с 13:00 до 21:00
пятница: с 13:00 до 20:00
суббота - воскресенье: с 11:00 до 20:00

Входной билет стоит 350 рублей . На эти деньги вам выдадут 15 жетонов - это оригинальные советские 15-ти копеечные монеты!


Пожалуй один из самых популярных игровых автоматов - Морской бой


Продолжительность игры 10 выстрелов



В музее игровых автоматов интересно будет и взрослым, и детям


Можно вдвоём "поохотиться" на медведей, зайцев и уток


Игровой автомат - Снайпер (выпускался на заводе Чебоксарского ПО "Промприбор" с 1979г., дата выпуска представленного экземпляра: 1983г.

Опустите монету в монетоприемник и после появления на табло надписи "Огонь", прицелившись в центр выбранной мишени нажмите курок. Попадание фиксируется исчезновением пораженной мишени. При поражении 20 мишеней даётся право на призовую игру. о чём сигнализирует табло "Призовая игра"


Игровой автомат - Лоцман.

Выпускался на Серпуховском радиотехническом заводе с 1985г. На этом же предприятии выпускались радиолокационные системы управления для зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, модули управления стрельбой корабельных комплексов выстреливаемых помех. В коллекцию музея попал из г.Нижнего Новгорода через радиолюбительский кружок в Москве


Игровой автомат "Шайбу, Шайбу!". После опускания монеты необходимо выбрать кнопками игру на одного или двух игроков. Левый игрок управляет при помощи вращающегося манипулятора с кнопкой нападающим. Правый игрок вращающимся манипулятором управляет вратарем.

Игровой автомат - Хоккей (одной монетой играет два игрока)


Игровые автоматы: "Конек-Горбунок" и "Телетир 4Ц" в этот день не работали


Игровой автомат - Удачный выстрел. Для игры вдвоем в начале игры необходимо последовательно опустить две пятнадцатикопеечные монеты. При одиночной игре стрелять из левого ружья. Выпускался Северодонецким приборостроительным заводом. В советское время завод специализировался в производстве вычислительной техники для автоматизированных систем управления тепловых и атомных станций, предприятий химической и нефтехимической отраслей.

Можно вчетвером погонять в гонки (игровой автомат - "Чемпион-М")


На игровых автоматах интереснее играть в паре


Игровой автомат - Танкодром. Кнопка "ПОИСК" во время игры не используется. Для поражения целей надо наезжать танком на огневые рубежи. Для перемещения танка использовать только рычаг управления. Положение рыага "скорость" в момент наезда на огневой рубеж значения не имеет.

У меня что-то не получилось управлять танком:)) зря потраченный жетон


Игровой автомат "Зимняя охота"

Интереснее стрелять вдвоём.


Игровой автомат - "Пенальти". Игра состоит из двух таймов. Для начала второго тайма нужно нажать красную кнопку на автомате. Каждый тайм заканчивается в момент, когда нет свободных мячей для выбрасования

Игровой автомат - "Викторина". Для игры вдвоем, необходимо до нажатия кнопки "Пуск" опустить последовательно две пятнадцатикопеечные монеты. Выпускался пензенским ППО "Эра". В советское время предприятие изготовляло тренажеры для летчиков. Раньше автомат можно было встретить в ГАИ. В коллекцию музея попал из парка культуры и отдыха г.Киреевска


Автомат "Скачки". Одной монетой можно оплатить игру двух игроков.


Игровой автомат "Мотогонки". Продолжительность игры 120 сек. Управляя мотоциклистом с помощью руля и ручки газа, постарайтесь занять первое место в гонке, не нарушая правила и избегая столкновений.

"Ни пуха ни пера". На всю игру дается 30 выстрелов. Охотник на поле может выстрелить раньше вас. При этом у вас отнимется выстрел.


Ещё один очень популярный игровой автомат в своё время - игровой автомат "Городки"

Автомат "Сафари". Скачущий охотник должен попасть в животных


Многие приходят в музей целыми семьями


Не все игровые автоматы работают в музее

Например игровой автомат "Форвард" не работает


Ещё один игровой автомат, который пользуется в музее большим спросом - Силомер


Дается 4 попытки в течение 2-х минут. "Репку" надо не рвать, а тянуть, упираясь одной ногой в наклонную площадку

Усилие до 40 кг - Мышка, до 80 кг - Кошка, до 120 кг - Жучка, до 160 кг - Внучка, до 200 кг - Бабка, свыше 200 кг - Дедка.

Мы вытянули 302 кг:))


Справочная, в которой можно узнать об истории музея, об экспонатах (раньше такая справочная стояла на железнодорожных вокзалах)


В музее установлены автоматы с газированной водой. Настоящую газировку с сиропом можно попробовать за 50 рублей стаканчик


В музее есть уютное кафе, в котором можно отдохнуть после веселых игр на автоматах


Да, телефон работает!

Да, достаточно нажать на кнопку!

Да, таксофонов в музее два!

Разговор возможен между двумя таксофонами

Второй таксофон находится у основного входа.

Второй таксофон, у главного входа:)

В целом музей понравился. В музей лучше приходить компанией, будет намного веселее. 15 жетонов вам хватит минут на 40-50:))